Полная версия
История религий и культовой архитектуры
Соловьев К. А.
История религий и культовой архитектуры. Учебное пособие
Введение
История архитектуры тесно связана с историей развития религиозной мысли. Наиболее известные и выдающиеся памятники архитектуры являются культовыми сооружениями. Архитектура тесно связана с религией, если мы имеем в виду и сакральный характер культовой архитектуры. Особенно это ярко себя проявляет в архитектуре западного христианства. Курс «История религий и культовой архитектуры» относится к базовой части Блока «Дисциплины/модули» основной про-фессиональной образовательной программы по направлению подго-товки 07.03.02. «Реконструкция и реставрация архитектурного наследия» по уровню подготовки академического бакалавриата. Данная дисциплина является обязательной к изучению. Данное учебное пособие разработано в соответствии с ФГОС 3++. Книга «История религий и культовой архитектуры также является самостоятельной частью учебника «Основы архитектуры и строительных конструкций» и может быть востребована бакалаврами по направлению подготовки 08.03.01. «Строительство». Учебное пособие может быть использовано для дисциплины «История архитектуры и строительной техники» 20.03.01. по направлению подготовки «Техносферная безопасность» (Академический бакалавриат), а также может быть востребовано бакалаврами 07.03.01. по направлению «Архитектура». Данное учебное пособие может быть использовано магистрами гуманитарных вузов и факультетов, обучающихся по направлению 52.24.00. «Религиоведение», квалифи-кация – магистр религиоведения, и бакалавров по направлению 52.18.00. «Искусствоведение» (история искусства), квалификация – бакалавр искусствоведения.
Книга может быть предназначена для студентов, преподавателей и всех интересующихся историей развития мировых религий, истории архитектуры, историей развития мировой культуры и искусства.
Раздел I.
История развития мировых религий и роль религии в развитии мировой культуры и архитектуры
Глава 1. Типы и формы определения религии
«Первые попытки систематического научного изучения религии как психологического феномена возникают в XIX столетии. Однако ещё в раннее Средневековье мы знаем исследования и трактаты, которые можно назвать предтечами светской религиоведческой науки. Это такие философы Средневековья, как: Абу́ль Ва-ли́д Муха́ммад ибн А́хмад ибн Рушда, известный на Западе как Аверроэс, средневековый испанский теолог, исследователь Торы и еврейский философ Моисей Маймонид, выдающийся государственный деятель Империи Великих Моголов, индийский философ, Акбар I Великий (1542–1605 гг.), который являлся автором религиозно-философской концепции развития Мира, которая впоследствии получила своё отражение в религиозно-философском учении Бехаизма1»2.
В XIX веке у истоков развития современного светского курса «Религиоведения» стояли такие известные европейские историки и протестантские богословы, как например, академик Голландской Королевской Академии наук Пьера Даниэль Шантепи де ля Соссе (1848–1920 гг.). Его труд «Справочник по истории мировых религий», выдержал три прижизненных издания в 1887, 1897 и 1905 годах. Благодаря этому фундаментальному труду сформировались основные направления развития истории религии как самостоятельной учебной дисциплины:
1. Философия религии, как область изучения происхождения и сущности религии.
2. История религии, как область изучения религии в исторической ретроспективе и перспективе.
3. Феноменология религии, как область изучения религии, где религия рассматривается как феномен отличный от всего светского и мирского.
У истоков светского курса истории религии как отрасли как вспомогательной исторической дисциплины, стоял известный голландский ориенталист* и путешественник Христиан Снук Гюрхронье (1858–1936). В 1888–1889 годах в Гааге вышла книга, посвящённая его путешествию, которая так, и называется – «Мекка». «Среди учёных, внёсших свой вклад в развитие этого курса, можно отметить польского учёного историка и языковеда, члена-корреспондента Санкт-Петербургской Академии наук Александра Брюкнера (1856–1939), выдающегося исследователя славяно-литовского язычества. Также можно назвать выдающегося немецкого историка, профессора Берлинского университета и иностранного члена-корреспондента Санкт-Петербургской Академии наук Теодора Моммзена (1817–1903 гг.)»3.
История религий – комплексная вспомогательно-историческая дисциплина. В её составе выделяют: философию религии, социологию религии, психологию, историю религии, культурологию. Латинское слово religio – благочестие, набожность. То есть религия – это предмет культа. Relegare – связывать, соединять, привязывать – это определение говорит нам о том, что религия включает в себя не только веру, но и соответствующее поведение, исполнение обрядов и религиозных традиций, которые должны показывать внешнюю сторону и степень религиозности человека. Наконец, термин relegere означает бояться, обдумывать, возвращаться. На основе религиозной веры возникают религиозные переживания. Их интенсивность, насыщенность, полнота во многом зависят от психического склада личности, способности к воображению, фантазии. Именно в различных проявлениях мистической интуиции: галлюцинациях, экзальтациях видел источник религии французский философ А. Бергсон. Стержнем религиозного переживания является интуиция (от лат. intuitio – пристальное, внимательное всматривание, созерцание), которая характеризуется постижением истины путем непосредственного ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства. И. Кант различал дискурсивную, логическую ясность, полученную с помощью образования понятий, и интуитивную (т. е. эстетическую, чувственную), приобретенную с помощью видения. Для интуиции типичны неожиданность, невероятность, непосредственная очевидность и неосознанность пути, ведущего к ее результату. Непосредственными компонентами религиозного переживания являются:
• Видение – «внутреннее зрение разума», которое связывается с удаленными или пространственно, или во времени событиями, часто принимаемое как «откровение» из другого мира.
• Прозрение – внезапное просветление мысли; проникновение в сущность чего-либо, предвидение.
• Озарение – внезапное прояснение сознания, ясное понимание чего-нибудь.
• Благоговение – внезапное чувство подавленности, обычно связанное с красотой, величественностью необычного природного или искусственного объекта, или того, что воспринимается как сверхъестественное.
• Экстаз – исступление, восторг; высшая, близкая к умопомешательству степень упоения, при которой появляются слуховые и зрительные галлюцинации. Во время экстаза, по утверждению восточных и христианских мистиков совершается слияние души и Бога, возвышение духа, ведущее к живому познанию Бога.
• Страх – безотчетный, безрассудный и непреодолимый метафизический страх-тоска. Страх Божий, благочестие как боязнь греха.
Моли́тва – обращение к сверхъестественным или ассоциированным с Богом существам, а также текст этого обращения. Молитва часто принимает вид поклонения, восхваления, просьбы или просто изложения своих мыслей. Молитва также часто принимает формы обряда. В России одно из определений религии дал Георгий Валентинович Плеханов, который считал, что религия – это вера в сверхъестественное. По его мнению, сверхъестественное – это что-то надмирное неподвластное законам природы и стоящее над ними. Одним из примеров подобного определения религии можно считать такую форму религиозного сознания, как магия. Однако подобное определение религии невозможно считать полным. В политеистических* религиях древнего мира идея сверхъестественного отсутствует. Например, древние египтяне исповедовали языческий вариант монофизитской* религии, так как считали, что боги, люди, животные, духи обладают одной и той же природой. Древние римляне и греки не воспринимали богов как существ, выходящих за пределы человеческого и личностного сознания. По сути, только так называемые авраамические религии (иудаизм, христианство и ислам) полностью удовлетворяют рассматриваемому критерию. Они говорят о трансцендентности* Бога, о тварности и принципиальной иной природе мироздания, о чуде как божественном вмешательстве, нарушающем законы природы. Исходя из этого, можно говорить, о том, что понятие сверхъестественного не может в полном объёме быть адекватным для полного и подробного определения религии. Определение религии может быть выражено через такие философские понятия как сакральное и профанное. «Эта идея восходит к трудам Макса Вебера и Эмиля Дюркгейма, но широкое распространение она получила благодаря работам румынского философа Мирчи Элиаде»4. Сакральностью может быть наделено любое существо, любая часть природы или же природа в целом. Учения, декларирующие тотальную сакральность существования, тем не менее, не лишены данной дихотомии на бытовом или практическом уровне. Без понятия сакрального ни одной религии быть не может. Само понятие сакрального бессмысленно без соотнесения с чем-то отличным от него, оно обладает содержательностью только относительно понятия профанного, которое является его смысловым антонимом*. Итак, для любой религии характерен дуализм «сакральное* – профанное*».
Проблематику развития религии и религиозного сознания, определением терминологии религии занимался такой выдающейся философ как: А. Шопенгауэр. Он отмечал, что «…очень часто религию позиционируют как область человеческого сознания и философской мысли в основе, которой лежит безусловная вера в Бога. Между тем известно, что существуют учения, которые можно отнести к религиям, в которых подобная вера отсутствует. Иногда их называют “атеистическими” (т. е. “безбожными”) религиями»5. Однако, в современных языках слово «атеизм» означает безрелигиозность, а не безбожие, поэтому данная характеристика вряд ли уместна в современной исторической науке. Поэтому религии такого типа называют «нетеистическими»*. Среди них можно отметить буддизм, джайнизм и даосизм. Что касается конфуцианства, то это скорее некая форма религиозно-философской мысли, так как в самом китайском языке отсутствует слово «Бог».
Религиозно-теологическое определение религии формировалось «изнутри»» на основе религиозного опыта и мировосприятия. Христиане на первое место из всех отношений и связей человека поставили связь с Богом, почитание и поклонение ему, поскольку христианский Бог единственно истинен. Один из отцов христианской церкви, епископ Августин Иппонийский, живший в IV в., называл христианство Religious и рассматривал это слово как синоним значения «вновь связывать, соединять».
Как писал Блаженный Августин «Христианство, только и есть религия, истинный путь воссоединения и примирения человека с Богом, человека, отпавшего от Бога и вставшего на путь греха». В процессе исторического развития религией стали называть веру и поклонения Богам, которых имели все народы, но по-разному называли. Интересно, что сам термин «религия» впервые был предложен выдающимся римским философом и политиком Марком Туллием Цицероном (106–43 гг. до н. э.). В своём трактате «О природе богов» он определяет религию как преклонение людей перед Бесконечностью, перед бесконечным Началом. В современном религиоведении существуют несколько концепций определения типов и форм Религии и религиозного сознания. Прежде всего, необходимо отметить:
1. Конфессиональные (теологические).
2. Социологические.
3. Философские.
4. Этнологические.
5. Психологические.
6. Биологические.
В различных религиозных традициях существуют свои термины для определения связи человека с Богом. В исламе существует термин din, которым изначально определялось понятие власти – подчинения. Позднее этот термин стал обозначаться как «покорность». В индуизме существует понятие «дхармы», которое имеет очень неоднозначные интерпретации. Они могут обозначать как покорность, так и долг, добродетель, справедливость, мировой порядок. В буддизме мы можем говорить о термине «нирвана», что означает безграничный покой. Человек достигающий нирваны находится как бы в «лоне Будды» и сам может достигать определённых перерождений. В ламаизме даже существует особый культ «бодхисатв». Один из основателей ламаизма Дзонхава как раз достиг состояния блаженства и стал «бодхисатвой». Определения религии можно разделить на следующие типы:
1. Теологическое определение, которое исходит из того, что Бог реально существует и человек находится в постоянном общении с Ним.
2. Философские определения исходят из разных отношений человека к религии и Богу, и, исходя из этого, могут описывать роль религии в жизни общества, народов и государств.
3. Социологические и психологические определения говорят о том, что вопросы об истинности и ложности религиозных учений и убеждений необходимо оставлять за рамками богословской и атеистической полемики, но необходимо рассматривать социологические и психологические последствия религии.
На сегодня существуют две крайние точки зрения на то, что такое религиозное сознание. Одна – точка зрения человека верующего, который «верует в истинность своей религиозной традиции и знает, что вне этого нет спасения». Эту точку зрения хорошо выразил один из выдающихся Оптинских старцев архимандрит Варсонофий (Плеханков). Отвечая на вопрос своей духовной дочери, о том, «спасутся ли при Втором Пришествии католики, протестанты, иудеи и мусульмане он ответил – не знаю, спасёт ли Господь Бог мусульман или протестантов, но точно знаю, что мне вне Церкви нет спасения»6. Противоположная точка зрения – это взгляд атеистов, которые считают, что религия порождена бессилием человека перед теми или иными природными явлениями, явлениями психологического характера, стрессовыми ситуациями и так далее. Научными методами невозможно доказать ни ту ни другую точку зрения. Вопросами определения религии также занимается философия религии. Философия религии – подробный анализ такого психологического феномена как религиозное сознание. Часто возникает вопрос, зачем нужна философия религии, если есть такая область науки как теология? Теология – это Богословие. Система взглядов, отражающих вер учительную догматику. Теология и философия некоторым образом противостоят друг другу в том смысле, что теология рассматривает вопросы Бытия без скепсиса, который присущ философскому знанию, то есть с точки зрения апологетики*. Теология (Богословие) стремится понять религию и феномен религиозной веры изнутри, основываясь на определённом религиозном опыте человека. Это всегда было характерно для протестантского богословия. Известный протестантский теолог и философ Р. Отто пишет о том, что одним из определений религии и религиозной веры можно считать духовные переживания древних святых, а теолог-евангелист Т. Лукман определяет религию как выход за пределы биологической природы человека. В православии, в своё время, одно из лучших определений религии дал П. А. Флоренский, который говорил, что религия – это жизнь нас в Боге и Бога внутри нас.
В завершении всего вышесказанного можно добавить, что религия есть универсальная форма общественного сознания. Человеческое поведение регулируется при этом правом, моральными и нравственными устоями которое выработало человеческое сознание на основе своего духовного опыта. Наука, философия, искусство служат для духовного и нравственного освоения человеком окружающего мира и выступают в роли регуляторов человеческого поведения. Религия может объединять в себе и то и другое в этом смысле являться универсальной социально-философской системой. Поэтому ещё одним определением религии может быть следующее: «Религия – это система взглядов и убеждений, на которых строится мировоззрение, система взглядов, мироощущение человека которые основаны на вере в существовании богов или в бытие Бога и на вере в существовании сверхъестественного»7. Поэтому можно сказать, что религия есть:
Проявление сущности общества и его глубинных социальных и философских переживаний.
Возникающий в процессе развития человеческого общества аспект его жизнедеятельности
Способ существования человека, в мире, который помогает ему преодолевать человеческое самоотчуждение.
Отражение действительности как это понимается верующими людьми.
Вариант общественной подсистемы.
Феномен культурной жизни, религиозного искусства, культовой архитектуры.
Глава 2. Роль религии в развитии мировой культуры и искусства
В советской и современной западной литературе можно встретить активное противопоставление культуры и религии. Оно основано на том представлении, что религия, в процессе борьбы с еретическими учениями, подавляет культурное творчество народов. Однако если посмотреть на историю развития науки и культуры, то мы найдём достаточно примеров, которые иллюстрируют обратное. Основатель науки генетики – Грегор Мендель, монах Августинского аббатства города Брюнна (соврм. Брно – Чехия). Выдающийся профессор – лингвист и этнограф, протоиерей Василий Иванович Вербицкий, один из миссионеров Алтайской духовной миссии. Ученик Карла Павловича Брюллова, известный русский архитектор Иван Васильевич Малышев, в монашестве Игнатий, в сане архимандрита был настоятелем Троице-Сергиевой приморской пустыни близь Санкт-Петербурга. Замечательны слова Н. А. Бердяева о взаимосвязи науки и культуры. «Религия не может быть частным делом, как того хотела новая история, она не может быть автономна, и не могут быть автономны все другие сферы культуры. Религия опять делается в высшей степени общим, всеобщим, всеопределяющим делом»8. Исходя из мнения Бердяева, религия представляет, таким образом, одну из сторон духовной культуры.
В Советский период считалось, что духовными потребностями человека может являться его образовательная деятельность, посещение театров, кинотеатров, чтение книг. Как-то выпадало из этого контекста то, что, прежде всего общество и государство несут ответственность за формирование в человеке Образа (отсюда и термин образование), поэтому в настоящее время можно сказать, что своеобразным «духовным производством» является правильное воспитание в человеке представления о том, что он является созидателем, а не разрушителем как материального, так и нравственного начала. В этой связи мы можем говорить о том, что существует некая христианская классификация культуры. Культура должна являться частью превращения человека в личность. Человек должен сам участвовать в данном процессе. И очень важным моментом христианского понимания культуры можно считать представление о том, что залогом внутренней культуры в человеке должна являться сдержанность его стремлений и помыслов. Об этом хорошо писал П. А. Флоренский, который считал, что культура всегда возникает на основе религии. Искусство родилось как культовое, религиозное, наука и философия есть осмысление религиозного взгляда на мир, а общество, государство и общественные институты изначально базируются на моральных основах веры и религиозных заповедях. Это верно в том плане, что действительно вся история человеческой цивилизации основана на сакральном нравственном представлении о соединении внутренней свободы человека и Божественного закона. Поэтому попытки дать обществу некую новую мораль и некие новые представления о соотношении культуры и религии, есть не что иное, как попытка «революционным» путём изменить данное соотношение науки и религии. Построить общество на основах некоей новой морали. Исторический опыт ХХ столетия говорит нам он том, к чему могут привести подобные попытки. В тоже время противоположное стремление принизить роль культуры и подменить её своими представлениями о религии может сильно вредить как общему культурному и нравственному уровню развития людей, так и духовному развитию общества. Принципиально иным типом взаимодействия культуры и религии является противостояние традиционных и современных (модернизированных) цивилизаций. Традиционный тип цивилизаций является в значительной степени изолированным типом. Иные культурные традиции часто воспринимаются как чуждые и враждебные. Очень часто в традиционных цивилизациях этнонимы* (самоназвания) народов в переводах звучат как настоящие люди, например, самоназвание «инуит» (эскимос) означает народ. Религия в традиционном типе цивилизации играет определяющую роль в общественной¸ частной жизни людей, помогает им сохранять свою национальную и культурную идентичность. Однако в традиционном типе цивилизации религия может также выступать как своеобразный ограничитель при общении человека с представителями иной национальности. То есть может действовать принцип свой – чужой. Положение человека в обществе часто может зависеть от его сословной, кастовой, религиозной принадлежности.
Религия является одним из главных истоков мирового искусства и художественной культуры. В христианстве изображения на религиозные темы возникли в самые первые десятилетия возникновения нового учения. Известно существование росписей в римских катакомбах в местах, где происходили богослужения. Выделяется несколько этапов во взаимоотношениях религии и искусства:
1) Первобытный, когда человек выделял лишь непонятные стихийные силы и замечал, что жизнь рождается из чрева самок; на этом этапе главными проявлениями искусства являлись наскальные рисунки, в том числе и ритуального характера.
2) Языческий, признававший множество богов и допускавший их активное участие в жизни людей. На этом этапе богам уже возводили храмы, в них ставили скульптуры богов или богинь, им приносили жертвы, на первых порах и человеческие; погребение мертвых сопровождалось достаточно продуманным ритуалом, стены гробниц раскрашивались, оформлялись скульптурными композициями; некоторые гробницы (египетские, майские пирамиды) представляли собой сложные архитектурные сооружения.
3) Монотеистический, в этот период появились специальные молельные храмы, украшенные скульптурными или живописными (иконописными) изображениями Бога, святых; появилась специальная церковная музыка, сочинялись специальные божественные гимны; до мелочей был разработан литургический ритуал, представлявший собой хорошо отрежисированное театральное действие, в котором подвергались воздействию все органы чувств.
И. К. Языкова говорит о том, что существует комплексное религиозное воздействие на человека, присутствующего за Богослужением: «Основой литургии является Слово Божие. В православном Богослужении мы видим, как бы различные “ипостаси” Слова: Слово звучащее (чтение Евангелия и Апостола, молитвы, проповеди, пение), Слово зримо явленное (фрески, мозаика, иконы), наконец, Слово, Бог живой, присутствующий среди народа, собранного во имя Его, и через Причастие соделываемого Его Телом, Телом Христовым». Т. В. Лазуткина пишет о символическом характере музыки, не связывая ее конкретно с религиозной музыкой: «Музыка – символический мир, смысл которого доносится посредством особого искусственного языка, предметом отражения музыки выступает мир, окружающий человека, мир человеческих эмоций, чувств, переживаний и аффектов»9.
Важным направлением религиозного искусства является иконописание – вид религиозного искусства, истоками которого являются легенды, фантазии иконописцев, сюжеты священных книг, житий святых. Искусство в формировании религиозного сознания выполняет несколько функций: сакральную, обрядово-ритуальную, объединительную, психологическую, просветительную, знаково-символическую, преобразовательную, историко-преемственную.
Сакральная функция искусства состоит в том, что сама по себе красота представляет священную драгоценность.
Обрядово-ритуальная функция приобщает человека к миру прекрасного с первой минуты пребывания в храме. Во всех случаях горящие свечи, блики на золоте окладов икон, тихий умиротворяющий голос священника, творящего молитву – все призвано к одному, вселить в души участников обряда некое таинство происходящего, отгораживающего его от мирской суеты и приобщающего к чему-то высшему, более чистому и возвышенному.
Объединительная функция особенно важна в многоконфессиональной стране, какой является Россия. Здесь важно, чтобы между различными верованиями, в исторические времена нередко враждовавшими между собой, сегодня устанавливался дух согласия, дружелюбия, веротерпимости и взаимного уважения. Важна эта функция и в вопросе преодоления расколов внутри православного мира.