bannerbanner
Таро рыцарей Тамплиеров
Таро рыцарей Тамплиеров

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 3

Далее хочу познакомить вас с третьим Великим Магистром – Эвраром де Баром, которого мы встретим на карте Шестёрка жезлов, где он триумфально въезжает в арку города Газы (считался вратами в Палестину со стороны Египта) во время Второго крестового похода. Впоследствии он отказался от должности и стал монахом в Клерво.

18 мая 1291 года под натиском сарацинов пала Акра (ныне – Акко в Израиле), последний оплот крестоносцев на Святой Земле, сюжет которой мы видим на карте Башня. Таким образом, Иерусалимское королевство прекратило своё существование, что сделало незавидным положение тамплиеров – они потеряли главную цель, с чего вообще началась история Ордена: охрана и защита паломников. Многие начали обвинять братьев в том, что не удалось сохранить государства на Святой земле, хотя благодаря тамплиерам наоборот, христиане владели городами на протяжении десятков лет. Далее последовали обвинения в подкупах, предательстве и ереси в стиле: «вы собственноручно отдали сарацинам Гроб Господень и тем самым отреклись от бога и не сохранили землю, по которой ходил Иисус Христос!»

Далее появляется французский король Филипп IV Красивый, которого мы встретим на картах Император, Суд и Четвёрка пентаклей. Он порядком задолжал Ордену и не хотел расставаться с «заработанным непосильным трудом», понимая, что Тамплиеры – богатая военная организация, которая отчитывается только папе Римскому и никому другому. Поэтому он решил схитрить и написал прошение Великому Магистру Жаку де Моле с просьбой принять его в группу рыцарей. Тот, конечно же, отказал интригану, желающему стать Великим Магистром и прибрать казну Ордена к своим рукам. Король задумал месть и принялся ждать удобного момента. И вот однажды к нему пожаловал человек, ожидавший смертного приговора – он рассказал, что сидел в темнице вместе с тамплиером, который поведал о готовящемся заговоре Ордена против короля, занимался подкупами, отречениями от бога, оргиями, гаданиями и спиритизмом. Филипп помиловал стукача и даже дал ему денег «за ценные сведения».

13 октября 1307 года был арестован Жак де Моле и во Франции начались массовые аресты тамплиеров. Шёл громкий многолетний процесс, в котором выяснилось, что были взятки, махинации с недвижимостью, уклонения от уплаты налогов, скупка краденого, заоблачные цены на продукты и многое другое. Во многом эта информация выбивалась из тамплиеров под зверскими пытками, что мы можем увидеть на карте Повешенный. Также братьев обвиняли в поклонении «Бородатой голове» – одной из ипостасей дьявола в облике Бафомета (падшего ангела), который изображён на карте Дьявол. Поэтому, недолго думая, папа Римский Клемент V издал буллу о том, чтобы все правители стран Европы начали арестовывать тамплиеров и изымать их имущество в пользу казны и церкви – с 5 апреля 1312 года Орден прекратил своё существование. Начались процессы в Англии, Германии, Италии и на Кипре.

На последнем слушании в марте 1314 года Жак де Моле заявил, что Орден невиновен и отрёкся от обвинений в чёрной магии. На костёр возле монастыря Святого Антония под Парижем взошли 54 рыцаря, отказавшихся от показаний, данных ими под пытками. Когда загорелся огонь, то Жак де Моле крикнул, обращаясь к королю и папе Римскому: «Я проклинаю вас! Наши тела в руках короля, а души – в руках божьих, и вы предстанете перед Господом, чтобы получить по заслугам! Быть вам проклятыми вплоть до тринадцатого колена!» Этот сюжет мы видим на карте Страшный Суд, где стоят привязанными к столбу приор Нормандии Жоффруа де Шарне (слева) и Жак де Моле (справа).

Далее случилось следующее. Папа Римский Климент V умер от удушья спустя пять недель после этой казни. В церкви, в которой было захоронено его тело, возник пожар, и останки перенесли в мавзолей, который был разрушен протестантами в 1577 году. Король Филипп скончался в конце ноября 1314 года погиб от несчастного случая на охоте в лесу Пон-сен-Максанс (возможно, от инсульта). Его преемники не оставляли потомства, что повлекло за собой пресечение старшей линии династии Капетингов, после которых воцарилась династия Валуа.

Уже позже, в годы Великой французской революции (1789—1794), когда на гильотине был казнён Людовик XVI, некий «человек в чёрном» запрыгнул на эшафот, окунул руку в кровь короля, показал её толпе и крикнул:

– Жак де Моле, ты отмщён!

Людовик XVI оказался тринадцатым потомком короля Филиппа IV Красивого.

И, наконец, мы с вами знакомимся с шотландским королём Робертом I Брюсом, которого мы видим на карте Король пентаклей. У него «был зуб» на папу Римского, поэтому тамплиеры могли бежать именно в Шотландию – правда, достоверных исторических источников этому событию нет (думаю, по понятным причинам). Он стал королём в 1306 году и положил начало королевской династии Брюсов. Считается, что именно тамплиеры помогли ему 23—24 июня 1314 года разгромить английскую армию возле реки Бэннокбёрн, что позволило Шотландии обрести независимость. После этой битвы Роберт создал Орден чертополоха и оставил за собой должность Великого Магистра. По другой версии, Орден был создан аж в 1440 году Джеймсом Вторым. То есть, факт в том, что тамплиеры были в Шотландии, а что с ними было потом – это уже большой вопрос, с учётом того, что в Англии и Португалии многие из них были оправданы.

Напоследок отмечу, что в сентябре 2001 года в секретном архиве Ватикана, содержащим документы за 12 веков, итальянским палеографом Барбарой Фрейле был обнаружен Шинонский пергамент, датированный 17—20 августа 1308 года. А 25 октября 2007 года Ватикан опубликовал его в количестве 800 экземпляров, где говорилось о том, что Клемент V снял все обвинения в ереси с Жака де Моле, но тот вместе с остальными тамплиерами томился шесть лет в темницах, так и не узнав об этом решении.


Настенные рисунки тамплиеров в Шиноне


В Шиноне осталась трёхэтажная башня Кудре с винтовой лестницей, где на цокольном этаже сохранились настенные рисунки заключённых тамплиеров – кресты (мученичество), змеи (умерший и воскресший Христос), пылающие сердца, фигуры ангелов и святых, карикатуры на Климента и Филиппа. Но эту символику мы рассмотрим в следующей главе.

Символика тамплиеров

Конечно же, почти за две сотни лет своего существования, Орден обзавёлся собственной символикой, и здесь нужно понимать, что символы – это также ключи к пониманию арканов Таро, и здесь не важно, к какой школе они принадлежат: смысл в том, что зная эти ключи, можно расшифровать суть любой карты. Поэтому давайте тезисно рассмотрим 28 основных символов, с которыми будем сталкиваться при работе с колодой:

1. крест тамплиеров (пате) – считается, что он происходит от кельтского креста, и я полагаю, что Флорена Нативо, являясь автором Универсального Таро кельтов, склонялась к этому же выводу. Своего рода это символ Земли – круг, перечёркнутый крестом. И данный крест тамплиеры носили на плече (в древних традициях покрывали левое плечо правой рукой как символ защиты, так как левая сторона традиционно относится к «женской», пассивной части нашего тела, что можно увидеть на карте 8 пентаклей), и он был выгравирован на оружии Великого Магистра. Такой крест присутствует практически на всех картах, и считается, что четыре стороны – это духовная сила, справедливость, воздержание и благоразумие;


Лапчатый красный крест тамплиеров (the Cross Pattée)


2. пылающий крест, у которого лучи идут от основной точки с «бахромчатыми» краями как языки огня. Есть мысль о связи с алхимией, как способность огня быть не только физическим пламенем, но и являться природной стихией, известной своей преобразующей способностью. С огнём мы встретимся на картах Колесница, Повешенный, Дьявол, Башня, 8 пентаклей, Туз жезлов, 6 мечей, 9 мечей;


крест папы Римского (патриарший)


3. патриарший (папский) крест с тремя перекладинами (ферула), который мы видим в руке у папы Римского Урбана II на карте Иерофант – по легенде его сложили из обломков креста, на котором распяли Иисуса Христа. Три горизонтальные линии означают триединое правление в качестве высшего священника, высшего учителя и главного пастыря. Также это идея о том, что папа Римский является соправителем трёх царств – небесного, земного и адского;


Боевое знамя тамплиеров (Bauncent)


4. Босеан – прямоугольное боевое знамя тамплиеров, которое мы видим в Семёрке жезлов, и здесь белое и чёрное – это дуальность нашего мира, а красный крест в центре – символ жизни, которая достигла единства противоположностей. Отмечу, что в астрологии белый цвет принадлежит Луне (серебро в алхимии), чёрный – Сатурну (свинец), а красный – Марсу (железо) и Солнцу (золото). При этом в гностицизме считалось, что планеты носили богословско-апологетические и оккультные черты, и их духи (архонты) рассматривались с негативной точки зрения [1]. Например, в Таро теней Веры Скляровой Аркан №25 так и называется «Архонты», где указывается, что это – духи-мироправители в гностических верованиях, а в данной колоде они выступают как бесы;

[1] У гностиков была распространена тема семи планет, где первый из архонтов, Шамиш, означал дух Солнца, Син (Саурель) – Луна, Нбти – Меркурий и образ Иисуса Христа как лжепророка (исказившего изначальный культ), Святой дух Эстера – Венера, Нериг – Марс, Бел – Юпитер и Кеван – Сатурн.

5. держава – традиционный символ Земли, находящейся в руках бога, указывая на круг нашего сознания и интересов, а также способ познания мира. Её можно увидеть в карте Император;

6. пентаграмма (иной раз с пятиконечной звездой как символ здоровья у пифагорейцев, считавших, что мир состоит из пяти элементов: воздух, огонь, эфир, земля и вода), включающая в себя крест в окружности как олицетворения мира. Окружность с центром считалась алхимическим символом золота, и впоследствии – символом Солнца. Перевёрнутая пентаграмма в начале христианства трактовалась как символ Преображения Христа – она стояла на печати римского императора Константина (27.12.272—22.05.337), сделавшего христианство основной религией. Впоследствии пятиконечная фигура олицетворяла пять ран Христа и её мы видим на карте Звезда как символ герметической традиции и отсылка к тому, что в Древнем Риме она символизировала лилию, из которой родился бог войны Марс;

7. Арка являлась в Древней Греции и в Древнем Риме символом Зевса, бога неба, и указывала на влияние высших сил на развитие ситуации, а также перспективные начинания и действия. Проход через арку символизировал отказ от старого и переход к новому этапу в жизни, поэтому в карте Шестёрка жезлов она призывает нас идти вперёд. Также арки мы видим на карте Правосудие (врата к Искуплению), Пятёрка кубков (руины как символ воспоминаний и прошлого), Умеренность, Паж жезлов, Тройка кубков, Тройка пентаклей, Семёрка мечей и Десятка пентаклей;

8. Бафомет, о котором я упоминала выше, являлся также и алхимическим символом (процесс растворения и сгущения), относящимся к традиции говорящей головы, способной предсказывать будущее или давать дельные советы. Поэтому на карте Дьявол мы видим такое существо, о котором Флорена Нативо пишет, что это искажённое арабское слово Bufhimat («Отец знаний» или «Мудрость») и здесь же отмечу, что после 1195 года его ещё считали латинизированной формой имени Мухаммед (Mahomet). В Таро этот идол появился «с лёгкой руки» оккультиста Элифаса Леви, который изобразил его на 15 аркане в книге «Ритуалы и догма высшей магии». При этом слово «Baphomet», прочитанное справа налево «Temohpab», является акронимом по первым буквам следующей формулировки: «Templi omnium hominum pacis abbas» (на латыни: «настоятель Храма мира всех людей»). Для гностиков, о которых пойдёт речь в следующей главе, Бафомет был не «исчадием ада», а жертвой собственных заблуждений (падший ангел). Здесь же отмечу, что в 18 веке в Гамбурге нашли два документа – тайное уложение для тамплиеров («Устав избранных братьев»), достигших некоего «внутреннего круга» (известного лишь посвящённым) и «Устав утешённых братьев», как писал Жерар Себанеско в своих исследованиях. В судебных процессах против тамплиеров было объявлено, что именно Бафомету поклонялись братья, хотя его изображение, напомню, появилось у Элифаса Леви;

9. Кошель и булла (свинцовая печать) как символы власти должностных лиц Ордена. Здесь стоит уделить внимание знаменитой печати с двумя рыцарями на одном коне, которую хорошо видно на карте Туз пентаклей (такая печать использовалась в период 1158—1312 годы). Самое распространённое мнение – рыцари были бедны настолько, что у них была одна лошадь. Однако, следующая карта – Двойка пентаклей, указывает на двойственность (вспомнить хотя бы известное Таро Уэйта с его символикой): рыцари и в то же время монахи, бедны клятвой, но богаты верой;

10. весы – равновесие, справедливость, стремление достичь баланса, что мы и видим на карте Правосудие;

11. пчела являлась символом порядка, трудолюбия и возрождения, и христиане сравнивали себя с пчёлами, а храмы – с ульями;

12. роза символизирует женское и детородное начало, является символом тайны и молчания. На картах Императрица и Королева пентаклей роза – символ братства розенкрейцеров, первые упоминания о котором относят к 1614 году. В их учениях роза – вечная и неизменная материя, возрождающиеся силы природы, а красный цвет говорит о крови спасителя Христа и мученичестве в целом;

13. змея – символ мудрости, тайны и хитрости, также один из символов Скорпиона благодаря свойственной рептилиям склонности к трансформации и регенерации (сбрасывать кожу). Змея ещё воплощает в себе алхимию, воспроизводство и бессмертие (умерший Иисус Христос, который воскресает). Змею можно увидеть в картах Верховная жрица и Туз мечей;

14. Лев – его мы видим на картах Сила, Мир, Рыцарь, Королева и Король пентаклей, и он являлся символом царского великодушия, воплощением силы солнца и огня. В пункте 48 устава тамплиеров есть такая фраза: «Лев всегда ранит», отсылая нас и к внутренней борьбе души и к борьбе с внешними врагами. Лев появлялся на печатях германских тамплиеров в начале 14 века;

15. белый голубь – знак целительного присутствия Святого духа, который мы видим на карте Верховная Жрица. В оккультных учениях он ассоциировался с коллективным духом, способствуя возвышению людей, желающих выйти за рамки личности. Он также присутствовал на печатях тамплиеров с оливковой ветвью;


Печать магистра Ордена Роберта Сэндфорда с изображением жертвенного агнца (ок. 1240 г.)


16. жертвенный агнец – именно молодой ягнёнок (агнец) считался символом Иисуса Христа, который добровольно пошёл к собственной смерти, принёс себя в жертву. В пророчестве Исайи (Новый завет) сказано, что: «Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца был веден Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих». Ягнёнка можно встретить на картах Туз кубков и Десятка кубков, также он изображался на печатях тамплиеров (английские магистры);

17. жертвенный олень часто ассоциируется с Древом Жизни, с циклом возрождения и развития, вестник богов и посредник между ними и людьми. У древних кельтов упоминается в легендах Кернунн – бог мужественности и мужского плодородия. Его можно увидеть на карте Мир;

18. ангел – это символ сверхсознания, своего рода посланец, который играет важную роль в процессе передачи важной информации и для того, чтобы указать нам путь. Ангелы присутствуют на картах Влюблённые, Умеренность, Правосудие и Десятка мечей;

19. вода олицетворяет подсознание и наше эмоциональное состояние, стремление к исцелению и обновлению, и поэтому состояние воды говорит о нашем состоянии: если она спокойна, то и мы спокойны, если бурлит, то нас одолевают сильные эмоции. Воду мы видим на картах Влюблённые, Колесница, Умеренность, Звезда, Туз кубков, Четвёрка кубков, Восьмёрка кубков, Четвёрка жезлов, Десятка жезлов, Шестёрка мечей, Паж мечей;

20. дерево и ветви, у которого корни уходят глубоко в материальный мир, а ветви поднимаются в небо, помогая достичь бога (духовный мир). Его можно увидеть на картах Императрица, Влюблённые, Звезда, Туз кубков, Четвёрка кубков, Десятка кубков, Рыцарь кубков, Двойка жезлов, Девятка пентаклей, Королева мечей, Тройка жезлов, Рыцарь пентаклей;

21. красный флаг (знамя) символизирует свободу от материального мира, поэтому он присутствует на карте Восьмёрка мечей;

22. корабль – это духовное средство, жизненное путешествие или путь, который нам предстоит пройти. Римский философ и поэт Сенека-младший как-то сказал, что «когда корабль не знает, в какой порт направляется, никакой ветер не будет попутным». Его можно встретить на картах Восьмёрка кубков, Двойка мечей, Шестёрка мечей, Паж мечей;

23. полумесяц (лунный серп) олицетворял Луну, как символ Богородицы, а также с седьмого века оказался заимствованным мусульманами как символ власти (в позднем исламе). В Византии его выбрали в качестве символа карфагенской богини Танит или греческой богини Дианы, а покровительницей Византии считалась Геката – богиня лунного света, в честь которой чеканились монеты с полумесяцем и шестиконечной звездой. Этот символ можно встретить на карте Королева жезлов,

24. Луна – воплощение наших чувств и эмоций, покровительница бессознательного и интуиции, а полная Луна призывает к осознанности и покою ума, является алхимическим металлом серебро. Её можно встретить в картах Башня, Луна, Пятёрка пентаклей (лунное затмение), Восьмёрка кубков;

25. Солнце – источник света и жизни, мужская божественная энергия, также оно означает алхимический металл золото, который, считалось, создавал царь Соломон. Его изображение можно встретить в картах Верховная Жрица, Колесница, Отшельник, Смерть, Солнце, Рыцарь пентаклей, Пятёрка мечей, Десятка мечей, Восьмёрка жезлов, Тройка жезлов. Отмечу, что солнце и луна появлялись на печатях тамплиеров, и сочетание этих двух светил символизирует соединение Иисуса Христа с церковью, что можно ещё увидеть на обороте (рубашке) карт: «Христос есть Солнце Правды…, Луна, то есть Церковь его, которая наполняется его светом…»;

26. пирамида (треугольник) – это Земля в её материнском аспекте, огонь и просвещение, тройственный принцип Творения и рост сознания. Её можно встретить в картах Колесо Фортуны и Солнце, где она изображена в виде масонского символа – Всевидящего ока (Великий Архитектор Вселенной), который впервые упомянут в работе Уильяма Престона «Иллюстрации масонства» (1772 года) и символизирует сокрытую истину, призывая к мудрости;

27. Хамса (рука Фатимы) – защитный амулет в виде открытой ладони с тремя плотно прижатыми друг к другу пальцами и симметрично отогнутыми большим пальцем и мизинцем. Олицетворяет веру, покорность и силу духа, зажигает в сердце мужчины огонь любви и желания, защищает от недоброжелателей и прочего зла. Этот амулет мы видим в карте Королева жезлов;

28. Пегас символизировал красноречие, созерцание и славу (она тоже с крыльями), переход от одного уровня к другому, и его можно встретить на карте Солнце.

Гнозис, ересь и Абраксас

Когда я начала рассматривать колоду, то обратила внимание на достаточно нетипичное изображение карты Колесница, на которой был изображён, судя по МБК, Абраксас – хранитель лестницы Гностического очищения. В этом плане стоит отметить, что гностицизм (от древнегреческого «обладающий знанием») является собранием религиозных идей и систем, возникших в конце первого столетия нашей эры среди еврейских и ранних христианских групп людей. Получается, что акцент делался на личном духовном знании (гнозисе), который шёл выше, чем авторитет традиционных религиозных институтов. То есть, как мы с вами знаем, Иисус Христос был сыном бога, который после распятия вознёсся на небо и потом воскрес, но тамплиеры поклонялись не ему, а истинным учителем считали Пресвятую Деву Марию (её символы, кстати, лилия и Луна), стоящей на одном уровне со своим сыном.

Далее гностики верили, что мир устроен наоборот: бог – это злой создатель (иначе мир был бы идеален), а святость и греховность поменялись местами. Создатель является Эоном, то есть, продуктом распространения злой сущности (Демиурга), которая создаёт в итоге материальную вселенную, нарушая изначальную гармонию – на выходе мы видим миры духовный (добро) и материальный (зло). Демиург заключает души людей в тела, которые становятся тюрьмой для духа и источником страданий, в то время как традиционное христианство настаивает на неразрывной связи души и тела. Гностики же верили, что есть некое тайное знание, позволяющее выйти из-под контроля Демиурга и обрести гармонию в духовном мире – для этого можно получать откровения в ходе оккультных ритуалов и жертвоприношений (отсюда мы видим жертвенного агнца и оленя в колоде). Также отмечу, что на Востоке гностицизм сохранялся столетиями и когда Запад сталкивался с ним, то возникали всплески гностических ересей, которые преследовались церковью. При этом стоит учитывать и то, что европейская наука во многом основывалась на гностических учениях, так как всё было «в одном котле»: алхимия, астрология, магия, нумерология и так далее.


Верховный бог Абраксас в гностической космологии


Поэтому именно Абраксас является центральной фигурой гнозиса и в 13 веке он встречался на печатях тамплиеров, изображённый с человеческим туловищем в доспехах, с петушиной головой (символ предвидения и бдительности, что в целом перекликается со смыслом карты Колесница) и двумя змеями (интуиция) вместо ног, являясь главой небес и Эонов. Обычно в одной руке он держал нож (смерть материального тела) или плеть (символ власти), а в другой – круглый щит с древнеегипетским именем божества Солнца (а мы помним, что петух обычно кукарекает на рассвете). То есть, считалось, что бог породил ум (Нус), слово (Логос) и разум (Фронезис), от которого и произошла мудрость (София) и сила (Динамис), что суммировало образ Абраксаса. В Средние века Абраксас превратился в демона и был отнесён к разряду чёрной магии, хотя изначально был солнечным божеством и воином, побеждавшим зло, символом благополучия и мудрости. Поэтому Абраксас появляется на печати Великого Магистра тамплиеров во французском уставе 1214 года.


Древнегреческая печать с изображением Абраксаса


Печать тамплиеров с изображением Абраксаса (ок. 1215 г.)


Если брать классическую символику карты Колесница, то на ней, как правило, мы видим воина в доспехах, увенчанного короной, который сидит в колеснице и управляет либо двумя лошадьми, либо двумя сфинксами (белый и чёрный), показывая ту самую дуальность, которую объединяет в себе тамплиерский крест на Босеане. Образно говоря, это Возвышенное, которое мчится в колеснице Творения, олицетворяя солнечную энергию и число 7, присущее Абраксасу. Четыре столпа, поддерживающие балдахин – это четыре элемента: огонь, вода, воздух и земля. Воин собран и сконцентрирован на достижении своей цели, его колесница уже в пути, оставляя позади город, как нечто привычное и стабильное в жизни. В некоторых версиях карт вместо лошадей или сфинксов могла быть изображена такая четвёрка: бык, лев, орёл и ангел, которых мы встречаем на картах Колесо Фортуны и Мир. В Таро рыцарей Тамплиеров тоже изображена четвёрка – это четыре стихии в образе лошадей. Стоит отметить, что в древности часто прибегали к испытаниям для новичков, когда нужно было пройти четыре стихии:

На страницу:
2 из 3