bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 3

– Пусть сильнее грянет буря!..»

Впоследствии брали только узкий социальный контекст «Песни» «буреглашатая», якобы предвидение революции 1905 года. Но на самом деле в тот момент – в 1901 году – это произведение воспринималось гораздо более широко – как символ очищения и раскрепощения сознания, духовного подвига. В очерке «Горький» Рерих говорит о «его вмещении и широком сознании»: «Да, автор “Буревестника” и не мог не быть большим поэтом. Через все уклоны жизни, всеми путями своего разностороннего таланта Горький шел путем русского народа, вмещая всю многогранность и богатство души народной…»[52]

Впрочем, нельзя сбрасывать со счетов, что, как замечает современный автор, был и непосредственный призыв: «Максим Горький шел путем, отличным от всех русских писателей-интеллигентов. Он посвятил себя ордену революционеров. Роковая связь с Лениным и большевистской партией лишь укрепляла в нем мечту о всеобщем равенстве и братстве, и вот тут Буревестник и крякнул: «Буря! Скоро грянет буря!»[53]

И все-таки даже такие тонкие литературные ценители, как Алексей Ремизов, видели большее: «Суть очарования Горького именно в том, что в кругу бестий, бесчеловечья заговорил он голосом громким и в новых образах о самом нужном для человеческой жизни – о достоинстве человека…»[54]

Уместно вспомнить здесь стихотворение Николая Константиновича «К ним». Оно написано в 1902 году и отражает близость его к творческим исканиям Ницше и Горького.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Эпиграф взят из книги: П. Ф. Беликов. Рерих – мыслитель. 1970. С. 23. (Не опубл.)

2

Н. К. Рерих. Радость // Н. К. Рерих. Листы дневника. Т. II. М., 1995. С. 177.

«Из первых школьных лет встает волнующий художественный облик. Прочитан роман Золя. Кто-то разъясняет, что в основе его положены достижения и терзания Мане. Сам герой только недавно умер. Весь этот подвиг не есть блестящий вымысел, но быль во всей ее драматичности. И сейчас в снежных Гималаях звучит живой сказ о битве художника за новую правду, за новую красоту. Сильно было первое впечатление, и Мане на всю жизнь остался борцом и гигантом… От первых школьных лет имя Мане являлось для меня ободряющим. Он помогал мне ощущать значительность искусства и новых исканий…» (1 января 1939 года).

В июне того же, 1886, года великий критик Владимир Васильевич Стасов опубликовал статью «По поводу романа Золя “L’OEUVRE”», в котором писал, что произведение Э. Золя “не только великая художественная картина, но и великое поучение всем имеющим уши, да слышат”. Герой романа, по мнению В. В. Стасова, “хочет для искусства именно того, что для него нужно теперь, он полон гордых, могучих сил, он светло видит будущие горизонты, со всей горячею ненавистью понимает мерзость, ложь или пустоту существующего вокруг него, повсюду, искусства, он ни за что не продает себя, ни за какие благополучия, за сладости жизни.

Но у него нет одного: силы характера, несокрушимости истинного колонновожатого – и он погибает, затопленный, раздавленный не только толпой, общей серой массой, но и собственными товарищами, когда-то тоже молодыми, сильными и искавшими правды и справедливости, как он, а потом, понемножку, перебежавшими в скверный лагерь, когда всё больше и больше стало ясно, что победа не так-то легка и что много есть на свете повыгоднее вещей, чем затевать что-то новое, что не всем по плечу…”» (Цит. по: В. В. Стасов. Избр. пр-ния в трех томах. Т. 3. М., 1952. С. 47).

В советское время роман «Творчество» опубликован: Э. Золя. Собрание сочинений в 26 томах. Т. 11. М., 1963.

3

Н. К. Рерих. Еще радости // Николай Рерих. Листы дневника. Т. II. М., 1995. С. 275.

4

Письмо Н. К. Рериха Л. М. Антокольскому 8 июля 1894 года. – Н. К. Рерих. Письма к Л. М. Антокольскому и Л. М. Антокольского к Н. К. Рериху. СПб., 1993. С. 13.

5

Н. К. Рерих. Credo // «Прометей». Ист. – биогр. альм. сер. «Жизнь замечательных людей». М., 1971. С. 250.

6

Н. К. Рерих. Детская сказка // Н. К. Рерих. Собрание сочинений. Книга первая. М., 1914. С. 274–275.

7

Алексей Анненко. «Рулите выше…», или В новогодний день у Л. Н. Толстого // Восход. 2005. № 6. С. 12–13.

8

Н. К. Рерих. Самоцвет // Н. К. Рерих. Листы дневника. Т. II. М., 1995. С. 414.

9

Запись в альбоме «Исповедь» 31 мая 1900 года: «Ваши любимые литературные герои – Дон Кихот» // Л. В. Короткина. Рерих в Петербурге – Петрограде. Л., 1985. С. 80–82.

10

П. Ф. Беликов. Рерих. Опыт духовной биографии. Новосибирск, 1994. С. 47.

11

Листы Сада Мории. Париж, 1924. С. 9.

12

Воспоминания Н. В. Шишкиной. Цит. по: П. Ф. Беликов. Рерих. Опыт духовной биографии. Новосибирск, 1994. С. 30–31.

13

З. Г. Фосдик. Мои Учителя. Встречи с Рерихами. По страницам дневника. 1922–1934. М., 1998. С. 67.

14

Леонид Андреев. Держава Рериха // Сб. «Н. К. Рерих. 1917–1919. Материалы к биографии». СПб., 2008. С. 249.

15

Цит. по: П. Ф. Беликов. Рерих. Опыт духовной биографии. Новосибирск, 1994. С. 145–146.

16

Н. К. Рерих. Капли // Н. К. Рерих. Цветы Мории. Берлин, 1921. С. 41.

17

М. Фокин. Художник Николай Рерих. Цит. по: Елена Сойни. Северный лик Николая Рериха. Самара, 2001. С. 67. В черновике рукописи: «Он менее всего реалист и всегда поэт, фаталист и мистик. Оттого творчество его так гармонирует с поэзией Метерлинка, символизмом Ибсена, музыкой Вагнера, Дебюсси» // «Н. К. Рерих. 1917–1919. Материалы к биографии». СПб., 2008. С. 441.

18

Н. К. Рерих. Сердце Азии. Нью-Йорк, 1929. С. 10–11.

19

Клод Брэгдон. Предисловие к книге Н. К. Рериха «Алтай-Гималаи». Цит. по: Н. К. Рерих. Алтай-Гималаи. Рига, 1992. С. 8.

20

Цит. по: Н. К. Рерих. Зажигайте сердца. М., 1990. С. 118.

21

См. Б. Бурсов. Личность Достоевского. Л., 1974. С. 504; Ф. М. Достоевский в воспоминаниях современников. Т. 2. М., 1964. С. 339.

22

Письмо Е. И. Рерих В. Е. Гущику 2 июня 1934 года: «Передо мною лежит письмо с приведенной в нем формулой известного писателя Метерлинка: “Россия была бы спасена, если бы профессор Рерих стал ее Вождем”» // Елена Ивановна Рерих. Письма. Т. 2. М., 2000. С. 110.

23

Трудно согласиться с версией, изложенной в статье Ольги Ивановны Ешаловой «К вопросу о начале эмиграции Н. К. Рериха из России», что «началом эмиграции Н. К. Рериха и его семьи следует беспрекословно считать май 1917 года» (Н. К. Рерих. 1917–1919. Материалы к биографии. СПб.: Фирма Коста, 2008. С. 33). Территория, на которой находился тогда Н. К. Рерих и его семья, входила в состав России.

24

Н. К. Рерих. Индийский путь // Н. К. Рерих. Собрание сочинений. Книга первая. М., 1914. С. 261.

25

Н. К. Рерих. Завет // Н. К. Рерих. Из литературного наследия. М., 1974. С. 298.

26

Тэффи. Земная радуга. М., 2007. С. 40.

27

См.: Бунин Иван Алексеевич – Юрий Безелянский. 99 имен Серебряного века. М., 2008. С. 92.

28

См.: П. Ф. Беликов, В. П. Князева. Рерих. М., 1973. С. 228. Рерих вполне мог бы сказать о себе нечто подобное по духу, не по букве: «Я, Флоренский Павел Александрович, профессор, специалист по электротехническому материаловедению, по складу своих политических воззрений романтик Средневековья примерно XIV века…» (Цит. по: Ю. Безелянский. С. 578).

29

Н. К. Рерих. Памятки // Н. К. Рерих. Листы дневника. Т. II. М., 1995. С. 352.

30

Н. К. Рерих. Четверть века // Н. К. Рерих. Из литературного наследия. М., 1974. С. 245.

31

Н. К. Рерих. Мечты // Н. К. Рерих. Листы дневника. Т. II. М., 1995. С. 190.

32

Н. К. Рерих. Героический реализм // Н. К. Рерих. Зажигайте сердца. М., 1990. С. 76.

33

Н. К. Рерих. Самоцвет // Н. К. Рерих. Листы дневника. Т. II. М., 1995. С. 414.

34

Н. К. Рерих. Четверть века // Н. К. Рерих. Из литературного наследия. М., 1974. С. 245.

35

Запись в альбоме «Исповедь» 31 мая 1900 года // Л. В. Короткина. Рерих в Петербурге – Петрограде. Л., 1985. С. 80–82.

36

В. А. Солоухин. Камешки на ладони. М., 1987. С. 21–22.

37

Письмо Э. Межелайтиса автору 31 августа 1978 года. Архив автора.

38

С. Н. Рерих. Слово об отце // «Н. К. Рерих. Жизнь и творчество». Сб. статей. М., 1978. С. 24. На мой вопрос, какое событие в своей жизни он считает главным, С. Н. Рерих сказал: «То, что я родился в семье Николая Константиновича и Елены Ивановны».

39

Павел Басинский. Страсти по Максиму. Документальный роман о Максиме Горьком. М., 2007. С. 112.

40

Пьер-Жан Беранже. Песни. Огюст Барбье. Стихотворения. Пьер Дюпон. Песни. М., 1976. С. 236.

41

П. Ф. Беликов. Рерих и Горький // Ученые записки Тартуского государственного университета, 217-й выпуск. Труды по русской и славянской филологии. XIII. Горьковский сборник. Тарту, 1968. С. 251–265.

42

Непрерывное восхождение. Сб. к 90-летию со дня рождения Павла Федоровича Беликова (1911–1982). Т. I. М. С. 290.

43

П. Ф. Беликов. Рерих (Опыт духовной биографии). Новосибирск, 1994. С. 8.

44

Павел Басинский. Там же. С. 23.

45

Цит. по: Юрий Безелянский. 99 имен Серебряного века. М., 2008. С. 145.

46

Н. К. Рерих. Сказки. Л., 1991. С. 17–20.

47

Цит. по: Н. М. Калинина. Оправдание синергетики. Синтез науки, философии и религии. Часть 1. Проблемы становления целостного мышления. Бишкек, 2003. С. 39. В книге имеется содержательный раздел «По ту сторону добра и зла. Анатомия кризиса Фридриха Ницше».

48

П. Ф. Беликов. Рерих (Опыт духовной биографии). Новосибирск, 1994. С. 58.

49

Цит. по: П. Ф. Беликов. Рерих (Опыт духовной биографии). Новосибирск, 1994. С. 38–39.

50

Елена Ивановна Рерих. Письма. Т. III. М., 2001. С. 408.

51

Там же. С. 399.

52

Николай Рерих. Листы дневника. Т. II. М., 1995. С. 33.

53

Цит. по: Юрий Безелянский. Указ. соч. С.145.

54

Там же. С. 145.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
3 из 3