bannerbanner
Памяти фронтовых кинооператоров (1941—1945 гг.). Хроника трагедии Второй мировой войны в пути к Победе 9 Мая 1945 года: очерки, рассказы, фронтовые мелодии
Памяти фронтовых кинооператоров (1941—1945 гг.). Хроника трагедии Второй мировой войны в пути к Победе 9 Мая 1945 года: очерки, рассказы, фронтовые мелодии

Полная версия

Памяти фронтовых кинооператоров (1941—1945 гг.). Хроника трагедии Второй мировой войны в пути к Победе 9 Мая 1945 года: очерки, рассказы, фронтовые мелодии

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 3

Ещё в 1941-м в освобождённом Волоколамске Р. Кармен запечатлел на камеру следы зверств нацистских оккупантов. Подмосковный город был освобождён 20 декабря 1941 года – и это одни из самых первых кинокадров с доказательствами преступлений нацизма, представленных международной публике. Во время Великой Отечественной он вёл съёмку сражений под Москвой и под Ленинградом.

Автор нетленного стихотворения «Жди меня, и я вернусь», писатель Константин Симонов вспоминал: «На каких только дорогах мне не доводилось встречать Кармена во время войны: и на Западном фронте, и под Яссами, и на Висле, и на Одере, и на площади перед рейхстагом, и в Карлсхорсте, в зале, где подписывался акт безоговорочной капитуляции. Я видел его весёлым и – злым, и здоровым и больным, забинтованным, еле державшимся на ногах, но всегда и всюду снимавшим, снимавшим, невзирая на погоду, бомбежки и обстрелы. Кармен снимал и в снежных полях под Москвой, и в обледенелом голодном Ленинграде, и в развалинах Берлина. Четыре года он летал, ездил, ходил, ползал дорогами войны».

Слова кинодокументалиста С. Медынского точно отражают творческую и личностную суть режиссера Р. Кармена: «Есть такой термин „на боевом взводе“. Это значит, что к выстрелу не надо готовиться, нажми спусковой крючок, и пуля сразу полетит в цель. Снимая фильм, Кармен всегда был именно в таком состоянии. Полная мобилизация всех творческих сил и физических возможностей, постоянная готовность оценить любую ситуацию и прореагировать на неё. И это колоссальное напряжение он воспринимал не как повинность, а как благо. И он не мог, да и не хотел понимать тех, кто не разделял этого чувства».


Роман Лазаревич Кармен


Роману Лазаревичу Кармену удалось запечатлеть ряд значительнейших событий мирового уровня – в 1943 г. капитуляцию и сдачу в плен генерал-фельдмаршала Фридриха Паулюса после Сталинградской битвы, а в 1945 г. – подписание акта о безоговорочной капитуляции Германии. В фильме Р. Кармена «Суд народов» звучат слова: «Кто судит? Восстанут мертвые и живые, все народы всех стран придут на суд». Кадры, снятые им, вошли в ряд полнометражных документальных фильмов, получивших признание, как в СССР, так и за рубежом. Среди них – «Разгром немецких войск под Москвой» и «Берлин».

Moscow Strikes Back – «Москва наносит ответный удар» (1942 год, режиссеры – Л. Варламов и И. Копалин) – с таким заголовком эта лента вышла в кинотеатрах США и познакомила американцев с событиями драматичной обороны советской столицы и первой стратегической победы над нацистским вермахтом. Фильм, выпущенный в американский прокат, «открыл» для его зрителей Восточный фронт, о котором за океаном знали лишь обрывочно. Эта работа стала первым документальным фильмом, удостоенным премии американской киноакадемии «Оскар» (а также награду Национального совета кинокритиков США). Работа в качестве оператора в составе большого коллектива над «Разгромом немецких войск под Москвой» – стала для Р. Кармена в некотором роде предтечей его будущих – уже личных достижений.

Важным этапом политической публицистики Р. Кармена явилась его работа над циклом фильмов, посвященных освободительной борьбе народов Латинской Америки – она заняла в его творчестве полтора десятилетия.

Роман Кармен, через 30 лет после войны совместно с кинематографистами Америки создал фильм «Неизвестная война», который вновь стал откровением для западного зрителя.

В одном из своих последних писем, за двадцать три дня до ухода из жизни, Роман Лазаревич писал: «Я сейчас весь без остатка погружен в завершение трудного и очень сложного дела с этими фильмами для американского телевидения. Буквально света божьего не вижу, поднимаюсь в шесть утра, а завершаю рабочий день далеко за полночь. Силы иссякают, сердце напоминает о себе постоянно, ведь два инфаркта я уже имел, казалось бы, нужно беречь себя, а я вот так играю с огнем». Сериал вышел в американский прокат под названием The Unknown War – «Неизвестная война». И, как когда-то в 1942-м, он вновь «открыл» Восточный фронт для граждан США.

Фильмы Р. Кармена всегда были насыщены авторской интонацией, темпераментом, глубиной и точностью анализа исторических ситуаций. Его работы отличались выразительностью монтажного и звукового решения, мастерством репортажных съёмок. Роман Лазаревич Кармен был известен как страстный публицист, вдохновенный художник, он рассказывал в своих фильмах о важнейших событиях в истории нашей страны, а его камера в течение пяти десятилетий вела летопись событий, влиявших на ход мировой истории.

Роман родился в Одессе творческой семье писателя, журналиста Лазаря Осиповича Кармена и Дины Львовны Лейпунер переводчицы художественной прозы с идиша. После рождения сына семья переехала в Санкт-Петербург. Его отец был приглашён в столицу сотрудничать в литературных журналах. Семья проживала в Куоккала, что под Петроградом. Отец общался со многими писателями, дружил с А. И. Куприным, был знаком с Максимом Горьким. Именно отец подарил Роману его первый фотоаппарат – «Кодак». После Октябрьской революции отец вернулся в Одессу, где посвятил себя пропагандистской работе в Политуправлении Красной армии. После захвата Одессы белогвардейскими войсками ему пришлось вместо работы в газете продавать её на улицах, отсидеть в тюрьме, откуда он вышел с обострившимся туберкулёзом, уже фактически обречённый.

После смерти отца Роман учился в трудовой школе, подрабатывал продавцом газет, подручным в гараже Совморфлота. Семья жила бедно, в это тяжёлое время Роман перенёс сыпной тиф. На гонорар, полученный за издание избранных произведений отца, в 1922 году он с матерью переехал в Москву. Пытался поступить в Московское высшее техническое училище (ныне МГТУ имени Н. Э. Баумана), работал в Московском городском ломбарде конторщиком, поступил на рабфак. Первые его снимки были опубликованы в рабфаковской стенгазете. Мать, которая перебивалась случайной литературной работой в начавшем тогда издаваться журнале «Огонёк», сумела устроить его там фотокорреспондентом. Как он позже вспоминал, после того как приняли на работу, он вышел из редакции взволнованный, держа в руках свой первый корреспондентский билет: «Подписан он был Кольцовым, я храню его по сей день как дорогую реликвию». В сентябре 1923 года появился первый снимок Р. Кармена, который он снял по заданию редакции «Огонька», на нём был представлен прибывший в Москву болгарский революционер В. Коларов.

Роман писал: «Я самозабвенно увлёкся фоторепортажем. Работа в „Огоньке“ была для меня большой школой мастерства». Первой важнейшей событийной съёмкой для него стала фиксация на плёнку похорон В. И. Ленина, которую он снимал в Колонном зале Дома Союзов.

В 1923—1930 годах работал фотокорреспондентом журналов «Огонёк», «Прожектор», «Советское фото». Он стал участником группы «Российское общество пролетарских фотографов». Некоторое время сотрудничал с основанным в 1925 году богато иллюстрированным художественно-литературным журналом «Тридцать дней», в который представлял свои тематические репортажи, очерки. Позже он отмечал, что в то время от увлечения яркими зарисовками жизни, от съёмок репортажа, он часто устремлялся в чисто формальные поиски, в применение различных оптических эффектов, раздумывал над проблемами композиции кадров.

Его фотоработы были достойно оценены на первой выставке советского фоторепортажа в 1926 году, состоявшейся в Доме печати, а также в 1927 году на выставке «10 лет советской фотографии» (он был самым молодым из награждённых). Из наиболее запомнившихся и важных фоторепортажей он выделял пуск первой советской гидроэлектростанции в г. Волхове, торжественное открытие Шатурской электростанции, начало работ на Днепрогэсе, строительство г. Кукисвумчор, возвращение в СССР Горького, парад войск на Красной площади. По его словам: «фоторепортаж был огромным куском моей творческой биографии, он был моей страстью, школой мастерства, школой журналистики». Во время своих репортажей часто сталкивался с кинооператорами, знакомился с их техникой и начал серьёзно задумываться о смене своей деятельности.

Главным событием, определившим его стремление к профессии кинодокументалиста, был увиденный им фильм режиссёра В. А Ерофеева «К счастливой гавани». Вскоре – вступил в РОПФ (Российское объединение пролетарских фотографов), где обучался у фотокорреспондентов К. Кузнецова, А. Шайхета, В. Савельева. Его работы стали активно публиковать в советской прессе.

Карьера Кармена-фотографа развивалась стремительно: он снимал не только похороны В. И. Ленина, приезд в Москву Максима Горького, но и делал фотопортреты Михаила Пришвина и Алексея Толстого. Им были сделаны также четыре посмертные фотографии Сергея Есенина.

В 1932 г. Роман Кармен окончил операторский факультет Государственного института кинематографии и начал работать на Центральной студии документальных фильмов. В июле 1934 года снял памятный для него репортаж о посещении Москвы Герберта Уэллса, который был любимым писателем его детства. Данный материал явился первым звуковым кино-интервью Кармена, в котором Г. Уэллс, в частности, сказал ему: «В двадцатом году я был в России и виделся с Лениным. Ленин сказал мне: „Приезжайте к нам через десять лет“. Прошло, правда, четырнадцать лет, но я всё-таки приехал»

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
3 из 3