Полная версия
Рассказы
Юстин умолк, понаблюдал за остальными, что задумались над рассказом, затем продолжил:
– Завтра отправляюсь в Иерусалим, чтобы принять веру Христову и поклониться ему.
– Возьми с собой это, – пресвитер Ермолай вложил в ладонь ремесленника небольшой предмет.
– Что ты мне даёшь?
– Взгляни, – произнёс Ермолай.
На его руке лежала маленькая иконка с изображением лика Христа – Спасителя. Учитель улыбался, глядя на ремесленника своими лучистыми голубыми глазами.
– Пантелеймон оставил её мне, а я дарю тебе, – Ермолай показал на свой посох в углу, – завтра я, тоже, отправлюсь в странствие с тобой. Мне хотелось бы разыскать последователей двенадцати апостолов, чтобы встретиться с ними и иметь духовные беседы. Я вернусь через несколько месяцев проповедовать с ещё большей силой и написать лик Пантелеймона. Фессалина, останешься ли ты присматривать за домом в моё отсутствие?
Бывшая рабыня кивнула:
– Останусь. Каждый день я буду готовить еду и раздавать её людям на поминовение казнённого. – Фессалина снова утёрла слёзы со своего старого лица.
– Не плачь – ещё много совершится чудес и много пострадает людей за веру Христову, но, в конце концов, Истина откроется, – пресвитер перекрестился, отвернулся, пытаясь скрыть свои рыдания.
Сергий
О.К.
1
…Отрок открыл глаза, оттого что кто-то слегка прикоснулся к его плечу. Старец в ветхой одежде стоял пред ним с посохом в руке.
– Проводи меня, дитя, – услышал отрок.
– Вы уже уходите, отче?
– Меня ждут другие, чадо. Открой дверь и выпусти меня.
Варфоломею показалось на миг, что старец жаждет ему что-то сказать. Было раннее утро, родители его – Кирилл и Мария еще спали, как и старший брат Стефан. Младший Пётр спал чутким сном на втором этаже в доме. В моленной было пусто; ему так хотелось войти туда и поклониться иконам, а затем открыть святые писания и читать их, как когда-то они читали вдвоём со старцем.
Святой гость понял мысли Варфоломея.
– Не горюй, чадо, читай писания и помни обо мне. Отныне, ты будешь понимать учение и станешь мудрым. Тебя ждёт великое будущее, сонмы ангелов будут окружать тебя и помогать тебе.
Отрок встал, открыл дверь и простился со старцем. Он хотел сказать что-то ещё, кликнуть старца, но святой гость исчез.
– Старче! Где ты?
Варфоломей поискал в сенях, затем во дворике – старца нигде не было. Отрок перекрестился и подумал: «То, никак, сам Ангел Господень приходил ко мне».
– Мама, мама, сам Ангел приходил ко мне, чтобы научить меня божьему слову, – он обнял спавшую мать; она открыла глаза, сквозь сон спросила:
– О чём ты говоришь, сыне мой?
– Ушёл Он, наказал мне усердно молиться и быть смирённым, яко все угодники и ангелы божьи.
Мария погладила сына по светлым волосам, поцеловала в лоб.
– Будь спокоен, сыне, всё к лучшему.
…Димитрий стоял возле деревянных ворот, не решаясь войти внутрь; да и кто впустит его, коли у братии свои дела, каждый загружен своею обязанностью. Они несколько раз проходили мимо него, ничего не говоря ему, видимо, думая, что он – лишь, простой прихожанин, а не странник, решившийся вступить в обитель.
Димитрий проголодался, колени его затекли от долгого стояния, однако он решил для себя, что простоит ещё часа три, прежде чем постучится вновь.
В церквушке послышался колокольный перезвон – или к службе, или к обедне. Вдруг старая калитка со скрипом отворилась, и Димитрий увидел старца в грубом домотканом рубище, тесьмой подвязанной на талии. Он внимательно осмотрел вошедшего, затем протянул ему руку, как бы, приглашая войти внутрь.
– Что ж ты тут стоишь, чадо? Заходи. – сказал старец.
Юноша взвалил на плечо дорожную котомку с едой, стоявшую на земле, и вошёл вслед за седым служителем. Не дойдя до церкви, служитель взглянул на самый верх, приложил ладонь ко лбу, чтобы яркий свет Солнца не мог ослепить его.
– Слышишь, как звонят? – спросил он.
– Слышу, – ответил Димитрий, пытаясь разглядеть церковь. Она была деревянной, как и все постройки здесь.
Аккуратный шатёр крыши плавно переходил в купол, увенчанный крестом. Три придела, которые украшали храм по бокам, придавали ему какую-то торжественность и величественность. Он видел много церквей, путешествовал по разным местам Великой Руси, но такое величие созерцал впервые.
Димитрий невольно перекрестился, следуя первому порыву. Всё это время старец молча наблюдал за ним, затем, как бы, невзначай заговорил.
– Сам-то ты кто будешь и откуда?
– С Киева я; пешком, почти, весь путь проделал, чтоб стать послушником у самого Сергия.
– Вот как. Что же заставило тебя уйти из мира сего? Легче, ведь, жить в миру, чем стать послушником божьим. Молод ты ещё.
Димитрий перекрестился во второй раз, глядя на высокий церковный купол.
– Мне б Сергия увидеть или кого из приближённых к нему.
– А как ты его представляешь себе? – вдруг спросил старец.
Димитрий не ожидал такого вопроса, поэтому с удивлением посмотрел на встретившего его монаха в рубище.
– Много всего сказывают про него. Вроде как, очень строг он и к братии, и к себе, а ещё речи мудрые ведёт с людьми. Сказывают, также, что исцеляет он людей. Я сам говаривал с исцелёнными, кои ведут сейчас благочестивую жизнь и молятся за него.
– Богу молиться надобно, а не живому грешному труднику-черноризцу, – назидательно сказал старец. Вновь посмотрел на ещё более удивлённого Димитрия и добавил:
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.