bannerbanner
Желаю спасения тебе. Избранные места из переписки с разными людьми: 1995—2006 гг.
Желаю спасения тебе. Избранные места из переписки с разными людьми: 1995—2006 гг.

Полная версия

Желаю спасения тебе. Избранные места из переписки с разными людьми: 1995—2006 гг.

Язык: Русский
Год издания: 2022
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 5

С этого момента началась совершенно новая глава моей жизни, в которой Саша уже не занимал того места, как раньше, но он был в ней, поддерживал меня и я всегда хранил ему глубокую благодарность за то, что он сделал для меня. А он ведь и сам был удивлён, какой оборот приняло дело…

Позже, с 1996 года, был 3-летний перерыв в нашем общении. Его опять невозможно было нигде найти, по его телефону никто не поднимал трубку. Возможно, опять дала себя знать его болезнь… Но к моему 25-летию он появился вновь, и оказался очень полезен. Он, в частности, очень поддержал меня в ту осень 2001 года, и если бы не он, может быть, всё и не кончилось так благополучно, как кончилось. И до этого он укреплял меня в моих начавшихся недоумениях с Батюшкой, показывая, как строить с ним отношения и укрепляя меня в доверии к нему. Главное, его слово всегда имело силу. А таких людей мало. Много глубочайших разговоров было у нас по телефону, как это ни странно для телефонных разговоров вообще. Много позже у меня начался очень важный опыт телефонного общения с Батюшкой. И каково же было моё удивление, когда я услышал, что голос Батюшки тембром и интонациями по телефону сильно напоминает голос Саши, хотя раньше, при очном общении, я никогда этого не замечал… Среди всего прочего, Саша сказал мне ту важную мысль, что всякое состояние, приходящее к тебе в результате посещения храма и, шире, от искренней молитвы, есть ответ Господа Бога, который ты должен принять со смирением и доверием: ты не должен навязывать Ему, что тебе давать, ибо «всяк дар совершен свыше есть, сходящий от Отца светов», и Ему лучше знать, в каких ощущениях сейчас ты действительно нуждаешься более всего.

Разрыв в нашем общении произошёл в феврале-марте 2003 года. Вообще, течение этой жизни не очень-то способствует сохранению дружеских связей. У каждого свои заботы, работа, усталость, родственники, у меня большая семья… Не очень-то пообщаешься. Уж даже и не знаю, что нужно, чтобы при всём при этом продолжать дружить с человеком. Это очень трудно. Наверное, нужна большая вера и твёрдость в верности своим лучшим минутам. И поменьше житейских «утешений».

Искушения со Ржевскими многое показали мне. В частности, я уловил параллель моего отношения к ним и отношения ко мне Сани, хотя теперь понимаю, что был не совсем прав, переоценивая себя. Но я попытался предупредить Саню, вырулив наши отношения в сугубо дружественное русло. Я напомнил ему его же слова о том, что вся наша сущность ограничивается гордыней и блудом. И он очень обиделся. Потом отошёл, и даже сказал, что то, что Господь соединил, мы не должны разъединять. И с новой силой указал мне на Батюшку как на человека, за которого стоит держаться в жизни. Но я уже об этом и так знал. Мы пригласили его быть крёстным Коли. А потом мои слова вдруг неожиданным образом сбылись.

Сначала Саня перестал ходить в свой Новоспасский монастырь, а перешёл в приходской храм у себя на Развилке, что рядом с «Домодедовской». Я был встревожен. Там местный батюшка сватал ему женщину с ребёнком. Саша был не в восторге от этого предложения. Мы с Саней долго не созванивались. Сначала он предупредил, что в ближайшее время будет жить не у себя дома. Потом его действительно невозможно было застать по его телефону. А потом он сам позвонил и сообщил мне, что последние два месяца жил дома у какой-то женщины, уже не той, другой. Голос у него был какой-то просто очумелый. Честно говоря, у меня было чувство, что я говорю с другим человеком. Он сообщил мне некоторые подробности своей истории… Говорил он об этом как-то странно, с непривычным цинизмом. Очевидно, он понимал, что происшедшее с ним многое значит. Но ни нотки сожаления не прозвучало в его словах. Напротив, он спросил: «Я тебя шокирую?» Я знаю, что такое цинизм, и это отнюдь не шокирует меня, но от Саши я не ожидал услышать подобных слов. Потом он стал говорить, что это жизнь, что это мы «со своим отцом В…» сидим и не знаем этой самой «жизни». Возможно, я должен был как-то сразу дистанцироваться от этой ситуации или же просто осторожно пожалеть его, так как всё-таки хорошо его знал и должен был понимать, как переживал происшедшее он сам, но я, будучи не в силах снести от него подобное, сказал ему, что это грех, и что нельзя так просто об этом говорить. А он мне сказал, что я не пророк и предложил сменить тему. Следующая тема, им предложенная, была та, что ему звонил Агабеков, который ушёл из своего иудаизма и занялся пристальным изучением джайнизма! И что они долго говорили и им было, что обсудить. Для меня, только что прошедшего через историю с «Бхагават-Гитой» и получившего тяжелейший Батюшкин нагоняй за эту самую Индию, всё это было слышать страшно и дико. Да и сам Саня когда-то рассказывал, как жёстко отреагировал священник в Новоспасском монастыре на его рассказ о своём намерении поизучать индийскую философию. («Зачем тебе это надо?! Ишь, нашёлся подвижник!») И он должен был это помнить. Саня предложил в ближайшие дни приехать к нему и присоединиться к их беседе. Я сказал, что без семьи не могу, а с семьёй, с маленьким Колей, будет очень тяжело ехать. А он предложил мне приехать одному: «На работу же ты ездишь». В то время как раньше он никогда не пытался меня отрывать от семьи, всегда приезжая сам. Ссылка на работу тоже была очень зловещей. Я был растерян: я привык доверять Саше, а тут совершенно явно от него исходило совершенно другое ощущение, что-то мрачное и чужое, как будто какая-то дверь захлопнулась… Я сказал ему о своих чувствах, что я говорю как будто с другим человеком. В его словах чуть ранее промелькнуло намерение идти на исповедь, но тон по-прежнему был тот же, какой-то очень странный. И я ему сказал, что, наверное, мы с ним поговорим обо всём этом уже после его исповеди. А он ответил, что после всего того, что он от меня услышал, ему вряд ли захочется мне снова звонить. «А я всё-таки надеюсь, что ты ещё позвонишь», – сказал я ему. Тут он сказал, что нельзя так разбрасываться друзьями, в то время, как, очевидно, именно он это самое и делал в тот момент. «Но меня не устраивает ни то, ни другое!» – в полной беспомощности воскликнул я (то есть ни первое, ни второе из того, что он мне говорил). «Это твои проблемы», – раздражённо бросил он и положил трубку.

Хорошо его зная, не удивлюсь, если это был какой-то приступ его болезни – просто потому, что таким я его ещё ни разу не наблюдал. Но после этого разговора мы уже не созванивались. Батюшка обратил моё внимание на то, что я мог его осудить. Но когда он услышал о джайнизме, он дал мне понять, что дело серьёзное. Горько, что так всё получилось, и не раз хотелось ему снова позвонить: много хорошего было между нами. Но, вспоминая каждый раз наш последний разговор, я уже не мог ему звонить. Он будто специально меня дразнил, говорил слова, реакцию на которые легко было предугадать. Между нами выросла стена. Может быть, таков промысел Божий обо мне на этом этапе жизни: всех разметало, живём только своей семьёй… Друзья остались только по переписке: само расстояние хранит наше общение от разрыва… Саша же ещё поддерживал меня духовно. А теперь, видно, эта нужда отошла, и духовная поддержка должна исходить только от Батюшки. … 4 июля 2004 года

Неожиданно жизнь внесла добавление к написанному. 30 июля, готовясь к празднованию своего 30-летия и размышляя, кого бы ещё пригласить, я понял, что ничто не мешает мне позвонить Сане. И тот последний разговор уже не всплыл в памяти. Просто, действительно, очень много хорошего было у нас с ним в прошлом, и это хорошее со временем всё более и более всплывало в памяти, отодвигая в небытие впечатления от того последнего разговора, как какое-то наваждение. Я позвонил. «Эдик, это ты что ли? – сразу узнал он меня. – Чего это ты обо мне вспомнил?» Во как обиделся. А я сказал, что хотел поздравить его с прошедшим его днём рождения, а ещё попросить у него прощения за последний разговор, так как получилось, что я его вроде как осудил. Саня сказал, что он был виноват больше. Тогда я предложил считать наваждением и миражом наш перерыв в общении. Он рассмеялся. Мы многое вспомнили. Всё-таки 11 лет друг друга знаем. К нашей великой радости, за это время Саня повстречал свою любимую, Юлю, женился и повенчался на ней (25 июля женился, 2003 года, в день рождения Юли – она его старше ровно на два дня!), у них родился сынок, Вячеслав, 10 марта 2004 года, в день смерти моей бабули… Сынок как раз должен был ложиться спать, много мы с ним не разговаривали. Но он вспоминал мои стихи, которые когда-то я давал ему слушать на своих кассетах со стихами и музыкой. Видимо, Саня действительно глубоко принял меня в своё сердце, он ещё тогда многое мне цитировал наизусть из моих творений, посмеиваясь надо мной, но и с большим теплом… Я предложил ему выслать свои стихи с 1995 года. Он дал мне адрес своей электронной почты, номер мобильного телефона. Сказал, что прочитал всё то, что когда-то я давал ему (части 5—9 моей «книги»), и что хорошенько покритиковал меня на полях. «Ну так я должен посмотреть всё это!» – сказал я.

И только в один момент я почувствовал его прежнее недовольство и колючесть (он никогда не желал слушать моих даже самых благонамеренных поучений). Сначала он сам сказал, объясняя причину нашей размолвки: «Просто враг хитёр, лукав и силён». И почти в один голос мы продолжили: «А человек слаб». Но когда я попытался сказать, что это произошло для того, чтобы мы глубже познали себя, то есть свою немощь, и через это стали ближе ко Господу, он только хмыкнул. И потом, когда прощались, и я сказал: «Обнимаю тебя, дорогой», – опять холодок пробежал через телефонную трубку – ему не понравился мой тон и мои слова… А я вряд ли смогу по-прежнему видеть в нём своего «учителя», я бы хотел видеть его своим другом. Да и время, проведённое порознь, наложило свой отпечаток, хотя я почувствовал, что он не забывал обо мне. Как и я о нём – как я мог о нём забыть? Эх, Саня-Саня… Дорогой Саня… Благослови Господи нас пройти вместе в этой жизни, до самого конца, уже семьями, если есть на то Твоя святая воля…

«А почему ты сам первый не позвонил?» – спросил я его. «Да я подумал, что как-то развело нас», – ответил он. То есть он подумал, что если Господь попустил открыться его слабости, значит, и нет Его благословения на наше общение. Но это могло значить лишь то, что нет благословения на его учительство, как и на моё учительство в отношении братьев Ржевских, а на дружбу, на взаимную поддержку – неужели Господь не благословит?… 1 августа 2004 года

Пока не благословил. Как-то попытался я ему ещё позвонить. А он сказал, что сам мне перезвонит. Вот, жду. 1 ноября 2005 года

Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в них же несть спасения… Только Бог – наш единственный и настоящий Друг, который никогда не бросит и не предаст, и будет бесконечно терпеть наши несовершенства, помогая и подсказывая, как войти в покаяние… Бог спасёт нас. И в каждый момент жизни Он усмотрит, как и через кого нас спасать. Только бы мы хотели быть с Ним.

Помоги, Господи, спаси и помилуй раба Твоего Александра и воздай ему за всё то добро, которое он для меня сделал… 2014г

Связь с Саней осталась только через Агабекова, который ныне ортодоксальный веган… Когда публиковался в сетях с номером карточки, он высылал мне раз 500 руб. Понял я то, что каждый из нас одинок в этой жизни, даже в рамках семьи, не говоря уж о других людях, но если стремиться к Богу и молиться за людей – конечно же, встретимся в лучшем мире, который, ребята, не за горами уже – только помилуй нас, Боже… 17.10.2018

Теперь у Саши трое детей – или четверо, не знаю точно. Последнее, что он мне высылал – слова Феофана Затворника, как Господь наводит человека на покаяние, и две странные ссылки против Патриарха и против войны…

Чем дальше по жизни, тем суровее расходятся пути людей. Начала разрушения неумолимы. Мы действующие лица того мира, который во зле лежит, в котором властвует рознь – даже в Церкви, даже в семье… Никогда не предугадаешь, кто станет тебе близким, а кто пойдет своим путем. Все мы попутчики только на этом земном пути – и дай Бог, чтобы это стал для каждого путь Спасения… Но Там, в Божией Пристани, в истинном Его мире, верю, всё Он нам напомнит, всё предстанет не просто сохраненным, а и преображенным новыми смыслами и жизненными реалиями… А пока: «А нынче нам нужна одна победа, Одна на всех – мы за ценой не постоим. Одна на всех, мы за ценой не постоим».

13.04.2022

Отъезд в другую страну подобен умиранию

Часто именно отъезд в другую страну, подобно умиранию ещё на земле, делает другого человека действительно внутренне тебе близким…

Март-апрель 2002 года, из письма другу

Внутри должно вызреть что-то тяжелое и неподвижное

У тебя внутри должно вызреть что-то тяжелое и неподвижное, обо что будут разбиваться волны житейского моря. Просто внутренний мир больше внешнего. Надо только почувствовать это. И не будет никаких стрессов.

26.11.2002 (из письма другу)

До самой смерти идти навстречу друг другу

Желаем вам, чтобы с годами ваша любовь друг к другу росла, чтобы до самой смерти вы шли навстречу друг другу, благоговея перед той тайной, которая заключена для вас друг в друге, и тогда, даст Бог, и в вечности это движение продолжится…

5.12.2002 (из письма друзьям)

Верность – качество, уподобляющее нас Богу

Ты молодец, что, вопреки всему, хранишь верность. Это указывает, что ты действительно на серьёзной дороге, – само длительное действие верности в тебе. А ведь в малом – всегда великое, как в капле крови – весь её состав. Я дожил до 29 лет, и всех разметало, из друзей остался один ты. С одной стороны, всегда легче видеть близкими тех, кто далёк от тебя, а полюбить ближних – великий труд. Но с другой стороны, верность – качество, уподобляющее нас Богу, Который верен нам бесконечно.

20.06.2003 (из письма другу)

Нас испытывают – каковы мы на самом деле

Благодарю тебя также за то, что считаешь меня достойным утешить тебя в твоих тяготах. Потому что работа – это дым, пыль. Всё дело опять в верности. Без Бога мы с тобой не можем жить, не можем дышать. А значит, ничто не отлучит нас от Его любви. Дым рассеется, пыль унесёт ветер, а Бог отрёт всякую слезу, «ибо прежнее прошло» (помнишь Откровение?). «Прежнее» – это нынешнее, теперешнее. А ты ведь видишь теперь, что Божии обетования непреложны.

Нас испытывают: каковы мы на самом деле. Действительно ли хотим к Нему или только навоображали себе «духовность», «духовную жажду», «любовь» и т. д. Всё, что начиналось 10 лет назад, и 15 лет назад, продолжается ныне. И видишь – жизнь не так длинна, как казалось когда-то… Хотя и не так коротка, как казалось тогда же. Понимаешь меня?

Дай Бог тебе терпения и сил в несении тройной ноши: работа, семья, храм. Это любовь Божия и Его доверие к тебе. Благодари Его за свой крест. Он призывает тебя через него в близость к Себе. Донеси до конца. А потом уже не ты будешь нести свой крест, а он понесёт тебя к Престолу Божию. Веришь этому? Ещё здесь, в этой жизни.

20.06.2003 (из письма другу)

Смерть – это великое и радостное событие

Мы с тобой тоже помрём. И распахнётся вечность… Смерть – это великое и радостное событие. Просто мы в плену, в области смерти. И никогда не надо забывать об этом.

20.06.2003 (из письма другу)

Смотришь на других – своей остаётся меньше любви

Поверь, кроме жены и детей, нам никто не нужен. И их надо очень ценить. Не разлучайтесь! Кроме крайних случаев, не оставайся ночевать без неё. Концентрируйся на ней и очень люби её. Тогда она будет тебя слушаться, как это положено. Станешь «тираном», и это будет очень хорошо. Не смотри на других женщин, а если надо – только в глаза. Когда смотришь на других, для своей остаётся меньше любви.

20.06.2003 (из письма другу)

Хорошие люди часто бывают в неприязни друг к другу

Как-то меня жизнь научила тому, что многие хорошие и достойные люди почему-то могут быть между собой в неприязненных отношениях.

2004г

Приближение смерти должно нас бодрить

Сочувствую тебе и понимаю твои тяжёлые впечатления, но хочу напомнить, что приближение смерти должно нас бодрить, если живём по духу, а не по плоти. Ты ведь знаешь, что смерть не бывает случайной – пришёл срок. Говорят, что после смерти уже не может быть никакой лжи.

Не унывай. Богу всё возможно. Да и мы оттерпимся и тоже людьми будем.

12.08.2003 (из письма другу)

Дело в Боге, а люди – только Его орудия. Люби их.

Я очень рад за тебя, за твоё служение – это большая милость Божия к тебе. Держись. Главное, что ты смиряешься. Смирение – щит, благодаря ему ты будешь защищён также и от чего-то недолжного, что может иметь место у тебя на приходе и в духе самого архиепископа. Не в людях дело, Сергей, дело в Церкви и дело в Боге, а люди – только Его орудия. Всё зависит от тебя самого и любящим Бога всё идёт во благо. А о времени не скорби. Впереди вечность. А жизнь земная должна быть занята трудами, особенно молодость. Напротив, если тебя предоставить самому себе и всему тому, чем ты хочешь наполнить свою жизнь, «духовному» и «возвышенному», вот тогда-то и могло бы произойти крушение. Всё идёт как надо. И работа должна быть, и даже «болото». Главное – что внутри тебя. А внешнее должно оставаться внешним, и ты только отталкиваешься от него сильнее вглубь себя, к Богу. Не скорби.

Прости меня, убогого, что тебя всё поучаю, такова моя немощь: добр бываю только в поучениях, по-другому не могу проявить доброту, ты уж меня потерпи.

Мне утром тоже очень тяжело. Но кушаешь, пьёшь кофеёк, выходишь на улицу – и становится легче. За всё Бога надо благодарить, чистить-то нас надо ещё как. А предоставь самим себе – погибнем.

Забывай о себе. Старайся любить тех, с кем сводит жизнь, иначе контакты с людьми будут разрушать тебя. Радуйся: каждый новый человек – ещё одна часть твоей вечности. Всё уйдёт: и работа, и недоразумения, и сама земля, а люди останутся и любовь к ним.

1.10.2003 (из письма другу) Всё, к чему прикасается Господь, освящается Им… И эти Его «орудия» станут частью нашего будущего блаженства. 28.10.2014

Всё приходит только через терпение

Всё, что должно прийти, само придёт. Но только через терпение. Всё приходит только через терпение. А в терпении важен ритм, и чтобы он по возможности совпадал с ритмом Церкви. Вообще ты должен понимать, что ты счастливый человек, и Господь к тебе настолько милостив, насколько это вообще, может быть, возможно для тебя. И, может быть, не всегда будет так. Будут и потяжелее времена, которые тоже надо будет перенести, и они пройдут.

Должно всё проясниться ещё до смерти. И где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного. Эти слова точно для нас с тобой.

1.10.2003 (из письма другу)

Всё только начинается. Надо оставаться живым

Всё только начинается. Терпения тебе и молитвы. А ещё – берегись закваски фарисейской, которая есть лицемерие. Надо оставаться живым. Ну и смирение – вещь очень-очень хорошая.

1.10.2003 (из письма другу)

Довольствуйтесь тем, что немногие полюбят вас

Святитель Игнатий Брянчанинов: «Истинные служители истинного Бога! Изучите и узнайте установленное для вас Промыслом Божиим положение на время вашего земного странствования. Не попустите падшим духам обольстить и обмануть вас, когда они будут в приманчивой ложной картине представлять вам земное благосостояние и внушать желание его, стремление к нему, чтоб таким образом украсть и похитить у вас вечное сокровище ваше. Не ожидайте и не ищите похвал и одобрения от общества человеческого! Не ищите известности и славы! Не ожидайте и не ищите жительства безскорбного, пространного, вполне удобного! Это не ваш удел. Не ищите и не ожидайте любви от человеков! Ищите всеусильно и требуйте от себя любви и соболезнования к человекам. Довольствуйтесь тем, что немногие истинные служители Божии, с которыми по временам вы будете встречаться на пути жизненном, полюбят вас, с любовью и участием одобрят ваше поведение, прославят за вас Бога. Такие встречи не были часты и в цветущие времена христианства; в последнее время они сделались крайне редки».

Конечно, вряд ли мы можем назвать себя истинными служителями Бога. Но насколько мы стремимся Ему служить, насколько есть в нас огня ревности духовной, жажды Бога, стремления к Нему, настолько должны мы помнить слова святителя Игнатия и относить их к себе.

8.10.2003 (из письма другу)

Преподобный Макарий Великий (300—391гг)

Сатана просит вас, дабы сеял яко пшеницу…

Макарий Великий: «…Обитатели земли, чада века сего уподобляются пшенице, всыпанной в решето земли сей, и просеваются среди непостоянных помыслов мира сего, при непрестанном волнении земных дел, пожеланий и многосплетённых вещественных понятий. Сатана сотрясает души, и решетом, то есть земными делами, просевает весь грешный род человеческий. Со времени падения, как преступил Адам заповедь и подчинился лукавому князю, взявшему над ним власть, непрестанными обольстительными и мятущимися помыслами всех сынов века сего просевает и приводит он в столкновение в решете земном. Как пшеница в решете у просевающего бьётся и взбрасываемая непрестанно в нём переворачивается, так князь лукавства земными делами занимает всех людей, колеблет, приводит в смятение и тревогу, заставляет приражаться к суетным помыслам, гнусным пожеланиям, земным и мирским связям, непрестанно пленяя, смущая, уловляя весь грешный род Адамов. И Господь предсказал апостолам будущее на них восстание лукавого: «Сатана просит вас, дабы сеял яко пшеницу: Аз же молихся (Отцу Моему), да не оскудеет вера (ваша)» (Лк. 22, 31—32). Ибо сие слово и определение, изреченное Создателем Каину явно: «Стеня и трясыйся (в тревоге) будеши на земли» (Быт. 4, 12), служит втайне образом и подобием для всех грешников; потому что род Адамов, преступив заповедь и соделавшись грешным, принял на себя втайне сие подобие. Люди приводятся в колебание непостоянными помыслами боязни, страха, всякого смущения, пожеланиями, многообразными всякого рода удовольствиями. Князь мира сего волнует всякую душу, не рождённую от Бога, и как пшеницу, непрестанно вращающуюся в решете, разнообразно волнует человеческие помыслы, всех приводя в колебание и уловляя мирскими обольщениями, плотскими удовольствиями, страхованиями, смущениями…

Как от одного Адама распространился по земле весь род человеческий, так одна какая-то страстная порча проникла во весь грешный род человеческий, и князь злобы один в состоянии сеять всех непостоянными, вещественными, суетными, мятежными помыслами. И как один ветер может приводить в колебание и кружение все растения и семена, и как одна ночная тьма распростирается над целою вселенною, так князь лукавства, будучи некою мысленною тьмою греха и смерти, каким-то сокровенным и жестоким ветром, обуревает и кружит весь на земле род человеческий, непостоянными помыслами и мирскими пожеланиями уловляя человеческие сердца, тьмою неведения, ослепления и забвения наполняет всякую душу, не рождённую свыше и мыслию и умом не преселившуюся в иной век, по сказанному: «Наше же житие на небесех есть» (Флп. 3, 20)».

Итак, вот кто разлучает нас друг от друга. Вот куда уходит дружба, все прекраснодушные устремления молодости, а подчас и сама вера, надежда и любовь. Когда ты занят делами, знай, что и те, кого ты любил и любишь и о ком ничего давно уже не слышал, заняты примерно тем же. Все заняты. В этом мире всё занято. Им. Он похитил нашу жизнь, присвоил её себе. Он теперь имеет ту полноту, которая должна была принадлежать нам. Надо это понять, чтобы с помощью Божией его победить и вернуть ту жизнь, которая должна принадлежать нам, вернуть тех людей, которые должны были быть вместе с нами, те чувства, которые не должны были уходить от нас, те мгновения, которые не должны были кончаться. Мы должны уподобиться ледоколам, спокойно и мощно проходя сквозь эту жизнь. И оставаясь вместе. Надо понять, что вся наша «занятость» – она от диавола. Да, труды от Бога. Но то, что к ним присасывается, то, о чём говорит Макарий, это не от Бога. Приоритеты надо понимать. Нельзя терять людей. Нельзя малодушно уступать суете свою душу. Надо напрячься, чтобы переварить суету, пересилить все эти «дела». Мы воины, и всё это война.

И пусть преподобный Сергий поможет тебе именно в этом – остаться самим собой. Да, это самый примитивный смысл жизни. Но без выполнения этого условия невозможны никакие другие, высшие смыслы: служение Богу и людям, хранение Православия, следование за Христом. Помни, что чем дальше, тем тоньше и изощрённее искушения, и они будут всё новые. Но и к Богу всё ближе, и помощь Его всё более велика, всё более явственно Его присутствие в твоей жизни.

8.10.2003 (из письма другу)
На страницу:
3 из 5

Другие книги автора