bannerbanner
Средневековые тюрко- и монголоязычные номады и их потомки на Руси, в Российской Империи, странах Запада и Казахстане
Средневековые тюрко- и монголоязычные номады и их потомки на Руси, в Российской Империи, странах Запада и Казахстане

Полная версия

Средневековые тюрко- и монголоязычные номады и их потомки на Руси, в Российской Империи, странах Запада и Казахстане

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
5 из 10


Монгольская империя (4 улуса, которыми управляли потомки Бортэ) [26]


Бортэ родилась в 1161 г. в Монголии. Точная дата смерти неизвестна, возможно около 1230 г. Бортэ – дочь Дэй-сечена (Дай-нойона) из рода унгират (кунгират) и его жены Цотан. Этот род был менее влиятельным, чем род Чингисхана.

В 11-летнем возрасте была отдана замуж за 9-летнего Темучина-Чингисхана.

Известно, о том, что Бортэ находилась в плену у меркитов. Согласно одной версии, меркиты похитили Бортэ в качестве мести за то, что Есугэй, отец Чингисхана, отнял мать Чингисхана Оэлун у меркитского воина Чиледу. Тэмуджин вместе с кереитами и Джамухой разгромил меркитов и освободил Бортэ. Согласно другой версии (Рашид ад-Дин) меркиты захватили Бортэ и отослали к Ван-хану, который «сохранил её за завесой целомудрия» и отправил обратно к Тэмуджину.

Вскоре после освобождения Бортэ родила сына Джучи. «Сокровенное сказание» монголов говорит о том, что Чингисхан после рождения сына заявил, что его жена попала в плен уже беременной.

Чингисхан еще при жизни назначил своего преемника на посту правителя всех монголов, но преемником старший сын Джучи не стал. Легенда гласит, что второй сын Бортэ, Чагатай во время назначения преемника пренебрежительно высказался о старшинстве и правах на наследование своего старшего брата Джучи, упрекнув его в незаконном «меркитском» происхождении. После это Чингисхан провозгласил своим преемником третьего сына – Угэдэя, а Джучи и Чагатай стали правителями улусов в разных концах Монгольской империи.


В Казахстане потомками кунгиратов, родного племени Бортэ, являются коныраты, проживающие в Южно-Казахстанской области, куда они переселились в XIII веке. Согласно шежире родоначальником коныратов является Наганай, который большинством исследователей идентифицируется, как золотоордынский темник Нангудай из монгольского племени кунгират, который жил во времена правления золотоордынских ханов Узбека (1313—1341 гг.), Джанибека (1342- 1357 гг.) и Бердибека (1357—1359 гг.). Согласно источнику Фирдаус Ал-Икбал предком Нангудая был брат Бортэ, жены Чингисхана. Этноним конгират (кунграт, конурат) есть у ногайцев, каракалпаков, узбеков, кыргызов [23].

Для коныратов характерно тотальное накопление (86%) гаплогруппы C2c1a1a1- M407 (справедливо для обоих его родов – коктунулы, котенши). Другие гаплогруппы: С2*-М217 2%, C2b1a2 M48 1%, J1* M267 1%, N1a1a M178 3%, R1a1a* M198 4%, R1b1a1a* P297 1% R1b1a1a2 M269 1%.

Родственные гаплотипы гаплогруппы C2c1a1a1-M407 образуют два основных кластера: γ и σ. Возраст кластера σ (1100±400 лет) предполагает довольно раннюю миграцию из Монголии и последующую экспансию, следом которой является высокая частота этого кластера у казахского племени конырат (17%). Кластер γ преобладает у монголоязычных калмыков и также встречен в Монголии. Возраст γ кластера (600 – 200 лет) перекрывается со временем миграции предков калмыков (ойратов) из Монголии и последующей обратной миграцией некоторых калмыцких групп.

Изучение разнообразия и филогении микросаттелитных гаплотипов в популяции казахов показало, что в составе гаплогруппы C2c1a1a1 M407 выделяется модальный гаплотип 3, являющийся основателем γ-кластера, который является специфичным – только казахи, в основном род конырат. Возраст γ-кластера составляет 1300±500 лет. Схожие гаплотипы встречены у популяций бурятов, калмыков, монголов и тувинцев.

Наиболее близки коныратам баяты, ойратское племя, проживающее на северо-западе Монголии (конырат – баяты (монголы) (d=0.01)) [23].

Этноним «баяты» («баяут») впервые упоминается в XIII веке. Есть версия, что баяты имеют отношение к племени байан, которые наряду с лоуфанями упоминаются, как покоренное основателем империи хунну Модэ племя на юге (III в. до н.э.) (слово «баят» является множественным числом от монгольского слова баян – «богатый»).

Хочу отметить, что кондрацкая хоругвь (видимо, выходцы из племени конырат (хунгират)) была в составе татарских подразделений армии Великого княжества Литовского. Сейчас в Беларуси, Литве и Польше живут потомки этих татар. Один из родов считает себя княжеским, коныратским. У представителя этого рода определена одна из степных линий Y-ДНК гаплогруппы R1a.

3.3. Джучи


Предположительно, портрет Джучи [24]


Джучи (1182/1184—1237) – старший сын Чингисхана и Бортэ, с 1206г. правитель собственного улуса и родоначальник династии казахских ханов (торе, чингизиды).

В 1207 г. по приказу Чингисхана подчинил монголам лесные народы Сибири, в т.ч. енисейских киргизов, бурятов и ойратов. В 1213 г. участвовал в походах против северокитайской династии Цзинь. В 1218 г. подавил восстание енисейских киргизов.

В 1219—1221 гг. участвовал в погоне за меркитами и покорении Средней Азии. Во время осады Ургенча Джучи вступил в переговоры с его жителями, предлагая им сдаться в обмен на то, что город не будет разрушен. Чагатай хотел уничтожить город. В спор братьев вмешался Чингисхан и поручил руководство штурмом Чагатаю, Ургенч был разрушен, а его жители массово уничтожены. В 1221—1223гг. Джучи воевал с кыпчаками. Есть информация, что он был участником битвы на Калке, где монголы разгромили русских и половцев (кыпчаков).

В 1121 г. Чингисхан отдал в правление Джучи и его потомков Дешт-и-Кыпчак (Казахстан) и завещал ему покорить ещё не подчинившихся монголам кыпчаков, русские княжества, Булгар, Кавказ и земли вплоть до «последнего моря». Государство Джучи в русских источниках получило название Золотая Орда.

Вскоре у Джучи начались с отцом разногласия из-за его стремления сделать свой улус автономным.

Существует три версии гибели Джучи. На мой взгляд, более верна версия о его смерти на охоте на куланов. На реке Кенгир в 45 км от Жезказгана в Казахстане находится мавзолей, в котором предположительно находятся останки Джучи. В 1946г. в могиле был обнаружен мужчина без правой кисти и с рубленными травмами черепа [18; 19].

При Бату, втором сыне Джучи, Золотая Орда фактически стала независимым государством. Делилась она на два крыла – восточное – Кок-Орда (Синяя Орда) и западное – Ак-Орда (Белая Орда), возглавляемую беклярбеком.

После Берке правил правнук Джучи – Менгу-Тимур (1266—1282). Затем началась борьба за власть между джучидами. В это время усилился беклярбек Ногай, который не будучи чингисидом, стал фактическим правителем Орды. В 1291 г., когда ханом стал Токта джучиды вернули себе власть. В период правления Узбека (1313—1341) и его сына Джанибека (1342—1357) был принят ислам.

После смерти Джанибека за 20 лет сменилось 25 ханов. В это время Ордой фактически управлял беклярбек Мамай, менявший ханов по своему усмотрению. Целостность Золотой Орды с помощью Тамерлана восстановил Тохтамыш (1380—1395). Однако затем Тохтамыш выступил против Тимура, потерпел поражения в 1391—1395гг., и это привело к распаду Золотой Орды.

3.4. Угэдэй

Угэдэй (Огодай, Огэдэй) – великий хан Монгольской империи (1229—1241). Третий сын Чингисхана и Бортэ. В возрасте 17 лет участвовал в битве против армии Джамухи, ранен и спасен сводным братом Борохулом, ранее усыновленным Чингисханом.

Участник похода против династии Цинь в 1211 г. Во время монгольского вторжения вХорезм вместе с Чагатаем участвовал в 5-месячной осаде Отрара в 1219—1220гг., а затем присоединился к Джучи, стоявшему под Ургенчем. Из-за споров братьев между собой относительно стратегии захвата города, Чингисхан назначил Угэдэя старшим и Ургенч был взят в 1221 г.

Впоследствии Угэдэй подавлял восстания на юге бывшего государства Хорезм (Персия и Афганистан).



Угэдэй. Художествення обработка по мотиву средневекового китайского портрета XIII века @ayrat.g.art (Айрат Газизуллин)


В 1229 г. избран великим ханом всех монголов. В его правление монголы завершили покорение Северного Китая, завоевали Армению, Грузию, Азербайджан. Монголы под командованием Бату подчинили Русь и другие территории в Восточной Европе. Угэдэй инициировал создание в Монгольской империи почтовой службы (ям), усовершенствовал налоговую систему, завершил строительство новой столицы – Каракорума.

Угэдэй злоупотреблял алкоголем (вином), зачастую раздавал случайным людям дорогие вещи, обосновывая это тем, что все равно покинет мир и единственное, что от него останется – память. Есть сообщение о ритуальном жертвоприношении 40 красавиц из знатных семей после его избрания ханом на могиле Чингисхана и массовом изнасиловании 4 тысяч незамужних ойратских девушек и девочек старше 7 лет на глазах их родных.

3.5. Хубилай

Хубилай (посмертный титул – Сэцэн-хан) (1215—1294) – пятый великий хан Монгольской империи (1260—1294), внук Чингисхана через его младшего сына Толуя, брат Мункэ. Основатель династии Юань (1271—1368), правившей монгольским государством в состав которого входил Китай. Известен также под именем Кублай-хан, Кубилай, Кубла. Мать Хубилая – кереитская царевна Соркоктани (христианка-несторианка, племянница Ван-хана).



Хубилай. Художествення обработка по мотиву средневекового китайского портрета XIII века @ayrat.g.art (Айрат Газизуллин)


Хубилай служил в армии своего брата Мункэ, который став великим ханом в 1251 г. отдал ему в управление завоёванные территории Китая. В 1252 г. Хубилай вместе с сыном Субудэя (полководец, разгромивший половцев и русских на р. Калка. Выходец из современной Тывы) Урингадаем, совершил поход в провинции Шэньси, Сычуань, Юньнань, входившие в состав империи Сун и тайского царства. В 1258 г. монголы под командованием Мункэ и Хубилая вторглись в империю Сун. Мункэ погиб во время осады г. Хэчуань на р. Янцзы.

Хубилай, узнав, что Ариг Буга собираться занять великоханский престол, заключил мир с империей Сун и вернулся в Яньцзин (совр. Пекин). В апреле 1260 на курултае в Кайпине Хубилай был избран великим ханом.

Ариг Буга был провозглашен великим ханом на курултае в Каракоруме и между братьями началась война, продолжавшаяся до 1264 г.

После того, как его брат Хулагу, завоевал Багдад и Дамаск, Хубилай возобновил войну с империей Сун, которая была побеждена в 1279 г.

В 1271 г. Хубилай провозгласил себя основателем династии Юань – двадцатой официальной императорской династии Китая.

С 1217 г. монголам платила дань Корея. В 1274 г. и 1284 г. Хубилай предпринял походы в Японию. В 1284 г. тайфун разбил монгольские корабли и 150 тыс. монголов были перебиты или взяты в плен.

В 1286 г. монголы вторглись в Аннам (Северный Вьетнам), который пытался стать независимым и не платить дань.

В 1277 г. армия Хубилая вторглась в государство Мань (Бирма), полностью подчинив его в 1287 г.

Последним южным походом Хубилая стала экспедиция на о. Ява в 1293 г.

3.6. Бату-Мункэ Даян-хан

Бату-Мункэ Даян-хан (ок. 1460- ок. 1543) – монгольский хан.

Даян-хана в детстве женили на Мандухай-хатун (1449—1510/1526. Происходила из ойратского рода чорос), вдове Мандуул-хана (1438—1478) – великого хана Монгольской империи династии Северная Юань. Мандухай возвела Бату-Мункэ на общеимперский престол как прямого наследника великого хана Хубилая, сына Чингисхана и он получил титул Даян-хан.

К 1488 г. Бату-Мункэ объединил большинство монгольских княжеств (хошунов) и объявил себя «великим юаньским ханом», наследником правившей в 1271—1368 гг. в Китае и Монгольской империи династии Юань.



Бату-Мункэ Даян-хан [62]


Первоначально поддерживал мирные отношения с правившей в Китае династией Мин и отправил в Китай посольство. Однако один из послов был убит, и Даян-хан начал регулярные грабительские походы в Китай.

После смерти Даян-хана его государство было разделено между сыновьями, на землях которых затем появились княжества Аохан, Найман, Барин, Джаруд, Кэшиктэн, Уцзумчин, Хучит, Суннит, Ордос. Его младший сын Гэрэсэндзэ наследовал коренной улус и стал родоначальником князей Халха-Монголии.

Китайские генетики исследовали геном потомка Даян-хана и определили у него Y-хромосомную гаплогруппу C2c1a1a1-M407 [64]. По мнению исследователей, сейчас потомки Чингисхана проживают в Китае и Монголии (потомки Даян-хана) (около 10 тыс. мужчин) и Казахстане (потомки Джучи, около 10 тыс. мужчин). Объясняется это тем, что после изгнания в 1368 г. монголов из Китая, начались междоусобные войны. Приходившие к власти ханы вырезали своих родственников как потенциальных конкурентов за власть. В результате в Монголии из прямых потомков Чингисхана остался только Даян-хан, бывший ребёнком [46].

3.7. Хан Тохтамыш, Дмитрий Донской и Куликовская битва

В XIV в. в Орде началась «великая замятня». В 1359 г. был убит хан Бердибек, убивший всех царевичей по линии Бату (12 человек), имевших право на престол Золотой Орды. Поскольку законных наследников не было в борьбу за престол включились представители других линий из потомков Джучи. В результате за два десятка лет в Орде сменилось 25 ханов. Основным выгодополучателем в данной ситуации оказался Мамай, зять Бердибека, занимавший в Орде второй по значимости пост – беклярбек. Поскольку Мамай не был чингисидом, он не мог стать ханом Золотой Орды, но обладая огромной властью он назначал Орде ханов-марионеток, создал свою Мамаеву Орду в Крыму, диктовал свою волю Москве, Рязани и даже Великому княжеству Литовскому.

«Великую замятню» в 1380 году прекратил хан Тохтамыш [10].

После того, как власть в Орде сосредоточил в своих руках Мамай, Дмитрий Донской и его наставник митрополит Алексий (друг хана Джанибека и ханши Тайдулы), трезво оценив ситуацию признали его власть. Князь Дмитрий очередной ярлык на великое княжение, то есть на власть над Русью, получил из рук Мамая.

К 1380 г. политическая картина в Орде изменилась. Законным преемником золотоордынского трона стал, поддержанный Тамерланом, Тохтамыш – хан Синей Орды, владения которой простирались в нынешней Западной Сибири, Северном Казахстане, по бассейну Ишима, Иртыша и Оби.

Дмитрий порывает с Мамаем и переходит на сторону Тохтамыша, который провозглашен на Руси «царем Тохтамышем». Это, по мнению С. Баймухаметова, нарушило планы Мамая и католической церкви. Поэтому в поход на Русь отправились Мамай и великий князь Литовский Ягайло, принявший католичество [10].

В тот период, католическая церковь вела наступление на Русь с севера через Литву, а с юга – из Крыма. В двухтомном труде германского историка Эдуарда Винтера «Россия и папство» сказано, что Ватикан планировал «завоевание Руси при посредстве Литвы… Во имя пап и с их благословения. Литовские князья действовали так усердно, что образовавшееся Великое княжество Литовское на 9/10 состояло из областей Древней Руси… При Клименте VI Литва заняла центральное место в планах захвата Руси» [10].

Великий литовский князь Ольгерд перед смертью предпринимал два похода на Москву, а в перерывах между ними всячески поддерживал Тверь в ее постоянной вражде к Москве. Тверь не присоединилась к Дмитрию на Куликовом поле потому, что была союзницей Литвы. Потому что за пять лет до Куликова поля московские войска Дмитрия вели осаду Твери.

В Крыму в XIII в. возникла мощная генуэзская колония – города Кафа (Феодосия), Чембало (Балаклава), Солдайю (Судак). Золотая Орда к тому времени утратила власть над Крымом, а Мамай, ставший там «царем», опирался на финансовую мощь этих городов, стоящей за ними Генуи и, соответственно, на папство.

В сказаниях о Куликовской битве с точностью указываются наёмники в армии Мамая, в том числе и «фряги» – то есть итальянцы из генуэзских колоний в Крыму, а также говорится о замыслах Мамая: «Когда войду в Русь и убью их князя, то какие грады прекрасные подойдут нам, там сядем и будем Русью владеть». Это, как полагает С. Баймухаметов, подтверждает, что Мамай к политике Золотой Орды никакого отношения не имел, и действовал как против её воли, традиций, законов и интересов. Золотая Орда никогда не прибегала к услугам наёмников, никогда не завоевывала и не стремилась завоевать Русь. Двести пятьдесят лет, со времен Батыя и Александра Невского, они сосуществовали рядом, на правах сюзерена и вассала. Со всеми конфликтами, набегами, походами, участием в усобицах удельных князей, однако без завоевания. Очевидно, что Мамай тут выполнял волю своих западных союзников [10].

Но общие планы крестового похода совпадали и с личными устремлениями и планами Мамая. С приходом Тохтамыша он оставался «не у дел». После того, Дмитрий порвал с ним и поддержал Тохтамыша, надежды на сохранение хотя бы влияния на Орду и «испарились». В Крыму Мамай не чувствовал себя полноправным хозяином, потому как там правили деньги генуэзских купцов (Доказательство – дальнейшая судьба Мамая. После поражения от Дмитрия на Куликовом поле и на Калке – от Тохтамыша, он бежал в Крым, где его и убили при неизвестных обстоятельствах).

Поэтому, по мнению С. Баймухаметова, Мамай хотел перенести свою ставку в Москву. В связи с чем, он заключил союз с Олегом Рязанским и Ягайло, чтобы до прихода Тохтамыша «там сесть и Русью владеть», разделив её. Олег Рязанский в письме к Ягайло загодя расписывает, кому что достанется: «Ныне же, князь, пришло наше время!.. Царь даст тебе град Москву, да и иные грады, прилегающие к твоему княжению, а мне даст град Коломну, да Владимир, да Муром, что стоят близко к моему княжению» [10].

Три армии – рязанская, литовская и мамаевская – вышли в поход, абсолютно уверенные в успехе. Прежде всего потому, что они опережали Тохтамыша – Тохтамыш со своей армией не успевал ни к Сараю, ни к Москве, ни к Куликову полю.

Но к битве на Куликовом поле на один переход опоздала армия Ягайло, потому что шла через покоренные литовцами черниговские и новгород-северские земли, население которых всячески ей препятствовало (Ягайло шел к Куликову полю с юго-юго-запада, от Киева. Ставка Ягайло, а затем Витовта была в Киеве, который в те времена являлся одним из главных городов Великого княжества Литовского).

Опоздал к битве, по неизвестной причине, и Олег Рязанский.

Разбив Мамая, князь Дмитрий отправил послов «со многими дарами к царю Тохтамышу». Затем Тохтамыш добил Мамая в сражении на Калке и немедля отправил послов к «Дмитрию и всем русским князьям». С известием, «как супротивника своего и их врага Мамая победил».

«Супротивника своего и их врага». Общего врага. Так гласят не до конца «отредактированные» и потому малоизвестные Симеоновская и Рогожская летописи (До сих пор на раке с мощами Дмитрия Донского в Архангельском соборе Кремля укреплена табличка с надписью, что Дмитрий на Куликовом поле воевал с Золотой Ордой).

С. Баймухаметов полагает, что русские, разбив Мамая и сохранив трон Золотой Орды для законного хана Тохтамыша, тем самым отстояли себя, свою государственность и православную веру, поскольку главным союзником Мамая был Ягайло, то есть за Мамаем стояла католическая Литва, через которую шло наступление Римской церкви. А русские князья, объединенные вокруг Дмитрия Донского, и православные иерархи считали своим сюзереном законного хана Золотой Орды «царя Тохтамыша» [10].

Дмитрий Донской, как и Александр Невский, причислен Русской православной церковью к лику святых. То есть церковь точно знала, что князья-воители, во всем опиравшиеся на «поганых татар», защищали прежде всего православную веру от католической экспансии Запада. Церковь точно знала, что «поганые татары» – боевой щит православной веры в течение трех веков средневековья, трех веков становления Русского государства.

После смерти Тохтамыша в Орде вновь началась смута. Но Московская Русь уже окрепла. Менее чем через век Золотая Орда распалась сама собой, и вассальная зависимость от нее отпала. А затем уже Русь заняла на этих огромных пространствах главенствующее положение [10].

3.8. Хан Тохтамыш, Дмитрий Донской и сожжение Москвы

Сергей Баймухаметов утверждает, что поход хана Тохтамыша на Москву в 1382 г. и действия Дмитрия Донского, искажены в официальной российской и советской историографии. Не сохранилось ни одного экземпляра летописей XIV и более ранних веков и историки вынуждены изучать события того времени по копиям XVI—XVIII веков, в которые многократно вносились изменения. Ученые скрупулезно выявляют и отделяют позднейшие вставки от первоначальных текстов. К тому же действительность сопротивляется и вылезает наружу и в виде несоответствий элементарной логике. В результате очистки летописей от поздних вставок получается, что в действительности Тохтамыш шел не на Москву, а на литовского князя Ягайло. Его маршрут легко прослеживается по карте – от Великого Булгара на юго-запад до Ельца. И далее, предполагалось, на Киев. Ставка Ягайло находилась в Киеве, в то время одном из главных городов Великого княжества Литовского [11].

Дмитрий Донской выступил на соединение с Тохтамышем, чтобы совместно добить давнего общего врага – Ягайло. Очень удобный момент: в княжестве Литовском – междоусобица. Против Ягайло, авторитет которого пошатнулся после Куликовской битвы, выступил его дядя Кейстут.

Но южнее Ельца, чуть-чуть не дойдя до границ Великого княжества Литовского, Тохтамыш вдруг резко, на 90 градусов, повернул на север. И погнал коней «изгоном» на Москву. «Изгоном» – значит без обозов, только боевая конница.

Это значит, что он узнал что-то о событиях в Москве.

«Подредактировать» летопись за какой-то определенный год было легко. Тому или иному году посвящается не так много страниц. А вот с «Повестью о нашествии Тохтамыша» – сложней. Текст большой. Все время что-то «вылезает». И если читать более или менее внимательно, то видно очень многое [11].

В «Повести…» говорится, что в дружине Дмитрия Донского между князьями, воеводами и боярами началась «розность». Донской вдруг бросает армию и уезжает «вборзе на Кострому». «Вборзе» – значит «быстро», бежит. Но если князь-командующий бежит от такой «розности», значит, это не «розность», а заговор, мятеж с угрозой для жизни князя.

В чем суть? Войска ведь, по летописи, по официальной версии, вышли против Тохтамыша. Значит, князья-бояре-воеводы не захотели воевать против «супостата-татарина»? Или все-таки Дмитрий шел на Ягайло, а князья-бояре-воеводы не хотели сражаться с Ягайло?

Если в армии «розность» -мятеж, то, по логике, Донской должен был бежать к Москве, к своему оплоту. Куда ж еще?! Тем более, там его жена и новорожденный ребенок. Но он бежит «на Кострому». Почему?

А потому, что в Москву уже нельзя, там, в Москве, одновременно с мятежом в войске, вспыхнул бунт.

«А на Москве бысть замятня велика и мятеж велик зело», – проговаривается не до конца «отредактированная» «Повесть о нашествии Тохтамыша», т.е. в Москве начались убийства, грабежи, разгром пивных и медовых подвалов, пьяная вакханалия.

В Москве в это время находились «Бояре, сурожане, суконщики и прочие купцы…». «Сурожанами» на Москве звали не только купцов из Сурожа – генуэзской колонии в Крыму, а вообще всех генуэзцев из Крыма. Судя по второму месту в списке, они были естественной частью московского населения. Именно генуэзские купцы были союзниками и вдохновителями Мамая в его походе на Москву. То есть врагами Дмитрия Донского.

Одни люди, понятно, бегут из города. А вот другие – «сбежались с волостей». Кто устремится в город, охваченный бунтом? Ясно, вор и мародер, тут можно поживиться. А также тот, кто знает и участвует, кто поспешил поддержать мятеж. Это свои люди, из Московского княжества.

Но далее, после «волостей», написано: «и елико иных градов и стран». То есть из других городов и стран. Как же быстро они здесь очутились. И что им надо, зачем приехали? Нет ответа в тексте. Хорошо еще, что эти четыре слова сохранились.

И снова главный вопрос: против кого и чего мятеж? Нет ответа. Если Донской, по летописно-официальной версии, – защитник Москвы и земли Русской от «поганых татар», то почему Москва свергает его?

Значит, бунтовщики за татар? Но почему тогда они не встречают Тохтамыша хлебом-солью? А, наоборот, запираются и открывают огонь со стен. Значит, они против Донского и против Тохтамыша. Тогда – за кого? Кого они принимают, встречают и привечают?

В «Повести…» дается ответ: «Приехал в град литовский князь Остей, внук Ольгердов» и племянник Ягайло. И что же он сделал? Читаем: «И ободрил людей…» Стал там вождем, временным князем, организовал и возглавил оборону от Тохтамыша.

Снова вопрос: а почему именно литовский Остей? С какой стати Москва доверяется чужаку? Были ведь среди мятежников свои бояре-князья. Но летопись не объясняет, почему вожаком стал именно сторонний человек.

На страницу:
5 из 10