bannerbanner
Памяти фронтовых кинооператоров (1941—1945 гг.). Хроника трагедии Второй мировой войны в пути к Победе 9 Мая 1945 года: очерки, рассказы, фронтовые мелодии
Памяти фронтовых кинооператоров (1941—1945 гг.). Хроника трагедии Второй мировой войны в пути к Победе 9 Мая 1945 года: очерки, рассказы, фронтовые мелодии

Полная версия

Памяти фронтовых кинооператоров (1941—1945 гг.). Хроника трагедии Второй мировой войны в пути к Победе 9 Мая 1945 года: очерки, рассказы, фронтовые мелодии

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 3

Авторы монумента – художник-монументалист Мария Татевян, Олег Калинин, скульпторы Станислава и Андрей Смоляниновы, архитектор Яна Браговская. Руководитель проекта монумента Мария Тативян считала и верила, что: … «…мы обязаны сохранить для истории тех, кто навечно остался за кадром, всю их исторически подлинную атрибутику. В этом – дань документальной правды тем, чьи кинодокументы не могут лгать. Моя идея – сделать так, чтобы люди могли посмотреть на окружающий мир через объектив кинокамеры и таким образом причаститься к нашей великой истории».


4 сентябрь 2020 год. День открытия

памятника-монумента «Фронтовой кинооператор»


Церемония торжественного открытие памятника фронтовым кинооператорам произошла 4 сентября 2020 года, в сквере Яблоневой аллеи города, на Волоколамским шоссе. В 1941 году, рядом, в 120 км, 4-ой ротой панфиловцев было сорвано и остановлено вражеское наступление на Москву. Это был первый шаг к Великой Победе весны 1945 года над вероломным врагом.

И в память о фронтовых кинооператорах – монумент, в образе капитана, оператора Владимира Сущинского, стоит на Волоколамском шоссе как символ нашей Победы, начавшейся здесь, с битвы под Москвой зимой 1941 года. Великая Отечественная война, охватившая судьбы миллионов людей: от Северного Ледовитого океана да Кавказа, от Волги до Берлина – была запечатлена на легендарной киноплёнке. Благодаря самоотверженности, таланту, солдатскому героизму кинооператоров мы владеем сейчас кино-летописью грозных тяжёлых событий нашей эпохи.

В одной из своих книг о Великой Отечественной войне – - «Я остановил время», фронтовой кинооператор Владислав Микоша обращается ко всем нам и к будущим поколениям: «Скажу от имени всех нас – и живых, и мертвых: мы не только жили те четыре года на пределе своих возможностей, физических и духовных, но мы еще и чувствовали, что судьба Родины зависит от нас – от каждого. И если кто-то сочтёт это заблуждением – пусть, но согласитесь: прекрасно „заблуждение“, которое помогло стране выстоять в великих испытаниях…».

Сегодня, мы смотрим новые фильмы о войне, в том числе такие, как «Великая Отечественная», «Зима и весна сорок пятого», «У войны не женское лицо» и другие, отдавая должное мастерству их режиссёров. Мы отдаём дань всем фронтовым кинооператорам, фотожурналистам, которые, проявив высокий патриотизм, самоотверженность, чувство авторской сопричастности, сумели достоверно запечатлеть трагические события в жизни нашей Родины, исторический подвиг своего народа.

Вторая мировая война – это один из жестоких периодов истории XX века. Уходит поколение победителей, свидетелей чудовищной трагедии народов Мира. Но документальное свидетельство героической борьбы против нацизма и Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов помогает созданию достоверности в новых художественных и документальных фильмах во имя будущего с человеческим лицом вопреки реалиям нашей противоречивой жизни.

Крылатый героизм фронтового оператора

Фронтовые кинооператоры, поднимаясь в небо, нередко ценой своей жизни, несли суровую правду о трагических днях Великой Отечественной войны, о жестоких дорогах к Победе 9 мая 1945 года.


Войну снимали более 258 операторов, из них —34 поднимались в небо на боевых самолетах. В центральных газетах — «Правде», «Известиях» и «Красной звезде» 6 августа 1941 года появился снимок бомбометания нашими самолетами по немецкой танковой колонне. Это было первое документальное подтверждение эффективности наших авиаударов. Уникальное и очень качественное изображение сопровождал текст: «Вместе с N-ской эскадрильей бомбардировщиков на бомбежку фашистских мотомехчастей вылетел оператор „Союзкинохроники“ тов. Н. А. Вихирев. Бомбы, сброшенные нашими самолетами, ложились в цель, на дороге, по которой двигались фашистские танки. На снимке: момент бомбометания, заснятый тов. Вихиревым. Внизу на дороге видны разрывы бомб».

Моральная значимость и духовная поддержка этого снимка, сделанного с кинокадра, трудно было переоценить. В те горькие трагические дни в сердца миллионов людей он вселил надежду, стал тем глотком кислорода, который удесятерил силы и укрепил веру в неизбежный разгром врага, веру в победу. «Бьют гадов!» – сжимали кулаки бойцы в окопах, рабочие у станков, колхозники на полях.

Николай Вихирев своей воздушной киносъёмкой поднял наших кинооператоров в небо войны. Как вспоминал выдающийся советский кинооператор Роман Кармен, после потрясшего всех шедевра смелого кинооператора все, и он в том числе, неудержимо рвались в авиаполки. Не осталась незамеченной работа Н. Вихирева и среди высокого начальства. Николай был удостоен личной аудиенции у Председателя Комитета по делам кинематографии при СНК СССР Ивана Большакова, которого за глаза иначе как личным киномехаником Сталина и не называли. Отснятый Н. Вихиревым драгоценный материал был передан в руки ведущего кинорежиссера документального кино Дзиги Вертова и его жены, лучшего советского монтажёра Елизаветы Свиловой-Вертовой.

И уже 13 августа 1941 года на экраны страны вышел киносюжет «Советские бомбардировщики на линии огня». Это были первые кадры, снятые в годы войны с борта самолета. Воодушевленный воздушными съёмками Николая Вихирева, в августе 1941-го в небо поднялся кинооператор Марк Трояновский. На Южном фронте, под Одессой, отважно сражался 5-й бомбардировочный полк подполковника Феодосия Котляра (будущий генерал, командир 4-й гвардейской Борисовской авиадивизии, единственный в бомбардировочной авиации комдив, удостоенный звания Героя Советского Союза). Здесь, крымский татарин старший лейтенант Абраим Решидов (войну закончил Героем Советского Союза, гвардии майором, имел на счету 191 боевой вылет) из кабины стрелка-радиста старшины Василия Давиденко снял удар по колонне врага у райцентра Березовка.

В сентябре 1941-го на воздушную киносъёмку отправилась целая спецбригада во главе, с имевшим после съёмок в Испании огромный авторитет, капитаном Романом Карменом. В неё впервые включили и звукооператора Рувима Халушакова, до этого съёмки были «немыми».

Николай Вихирев со своим напарником Борисом Вакаром летали в 33-ем бомбардировочном полку 19-й бомбардировочной дивизии. Почти весь летный состав полка имел боевой опыт, воевал в Испании, Финляндии, на Халхин-Голе, был награжден орденами и медалями. Они—то знали, что в бою с «мессерами» находились на волосок от гибели и шансов вернуться живыми было очень и очень мало. Когда полк наносил удары по врагу западнее столицы Украины, у Коростеня, и по танковым колоннам на шоссе Житомир – Киев, в снятом Николаем Вихиревым материале в выпусках «Союзкиножурнала» оперативно вышли два сюжета – «Ночная бомбардировка» и «Разгром вражеского аэродрома». Это была первая в истории советской кинодокументалистики ночная воздушная съёмка в боевых условиях портативной кинокамерой фирмы «Белл-Хоуэлл» с 16-мм пленкой, приспособленной для установки её на самолёт.

Самым подходящим самолётом для воздушных киносъёмок в годы войны был штурмовик Ил-2. Летали на нем операторы в кабине воздушного стрелка, из которой работать было очень удобно. Но эти самолеты сбивали чаще других, однако над этим особо не задумывались – война есть война.

К сожалению, практика снижения вышестоящим начальством статуса наград, к которым представлялись крылатые кинооператоры, была очень распространена. Недооценивался смертельный риск операторов, их чаще «прессовали»: даже ставших впоследствии настоящими асами воздушной киносъёмки Давида Ибрагимова, Бориса Шера, Давида Шоломовича и других.

В конце 1944-го у Романа Кармена появилась идея: а что если сам воздушный стрелок Ил-2 одновременно будет и кинооператором? Своей мыслью он поделился со своим ассистентом, совсем юным 19-летним Юрием Королёвым. Так в 525-м штурмовом полку появился единственный в ВВС штатный воздушный стрелок-кинооператор гвардии старшина Ю. Королёв. С кинокамерой и пулеметом он совершил в этом полку 31 боевой вылет на Ил-2 и еще 7 – в 571-м шап на Ил-10, за что его наградили двумя орденами. Юре суждено будет стать не только самым молодым крылатым кино-съёмщиком войны, но и единственным, кто снимал в воздухе из кабины стрелка новейшего советского штурмовика Ил-10. После войны Юрий Дмитриевич почти 40 лет возглавлял фото-отдел журнала «Советский Союз».

За долгие четыре года войны у ведущих воздушных кинооператоров завязалась настоящая фронтовая дружба с летчиками авиаполков, у которых они снимали чаще других. Для капитана Давида Ибрагимова это был 99-й, ставший к концу войны 96-м гвардейским Сталинградским Краснознаменным, ордена Кутузова полком. Один из лучших в бомбардировочной авиации, он начал войну в июне 1941-го на Минском направлении. Был у Д. Ибрагимова в этом полку и любимый экипаж, с которым он обычно и летал. Возглавлял его летчик Алексей Смирнов. 28 июня 1941-го во время третьего боевого вылета в район Бобруйска ему чудом удалось выжить, посадив горящий СБ-2. А в сентябре о его экипаже уже знали во всех авиаполках ВВС. Выполняя приказ командования Юго-Западного фронта, Смирнов вылетел на Пе-2 на окруженный немцами аэродром «Борисполь» под Киевом. При заходе под обстрелом на посадку у самолета был пробит бензобак, повреждены лопасть винта, руль глубины, из мотора потекло масло. Передав пакет с распоряжением и наспех исправив повреждения, экипаж не только сумел взлететь, но и вывез с собой шесть летчиков из местной части. Четырех усадили в кабину к стрелку-радисту, одного – к штурману и еще одного, будущего Героя Советского Союза Ивана Кобылецкого привязали к самолету веревками – в бомбо-отсеке. К концу войны весь экипаж был удостоен звания Героя Советского Союза. А в 1942-м Давид Михайлович за 12 боевых вылетов сделал о летчиках полка фильм «Боевые дни N-ской авиачасти» — целых 17 минут. За это он был удостоен ордена Красного Знамени и Сталинской премии 2-й степени.

Давида Ибрагимова связывали очень теплые, дружеские отношения с Николаем Вихиревым, которого он часто приглашал на съёмки в свой 96-й гвардейский полк. В дни Курской битвы, 21 сентября Н. Вихирев снял здесь свой очередной киношедевр. Перед полком, которым командовал эстонец гвардии полковник Александр Якобсон, была поставлена задача: уничтожить железнодорожную станцию Новозыбков и не допустить отхода немецких эшелонов на Гомель. Выполнить её командир поручил лучшим экипажам, которые вошли в девятку гвардии капитана Павла Субботина. Ведущим ведомого звена, то есть замыкающего, последнего, в ней летел Пе-2 гвардии лейтенанта Александра Гнетова, на борту которого и находился Николай Вихирев. Удар по станции получился мощный и точный. Архивные документы свидетельствуют, что были полностью уничтожены станционное здание, 4 эшелона с личным составом и техникой, взорван эшелон с боеприпасами, два склада с горючим и бомбами. Взрывы и пожары бушевали на станции до утра 22 сентября. И всё это торжество возмездия благодаря сьёмкам на «Аймо» Николая Вихирева демонстрировалось во многих фильмах. А потом были вылеты на Калинковичи, Мозырь, под Бобруйск и Березино.

Особенно активно Д. Ибрагимов летал на съёмки в конце войны, совершив с января по май 1945-го г. – 23 боевых вылета и отсняв в воздухе 2019 метров киноматериала. На этой пленке – бои за Варшаву, Познань, Кюстрин, Берлин. При этом, в мае победного 45-го, Давид Михайлович стал снимать с борта Пе-2 последние удары по Берлину. Его рискованная работа была оценена достойно – орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степени.

Подшефным для другого выдающегося аса воздушной киносъёмки майора Давида Шоломовича стал 7-й гвардейский Севастопольский ордена Ленина, Краснознаменный штурмовой авиаполк (в 1941-м воевал в небе Бобруйска). С аэродрома у станицы Тимашевская Краснодарского края в июле 1943 года он летал на киносъёмку с легендарным лётчиком полка гвардии капитаном Василием Емельяненко, будущим Героем Советского Союза, золотым медалистом Военно-воздушной академии, кандидатом военных наук. Снятые кадры вошли в фильм «Крылья народа». Продолжалось сотрудничество кинооператора с ним в небе Крыма, Белоруссии, Польши, Восточной Пруссии. Только за июнь – декабрь 1943 года крылатый оператор совершил 28 боевых вылетов. Он смело летал над Керченским проливом, на Малую Землю, Тамань, Новороссийск… Не было ни одного типа советского бомбардировщика, на котором не поднимался бы в небо Давид Григорьевич. И не только советского. В апреле 1943-го он ночью летал на американском бомбардировщике DB-7B («Бостон-3») в 452-м авиаполку. Имел Д. Шоломович и три вылета на борту дальнего бомбардировщика Ил-4 на город Таллин. За проявленные при киносъёмках мужество и отвагу майор Д. Шоломович был награждён пятью орденами.

Кинооператора капитана Николая Быкова всегда с радушием встречали в 241-м штурмовом полку, с командиром которого, уроженцем Витебщины, Героем Советского Союза майором Петром Сыченко он не раз поднимался в небо. Но особенно Николай Владимирович отличился при съёмках документального фильма «Александр Покрышкин», вылетая на истребителе-спарке Як-7 на реальные воздушные бои, рискуя и стойко перенося солидные перегрузки при боевом маневре.

Фронтовой кинооператор Борис Шер совершил 25 боевых вылетов на самолетах Пе-2 и Ил-2, но самым памятным для него стал полёт 10 июня 1943 года в составе 571-го штурмового авиаполка на штурмовку Брянского аэродрома. Надо сказать, что работа по аэродромам была для Ил-2 самой опасной и обычно сопровождалась большими потерями, не стал исключением и этот вылет. В одной из характеристик на Шера написано: «Несмотря на долгое пребывание на фронте, боевым оператором не стал», однако, именно ему – единственному – было суждено сбить во время киносъёмки немецкий истребитель.

Капитан Б. Шер полетел на киносъёмку на замыкающем боевой порядок штурмовиков самолете, на котором была установлена специальная аппаратура для фотосъёмки результатов удара. Это было очень опасно. На крайний самолет немцы всегда обрушивали настоящий шквал огня из всех зенитных средств. Пилотировал этот Ил-2 один из самых отчаянно храбрых летчиков полка командир звена младший лейтенант И. Старченков. 224-я штурмовая дивизия пошла на Брянский аэродром группой из 23 самолетов из 571-го и 566-го полков под прикрытием 29 истребителей Як-7б. Нетрудно представить, что пережил Борис Ильич, когда прямо на его глазах были сбиты 18 наших штурмовиков! Два «фоккера» набросились и на Ил-2 Ивана Старченкова, а Б. Шер меткой очередью из УБТ срезал «фоккер», который рухнул на землю.

О подвиге крылатого кинооператора написали тогда все центральные газеты страны, а наградили Бориса Шера только через год – 11 июня 1944-го, когда страсти об огромных потерях в том вылете улеглись, и то лишь орденом Отечественной войны 2-й степени. Борис Ильич поддерживал связь с И. Старченковым, который впоследствии вырос в настоящего аса, лучшего летчика 224-й штурмовой дивизии, штурмана полка до трагического дня 13 февраля 1945 года. При выполнении боевого задания в сложнейших метеоусловиях его счастливый Ил-2 был подбит и при вынужденной посадке у поселка Рудзица, недалеко от Кракова, взорвался. А через 10 дней капитану Ивану Старченкову было присвоено звание Героя Советского Союза.

Воздушные кинооператоры все были ребята неробкого десятка, но даже среди них особо выделялся майор Леон Мазрухо. На счету Леона Борисовича было 48 боевых вылетов на Пе-2, Су-2, Ил-2, за которые он в 1942 году был награжден медалью «За боевые заслуги», а в 1945-м – орденами Красной Звезды и Красного Знамени. Свой первый боевой вылет Л. Мазрухо совершил в сентябре 1941-го на бомбардировщике Пе-2 в 210-м полку Южного фронта. Героем его воздушного сюжета «Сотый вылет» стал штурман звена младший лейтенант Михаил Кабаев, который в сотый раз летел на боевое задание и был представлен к званию Героя Советского Союза.

Особенно много и результативно летал Леон Мазрухо в 1945 году, отсняв 1.245 метров пленки. Объектив его «Аймо» снял исторические моменты действий нашей авиации в боях за Варшаву, Познань, Берлин. Во время вылета на Варшаву с заместителем командира эскадрильи 59-го гвардейского Барановичского штурмового полка, капитаном Ильей Айдаровым, Леон едва не погиб. Зенитный снаряд угодил в самолет и ранил летчика в голову. Всю кабину залило кровью, но Айдаров сумел выйти и из зоны огня и вернуться на свой аэродром.

Но самыми опасными вылетами были те, во время которых, выполняя приказ вышестоящего начальства, операторам приходилось вести киносъёмку в интересах разведки. Как говорится в архивном документе, майор Л. Мазрухо по личному распоряжению командующего 1-м Белорусским фронтом маршала Жукова «в период подготовки к зимнему наступлению 4 – 10 января 1945 года производил под огнем противника экспериментально-разведывательную киносъёмку оборонительной полосы немцев в районе большого плацдарма за Вислой». Неудивительно, что перед наступлением на Берлин на кино-разведку вновь полетел Л. Мазрухо. От 72-го отдельного разведывательного авиаполка выделили один из лучших экипажей во главе с командиром звена старшим лейтенантом Николаем Шилкиным. В кабине стрелка-радиста старшего сержанта Ашота Оганесяна полковые авиамеханики постарались сделать так, чтобы Леону Мазрухо было удобно работать с четырьмя кинокамерами. Особая роль в выполнении этого спецзадания отводилась штурману экипажа старшему лейтенанту Ивану Богданову. Небо Берлина тщательно охранялось радиолокационными станциями, реактивными истребителями-перехватчиками Ме-262 и плотным огнем многочисленных зенитных батарей. Иван Михайлович сделал ставку на «ломаный» маршрут с несколькими поворотами и заход на Берлин со стороны солнца.

7 апреля с аэродрома под Познанью в небо поднялся специальный Пе-2Р и взял курс на столицу Германии. Линию фронта пересекли на высоте 8.000 метров. Обошли город с запада и со снижением прошли над самым его центром. Л. Мазрухо работал с кинокамерами, а И. Богданов включил бортовые разведывательные аэро-фотоаппараты. Сняли и предместье города, и линию обороны на его подступах. Немцы открыли зенитный огонь с опозданием, удалось отбиться и от бросившихся в погоню истребителей. Штурманский расчёт И. Богданова оказался верен, задача была выполнена на отлично, а все четыре члена экипажа вернулись на аэродром без единой царапины. Иван Михайлович Богданов – белорус, уроженец Дубровно Витебской области, кавалер орденов Красной Звезды, Отечественной войны 1-й степени и четырех Красного Знамени. Это была первая качественная киносъёмка Берлина.

Значительно ранее Леона Мазрухо, 19 июня 1944 года, по заданию командования из кабины стрелка штурмовика Ил-2, рискуя жизнью, снимал укрепления переднего края противника на реке Проня в Белоруссии кинооператор Леонид Котляренко. Несмотря на жуткий обстрел, экипаж сделал на киносъемку три захода. Это был восьмой боевой вылет Л. Котляренко, за который он был представлен к ордену Красного Знамени, но получил лишь Красную Звезду. За мужество и отвагу, проявленные при форсировании Вислы и Одера, Леонид Тихонович был вновь представлен к ордену Красного Знамени. И снова мимо – получил орден Отечественной войны 2-й степени.

Во время вылета на воздушную съемку был подбит и загорелся бомбардировщик Пе-2 с оператором Николаем Быковым на борту. При вынужденной посадке штурман самолета погиб, летчик получил тяжелейшую травму грудной клетки, а стрелок и Н. Быков ранены. Сбили и Пе-2 с кинооператором Павлом Касаткиным, которого силой вытолкнул из горящего самолета и таким образом его спас, стрелок-радист. Летали операторы с парашютом, но, кроме Давида Ибрагимова, специальной подготовки никто не имел. Спасительный прыжок П. Касаткина был для него первым! В декабре 1944-го в Карпатах во время съемки с По-2 погиб кинооператор капитан Борис Пумпянский. Его самолет налетел на трос канатной дороги и разбился.

27 июля 1944-го выследил «мессер» и аса воздушной киносъемки Николая Вихирева. На По-2-у 372-го отдельного авиационного полка связи он вылетел на съёмку города-крепости Перемышля. И свалилась в этот день на голову Николая Александровича, как говорится, беда, да еще и с несчастьем. Немецкий истребитель незаметно подкрался и с первой очереди зажег наш самолет. Высота не позволяла воспользоваться парашютом, и летчик попытался сесть, но, увы, врезался в провода! Мало того, еще и рухнул на самую середину реки Сан. Тяжелый двигатель сразу потянул По-2 на дно, и слава богу, что глубина оказалась всего 3 метра, а в Перемышль уже вошли наши части. И летчика, и кинооператора красноармейцам удалось вытащить на берег. Н. Вихирев получил сотрясение мозга и тяжелейшую травму позвоночника, сделавшую его инвалидом. А ведь от этого полёта его пытались отговорить. Немецкие асы специально охотились за самолетами 372-го полка, зная какие ответственные задания по перевозке рук-состава он выполняет.

В свой последний полёт инженер-майор Николай Вихирева, собрав всю свою волю в кулак, всё-таки встал на ноги и до Берлина дошёл, где снял свои заключительные кадры, поставив таким образом свою точку в этой долгой и кровопролитной войне.

На Введенском кладбище в Москве поставлен скромный памятник Николаю Александровичу Вихиреву. В стене колумбария Донского монастыря есть ячейки, где упокоен прах фронтовых кинооператоров, ставших кинорежиссерами – Валерия Семеновича Фрида и Юлия Теодоровича Дунского. Среди созданных ими 40 фильмов, особое место занимает знаменитый фильм «Служили два товарища», где была показана также история воздушной кино-разведки периода Гражданской войны.

15 мая 2015 года в Ростове-на-Дону открыли памятный камень кинооператорам – участникам войны Ростовской киностудии. На нём есть и фамилии асов воздушной киносъёмки Давида Шоломовича и Леона Мазрухо.

Уже 4 сентября 2020 года, в память о военных кинооператорах, был воздвигнут монумент «Фронтовой кинооператор» у Волоколамском шоссе города Красногорска. Здесь, в г. Красногорске, в Государственном архиве кинофотодокументов Российской Федерации, навечно хранятся и материалы Дня Победы 9 мая1945 года, и нетленные документы – негативы фото – киноплёнки о жестокой правде трагического пути сражений защитников Родины, подвига нашего народа во время Великой Отечественной войны (1941—1945).

Роман Кармен:

Моё оружие – кинокамера

Знаменитому отечественному кинооператору и кинодокументалисту, фронтовому оператору Роману Лазаревичу Кармен (наст. Корнман) (1906—1978), Народному артисту СССР, Герою социалистического труда, 29 ноября отмечалось 114 лет со дня рождения. Роман Лазаревич – член Союза писателей СССР (1940) и секретарь правления Союза кинематографистов СССР (1965). Он автор ряда книг и среди них – Кармен Р. Л. «Под пулемётным огнём: записки фронтового оператора», а также множества статей для газет и журналов, сценариев для фильмов.

Р. Кармен был отмечен различными званиями и наградами. Побывал со своей кинокамерой во многих уголках мира, от Каракумов до Испании и от Китая до Кубы, был знаком с Мао Цзэдуном, Эрнестом Хемингуэем, Джавахарлалом Неру, Фиделем Кастро, был участником нескольких войн. Он прошёл с камерой не только Великую Отечественную, но и другие войны – в Испании, в Китае (в 30-х годах) и во Вьетнаме (воевавшем против Франции). Даже легендарный советский разведчик Рудольф Абель признавался Роману Кармену, что тот всегда был для него эталоном мужества.

В отечественном документальном кино Р. Кармен был прижизненным классиком. Большинство приёмов, «законов» и принципов документальной съёмки было открыто и установлено именно им. Он впервые ввел в обиход термин «кинопортрет».

Во время Гражданской войны в Испании (1936—1939) Р. Кармен был направлен в революционные войска в качестве кинооператора. Вся кинохроника этой войны выпускалась на основе его работы. Вместе с документалистом Йорисом Ивенсом и Эрнестом Хемингуэем он вошёл в «семью» боровшихся за республику интернациональных бригад. Поставленный совместно с К. Симоновым фильм «Гренада, Гренада, Гренада моя…» Р. Кармен характеризует его как интернациональный и антифашистский, как свидетельство о людях, которые тогда стали под знамёна интернациональных бригад, чтобы на испанской земле вступить в бой с фашизмом.

Камера Р. Кармена, о который он говорил, что: «мое оружие – киноаппарат», стала одним из тех «окон», через которое весь мир с содроганием увидел трагедию Великой Отечественной войны. Кинорежиссер-документалист с мировым именем, он также состоял в рядах военных спецкоров «Известий» и других газет, передавая очерки и репортажи с передовой.

На страницу:
2 из 3