Полная версия
Методики изменения сознания. Шаг к успеху
3 метод
Анализируем афоризмы «семи мудрецов»
А теперь я немного объясню главные философские законы и категории.
Закон перехода количественных изменений в качественные
Что такое количество? Это когда качество не меняется. Например, количественный критерий воды – это от 0 до 100 градусов. Пока идет 0 и 100, вода остается водой. А если мы будем продолжать ее нагревать или охлаждать, то вода переходит, соответственно, в пар или лед.
Здесь нужно ввести еще одну категорию – мера. Один из семи крупнейших философов древности – «семи мудрецов» – Клеобул говорил: «Мера важнее всего». Если вы в своей жизни что-то делаете неправильно, значит, меру не знаете. Это афоризм прошел сквозь тысячелетия, не потеряв своей актуальности.
СОВЕТ
меняй себя, а не других
Это, кстати, то, чем мы сейчас занимаемся: прежде всего, нам нужно познать самих себя. И если нам не нравятся чьи-то поступки, надо себя изменить, а не других людей.
«Семь мудрецов» – особо чтимые древнегреческие политики и общественные деятели, мыслители VII–VI веков до н. э., авторы сентенций о мудрой и правильной жизни. Древние источники приводят различные комбинации имён, и не обязательно их было семь. Так, например, у греков считалось, что это были Фалес, Солон, Питтак, Биант, Клеобул, Периандр и Хилон. А согласно списку Диогена Лаэртского, ими были Акусилай, Анаксагор, Анахарсис, Аристодем, Лас, Леофант, Лин, Орфей, Памфил, Писистрат, Пифагор, Ферекид, Эпименид, Эпихарм.
Но, скорее всего, это собирательный образ мудрого человека, владеющего народным фольклором, притчами, пословицами, поговорками, как у нас – Козьма Прутков. Но как появилась легенда об их существовании? Вот история, которая дошла до наших дней.
Около города Милета рыбаки ловили рыбу. Подошел богатый человек, купил их улов, но попросил наловить еще. Рыбаки взяли деньги, и обещали отдать все, что попадется в этот закинутый невод. Но вместо рыбы они вытащили из моря золотой треножник. Богатый человек хотел взять треножник, но рыбаки отказались. Они говорили, что продают рыбу, а не золото. Стали спорить и послали спросить у оракула, кому надо отдать треножник. Пифия сказал: надо отдать треножник мудрейшему из греков. Тогда все жители Милета сказали, что надо отдать Фалесу. Послали треножник Фалесу. Но тот сказал: «Я не мудрее всех. Много есть людей мудрее меня». И не взял треножника. Тогда послали к Солону, и тот отказался, и третий отказался. И таких нашлось 7 человек. Все они не считали себя мудрыми, за то их и прозвали мудрецами. Кстати, Фалесу принадлежит известный афоризм – «Познай самого себя». А другому мудрецу – Солону: «Жизни конец наблюдай». Для того чтобы понять смысл афоризма Солона, я расскажу историю про него.
Солон (640–559 г.г. до н. э.) был родоначальником современной демократии. Он отказался единолично править Афинами, объяснив своё решение тем, что «это место трудно оставить, да и для государства тирания может стать злом». Видеть Солона правителем соглашались и бедные и богатые. Бедняки считали его справедливым человеком и надеялись, что он проведёт нужные реформы с отменой долгов и возвращением земли. Богатые знали, что он человек осторожный, состоятельный и порядочный. Он писал про себя: «Быть я богатым хочу, но нечестно владеть не желаю. Этим богатствам позже час для расплаты придет».
Солона избрали архонтом (одним из девяти влиятельных должностных лиц, управлявших делами государства) и поручили быть посредником между разными партиями, наделив правом создавать новые законы и отменять или сохранять старые. Солон решительно провёл реформы, сочетая по его словам «силу со справедливостью» и сохраняя по возможности старые учреждения: «Если в государстве перевернуть всё вверх дном, то потом не хватит сил поставить всё на место». Когда его позже спросили, действительно ли сочинил лучшие законы для афинян, он ответил: «Да, самые лучшие из тех, какие они могли принять».
Прежде всего, Солон отменил все долговые обязательства и этим предотвратил восстание бедняков, на землях которых стояли столбы с указанием суммы долга и срока уплаты. Солон распорядился убрать эти столбы, чтобы крестьяне могли сами распоряжаться своим урожаем. Он не только запретил в будущем обращать афинских граждан в рабство за долги, но и приказал разыскать проданных за долги за границу, а потом выкупить их за счёт государства. Солон зачастую обращался к гражданам Афин в стихах: «Земля, с которой снял тогда столбов я много долговых, рабыня прежде, ныне же свободная…».
Не все бедняки радовались новому закону – были и такие, кто считал его недостаточным, ждал раздела земли поровну, но Солону верили. Вскоре он оправдал доверие народа, отменив старинные законы Драконта (Драконовские законы), по которым даже самое незначительное преступление каралось смертью. Затем Солон разделил всех граждан Афин на четыре разряда по их доходу. Первые три разряда несли службу в сухопутных войсках и могли занимать государственные должности. Бедняки имели право участвовать в судах и в народном собрании. У них не было денег, чтобы приобрести оружие, поэтому они служили, в основном, гребцами на кораблях. Солон вменил в обязанность наблюдательному совету (Ареопагу) определять, на какие средства живет каждый гражданин, и наказывать бездельников.
Высшей законодательной властью в Афинах Солон сделал народное собрание. Одному из старых государственных учреждений он поручил наблюдать за выполнением законов. Чтобы в государстве не было нищих, он придумал закон, по которому сын не мог кормить престарелого отца, если тот не выучил его ремеслу. Его законы должны были действовать сто лет. Они были написаны на деревянных таблицах, заключенных в четырехугольники и могли для удобства поворачиваться. Солон решил уехать из Афин на десять лет, чтобы граждане привыкли к новым законам. Он заставил их поклясться, что они ничего не будут менять в законодательстве до его возвращения.
Солон отправился путешествовать, м однажды попал к богатому царю Крезу. Тот его угостил, а после трапезы повел в свою сокровищницу. Открывал сундуки, наполненные золотом. И спросил Солона: «Скажи, ты много видел людей, кого мог бы назвать самыми счастливыми?» Солон недолго думая, ответил: «Афинянин Телл. Он воспитал двух сыновей, сражался за родину и погиб, защищая ее, а для грека это большая честь».
Крез был очень недоволен. И он спросил Солона: «Кто же самый счастливейший после Телла?», совершенно уверенный, что уж по крайней мере, на втором месте Солон укажет его. Но Солон сказал: «После Телла самые счастливые – Клеобис и Битон. Родом из Аргоса, они имели достаточно средств к жизни и к тому же отличались большой телесной силой. Помимо того, что оба были победителями на атлетических состязаниях, о них рассказывают ещё вот что. У аргосцев есть празднество в честь Геры Аргосской. Их мать (жрицу богини) нужно было обязательно привезти на повозке в святилище богини. Однако быки их не успели вернуться с поля. Медлить нельзя было, и юноши сами впряглись в ярмо и потащили повозку, в которой ехала их мать. 45 стадий пробежали они и прибыли в святилище. После этого подвига, совершённого на глазах у всего собравшегося на праздник народа, им суждена была прекрасная кончина. И божество дало ясно этим понять, что смерть для людей лучше, чем жизнь. Аргосцы, обступив юношей, восхваляли их силу, а женщины – их мать за то, что она обрела таких сыновей. Мать же, возрадовавшись подвигу сыновей и народной молве о них, стала перед кумиром богини и взмолилась: «Ты видела, какой подвиг совершили мои сыновья? В результате твой праздник не был сорван! Сделай их самыми счастливыми людьми!» После этой молитвы, жертвоприношения и пиршества юноши заснули в самом святилище, и во сне умерли. Аргосцы же велели поставить юношам статуи и посвятить в Дельфы за то, что они проявили высшую доблесть».
Крез, естественно, в гневе сказав Солону: «Гость из Афин! А моё счастье ты так ни во что не ставишь, что даже не считаешь меня наравне с этими простыми людьми?» Солон же объяснил Крезу, что человек – «лишь игрище случая». Владение великими богатствами и возможность повелевать множеством людей – еще не составляющие счастья. О нем можно говорить лишь тогда, когда будет всем точно известно, что жизнь Креза окончилась благополучно. По словам Солона, богач не счастливее бедняка, имеющего лишь дневное пропитание, если только счастье не сопутствует ему, и он до конца жизни не сохранит своего богатства. Поэтому многие даже обладатели сокровищ, несмотря на своё богатство, несчастливы, и, наоборот, много людей умеренного достатка счастливы. «Лишь тот, что постоянно обладает необходимым количеством благ, а затем счастливо окончит жизнь, тот, царь, в моих глазах, вправе называться счастливым» – подытожил Солон.
Крез остался равнодушным к нравоучения Солона, он назвал его глупцом, который пренебрегает счастьем настоящего момента. Однако в скором времени слова Солона подтвердились: на Креза стали сыпаться беды одно за другим. Сначала умер его любимый сын. А некоторое время спустя персы овладели Сардами – столицей Лидии. Пленного Креза персы отвели к своему царю Киру. Тот велел разжечь костер, чтобы сжечь противника. И Крез, уже стоя на костре, вспомнил ни мать, ни жену, а Солона, убеждавшего, что никого при жизни нельзя считать счастливым. Крича от боли, он трижды произнёс имя Солона: «Солон, ты был прав!» А ведь обычно в такие моменты зовут мать или Бога. А он – Солона! Кир очень заинтересовался: чье имя выкрикивает посланный на страшную казнь? И приказал переводчикам узнать у Креза, кого это он призывает. Несчастный Крез рассказал о мудреце, словам которого он не внял: «Я отдал бы все мои сокровища, лишь бы все владыки могли побеседовать с тем, кого я призываю». Заинтригованный Кир решил отменить казнь. И даже усадил рядом с собой, оказывая пленнику величайшую честь. Крез, наконец, понял, что счастье призрачно.
Так возник афоризм: «Жизни конец наблюдай». Поскольку он наиболее сложный, то без подробного рассказа о Солоне, Кире и Крезе его было бы трудно понять: почему надо жизни конец наблюдать? Но какое он имеет значение для вас? Возможно, вы в данную минуту чувствуете себя несчастными, но вы должны знать: может быть, это несчастье является предвестником большого счастья. Так работает этот афоризм.
СОВЕТ:
обвиняешь других – ругаешь себя
Афоризм «Познай самого себя» довольно понятный. Ведь люди, которые самих себя не знают, все свои недостатки переносят на партнера. Проекция своих худших качеств на другого человека называется «переносом». Как правило, когда человек ругает других, то тем самым он сам себе дает характеристику. Поэтому внимательно слушайте бранящегося крикуна – вы о нем много нового узнаете, потому что он говорит все время о себе.
СОВЕТ:
соблюдайте меру во всем
Мера в жизни очень важна. Если превышаешь меру, получаешь противоположность совершаемого действия. Например, образец скупца – это Плюшкин. Значит, когда человек превышает меру бережливости – она превращается в скупость. Щедрость – это полезное качество, но если превышает меру, то превращается в расточительность. Мера превыше всего – это очень полезный девиз.
Итак, закон перехода в количественных изменений в качественные показывает путь, по которому идет развитие. Перешел на новое качество – начинаешь заниматься новым интересным делом.
Закон противоречия
Этот закон показывает нам, откуда берется сила для развития. Противоречие может быть между формой и содержанием. Например, основное противоречие у больных неврозом – это нестыковка между потреблением, желанием и возможностью удовлетворить свои потребности. Нам же все время говорят в рекламе: покупайте-покупайте. Хочется купить, а не на что. Но некоторые находят выход: начинают больше зарабатывать и, соответственно, покупать. Или, может быть, умеряют свои потребности, если они в принципе неосуществимы. Если, к примеру, не хочет женщина жить со мной – что я могу сделать? Можно, конечно, что-то попробовать предпринять, но, в крайнем случае, надо смириться. А иначе тебя всего раздирать будет от возникающих парадоксов. Например, всегда найдутся противоречия между братской любовью и эгоизмом. С одной стороны – ближнего своего надо любить, как самого себя, и в то же время надо добиться своего, а чтобы добиться своего, надо потеснить всех конкурентов, в первую очередь – ближних. Когда разрешается это противоречие, человек развивается.
ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ
О ПРОТИВОРЕЧИЯХ МЕЖДУ ЖЕЛАНИЯМИ И ВОЗМОЖНОСТЯМИ
Иногда, человек, раздираемый противоречием между своими желаниями и возможностями, может сделать подлость. У меня был такой случай. У нас освобождалось место заведующего клиникой. На него претендовали два человека. Один из них был я, второй – мой друг Б. Мы были на одной должности – ординаторов, и у нас до сих пор, кстати, считают, что больше прав имел на эту должность я. У меня были лучшие показатели, я же был отличник здравоохранения, имел правительственные награды, и обладал организационным опытом – все-таки был старшим врачом. А мой конкурент был простым ординатором. Но в один момент его поддерживал наш профессор, заведующий кафедрой. А меня поддерживали заместители главврача. Мои союзники мне говорили: «Ну, ты же знаешь, он ведет 5 больных, ты – 15. Он больше занимается снабжением клиники, он гипнотарий организовал, лечебные работы… Напиши телегу на него! Нам тогда легче тебя будет защищать».
Возникает противоречие. Конечно, хочется быть заведующим клиникой, но не хочется писать «телегу». Но выход можно найти из любого положения. Коллеги нас фактически стравливали, а мы с ним договорились. У него была мечта – стать главным психиатром области, а у меня – перейти на научную работу. Ни мне, ни ему эта клиника не была нужна. Для нас обоих это было как бы пройденным этапом. Я предлагаю: «Я не буду выступать против тебя, становись заведующим клиникой, но когда появится должность преподавателя кафедры, ты тогда не будешь идти против меня». Мы договорились. Он стал заведующим клиникой. Через какое-то время появилось нужное мне место. Я на него претендовал, но и мой конкурент вновь выразил желание сесть в освободившееся кресло. И руководитель хотел его, потому что преподаватель чуточку повыше заведующего клиникой: он консультирует другие больницы, но как врач подчиняется заведующему. Однако мой коллега выполнил свое слово, отказался от этого места. Так, ему удалось преодолеть возникшее противоречие. А если бы не сдержал слово – то мне хоть увольняйся. И это тоже противоречие между высокой квалификацией и преследованием заведующим кафедрой. Уволиться – это значит пойти в какую-то другую нишу, организацию, что не очень хорошо. Разве нужен заместитель такой квалификации главврачу? Нет, не нужен. Так нам удалось ликвидировать эти противоречия, и в итоге не затормозить мое развитие. Но надо всегда быстро принимать решения, конечно, потому что верное решение довольно часто поздно приходит. Можно же было и иначе сделать. Вот суть закона противоречия – волей не волей, а приходится развиваться.
Закон двойного отрицания
У любого явления или события есть начало и конец. Окончание чего-либо – это отрицание того, что было. Но не просто отрицание – а следующий этап развития. Например, зерно, посаженное в землю, прорастает, и появляется растение, само же зернышко исчезает. Растение растет-растет, и, наконец, выбрасывает колосс. Затем растение отмирает, а в колоссе остается зерно, но уже не одно, а 30–60 зерен. Благодаря такому закону можно всегда предвидеть, чем дело кончится.
Вы знаете, если что-то вошло в моду, то все начинают поддерживать новые тенденции. Но надо же понимать, что любое модное поветрие когда-нибудь закончится. Надо уметь хоть немного смотреть вперед. Вот взять, к примеру, историю дамских сапожек, которые якобы пришли к нам из модной Франции. На самом деле, еще в глубокой древности их «изобрели» в России, но отнеслись к ним скептически. У нас же большинство изобретателей часто отправляют куда подальше. Они уезжают за границу, но не за деньгами, как считают многие завистники, а за условиями для работы. Я тоже уезжал, меня интеллигенция к себе приглашала.
Я знал одно талантливого врача из Сибири, который долгое время был ассистентом. Хотя его уже давно пора было перевести в профессора, но конкуренты ему докторскую зажали. Он поехал в США. Там ему порекомендовали прочесть лекцию – и его сразу произвели в профессора. Так американцы отлавливают таланты. Раньше они переманивали наших специалистов. А сейчас гоняются за нашими студентами.
ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ
О НАЦИОНАЛЬНОЙ ГОРДОСТИ
Однажды мне задали вопрос из зала: «Вы говорили, что национальность не имеет значения, что, мол, обычно гордятся национальностью те люди, которым больше нечем гордиться». Да, правильно. Еще известный немецкий философ А. Шопенгауэр в книге «Афоризмы житейской мудрости» писал: «Самый дешевый вид гордости – гордость национальная. Ибо кто ею одержим, обнаруживает этим отсутствие в себе каких-либо индивидуальных качеств, которыми он мог бы гордиться, так как иначе ему незачем было бы хвастаться за то, что у него общее с миллионами. У кого есть выдающиеся личные достоинства, тот, напротив, всего яснее видит недостатки своей собственной нации, так как они постоянно у него на глазах. А всякий жалкий бедняга, у которого нет за душой ничего, чем он мог бы гордиться, хватается за последнее средство – гордиться той нацией, к какой именно он принадлежит: это дает ему опору, и вот он с благодарностью готов кулаком и пятой защищать все присущие этой нации недостатки и глупости». Действительно, чем гордиться, если этим качеством обладает несколько миллионов людей? Гордость спортивная или гордость самим собой – уже получше.
Гордость же за родину должна быть за что-то: если люди у нас живут лучше всех, нет разбоя, преступности, коррупции – тогда, конечно, можно даже зазнаться.
СОВЕТ
не стесняйтесь лениться – иногда полезно бездельничать
Лень – это хорошее качество. Лень – это когда тебя заставляют делать то, что тебе не нравится. Организм не приемлет – и ты начинаешь бездельничать. Но как только тебе что-то действительно понравилось, то заканчивается твое бездействие, и ты моментально начинаешь все делать быстро. Если чувствуете, что вам хочется сачковать, то переключайтесь на другую деятельность, найдите то, что вас интересует.
А вот апатия – это довольно тяжелый синдром психического заболевания. Крутишься-крутишься, ничего не получается – и возникает апатия, все валится из рук, вообще ничего не хочется делать. Вот с ней надо бороться.
Между прочим, если знать действие закона философии двойного отрицания, то станет ясно, почему у многих в жизни не получается все время гладко. Развитие – это когда периодически у тебя количественные отношения таковы, что переходят в другое качество. Например, ты попадаешь в новое место, а там другие и люди, и условия, к которым ты еще не привык. Действует закон противоречия, который со временем преодолевается. Потом переходишь на более высокий уровень, но снова появляется что-то такое, что может раздражать и вызывать неприятие. Еще известный американский психолог Маслоу говорил, что жалобам конца не будет, но по их уровню можно судить об уровне потребностей. К примеру, человек жалуется на отсутствие авто – это одно, а если он желает гараж, то это совсем другой уровень.
Кстати, сейчас очень многие цитируют его «Лестницу потребностей». И чтобы понять суть потребностей, нам вновь помогают знания философии. Так, когда растение растет, то друг за другом появляются сначала корни, потом – ветки, а на последнем этапе – цветы. А если растение или человек начинают «цвести» раньше времени, то весь организм гибнет. Поэтому всегда вначале идут низшие потребности. Когда-то я их тоже изучал. Их семь.
1. Потребности физиологические – это первоочередная нужда человека в пище: голод не дает думать ни о чем, кроме того как насытиться.
2. Потребность безопасности – желание ощущать защищенность. При недостаточном удовлетворении этого условия, человек углубляется в создание уюта дома и на работе. Он боится перемен и хочет постоянства, боится мира и людей.
3. Сексуальная потребность: удовлетворение этой потребности – одна из основ счастья человека. Она проявляется уже в подростковом возрасте, если, конечно, первые потребности в норме. Но часто люди насыщают потребность в еде и безопасности с помощью других людей – и тут может возникать ряд проблем.
4. На четверном уровне человека настигает потребность в любви – каждому необходима своя ячейка общества, родные и любимые люди, которые ценят и принимают тебя таким, каков ты есть. Человек без семьи страдает от одиночества и тревожности.
5. Для человека важно быть уверенным в себе, это обеспечивает реализация потребности в признании, которая делится на два уровня – потребность в осознании своей важности и могущественности и жажда престижа. Если человек теряет уверенность в себе, он ощущает унижение, потерянность, что очень плохо отражается на здоровье. Он становится зависим от чужого мнения, особенно если оно является основой самооценки.
6. Потребность в понимании и познании – это тяга человека к новой информации. Эта потребность не столь выразительна, как другие, и ее неудовлетворение также сразу не проявляется, но может привести к большим бедам. Так, например, если интеллектуально развитый человек занимается скучной работой, которая не развивает его способностей и не удовлетворяет потребность в новых знаниях, рано или поздно он заболеет или случится нервный кризис.
7. Реализацию заложенных в человеке способностей Маслоу называл самоактуализацией. Потребность в самоактуализации помогает человеку понять, что он занимается не своим делом, не предназначенным именно ему. И человек начинает искать свой путь, ведь музыкант должен создавать песни, художник – картины и т. д. Самоактуализацию можно удовлетворять, когда утолены все остальные потребности. Ведь когда кушать хочется, тебе не до самоактуализации.
И если вы часто не удовлетворены собой и своей жизнью, то подумайте, где вы нарушаете эти законы.
Причина и следствие
Эта философская категория отражает одну из форм всеобщей связи и взаимодействия явлений. Причина – явление/действие, которое определяет, изменяет и производит, или влечет за собой другое явление/действие. Последнее называется следствием.
ПРИМЕР
Камень весит на веревке. Я подхожу и обрезаю веревку – камень падает. Что является причиной падения камня? Есть такая точка зрения, что удельный вес камня больше удельного веса воздуха, поэтому камень падает. Но причиной, конечно, является то, что я перерезал веревку.
Ситуация другая. Камень висит на веревке, та немножко подгнила, потом подул ветер, и камень упал. Что является причиной в этом случае? Гниение веревки. То, что подул ветер, – это всего лишь повод. А многие довольно часто путают повод с причиной. Помните: причина всегда находится где-то внутри.
Следующая ситуация: камень упадет при условии, если будет действовать закон всемирного тяготения.
«Post hoc, ergo propter hoc» – это латинское выражение означающее «после этого, значит вследствие этого». Этот термин относится к риторической ошибке, заявляющей, что два события произошли в последовательности, предшествующее событие вызвало последующее событие. Довольно часто и здесь возникает путаница. Думаю, часто мы не знаем причину, а боремся со следствием. В медицине это особенно важно, потому что доктору надо найти причину болезни, чтобы вылечить больного. И когда ты найдешь причину – ты применяешь то лечение, которое помогает. А если лечение не помогает, значит, тебе либо неправильно поставили диагноз, либо назначили не то лекарство. Хотя, что касается медицины, то тут есть ряд сложностей. Я, может быть, выписал правильное лекарство, а пациенту в аптеке впарили другое, лучше разрекламированное – попробуй разберись, что ему поможет. Хорошо, я в последние годы не назначал лекарства. Психотерапия – это не та дисциплина, где нужны медикаменты. Более того, в психотерапии лекарства обычно вообще вредны. Кстати, тяжело работать с больными, которые умоляют выписать им какие-нибудь таблеточки. А они не очень-то и нужны в некоторых случаях.
ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ
О ПРИЧИНАХ НЕПРАВИЛЬНОГО ЛЕЧЕНИЯ