bannerbanner
Места силы Русской Равнины. Том 1. Места силы 1–30
Места силы Русской Равнины. Том 1. Места силы 1–30

Полная версия

Места силы Русской Равнины. Том 1. Места силы 1–30

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 5

Чудесная липа в разные сезоны. Стволы этого одинокого дерева причудливо срослись. В левом нижнем углу правой фотографии можно разглядеть тропинку. След хороводных игр взрослых

людей?


Первым к дубу вернулся Леонид, увидел щуку и хлеб, восхитился и возопил: Адриан, Адриан, посмотри, какую рыбину послала нам Богородица! Прибежал Адриан. Увидав, что щука огромна, хлеб бел, а вечер прекрасен, он понял: зря они с Леонидом искали какое-то другое место, случившееся – явный знак того, что Бестуж привел их правильно.

Получить верный знак того, что ты нашел место силы, – очень важно. Отшельник не может позволить себе поселиться абы где. Надо найти участок земли с идеальным фэншуем для подвигов. Поэтому жития святых наполнены рассказами о том, как ищется то место, где надо остановиться, и о знамениях, которые получали странники. Это мог быть столп огня17, внезапно услышанный колокольный звон18 или найденная в лесу икона19. В таких местах останавливались, строили хижину, потом возникал монастырь. Адриану указал место ангел.


Неброский фэншуй Адриановой пустыни. Липа, которую так возлюбили язычники, стоит на спуске от монастыря к реке


Одна из основополагающих формул русского фэншуя звучит так: «Свято место пусто не бывает». Это значит, что все серьезные места силы давным-давно разведаны и используются. Так что пришелец на любом святом месте должен ожидать гонений со стороны туземцев. Люди ли стараются прогнать его или местные духи – сейчас не важно, но есть факт: отшельники постоянно вступают в конфликты с аборигенами или бесами. Иных святых отцов изгоняли20 (или только пытались изгнать21), других просто убивали.22 Даже в наши беззубые времена может возникнуть конфликт интересов вокруг сильного места.

Ныне монастырь, основанный Адрианом, возобновлен как женский. Монашки, конечно, не совсем понимают, с чем имеют дело, но одна из них между прочим сказала мне: все у нас хорошо, вот только есть нехорошие люди… И замолчала. С большим трудом удалось вытянуть из нее, что нехорошими она называет людей, которые устраивают странные радения практически прямо на территории монастыря. Дело в том, что между монастырскими строениями и рекой растет липа с множеством причудливо сросшихся стволов. Необычное дерево, от него идет такой мощный флюид, что моя собачка, натасканная на поиски мест силы, без раздумий легла и начала валяться под ним. А надо иметь в виду: мой песик – большой геомант, верный биолокатор, где попало валяться не станет. Так что нет ничего удивительного в том, что и люди, улавливая этот флюид, считают нужным поклоняться ощущаемой ими неведомой силе. Не видел, как они это делают, но видел: вокруг липы вытоптана дорожка в траве. Похоже, тут водят хороводы. Это так по-детски понятно.


Успенский монастырь Адриана Пошехонского.

Взгляд от языческой липы


В общем, ясно, что черноризец Бестуж позвал Адриана в место, скажем так, не совсем однозначное. И зов этот, как позже выяснилось, был довольно двусмысленным. Ибо – через десять лет после поселения Адриана на Вотхе, когда монастырь уже встал на ноги (Леонид к тому времени умер), случилось несчастье. В ночь с 5 на 6 марта 1550 года, в Великий пост, на обитель напали разбойники. Братию перебили, а Адриана пытали, требуя выдать деньги. Он в конце концов отдал сорок рублей, собранных монахами на построение церкви. Просил только, чтобы ему сохранили жизнь, отпустили в Комельский лес. Обещал никогда не возвращаться в Пошехонские места. Но разбойники вытащили его из избы и раздавили полозьями саней. Так завершился земной путь Адриана.

Виновные в нападении на монастырь вскоре были найдены. Это оказались не какие-нибудь язычники, а самые что ни на есть православные христиане: жители Белого села. Вдохновлял их поп Георгиевской церкви села Шигарши по прозвищу Косарь. Попались разбойники на ящике с красками, который Адриан некогда унес с собой, покидая Корнилиеву обитель. Один из нападавших позарился на непонятную штуковину. Но не знал, как применить ее в хозяйстве. При попытке это выяснить – а что бы это такое, слышь, могло быть? – дело и раскрылось.

А останки Адриана куда-то исчезли. Следственные органы не могли их обнаружить, как жестоко ни пытали бандитов. Удалось только выяснить, что тело было вывезено на рубеж сел Белого и Шигарши и спрятано. Разбойники собирались на следующий день сжечь его на костре, но, явившись наутро, тела не нашли. Куда оно делось? Только лет через 60 после описываемых событий это более или менее выяснилось. Обнаружились мощи. Однако до сих пор не все ясно в посмертной судьбе Адриана. Пожалуй, в ближайшие свободные дни я отправлюсь на место событий и постараюсь узнать что-то новое по этому делу23.

Второе – Двенадцать ключей


Сырая погода не позволила мне добраться (как я в прошлый раз обещал24) до того места силы в Ярославской области, где были явлены чудеса Адриана Пошехонского. Пока не позволила, позже я доберусь.25 Но зато я съездил в окрестности города Венева Тульской области. В Никольский Венев монастырь. Найти его просто: из Москвы надо ехать по Ростовскому шоссе прямо до левого поворота на город Венев. И там свернуть вправо, на Тулу. Битая дорога приведет к указателю на монастырь: еще раз направо и – вот уже его колокольня и церковь.


Венев монастырь


Основан он неизвестно когда и неизвестно кем. А уничтожен скорей всего в 1764 году, когда Екатерина Великая с большевистской принципиальностью разделалась с русским монашеством26. От монастыря остался только Николо-Успенский храм, построенный между 1696 и 1701 годами.

Сейчас монастырь возобновлен. На одном сайте я нашел фотографию его настоятельницы с замечательной подписью: «Настоятельница монастыря, монахиня Алексия, с козочкой редкой английской породы, фотографировавшейся с Патриархом Всея Руси Алексием». К сожалению, мне не удалось обнаружить фото патриарха с козочкой. Но и без оного козочка смотрится очень пикантно.

Местные жители говорят, что на кладбище около монастыря похоронен легендарный поручик Ржевский. Ну, положим, не сам поручик, а его прообраз: здешний помещик Сергей Семенович Ржевский. Но что, собственно, это меняет? Тело такого-то человека похоронено на таком-то кладбище, а дух его бродит среди живых. Виртуально присутствует в языке. Неподражаемый дискурс поручика: «Мышка? В жопу!? Орригинально!!!» В России трудно найти человека, который бы не был знаком с этим дурашливым малым, награжденным веселым посмертием. Рассказывают, что, уйдя в отставку и поселившись в своей деревне недалеко от Венёва монастыря, Сергей Ржевский не давал прохода монашкам. Не секса ради, а токмо для упражнения стихийного непотребства. Блажил. За это иные ханжи его порицают. Но ведь не порицают же юродивых, которые тоже сокрушали социальные нормы. Лично я верю: когда церковь, наконец, разберется в истинной природе шалостей этого скалозуба, он будет причислен к лику святых. Блаженный поручик Ржевский.


Николо-Успенский храм Венева монастыря


Гораздо трагичней история другого человека, лежащего в Венёве-монастыре. Князь Юрий (Георгий Смоленский) прожил бурную жизнь и пришел в монастырь жутким грешником. Потеряв Смоленск, он вскоре был принят на службу к великому князю московскому Василию Дмитриевичу и отправлен наместником в Торжок. Здесь он смертельно влюбился в жену князя Семена Вяземского Ульяну. Княгиня вовсе не была склонна к адюльтеру, и это мало-помалу довело несчастного Юрия до безобразного пароксизма. 21 декабря 1406 года, напившись пьян на пиру, он у всех на глазах зарезал князя Семена и тут же силой хотел овладеть его женой. Ульяна, защищаясь, ударила Юрия ножом. Тут уж князь совсем потерял человеческий облик: выхватил меч и изрубил бедную женщину в куски. Останки велел выбросить в реку Тверцу. После этого он уехал в Орду, но, мучимый, скажем так, совестью, вернулся, затворился в Венёве-монастыре, где вскоре заболел и умер 14 сентября 1407 года.


За речкой Веневкой Свиридово. Вид с горы,

из-под которой вытекают Двенадцать Ключей


Моральными мерками Божьих путей не измерить, хотя, конечно, можно пытаться навязывать Богу людскую мораль. Вот, пожалуйста: по человеческому разумению князь Юрий – изверг, каких очень редко рождает земля. А тем не менее он – святой. Правда, местночтимый, входит в Собор тульских угодников. И его жертва, благоверная княгиня Иулиания Вяземская, тоже святая – мученица, защитница целомудрия. И князь Симеон Вяземский стал местночтимым смоленским святым. Все три участника безобразной любовной истории оказались святыми. Это вовсе не потому, что какую-то светлую голову посетила такая богатая сюжетная идея. Просто в один зимний вечер 1406 года на пиру в Торжке случился немыслимый выплеск безумия, которое можно бы было назвать и священным. Прорыв трансцендентного в мир. А потом уже были последствия, которые люди определили как святость.


Православная купальня над потоком, текущим из языческого источника. Зримый символ двоеверия


Но будем иметь в виду: придуманной святости не бывает. Можно измыслить сколько угодно святых, можно, как орденами, награждать святостью самых достойных, но – если нет чудес, нет неизвестно откуда берущегося народного культа, никакой святости не получится. Получится лишь никому не нужное раздувание святцев, инфляция святости. Настоящая же святость – феномен сакральный, то есть – опасный для жизни, как радиация. Сакральное может помочь человеку, а может и уничтожить его. Та же Иулиания Вяземская, исцелившая многих, покалечила в 1598 году некоего дьякона, по недоумию решившего открыть ее могилу. Вырвавшееся из гробницы пламя опалило несчастного, как кабана. И только через два месяца, после усиленных молитв Иулиании, он поправился.


Ивы над источником увешаны ленточками. Люди таким образом привязывают себя к месту силы, подключаются к его энергетике. Но обычно осмысливают это как приношение природным духам. Или никак не осмысливают, но все-таки делают это приношение. На правой фотографии – интерьер купальни


Надо будет съездить в Торжок27, чтобы на месте разобраться, что там, собственно, произошло. А что касается Венева монастыря, то должен признаться: ничего особенно головокружительного я там не почувствовал. Правда, совсем рядом с монастырем, на берегу реки Осетр, есть пещеры, где когда-то спасались веневские старцы. Но входы в пещеры давно уже взорваны, и наблюсти там особенно нечего. Так сказал мне мужичек, занимавшийся обустройством какой-то могилки. «Ты вот лучше поезжай на Двенадцать ключей, – сказал он, – там есть что смотреть. От города Венева на Коломенскую Слободу и дальше к Свиридово. Там увидишь».

Мужик не соврал. Уже на подъезде туда чувствовалось что-то из ряда вон выходящее. Земля в этом месте как будто бы дыбится, запутывая рельеф, по которому навстречу друг другу, хитро петляя, текут одновременно несколько рек и ручьев. Собственно, Двенадцать ключей – это источник, бьющий из-под горки на левом берегу речки Веневки. Деревня Свиридово стоит на высоком правом берегу. Похоже, когда-то именно здесь Осетр сливался с Веневкой (теперь слияние происходит подальше). По крайней мере, старое русло большой реки, некогда протекавшей тут же, называется Сухим Осетром. Мыс, образуемый руслами Веневки и Сухого Осетра, подпирается горкой, под которой бьют Двенадцать ключей. Эта треугольная площадка – идеальное место для водного святилища. Оно всегда там и было. Да и поныне еще сюда приходят толпы поклонников. Ивы, над прудиком, в который стекают воды Двенадцати ключей, густо увешаны ленточками – обычное в наши дни приношение духам природы.


Площадка перед источником, которую образует река Веневка. Эта площадка очень напоминает площадку перед источником Двенадцати апостолов. которая описана в месте силы

«Урощище Жаровка» (Шестое)


Название Двенадцать ключей туземцы объясняют вполне мифологически. В 14-м веке в деревне Свиридово около Свиридовой горы жил крестьянин Свирид, у которого было 12 сыновей. Когда в 1380 году Дмитрий Донской собирал войска для Мамаева побоища, жребий выпал именно на них. И все они погибли на Куликовом поле. Причем младший был убит, защищая знамя. Когда князь Дмитрий узнал об этом, он велел за свой счет отправить тела героев на родину. И их похоронили на холме. А потом внизу забил источник.


Источник 12 ключей обихаживает поп Владимир (кажется, так его зовут) из Венева. Матерчатые приношения висят прямо над тем местом, где бьет родник


Думаю, архетипику двенадцати (братьев, месяцев, племен и т.д.) объяснять никому не надо, это и так должно быть прекрасно известно. И даже если Свирид с его сыновьями придуманы недавно – по мотивам каких-нибудь сказок или мультфильмов, – все равно в этом мифе отражаются определенные социально-психологические реалии. Вот только вопрос: почему двенадцати сыновьям Израилевым обетована земля, а все сыновья Свиридовы полегли на поле брани? Похоже, тут дает себя знать какая-то неизъяснимая русская самобытность. Концепт безысходности.


Река Веневка, купальня. Деревья вдали растут

по высокому берегу Сухого Осетра


Но, несмотря на всю эту мифологическую безысходность, ключи под горкой бьют исправно, и жизнь течет, презирая любые концепты. В ночь на Ивана Купалу на площадке у источника устраиваются впечатляющие игрища. «Бесовские угодия свершаются», – писал о купальских ночах игумен Памфил в 15-м веке. Поются «всескверные песни» – в духе поручика Ржевского. «И хребтам их виляние, и ногам их скакание и топтание, тут есть мужам и отрокам великое прельщение и падение, то есть на женское и девичье шатание блудливое воззрение, такоже и женам замужним беззаконное осквернение и девам растление». Это было при жизни Ульяны, Семена и Юрия, но и теперь мало что изменилось. Я и сам в таких играх участвовал. Очень приятно. И девушкам нравится28.

А попам почему-то не нравится. Они, конечно, не могут пока запретить купальские игры (как не могут запретить эстрадных «хребтами виляний» и «ногами скаканий»), но они на глазах у всего честного народа стараются христианизировать Двенадцать ключей. Поставили на месте силы купальню и каменный крест. Его, кстати, вырезал брат невинно убиенного эстрадного певца-патриота Игоря Талькова. К кресту привинчена табличка, из которой явствует, что на этом месте будет сооружена часовня в честь Двенадцати Апостолов.

Ну и причем тут апостолы? Нет, я не против попов, если они себя прилично ведут. Но эти тульские просто не понимают, что никакими Апостолами в Свиридово даже не пахнет. Что из того, что в округе бытует миф о двенадцати братьях? Святилище-то всегда было Купальским. В русской религии (двоеверии29, которое, собственно, и есть настоящее православие) исстари повелось совмещать культ Ивана Купалы с культом Иоанна Предтечи. Так сохраняется самая суть языческой веры. А тут вдруг апостолы. Почему же тогда не колена Израилевы?

Третье – Исток Оки

Почему такое-то место вдруг оказывается местом силы? Может быть, там под землей залегает какое-то особое полезное ископаемое и в результате здесь на поверхности получается какая-нибудь Курская магнитная аномалия или, скажем, Бермудский треугольник? Не знаю, но в этом есть резон. Вот, скажем, тяжело груженые верблюды ходят по пустыне не прямо, а по каким-то извилистым линиям. Не огибают барханы, а движутся так, как им Бог на душу положит. Караванщики этому обычно не препятствуют, так только – намечают генеральную линию. Потому что доверяют животному. И правильно. Как-то геологи померили силу земного тяготения на пути у верблюдов, и выяснилось, что ходят они по линиям наименьшей гравитации. Хоть немного, а легче идти.

Конечно, не стоит придавать таким мелочам слишком большого значения. Потому что гравитация – это, может быть, только симптом каких-то гораздо более глубоких явлений, подспудно предопределяющих дороги, которые мы, как нам кажется, выбираем. Но все же вот реки, которые в наших широтах в оные времена выполняли работу верблюдов, ведут себя ровно как эти горбатые твари. Текут, как течется, сообразуясь лишь с законом всемирного тяготения и ландшафтом.


Обозначены зоны, где на континенте соприкасаются сразу три моря. Конечно, зоны обозначены приблизительно, особенно зона Чердынского водораздела


И с собственным Дао. Если смотреть на бассейн реки как на щупальца, которые море вытягивает в сторону суши, то получится, что моря контактируют между собой в глубинах континентов. Сухопутные границы морей проходят по большим водоразделам30. Изредка встречаются зоны, где сходятся границы сразу трех морей. В Европейской части России таких зон четыре. Это, во-первых, зона Оковецкого леса31 на Валдайской возвышенности, где сходятся Волга, Днепр и Западная Двина (Каспийское, Черное и Балтийское моря). Затем зона Андомской возвышенности32 (на восток от Онежского озера), где соприкасаются воды, текущие в Каспий, Балтику и Северный Ледовитый океан. Далее – водораздел Печоры (Баренцево), Северной Двины (Белое) и Камы (Каспийское), располагающийся примерно в центре треугольника, вершины которого – Чердынь, Усть-Кулом и Троицко-Печорск. И, наконец, точка схождения Днепра, Волги и Дона. Она – на самом юге Орловской области, недалеко от города Малоархангельска.

Достаточно взглянуть на исторические карты, чтобы убедиться: Московское государство развертывалось во времени, вытягивая отростки в направлении именно этих зон, как амеба, пока не поглотило их все четыре. Иначе и быть не могло, поскольку зоны эти – транспортные развязки и перевалочные базы. Их надо контролировать, если хочешь добиться успеха.

Не все, однако же, сводится к столь элементарной стратегии. Есть вещи позанятнее. Все зоны схождения рек имеют свою особую мифологию, все они, так или иначе, сакральны. Малоархангельская в этом смысле особенно интересна, поскольку в 1295 году примерно в 45 километрах южнее схода бассейнов Черного, Каспийского и Азовского морей явилась одна из самых почитаемых русских святынь: Курская Коренная икона Знамения Божьей Матери (сейчас она в Америке).


Курская Коренная икона, она сейчас в США


Так вот, моря, с юга запустившие свои реки в Русскую равнину, соприкасаются на границе Курской и Орловской областей. Сходятся буквально на пятачке, чуть ли не пределах прямой видимости. Около поселка Протасово начинается речка Сучья, впадающая в реку Сосну, правый приток Дона. В 4—5 км. от Сучьего истока, в районе ж.д. станции Малоархангельск начинается река Снова, впадающая в Сейм, который течет в Десну и далее в Днепр. И примерно там же, на другой стороне станционного поселка, начинается Очка, впадающая в Оку. А собственно исток Оки – километрах в шести от этого места, около деревни Александровка.

При въезде в деревню есть и указатель «Исток Оки». Место ухоженное: скамейки, столики для распития, нержавеющий столб, удостоверяющий, что исток именно тут, неизбежная часовня на пригорке. Родник оборудован в соответствии с несколько подзабытыми ныне советскими представлениями о прекрасном: бетонная ванна, оформленная под дикий камень, в которую из металлической трубы стекает вода. Вокруг деревянные скульптуры: водяной, леший, русалка. Как на детской площадке. Эти дубовые артефакты – следы беспочвенных устремлений некоторых деятелей русской культуры к народным корням. Нечто в высшей степени наивное, лишенное всякого понимания чего бы то ни было, лишь сбоку приставленное к естественному течению жизни.


Родник, назначенный быть истоком Оки. Родник течет в водоем от каменной горки справа от ступенек, ведущих к воде. Эта лесенка ведет к православной часовне, просматривающейся за деревьями. Обратите внимание на деревянные скульптуры по берегам водоема. Таково советское представление о богах русского язычества


Кстати, это особенно наглядно в том месте. Названо оно «Истоком Оки», но буквально через несколько метров от своего начала родничок тонкой струйкой впадает в настоящую речку, которую, правда, тоже можно перескочить одним махом. Я спросил у набиравшего воду аборигена: «Как может быть истоком то, что впадает в текущую в двух шагах реку?» Он пожал плечами. «Но как называется эта река?» Оказалось, что просто река. «Не Ока ли?» Человек посмотрел на меня с сожалением: «Ну какая же это Ока? Ока большая, в Орле». «А этот родник что такое?» Ответ: «Исток Оки». Договорились33.


Река Ока в месте впадения в нее Истока Оки


Настоящий исток я нашел, проследив течение той самой речки, которую местный житель отказался признавать Окой. Это примерно в километре на юго-восток от того родника, который истоком назначили власти, в болотце, поросшем почти непролазным кустарником. Вполне подходящее место для начала реки. Но и оно оказалось всего лишь профанным истоком. Отправившись в деревенский магазин, я скоро понял, что мужичок у родника просто злостно придуривался. Выяснилось, что каждый поселянин в Александровке отлично знает, где на самом деле начинается Ока. Не там, где решило начальство и не там, где нашел исток я. А – чуть дальше от моего заросшего кустарником болотца. Где-то под землей34.


На фото слева столик под навесом для культурного распития, на деревьях почти обязательные тряпочки, приношения нимфе истока. На фото справа вода истока Оки из прудика течет туда, где она впадет в настоящую Оку. Течение отмечено идолами. Вот около дальнего идола ручей сольется с Окой


Где точно – мне не сказали, но объяснили, что, если в определенных местах лечь на грунт и приставить к почве ухо, можно услышать журчание андерграундных струй. Таких мест в округе, как считается, два. Одно – в лесу, около некой провальной ямы. Старики, с которыми я беседовал в магазине, при всем их здоровом атеизме, говорили об этой яме с опаской: там пропадают собаки а, бывало, даже и люди, лучше туда не ходить. Мотоциклист средних лет, которого я встретил на проселке, когда искал эту яму, сообщил, что был там недавно, прикладывал ухо и слышал подземные звуки. Но объяснить, как добраться туда, отказался: «Все равно не найдете». А его подруга агрессивно вдруг стала допрашивать: «А кто вы такие? А чего вам там нужно?» Звучало это как «нечего вам там делать».


Провальная яма на краю поля. Здесь до сих пор подчас слышится рокот струй подземной Оки


Короче, лесной ямы я не нашел. Но нашел другую (вторую), тоже провальную, расположенную вблизи все того же леса, на краю поля. В советские времена с этой ямой отчаянно боролись, засыпали ее – свозили в нее самосвалами все что можно и даже нельзя, вплоть до минеральных удобрений («тогда, слышь, удобрения ничего не стоили, это сейчас за мешок готовы убить»). Но так и не засыпали до конца. Все уходило в ее бездонную глубину, как в прорву. Давно уж исчезла советская власть, а яма, как была, так и осталась воронкой на краю колхозного поля. Уже в нынешние времена с ней попытались бороться при помощи креста. Поставили на краю нечто среднее между часовней и беседкой. «Но крест у них сразу завалился», – не без игривости заметил ехидный старичок из Александровки.

На страницу:
2 из 5