Полная версия
Заметки о древних и современных этносах
Хара-Хула, принявший титул хунтайджи («великий вождь») до 1619 г. не вступал в контакты с русскими властями. Постепенно подчинив ойратские племена, он возглавил их борьбу против государства Алтын-ханов. Стремясь обезопасить свои тылы, Хара-Хула отправил посольство в Москву и попросился в русское подданство. В результате Михаил Федорович отказался участвовать в совместном походе с Алтын-ханом против Хара-Хулы и вручил послам последнего грамоту о принятии ойратов в русское подданство. После этого началась война между ойратами и Алтын-ханом, в которой Хара-Хула потерпел поражение.
В первой четверти XVII в. ойраты мигрировали на юг, в пределы Алтайского края. Умер Хара-Хула около 1635 г.
Экспансия Джунгарского ханства и его разгром
Усиливавшаяся Джунгария столкнулась с Казахским ханством. Начались взаимные набеги. В 1635 г. казахи потерпели поражение и в плен к джунгарам попал султан Жангир, сын хана Ишима (Есима). После заключения договора о мире с джунгарами он был отпущен из плена, однако по возвращению в свои кочевья продолжил беспокоить пограничные улусы Джунгарского ханства.
В 1638 г. в Джунгарию вторгся бухарский полководец Абдушукур с 38-тыс. узбекским войском. Хошоутский нойон Галдама вышел ему навстречу с 3000 воинов и разбил наголову.
В 1640 г. первый джунгарский хан (1634—1653) Батур-хунтайджи (Эрдэни-Батур) (? -1653), представитель рода чорос, провел общемонгольский съезд, участие в котором приняли участие представители всех ойратских и халха-монгольских ханских и княжеских родов, от междуречья Яика и Волги до Западной Монголии и Джунгарии. На съезде было принято Степное Уложение, установившее единые законы для всех ойратских владений и определившее буддизм школы гелуг в качестве единой религии.
Влияние Батур-хунтайджи распространялось не только на собственно Джунгарию (Западную Монголию) и долину верхнего течения р. Или, но и на Хакасию, три казахских жуза (Южный и Западный Казахстан), Восточный Туркестан, Среднюю Азию, Монголию, Калмыцкое ханство (Южная Сибирь, Северный Казахстан, Юг современной России, Северный Кавказ) и Кукунорское (Хошутское) ханство (Тибет, Северный Китай и Северная Индия).
В 1643 г. казахи во главе с Жангир-ханом и Жалантос-батыром одержали победу над армией Эрдэни-Батура в Орбулакской битве. Первоначально джунгарам в одном из ущелий у реки Орбулак противостоял Жангир-хан с отрядом из 600 воинов, вооруженных ружьями. Затем на помощь Жангиру пришли 2 тыс. кыргызов и 20-тыс. войско бухарского эмира Жалантоса.
В 1652г. казахи потерпели поражение и были вынуждены покинуть предгорья Алатау, занятые джунгарскими кочевьями.
В 1667 г. джунгары ликвидировали государство Алтан-ханов.
После смерти Батур-хунтайджи между его наследниками шла борьба за власть. В 1678 г. хан Галдан-Бошокту (детство и юность провел в Тибете, где был пострижен в монахи. Став ханом, он, следуя монашескому обету, брил голову), упрочив свою власть над ойратскими владениями, начал завоевательные походы в Казахстан, Среднюю Азию и Восточный Туркестан. Сын Жангир-хана – Тауке-хан (1680—1715) – не смог остановить джунгаров и в 1681 г. войска Галдана перешли реку Шу. В результате походов 1683—1684 гг. был взят и разрушен г. Сайрам. В 1683 г. джунгарская армия под командованием Цэван-Рабдана дошла до Ташкента и Сырдарьи, разбив два казахских войска. В 1690г. желая присоединить к Джунгарии Восточную Монголию Галдан-хан вступил в военное столкновение с цинским Китаем. В 1696г. он потерпел поражение на Тэрэлже, что в значительной степени было обусловлено выступлением против Галдана его племянника Цэван-Рабдана, ставшего новым правителем ханства (1697—1727). В 1698 г. войска Цэван-Рабдана, в очередной раз разгромили казахов и совершили поход до Тенгиза и Туркестана.
В 1710 г. джунгары разорили российский Бикатунский острог, который пытались основать на землях Джунгарского ханства российские войска. В 1715 г. джунгары снова начали военные действия против империи Цин, и захватили Хами. В феврале-апреле 1716 г. по указанию ойратского хана Галдан-Церена ойратами был разгромлен российский отряд полковника И. Д. Бухгольца, который по указам Петра Первого пытался основать на территории Джунгарского ханства Ямышевскую крепость. Ямышевская крепость была срыта, отряд Бухгольца, потеряв убитыми и пленными 2300 человек, был вынужден отойти на российскую территорию и на окраине Джунгарского ханства вместо Ямышевской крепости основать новый опорный пункт – крепость Омск.
В 1716 г. 6-тысячный корпус ойратов совершил рейд в Тибет через труднопроходимые хребты Куньлуня и разгромил там цинские войска, заняв Лхасу. В 1717 г. джунгары в районе Нагчу дали отпор цинской армии, попытавшейся вытеснить их из Тибета.
В 1718 г. джунгары нанесли поражение казахам близ реки Аягоз. В том же году джунгары разбили казахское войско на реке Арыс. Кроме джунгар, казахам приходилось отбивать набеги башкир, бухарцев, кокандцев и хивинцев.
В 1720 г. цинские войска вытеснили джунгар и вернули Тибет под контроль империи, но на территории самой Джунгарии продолжали терпеть поражения. После заключения мирного договора с Китаем джунгары возобновили свои походы в казахские улусы. В 1723 г. казахи потеряли обширные территории в районе Семиречья и уступили ойратам Ташкент и Туркестан. Зависимость от джунгар признали также Ходжент и Самарканд. В 1725 г. джунгары разгромили каракалпаков.
1723г. вошел в историю Казахстана, как «Год великого бедствия» (Ақтабан Шұбырынды).
В 1729—1737 гг. преемник Цэван-Рабдана Галдан-Цэрэн, пытаясь отвоевать у маньчжуров Халха-Монголию, вёл войну против цинского Китая. Ни одна из сторон не смогла нанести решающего поражения другой и в 1739 г. Галдан заключил мир с цинским Китаем на выгодных для себя условиях.
В 1728г. казахи одержали победу над джунгарами в местности Кара-Сиыр на берегу реки Буланты, после битвы названной Калмак-Крылган. В 1730 г. произошла битва в местности Анракай (Анракайская битва) (Аңырақай даласындағы айқас), где объединенное войско казахов во главе с Абулхаирханом нанесло поражение пограничному отряду джунгар. Однако после сражения между казахами произошел раскол и они не смогли воспользоваться плодами победы. В 1731г. казахи начали переговоры с Российской империей о присоединении к ней в целях защиты от джунгар. В 1735г. Абулхаир, хан Младшего Жуза принял подданство России. В 1740-е гг. по инициативе султана Абылая (позже – Абылай хан) формально принял протекторат России Средний жуз.
В 1734—1735 гг. джунгары установили власть над сырдарьинскими городами и Старшим жузом.
В феврале 1741 г. армия джунгар под командованием князя Септеня опустошила казахские кочевья на Ишиме и Тоболе, нанесла удар по родам Младшего жуза на Иргизе.
В 1742 г. джунгары дошли до Ташкента. Пытавшийся организовать им сопротивление на реке Ишим Абылай был захвачен в плен (был в плену до весны 1743г.). Нужно отметить, что Абылай находился в роли почетного пленника, хотя иногда на него надевали оковы. При нем находились слуги и даже наложницы. За время пленения Абылай успел выучить монгольский язык. Он был частым гостем у хунтайджи.
Средний жуз попал под власть джунгар.
В 1749 г. Лама-Доржи организовал заговор против Аджа-хана, который был убит и занял джунгарский престол. Спасаясь от преследований Лама-Доржи, племянник джунгарского хана Галдан-Цэрена (умер в 1745 г.) – Давачи и хойтский князь Амурсана бежали в 1751 г. из Джунгарии в казахские кочевья к Абылай-хану.
В ответ на отказ выдать беглецов в сентябре 1752 г. Лама-Доржи во главе 30-ти тысячной армии пошел в поход на Абылая и потерпел поражение.
Пока Лама-Доржи был в походе ханом Джунгарии объявил себя дербетский князь Иэмхэжаргал, сумев подчинить себе большую часть джунгарских улусов. Разбитый казахами Лама-Доржи не смог расправиться с соперником. В самом начале января 1753 г., казахско-ойратский отряд совершил рейд по Джунгарии и захватил в плен Лама-Доржи, который затем был казнен, а джунгарским ханом был провозглашен Давачи.
Давачи удалось расправиться с другими претендентами на джунгарский престол и на короткое время стать полноправным ханом. Однако, интересы бывших союзников: Давачи и Амурсаны, разошлись. Амурсана не получил той власти, на которую рассчитывал, а Аблай-хан поддерживал Давачи, как законного хана Джунгарии.
В начале 1754 г. Цинская империя начала готовить поход на Джунгарию. Ударный отряд цинов составили: 10 тыс. воинов из Халха-Монголии, 20 тыс. воинов из Южной Монголии, 10 тыс. знаменных маньчжурских войск, а также 10 тыс. китайских солдат, которые в основном оставлялись в гарнизонах и охраняли обозы с продовольствием. В августе 1754г. на сторону цинов с 4 тыс. своих сторонников, перешел Амурсана, получив от императора титул цин-вана.
Джунгарское ханство было разгромлено, 90% его населения уничтожено. Давачи с остатками своего войска бежал к границам казахских владений. Аблай-хан дал ему в подкрепление 3 тыс. воинов. В мае 1755 г. передовой отряд цинских войск под командованием Амурсаны, настиг хана в его ставке на реке Текес, одном из притоков Или. Давачи бежал, не приняв боя, но 8.07.1755 г. попал в плен. Это был конец Джунгарского ханства, которое 19.07.1755 г. было официально присоединено к Цинской империи.
Один сборный улус – около десяти тысяч зюнгаров, дербетов, хойтов под руководством нойона (князя) Шееренга (Церена) бежал в Россию, позже получив разрешение пройти до Волги в Калмыцкое ханство. Остатки некоторых улусов джунгар пробились в Афганистан, Бадахшан, Бухару и были приняты на военную службу тамошними правителями.
Ойратские воины участвовали на стороне казахов в казахо-цинской войне 1756—1757 гг., когда Абылай-хан, согласно мнению большинства современных казахских авторов, дважды нанес поражение цинским войскам: у горы Калмак-Толагай в Семиречье, а затем на реке Аягуз. После этих поражений, империя Цин заключила мир с казахским ханом [169].
Амурсана вскоре поднял мятеж против империи Цин, но потерпел поражение. В 1755—1758гг. казахские отряды воевали на стороне Амурсаны против китайско-маньчжурских войск в боях в Или, Тарбагатае и Хоргосе. Исходили казахские ханы при этом из положения, что «Лучше иметь на своих границах потерявшую былую мощь Джунгарию, чем Цинскую империю».
В январе 1771 г. ойраты-торгоуты (30909 семей, около 170—180 тыс. человек) решили откочевать с низовий Волги обратно в Джунгарию. Хан Младшего Жуза Нуралы, по распоряжению российских властей, отказался их пропускать, захватил множество женщин и детей. Ойраты прорвались, прошли до Балхаша, по пути потеряв много людей, захваченных казахами в плен. На стоянке у Балхаша ойраты были окружены войском Абылай-хана. После трехдневных переговоров, ойраты внезапно пошли в атаку и прорвали окружение.
В Джунгарию смогли пробиться только около 20 тыс. ойратов, которые были поселены цинскими властями на прежних джунгарских кочевьях. Остальные ойраты либо погибли в пути, либо попали в плен к казахам. Число пленных могло составлять до 100 тыс. человек. Большая часть из них стала рабами (возможно, со временем они стали свободными людьми). Часть из них, в основном, воины, стала толенгутами (толенгуты – ханская гвардия, лично преданная хану и не связанная родственными отношениями с другими казахскими родами. По происхождению толенгуты были из калмыков, джунгар, башкир, алтайских толенгутов и других племен). Абылай, например, имел 5 тыс. толенгутских хозяйств, около 25—30 тысяч человек, часть из которых входила в состав его армии. Таким образом, значительная часть современных казахов, может быть потомками ойратов.
1.12. Керексуров и оленных камней археологическая культура
Оленный камень 6, долина р. Хунуй [76, с.83, рис. 5]
Согласно данным исследования, опубликованного в 2018г. (Jeong et al., 2018) население культуры керексуров и оленных камней (Deer Stone-Khirigsuur Complex) показывает близость к людям из некрополя Шаманка на Байкале (ранний неолит и ранняя бронза) и палеоэскимосам (Саккак, Дорсет). Один образец показал близость к неолитическим охотникам-собирателям из пещеры Чёртовы ворота (Приморье) и еще один (мтДНК C4a1a+195 и Y-ДНК R1a1a1b2a2a-Z2123) генетически близок к индивидам карасукской культуры поздней бронзы [246].
По митохондриальной ДНК большая часть образцов из Хувсгел (культура керексуров и оленных камней) принадлежит к сибирским гаплогруппам A, B5b1, C4a, D4, D5, G2a и G3a. По Y-ДНК – к гаплогруппе Q1a. Один образец относится к митохондриальной гаплогруппе F2a. По одному образцу относятся к Y-хромосомным гаплогруппам N1a1-M178 и R1a1a1b2a2a-Z2123. У индивидов из Хувсгела не был обнаружен аллель толерантности к лактозе, то есть они не могли усваивать молоко [246].
У людей из пещеры Чёртовы Ворота выявлены мтДНК гаплогруппы D4m и Y-хромосомная гаплогруппа C2b-L1373 (ISOGG 2019) или C2a2-M217> MPB373/L1373 (ISOGG 2019) (один индивид) и как считают генетики, они имеют генетическое сходство с современными ульча [275].
В 2020г. международная группа палеогенетиков опубликовала новую статью по генофонду представителей культуры керексуров и оленных камней [245].
Средняя/поздняя бронза. Культура керексуров и оленных камней (Deer Stone-Khirigsuur Complex (DSKC)) – 14 мужчин и 8 женщин.
Мужчины (Y-хромосомные гаплогруппы + митохондриальные) – 1) Q1a2a1c (Q-L334; Q-L330) + D4; 2) N1c1a (N-M178) + U5a2d1; 3) Q1a2 (Q-L942; Q-M346) + F2a; 4) Q1a2a1 (Q-L54) + D4c1; 5) Q1a2a ((Q-L475; Q-L53) + A+152+16362; 6) Q1a2a1c (Q-L330) + C4a2c; 7) Q1a2 ((Q-L56; Q-M346) + n/d; Q1a1 (Q-Y706; Q-F1096) + G3a; 9) Q1a2a1c (Q-L334; Q-L330) + A+152+16362+16189; 10) Q1a (Q-M1117; Q-L472) + B5b1; 11) Q1a2a (Q-L475; Q-L53) + D4b1a2a; 12) R1a1a1b2a2a (R-Z2123) + C4a1a+195; 13) N1c1 (N-L395; N-M46) + T1a1; 14) J1a2b (J-P58) + D5a2a.
Женщины: D4j5, C4a1a+195, D5a2a, C4a2a1, C, C4a2c1, G2a, C4a1a1 [245].
Структура генофонда населения культуры керексуров и оленных камней (Y-хромосомная гаплогруппа): Q1a – 71,4%; N1c – 14,3%; R1a – 7,1%; J1a – 7,1%.
90,5% представителей культуры керексуров и оленных камней являются носителями восточноевразийских митохондриальных гаплогрупп, 9,5% – западноевразийских.
Несмотря на то, что генофонд населения культуры керексуров, в основном, представлен гаплогруппами, распространенными у монголоидного населения, в ряде работ отмечается, что в керексурах Монголии были захоронены люди европеоидного облика [204]. Также сообщается, что череп из могильника Улзыт III (Кяхтинский район, Бурятия) определен, как монголоидный и схожий с черепами из плиточных могил [205, с. 144]. Также имеются данные о метисированности части населения данной культуры [27].
А.Д.Цыбиктаров датирует культуру XIII в. до н. э. (начало поздней бронзы) – VI в. до н. э. (конец раннескифского времени) [206, с. 47).
Монгольские исследователи получили радиокарбоновые даты по трем керексурам, которые укладываются в период от XVII до X вв. до н.э. [221, с. 18].
Представители культуры керексуров и оленных камней «передвигались по степям на колесных повозках и владели большими стадами домашнего скота. Воины этих древних кочевых племен воевали на боевых колесницах и атаковали своих противников бронзовым оружием, луками и стрелами, копьями, клевцами и кинжалами» [203].
Для данной культуры характерны керексуры и оленные камни. Керексуры – грунтово-каменные курганные насыпи, заключенные в ограду разных форм (в виде круга, квадрата, прямоугольника, трапеции), и поминально-жертвенные сооружения, расположенные вокруг нее. У некоторых херексуров центральная насыпь соединяется с оградой каменными вымостками, дорожками и т. д.
Оленные камни – каменные стелы, на которых в условно-реалистической или орнаментально-декоративной манере изображены животные, оружие и украшения. Фигуры животных – как правило, оленей – выполнены в одной стилистической манере. Встречаются фигуры лошадей, кабанов, козлов, собак, пантер, других животных, иногда птиц. Оружие и украшения относятся к образцам эпохи поздней бронзы – карасукского круга.
Очагом «зарождения оленных камней является северо-восточная часть Хангайского хребта» [39, с.57].
Известно более 800 оленных камней, расположенных в степном поясе Евразии. Они распространены в горных долинах и степях Алтая, Тывы, Забайкалья, Монголии. Встречаются они Кыргызстане, Казахстане, Приуралье, на Северном Кавказе. Отдельные камни обнаружены на Балканах, в Иране и Центральной Европе.
Есть мнение, что оленные камни – это изображения воинов [115].
Использовались оленные камни в обрядах погребально-поминального характера. В более раннее время переиспользование таких стел было типично для каракольской, окуневской и чемурчекской культур Саяно-Алтая.
Памятники культуры керексуров и оленных камней имеют ярко выраженную колесничную символику: одни выполнены в форме тележного колеса, на других отчётливо видны элементы экипировки воина-возницы – загадочные коромыслообразные предметы, или, как и еще называют, «модели ярма».
Бронзовые аналоги этим предметам известны по материалам карасукской культуры и археологическим находкам в так называемых «чема кэнах» – ямах с колесницами и погребениями лошадей позднего иньского и раннего чжоусского Китая (X – VIII вв. до н. э). Он представляют собой бронзовую пластину, каждый конец которой оформлен в виде полукруглого крючка.
Культура керексуров и оленных камней сложилась где-то в районах Западной Монголии, а затем распространила свое влияние на территории Алтая, Тывы, Забайкалья, Восточного Туркестана, Восточной Монголии. Принято считать, что с ее военной активностью связано появление на вышеперечисленных территориях форм оружия карасукского типа.
По мнению А. Д. Цыбиктарова происхождение херексуров связано с центральноазиатским вариантом афанасьевской культуры, представленной такими памятниками, как Алтан-сандал и Шатар-чулуу в Монголии, Байдаг-Баары I, Кызыл-Хая и Хайыракан I в Туве [207]. В Прибайкалье и Забайкалье подобные памятники пока не обнаружены.
К.В.Чугунов истоки традиций культуры херексуров и пути их распространения связывает с южноуральским регионом и Синташтой, а также отмечает культурную взаимосвязь бегазы-дандыбаевских мавзолеев и керексуров (бегазы-дандыбаевская культурная общность охватывала Казахстан, Туву и Монголию). Он также отмечает, что керексуры наиболее близки погребальным памятникам монгун-тайгинской культуры Тувы [215]. Д.Г.Савинов относит культуру керексуров к одному культурному кругу с монгуй-тайгинской [167].
Дальнейшее развитие культуры херексуров связано с культурами скифского времени в Туве и на Алтае [51, с. 30—31; 134, C.84], и, вероятно, носители этой традиции приняли участие в формировании культуры и антропологического состава хунну [27].
По мнению Ю.С.Худякова, территории, занимаемые европеоидным населением культуры керексуров были завоеваны монголоидными кочевыми племенами культуры плиточных могил. В результате чего в западных районах Центральной Азии прежде единый этнический массив древних европеоидных номадов распался на отдельные кочевые племена культур раннего скифского времени. В конструкции погребальных сооружений раннескифских культур Саяно-Алтая и Тянь-Шаня сохранились элементы, которые восходят к конструктивным особенностям керексуров. Потомки древних европеоидных номадов, возводивших Херексуры и устанавливавших оленные камни, в скифское и хунно-сяньбийское время в китайских исторических сочинениях были известны под названием «ди» и «динлинов» [203]. С последним утверждением согласиться невозможно.
1.13. Кидани
Кидани времен империи Ляо. Фреска из гробницы принцессы Чень [97].
В статье [245] приведены гаплогруппы киданей (2 мужчин и женщины).
Мужчины (Y-хромосомная гаплогруппа + митохондриальная): 1) J2a2 (J-L581) + Y1a; 2) J2 (J-L212; J-M410) + D4c1b1.
Женщина F2a.
Структура генофонда киданей (Y-хромосомная гаплогруппа): J2 – 100%.
Все кидани являются носителями восточноевразийских митохондриальных гаплогрупп.
Общепринято считать киданей монголоязычным народом. Однако письменные источники киданей не расшифрованы, а их титулатура имеет, как монгольские, так и тюркские параллели.
Известны по китайским летописям с IV в. Постоянно воевали с тюрками и Китаем. В 907 г. создали империю Ляо, просуществовавшую до 1125 г. (уничтожена тунгусоязычными чжурчженями) Это было наиболее могущественное государство Восточной Азии, занимавшее территорию от Восточного Туркестана до Японского моря.
После поражения от чжурчжэней часть киданьской знати (ктаи, каракитаи) ушла в Среднюю Азию, где в районе рек Талас и Шу создала небольшое государство каракитаев – Западное Ляо (1124—1211).
В 1211 г. бежавшие от Чингисхана найманы пленили гурхана (правителя каракитаев). В 1218 г. их государство вошло в состав Монгольской империи. Ктаи есть среди узбеков, казахов, кыргызов, ногайцев, каракалпаков, башкир и других народов.
Существует предположение, опирающееся на исследоване древней митохондриальной ДНК останков, принадлежащих членам династии Елюй империи Ляо вблизи городов Чифен во Внутренней Монголии и Фусинь в провинции Ляонин Китая, что кидани генетически близки к даурам, северным китайцам и монголам, а также имели сходство с орочонами, бурятами и эвенками [284]. Данные по отцовскому генофонду дауров, не показывают родство киданей и дауров – генофонд дауров: O-M175 – 34%, С-M130 – 39,5%, N-M231 – 19,5%, D, J, K*, R – 7% [63]. Хотя J может быть наследием киданей.
Человек из кургана №28 некрополя Боз-Адыр на территории Тонского района Иссык-Кульской области Республики Кыргызстан. Автор А. Нечвалода [143].
Погребенный был ориентирован головой на север, что характерно для монголов. Однако, согласно датировке по ¹⁴С (1150—1218гг.), жил в домонгольский период. По историческим данным – это киданьский (каракиданьский) период истории данного региона.
Сравнительный анализ показал, что наиболее близок анализируемый череп к черепам забайкальских бурят. Сравнение с материалами тюркского времени (суммарная серия VI—XII вв. до н.э.) и монгольского времени (XIII—XIV вв. н.э.), показало наибольшую близость к серии черепов монгольского времени.
У человека определена Y-хромосомная гаплогруппа С2-Y12792 (степная или западная ветвь С2-М86) и митохондриальная гаплогруппа С4b1, которая в основном встречается у коренных жителей восточной Сибири и восточной Азии [143].
С2-М86 (С2b1a2a2 Y12792/F6379) – это ветвь гаплогруппы С2-М48, которая имеет высокие частоты у эвенков, эвенов, монголов (особенно, у ойратов), коряков, казахов и др. С-М86 обнаружена у японцев, айну.
1.14. Киммерийцы
Киммерийцы (ассирийское gimiri) по Геродоту населяли Причерноморье до скифов. В некоторых источниках приводится время их существования – 1000—500 гг. до н.э. и ареал обитания – Крым, Приазовье, Тамань, западные Предкавказье и Кавказ. По Геродоту, в VIII в. до н.э. киммерийцы, спасаясь от скифов, пришедших с востока, вторглись в Переднюю Азию [46, I 6, 15, 16, 103]. Другие источники эту информацию не подтверждают, а наоборот, свидетельствуют о лидерстве киммерийцев над скифами. В VII в. до н.э. киммерийцы и скифы были союзниками в Передней Азии. О столкновениях с киммерийцами упоминают ассирийцы и вавилоняне. К VI в. до н.э. киммерийцы исчезли. Память о киммерийцах сохранилась в Библии, в которой Гомер назван отцом Аскеназа [137].
Киммерийцы. Роспись на этрусской вазе VI в. до н. э. Копия с более старой греческой вазовой росписи [98]
С.В.Махортых (2008) полагает, что киммерийская культура сложилась на основе традиций белозерского и пострубного населения в степных просторах между Днепром и Предкавказьем в начале IX в. до н. э. Киммерийское общество, соответствующее, по его мнению, термину «военная демократия», «состояло из двух эндогамных племен, оставивших скорченные «черногоровские» и вытянутые «новочеркасские» погребения. Каждое племя включало четыре рода, различавшихся своим происхождением (от белозерцев или постсрубников)» [136].
В первой половине IX в. до н.э. часть киммерийского населения из-за ухудшения природно-климатических условий мигрировала из степей Северного Причерноморья в Карпато-Балканский регион, на Большую Венгерскую равнину, где в результате с частью местного населения, в первую очередь с женщинами, сформировался местный вариант киммерийской культуры, известный под названием культуры Мезёчат. Отсюда киммерийцы стали проникать в другие регионы Центральной и Западной Европы. «Кочевой или полукочевой образ жизни мезёчатского населения помогал распространению восточной идеологии и технических достижений киммерийцев (конский убор, предметы вооружения и инсигнии власти) далее на запад. Заимствование киммерийского вооружения и узды происходило как в результате мирных контактов с западной группой киммерийцев, так и в результате их военных набегов. О киммерийских грабительских набегах свидетельствуют поселения со следами разрушений и находками наконечников стрел киммерийского типа из Моравии и Нижней Австрии, а также, возможно, укрепленные поселки в западной Венгрии, юго-восточной Австрии и в Задунавье» [136, с.382—383].