Полная версия
Францисканский орден: от апостольского движения к ученой корпорации (Франция, XIII в.)
79
Котляревский С.А. Францисканский орден и римская курия в XIII и XIV веках. М., 1901.
80
Аверинцев С.C. Введение // Истоки францисканства. Assisi, 1996. C. 11—16.
81
Cм., например: Керов В.Л. Народное еретическое движение бегинов юга Франции и Петр Иоанн Оливи // Французский ежегодник’1968. М., 1970. С. 5–33; Он же. Народные восстания и еретические движения во Франции в конце XIII—начале XIV в. М., 1986.
82
Керов В.Л. Францисканцы во Франции в XIII—первой половине XIV в. Петр Иоанн Оливи и спиритуалы. М., 2007.
83
Аверинцев С.С. Введение… C. 11—16.
84
Дунаев А.Л. Францисканский орден и движение спиритуалов: история конфликта: 1220—1319 гг. Дисс. … к.и.н. М., 2009.
85
Дусаева Э.М. Формирование образа Франциска Ассизского в западноевропейской культуре XIII—начала XIV вв.: “Legenda maior” Бонавентуры и цикл фресок Джотто в Верхней церкви Ассизи. Дисс. … к.к.н. М., 2004.
86
Садченко В.Н. Францисканский монашеский орден и его социально-религиозные функции (XIII—первая половина XV вв.). Дисс. … к.и.н. Ставрополь, 2005.
87
“L’institution, selon François, c’est d’abord la transposition d’une expérience individuelle en enterprise collective, le passage de l’ego au nos” // Dalarun J. François d’Assise, ou le pouvoir en question… P. 26.
88
Каждый исследователь, столкнувшийся с реформами средневекового западноевропейского монашества IX—XIII вв., рано или поздно приходит к основной проблеме: монашеская реформа исходит от монахов и противопоставляет себя иерархии церкви, или она идет от церкви и связана с её институционализацией? Этот вопрос был поднят в дискуссии К. Халлингера (автора концепции «Горце-Клюни», см. Hallinger K. Gorze-Kluny. Rome, 1950—51. T. 1—2) и представителей фрай-бургско-мюнстерской школы, учеников Г. Телленбаха. Монография Халлингера вызвала яростную полемику, итоги которой были подведены сборником статей: Monastische Reformen im 9. und 10. Jh. / Hrsg. R. Kottje, H. Maurer. Sigmaringen, 1989. Халлингер выдвигает идею об «антифеодальном» характере клюнийской реформы и противодействии клюнийцев институту частной церкви, а также иных процессов феодализации церкви, роль ведущего монастырского центра отдается им Горце (Лотарингия). Магер, Воллаш и Шмит пересматривают тезис Халлингера об «антифеодальном» характере клюнийской реформы. Они доказывают, что клюнийцы активно использовали институт частной церкви при строительстве своего объединения и проведения реформы, способствовали духовному самоутверждению местных династий, их дальнейшей консолидации. Кроме того, в Клюни проходит реформа «сверху», в традициях Каролингской империи. Именно поэтому клюнийские монастыри отсутствуют на территории Германии вплоть до 70-х гг. XI в. Литература по церковным реформам необозрима. Общее представление дает библиография Ж. Констэбля: Constable G. Medieval Monasticism: A Select Bibliography. Toronto, 1976.
89
Об этом институте см.: Усков Н.Ф. Христианство и монашество в Западной Европе раннего Средневековья. СПб., 2001.
90
Арнаутова Ю.Е. “Caritas” святого Геральда: к проблеме авторских интенций в “Vita s. Geraldi” Одо Клюнийского // Долгое Средневековье. Сб. в честь А.А. Сванидзе / Под ред. А.К. Гладкова. М., 2011. С. 225—256.
91
От классических историков Франции идет представление о том, что именно крестовые походы сформировали облик средневековой Западной Европы, и любое действие правительства и церкви было подчинено идее крестового похода. Современные историки подвергают этот тезис переосмыслению.
92
Об иоахимизме см. ниже в сноске 158.
93
Verger J. Culture, enseignement et société en Occident aux XIIe et XIIIe siècle. Rennes, 1999. P. 19. Там же (на стр. 21—22) находится хорошая библиография основных проблем культуры XII в.: проблема Возрождения, появления интеллектуалов и т.д. IV Латеранский собор подвел итог церковной реформы. До IV Латеранского собора не было строгих письменных формул канонов, они окончательно оформились в его постановлениях. Cм.: Constitutiones concilii quarti Lateranensis cum commentariis glossatorum / Ed. A. García y García. Vatican City, 1981; Concilio-rum oecumenicorum decreta / Ed. G. Alberigo et al. Freiburg, Breisgau, 1962.
94
Cм., например: Blumenthal U. The Investiture Controversy: Church and Monarchy from the Ninth to the Twelfth Century. Philadelphia, 1988.
95
Церковная реформа XI в., затронувшая и церковь, и государство, и культуру, стала одним из толчков к ускоренному развитию Западной Европы. Гипотезу выдвинул Яков Буркхардт (см.: Burckhardt J. Weltgeschichtliche Betrachtungen / Ed. B. Schwabe. Basel, 1942 (англ. изд.: Burckhardt J. Force and Freedom: Reflections on History / Ed. and trans. J.H. Nichols. N.Y., 1943)).
96
Хачатурян Н.А. Король-“sacré” в пространстве взаимоотношений духовной и светской власти в средневековой Европе (морфология понятия власти) // Священное тело короля. Ритуалы и мифология власти / Отв. ред. Н.А. Хачатурян. М., 2006. С. 21.
97
Динамика развития папской власти может быть прослежена по истории развития папской канцелярии. 1. Первые века – Лев IX: примитивная организация, первые пробы, редкие документы, затруднения в классификации материалов. 2. Лев IX (1048) – Иннокентий III (1198): период организации, внешний вид, стиль, формулировки, постепенно фиксируются различия между видами посланий. 3. Иннокентий III (1198) – Евгений IV (1431): период окончательного формирования канцелярии, правил оформления и различия папских посланий. 4. Евгений IV (1431) и до наших дней: характеризуется множеством и разнообразием форм папских посланий (см.: Giry A. Manuel de diplomatique. P., 1925. P. 661—705). За основу своего концептуального исследования этот принцип взял Рокен Ф. (см.: Rocquaine F. La papauté au Moyen Âge. P., 1881).
98
Исторический контекст см., например, в: Rocquaine F. La papauté au Moyen Âge – P. 238—261; также см.: Registres de Boniface VIII / Ed. G. Digard, M. Faucon and A. Thomas. P., 1907—1939.
99
Gratien de Paris. Histoire de la fondation… P. 41—44.
100
Bullarium Franciscanum / Ed. J.H. Sbaralea. Rome, 1759. T. I. P. 22. 1220 год.
101
Фигура Илии Кортонского и его роль в развитии “Ordo Fratrum Minorum” представляет одну из самых интересных загадок Францисканского ордена, оценки его деятельности крайне противоречивы. Например, см.: Котляревский С.А. Францисканский орден… C. 175 и далее.
102
Regula non bullata // св. Франциск Ассизский. Сочинения. М., 1995. С. 77—119.
103
Regula bullata // Там же. С. 121—135.
104
Testamentum // Там же. С. 141—147.
105
Соответственно, идет от спиритуалов, была поддержана П. Сабатье.
106
Эта идея исходит от ортодоксального направления в “Ordo Fratrum Minorum”, была выражена францисканцами, историками Ордена. На данный момент наиболее полно раскрыта Ж. Далареном.
107
Gratien de Paris. Histoire de la fondation… P. 59—60.
108
Иоанн Паренти занимал пост генерального министра с 1227 по 1232. Доктор факультета права в Болонском университете, на момент выборов 1227 г. исполнял обязанности провинциального министра Испании. См.: Gratien de Paris. Histoire de la fondation… P. 112.
109
Bullarium franciscanum. T. I. P. 68—70. Подробный анализ см.: Gratien de Paris. Histoire de la fondation… P. 118—119.
110
Более подробно о биографии Фомы Челанского см. Praefatio // Analecta Franciscana. Quaracchi, 1926. T. X. Fasc. 1. P. iv–vi; Introduction // Saint François d’Assise. Documents… P. 175—182. Следует отметить, что первые братья, пришедшие с проповедью в Германию были приняты за еретиков и преданы смерти, поэтому проповедническая миссия в Германию была желанна и почетна. См.: Chronica Fr. Jordani de Yano // Analecta Franciscana. Quaracchi, 1885. T. I. P. 3.
111
1С. P. I, ch. XIII—XIV. P. 25—28.
112
Ibid. P. I, ch. X, 24. P. 20—21.
113
Ibid. P. I, ch. XIII, 33. P. 26—27.
114
Ibid. P. I, ch. XIV, 35. P. 28.
115
Ibid. P. I, ch. XIV, 35. P. 28.
116
Ibid. P. I, ch. XXVII, 73. P. 54—55.
117
Для Фомы это не имеет значения, или он специально об этом умалчивает. Как бы то ни было, в его втором жизнеописании роль папы Гонория III значительно вырастает, и мы узнаем, по какому делу св. Франциск пришел в Рим.
118
1C. P. I, ch. XXVII, 73. P. 54.
119
«О сколькие, особенно в самом начале, интриговали против нежного росточка, чтобы погубить его» (“O quanti, maxime in principio cum haec agerentur, novellae plantationi ordinis insidiabantur ut perderent”) // Ibid. P. I, ch. XXVII, 74. P. 55.
120
Ibid. P. I, ch. XXVII, 74—75. P. 55—56.
121
Ibid. P. II, ch. V, 101. P. 78.
122
Ibid. P. II, ch. V. P. 76—79.
123
Во многом это связано с тем, что у нас нет хроники, в которой бы рассказывалось о приходе и освоении францисканцами Франции, как это было с Англией (см.: T homas Eccleston. Liber De adventu Fratrum Minorum in Angliam // Analecta Franciscana. Quaracchi, 1885. T. I. P. 217—57) и Германией (см.: Chronica Fr. Jordani de Yano // Analecta Franciscana. Quaracchi, 1885. T. I. P. 1—19). Для реконструкции событий во Франции историки используют хроники, описывающие освоение соседних провинций, или косвенные французские источники.
124
Waddingus L. Annales minorum seu trium ordinum. Romae, 1731. Vol. I. P. 250. Датировано 1216 г.
125
“…laudes Domino lingua francigena decantaret” // 1C. P. I, ch. VII, 16. P. 15.
126
Waddingus L. Annales minorum… Vol. 1. P. 131. Датировано 1212 г.
127
Ibid. P. 247. Датировано 1216 г.
128
Ле Гофф Ж. Людовик IX Святой. М., 2001. C. 254.
129
Более подробно см.: Emery R.W. The Friars in Medieval France. A Catalogue of French Mendicant Convents, 1200—1550. N.Y., 1962.
130
1C. P. III, P. 95—96.
131
См., например: Chartul. I, №. 37. P. 95—96 (Указ Парижскому епископу от 29 мая 1220 г.).
132
Котляревский С.А. Францисканский орден… C. 90.
133
Bulaeus. III. P. 99.
134
О теократических притязаниях папы и споре со светской властью см. выше, в данной главе.
135
В хрониках начала XIV века выборы 1232 г. выглядят как захват власти Илиёй и его сторонниками. См., например: Cronica fratres Salimbene de Adam ordinis minorum // Monumenta Germaniae Historica. Scriptorum / Hrsg. O. Holder-Egger. Hannoverae et Lipsiae, 1905—1913. Bd. XXXII. S. 101—103 (оценка его министерства). Во внутренней истории “Ordo Fratrum Minorum” власть Илии впоследствии принимает характер нелигитимной, Орден отказывается от его дел. В первой главе монографии Р. Брук дан разносторонний обзор оценки деятельности Илии на посту генерального министра с точек зрения авторов XIII и XIV вв. (Brooke R.B. Early Franciscan Government: Elias to Bonaventure. Cambridge, 1959).
136
О нем практически ничего не известно. На пост он избирается уже в довольно пожилом возрасте. Особенно был известен своими познаниями в области медицины и канонического права. Cм.: Chronica generalium ministrorum… P. 263.
137
Ibid. P. 262.
138
Ibid.
139
Bullarium franciscanum. T. 1. P. 400—402. Подробный анализ см.: Gratien de Paris. Histoire de la fondation… P. 193—199.
140
Котляревский С.А. Францисканский орден… С. 120 и далее.
141
Этому вопросу посвящена Часть III данного исследования.
142
Иоанн Пармский (ок. 1209—1989) принял сан вскоре после зачисления в Орден. Читал курс лекций в Парижском университете, затем преподавал в Болонском университете и в Неаполе. На I Лионском соборе (1245 г.) он присутствовал в качестве эксперта. Десятилетие его министерства запомнилось множеством чудес. См.: Chronica generalium ministrorum… P. 270—323.
143
3S. Сh. III, 19. P. 813.
144
2С. P. I, ch. XI. P. 140—141.
145
Ibid. P. I, ch. XVI—XVII. P. 144—146.
146
Ibid. P. I, ch. XVI—XVII. P. 144—145.
147
Ibid. P. I, ch. XVII. P. 145—146; P. II, ch. XXVIII. P. 166; P. II, ch. XXXIII. P. 168—169; P. II, ch. XLIII. P. 175.
148
Ibid. P. II, ch. CXXXIX. P. 235—237.
149
Ibid. P. II, ch. CLXII, 216. P. 254—255.
150
Нам известно, что некто заставил Франциска отказаться от поста генерального министра и это угнетает святого. См.: Ibid. P. II, ch. CXLI. P. 238. Здесь же Фома явно показывает, что “Ordo Fratrum Minorum” был новым орденом, поскольку Франциск различает ордена старые и созданный им.
151
Ibid. P. II, ch. CXLI. P. 238.
152
Ibid. P. II, ch. CLVIII. P. 249—250.
153
Ibid. P. II, сh.CLIX. P. 251.
154
Ibid. P. II, ch. CLXII, 216. P. 254.
155
Ibid. P. I, ch. VIII, 13. P. 138.
156
«Возлюбил прежде всего Францию как друга Тела Господня, желал умереть в ней, в стране, настолько почитающей святыни» (“Diligebat propterea Franciam ut amicam Corporis Domini, atque in ea mori propter sacrorum reverentiam cupiebat”) // Ibid. P. II, ch. CLII, 201. P. 245.
157
Библиографию к «Введению в Вечное Евангелие» см. сноска 24, главы III Части II.
158
Об Иоахиме Флорском и его историософии см: Grundmann H. Neue Forschungen über Joachim von Fiore. Marburg, 1950. P. 31 ff; Смирин М.М. Томас Мюнцер и учение Иоахима Флорского // Средние века. 1946. Вып. 2. С. 292–322; О распространении иохамизма см.: Bloomfield M.W., Reeves M.E. The Penetration of Joachism into Northern Europe // Speculum. 1954. Vol. XXIX. № 4. P. 772—793 (В этой статье дается очень подробная библиография); Reeves M. The Influence of Prophecy in the Later Middle Ages: A Study in Joahimism. Notre Dame, 1993. О влиянии иоахимизма на Францисканский орден: Gratien de Paris. Histoire de la fondation… P. 210 ff; Douie D. The Nature and Effect of the Theory of the Fraticelli. Manchester, 1932 (Хорошее введение с библиографией); Daniel E.R. A Re-Examination of the Origins of Franciscan Joachitism // Speculum. 1968. Vol. 43. № 4. P. 671—676. Библиографию по «Введению в Вечное Евангелие» см. в сноске 24 к главе III Части II.
159
Об обстоятельствах см.: Gratien de Paris. Histoire de la fondation… P. 244—245.
160
Бонавентура (1221—1274) учился в Парижском университете с 1236 по 1248 гг., вначале у Александра Гэльского, затем у Ода Риго. С 1248 г. он получил от генерального министра Иоанна Пармского право преподавать как бакалавр канонического права, комментировал Сентенции. В 1254 г. он стал доктором теологии, преподавателем Парижского университета, по предписанию папы Александра IV. Занимал одно из центральных мест в конфликте нищенствующих орденов и Парижского университета. На посту генерального министра, кроме реформ Ордена меньших братьев, он провел ряд преобразований ордена клариссинок. О нем как о схоласте см.: Gilson E. La Philosophie de Saint Bonaventure. P., 1943. Как о реформаторе Ордена – Gratien de Paris. Histoire de la fondation… P. 249—321. Наиболее авторитетное собрание сочинений: Bonaventura. Opera omnia. Ed. Collegium S. Bonaventurae, Ad Claras Aquas. Quarachi, 1882—1902.
161
В противовес маленьким общежитиям в пустынях, по образу и подобию описанных в первых агиографиях.
162
Розалинда Брук считает, что постановления францисканских генеральных капитулов развивались по направлению именно к этой версии конституции, начиная с 1239 года, когда руководство в Ордене бессменно переходит к партии конвентуалов. Cм.: Brooke B.R. Early Franciscan Government… P. 210 ff.
163
Более подробно об этом решении см.: Gratien de Paris. Histoire de la fondation… P. 313. См. также: Van Ortroy P. Traité des miracles de S. François d’Assise par le B. Thomas de Celano // Analecta bollandiana. 1899. P. 174.
164
LM. Сh. III, 3. P. 567—568.
165
Ibid. Сh. III, 8. P. 569—570.
166
Ibid. Сh. III, 8—10. P. 569—571.
167
Ibid. Сh. IV, 1—2. P. 571—572.
168
Ibid. Сh. XII, 7. P. 613.
169
Например: Ibid. Сh. VI, 5. P. 584; Ch. VII, 7. P. 589.
170
Ibid. Сh. VI, 5. P. 584.
171
“Volens igitur confirmandam Regulam ex verborum Evangelii aggregatione profusius traditam ad compendisiorem formam, iuxta quod dictabat visio monstrata…” // Ibid. Сh. IV, 11. P. 576—577. Перевод на русский дан по: Бонавентура. Большая легенда // Истоки францисканства. Assisi, 1996. C. 561.
172
Илия Кортонский, чей образ окончательно исказился в памяти Ордена и принял гротескные формы.
173
LM. Сh. XIII. P. 615.
174
О францисканцах как следователях см. Ч. III. Гл. II—III в данной книге.
175
О движении спиритуалов и подробную библиографию по данной проблеме см. ниже Ч. I, гл. II, раздел «Древо распятой жизни: спиритуалы в начала XIV в.» и в сноске 112 Примечаний настоящей главы.
176
Джироламо д’Асколи (ок. 1230—1292) был учеником Бонавентуры, получил степень доктора теологии в Перудже. На Пизанском капитуле 1272 г. был выбран провинциальным министром Далмации. В том же году папа Григорий X отправляет его, Раймона Беренжера и брата Бонаграцию в качестве легатов в Константинополь, вновь подняв вопрос объединения церквей в преддверии II Вселенского собора в Лионе (1274). Избран генеральным министром Ордена во время пребывания в Константинополе, на экстренном генеральном капитуле в Лионе, в 1273 г. по причине избрания Бонавентуры кардиналом и его самоустранения с поста генерального министра. О нем см.: Chronica generalium ministrorum… P. 355—367. Оценка его министерства: Gratien de Paris Histoire de la fondation… P. 325—326.
177
О движении спиритуалов и подробную библиографию по данной проблеме см. ниже Ч. I, гл. II, раздел «Древо распятой жизни: спиритуалы в начала XIV в.» и в сноске 112 Примечаний настоящей главы.
178
Les Registres de Nicolas III (1277—1280). Recueil des bulles de ce pape, publiées ou analysées d’après les manuscrits… du Vatican / Par J. Gay. P., 1898—1932. P. 232—241. Николай III, до того, как стать папой, с 1261 г. был генералом-протектором Ордена. Принимал участие в комиссии по осуждению сочинений Гийома де Сент-Амура, был очень хорошо знаком с внутренней и внешней обстановкой в Ордене. См.: Gratien de Paris. Histoire de la fondation… P. 327.
179
Ibid. P. 328.
180
О роли новой конституции в формировании Ордена как ученой корпорации см. ниже Ч. II, Гл. III, раздел «Выбор Францисканского ордена».
181
Gratien de Paris. Histoire de la fondation… P. 361—362.
182
Парижский профессор теологии, родом из Тосканы. О нем см.: Chronica generalium ministrorum… P. 382—383.
183
Генеральным викарием в этот период был Гийом де Фальгьер, единственный из викариев, выбранный братьями. С 1288 г. их назначает папа или генерал-протектор Ордена. Cм.: Gratien de Paris. Histoire de la fondation… P. 363.
184
Матвей д’Акваспарта (ок. 1235—1302) был известным теологом. См., например, критическую публикацию его произведений: Fr. Matthaei ab Aquasparta. Quaestiones disputatae de fide et de cognitione. Quaracchi, 1903; Longpre E. Thomas d’York et Mathieu d’Aquasparta. Textes inedits sur le problème de la création // Archives d’histoire doctrinale et littérature du Moyen Âge. 1926—1927. Vol. 1. P. 293—308. О нем см.: Chronica generalium ministrorum… P. 406—412.
185
Раймон Годфруа (ум. 1310) был родом из знатной и богатой семьи в графстве Прованс. О нем см.: Chronica generalium ministrorum… P. 419—422.
186
В 1289 г. они одновременно прибыли в Риети на генеральный капитул Ордена. Раймон был выбран генеральным министром, а Карл II Aнжуйский получил корону Неаполя и Сицилии из рук папы Николая IV. Cм.: Gratien de Paris. Histoire de la fondation… P. 363—365.
187
Chronica generalium ministrorum… P. 431.
188
Более подробно об этом конфликте и его значении для Францисканского ордена в Университете см. Ч. II, Гл. III, раздел «Новый виток конфликтов – новый Орден».
189
3S. Ch. VIII, 27. P. 827.
190
Ibid. Ch. XII, 46. P. 841.
191
Равенство, конечно, в том смысле, в каком оно могло существовать в Средние века, не в современном.
192
3S. Ch. XVI. P. 853—856. Повествование в этой главе запутанно и распадается на куски. Причина в том, что компилятор неудачно сложил отрывки из разных редакций.
193
Ibid. Ch. XVI, 63. P. 854—855.
194
Ibid. Ch. XVI, 62. P. 854.
195
Ibid. Ch. XV. P. 852—853.
196
Ibid. Ch. XVIII, 72. P. 859.
197
Вопрос авторства «Легенды…» остается открытым, см.: Introduction // Saint François d’Assis. Documents… P. 799—801. Все исследователи сходятся на том, что для автора особое – сакральное – значение имел город Ассизи.
198
Уточним, под термином «спиритуалы» понимается оппозиционное движение вообще, окончательно оформившееся в начале 70-х гг. XIII в.. Оно включало в себя множество различных групп со своими идейными установками. Но общими для них было стремление следовать идеалам Франциска, выраженным в его «Правиле» до редакции папами и главами Ордена. Основные исследования по движению спиритуалов см.: Burr D. The Spiritual Franciscans: From Protest to Persecution in the Century after Saint Francis. Pennsylvania, 2001; Douie D. The Nature and Effect of the Heresy of the Fraticelli. Manchester, 1932 (о спиритуалах в Италии); Manselli M. Spirituali e Beghini in Provenza. Rome, 1959 (о спиритуалах в Провансе). О доктрине абсолютной бедности и ее развитии в Ордене см.: Lambert M.D. Povertà francescana. La dottrina dell’assoluta povertà de Cristo e degli apostoli nell’Ordine francescano (1210—1323). Milan, 1995.
199
Вступил в Орден в возрасте 12 лет, прошел курс бакалавра в Парижском университете, участвовал в комиссии Николая III по подготовке буллы “Exiit qui seminat”. Два раза обвинялся в ереси, однако умер как признанный католик. Литература о Петре Иоанне Оливи чрезвычайно обширна, см. например: Manselli R. La “Lectura super Apocalypsim” di Pietro di Giovanni Olivi. Rome, 1955; Burr D. Olivi and Franciscan Poverty: The Origins of the Usus Pauper Controversy. Philadelphia, 1989; Burr D. Olivi’s Peaceable Kingdom: A Reading of the Apocalypse Commentary. Philadelphia, 1993; Pasnau R. Petri Iohannis Olivi Tractatus de verbo // Franciscan Studies. 1997. Vol. 53. P. 121—153; Pierre de Jean Olivi. Pensée scolastique, dissidence spirituelle et société / Éd. A. Boureau et S. Piron. P., 1999. Оливи оставил после себя мно жество трактатов, постилл и т.д. Одни из основных его сочи нений, отражающих его воззрения как спиритуала см.: Petrus Iohannis Olivi. De usu paupere. The Quaestio and the Tractatus / Ed. D. Burr. Firenze;Perth, 1992.