bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 3

Гай Х. Локвуд

Как прожить 100 лет

посвящается моему лучшему другу, товарищу и возлюбленной, моей жене


Эта книга – продана – по гарантии —

Если Вы не прожили

100 лет после ее прочтения —

По Вашему запросу – я верну деньги —


ЭТО МОЙ ДОЛГ

«Использовать те дары, которые у меня есть, как можно лучше,

Помогать слабым братьям, где могу,

Быть таким же безупречным в конце дня,

Как и в начале дня,

Делать без жалоб то, что должно быть сделано,

Давать сопернику все, что может быть справедливым,

Добром завоевывать все, что можно завоевать,

Сражаться с рыцарской доблестью, когда я должен».

Актуальный вопрос

После прочтения заголовка «Как прожить сто лет» у вас может возникнуть мысленное побуждение спросить автора, рассчитывает ли он сам прожить так долго.

Я отвечу откровенно, что нет.

Однако я уточню этот ответ следующим утверждением: если бы мои родители и мои учителя понимали проблему здоровья так, как я понимаю ее сейчас и научили меня тому, что я теперь знаю и изложил в этой книге, я был бы достаточно уверен. Если бы не несчастный случай, я бы миновал эту столетнюю дистанцию. Физическая машина, которой я сейчас управляю, использовалась очень грубо, прежде чем у меня хватило ума позаботиться о ней должным образом и, прежде чем я смог позаботиться о ней, в период младенчества она, вероятно, была повреждена еще больше.

Совсем недавно, теплым и очень приятным днем в середине октября, я ехал в трамвае. В той машине была молодая мать со своим ребенком, возможно, двухмесячного возраста. Она укутала беднягу в тяжелую шерстяную шаль, которая натянула ему лицо и тщательно подоткнула углы, чтобы ни один глоток свежего воздуха не достиг ее драгоценного любимца. Время от времени она заглядывала внутрь, чтобы проверить, жив ли он – очень мудрая предосторожность, поскольку я осмелюсь сказать, что если бы она не делала этого, иногда пропуская к ребенку немного свежего воздуха, этот ребенок задохнулся бы. Я не жду, что этот ребенок проживет сто лет, на самом деле это будет чудом, если ему исполнится даже тридцать пять.

Что я лично утверждаю в этом вопросе, так это то, что благодаря моему нынешнему знанию того, как правильно жить, я смогу прожить на много-много лет дольше, чем прожил бы в противном случае, если бы это знание не пришло ко мне – и это все, что я могу вам предложить. Но мы можем сделать так, чтобы наши дети и дети наших детей жили полной отведенной им жизнью, проживали ее, обладая сильному мужеству и женственностью, жили в радости, которая исходит только от здоровья, которое более желанно, чем рубины, бриллианты и прекрасное золото.

Г. Х. Локвуд.

Ешь, пей и веселись – и умри завтра!


Окружающая среда и здоровье – индивидуальная борьба за превосходство

Введение


Несмотря на то, что Библия дает множество сведений о людях, доживших далеко за столетие, даже современные христиане склонны сомневаться в правильности этих утверждений.

В Бытии 5:5 читаем: «Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет и он умер».

Записано, что Сиф, первый сын Адама, прожил девятьсот двенадцать лет. Енос, сын Сифа, прожил девятьсот пять лет, а Мафусаил побил рекорд в девятьсот шестьдесят девять лет – что бы там ни говорили по этому поводу, он определенно был достаточно взрослым, чтобы голосовать.

Если вы принимаете эту запись как подлинную, то утверждение, которое я делаю, что средняя продолжительность жизни человеческой расы сегодня должна составлять не менее ста лет, является действительно скромным. Но если вы решите подвергнуть сомнению библейские записи и попросить доказательства, более относящиеся к нашему времени, их можно будет предоставить в изобилии.

Если бы никто и никогда не пересекал стомильный столб, кроме как в библейской истории, у скептиков могло бы быть какое-то основание усомниться в моем утверждении, что люди должны дожить до этого возраста. В статье доктора Ф. К. Уолша в ноябрьском номере журнала «Технический мир» за 1912 г. (прочитанной автором после того, как рукопись этой книги уже была напечатана) мы находим множество цитируемых современных примеров долголетия.

Доктор Уолш утверждает, что только во Франции более ста пятидесяти человек ежегодно празднуют свой сотый и более день рождения. Он утверждает, что в Греции более полутора тысяч человек ежегодно достигают возраста ста лет. Цитирую прямо из этой статьи:

«Есть бросающиеся в глаза примеры людей, которые прожили далеко за столетнюю отметку. Возьмем случай некоего Дракенберга, норвежского моряка, который плавал по морям девяносто один год, а затем, устав от морской жизни, ушел в отставку. Он поселился в рыбацкой деревне, где он упорно держался за жизнь, пока ему не исполнилось сто сорок шесть лет. В Венгрии фермер по имени Пьер Зорнэ следил за своим урожаем, пока не умер в возрасте ста восьмидесяти пяти лет. Томас Парр, английский крестьянин, много работал до ста тридцати лет, а затем продолжал жить, пока не достиг ста пятидесяти двух лет, за этот случай поручился доктор Гарвей, выдающийся первооткрыватель кровообращения. Он обследовал тело старого Парра после смерти и не мог найти никаких следов какой-либо органической болезни. Только в этом заключается важный момент. Надежды ученых основаны на том, что если мы сможем избежать случайных жизненных болезней, таких как пневмония и туберкулез, и что, следуя специальному курсу режима, намеченному с единственной целью достижения крепкой старости, не будет основания сомневаться в том, что средний человек доживет по крайней мере до ста лет».

«Ни чудесно одаренная конституция тела, ни наследственность не объясняют таких случаев, как у Томаса Парра, хотя он и оставил сына, достигшего зрелого возраста ста двадцати семи лет, до конца сохранившего все свои умственные способности. Но окружающая среда и одинаковые привычки и образ жизни, кажется, имеют большее значение, чем что-либо другое. Во всей Европе, и особенно в Восточной Европе, много пожилых пар и тот факт, что два очень старых человека достигают старости вместе, даже когда их родители умерли молодыми, устраняет наследственный фактор и очень сильно указывает на влияние привычки и питания».

Приведенные выше утверждения убедительно подтверждают предположение автора этой книги о том, что человеческая раса совершает самоубийство, живя в нездоровой среде и не подчиняясь известным законам физического организма и что средняя продолжительность жизни человека не должна быть менее ста лет, при этом «старость» проходит близко к двухсотлетнему верстовому столбу.

Имея такое убедительное доказательство, дорогой читатель, не стоит ли вам обратить внимание на идеи, представленные здесь и подвергнуть их самому вдумчивому рассмотрению?

Если жизнь вообще чего-то стоит, то чем старше становится человек, тем более ценной она должна становиться. Мужчины должны быть в расцвете сил, как физически, так и умственно, в возрасте от шестидесяти до девяноста лет. Только подумайте, какой расой интеллектуальных гигантов мы были бы, если бы к нашей жизни добавились все эти зрелые годы после жалкого среднего срока в тридцать пять лет, как сейчас. Только подумайте об Эдисоне в девяносто или сто лет, когда он полностью владеет своими умственными способностями.

Идея о том, что «хорошие» умирают молодыми, глупа – это невежды умирают молодыми или, по крайней мере, из-за невежества и неправильного окружения раса умирает молодыми.

И именно благодаря разуму и повиновению физическим законам нашего бытия человеческая раса достигнет своего полного роста развития и своих полных средних лет жизни.

Очевидно, что должны быть некоторые решительные изменения в образе жизни, чтобы достичь желаемой цели. Мы, конечно, не можем продолжать жить так, как жили и не ожидать, что будем продолжать умирать так, как мы умирали. Если некоторые из приведенных здесь правил здоровья кажутся решительными и поразительными, пусть все знают, что ситуация требует решительных и поразительных изменений. Вопрос о том, чтобы добавить шестьдесят пять лет к средней продолжительности жизни расы – это немалая задача и это не шутка – это возможность, которую следует воплотить в жизнь и автор этой книги надеется и ожидает, что она поможет сделать это осознание предметом непосредственной заботы всех серьезных мужчин и женщин.



Глава I. Тело как машина

Часть I


Человеческое тело – это удивительная машина. Если вы водили автомобиль, вы понимаете, что есть определенные вещи, которые вам нужно делать, чтобы избежать неприятностей: вы должны правильно «кормить» двигатель, следить за тем, чтобы все быстроизнашивающиеся детали были затянуты и смазаны и проявлять разумную осторожность – не перегружать автомобиль и не подвергать его ненужным нагрузкам. Другими словами, вы должны руководствоваться здравым смыслом, подкрепленным знанием и предусмотрительностью, иначе вам время от времени понадобится упряжка мулов, чтобы вернуть вас в город, где у кого-то достаточно мозгов, чтобы исправить то, что ваша глупость вывела из строя.

Вы когда-нибудь думали о том, чтобы управлять своим телом так, как должен управляться автомобиль? Вы когда-нибудь уделяли хоть немного времени изучению и пониманию механизма чудесного человеческого тела? Вы прямо сейчас понимаете, что необходимо правильно управлять своим телом, чтобы не допустить его в ремонтную мастерскую – в кабинет врача? И если вы это осознаете, то понимаете ли вы, как это сделать? Если вы это сделаете, вам повезло. Миллионы людей не понимают даже основных принципов здоровья и гигиены. Каждый день своей жизни они нарушают каждый закон своего физического бытия. Они идут по жизни, только наполовину, полные болезней, боли и страданий – все это результат их неповиновения простейшим правилам, понятным всякому, кто уделит этому делу столько внимания, как это необходимо для понимания и управления автомобилем.

Доказательства нарушения законов можно найти в тысячах человеческих «ремонтных мастерских», которые все время работают сверхурочно, пытаясь поддерживать движение человеческих машин. Чтобы правильно понять любой предмет, нужно начинать с фундаментальных принципов. Знать, как работают рычаги и рулевое управление автомобиля – это еще не все, что нужно, это может сделать почти любой дурак, но знать, как поддерживать в рабочем состоянии рычаги и рулевое управление – это «босс другого цвета», требующий «внутреннюю информацию».

Даже младенец может управлять большинством «рычагов» тела – он может лягаться, плакать и использовать свои руки для захвата, а через несколько коротких лет он сможет бегать, играть и лазить по деревьям и он обладает не меньшими знаниями своего тела как отца и матери, чего в большинстве случаев чрезвычайно мало. «Инсайдерская информация» вообще полностью отсутствует.

Говоря о «внутренней информации», это не относится к «анатомическим столам» или «техническим» знаниям анатомии или внутренней структуры тела. Оно относится к общему пониманию принципов, связанных с питанием и работой человеческого тела, самой замечательной машины во всем мире.

Если шофер нальет в бак с бензином воду, каков, по вашему мнению, будет результат? Если он положит песок в картер двигателя вместо масла, как вы думаете, какой эффект как вы думаете, как это повлияет на «жизнь» машины? Вы легко оцените тот факт, что автомобиль нуждается в правильном питании, это так, если вы когда-либо управляли автомобилем.

Автомобиль же по сравнению с человеческим телом – это очень простая и несовершенная машина. В автомобиле должен быть бензин определенного сорта, иначе он вообще не заведется. Человеческому телу нужна определенная пища, но оно настолько прекрасно, что долго будет работать на неправильной пище, при неправильном уходе, настолько прекрасно, что им можно злоупотреблять и обращаться с ним самым постыдным образом, и все же продолжать жить. Дурак может управлять человеческим телом намного дольше, чем он может управлять автомобилем, но есть предел.

Вечный двигатель еще не открыт.

Некоторые люди обращаются со своим телом так, как если бы они думали, что это машины, созданные для вечной работы без какой-либо заботы и внимания, но это ошибка, худшая ошибка, которую можно совершить. Есть «точка прыжка» и подавляющее большинство людей направляется прямо к ней.

Если шофер слышит «шум в двигателе», он останавливает двигатель и исследует ситуацию. Если он хороший шофер, он быстро узнает, что не так и исправляет ошибку. Если он как раз из таких, просто умеющих «дергать за рычаги», то, наверное, никакого «шума» он не слышит – все звуки ему одинаковы. Он жмёт на газ и вскоре «шум» теряется в реве машины, которая мчится вперед. Но это не лечит «шум в двигателе» и в двадцати милях[1] впереди ужасный толчок и «спешно» вызывают скорую помощь.

Многие шоферы, когда слышат «шум в двигателе», отказываются обращать на него внимание, включают большую скорость и – вскоре после того, как гробовщик записывает это в книжечку: «На похороны Хай Спид Джонса, пустые доллары».

Первое, что делает хороший шофер, – это изучает звук своего двигателя, чтобы определить по «ощущению» своей машины, правильно ли она работает. Хороший водитель сразу чинит все, что вышло из строя. Одно можно сказать наверняка: автомобиль не починит сам себя, но он «починит» любого, кто отказывается заботиться о нем должным образом и починит его хорошо, много и насмерть.

Эта замечательная человеческая машина, однако, сильно отличается от автомобиля, ибо если не говоря уже о том, чтобы устранить причину неисправности, она исправится сама.

А вот убрать причину беды – вот загвоздка.

Правильно сконструированная машина устроена таким образом, что детали, подверженные наибольшему износу, либо прочнее, либо их можно легко заменить. При правильном уходе она никогда не выйдет из строя, если только не попадет в аварию.

Автомобильные конструкторы желают сконструировать машину в соответствии с вышеприведенной теорией, они делают хорошие успехи, но они никогда не смогут построить машину, которая «защитит от дурака».

Старая Мать-Природа, однако, действительно сделала то, о чем только мечтают самые искусные механики – она построила физическую машину, которая абсолютно совершенна в подгонке своих частей и, как старый фаэтон дьякона, запряженный одной лошадью, будет бежать, пока не сломается, все не распадается, пока каждая часть не износится, прослужит в хорошем состоянии не менее ста лет, а то и больше.

Есть только два способа правильно умереть: либо от старости, либо от повешения и некоторые из нас сомневаются в последнем. Мы думаем, во-первых, что человек не должен делать ничего, что даже предполагало бы такое наказание, а во-вторых, что бы человек ни делал, такое наказание не оправдано, так что остается только один выход. правильно умереть.

Как ни странно, в то время как большинство людей, кажется, хотят жить как можно дольше и многие боятся умереть, очень немногие приближаются к пределу долголетия, даже один из тысячи не проходит стомильный столб.

Почему так мало людей умирает от старости?

Ответ двоякий: во-первых, общество не знает, как правильно позаботиться о своих составных частях, а во-вторых, что люди – эти составные части, не знают, как позаботиться о себе.

В результате несчастных случаев погибает очень много людей.

Там, где один человек убивает себя случайно, общество убивает тысячу человек, плата за проезд только по железным дорогам ежегодно исчисляется многими тысячами, заводы и фабрики убивают людей, как мух, а шахты – настоящие морги. То, что большинство несчастных случаев можно предотвратить, является простой констатацией факта. Почти в каждом случае рука Жадности является причиной урожая Смерти. Как отнять руку Жадности от горла Общества – это другой вопрос, который не должен обсуждаться в этой книге.

Подвергаясь, как и он, такому риску быть убитым внешними причинами – взяв, так сказать, свою жизнь в свои руки, каждый раз, когда он ступает на борт железнодорожного поезда или входит в магазин, шахту или фабрику, человек должен, по крайней мере, принять надлежащие меры предосторожности, чтобы не потерять свою жизнь по «внутренним» причинам этого объекта, полностью внутри юрисдикция индивидуальной сферы действия.

Даже если общество будет совершенным организмом, а не только началом, простым намеком на то, чем оно должно быть, даже если будут приняты все меры предосторожности против несчастных случаев и каждая мастерская станет безопасной и санитарной, это не обязательно означает, что болезнь, немощь и боль будут изгнаны из области внутренней анатомии человека.

Человек, обвиняющий общество в том, что является результатом его собственного невежества, играет роль младенца. Обществу есть за что ответить, не пытаясь возложить на него ответственность за ваши грехи.

Когда что-то идет не так, принято перекладывать вину на «другого человека». Очень часто «вину» могут возложить на общество, и это означает «другой человек», но гораздо больше объем «вины», когда речь идет о физическом здоровье, не нужно ни на кого-то перекладывать. «Вина» за свое состояние здоровья должна быть возложена на самого больного.

Если ваше тело нездорово, значит, есть какая-то определенная причина, по которой вы и в девяти случаях из десяти устранение причины приведет к излечению.



Часть II


Любая машина для правильной работы должна быть чистой, хорошо смазанной, без неотрегулированных деталей. Любое тело, чтобы работать гладко, подчиняться главному уму с точностью и быстротой, должно быть также чистым, хорошо питаемым и без каких-либо частей, находящихся в покое или нездоровых.

Бензиновому двигателю вместо пищи требуется вода, смазочное масло, бензин и воздух. Он оживляются электрической искрой. При правильной смеси воздуха и бензина, правильной смазке, охлаждении и яркой искре двигатель будет работать ровно и непрерывно, пока естественный и неизбежный износ не приведет его к старости и разрушению. Пусть смазочное масло кончится и цилиндры скоро разорвутся на куски. Пусть вода истечет и двигатель скоро перегреется. Дайте парам бензина или искре погаснуть, и двигатель неизбежно остановится. Подача слишком большого количества смазочного масла приводит к тому, что двигатель загрязняется, в цилиндрах скапливается сажа, вскоре забиваются свечи зажигания и двигатель в конце концов останавливается. Подайте слишком много или слишком мало воздуха и двигатель будет работать неравномерно и без мощности, если вообще не будет работать. Весь механизм требует тщательной настройки и правильного регулирования его «пищевого» снабжения.

Человеческое тело следует рассматривать как машину, инструмент, через который проявляется душа. Душу можно уподобить электрической искре от батареи, аккумулятора или магнето, которая дает жизнь машине и приводит ее в движение.

Без надлежащей пищи, одежды и крова это человеческое тело должно выйти из строя или заболеть. Но пища, одежда и кров – это не все, в чем нуждается тело. Со всеми этими вещами он может заболеть благодаря силе разума, так как это более тонкий механизм, чем стальной двигатель и он реагирует не только на физические субстанции. При правильном подборе пищи, одежды и жилья, а также при неправильном психологическом отношении эта замечательная машина скоро выйдет из строя. Ум обладает властью сделать тело больным или сохранить его здоровым, ибо ум может и должен регулировать не только пищу, одежду, кров, физические упражнения и т. д., но и мыслеволны здоровья, болезни, надежды, страха, радости, печали, гнева, зависти, уныния. Все эти разнообразные вибрации воздействуют на чувствительное тело, побуждают к действию различные его органы, заставляют кровь приливать к мозгу, сердцу или желудку, заставляют пот выступать на поверхности тела, лицо краснеет, холодеют ноги или любые другие проявления, возникающие просто как реакция на ментальные импульсы.

Если вы однажды сможете получить правильное представление о своем теле как о тонком механизме, которым вы должны управлять как машиной, хотя механизм настолько чудесный, что самая сложная машина, когда-либо построенная человеком, всего лишь детская игрушка по сравнению с ней, что об этом вашем теле нужно заботиться, кормить, одевать, укрывать, ментально питать и направлять по правильным каналам поведения – то вы обнаружите, что если у вас нет совершенного здоровья, а есть веская причина для его отсутствия.

В правилах, которые я собираюсь вам дать, я не представлю ничего нового. На протяжении многих веков мудрые люди регулировали свою жизнь таким образом, но массы людей не спешат принять это, хотя в последние годы в правильном направлении был достигнут значительный прогресс.


Жизнь на открытом воздухе – надежда на здоровье


Средний человек сегодня использует тело как средство физического удовлетворения аппетита и «страстей плоти». Его идеал – это большой пир, «хорошего времяпрепровождения» и немало людей думают, что хорошо проводят время, когда парализовали мозг хмельным напитком и спустились на уровень ниже зверя. Для убаюкивания тела до состояния частичного паралича используются всевозможные яды – табак, опиум, морфин – на их производство тратятся миллионы долларов и миллионы жизней опустошаются при их употреблении.

Несмотря на то, что мы называем этот век цивилизованным, в действительности он далек от состояния высокого ментального раскрытия. Человеческая раса по-прежнему живет, чтобы есть, а не есть, чтобы жить. Интеллектуально человечество – это младенец в пеленках, нам предстоит многое узнать о простейших законах здоровья.

Посмотрите на ситуацию: о болезнях и способах их лечения написаны сотни тысяч книг, тысячи колледжей и медицинских школ занимаются обучением сотен тысяч мужчин и женщин методам лечения болезней, на каждом углу есть аптека, в каждом деловом квартале есть кабинет врача, а в жилых кварталах их великое множество и все же мы нация больных. Почти у каждого мужчины или женщины, которых вы встречаете, есть недомогание, или боль, или кашель, или хромота, или что-то-с-длинным-названием с ним или с ней. Смерть смело шагает по земле вдоль и поперек, ее острый серп всегда краснеет от жизненной крови бесчисленных жертв – жертв невежества и неправильного образа жизни.

Беспристрастный наблюдатель вынужден заключить, что если лечение болезней действительно является делом врачей, то они не добились больших успехов, на самом деле, они не поспевают за процессией – хромые, немощные и слепые, как они и есть на самом деле.

Очевидный факт состоит в том, что «дело» врача состоит не в том, чтобы просто лечить болезнь, а в том, чтобы реально «излечивать» ее, и из этого следует неизбежный вывод: если люди хотят выздороветь и оставаться здоровыми, пора им понять, что в этом помогут не медицина, а законы здоровья и гигиены. Один раз позволив правильному живому лечению войти в парадную дверь тела и бутылки с лекарствами скоро будут найдены сзади на куче мусора – там, где им и место.

Унция[2] профилактики стоит сотни фунтов[3] лечения.

Вы когда-нибудь останавливались и думали о том, что стало бы с врачами, больницами, санаториями, аптеками и гробовщиками, если бы эту страну охватила эпидемия болезней? Вы когда-нибудь задумывались над тем, что при нынешнем промышленном порядке жизни общества – сохранение болезней и плохого здоровья человечества отвечает непосредственным финансовым интересам очень многих людей?

Когда вы все это обдумаете, вам, как и мне, будет удивительно, что так много врачей и медсестер движимы самыми высокими мотивами. И даже когда дело доходит до продавцов запатентованных лекарств и снадобий, лишь немногие из которых свободны от худших ядов, вы должны помнить, что ваше самосохранение – это первый закон физической жизни и что человечество все еще прокладывает себе путь к свету.

Неудивительно и то, что истинные законы здоровья не даются миру, и лишь из неясных источников, достигая пока лишь немногих людей и реально воздействуя на немногих из тех немногих, кого достигают. Гораздо легче идти за толпой, есть, пить и веселиться, а завтра умереть, чем жить жизнью воздержания, жизнью души вместо жизни тела.

На страницу:
1 из 3