bannerbanner
Оптимизация физической активности школьников на основе информационных технологий. Монография
Оптимизация физической активности школьников на основе информационных технологий. Монография

Полная версия

Оптимизация физической активности школьников на основе информационных технологий. Монография

Язык: Русский
Год издания: 2022
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

· Позволяют обучающимся получить навыки работы с ИКТ, которые, безусловно, смогут принести им пользу в будущей трудовой деятельности.

· ИКТ дают возможность кардинально снизить расход писчебумажной продукции в процессе обучения, тем самым способствуя воплощению концепции ООН «зеленая планета».

Недостатки применения ИКТ в сфере образования.

· Как отмечают многие исследователи, в ходе активного внедрения ИКТ в сфере образования, обучающиеся все чаще испытывают затруднения в процессах воображения и самостоятельного логического мышления.

· Чрезмерный увеличение доли экранного времени, в ущерб непосредственному взаимодействию с учителем вовремя оффлайн занятий.

· Завышенная цена за использования многих обучающих онлайн программ.

· Значительное увеличение доли экранного времени может повлечь за собой возникновение проблем со здоровьем.

Не все студенты способны легко и быстро освоить современные сверхсложные, в особенности прикладные ИКТ.

Однако в процессе школьного образования все эти факторы проявляются и интегрированы очень избирательно ввиду того, что ИКТ в сфере образования не имеют системного подхода их использования. Это обусловлено, на наш взгляд, следующими причинами:

· недостаточным цифровым оснащением школ;

· быстрый рост технического прогресса приводит к неравномерному его потреблению учащимися (у одних смартфоны и пр., у других кнопочные телефоны);

· отсутствием работающих рекомендаций по использованию цифровых средств для повышения эффективности процесса физического воспитания.

Одним из наиболее ярких преимуществ цифровых мультимедиа является интерактивность. Однако, необходимо учесть, что доступность учебных материалов и информационного обеспечения для школьников варьируется в очень широких пределах.

В ряде исследований отмечается, что применение средств мультимедиа будет эффективным только тогда, когда преподаватель использует их не только для подачи информации, но и обеспечивает интеграцию их в двигательную активность, создает некую двигательно-цифровую модель взаимодействия [1, 11, 15,18, 31, 35].

Повсеместное внедрение современных информационно-компьютерных технологий в сфере образования привнесло в нее массу положительных изменений. Вместе с тем, такое внедрение сопровождается некоторыми негативными моментами, которые также необходимо признать. Преподавателям и студентам следует активно использовать в своей работе положительные черты от внедрения ИКТ и постараться учитывать и минимизировать отрицательные. В той же мере это относится и к сфере администрирования и управления учебными заведениями. В настоящее время весьма насущной проблемой образования становится дальнейшая компьютеризация учебных заведений разного уровня, внедрение новейших программных продуктов и современного оборудования.

1.2. Анализ наиболее доступных средств и методики применения информационных технологий в программах оздоровительной, спортивной и фитнесс тренировки

На сегодняшний день в России преобладает информационно-накопительный вектор цифровизации, что и вызывает отторжение у большей аудитории пользователей и делает громоздким и затруднительным процесс использования накопленной информации [12, 26]. В то время как за рубежом цифровые технологии уже давно заняли нишу в практическом сопровождении процесса занятий физическими упражнениями. Так, в Народной Республике Болгарии еще в 80-е годы прошлого столетия были организованы десятки компьютерных консультативных пунктов, в которых каждый желающий может получить необходимую помощь по организации своего двигательного режима. Данные о работе этих пунктов широко публиковались, создана своего рода индустрия оздоровительной физкультуры [10]. Консультации в таких пунктах дают квалифицированные специалисты, по результатам обработки результатов тестирования программно-аппаратными комплексами. Рекомендации, включают режимы двигательной нагрузки, конкретные упражнения и средства, программы занятий на несколько недель.

Одним из основных вопросов образования сегодня стоит вопрос развития способности объективного анализа собственной деятельности обучающимся. Коммуникативные и информационные технологии в образовании дают возможность обучающемуся показать пройденный материал с разных сторон, создать объемную образовательную модель. Объемная модель образования дает возможность сформировать у обучающегося, особенно у будущего педагога, необходимые «Soft skills» (мягкие навыки), причем данная модель будет эффективна как в очном, так и в дистанционном формате обучения.

Немаловажное значение цифровые информационные технологии сегодня приобретают и в сфере физической культуры и спорта: спортивная тренировка, организация и проведение спортивных соревнований, оздоровительная физическая культура и фитнес, диагностика функциональных систем организма, психодиагностика в спорте, мониторинг физического состояния и здоровья занимающихся физической культурой и спортом и, наконец, создание информационно-методического обеспечения в спортивных организациях и оздоровительных центрах. В организации физкультурно-спортивной деятельности (при спортивных тренировках, организации и проведении спортивных соревнований, физкультурно-оздоровительной работы) сегодня активно используются различные программно-аппаратные комплексы, позволяющие оперативно оценивать и корректировать учебно-тренировочный процесс с применением различных диагностик в лабораторных условиях, а также мобильных средств, дающих возможность оценивать состояние спортсменов непосредственно в «полевых» условиях, управлять тренировочным процессом с помощью различных мобильных приложений, повышать объективность оценки результатов соревнований.

В ряде институтов Российской федерации создаются научные лаборатории, позволяющие проводить имитационное моделирование срочных и долговременных адаптационных процессов, протекающих в организме спортсменов. Разработчики предполагают, что использование программ позволит повысить эффективность учебного процесса при проведении занятий по биохимии, физиологии и биомеханике.

Оптимизация учебного процесса по физическому воспитанию в вузах не физкультурного профиля осуществляется посредством программ, позволяющих обучать предмету «физическое воспитание», планировать и контролировать физическую подготовленность, общую двигательную активность, а также психофизическое состояние студентов.

Естественно, что наибольшее количество исследований посвящено созданию прикладных программных продуктов (ППП) и автоматизированных систем (АС), позволяющих оптимизировать управление тренировочным процессом в спорте и программ для мониторинга различных аспектов физического здоровья населения. Также следует отметить активно развивающееся направление по разработке и внедрению в тренировочный процесс программно-аппаратных комплексов, позволяющих автоматизировать ввод информации, ее обработку и вычисление необходимых биомеханических параметров. Это дает возможность повысить эффективность обучения двигательным действиям и избежать ошибок.

На начальной стадии внедрение ИТ в планирование тренировочного процесса шло по пути создания систем управления базами данных, позволяющих хранить и осуществлять поиск адекватных средств тренировки. В настоящее время оптимизация планирования подготовленности спортсмена идет по пути создания экспертных систем и программ, близких к ним по содержанию. Экспертные системы – это сложные программные комплексы, интегрирующие знания специалистов в конкретных предметных областях и тиражирующие этот опыт для консультации менее квалифицированных пользователей. По мнению разработчиков экспертных систем, этот тип прикладных программных продуктов наиболее соответствует решению задач такого типа. К настоящему времени разработаны экспертные системы для планирования подготовки бегунов на средние дистанции и тяжелоатлетов, а также спортсменов в прыжковых видах легкой атлетики. Разработана программа, позволяющая осуществлять планирование нагрузки в стрельбе [39].

А. В. Кубеевым и А. Г. Баталовым на базе микрокомпьютера созданы простые программы, позволяющие повысить эффективность работы тренера при проведении занятий по лыжному спорту. Несмотря на их относительную простоту, карманный микрокомпьютер производит вычисления быстро и эффективно. Предложенный пакет программ позволяет рассчитать результаты в лыжных гонках с учетом возрастного коэффициента, вычислить некоторые параметры нагрузки, границы метаболических режимов по частоте пульса и многое другое.

В статье Г. П. Лосева описывается малогабаритный вычислительный комплекс, позволяющий в полевых условиях тестировать и выбирать оптимальный вариант смазки лыж перед соревнованиями. Современные технологии также помогают спортивным фанатам видеть четкую картинку и все самые четкие детали. Например, в американском футболе использование HD-технологий началось с 2007 года, чтобы не было спорных ситуаций в различных матчах. Эти HD-технологии в 5 раз четче обычных стандартных изображений. Профессиональные спортсмены также используют цифровые методы. Например, бейсболист может поместить датчик на свое тело, чтобы он замерил траекторию и силу удара. После этого возможно подробно рассмотреть результат на экране [53].

Несколько лет назад спортивные ошибки мог подтвердить только судья или тренер, однако, сейчас каждое движение может быть разложено на части любой человек может проанализировать реальное действие с помощью современных цифровых технологий. К сожалению, в нашей стране использование данных информационных технологий, является редкостью. По моему мнению, это можно объяснить недостаточным финансированием физической культуры и спорта в Российской Федерации.

Публикаций, освещающих вопросы использования ИТ при проведении соревнований, немного. П. А. Виноградов и В. А. Савин указывают, что при проведении соревнований уровня олимпийских игр применение ИТ обеспечивает оперативный сбор, передачу, хранение и обработку большого количества информации. На олимпийских играх в Атланте впервые была использована передача данных о результатах соревнований через сеть Интернет. Сейчас же мы можем смотреть не только результаты, но и сами соревнования в режиме онлайн.

Помимо работы с большими информационными массивами персональные компьютеры используются для статистической обработки результатов соревнований. Это особенно важно для тех видов спорта, в которых результат спортсмена оценивается судьями-экспертами. А. А. Макаров с со авторами [17] описывают систему начисления очков в соревнованиях по прыжкам с трамплина, лыжному двоеборью, фигурному катанию на коньках, гимнастике, синхронному плаванию, выездке. Разработаны программы, позволяющие оценивать результативность деятельности игрока (команды) в спортивных играх.

Big Data внедрение систем аналитики типа сейберметрика, позволяют прогнозировать и анализировать результаты различных спортивных матчей [53].

AR (дополненная реальность) и VR (виртуальная реальность) – эти две футуристические технологии уже существуют и, как любое хорошее изобретение, положительно влияют на жизнь людей. Дополненная реальность и виртуальная реальность (AR/VR) не являются чем-то новым, но последние достижения в области вычислительной мощности, хранения данных, обработки графики и дисплеев высокого разрешения помогли преодолеть некоторые ограничения, которые стояли на пути широкого использования этих иммерсивных технологий [6].

В широком контексте VR – это полное погружение, которое обманывает ваши чувства, заставляя думать, что вы находитесь в другой среде. Используя головной дисплей или гарнитуру, вы ощутите созданный компьютером мир образов и звуков, в котором вы можете манипулировать объектами и передвигаться с помощью тактильных контроллеров, привязанных к консоли или ПК. [11].

Виртуальная реальность открывает широкие возможности по моделированию различных спортивных сценариев, направленных на тренировку тех или иных навыков спортсмена. Кроме того, тренировки в условиях виртуальной среды позволяют одновременно проводить мониторинг различных физиологических показателей спортсмена [2].

AR – это технология, которая визуально сочетает в себе физическое и цифровое. В частности, AR накладывает компьютерную графику на реальную среду. AR – это технология, которую часто объединяют с виртуальной реальностью (VR) и смешанной реальностью в категорию технологий, известных как иммерсивные технологии.

Один из многочисленных способов, которыми приложения AR революционизируют технологию, – это то, как мы видим данные. Существует много данных, которые нужно выяснить во время состязания, но на глаз, зачастую, всё определить – невозможно. Машина способна справится со всеми входящими данными, поэтому никого не должно шокировать, что спортивные продюсеры сотрудничают с технологическими организациями, чтобы дать своим поклонникам технологию дополненной реальности для выяснения всей статистики и цифр, связанных с тем, чтобы следовать за вашими предпочтительными командами.

Хотя виртуальную и дополненную реальность довольно часто сравнивают, но на самом деле они сильно отличаются. Проще говоря, VR помещает пользователя в искусственно созданную среду, то есть переносит пользователя в полностью созданный цифровой мир в цифровом виде, в то время как AR берет созданный в цифровом виде контент и накладывает его на реальную среду, посредством различных устройств. Когда же дело доходит до спорта, и VR, и AR могут оказать существенное влияние на всю индустрию. Однако на конференции MIT Sloan Analytics 2017 года несколько спортивных руководителей заявили, что они уверены, что AR – более эффективный инструмент для спортивного маркетинга, чем VR [32].

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2

Другие книги автора