bannerbanner
Вера Дулова. Воспоминания. Статьи. Документы
Вера Дулова. Воспоминания. Статьи. Документы

Полная версия

Вера Дулова. Воспоминания. Статьи. Документы

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
5 из 5

Как каждый выпускник Парижской консерватории, я думала, что самое трудное осталось позади. Хотя Пьер Жаме и поздравил меня с единогласно присуждённой мне первой премией, которую я получила в 15 лет, он добавил: «Через десять лет ты будешь хорошо играть». Какая прозорливость! Всё, что от меня требовалось, это работать, но я не знала, как достичь результата, куда направить мои усилия. Всё было словно в тумане. В итоге на многие мои вопросы я получила ответ на Израильском конкурсе. Каждое утро в 7.30 я слышала, как «Русские» разыгрывались: медленно, словно танцоры, разогревавшиеся у станка, начиная с деми-плие, плие, батман-тандю и постепенно переходя к более сложным упражнениям. Я была поражена таким терпением и упорством. Если и был какой-то способ стать виртуозом, определённо это он и был.

В то время у меня была привычка всё играть очень быстро, не заботясь о состоянии моих мускулов, связок и даже кожи на пальцах. Организованная, методичная подготовка русских участниц конкурса всколыхнула воспоминания о занятиях с Пьером Жаме, чьим советам я никогда не следовала. Я убедила себя, что эти скучные упражнения были предназначены для менее способных учеников!

Вернувшись в Париж, я с жадностью набросилась на все те этюды, которые «спали» в библиотеке моей матери (она была ученицей Марселя Турнье). С того момента Метод [Виктора] Кёра стал моей Библией, а упражнения [Эдмона] Ларивье – моими ежедневными молитвами. Так я начала становиться более дисциплинированной в своих занятиях. Прошли месяцы, я приобрела хорошую технику и благодаря этому стала чувствовать себя более свободно как исполнитель.

Мадам Дулова оставалась для меня идеалом успешной женщины в своём искусстве (моим идеалом среди мужчин был Пьер Жаме). Она была солисткой во всех смыслах этого слова. Она давала сольные концерты, играла концерты с оркестром, была солисткой оркестра Большого театра, делилась своим опытом как педагог. Как я могла не мечтать стать такой же? Она была совершенной артисткой.

Когда я впервые была приглашена сидеть за одним столом с мадам Дуловой в качестве члена жюри международного конкурса, я не могла скрыть своей гордости. Внезапно та, кто была судьёй для меня, стала моим сообщником в решении судеб других молодых музыкантов. Я удвоила своё внимание, чтобы не допустить ошибок в решениях. Эта особая возможность совершенствоваться как члену жюри рядом с ней ещё много раз предоставилась мне – в Англии, США, Франции, и каждый раз я чему-то училась у неё.

Мне бы хотелось также сказать о взаимном доверии, восхищении и симпатии, которые я наблюдала в отношениях между многими великими артистами арфового мира. Я не могу перечислить всех, но назову Фиа Бергхаут, Пьера Жаме, Марселя Гранжани, Никанора Сабалету и многих других. Их отличала глубокая доброта и забота о том, чтобы арфа заняла достойное место в мире. Они прививали нам любовь к музыке. Это было время уважения и дружбы между арфистами. Мы были верны этим выдающимся людям. Это отношение, как мне кажется, изменилось у многих современных молодых музыкантов. Теперь считается, что педагог должен чудесным образом сделать так, чтобы ученик хорошо играл без труда – разве что совсем небольшого.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Покровская Н. Н. История исполнительства на арфе. Новосибирск, 1994. С. 84.

2

Дулова В. Г. Искусство игры на арфе. 2-е изд. М.; Edinburg, 2013. С. 263-264.

3

Rensch R. Harps & Harpists. Bloomington and Indianapolis, 1988. 329 p.

4

Капустин М. Д. Вера Дулова. Творческий портрет. М., 1981. 32 с.

5

Амусьева О., Москвитина Э. Вера Дулова и искусство XX века. М., 2017. 188 с.

6

Дулова В. Г. Искусство игры на арфе. М., 1975. С. 187-210.

7

Дулова Е. В., Морозов Б. Н. Для памяти минувших дней. Дуловы. Зографы. Мемуары, дневники, письма. М., 2016. 415 с.

8

Там же. С. 335.

9

Советский артист. 1966. 18 ноября. Цит. по: Дулова В. Г. Искусство игры на арфе. 2-е изд. С. 254.

10

Парфёнов Н. Г. Техника игры на арфе. Метод проф. А. И. Слепушкина. М., 1927. 49 с.

11

Метод М. А. Корчинской на основе записей Карен Ворн изложен в книге: Шамеева Н. Х. Мария Корчинская из истории арфового искусства. М., 2021. С. 88-102.

12

Дулова В. Г. Искусство игры на арфе. 2-е изд. С. 29.

13

Дулова В. Г. Искусство игры на арфе. 2-е изд. С. 189-190.

14

Там же. С. 190

15

Дулова В. Г. Искусство игры на арфе. 2-е изд. С. 186.

16

Парфёнов Н. Г. Техника игры на арфе. Метод проф. А. И. Слепушкина. С. 24.

17

Дулова В. Г. Искусство игры на арфе. 2-е изд. С. 191.

18

Там же. С. 191-192.

19

Там же. С. 192.

20

Genlis S. F., comtesse de. Nouvelle methode pour apprendre a jouer de la harpe en moins de six mois de lemons. Geneve, 1974. 65 p. (Reimpression de 1’edition de Paris, 1811)

21

Рубин М. А. Школа начального обучения игры на арфе. М., 1977. С. 31.

22

Цабель А. Г. Слово к господам Композиторам по поводу практического применения арфы в оркестре. СПБ., 1899. С. 21.

23

Дулова В. Г. Искусство игры на арфе. 2-е изд. С. 189.

24

Амусьева О., Москвитина Э. Вера Дулова и арфовое искусство XX века. С. 150.

25

Дулова В. Г. Искусство игры на арфе. 2-е изд. С. 192.

26

Беседы о педагогике и исполнительстве. Вып. 3. М., 1996. 74 с.

27

Беседы о педагогике и исполнительстве. Вып. 3. С. 48.

28

Произведения для арфы: из библиотеки Веры Георгиевны Дуловой / сост. и ред. Н. Х. Шамеевой. Выпуск 1. М., 2021. 71 с.

29

Lampert N. Maria Korcinska. A Sketch: Manuscript. London, 2015. 45 p.

30

Беседы о педагогике и исполнительстве. Вып. 3. С. 50.

31

Цит. по: Дулова В. Г. Искусство игры на арфе. 2-е изд. С. 88.

32

Цит. по: там же. С. 87.

33

Полтарева В. Творческий путь К. А. Эрдели. Львов, 1959. С. 76.

34

Дулова В. Г. Искусство игры на арфе. 2-е изд. С. 195.

35

Амусьева О., Москвитина Э. Вера Дулова и арфовое искусство XX века. С. 149.

36

Беседы о педагогике и исполнительстве. Вып. 3. С. 50.

37

Капустин М. Д. Вера Дулова. Творческий портрет. С. 32.

38

Письма с воспоминаниями даны в порядке их поступления.

39

Сьюзен Макдональд – лауреат первого международного конкурса арфистов в Израиле (1959), организатор и артистический директор Международного арфового конкурса в США (Блумингтон), организатор и артистический директор международного арфового конгресса, член жюри международных арфовых конкурсов.

40

Здесь и далее в этой главе текст от автора-составителя даётся курсивом. Переводы с иностранных языков сделаны мною (кроме оговоренных случаев) и заключены в квадратные скобки. – Н. Х.

41

Здесь и далее перевод с английского автора-составителя.

42

A Tribute to Vera Dulova. Part II // World Harp Congress Review. Fall 2000. Volume VII. No 3. P. 10-13.

43

Natalia Shameeva. A Creative Portrate // World Harp Congress Review. Spring 2000. Volume VII. No. 2. P. 5-6. Этот и следующий мой очерк я переводить не стала, так как написанный мною творческий портрет есть в книге Веры Дуловой «Искусство игры на арфе» (1974, 2013), а личные воспоминания приведены в этой книге.

44

Natalia Shameeva. Personal Memories of Vera Dulova // World Harp Congress Review. Spring 2000. Volume VII. No. 2. P. 6.

45

Catherine Mishel. Personal Memories of Vera Dulova // World Harp Congress Review. Spring 2000. Volume VII. No. 2. P. 6-9.

46

Катрин Мишель – лауреат международных конкурсов, солистка оркестра Гранд Опера, концертная исполнительница, выпустившая большое количество компакт дисков, член жюри многих международных конкурсов, востребованный педагог.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
5 из 5