bannerbanner
Вредный мальчик
Вредный мальчик

Полная версия

Вредный мальчик

Язык: Русский
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 4

Вредный мальчик


Александр Георгиевский

© Александр Георгиевский, 2022


ISBN 978-5-0056-0774-4

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Предисловие

Настоящая книга не мозаика из отдельных рассказов, они отличаются по содержанию, но их объединяет одна тематика – подборка сюжета и изложение текста с чувством юмора по поводу поступков людей с «вредным» характером. По отношению ко всему замыслу название книги собирательное и символическое, отражающее содержание, полезное для расширения знаний о Человеке, будь оно и «вредным», но не настолько, чтобы не вызвать к себе положительный интерес.

У читателя, который взял в руки книгу с названием «Вредный мальчик», первой реакцией станет заинтересованная улыбка и непременное желание познакомиться с ней, подобно тому, как после встречи с человеком, названным «умницей», появляется стремление узнать его поближе. Какие-то из рассказов о вредном мальчике допустимо воспринимать в соответствии с поговоркой «хотите верьте, хотите нет», однако они содержат правдивые аргументы и реальные факты. Приятного путешествия в мир интересного и неизведанного!

Вводные страницы

Давно изобретен литературный жанр коротких рассказов и новелл о событиях из личной и общественной жизни, особенностях характера и поведения людей. Сочинять короткие и глубокие по содержанию произведения, в том числе с чувством юмора, способны умные авторы, не случайно один из них сказал, что краткость – это «сестра таланта». Многие замечательные писатели оставили здесь заметный след, порядком «наследили» в хорошем смысле этого слова, не совсем благозвучного, точнее совсем не благозвучного, но понятного читателю.

Отечественный юмор признан у нас и за рубежом наиболее комичным и привлекательным, что специалисты объясняют чертами национального характера. Знаток психологии русского человека академик Д.С.Лихачев писал: «Ободрение смехом в самый патетический момент смертельной угрозы было сугубо национальным, русским явлением». Сказано искренне, а не из чувства «квасного» патриотизма.

Там, где юмор, найдется место и вредному характеру, нередко с иронией и скрытым недоброжелательством. В павильоне киностудии снимается сцена пожара настолько увлеченно и неосмотрительно, что сгорают дотла все декорации. Один свидетель происшествия с горечью посочувствовал, другой в тайне ухмыльнулся, вредный похлопал в ладоши в восторге от увиденного события.

Разнообразие и масштаб вредных деяний необозрим: от пускания «злого духа в шубу» на заседании боярской думы до целенаправленных выдумок для устранения конкурентов по бизнесу. Юмор сближает людей своей чудодейственной силой в подъеме жизнерадостного настроения, но и разъединяет в общении. Именно это второе воздействие юмора на психику используют «вредные мальчики» в своей непристойной практике.

Подлинное восприятие сцен с элементами вредного юмора имеет место в определенном месте и в определенное время. Появление женщины в купальном «бикини» на многолюдном пляже привлечет к себе внимание особо любопытных зевак, если же в таком легкомысленном облачении она появится на городской улице, обязательно вызовет удивление и неприличные замечания у прохожих. Не хватит вредной фантазии представить дам в платье с откровенным декольте и выше колен на балу в пушкинские времена, дать к тому же повод для обсуждения и осуждения злым языкам в светских салонах и дворянских собраниях.

В дореволюционное время появилось выражение «критически мыслящие личности», отражающее недовольных существующим строем граждан. В него включали негласных и открытых в своем возмущении лиц, разного рода «болтунов» с негативными высказываниями по поводу всего и вся, революционеров-народников, разлагающих сознание толпы и бросающих бомбу в царя и крупных чиновников. В русской литературе всегда приветствовались такие герои: от безобидных бунтовщиков Чацких до сознательных борцов Власовых. Все подобные типы недовольных собой воспринимались как опасные для общества личности.

Вредные действия могут быть очевидными с первого взгляда и скрытыми от прямого наблюдения. Одно дело залепить пластилином замочную скважину соседу, другое не дать списать домашнее задание. А разве не видится общее со сказанным, когда в одном случае хулиган ставит подножку, в другой ситуации приятель тащит своего знакомого на концерт симфонической музыки, против всякого его желания слушать Бетховена или Рахманинова.

В одном из мифов Древней Греции повествуется о подвиге Геракла, который очистил конюшни царя Авгия от годами не убиравшегося навоза. Выражение «авгиевы конюшни» означает нечто чрезмерно заброшенное, требующее наведения порядка. Оно употребляется либо в прямом смысле (очень грязное помещение), либо в переносном значении (запущенные дела на предприятии, в учреждении, в личной жизни). У вредной натуры наполнять «авгиевы конюшни» всегда будет удачным занятием.

Дело в том, что данное словосочетание заключает в себе социальную тональность, отражающую негативное содержание и в отношении отдельного человека, и общества в целом. Выражение «авгиевы конюшни» становится нарицательным и закрепляется в лексиконе на века. Социальные «гераклы-асенизаторы» никогда не останутся без работы, не будут вынужденно посещать офисы по трудовой занятости населения. Найдется дело тем, кто острым сатирическим пером, «шершавым языком плаката» вымарывает общественную скверну, произведения на эту тему всегда будут «настольной книгой», не останутся без работы и личности с вредными наклонностями.

Кто такой «вредный мальчик»

Жил-был один мальчик, ничем особенным не отличавшийся, за исключением одной странности. Очень любил он портить всем настроение, и днем и ночью, в хорошую и плохую погоду, когда голодный был и сытый. Ученые-генетики скажут, что это какой-то мутант, выделяющийся своими необычными выходками. Ну, поживем-увидим, почитаем далее, убедимся, что за экземпляр попался в коллекцию необычных психологических типов.

Идет как-то прохожий по затемненной улице поздно вечером и слышит истошный крик «Помогите!» С двойным чувством бросается он на помощь, с одной стороны, движимый желанием помочь попавшему в беду человеку, с другой, сдерживаемый инстинктом самосохранения. Подходит к одинокому мальчику и спрашивает: Ты чего орешь, как блаженный? В ответ: Ору от злости, хочу, как следует, навредничать людям!

В таких «героях» недостатка нет, как сказал М. Горький, чудаки украшают жизнь, только под чудаками писатель имел в виду нечто другое. В одном из его рассказов изображен священник в гостинице, уставший после трудового дня он снимает сапоги, ставит рядом с собой и говорит: «Ну, идите, то-то же, без меня не пойдете», и заливается басистым поповским хохотом. Сцена так себе, без впечатляющего юмора, но показывает интеллектуальный уровень святого отца. «Чудак, да и только, к тому же не без мелких вредных привычек», адресованных неизвестно кому, сказал бы подсмотревший сцену обыватель.

Давно сложилось мнение, что «вредный» человек обязательно тот, кто приносит окружающим одни неприятности. Простор для вредничания неограничен, причем, по отношению как к собственному «я», так и к другим людям. Хочешь испортить себе настроение, сходи на концерт неистовых исполнителей джаза, разных рок-групп, с душераздирающими солистами и кривляющимися девицами. В компанию джаз-банд и прочих музыкальных громыхал можно пригласить гениального русского полководца Суворова, который обожал музыку, по его словам, особливо громкую, преимущественно барабан. Не лишним будет заглянуть на выставку абстракционистов с их поражающей бездарностью, претендующей на оригинальность художественного жанра. Однако, плохое в жизни не бывает всегда только плохим, нередко в нем заключены и положительные моменты.

В художественной литературе эта психологическая особенность не очень обильно привлекла внимание, но получила талантливое отражение. Для далеко не положительного портрета «Героя нашего времени» автор нашел краски, которыми можно нарисовать и его не ангельский характер. Неприкаянный душой русский аристократ «в гарольдовом плаще» Григорий Печорин помогает мальчишке-горцу похитить коня у разбойника-черкеса, разбить сердце искренне полюбившей его княжны Бэлы, убить на дуэли безвинного сослуживца Грушницкого, в конце своей биографии «лишнего человека» и вредных деяний, убраться неизвестно куда-то за границу. При всех недоброжелательных подвигах герой лермонтовского времени есть порождение эпохи, заслуживает понимания его личной психологии и даже прощения в каких-то допустимых границах содеянных проступков.

Литературная тема под названием «вредный мальчик» оказалась настолько интересной для читателей и поучительной для нравственного воспитания, что находит место на страницах зарубежных писателей. На память приходит повесть О’Генри «Вождь краснокожих», по которой экранизирован замечательный отечественный кинофильм «Деловые люди». Вопреки желанию преступников получить выкуп за похищенного отпрыска у местного богача, им приходится испытать немалые мучения от вредного характера мальчишки, изобразившего из себя вождя злых и кровожадных индейцев.

«Вредный мальчик» – выражение нарицательное, не с лучшей стороны характеризует людей разных полов и возрастов. В народе говорят, что женщины обладают более вредным характером, потому в сказках представлены Бабой Ягой, при этом забывают, что подстать ей и злой Кощей Бессмертный. Французская идиома «шерше ля фам» (ищите женщину) допускает участие женского коварства в недостойных поступках мужчин.

Вредному поведению все «возрасты покорны», от плачущего младенца до капризного старика, такова, видно, человеческая натура. От внука в раннем детстве не удивительным будет услышать: «Назло своей бабке отморожу себе уши». Герой одного романа с удовольствием восклицает: «Я этому негоднику еще насолю, как следует!» Вредный субъект от души «насолил» соседу по общей кухне, подсыпав ему соли в компот.

Любые желания и действия имеют мотив и причину, настрой на постановку и достижение цели во многом диктуются интересами и психологией личности. «Вредный» мальчик испытывает внутреннее стремление не только напакостить кому-нибудь, но и получить наслаждение от содеянных неприятностей, что знакомо самим вредным личностями и толкает их на проявление недостойного характера.

Удивленный возглас «Ну, ты даешь!» произносится по адресу человека, как совершившего замечательный поступок, так и в укор допустившему неблаговидное действие, в том числе с явно вредным умыслом, с целью прослыть неким героем. К таким искателям популярности, широко известной сейчас под словом «пиар» (анг. public relations – общественное признание), относится и наш герой под именем «вредный мальчик». Библейские притчи о нравственном воспитании, такие как не обманывай, не воруй, не прелюбодействуй, не повредит дополнить еще одним полезным наставлением – не вредничай.

Вредными рождаются или становятся?

Диапазон проявлений вредного характера безграничен, в соответствии с многогранностью человеческого поведения в самых разных возрастах, профессиональной и общественной деятельности, произволен или зависим от сознательного управления своей психикой. Помочившийся в штанишки малыш сделает это инстинктивно, а в укромном месте взрослый не всегда без умысла покажет себя не с лучшей стороны.

В советской педагогике еще не так давно проходила острая дискуссия по вопросу о том, является ли одаренность врожденной или она возникает под воздействием социальной среды. Апологеты принятой за абсолют догмы «бытие определяет сознание» утверждали и навязывали во всех инстанциях вторую точку зрения. Расчет был прост и исходил еще из эволюционного учения, согласно которому адаптация организмов к среде определяется так называемым «прямым приспособлением», подобно некоему ключу, подгоняемому под замок. Отсюда сделан общий вывод: поведение человека не зависит от наследственности, его следует формировать воздействием на личность направленным воспитанием.

Рождаются или становятся при жизни субъекты с вредными наклонностями? Этот вопрос не имеет однозначного ответа, так как в разной степени включает в себя и те, и другие мотивы, подобно всем остальным поведенческим реакциям человека. Разумеется, инстинкты на основе безусловных рефлексов (пищевые, выделительные, тактильные) обеспечивают само существование организмов и являются врожденными. С этической точки зрения, они могут быть полезными для человека и общества и недостойными, приносящими вред.

С точки зрения причинной обусловленности, признаки организма разделяются на моногенетические, полигенетические, эпигенетические. Моногенетические признаки определяются одним геном (цвет глаз и волос), полигенетические – комплексом взаимосвязанных генов (рост и форма тела), эпигенетические формируются в результате изменения активности генов (экспрессии), например, когда из стволовых клеток образуется специализированная эпителиальная, кровеносная, нервная ткани.

Что касается генетики вредных качеств, у каждого человека они индивидуальны, могут возникать путем мутаций генетического аппарата (в нормальной семье неожиданно появляется вредный ребенок), передаваться по наследству (у вредных родителей родятся вредные дети). Поведенческие качества определяются не только комплексом генов, но и влиянием окружающей социальной среды, поэтому они мало предсказуемы или вообще не предсказуемы какой-либо наследственностью. Дальние предки и родители гениальных личностей были обыкновенными людьми, таковыми же оказались и почти все их потомки. В очень редких случаях известно наследование гениальности в ряде поколений, к примеру, музыкальных способностей в семействе Бахов, математических у потомков Бернулли. Вредные наклонности присущи всем людям, но у одних они носят шутливый тон, не влияющий заметно на личностные отношения, у других вызывающий серьезные трудности и даже более того.

Один из романов К.М.Симонова называется «Солдатами не рождаются», по замыслу автора, ими становятся в силу объективных обстоятельств военного времени, что полностью согласуется с идеологией, согласно которой все люди равны от рождения, характер и поведение штампуются воспитанием и окружающей средой. По описаниям автора романа, солдатами становятся в боях с врагами, однако игнорируется один существенный момент о том, что назначение военного сословия, будь оно представлено рядовым воином или генералом, состоит в убийстве одних людей другими, и для такой антигуманной роли нет никакого оправдания, наследуется ли она или приобретается.

В детском возрасте боевые действия копируют малолетние юнцы, в силу экстремальности ситуаций участие в военных играх удовлетворяет психику молодого поколения, зародившуюся еще с первобытных времен. Врожденное наследование поведения, непристойного для цивилизованного человека, в процессе воспитания с возрастом может и не проявляться. Признаки вредного характера потенциально имеются у всех людей, но их генетика остается еще одним из слабо изученных антропологических феноменов.

В истории научно-технического и социального прогресса появилось неисчислимое множество профессий, диктуемых общественными потребностями, но не все они оказываются оправданными, с точки зрения общественной надобности. По инициативе М. Горького был создан Литературный институт для подготовки писателей, в соответствии с политикой штамповать на конвейере «инженеров человеческих душ», чтобы не только в области балета быть «впереди планеты всей». В Тульской областной организации писателей идет отчетно-выборное собрание, председатель сообщает:

– За текущий год наша организация достигла численности около трехсот человек и это еще не предел.

Голос из зала не без иронии добавляет:

– Правильно, а раньше здесь был всего один Лев Толстой.

Имеются ли в приведенном анекдоте особенности вредного характера, судить читателю? О том же делать выводы и по другим рассказам здесь, в которых признаки вредного поведения скрыты от непосредственного наблюдения.

Далеко не всегда желаемое совпадает с реально выполнимой задачей. Рожденный ползать в образе «ужа» летать не может, что дано «соколу». Проблема «соответствия» героя исполнителю его роли одна из самых сложных для режиссера. Подбор актеров исходит из имеющегося «материала», успех дела должен учитывать совпадение образа героя и данные от природы актерские качества. Наивный и добрый кавказский пленник «Шурик» (артист А. Демьяненко) совершенно не пригоден для роли «вредного» Печорина, равно как деревенская девушка Фрося (Е. Савинова) выглядела бы неуместно в роли Анны Карениной. Таким же образом и человек родится либо с унаследованным от предков вредным характером, либо приобретенным по типу мутационной изменчивости.

Не все профессии являются положительно необходимыми для общества и личности, многие из них порождаются негативными процессами и тенденциями, и соответственно нет учебных заведений по данному профилю. Нонсенсом было бы увидеть колледж или институт с объявлением «готовим специалистов по вредным профессиям», защиту диссертаций с присвоением ученых званий кандидата и доктора «вредных наук». Вредных мальчиков с различными наклонностями немало: одни таковыми рождаются, другие становятся в силу социальных обстоятельств. Однозначного ответа для всех случаев нет и быть не может.

Зависть и вредный характер

Принято считать, что зависть есть непристойная черта, но без учета двух моментов: зависти как положительного проявления характера, оправданного жизненными обстоятельствами, и, разумеется, негативного свойства личности. «Быть или не быть» мне вредным мальчиком, мог бы продолжить свой знаменитый монолог Гамлет. Волею судеб датский принц лишен возможности наследовать королевский престол, и пребывает в отрешенном состоянии бродившего по дворцу юноши. Психологический талант Шекспира наделил его чертами характера, резко отличающими от людей дворцового окружения, в том числе подпадающими под определение «вредного мальчика». Не случайно актер театра на Таганке В. Высоцкий, известный неуживчивым отношением к порокам общественной жизни, считал исполнение роли Гамлета своим лучшим призванием на театральной сцене.

Неизменно встает вопрос, откуда же берутся «вредные мальчики»: из чрева матери, порождаются жизненными ситуациями, обнаруживаются в капусте, приносятся аистами или еще из каких-то неведомых источников? Субъективной, причиной становления вредного характера являются особенности личности, исходящие из человеческой зависти, причем не из обыкновенной зависти, а нацеленной на формирование поведения с недоброжелательной «начинкой».

Зависть есть такая же особенность, как и другие признаки характера, только у одних она может служить стимулом творческого вдохновения, источником радостей жизни, у других порождает негативные эмоции и поступки, в крайнем варианте называется словами «черная зависть».

Я помню море пред грозою:Как я завидовал волнам,Бегущим бурной чередоюС любовью лечь к ее ногам.

Стихи с искренней лирической «завистью» к аллегорическим волнам посвящены А. Пушкиным Марии Волконской-Раевской, в семье отца которой он отдыхал в Крыму в «ту пору проказ и кокетства». Еще более завидовал бы любвеобильный поэт на месте домашнего врача легендарного генерала в близком окружении его пяти дочерей.

Другой причиной, провоцирующей вредное настроение, является обида, причиняемая человеку с детсадовского возраста до старческих лет, незначительная и существенная по последствиям. Назойливое требование есть манную кашу может вызвать у малыша обидный плач и затаившееся желание вредничать по разным поводам. Старик затаит обиду и вместе с ней проявление вредного характера, когда не обратили внимание на его амбиции и не удовлетворили желание иногда невесть чего.

Как психологическое свойство зависть теснейшим образом связана с присущим каждому человеку тщеславием (в переводе со старославянского языка – отысканием славы), которое проявляется в позитивном и негативном зеркале. Неукротимая потребность стать знаменитой влечет юную деву из таежной глуши в столицу, помыслами молодого человека движет стремление найти признание своим научным открытиям, в поисках известности не отстают обуянные тщеславием поэты, театралы, политики. Не многим удается достичь сияющих вершин, большинство страждущих славы остаются «за бортом» мечтаний и сладостных надежд. Именно этот психологический контингент производит «вредных мальчиков», с их обидами и фрустрациями, распространяемыми на окружающих, чтобы как-то отвести свою душу неудачника.

Пусть неудачник плачет

В жизни немало случаев, когда действия с благими намерениями оборачиваются весьма негативными последствиями. По указанию Сталина, в большом объеме начали выращивать для корма коров высокорослую траву под странным названием «борщевик», который оказался с горьким вкусом для молока, очень агрессивным сорняком и ядовитым для человека растением. Можно ли назвать автора инициативы с борщевиком «врагом народа», действующим без учета научных исследований и прогноза, а из волюнтаристского решения с вредными результатами?

В арии Германа из оперы «Пиковая дама» произносятся отчаянные слова: «Так бросьте же борьбу, ловите миг удачи! Кляня свою судьбу, пусть неудачник плачет!» Сколько таких Германов с несбывшимися мечтами, брошенных в круговорот неустроенного существования! С героем пушкинской драмы жизнь распорядилась, согласно поговорке, «судьба индейка, а жизнь копейка», нанесенный самому себе вред исходил как из невезучего характера, так и превратностей картежной игры.

Иначе оцениваются ситуации, связанные с сознательным причинением социального вреда, называемые «вредительством». Диапазон их также неизмеримо широк: от мелких проказ в детском саду до преступлений государственного масштаба, сурово караемых законом. Ученик, подложивший «ежа» на стул соседу или дернувший девочку за косу, подлежит осуждению, но из него может вырасти преступник с далеко идущими последствиями своих негативных действий. Вред, причиненный государству, уже квалифицируется за пределами понятия «вредный мальчик» и неудачника в судьбе.

Тему общественного вреда можно развивать до бесконечности в самых разных аспектах, применительно к отдельной личности, бандитским формированиям, более крупным социальным ассоциациям, вплоть до государств-агрессоров. Злоумышленники и преступники под маской «вредных мальчиков» подлежат не только литературному описанию, общественному порицанию и юридической оценке, но и перевоспитанию в духе гуманистической идеологии и морали. Насколько, это реально!

След в народном творчестве

Ярким воплощением «великого и могучего» русского языка явилось народное творчество в пословицах, афоризмах, частушках, песнях. В них нашла отражение многоликая жизнь одного из славянских этносов, объективным спутником которой являются и особенности неугодного характера в поведении, намерениях, гаданиях. И на солнце бывают пятна, так и в семье не без «урода». Многое здесь может производить впечатление вредной направленности, но иметь и полезное значение. Диалектика жизни такова, что в ней повсюду хорошее соседствует с плохим, сколько раз увещевали, что «лесть гнусна, вредна», но только все не впрок, и для непотребного поведения всегда найдется уголок.

Бытовая сфера. В повседневной жизни встречается наибольшее число проявлений вредного характера, причем в самых различных ситуациях, в фольклорном и литературном оформлении.

Не плюй в колодец, самому пригодится воды напиться. Постоянно твердили миру: не вредничай другим, чтобы не получить ответный, еще более ощутимый, удар по принципу бумеранга.

Главное – не навреди. Крылатое выражение, приписываемое отцу медицины Гиппократу, означающее неприменение бесполезных или непригодных для здоровья средств лечения.

Пермяк – солены уши. В пермском крае издавна соль добывали из скважины, раствор выпаривали, готовую продукцию переносили в мешках, из которых она частично вытекала на уши грузчиков. Отсюда и возникло выражение «пермяк – солены уши», не лишенное вредной тональности, принесенной саму себе.

Коварство и любовь. Вредными мотивами насыщена любовная лирика. Здесь, как нигде, она находит свое грустное воплощение, с горечью в душе, со слезами на глазах и даже суициде. Не счесть числа романсов, в которых несостоявшаяся любовь изливается в тоске и страданиях.

Экспрессия чувства от утерянного счастья доходила не только до горьких слез, но и откровенно бранных слов:

Не говорите мне о нем,Былые годы не вернутся.Он виноват, подлец, во всем.Так, почему же слезы льются.

Горький юмор от неразделенной любви со стороны одного пола распространялся на физические недостатки противоположного, и остается только сожалеть, что:

На страницу:
1 из 4