Полная версия
Люди и динозавры
Тем не менее, не всегда и не все можно объяснить так просто. Возникает закономерный вопрос: почему на протяжении десятков миллионов лет многочисленные процессы эрозии буквально перемололи тысячи тонн осадочных пород, но при этом более хрупкие костные останки реликтовых животных дошли до нас в таком хорошем состоянии, а не рассыпались в пыль?
Приведенные выше факты не являются спекуляциями альтернативных историков и палеонтологов. Это результаты исследований академических ученых, опубликованные в официальных научных изданиях. И эти факты не просто не укладываются в современные теории, а прямо противоречат общепринятой парадигме развития жизни на Земле и основным принципам геохронологии. Если мы рассматриваем вопрос о времени вымирания динозавров, то на одной чаше весов оказываются факты, демонстрирующие относительно небольшую (в геологическом плане) древность останков реликтовых ящеров, на другой – устоявшееся убеждение, что их массовое вымирание произошло 65 млн лет назад. Но для человеческого восприятия нет абсолютно никакой разницы между 65 и 6,5 млн лет. Это физически невообразимые для нас промежутки времени. Наверное, поэтому сами геологи и палеонтологи с легкостью оперируют понятиям геологического возраста в 60–70 плюс-минус 5–10 млн лет. Учитывая продолжительность человеческой жизни, можно смело сказать, что разница в возрасте каких-либо геологических событий в 5, 10, 20 млн лет не имеет для нас никакого познавательного значения. Это всего лишь абстрактные цифры, отличающиеся друг от друга количеством нолей.
Однако вопрос о возрасте, в данном случае, о времени вымирания динозавров приобретает значение, если мы ставим его по-другому: все ли динозавры вымерли энное количество миллионов лет тому назад? В принципе, чем могут мешать современной науке здравствующие и поныне реликтовые ящеры? Ведь живущие на протяжении сотен миллионов лет крокодилы и черепахи не стоят поперек дороги академическим ученым. В чем причина такого избирательного подхода к вопросу выживания родственных отрядов пресмыкающихся?
Конечно, официальное объяснение очень простое: в письменных источниках отсутствуют описания динозавров, и за последние столетия ни ученые, ни путешественники не встречали живых реликтовых рептилий ни в одном из уголков планеты. Объяснение исчерпывающее, если просто принять его на веру. Но если подходить к нему критически, получается, что данное объяснение не только голословно, но и лживо.
Во-первых: относительно описания древних ящеров в исторических источниках верно лишь то, что в них отсутствует термин «динозавр». Да и откуда ему там быть, если сам термин был введен только полторы сотни лет назад? А вот описаний различных монстров, чудовищ и странных нетипичных животных в древних летописях любой страны более чем достаточно. Однако академическая наука не считает целесообразным анализировать эти сведения. Гораздо проще отмахнуться от них, объявив результатом фантазий представителей древних народов. Сказка – она и есть сказка, но никак не исторический источник.
Во-вторых: существует огромное количество показаний путешественников, исследователей и прочих свидетелей о встречах с животными, похожими на динозавров. Тысячи таких встреч с реликтовыми существами были зафиксированы и описаны в последние столетия. В т. ч., существуют и документальные свидетельства в виде древних артефактов, произведений искусства и даже фотографий.
Но академическая наука упорно игнорирует этот массив фактов. И мы опять возвращаемся к риторическому вопросу: почему так происходит? Вопрос действительно риторический, поэтому в данной книге останавливаться на нем подробно мы не будем. Наша работа ставит своей целью представить вниманию читателей определенный массив фактических данных, археологические и исторические свидетельства того, что динозавры, как и другие виды рептилий, не вымерли поголовно, что они сосуществовали с человеком на протяжении большей части его истории и продолжают свое существование в различных уголках планеты.
Камни Ики
В самом центре прибрежной части Перу в 325 км к югу от Лимы расположен город Ика, который является столицей одноименного департамента, включающего в себя четыре провинции: Ика, Наска, Писко и Пальпа (или Чинча). Департамент Ика – единая область, как в природно-географическом, так и в культурно-историческом плане. С точки зрения современной археологии, это также единая культурная область, обозначаемая как зона Центрального побережья Перу, объединенная преемственной последовательностью близких друг другу археологических культур.
Сегодня местность департамента Ика является прибрежной пустыней в несколько десятков километров шириной, ограниченной с востока первыми, еще невысокими, отрогами Анд. Климат здесь чрезвычайно сухой, что, кстати, обусловило наличие уникальных почвенных условий, способствовавших прекрасной консервации археологических останков в древних погребальных комплексах. Археологическое наследие этого региона настолько обильно и разнообразно, что еще сто лет назад один из основателей перуанской археологии Макс Уле назвал этот район «раем для археологов».
Первой археологической культурой в этом регионе, обладавшей развитой системой земледелия и ирригационными сооружениями, считается культура паракас, которую датируют IX в. до н. э. – I в. н. э. Основной ареал этой культуры располагался севернее департамента Ика – на полуострове Паракас, но ее влияние, особенно в период расцвета, распространялось и гораздо южнее. Носители культуры паракас были прекрасными ремесленниками, особого мастерства они достигли в изготовлении шерстяных и хлопковых тканей. По погребальному обряду культуры паракас тело умершего одевали в пончо и заворачивали в несколько, иногда в десяток, слоев шерстяных одеял. Такой погребальный куль помещался в плетеную корзину в сидячем положении, с подтянутыми к груди ногами. В могилу покойнику клали многочисленный инвентарь – керамические сосуды, бытовые орудия, речные раковины. Но не только прекрасно сохранившиеся предметы древней утвари привлекли особое внимание исследователей к культуре паракас. Здесь было найдено огромное количество мумий, черепа которых имели отчетливые следы операций по трепанации черепа. Количество таких черепов на разных могильниках полуострова Паракас составляло от 40 до 60 % от общего числа!
На смену культуре паракас приходят культуры наска и ика, расцвет которых приходится на период I–VIII вв. н. э. Основу экономики этих культур также составляло ирригационное земледелие. Наиболее распространенными продуктами являлись маис, тыква, сладкий картофель и маниок. В больших количествах выращивался хлопок, а также кока, использовавшаяся как галлюциноген при проведении религиозных церемоний. Носители культуры наска создали замечательную ирригационную систему. Основу ее составляли подземные, облицованные камнем, акведуки, которые сегодня называют пукиос. Их вырывали в склонах холмов вдоль русла реки вплоть до достижения подземного водоносного горизонта; по ним же вода отводилась в систему ирригационных каналов. До сегодняшнего дня около города Наска сохранились колодцы, имевшие спиральный спуск под землю для облегчения набора воды. Часть из них функционирует и сегодня.
Носители культур наска и ика были также выдающимися ремесленниками. До нас дошли тысячи прекрасных изделий из керамики, дерева, тканей, меди, бронзы и золота. В могилах этих культур, благодаря сухости почвы, прекрасно сохраняются как предметы из неорганических материалов, так и из органики. Женские мумии часто находят с толстыми, длиной до двух метров, косами.
Археологи приписывают культурам паракас и наска создание всемирно известного комплекса гигантских линий, полос и рисунков, найденных на плато Наска и Пальпа.
Несколько лет назад группа британских археологов под руководством Д. Бересфорда-Джонса из Кембриджского университета выдвинула гипотезу, что культура наска, процветавшая здесь в середине I-го тыс. н. э., погубила сама себя в результате массового вырубания рощ уаранго. Это растение, родственное акации, имело твердый ствол и покрытые шипами ветви. Изделия из древесины уаранго прекрасно сохраняются в древних индейских могилах. На основе анализа образцов пыльцы, найденных в древних погребениях, английские ученые сделали вывод, что в последние века существования культуры наска в этом районе совсем не осталось зарослей уаранго. Все они были вырублены для расчистки земли под плантации кукурузы и хлопка. Это привело к резкому обезвоживанию земель и, как следствие, к закату культуры наска.
После ее исчезновения, причиной которого, возможно, послужили серьезные экологические изменения, население этого региона, скорее всего, сильно сократилось. И уже только в XV в., когда Инка Пачакути включил эти территории в состав своей империи, здесь вновь забурлила экономическая жизнь.
Коллекция древних артефактов, ныне известная как гравированные камни Ики, была собрана в 60–70 гг. прошлого века Хавьером Кабрерой. Личность исследователя всегда играет определяющую роль в формировании его научного мировоззрения и соответствующим образом сказывается на характере его работ. Доктор Хавьер Кабрера Даркеа родился в городе Ика в 1924 г. Вся его жизнь прошла в родном городе и закончилась здесь же: в декабре 2001 г. он скончался после продолжительной болезни, причиной которой послужила раковая опухоль. Хавьер Кабрера являлся прямым потомком испанского конкистадора – основателя города Ики и был одним из почетных граждан города. Семья его из поколения в поколения проживала в центре Ики. И сейчас здесь на главной площади Пласа-де-Армас расположен особняк семьи Кабрера, в котором собственно и находится собрание камней Ики.
После окончания средней школы в родном городе Хавьер Кабрера поступил в Национальный университет Сан-Маркос в Лиме, где он специализировался на кафедре хирургии. Получив степень профессора, Кабрера проработал четыре года в государственной клинике, после чего вернулся в город Ику. Здесь в 1961 г. он стал одним из основателей Национального университета Ики, в котором возглавил кафедру хирургии. Увлекшись собиранием древних гравированных камней, он впоследствии вынужден был оставить кафедру. Тем не менее, доктор Кабрера длительное время, пока позволяли силы и здоровье, вел частную медицинскую практику. По словам тех, кто был с ним знаком, Хавьер Кабрера был очень увлеченным и даже эксцентричным человеком. Но именно такие люди обычно становятся настоящими первооткрывателями и выдающимися исследователями. Начиная с 1966 г., Кабрера увлекся коллекционированием камней с гравированными рисунками и посвятил им оставшиеся сорок лет своей жизни. Следует отметить, что до этого времени он вообще не интересовался археологическими древностями. Но уже первое знакомство с гравированными камнями вызвало у него неподдельный интерес и энтузиазм. Кабрера оказался всецело поглощен собиранием и исследованием таких камней, потратил на это все имевшиеся у него свободные средства и, несмотря на полное неприятие со стороны официальной науки, продолжал свое дело на протяжении десятилетий. Поэтому неудивительно, что большинство людей, знавших Хавьера Кабреру, в т. ч., и его друзья, считали его чудаком, а то и сумасшедшим. При этом в прессе в период активной кампании, развернутой против признания подлинности коллекции Кабреры, его чуть ли не напрямую обвиняли в фальсификации или, как минимум, в легковерности и наивности.
Но здесь следует отметить следующий факт: несмотря на всю предысторию, муниципальные власти в 1988 г. наградили доктора Кабреру почетным титулом «Любимый сын города Ики». А в октябре 2001 г., за два месяца до смерти, Кабрера был награжден золотой медалью и еще одним титулом «Выдающийся сын города».
Занимаясь врачебной практикой, доктор Кабрера часто лечил малоимущих крестьян и индейцев, которым порой нечем было заплатить за его услуги. Узнав об увлечении доктора, многие пациенты стали в качестве оплаты приносить ему гравированные камни, изделия из керамики и дерева. Этому способствовало и то обстоятельство, что Кабрера активно расспрашивал местных крестьян о предмете своего интереса. Кроме того, в собирании камней ему активно помогали друзья. Доктор Кабрера также занимался целенаправленной скупкой камней. Благодаря своей активной деятельности за пару лет он собрал около 6000 экземпляров. Помимо врачебной практики, во второй половине 60-х гг. Кабрера основал Дом культуры города Ики и стал его директором. А в 1968 г. выставил там часть своей коллекции. Но еще в 1967 г. Кабрера развил бурную активность по пропаганде собрания камней Ики, стараясь заинтересовать этим феноменом представителей официальной науки. Он выступал с лекциями, давал интервью, публиковал статьи в прессе; в результате камни Ики за короткий срок стали известны не только в Перу, но и за рубежом.
Реакция властей и представителей академической науки на активную популяризаторскую деятельность Хавьера Кабреры первоначально оказалась сдержанно-негативной. Сдержанной, скорее всего, потому, что доктор Кабрера считался авторитетным человеком и происходил из древнего знатного рода, что в Перу и до сих пор является существенным социальным фактором. Но в 1974 г. в Париже вышла книга Робера Шарру «Таинства Анд», в которой он уделил значительное место описанию коллекции камней Ики. Шарру высказывал в своей книге идею о том, что человечество на многие миллионы лет древнее, чем это принято считать; камни Ики он рассматривал как одно из решающих доказательств этого постулата. И вот тут последовала реакция в центральной перуанской прессе. В январе 1975 г. столичный журнал «Мундиаль» напечатал статью под названием «Сделано Базилио Учуйя». Статья не имела авторской подписи, равно как и фотографии, приведенные в ней. Но в ней доказывалось, что камни Ики – современная подделка, и что все они сделаны двумя крестьянами из городка Окукахе (расположен в 50 км к югу от города Ика): Базилио Учуйя и Ирмой Гутиеррас. Через два дня после публикации статьи в «Мундиаль» в другой столичной газете, «Коррео», вышло интервью с директором Регионального музея Ики Адольфо Дженкисом, в котором он заявил, что гравированные камни были изготовлены Базилио Учуйя. Таким образом, пара статей, опубликованные в центральных изданиях, по сути дела, поставила официальное «клеймо» на феномене камней Ики, объявив их современной подделкой. Представители научных учреждений не сочли нужным изучить собрание Кабреры даже поверхностно. Таким образом, приговор о современном происхождении коллекции был вынесен журналистами в нескольких популярных (а не научных!) изданиях. И представители академической науки с тех пор даже не пытаются исследовать гравированные камни, которые по-прежнему находятся в открытом доступе, и нет никаких препятствий для их изучения.
Но почему коллекция Кабреры была объявлена фальшивой? Все дело в том, что на множестве камней Ики изображены… динозавры! Причем самых различных видов. Более того, множество сцен показывают охоту человека на древних ящеров. Но ведь всем хорошо известно, что динозавры вымерли за десятки миллионов лет до появления человека. Следовательно, этого не может быть, потому что не может быть никогда. Соответственно, камни Ики – современная подделка.
Точное количество камней в собрании доктора Кабреры неизвестно. Он никогда их не пересчитывал и, к сожалению, не проводил их каталогизацию. Впрочем, это достаточно затруднительная процедура для одного человека. Сам Хавьер Кабрера определял число камней в своей коллекции примерно в 11000 экземпляров. Кроме того, он утверждал, что у других коллекционеров в Перу хранится еще примерно 10000. Дочь доктора Кабреры Евгения писала, что ей известно примерно еще о 4000 камней, хранящихся в частных коллекциях в Перу. Таким образом, говоря о гравированных камнях Ики, по самым скромным подсчетам, можно оперировать приблизительной цифрой в 15000 экземпляров. А камни с изображениями динозавров составляют приблизительно около четверти всей коллекции!
В самом конце 60-х гг. Хавьер Кабрера перевез свое собрание, которое насчитывало уже около 6000 камней, из дома культуры города Ика в свой особняк и оборудовал несколько комнат под хранилище. Сейчас его коллекция занимает четыре комнаты, одна из которых на протяжении тридцати лет служила доктору Кабрере одновременно и рабочим кабинетом. Большую часть камней он разместил на стеллажах вдоль стен, а крупные камни были расположены на полу. Кабрера осуществил первичную сортировку своей коллекции, разложив на стеллажах камни по сюжетам. Так, на одних полках разместились камни с изображениями вымерших животных, на других – со сценами жизни древнего общества, на третьих – с отдельными символами и т. д. Некоторые полки с маленькими камнями сегодня забраны металлической сеткой. Но сказать, что в музее предприняты какие-либо серьезные меры охраны, нельзя. Двери просто закрываются на обычный замок. Войдя внутрь, сразу же попадаешь в комнату, буквально заваленную гравированными камнями. Крупные камни лежат без определенной системы, иногда один на другом. Стеллажи украшены прекрасными образцами деревянной скульптуры, также найденными в древних захоронениях. Это высокие резные столбы с многоуровневыми изображениями и небольшие антропоморфные скульптуры. Образцы такой деревянной скульптуры широко представлены в местных музеях и относятся к известным индейским культурам центрального побережья Перу.
Гравированные камни Ики значительно варьируются по размеру и по цвету. Самые маленькие камни имеют вес в 300–500 граммов, а единичные экземпляры достигают веса около 300 кг и имеют в длину до 1,5 м. Следует подчеркнуть, что примерно процентов пятьдесят всей коллекции доктора Кабреры представлены небольшими камнями 10–20 см в диаметре, на которых имеется одиночное изображение. Можно сказать, что это своего рода «листочки» с рисунками. Один камень – один персонаж или предмет. Причем изображалось буквально все что угодно. Человек или его голова, отдельное животное, птица, рыба, насекомое или растение. На камне может быть изображен отдельно топор, нож или керамический сосуд. Существует целый ряд камней с одиночными изображениями различных символов.
Все камни по форме представляют собой обкатанные горными реками валуны, минералогически определяемые как андезитовые (андезит – вулканический гранит, происходящий из горной системы Анд). Они различаются по цвету. Есть серые разных оттенков, а также коричневые, бежевые и розоватые камни. Но большинство имеет поверхность черного цвета (точнее, цвета мокрого асфальта). Тогда как сами изображения внутри контура имеют серый цвет, т. е. сами изображения чуть светлее фона. Геологи из московского государственного Дарвиновского музея классифицировали черные камни как андезито-базальт, а светло-бежевые и коричневые как собственно андезит. Это родственные виды магматических пород.
Преобладающая техника изображений на камнях Ики – гравировка. Линии рисунка имеют среднюю глубину до 1 мм, ширину – 1,5–2 мм. Но качество техники гравировки значительно отличается на различных образцах. Есть изображения, выполненные чрезвычайно грубо, линии гравировки могут быть неровными, выходить за общий контур. Но на других камнях изображения выполнены настолько тщательно, что искусство древних камнерезов вызывает настоящее восхищение. В любом случае, столь сильные различия в качестве гравировки еще раз свидетельствуют, что изображения принадлежат совершенно разным художникам, а не изготавливались «на потоке» парочкой перуанских крестьян.
Доктор Хавьер Кабрера был не первым, кого заинтересовали камни со странными гравированными рисунками. До него известными крупными собирателями камней в городе Ика были братья Карлос и Пабло Сольди. В середине 50-х гг. прошлого века они приобрели обширную территорию в районе долины Окукахе под виноградные плантации, поскольку занимались виноделием. На приобретенных землях оказалось огромное количество древних могильников. Поэтому начиная с 1955 г. рабочие, обслуживающие эти поля, каждый год приносили хозяевам виноградников извлеченные при вспашке земли различные древние артефакты из вскрытых погребений. Братья Сольди имели крупную домашнюю коллекцию перуанских древностей, среди которых были и гравированные камни. Они были первыми, кто осознал огромную научную ценность этих древних камней. Поэтому братья Сольди начали активно скупать их у грабителей могил, которых в Перу называют «уакерос». Гравированным камням уакерос не придавали особенного значения. Ведь это были просто камни с рисунками, а не ювелирные изделия из золота, не полихромная керамика и не расписные ткани, которыми изобилует буквально напичканная древностями земля Ики.
Братья Сольди пытались привлечь к феномену гравированных камней внимание профессиональных археологов, но безуспешно. Они также хотели, чтобы камни экспонировались в музеях Перу. В 1967 г. после смерти Карлоса Сольди его брат Пабло безвозмездно передал в Региональный музей Ики часть своего собрания гравированных камней в количестве 114 штук. Некоторые из них даже попали в экспозицию музея, но ненадолго. Доктор Кабрера тоже знал о коллекции братьев Сольди, но только после того, как сам увлекся гравированными камнями, в 1967 г. познакомился с ней вплотную.
Узнав о проявившемся у Кабреры интересе к гравированным камням, братья Сольди предложили ему купить часть коллекции, поскольку в их доме уже не осталось места для хранения, и приходилось складывать камни под открытым небом. Доктор Кабрера согласился и выкупил у Сольди 341 камень за сумму в 7000 старых солей (в то время это соответствовало примерно 45 долларам США). Деньги действительно были небольшие даже для провинциального перуанского города. Именно эта первая партия камней стала основой будущей коллекции доктора Кабреры. Дело в том, что в ней было несколько образцов, изображающих сложные хирургические операции. И Хавьер Кабрера, будучи профессиональным хирургом, не мог не обратить на них пристального внимания. Именно с этого времени он начал сам активно собирать информацию о гравированных камнях и коллекционировать их.
Здесь следует отметить, что грабительские раскопки являются распространенным промыслом среди населения центрального побережья Перу, обеспечивая достаточно стабильный доход значительному числу семей. Это и не удивительно. Перуанское законодательство, естественно, предусматривает уголовное наказание за подобный вид деятельности. Но спрос на черном рынке на древности этого региона чрезвычайно высок. Основной поток древних изделий уходит в США. Количество древних погребений в этом регионе исчисляется десятками тысяч. Вряд ли более 1–2 % из них раскапывается профессиональными археологами. На фоне такого изобилия антикварных изделий камни с гравированными рисунками просто теряются. Сами уакерос сбывали их коллекционерам за сущие гроши. А с представителями официальной науки перуанские «черные археологи» контактировать, естественно, не особенно стремятся.
Уакерос практикуют два основных способа добычи древностей. Первый – непосредственно раскопки погребений на известных могильниках в пустыне или поиск новых некрополей. Второй – поиск артефактов по руслам местных небольших речушек, которые после весенних разливов каждый сезон размывают берега, и в тех местах, где русла рек близко подходят к древним могильникам, каждый год можно найти вещи из размытых погребений, что значительно проще, чем лазить две-три недели по пустыне. Есть еще третий способ, который также практикуется – скупка находок у местных крестьян, которые часто находят древние вещи на своих полях.
Хотя известен такой факт. Путешественник и исследователь Герман Базе опубликовал в 1965 г. книгу «Знакомство с Перу», в которой дал описание гравированных камней со странными изображениями и заявил, что в 1961 г. разлив реки Ики в районе Окукахе вымыл огромное количество таких камней, большая часть которых попала в коллекцию братьев Сольди. Базе также писал, что уакерос готовы были показать места находок профессиональным археологам, чтобы доказать подлинность их происхождения, но последние просто отказались от такой возможности.
В 2001 г. перуанский крестьянин наткнулся на нетронутое погребение, когда копал свое поле на самой границе плато Наска (в 25 км к югу от одноименного города). Приглашенные на захоронение местные археологи датировали данный комплекс V–VI вв. н. э., отнеся его к культуре наска. Принципиальное значение имеет тот факт, что данный камень был найден in situ, т. е. в не потревоженном погребении. В экспозиции музея Антонини (г. Наска) также выставлен крупный камень (весом около 100 кг) с гравированными изображениями. На этом камне есть изображения ламы, птицы, пумы, но нет реликтовых животных. Очевидно, поэтому камень и выставлен в музее.
Если бы доктор Кабрера убрал из своего собрания примерно половину – камни с изображениями динозавров, реликтовых млекопитающих и других «скандальных» сюжетов, противоречащих нынешним представлениям о древней истории американского континента, – ситуация вокруг его коллекции сложилась бы совершенно иная. Ее бы тут же превратили в научную сенсацию. Еще бы, новый вид изобразительного искусства – гравированные камни, раскрывающие многогранную жизнь древнего индейского населения Перу. На этом материале были бы защищены десятки диссертаций, опубликованы многочисленные статьи и монографии. Коллекцию наверняка соотнесли бы с одной из известных археологических культур этого региона – наска или ика, датировали бы ее серединой – 2-й половиной I-го тыс. н. э.