Полная версия
Китайский новаторский марксизм. Избранные произведения
«Социалистическое мышление с китайской спецификой для новой эпохи» Си Цзиньпина обогатило и развило марксистскую теоретическую систему. После 18-го съезда партии, будь то мысли Си Цзиньпина об экономике, верховенстве закона или укреплении армии, или мысли Си Цзиньпина о внешней политике и экологической цивилизации, все они полны новаторских разработок марксизма. Будь то ценностная концепция теории исторической ориентации и национального омоложения, теория социальных противоречий и теория, ориентированная на человека, или практическая ориентация теории развития и теории борьбы с бедностью, теория «одного пояса и одного пути» и теория сообщества человеческой судьбы, общая концепция безопасности и теория гармонии между человеком и природой – все они отражают оригинальность современного социалистического руководства к действию с китайской спецификой. Она обогатила руководящую идеологию Коммунистической партии Китая и представила новую главу в развитии марксизма в XXI веке.
(2) Социалистическая идеология с китайскими особенностями Си Цзиньпина в новую эпоху глубоко изменила Китай
«Восемь ясных» и «четырнадцать настойчивых» предложений являются системным выражением мысли Си Цзиньпина о социализме с китайскими особенностями в новую эпоху, «какого социализма с китайскими особенностями придерживаться и развивать в новую эпоху». «Социализм с китайскими характеристиками в новую эпоху» – это научный ответ в теоретическом аспекте, а «как придерживаться и развивать социализм с китайскими характеристиками в новую эпоху» – это путь времени в практическом аспекте.
Китайская мечта о великом омоложении китайской нации является ценностным ориентиром мысли Си Цзиньпина о социализме с китайскими особенностями для новой эры. Завершение строительства умеренно процветающего общества – это историческое обязательство марксистов XXI века по обеспечению благосостояния народа и результат социалистической мысли с китайскими характеристиками Си Цзиньпина в новую эпоху. Достижение этой столетней цели демонстрирует глубокую силу марксизма в XXI веке. Завершение строительства умеренно процветающего общества является результатом непрерывной борьбы и накопления китайских коммунистов, а также закладывает прочный фундамент для достижения цели второго века – построения сильного социалистического современного государства. Инновации и развитие марксизма в Китае в XXI веке приблизили китайскую нацию к стратегической цели великого омоложения, как ни в какое другое время в ее истории, и являются славной главой расцвета марксизма в Китае в XXI веке. Это также славная глава марксизма в Китае XXI века. Марксизм в XXI веке – это новшество времени на столетнем пути китайской коммунистической партии в «великой борьбе, великих проектах, великих начинаниях и великих мечтах». Марксизм – это исторический скачок в инновационном развитии марксизма в Китае. Он объединяет чаяния китайского народа с путем социализма, возрождение нации с национальным процветанием и слияние «семейных и национальных чувств» с развитием личности, обеспечивая мощную духовную поддержку и силу для действий, чтобы объединить усилия для достижения великого омоложения китайской нации. Все это объективно свидетельствует о том, что марксизм в XXI веке вступил в новую стадию развития в современном Китае.
(3) Мысль Си Цзиньпина о социализме с китайскими особенностями для новой эры имеет долгосрочное влияние на мир
Построение сообщества человеческой судьбы, руководство развитием экономической глобализации на благо всех и совершенствование системы глобального управления – это глубокие ответы Си Цзиньпина на мировые проблемы, стоящие перед человечеством в XXI веке, в «Социалистическом мышлении с китайскими чертами для новой эпохи». Эта мысль отвечает тенденции сегодняшнего мирового развития и проясняет рациональный процесс общественного развития человека. Си Цзиньпин предлагает, что общность человеческой судьбы «означает, что будущее и судьба каждого народа и каждой страны тесно связаны друг с другом» и что «мы в одной лодке через толстые и тонкие слои, и мы вместе делим честь и позор». Создание сообщества человеческой судьбы поможет странам всего мира преодолеть различия в социальных системах и ценностях и работать вместе для поддержания и продвижения прочного мира и развития во всем мире.
В современном мире экономика глубоко глобализирована, политика становится все более многополярной, а цивилизации – все более разнообразными. Наряду с непрерывным развитием социальной информатизации, весь мир теснее, чем когда-либо, связан между собой. Построение сообщества человеческой судьбы – это не только миссия марксизма в XXI веке, но и ценность китайской коммунистической партии в защите интересов всех стран мира. Си Цзиньпин отметил, что экономическая глобализация является неотъемлемым требованием закона мирового экономического развития и общих интересов всех народов и что социалистический Китай, руководствуясь марксизмом, должен активно участвовать в экономической глобализации и строить сообщество мировой экономической судьбы. Он также предложил, чтобы «все страны стали участниками, вкладчиками и бенефициарами глобального развития». Все народы должны стремиться к обмену опытом, обсуждению и совместному построению системы глобального экономического управления. Будучи убежденным сторонником и защитником экономической глобализации, Китай стремится к построению открытой экономической системы, противостоит появлению антиглобализационной и антисвободной торговой политики и поведения в некоторых странах, выступает против всех форм протекционизма и ведет здоровое и инклюзивное развитие экономической глобализации.
Глобальные разрушения, вызванные эпидемией «новой короны», усугубили общий кризис капиталистической экономики, и растущие глобальные проблемы настоятельно требуют от людей всех стран объединить усилия для их решения. Развивающийся и растущий Китай привнес большую силу мира в глобальное управление в XXI веке. Совместное развитие и беспроигрышное сотрудничество стали сердцем и умом людей для глубоких изменений в системе глобального управления. Марксистская концепция глобального управления XXI века «Один пояс, один путь» и «Совместный бизнес, совместное строительство и совместное использование» предлагает новое решение для всех стран мира работать вместе, чтобы составить план развития и на равных участвовать в глобальном управлении. Си Цзиньпин четко подчеркнул, что реформа системы глобального управления – это не отталкивание, а позитивное улучшение в ответ на мировые вызовы. Модернизация системы глобального управления является общей ответственностью всех стран мира, и крупная социалистическая страна с китайской спецификой должна активно участвовать в историческом процессе построения системы глобального управления, вносить марксистские решения в совершенствование глобального управления, а также вносить мудрость марксистов XXI века для продвижения международного порядка и системы глобального управления в более справедливом и разумном направлении, к которому стремятся народы мира.
Социалистический Китай является ключевым домом для развития марксизма XXI века, а «Мысль Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой для новой эры» является ярким примером новаторских достижений марксизма XXI века и основного стиля марксизма в XXI веке.
3. Перспективы на будущее: совместная работа для развития
Развитие марксизма в XXI веке – это общая тема и ответственность коммунистов и ученых-марксистов во всех странах. Он должен не только научно объяснять и продвигать глобальные проблемы и будущее развитие человечества, но и научно раскрывать законы современного капиталистического развития и идеи управления системными недугами, а также способствовать дальнейшему развитию мирового социализма. Марксизм XXI века требует как основного стиля «Социалистической мысли с китайскими чертами для новой эпохи» Си Цзиньпина, так и формирования многоцветного многонационального образца марксизма.
Как развивается мировой социализм – это теоретический и практический вопрос, который должен быть выяснен и решен марксизмом в XXI веке. В настоящее время международный капитал сформировался как единая мировая сила. Для того чтобы противостоять этой силе, пролетариат и трудящиеся всего мира должны объединиться. Национальные коммунистические партии должны извлечь уроки из истории раннего международного коммунистического движения, сбалансировать и управлять диалектическими отношениями между интернационализмом и патриотизмом. Национальные коммунистические партии должны объединиться и активно исследовать, объединить мудрость и силу социализма во всем мире, чтобы обновить и практиковать марксизм XXI века. Как недавно отметил Генеральный секретарь Си Цзиньпин в своем поздравительном письме Всемирному семинару по теории марксистской партии, организованному Отделом зарубежных связей ЦК КПК: «Перед лицом общих проблем, стоящих сегодня перед человеческим обществом, марксистские партии мира должны укреплять диалог и обмен. Коммунистическая партия Китая готова работать с марксистскими партиями во всех странах, чтобы совместно продвигать дело прогресса человечества и построения сообщества человеческой судьбы, … способствовать новому развитию марксизма в XXI веке, и пусть свет марксистской истины продолжает освещать наш путь вперед».
Чэн Энь Фу, Чжан Го СяньIV. Сравнение новаторской марксистской мысли – марксизм в условиях нынешнего буйства плюралистической мысли
Если мы хотим действительно понять, что такое марксизм, социализм с китайской спецификой и основная социалистическая система ценностей, мы должны отделить истинное от ложного в середине сравнения различных направлений мысли.
1. Сопротивление негативному влиянию неолиберального мышления на реформу
Неолиберализм, также известный как неоконсерватизм, является международной монополистической капиталистической идеологией, которая отражает интересы частных транснациональных корпораций. и ее основные идеи можно кратко суммировать как дерегулирование, приватизация, либерализация и индивидуализация благосостояния. Неолиберализм все шире проникает в идеологическую сферу разных стран, включая нашу. Критика неолиберализма должна идти долго и непрерывно, чтобы противостоять его негативному влиянию на реформы, чтобы мы не попали под его сознательное или бессознательное влияние.
Неолиберализм защищает экономическую глобализацию под господством развитых стран, таких как США, и выступает против установления нового международного экономического порядка. Одной из характеристик экономической глобализации на данном этапе является то, что она представляет собой глобальное расширение экономических отношений под доминированием развитых капиталистических стран, таких как США. Эта тенденция к расширению приведет к несправедливой экономической глобализации.
Выступая за индивидуализацию социального обеспечения и против создания государства всеобщего благосостояния, реформа не может снизить уровень благосостояния масс. Одна статистика доказывает, что за последние 20–30 лет производительность труда резко возросла, а технологическая революция создала много богатства, но большая его часть досталась буржуазии и ее агентам, в основном руководителям компаний, и очень мало увеличилось богатство и доход трудящихся и населения. Поляризация между богатыми и бедными расширяется во всех странах, и основной причиной этого является влияние неолиберализма. По нашему мнению, является ли право собственности основным фактором, можно определить только после сравнения с другими факторами.
Более того, мы должны остерегаться осуществления приватизации под лозунгом приватизации. В Японии и Южной Корее, например, руководимая государством рыночная экономика была главной или основной причиной их быстрого экономического развития в прошлом. Позже проблемы японской и корейской экономик, особенно японской, стали еще более серьезными, и это было не результатом правительственного или государственного научного руководства и регулирования, а результатом господства неолиберализма. После того, как некоторые японские экономисты вернулись в Японию после учебы в США и других странах, они пропагандировали неолиберализм и поставили японскую экономику на колени, как и экономику Латинской Америки.
Ива Накатани, представитель японского неолиберализма, отказался от своих неолиберальных убеждений в своей книге «Почему капитализм рушится сам по себе: исповедь неолиберала».
2. Плюрализм в руководящей идеологии и системе ценностей демократического социалистического мышления и продвижение индивидуализма
Демократический социализм, во-первых, по своей руководящей идеологии, представляет собой солянку из идей эпохи Возрождения, Французской революции и кейнсианского периода. Во-вторых, на политическом уровне он выступает за буржуазную многопартийную систему. И снова, в отношении экономической системы, он выступает за преобладание частной собственности.
Демократический социализм, с его плюралистической и запутанной руководящей идеологией и системой ценностей, в целом также является буржуазной системой ценностей, поддерживающей индивидуализм.
В настоящее время страной, находящейся под наибольшим влиянием демократического социализма, является Швеция. Демократический социализм шведских социал-демократов прошел трилогию теоретического и политического развития, первый этап назывался социализмом благосостояния, с высоким уровнем благосостояния. Второй этап был назван функциональным социализмом, который выступал за то, чтобы социализм выполнял свои основные функции, такие как акцент на планировании, подавление неблагоприятных последствий рынка, негативных эффектов и так далее. Третья стадия называется фундаментальный социализм. Когда вам приходится решать вопрос о капиталистической собственности, а не просто собирать больше налогов, классовые конфликты обостряются и добиться этого становится трудно.
Демократические социалисты предлагают развитие смешанной экономики частной собственности. Смешанная экономика имеет разные субъекты, это смесь двух вещей, первая – это смесь частной и государственной собственности, а вторая – смесь планирования и рынка. Современная капиталистическая экономика – это смешанная экономика с частной собственностью, отсюда и название – «капиталистическая экономическая система». Наша страна также является смешанной экономикой, смешанной экономикой с государственной собственностью в качестве основы, поэтому ее называют начальной стадией социализма, что не одно и то же.
3. Новое левое мышление теоретически незрело и склонно к крайностям
Новые левые, или новое левое мышление, как его еще называют, часто обсуждается в академических статьях как разница между новыми левыми и либералами. Новые левые теоретически незрелы и склонны впадать в крайности. В отличие от них, либералы очень старомодны. Если неспециалист посмотрит на это, многие отдадут предпочтение взглядам либералов, а не новых левых.
Новые левые – это, в целом, академический союзник новых марксистов, с определенной идеологической прогрессивностью и незрелостью. Одной из представительных фигур является профессор Цуй Чжиюань из Университета Цинхуа, автор книги «Либеральный социализм и будущее Китая: мелкобуржуазный социалистический манифест» (он также известен как «Либеральный социалистический манифест»). Сейчас, конечно, он сильно изменил свои взгляды и также выступает за социализм с китайскими особенностями.
4. Тенденция возрождения выступает за использование традиционного мышления, такого как конфуцианство, буддизм и даосизм, для управления страной
Реставрационизм – это идея о том, что страна должна управляться традиционными идеями, такими как конфуцианство, буддизм и даосизм. Его представители предлагают, что марксизм также пришел с Запада, и что все западное обучение, включая марксизм, не может быть использовано в качестве общей идеологии Китая, и что руководящая идеология Китая должна возникнуть из национального обучения, из мысли, представленной конфуцианством. С лихорадкой национализма начала расти тенденция пропаганды использования конфуцианства, буддизма и даосизма в качестве альтернативы марксизму и основной социалистической системе ценностей.
5. Традиционная и эклектичная марксистская мысль
Традиционное марксистское направление, придерживающееся марксистских принципов, решительно критикует неолиберализм, демократический социализм, исторический нигилизм и т.д. Это направление мысли в целом не одобряет надлежащее включение некоторых разумных элементов западной науки и выступает против определенных теорий новаторского марксизма.
Эклектичное марксистское мышление исследует западную экономику, не видя, что в ней не так, но оно имеет тенденцию выглядеть как новаторский марксизм и поэтому несет в себе определенную путаницу.
Два направления, традиционное марксистское мышление и эклектическое мышление, отклоняются от марксистской теории, но они не противостоят марксизму и считаются эклектическим марксизмом.
6. Инновационное марксистское мышление выступает за содержательное наследование и инновации марксизма
В марксистских исследованиях существует три направления, одним из которых является инновационный марксизм. Инновационные марксисты выступают за существенное наследование и инновацию марксизма. Инновационный марксизм основан на трех основных системах знаний: «конное обучение как тело, западное обучение как применение и национальное обучение как корень», и «мировая ситуация как ссылка, национальная ситуация как основа и партийная ситуация как ключ», для осуществления «всеобъемлющей инновации».
Возьмем в качестве примера экономику. Цель «комплексной инновации» в модернизации китайской экономики заключается в формировании современной китайской марксистской экономики с китайскими характеристиками, китайским стилем и китайским чутьем. Это требует создания стремления к независимым инновациям. Она должна сочетаться с практикой, чтобы отойти от самодостаточного подхода простого внедрения и подражания зарубежной экономике к сознательному или самостоятельному подходу теоретических инноваций. Это означает достижение двух трансценденций: выход за пределы как классической марксистско-ленинской экономики в смысле конкретизации, так и современной западной экономики в смысле научной парадигмы; отражение двух видов практики: отражение как восточной и западной рыночной экономической практики, так и социалистической практики с китайскими особенностями; и выявление двух видов инноваций: определенные традиционные разработки в экономике и революция в ее парадигме. Это будет «постмодернистская экономика», которая научно отражает современность экономики, а также это будет «новый синтез постмарксистской экономики», то есть руководствующаяся материалистическим историческим взглядом, с мировой перспективой, придерживающаяся фундаментальной. Другими словами: под руководством материалистического взгляда на историю, с глобальной перспективой, придерживаясь фундаментальной «марксологии», на основе продолжающейся дифференциации и частичного синтеза современной зарубежной экономики, достичь всеобъемлющего и систематического научного синтеза. Это включает анализ и использование западной марксистской экономической теории, западной радикальной экономической теории, кейнсианской экономической теории левого толка, международной экономической теории Кругмана, экономики развития, сравнительной экономики и экономических теорий «центр-периферия» развивающихся стран; активное использование современной философии, этики, эстетики, психологии, права и теорий мира. Она также активно использует методы, доступные в современной философии, этике, эстетике, психологии, праве, политологии, системологии, полевых науках, биологии, математике и других дисциплинах.
В этом процессе всеобъемлющей инновации китайские экономисты-марксисты должны установить тесное и здоровое взаимодействие с экономистами-марксистами в академических и политических кругах других стран. В то же время они должны следовать законам академического развития, неуклонно выполнять «Двести принципов» Партии, допускать развитие различных школ мысли в рамках марксистской идеологической системы, углублять теоретические исследования в условиях активных академических дебатов, изучать и создавать механизм здорового взаимодействия между марксизмом в политике и марксизмом в академической среде. Это, безусловно, будет способствовать модернизации китайской экономики. Многие теории и политика в области социалистической рыночной экономики, акционерной собственности, справедливости и эффективности, прав интеллектуальной собственности и культурного экономического развития после реформы были разработаны новаторскими марксистскими экономистами, которые до сих пор твердо придерживаются их.
Эти семь основных социальных тенденций в Китае в настоящее время будоражат и критикуют друг друга. Если мы хотим действительно понять, что такое марксизм, социализм с китайскими особенностями и основная социалистическая система ценностей, мы должны отделить истинное от ложного в середине сравнения различных тенденций.
V. Многомерное обогащение и развитие марксизма XXI века
17 мая 2016 года Си Цзиньпин в своей речи на Симпозиуме по работе философии и общественных наук и в поздравительном письме Китайской академии общественных наук по случаю 40-летия ее основания подчеркнул необходимость обогащения и развития марксизма XXI века и современного китайского марксизма. Это еще один важный призыв Центрального Комитета партии с товарищем Си Цзиньпином во главе, а также сердечный призыв наших работников философии и общественных наук и амбициозная цель развития философии и общественных наук, которые должны продолжать обогащать и развивать марксизм на многочисленных уровнях.
1. Постоянное обогащение и развитие теоретической системы, заложенной Марксом и Энгельсом и все более совершенствуемой их преемниками на уровне основной массы инноваций и развития
Марксизм – это теоретическая система, основанная Марксом и Энгельсом и постоянно обогащаемая и развиваемая их преемниками. В настоящее время научное развитие марксистской теоретической системы должно придерживаться открытого и всеохватывающего понимания некоторых вопросов.
Во-первых, существует два основных канала и платформы для развития марксизма: политический и академический мир. Лидеры коммунистической партии и ученые-марксисты – два основных субъекта, и между ними должно быть сформировано здоровое взаимодействие. Это не означает, что люди вне политических и академических кругов не могут развивать марксизм, но они не были главными субъектами развития. С тех пор как Маркс и Энгельс основали марксизм, лидеры марксистских партий и ученые в разных странах постоянно обогащали и развивали марксизм, одновременно национализируя и модернизируя нововведения в соответствии с конкретными национальными и мировыми условиями каждой страны. Несмотря на определенные неудачи, марксизм и его национализированные теории в целом способствовали расширению, инновации и развитию этой теоретической системы.
Две основные китайские марксистские теории, «Мысль Мао Цзэдуна» и теория социализма с китайскими особенностями, сформировались в процессе китаизации марксизма. Начиная с 18-го съезда партии, ряд важных выступлений Си Цзиньпина сформировали новые концепции, идеи и стратегии управления Китаем, а именно «Мысль Си Цзиньпина об управлении» (Теория Си Цзиньпина, или Доктрина Си Цзиньпина), которая продолжает обогащать и развивать марксистские теории философии, политической экономии, научного социализма, социологии, политологии, культуры, права, экологической цивилизации и международных отношений и является развивающимся современным китайским марксизмом. Размышления Си Цзиньпина об управлении продолжают исследовать и отвечать на такие основные теоретические и практические вопросы, как «что такое социализм и как построить социализм», «какую партию строить и как ее строить», «какого развития достичь и как развивать». Он также творчески и научно ответил на основные теоретические и практические вопросы «какое государство строить и как строить (управлять) государством», внеся важный вклад в развитие марксизма в XXI веке. Как одни из преемников марксизма, мы, ученые-марксисты, должны под руководством мысли Си Цзиньпина об управлении, твердо верить в «делать науку для народа», продолжать активно обогащать и развивать китайский марксизм в основных и фундаментальных дисциплинах философии и социальных наук, и способствовать лучшему продвижению современного китайского марксизма, а также стремиться к новому видению здорового взаимодействия между марксизмом как руководящей идеологией и академической мыслью в современном Китае.
На основании того, что марксизм – это неразрывное целое, некоторые общественные мнения не поддерживают упоминание о том, что существуют два основных органа для обогащения и развития марксизма, лидеры и ученые, две основные платформы, политическая и академическая, марксизм как руководящая идеология коммунистической партии и марксизм как академическая мысль, – таким образом, упоминание о том, что должно быть здоровое взаимодействие между политическим и академическим марксизмом. Этот взгляд явно архаичен и односторонен. Причина этого заключается в том, что марксистская теоретическая система является органическим целым, но объективно изучается и развивается отдельно лидерами коммунистической партии и более широким сообществом ученых-марксистов, причем есть как общие черты, так и различия в методах, характеристиках и содержании исследований этих двух групп. Так называемое здоровое взаимодействие между ними означает, что марксистские теории лидеров Коммунистической партии могут направлять, но не заменять, изучение учеными марксизма и других дисциплин, связанных с общественными науками, а марксистские теории, новаторские и разработанные учеными, имеют как самостоятельную академическую ценность, так и могут обеспечить доктринальную поддержку официального марксизма, при этом обе изучают, поглощают и продвигают друг друга, и совместно способствуют процветанию марксистской теории в целом и вносят свою собственную мудрость.