Полная версия
Я смотрю на звёзды
Мумия жреца и фрагменты картонажа до реставрации
Картонаж египетского жреца после реставрации
Изрядно покопавшись в гробу, я нашла кое-какие дополнительные осколки и один глаз, другой сделала по образцу. Но не было овала лица. Тогда нашла похожую мумию по размеру и через папиросную бумагу, накрыв марлей, сделала гипсовую посмертную маску. Затем приделала её моему жрецу, туда же посадила глаза, фрагменты носа и губ. Выглядеть он стал лучше. Каждый день, приходя в Некрополь, я просила у этого человека прощения за его нечеловеческое положение. Очевидно, поэтому «злые духи египетских пирамид» меня не тронули. Здоровье моё, в отличие от других иностранных исследователей, не повредилось. Приходила хранительница древнего Египта и задумчиво произносила: «Как вы думаете, Ирина Анатольевна, может нам обратиться с ходатайством к администрации Петербурга о разрешении захоронить жреца. Ведь вот валяется на полу, никому не нужный?» Я возражаю: «В Древнем Египте существовали совершенно другие обычаи и традиции, закапывать умершего в землю, да ещё и мумифицированного, неправильно». На самом деле – довольно трудная этическая задача. Когда я закончила реставрацию, мумия без картонажа вернулась в свой деревянный гроб. Для музея она не представляла интереса. А живописный картонаж, исполненный в сине-зелёной гамме, испещрённый иероглифами, значками и символами, сияющий золотым лицом, был помещён на пенопластовую болванку, специально изготовленную. Закончив реставрацию и заодно исследование картонажа, я испытала смешанные чувства. Удовлетворение от хорошо исполненной работы, где было много находок и придумок и какой-то непонятной тоски по поводу несовершенства этого мира.
«Нам не дано предугадать
Как слово наше отзовётся,
И нам сочувствие даётся,
Как нам даётся благодать…»
Ф. Тютчев
Любые события и явления, рассказанные одним человеком, воспринимаются другими людьми по-разному в силу иного восприятия
действительности, различия в психике, в возрасте, в жизненном опыте, характере и т.д. Все эти факторы накладывают определённый отпечаток на происходящее и произошедшее.
Например, в экспедиции в Средней Азии я была уже замужней женщиной и имела двоих детей, а мои подружки были лет на 8 младше меня, без жизненного опыта. Многое виделось им в розовом свете. И все люди вокруг казались им ангелами, что, естественно, не соответствовало действительности.
Музей
«К людям надо относиться мягше,
А на жизнь смотреть ширше».
А. Райкин
А.Б., сотрудник отдела Востока, написал статью, посвящённую моему жрецу. Благодаря моей реставрации, этот экспонат стал представлять интерес для науки. Когда мы путешествовали по Чехословакии большой эрмитажной комсомольской компанией, А. проявлял ко мне мужской интерес. Разговаривая со мной, смотрел только на грудь, никогда в глаза. Однажды в Брно нас водили по центру. Он, чтобы лучше видеть и слышать, т.к. был небольшого роста, забрался на край фонтана. Я подкралась и схватила его за ногу. Заорав нечеловеческим голосом, он обеими ногами рухнул в воду, чуть не испортил экскурсию. Вид у него, некрасивого очкарика, был очень жалкий. Правда, А. был очень умный, что не избавило его от одиночества. Очень интересно, что в музее сосредоточились люди (в основном, женщины) в подавляющем большинстве проблемные и, мягко говоря, неадекватные. Например, Баст, толстая, забитая родителями, лежала в клинике неврозов, кончала жизнь самоубийством. Вышла замуж, родила двоих детей. Стала также деспотично, как и её родители, учить своих детей музыке. Ещё одна сотрудница говорила, что спать с мужчинами – то же самое, что ходить на приём к гинекологу, а в бассейне плавает сперма, которая может попасть тебе во влагалище. Следующий персонаж, старая дева, жила с папой. Ещё одна реставратор вышла замуж за мужчину, у которого мать была больна шизофренией, и её старший сын родился с этим же диагнозом. Внешне он был вполне симпатичным мальчиком. Целыми днями, сидя дома, под воздействием лекарств, он рвал бумагу. В метро у него спрашивали дорогу, а на улице просили закурить, а он не понимал, чего от него хотят. А.Д. – очень приятный, интересный и вполне адекватный человек. Когда её сыну было 9 лет, он погиб от кровоизлияния в мозг в школе на физкультуре. Эта трагедия наложила свой отпечаток на её характер. Впоследствии она с трудом родила девочку. Починкина была замедленной, очень неприспособленным к реальной жизни человеком с двумя детьми и неустроенным бытом в посёлке Песочный в дачном домике. Будучи на пенсии, в преклонном возрасте она ушла из дома и не вернулась (Альцгеймер). Искали несколько дней, нашли замёрзшей насмерть – не помнила, как вернуться домой. Ещё была бывшая циркачка без специального художественного образования, чья-то протеже. Она любила говорить: «Я пришла к вам «ингнидо» (что означало «инкогнито»).
Коллеги
Все коллеги, в большинстве своём, обладали высокими интеллектуальными способностями и, по-своему, были интересными людьми. Р. как-то составила овощной гороскоп на всех сотрудников. Хорошего чувства юмора ей было не занимать. Я в этом гороскопе была помидором «привлекательным внешне и вкусным внутри». Моя подруга была морковкой, кое-кто – зелёным горошком. Единственный мужчина, Валера Шацкий, – хреном. И т.д. К сожалению, многие из этих людей уже на небесах.
Заведующей лабораторией научной реставрации монументальной живописи Государственного Эрмитажа была талантливая харизматичная дама. Она отличалась редким занудством, а также добротой и справедливостью.
Как-то, возвращаясь из гостей вместе с сыном, они шли под ручку через дорогу. Ей было лет семьдесят. Какой-то лихач на автомобиле въехал в пару, причём задел только её. Она погибла сразу. Её сын, Саша Рапопорт, имел двух дочек – Анну и Ксению. Аня, старшая, училась в Академии художеств и была проблемной девочкой. Младшая, Ксюша, поступила в театральный институт и сейчас очень знаменитая актриса. Много снимается в кино, работает в театре Европы Додина. У неё две дочери. Старшая, Аглая, уже тоже известна и популярна. Родилась Ксения в 1974 году. В возрасте 5 лет бабушка брала её к себе на работу в Эрмитаж. Мне было 24, я недавно родила Митю. Ксюше было скучно во взрослом музейном мире. Я затеяла с ней игру в магазин – сидели за большим обеденным столом, у нас были деньги, вырезанные из бумаги, весы, товар – весело и интересно. У Ксении вокруг головы кудрявые волосы нимбом над головой, огромные выразительные глаза, внимательный взгляд. забыть такого ребёнка невозможно. Мне приятно, что из такой прелестной девочки выросла удивительная большая актриса. 8 апреля 2015 года ей присуждено звание народный артист России. Мне особенно близки её роли в фильмах «Ладога» и «Юрьев день».
Астрология
Я работала в Эрмитаже уже лет восемь, и вдруг к нам в мастерскую приходит Вера Фоминых. Её берут на реставраторскую ставку. Выясняется, что родилась она в один день, месяц и год со мной – 28 ноября 1955 года – просто удивительно. Она родом из Малой Вишеры Ленинградской области, закончила Мухинское (сейчас – имени барона Штиглица) училище. Вышла замуж за преподавателя этого заведения Александра. Родила сына Арсения. Саша в 2 раза старше её, отношения не сложились. Сын тоже стал художником, какое-то время наркоманил. Уже в начале 2000-х они расстались. Она переехала к матери за город. Там познакомилась с молодым человеком много младше себя. С ним и живёт. Работает до сих пор в музее. По характеру – полная моя противоположность. С сыном не общается – запретил муж. Она плывёт по течению, бессловесное существо, «кузен» своему счастью. О дружбе между нами не могло быть и речи – слишком разные и несовместимые. Я всё время делала себя и жизнь вокруг – ставила цели и достигала их. Человека формирует генетика, воспитание, образование, среда, а не дата его рождения. И как после этого верить в астрологию?
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.