Полная версия
Инспектор раёв
После обеда Тощий Кабан с Сизой Вороной пошли на свою шкуру спариваться, дети помладше побежали на улицу играть, постарше стали убирать по мешкам кусочки шкур – тарелки и несъеденных лягушек и муравьев. Я же опять завис в мыслях.
Висел недолго. В полог скромно всунулся Секретарь и сообщил – «Парламентера поймали».53 Я пошел с ним. Вдалеке, между подиумом и хижиной Вождя, виднелась кучка людей. Выделялась укороченная фигура Шамана. Шаман почуял нас, оглянулся и повелительно махнул рукой. Мы побежали. Кривые ступни – проклятый знак Тигра – взметали песок и хвою, в животе бился обрубок мысли – «Не брякнуться бы».
Подбежали. Чужой сидел, прислонившись к хижине, наше начальство столпилось вокруг.
– Повтори для него. – Сказал Вождь. – Чужой скривил рожу, но послушался.
– У нас был неопределенный жертвенец – заученным тоном начал он. – Только горб и больше никаких знаков. И тут он при всех падает и уходит в шаманский сон, да такой глубокий, в какой и с шаманом не уйдешь. Сказал, что встретил Мамонта и теперь он Его жертвенец.
Мы, конечно, не поверили: всем известно, что Мамонт – породитель всего – это бабкины сказки. Прибежал шаман, ударил в бубен, требует: «Дух, назови себя!». Но пацан своё талдычит: «Вижу мамонта, и Он говорит, что Он – тот самый Мамонт». Шаман повернулся к нам и говорит: «Это какой-то дух-шутник, сейчас я его выгоню». Призвал всех помощников, нам пришлось в уплату им со всего племени ногти с ног собрать. – И в правду, у парламентера ногти на ногах были подстрижены. Короче, пляшем мы всем племенем, уже светает, некоторые упали и лежат, мы через них пляшем. И тут шаман взбеленился, как закричит: «Духи! Или немедленно скажите, что за хрень творится, или я вам больше не служу!» Ну духи ему и отвечают, что сами ничего понять не могут. Дух-Мамонт в природе отсутствует, они спросили Духов-Создателей. Те были в начале всего и видели, как всё возникало. Никакого Духа-Мамонта там не было. Плюнул шаман и сказал духам: «Уходите!»
Мы все повалились спать, и тут пацан заговорил, и у нас сон пропал. Мы с позапрошлой зимы, как с места снялись, всё думали, куда податься. Везде холодает и жрать нечего. И парень сказал, что Мамонт велел передать, что поможет всех накормить. Велел помириться с вами. И еще Он сказал, что мы будем вместе «растить», не знаю, что это значит.
Ну мы поймали парламентеров – охотника и трех подростков и послали к вам. Вон они, кстати, ждут. – На другом краю подиума сидели Белый Голубь и дети Кабана.
– Как-то всё легко получается. – Озабоченно сказал Вождь Шаману. – Твой Тигр что, признал поражение? Или просто наигрался?
– Он – старший воин Вселенной, какие тут игры. – Так же озабоченно ответил Шаман.
– Да крапива с ним! – Стряхнул озабоченность Вождь. – Пошли посольство готовить. Секретарь! – Появился Секретарь. – Пусть Тяжелый Бизон принесет Лапчатого Гуся.
Тяжелый Бизон, как и я, сын крома и неанки. От матери он взял ширину, от отца – высоту и мог лосиную тушу нести на руках. В пятнадцать лет он уже охотник-семьянин. Лапчатый Гусь – рассыпающийся старик возрастом в пол-руки рук.54 – Блин, как он дожил до такой глубокой старости? Хотя, у него вместо зубов обломки и на ходьбе опирается на две палки. На крапиву такую старость. Правда, он лучше всех делает кремневые лезвия: положит кремень на кремень, каменным топором прицелится – и стук, стук, стук – лезвия отлетают, как стружки от деревяшки.
– Серый Олень и Предательский Мыш! – Продолжал командовать Вождь. – Лапчатый Гусь идет договариваться о встрече, Тяжелый Бизон несет его до кривой сосны на вершине холма. Вы охраняете. Кроме них, всех, кого увидите, убейте.
– Да, Вождь. – Сухо ответил Шаман, вставая и продолжил ко мне – Идешь к Кабану, берешь пучок тупых копий и копьеметалку. В середину пучка вставляешь три острых копья. Якобы мы идем белок на мех бить. Секретарь обмолвился за своим костром, что Вождь, в награду решил посвятить меня в охотники и выдать за свою дочь.
На глазах всего Племени мы вошли в лес бить белок. Вошли со стороны, противоположной кривой сосне. Мы прошли редкий болотистый ольховый подлесок, начался ельник, под его прикрытием мы перевалили через гребень холма и быстро, насколько позволяли наши ноги, побежали вдоль склона. Залегли в зарослях папоротника на гребне холма, на бросок камня от кривой сосны. Только мы залегли, вдалеке показался Бизон с Гусем на закорках. Тяжело и редко ступая, он поднялся по склону до сосны, спустил Гуся с плеч, опершись на сосну, отдышался. Лапчатый Гусь оперся на свои палки и заковылял вниз по склону. Тяжелый Бизон смотрел ему вслед и посматривал по сторонам, видно тоже чего-то боялся. Потом повернулся и ушел.
Мы ждали до вечера, засыпая по очереди, проспали ночь. Солнце поднялось на пол-диска, когда со стороны Чужих что-то появилось. Медленно приблизились. Это был наш Лапчатый Гусь и старик из Чужих без одной руки. Они проковыляли той же тропой, что и вчера Бизон с Гусем, и скрылись в стороне нашего лагеря. Мы снялись, кружным путем вернулись в лагерь, по дороге подбили пару белок. С белками в руках мы покашляли у хижины Вождя, Секретарь отпахнул полог. Хижина внутри выглядела как любой семейный шатер, только те сделаны из шкур, а эта была тростниковым шалашом, а поверху уже шли шкуры. Прислонясь к стенам сидели весь Малый Совет и два утренние старика.
– Говори. – Сухо бросил Вождь.
– Ничего. – Так же коротко ответил Шаман.
– Тогда, – Сказал ему Вождь, – этих двоих – он кивнул на стариков-парламентеров – накормить и проводить обратно. Вы поняли, что говорить? – Спросил он их. – Они утвердительно моргнули.
– Старейшина охотников, приступай. Все свободны. – Скомандовал Вождь и встал. Все встали и молча с деловыми лицами отправились по заданиям.
Старейшина охотников подошел к Бум-буму. «Интересно, к чему ему приступать?» – Подумал я. «Всем охотникам до единого бросить всё и бежать на площадь. Взять топоры». – Заговорил Бум-бум. Шаман пригласительно кивнул парламентерам и мы пошли их кормить. Бум-бум безостановочно болтал на весь лагерь насчет «всем», «топоры», «площадь» – на разные лады.
Мы вчетвером, выходя из лагеря, проходили через площадь. Старейшина охотников что-то объяснял собравшимся, показывая куда-то на лес за холмом. Мы прошли кривую сосну, спустились по противоположному склону, пробрались через кусты на опушке. Дальше шли по пояс в траве, постоянно крича: «Мы идем!». Отошли на бросок камня от опушки, как на расстоянии копья из копьеметалки из травы встали двое охотников из Чужих с заряженными копьеметалками. Шаман и я остановились, дальше пошли парламентеры. Они дошли до охотников, мы повернулись и пошли назад и тут вдруг услышали: «Эй!», и копье пролетело мимо нас и воткнулось впереди. Предупредительный выстрел. Мы повернулись и, повинуясь приглашающему жесту, подошли. Рядом с охотниками сидел мужчина средних лет – где-то двадцати – двадцати пяти – с белыми хвостовыми орлиными перьями в волосах.
– Вождь. – Сказал Лапчатый Гусь. Мы почтительно моргнули, надолго закрывая глаза.
– Доброжелательства Божков тебе, Вождь Чужих. – Почтительным к собеседнику, но уважающим себя тоном сказал Шаман.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Слово «Вождь» здесь женского рода
2
Разумеется, неандерталец не употребил слова из нашего научного лексикона. Я перевожу по смыслу.
3
Имена неандертальцам дают матери после пяти – семи лет жизни. В этом возрасте ребенок впервые заговаривает о своей смерти. В то же время, резко повышается вероятность его дальнейшего выживания. До того его называют просто «ребенок». Имя по традиции состоит из двух слов: первое слово – эмоциональное качество, второе – предмет.
Если у человека есть какие-то достижения, то его могут назвать по этим достижениям. Или если он занял какую-то должность, его назовут по этой должности.
4
Считают двое. Один перекладывает наконечники кучи в кучу. Другой на каждый наконечник загибает пальцы левой ладони. Загнул все пальцы – разгибает загнутые пальцы. Разогнул все пальцы – с последним разогнутым пальцем загибает палец правой ладони. Получается, что на каждую согнутую-разогнутую левую ладонь приходится один согнутый левый палец. Согнул пальцы правой ладони – точно так же на каждую полную левую ладонь разгибает палец правой ладони. Закончил – получил «полные руки».
5
То есть сто штук
6
То есть пятьдесят лет
7
Его так назвали, потому что он придумал пращу.
8
Кром – кроманьонец
Неан – неандерталец
9
Кроманьонцу неанский разговор сначала кажется молчанием. Даже когда дикарю – крому переведут неанский Разговор, он кажется ему заумным и не относящимся к жизни.
10
Отчетливые Слова – те, что сказаны гортанью и языком.
11
«Разговор» с большой буквы – тот самый разговор – о самом главном, о том, что действительно есть.
12
Для Пращи окружающего Разговора не существовало. Вместо возвышенной и глубокой речи мудрецов-неанов он слышал только сопение, мычание, изредка – отдельные слова. Видел он только жевания, чесания, шевеления, изредка – бедную мимику.
Зато кромы очень практичны и находчивы на всякие штуковины. Каменные орудия у них получаются замечательно.
13
Нашу пещеру тоже когда-то вырыли кромы.
14
Поскольку неаны думают и общаются подсознанием, а подсознание матери связано с подсознанием эмбриона, то неанские эмбрионы разговаривают и с матерью и с окружающими.
15
Кромы все были как горящей веткой ткнутые – вечно бегают, прыгают с места на место. Не было их – и вдруг появились: говорят пришли откуда-то, где весь год жарче, чем у нас летом. Шли целое поколение: деды из Горячего Места вышли, а внуки в наши места пришли. Зачем шли?
К нам они иногда с придумками приходили. Нам бы и мысль не пришла – сходить к соседним разумным животным не для того, чтобы одного из них украсть и съесть. Они придумали «обмен» – это когда я что-то даю тебе, а ты мне. Такие вот они странные.
16
Через много лет я рассказал эту историю моему другу – пастуху Давиду. Он сначала долго и громко смеялся, а потом спросил: «То есть вам в голову не приходило, что он вовсе не соглашался, а умер от того, что его стрелой проткнули? Странные вы, древние, были. Почему вы думали, что всё на свете по добровольному согласию происходит, а не от естественных причин?» В Давиде был Атман нашего Шамана, а Душа Шамана попала в неандертальский рай. Так что, возможно, он был прав.
Но, протыкая людей и козлов стрелами и копьями, мы говорили: «Предлагаю тебе умереть», и: «На том свете тебе будет хорошо». Что было причиной смерти – убеждение или колотые раны?
17
Промежуточная Нигдя – говоря современным языком, диапазон значений базовых физических констант, не позволяющий собрать функционирующую Вселенную. В Промежуточной Нигде невозможно собрать время, пространство, материю, разум. Через нее могут проходить только личности. Там текут потоки умерших и шастают шаманские путешественники.
18
Правда, в создании мира участвовал Целовальник, поэтому мир получился со странностями. Он был закольцован, включал в себя только территорию нашего племени – лес, река, пойма, холм. Ты стоял на берегу и видел противоположный берег, переправлялся через реку – и выходил на тот же берег, с которого отплыл. Ты видел с вершины нашего холма далеко на горизонте противоположную границу леса входил в лес, проходил его насквозь – и выходил на ту же опушку, через которую вошел. В другой стороне через равнину на горизонте были видны другие холмы, ты шел к ним – и приходил к тому же холму, с которого спустился.
19
В далеком будущем я открыл, что это ложноножки. Целовальник в нашем мире представляет собой одноклеточное растение размером в полтора средних человеческих роста.
20
Племя, с которым наше граничило по реке.
21
Утвердительное моргание – одно длинное. Отрицательное – частые короткие.
22
Потом выяснилось, что эта кровь привязывала нас к этому миру, это было частью ловушки. И поэтому, чтобы выйти из ловушки, понадобилась жертва с моей стороны, как человека, не связанного кровным договором.
23
Так что теперь он будет не Неговорящий, а просто Праща.
24
У неанов моргание – знак отрицания, как у нас мотание головой. А другое моргание – знак согласия, как у нас качание головой. Я разницу между этими морганиями не могу объяснить, тут надо чтобы неандерталец показал.
25
Для того времени – вполне взрослый.
26
Тогда ниток не было и вместо ниток использовали расщепленные вдоль кровеносные сосуды животных.
27
Когда-то наш мир был таким же. У него был край. С края даже можно было свалиться и ты тогда падал на этот же мир, только на противоположный край. Мир создается как равнодействующая желаний жителей и свойств заготовки. Обычно заготовка плоская.
28
Нет-нет, вы неправильно поняли. Конечно, мы не австралопитеки какие-нибудь, чтобы вождем становился тот, кто побьет предыдущего. Мама – Хитрая Береза – стала Вождей, когда оказалась правее предыдущего. Он говорил, что болото надо обойти, а она – что надо пройти напрямую по кочкам. Часть племени пошла за ней, часть за ним, а там их ждали чужие и многих съели. Он из Вождя стал опять Умным Булыжником, а она – Вождей.
А потом он собрал сторонников и потребовал Жезл Вождя. А сторонники трясли копьями и скалили зубы. А Хитрая Береза бросилась на него, оторвала голову, бросила его сторонникам и сказала: «Съешьте, насытьтесь и подобрейте».
29
Смотреть на зацикленные копии одного и того же мира – это способ трехмерным зрением смоделировать четырехмерное восприятие. Предметы при этом воспринимаются как то ли «очень объемные» или «многогранные», то ли «пушистые» или «глубокие».
30
Неандертальцы обладают такой же мистической способностью, как наши шаманы. Только у неандертальцев она в полную силу, у наших шаманов – остатки. Поэтому нашим шаманам нужны животные – помощники, магические существа. Неандертальцы же сами были магическими существами. Шаман по должности нужен как специалист для сложной работы. Это как простой автовладелец может тормоза продуть или свечи поменять, а чтобы движок перебрать уже специалист нужен.
31
У К. С. Льюиса Аслан – лев. Льюис аргументирует допустимость такого персонажа тем, что в Псалмах для описания Бога используется слово «лев». Если бы до нас дошло Священное Писание неандертальцев, скорее всего, там бы фигурировал мамонт. Во всяком случае, профессор Зубов считает, что у кроманьонцев мамонт служил образом Всевышнего.
32
Голос был не слышимый ушами и даже не как будто ты его слышишь чем-то – душой или всем существом или непонятно чем – как будто неким неизвестным органом. Просто осознаёшь, что только что был к тебе Голос и он сказал то-то и то-то. При этом Тот Кто Говорил был в мамонте, но Он был и везде – Он присутствовал Личностью во всем мире, во всей вселенной. Я этого не видела – ни глазами, ни глазами души, ни всем существом, ни еще чем-то. Но просто осознавала, что воспринимаю Его присутствие.
33
Разумеется, речь шла о той сосне, которая в наших путешествиях символизировала Мировое Древо.
34
Вий – шаман потустороннего мира. Для жителей потустороннего мира наш мир – потусторонний. Как шаман может видеть из нашего мира тот, так и вий может видеть из того мира наш.
35
У неанов собственности нету, так что «хозяин» – примерный перевод. И вообще, там говорят не словами, а мыслями. В мыслевом разговоре можно использовать понятия, для которых еще нету слов.
36
Искажать имя разрешается только самым близким людям.
37
С этого момента он больше не шаман, поэтому его зовут не по должности, а по детскому имени.
38
В неанской религии такое потомство означало билет в рай.
39
Трогать шаманский бубен может только шаман.
40
То есть десять.
41
Час перед восходом, когда Солнце уже подсветило небо, но еще не показалось из-за горизонта.
42
Бум-бум – примерно то же, что у современных африканцев Тамтам – говорящий барабан.
43
Сом – хозяин подземного и подводного мира, переходного между земным и собственно посмертными. Этот мир принимает всех, поэтому Сом принимает любые жертвы – и людей, и животных, и добровольные, и насильственные.
44
Сом был славен своим черным чувством юмора. Среди божков – животных Сом, Тигр и Гадюка – самые жестокие. Злее их только божки болезней.
45
Перевод по смыслу современным выражением, как и во всех аналогичных случаях. Прим. перев.
46
Аналог нашего «на хрен».
47
Читаются специальные тексты и рождаемый проползает сначала вдоль по лежащим всем мужчинам, а потом между ног у всех женщин племени. Проводят ритуал только по несомненно явленной воле кого-то из высших божеств – Мамонта, Козла, Муравья.
48
Жертвенецы каждого Божка составляют что-то вроде Племени. Как и Племя, Жертвеня связана телесно. Соплеменников связывает тяжелое тело, они родились от одних предков или родили одних потомков, сожертвенецов связывает легкое тело, они родились от одного Божка.
49
То есть тысячу.
50
Кроманьонцы думали не головой, а животом. А мозг у них служил хранилищем жира для светильников в глазах и ушах. Глаза светят видимым светом, уши – невидимым, свет отражается и человек видит и слышит.
51
Кроманьонский аналог нашего «похрен».
52
Не смущайтесь современными названиями у древних людей. Функции те же – помогать управленцу разгребать текучку.
53
Наше и соседские племена не посылали парламентеров и послов, как сейчас. Чужого охотника возле своего лагеря сразу убивали.
54
То есть пятьдесят лет.