Полная версия
Люди и динозавры
Действительно, несколько тысяч камней в коллекции Кабреры представляют сцены из жизни какой-то древней культуры с комплексным производящим хозяйством, развитой религиозной системой, монументальным строительством. На многих камнях представлены сюжеты охоты, рыболовства, земледельческих работ и сцены с домашними животными. По имеющимся в распоряжении археологов данным, все это вполне соответствует уровню развития известных ныне перуанских культур 1,5–2 тыс. назад.
Сказать что-либо определенное об антропологическом типе людей, изображенных на камнях Ики, не представляется возможным. Все-таки подавляющее большинство рисунков отличается схематичностью и простотой. Но при этом можно с уверенностью говорить о существовании определенного изобразительного канона. Основные характерные черты этого канона следующие. В подавляющем большинстве случаев человеческое тело изображалось в профиль. Изображения анфас очень немногочисленны. Пропорции тела явно искажены, т. к. голова занимает от 1/3 до 1/4 всего туловища. Отличительной чертой является огромный, сильно выступающий горбатый нос. На многих рисунках подчеркнут выдающийся массивный подбородок. Изображения глаз весьма условны, они имеют слегка вытянутую миндалевидную форму. Изображения ушей почему-то отсутствуют даже в том случае, когда соответствующая часть головы не закрыта головным убором.
Люди на камнях Ики в большинстве случаев изображены полуобнаженными. Из предметов одежды, как правило, присутствуют только головной убор из перьев и «набедренная повязка». О том, что это набедренная повязка, можно лишь предполагать, поскольку изображается она весьма условно, скорее, как трусы, и заштриховывается параллельными линиями или прямоугольной сеткой. Только на некоторых камнях есть отдельные изображения мужчин в орнаментированных туниках. За редким исключением, человек на них изображен анфас и является единственным персонажем на камне. Такой тип рисунка можно условно обозначить как «парадный портрет вождя». Все атрибуты персонажа на таких «портретах» – оружие, одежда – совершенно типичны для известных нам индейских культур Перу.
Иконографический комплекс камней Ики отличается конкретикой изображаемых сюжетов и высокой динамичностью сцен. Вряд ли какое-либо из известных древних обществ обходилось без вооруженных конфликтов и войн. Не является исключением и цивилизация, оставившая после себя камни Ики. Следует, однако, заметить, что военная тематика представлена в собрании доктора Кабреры не очень широко, например, тема человека и динозавра отражена здесь гораздо обширнее.
Что касается набора оружия, использовавшегося представителями этой неизвестной цивилизации, то он был достаточно ограничен и традиционен для большинства древних обществ. В военных действиях они использовали копье или дротик, топор, палицу, нож. Примечательно, что топор в комплексе рисунков на камнях Ики рисовался наиболее подробно. Практически всегда можно увидеть ремни, которым сам топор крепится к топорищу, в редких случаях даже изображался рисунок на поверхности топора. Палицы, приведенные на рисунках, имеют традиционную для древних андских культур форму – они сделаны в виде звезды. Такие навершия палиц, выполненные из камня и бронзы, во множестве найдены в захоронениях инков и предшествующих им археологических культур. А вот лук со стрелами является большой редкостью в иконографическом комплексе камней Ики. На отдельных изображениях приведено его использование в качестве охотничьего оружия.
В музее Кабреры есть один весьма примечательный камень, изображение на котором заслуживает особого внимания. На камне выгравирована четырехступенчатая пирамида, по обе стороны которой сидят на коленях два человека, по-видимому, жрецы. Руки их молитвенно сложены перед грудью. Тонкие линии, исходящие из их ртов, очевидно, символизируют процесс произнесения молитвы или пения гимна. Лица молящихся обращены к солнцу. Необходимо обратить внимание на то, что солнце соединено «стволом» с вершиной пирамиды, что явно указывает как на наличие солнечного культа в этом древнем обществе, так и на то, что пирамиды были связаны с этим культом. Еще более примечательно, что из вершины пирамиды исходят вверх две стрелы. Можно смело предположить, что стрелы символически обозначают энергетическое предназначение данного сооружения (фото 1).
Фото 1. Уникальный камень с изображением ступенчатой пирамиды и молящихся жрецов (фото автора)
Примерно на трети камней в собрании Хавьера Кабреры изображены динозавры, реликтовые млекопитающие и другие представители вымершей фауны. Камней с динозаврами в коллекции насчитывается несколько тысяч! Что и послужило основным поводом для того, чтобы объявить камни Ики современными подделками. И это понятно, поскольку считается общепризнанным, что динозавры населяли нашу планету на протяжении всей эпохи мезозоя, т. е. примерно 245–65 млн лет назад. Средний период этой эпохи – юрский (примерно 205–145 млн лет назад) – считается временем максимального расцвета динозавров.
Сюжеты с динозаврами можно разделить на два типа: на одних камнях выгравированы только древние рептилии, на других они взаимодействуют с человеком или с другими животными. Камни с изображениями второго типа более многочисленны.
Следует отметить, что количество видов динозавров на камнях коллекции Кабреры не очень велико. В общем комплексе изображений можно выявить два-три десятка различных видов древних ящеров. Но в большинстве случаев уровень детализации не позволяет точно определить конкретный вид. В редких случаях изображение отдельных, хорошо известных по палеонтологическим данным черт позволяет точно идентифицировать вид древнего ящера. Так, без всякого сомнения, легко отождествляются представители семейства цератопсов, которых палеонтологи относят к поздним динозаврам, существовавшим в позднемеловой период, датируемый 80–65 млн лет назад. Таких камней в коллекции несколько. На некоторых из них изображен трицератопс (фото 2), легко узнаваемый по своим характерным признакам: низкому шейному щиту, клювовидному рту и трем рогам, два из которых расположены над бровями и третий – на носу.
Фото 2. Камень с изображением трицератопса (фото автора)
Другой узнаваемый вид цератопса – стиракозавр или «шипастый ящер» (фото 3) с длинными рогами на шейном щите. Согласно современным реконструкциям, стиракозавр имел один большой рог на носу, но не имел рогов над бровями. Тогда как на данном камне хорошо видно, что верхние рога животного являются надбровными, а не растут из шейного воротника. Но, с другой стороны, гравированный камень – не фотография. И древний художник мог так изобразить верхние самые длинные рога на воротнике животного.
Фото 3. Камень с изображением стиракозавра (фото автора)
Еще один хорошо узнаваемый на камнях Ики вид – стегозавр. Его невозможно спутать с другими видами из-за ряда спинных пластин, нескольких длинных хвостовых шипов и маленькой головы. Этот ящер принадлежит к семейству стегозаврид и хорошо изучен палеонтологами, начиная с XIX в. Существование его относят ко времени 200–150 млн лет назад, т. е. ко второй половине юрского периода. Останки этого семейства известны по раскопкам в Северной Америке и Китае. Стегозавр являлся травоядным ящером, однако на нескольких камнях он изображен в сценах схватки с человеком. На одном из камней выгравирован стегозавр, возможно, откусивший человеку голову (фото 4). Этот ящер, весивший примерно 2–3 т, мог достигать в высоту 3,5–4 м, т. е. превышать ростом современного африканского слона. Но вызывает удивление сам факт, что он изображен в схватке с человеком. Впрочем, подобные изображения типичны для камней Ики. Как будет показано ниже, сюжет с травоядным динозавром, легко откусывающим голову человеку (охотнику), очень распространен, что также свидетельствует, пусть и косвенно, в пользу подлинности изображений. Зачем предполагаемому фальсификатору изготавливать подделку с хорошо известным травоядным ящером, изображая из него опасного для человека хищника?
Фото 4. Сцена схватки человека со стегозавром (фото автора)
В коллекции доктора Кабреры есть несколько примечательных камней средней величины (30–40 см в диаметре), на которых изображено одновременно несколько видов древних ящеров. При этом сюжет отсутствует, разные виды динозавров просто изображены вместе. Так, на одном из камней можно легко узнать стегозавра, протоцератопса, между ними – еще одного представителя семейства цератопсов с веерным шейным щитом. Здесь же изображены представители подотряда зауроподов и еще несколько динозавров, передвигавшихся на задних конечностях, которых трудно отнести к конкретному семейству. Интересно, что на данном камне наглядно показано, чем питались эти виды древних ящеров – растениями и рыбой. Здесь следует отметить следующий факт: на одном и том же камне изображены разные виды древних рептилий, которых, согласно современным представлениям палеонтологов, разделяли десятки миллионов лет. Что это? Наивная безграмотность «фальсификаторов», которые, изготавливая «подделки», не обратили внимания на то, что стегозавров и цератопсов (согласно книжкам, откуда, «фальсификаторы» должны были срисовывать картинки) разделяет чуть ли не сотня миллионов лет? Или этому все же есть другое объяснение? Например, что именно эти камни из собрания доктора Кабреры как раз и являются примером немногочисленных современных подделок. И хотя без лабораторных исследований установить это с точностью невозможно, для такого предположения есть целый ряд оснований. Во-первых, на большинстве камней Ики обычно не изображалось более двух разных видов динозавров. К тому же, если их несколько, они, как правило, включены в жанровую сцену, например, сцену охоты. На вышеописанном же камне присутствуют рисунки различных видов животных, относящихся к тому же к разным геологическим периодам. Во-вторых, изображения данных динозавров отличаются от общепринятых в иконографии камней Ики канонов: они гораздо более похожи на современные реконструкции древних ящеров.
Здесь следует отметить следующий момент. Доктор Кабрера знал, что некоторые камни его коллекции являлись современными изделиями. И те же Базилио Учуйя и Ирма Гуттиерас никогда не скрывали, что изготавливали некоторое количество гравированных камней. Сегодня в таких городах как Наска, Ика можно за пару долларов купить сувениры в виде гравированных камней. Их действительно изготавливают современные перуанцы для продажи туристам. Но, во-первых, данный бизнес не слишком широко распространен и является скорее исключением. Во-вторых, на большинстве сувенирных камней изображаются только хорошо всем известные рисунки пустыни Наска: паук, кондор, колибри и др. А современные камни в коллекции Кабреры значительно отличаются от камней оригинальных, древних как по иконографии изображений, так и по более грубой технике гравировки.
Собственно, описанными выше видами и ограничивается число четко идентифицируемых на камнях Ики изображений травоядных динозавров. Подавляющее же число рисунков древних рептилий можно с уверенностью соотнести лишь с определенным отрядом или подотрядом. Также можно с уверенностью сказать, что большинство динозавров, изображенных на камнях коллекции доктора Кабреры, относятся к двум основным подотрядам – зауроподов и тероподов. Оба подотряда относятся к отряду зауриший («ящеротазовые» динозавры) и являются, если можно так сказать, самыми популярными и известными представителями древних рептилий. Зауроподы – травоядные динозавры – были самыми крупными наземными животными на нашей планете, расцвет которых приходился на период поздней юры (165–145 млн лет назад). К ним относятся диплодок, апатозавр, брахиозавр и еще более десятка видов. Эти рептилии, достигавшие в высоту 12 м и имевшие вес до 25–30 т, были распространены на всех континентах. Их отличительными чертами являлись огромное слоноподобное туловище, маленькая голова на длинной змееобразной шее и такой же длинный мощный хвост. Доктор Кабрера, а вслед за ним и другие исследователи полагали, что на камнях Ики чаще всего изображался диплодок. Однако если судить по деталям изображений, наиболее типичного зауроподового ящера на камнях Ики скорее можно идентифицировать как апатозавра (старое название – бронтозавр). В отличие от диплодока он имел не такую длинную, но более толстую шею и гораздо более высокую, выгнутую спину.
Очень часто на камнях Ики изображались хищные динозавры – тероподы («звероногие») семейства тираннозавридов. Согласно современным палеонтологическим представлениям расцвет тираннозавридов приходится на меловой период (145–65 млн лет назад). Естественно, что современная наука не признает существование человека разумного в столь отдаленную эпоху. Тероподы являлись плотоядными динозаврами, передвигавшимися на мощных задних лапах, передние лапы были гораздо меньше. Наиболее известными из теропод являются: тираннозавр рекс, аллозавр, карнотавр, раптор. Эти огромные рептилии, достигавшие 5 м в высоту и веса до 5–6 т (тираннозавр), являлись самыми страшными наземными хищниками мезозойской эпохи (фото 5).
Фото 5. Камень с изображением схватки человека и тираннозаврида (фото автора)
Как уже указывалось, расцвет зауроподовых по времени не совпадает с расцветом тероподов (165–145 млн и 145–65 млн лет назад соответственно). Но на некоторых камнях Ики они изображены вместе, как правило, в сценах охоты. Однако мы оставим в стороне вопросы хронологии и обратимся к имеющимся в наличии фактам, т. е. к комплексу изображений на камнях Ики.
Как говорилось выше, точно идентифицировать конкретный вид большинства динозавров, изображенных на камнях коллекции доктора Кабреры, представляется затруднительным. Нам не ясны каноны иконографии данного комплекса. Изображения человека и динозавров на камнях соразмерны по масштабу. В сценах взаимодействия человека и динозавра люди изображены либо чуть меньше, чем древние ящеры, либо такого же размера. По этому поводу можно выдвинуть несколько предположений. Во-первых, такое соотношение могло диктоваться изобразительным каноном. Во многих древних культурах изображения человека равны или даже превышают по размеру изображенных вместе с ними крупных животных. Во-вторых, можно предположить, что представители этой древней цивилизации были иного роста, гораздо большего, чем современный человек. Такое предположение может быть достаточно обоснованным, поскольку предания о гигантах сохранились у большинства народов во всех частях света. С другой стороны, на камнях, где люди изображены вместе с млекопитающими – лошадьми или коровами, их взаимные пропорции вполне соответствуют современным. И, наконец, третье доступное в такой ситуации предположение. В эпоху, когда создавались камни Ики, некоторые виды динозавров продолжали свое существование после массового вымирания, но виды эти сильно измельчали.
Хотя четкие морфологические черты конкретных видов древних рептилий на камнях Ики в большинстве случаев отсутствуют, анализ всего комплекса позволяет сделать целый ряд интересных наблюдений и выводов. Правда, вопросов и загадок при этом возникает еще больше.
На многих изображениях туловище древнего ящера покрыто простым геометрическим орнаментом. Чаще всего это окружности или концентрические круги, параллельные ряды коротких линий, реже – волнистые линии и парные окружности, соединенные несколькими линиями. Не вызывает сомнений, что это стилизованное изображение рисунков на шкуре динозавров. Современные исследователи не знают, каков был окрас шкур у древних ящеров, но редкие останки окаменевшей кожи, найденные за последние десятилетия, дают некоторое представление об ее строении. Так, в конце прошлого века в скальных образованиях Южной Аргентины были обнаружены окаменелые останки шкуры плотоядного ящера карнотавра, которые были датированы временем 100—95 млн лет назад. Сохранившиеся отпечатки шкуры карнотавра были достаточно большими. Крупные, толстые, конические чешуи были расположены рядами вдоль спины и с боков в верхней части тела ящера. Остальная часть тела была покрыта круглыми чешуйками величиной с монету. Интересно, что чешуйки не перекрывали друг друга, как у многих современных рептилий. Это вполне соответствует тому, что на камнях Ики окрас шкуры у динозавров показан путем изображения отдельных окружностей или концентрических кругов.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.