bannerbanner
Таро рыцарей Тамплиеров
Таро рыцарей Тамплиеров

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 3

Таро рыцарей Тамплиеров


Елена Николаевна Егорова

© Елена Николаевна Егорова, 2023


ISBN 978-5-0056-4339-1

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Введение

В январе 2022 года я листала онлайн-каталог российско-итальянского издательства «Аввалон-Ло Скарабео» и на его страницах увидела чудеснейшую колоду, которая должна выйти в марте: Таро рыцарей Тамплиеров (Knights Templar Tarot). Как только колода оказалась в интернет-магазинах, я немедленно её приобрела, и начала с ней работать.


автор-составитель колоды, Флорена Нативо (фото с сайта Amazon)


Прежде всего, стоит отметить, что автором данной колоды является итальянский исследователь и эзотерик Флорена Нативо (Floreana Nativo), которая создала такие замечательные колоды, как: Универсальное Таро кельтов, Таро До Того, Таро принцесс, Таро огня и Таро Священной женственности. В интернете удалось найти её Ютуб-канал:

https://www.youtube.com/channel/UCeVEYRtVz2S1_lH1XWl8tgw


Художник Франко Риволли, фото с сайта illustratori.it


Что касается художника, Франко Риволли (Franco Rivolli), то о нём известно чуть больше: он родился на острове Лидо (Венеция) в 1979 году, и после получения диплома по искусству он стал обучаться в Миланской школе искусства и коммуникации, в секции иллюстрации. В настоящее время он – фрилансер, и работает над тем, что касается школьных учебников, детских книг, обложек книг, настольных игр и карт Таро. В 2003 году Франко был выбран на международном конкурсе иллюстрации Кьоджи, конкурсе «Acqua S.Bernardo», а в 2004 и 2006 годах на Международном конкурсе Академии художников (TO), а в 2008 году – на международном конкурсе «Олимпийский город Турин» в рамках Ежегодного конкурса итальянских иллюстраторов. Его иллюстрации выставлялись в Аддис-Абебе, Читта-дель-Мессико, Хельсинки, Лиссабоне, Токио, Киото, Саванне, Венеции и др. Галерею его работ можно посмотреть вот здесь:

http://www.illustratori.it/FrancoRivolli

В России колоду выпустило русско-итальянское издательство «Аввалон-Ло Скарабео» и здесь отмечу ряд следующих моментов:

· коробка достаточно тонкая и хрупкая, поэтому лучше, если карты сразу «переедут» в отдельный мешочек или шкатулку. Либо запасайтесь скотчем: стоит пару раз упасть, как придётся потом заклеивать;

· МБК (то есть, инструкция к колоде) достаточно информативная, особенно, для опытных тарологов;

· симметричная рубашка карт примечательна тем, что вверху идёт изображение Солнца, а внизу – Луна (об этой детали я напишу далее), в центре – лапчатый красный крест тамплиеров (the Cross Pattée);

· сами карты идут размером 6,5 на 11,8 см из тонкого картона;

· рамки отсутствуют, что порадовало такого «безрамочного любителя» как я;

· по цветовой палитре акцент идёт на жемчужно-белый, глубокий чёрный, песчано-жёлтый и, конечно же, красный. Это напоминает алхимические цвета, когда в самом начале алхимик берёт сырье, которое распадается и превращается в чёрный цвет. Затем оно очищается и становится белым, после чего идут перегонка и слияние, и материя приобретает красный цвет. И, наконец, происходит сублимация – золотой цвет (цвет Солнца, цвет царя Соломона). В переносном смысле эти операции с материей трактуются как различные этапы нашей внутренней жизни, поэтому совершаемая алхимиком работа – это именно наша духовная работа, когда мы должны превращаться в золото, словно воскресший человек сошёл с креста. Поэтому Иисус Христос говорил: «Если не умрёте, не будете жить». При этом отмечу, что в алхимии крест означает четыре стихии/элемента: земля, вода, огонь и воздух, а у гностиков (с ними мы не раз встретимся на страницах этой книги) крест – это равновесие совершенств;

· вес колоды – 224 грамма (чуть меньше iPhone 13 Pro Max).


Таро рыцарей Тамплиеров, русскоязычная версия, издательство «Аввалон-Ло Скарабео». Фото коробки взято из OZONа


Я довольно-таки трепетно отношусь к рыцарской эпохе (выпустила историческую трилогию «Долина Дюн», охватывающий первый крестовый поход, и книгу «Духи пустыни», охватывающую третий крестовый поход под псевдонимом Линн Вер) и мне встречались другие колоды Таро о тамплиерах, которые не вызвали особого интереса. Однако увидев в каталоге именно эту колоду, я тут же загорелась желанием её приобрести. Она очень говорящая: в каждой карте заключена своя история, наполненная истовой верой в бога, отчаянием, смелостью, ожиданиями и сражениями под палящими лучами солнца, золотистыми песками пустынь Святой земли, запахами крови и костров, богатством восточных тканей и золотых монет, гомоном голосов на разных языках, звоном кольчуг и лязгом мечей, топотом копыт и пением псалмов на латыни…

Мне иногда казалось, что ладонь, в которой лежит колода, начинает покалывать, и по пальцам бегут мурашки, словно я открыла сундук, в котором заключена история Ордена такой, какова она есть на самом деле. Тем более, у меня есть определённые воспоминания, связанные с этой эпохой, и, конечно же, я не смогла остаться равнодушной. На 78 картах мы с вами увидим, с чего началась история крестовых походов, как зародился Орден, как он процветал и как трагически исчез, оставшись позорным пятном на совести людей, вынесших смертный приговор. Поэтому давайте, не откладывая дело в долгий ящик, сначала ознакомимся с историей и основными моментами, необходимыми для понимания символики карт Таро рыцарей Тамплиеров.

История ордена Тамплиеров

От первого крестового похода до ликвидации Ордена

Итак, начнём с того, что идейным вдохновителем серии крестовых походов считается папа Римский Урбан II, который 26 ноября 1095 года произнёс свою пламенную речь в Клермоне. Стоит отметить перед этим знаменательным днём ряд моментов:

· Эд (Одо) де Шатийон де Лажери, получивший имя Урбан Второй в 1088 году, родился недалеко от Парижа в 1042 году, являясь представителем знатного французского рода из Шампани. Его мы с вами можем увидеть на карте Иерофант, где он стремится объединить войска силой молитвы;

· первым учителем Эда стал монах и отшельник Бруно, который основал во Франции монастырь Великая Шартреза, где родился орден картезианцев – его основные идеи: уход от мира и максимальная строгость устава. Орден существует до сих пор, и Бруно считал, что высшая степень служения Господу – это отказ от всего земного, включая власть и материальные блага. Однако Эд стремился сделать успешную церковную карьеру и не внимал учениям Бруно до тридцати лет (возраст Сатурна – астрологи поймут!);

· в 1070 году Эд удалился в монастырь Клюни (Бургундия), в котором делался акцент на то, чтобы католическая церковь являлась образцом моральной чистоты, поэтому клюнийцы настаивали на строгости монастырского устава, включая соблюдение целибата (не вступать в брак) и запрет на симонию (продажа и покупка церковных должностей). В этом монастыре Эд встретил второго учителя – папу Григория VII: он был монахом Гильдебрандом, который в 1073 году издал «Папский диктат» из 27 пунктов, провозглашавший абсолютную папскую власть, включая право низлагать императоров. Этот документ наделал много шума, но Григория поддержал Эд, что благотворно сказалось на его церковной карьере – в 1078 году его назначили кардиналом-епископом и позже – папским легатом (представителем) в Германии и Франции (говоря современным языком, министром иностранных дел);

· в 1088 году, в возрасте 46 лет, Эд был избран папой небольшим собранием кардиналов в Германии, и с помощью итальянских норманнов ему удалось «отвоевать» себе дорогу в Рим. Отмечу, что 1087—1094 годы стали периодом голода и эпидемий, и люди реально готовились уже к Страшному суду, отдавая последнее церквям и монастырям, поэтому количество паломников в Святую землю стало расти в геометрической прогрессии. Считалось, что именно в храме Гроба Господнего можно искупить даже самые тяжкие грехи;

· отсюда следует закономерный вывод – паломникам нужно было вооружённое сопровождение, чтобы не оказаться ограбленными или убитыми во время пути воинственными сельджуками и сарацинами. Поэтому немудрено, что в Европе начала созревать идея крестовых походов – на самом деле они в те времена именовались «Путь» или «Священный поход», поскольку сам термин «крестовый поход» возник только в 17 веке с лёгкой руки придворного историка Людовика XIV, Луи Мэмбура;

· папа Урбан II задумался: как возвысить католическую церковь, как очистить её от грехов и умиротворить страдания людей, изнывающих от голода и эпидемий? Как сейчас говорят, «помог случай»…

В марте 1095 года он был председателем на церковном соборе в Пьяченце (город на севере Италии), когда прибыли византийские послы от императора Алексия Комнина из Константинополя (ныне – Стамбул). Он просил военной помощи в борьбе с мусульманами, чтобы к нему на службу отправился небольшой отряд, которым можно было управлять в своих интересах. Поэтому и папа Урбан Второй вряд ли ожидал, что на его знаменитую пламенную речь откликнутся не сотни, а тысячи воинов. Поэтому он объявил о том, что созывает главный церковный собор на ноябрь в Клермоне (центральная Франция). В помощь он привлёк Адемара, епископа Ле-Пюи из Прованса (впоследствии тот отправится в первый крестовый поход в качестве одного из предводителей) и графа Раймунда Тулузского из южной Франции (он также поведёт за собой людей в Святую землю).

Двадцать шестого ноября 1095 года над полем за Клермоном было облачно и дул резкий, порывистый ветер, который не мог заглушить высокий звенящий голос папы Урбана Второго. К этому дню он уже добился того, чтобы Собор принял документ, который разрешал христианам воевать за веру, и борьба против мусульман была признана богоугодной. За его спиной по Европе верхом на осле колесил босой проповедник Пётр Пустынник, который призывал христиан к очищению святынь, осквернённых неверными. Тем более что за доступ к Гробу Господнему они требовали от паломников золотой слиток (aureus), вынуждая тех повернуть обратно, на родину. Словом, всё уже созрело для такого масштабного мероприятия – как бы сказали маркетологи: «целевая аудитория обозначена и собрана, прогрев удался» (не забудем и о рыцарстве, жаждавшем подвигов и славы, мечтавших о новых владениях и землях).

Стоя на деревянном помосте в поле среди тысяч собравшихся, Урбан II описывал страдания христиан на Востоке так, что многие люди разразились слезами, представляя, как неверные делают из церквей конюшни и всячески оскверняют священные реликвии. Они становились на колени и произносили обеты со словами «так хочет бог!» Далее, папа Римский напомнил, что Европа уже не способна прокормить всё население, которое начинает идти войной друг на друга на фоне длительного голода и болезней. Поэтому самое время идти к Гробу Господнему и освободить его от засилья неверных, ведь Святая земля – это райское место, где каждого ждёт благодать и прочие чудесные вещи (например, богатство и радости жизни). Конечно же, Урбан II обращался к рыцарям, но его слова достигли сердца и простых крестьян, которые под предводительством Петра Пустынника обезумевшей толпой с фанатично горящими глазами устремились первыми в Константинополь и уже в Сирии были почти полностью перебиты сельджуками.

После 15 августа 1096 года в священный поход отправились уже профессиональные воины – рыцари, особенно, после того, как Урбан II объездил массу городов с проповедями. Обещал освобождение от уплаты долгов и защиту имущества и семей со стороны церкви. Поэтому воины, нашив на свои туники и плащи красные кресты (для первых крестоносцев папа Римский пожертвовал свою сутану), устремились в Константинополь к Алексию Комнину, обещавшему всяческую поддержку, особенно, по переправке их в Сирию.

Не могу не упомянуть тех, кто повёл войска на Иерусалим в первом крестовом походе:

· граф Раймунд Тулузский с епископом Ле-Пюи и армией из Прованса;

· герцог Роберт Нормандский и армия из Нормандии и Англии;

· братья Готфрид, Эсташ и Балдуин Булонские с лотарингской армией;

· граф Роберт Фландрский, граф Стефан Блуаский и Гуго Вермандуа с французскими войсками;

· князь Боэмунд и его племянник Танкред Тарентские из Южной Италии.

Первый крестовый поход был отмечен несгибаемой верой большинства воинов, несмотря на голод, ледяные зимние дожди, дезертиров и болезни. Получив лёгкую победу после осады Никеи в 1097 году, крестоносцы дошли до Антиохии (ныне – турецкий город Антакья) и просидели под её стенами с 21 октября по 2 июня 1098 года. В это время им пришлось наблюдать, как сельджуки вытаскивают на городские стены христиан, избивают их железными палками, сажают в клетки, бросают в огонь или отрезают головы (зверским пыткам подвергся, в том числе, патриарх города, Иоанн Оксит). Далее произошла ситуация, которую мы с вами видим на карте 7 мечей – подкупленный Боэмундом Тарентским армянин Фируз открывает двери в башне, чтобы впустить войска в город в ночь со второго на третье июня 1098 года. Получив богатое вознаграждение, предатель обратился в христианство и даже последовал с войсками на Иерусалим, но позже вновь вернулся в ислам. В общем, Антиохия была взята крестоносцами, которые за столь длительное время страданий и лишений наконец-то выместили отчаяние, гнев и накопленную злобу в резне среди неверных и местных жителей.

Лишь только 13 января 1099 года было решено выступить на Иерусалим, поэтому мне не понятно, почему в карте 5 пентаклей упоминается, что якобы город был взят в декабре 1098 года (в это время, после 12 декабря, крестоносцы взяли сирийский город Маарат-ан-Нуман). Свой лагерь под стенами Иерусалима войска развернули только утром 7 июня 1099 года и осаждали город до 14 июля среди пустыни под палящими лучами солнца, не имея вблизи источников воды (так как их уже предварительно закопали или отравили по приказу Ифтикара ад-Даулы, правителя города). А 14—15 июля крестоносцы штурмовали Иерусалим и, ворвавшись в город, не знали пощады – истощённые, озлобленные, настроенные священниками и монахами, уставшие от жары и болезней, от голода и потерь. Поэтому на карте 8 мечей мы видим женщину с завязанными глазами и лежащего ребёнка, над которым реет алое знамя – упоминание о том, что в неистовой битве невозможно контролировать свои инстинкты. Иерусалим был разграблен и впоследствии образовано королевство, которое нужно было защищать от последующих атак мусульман – так возникла многовековая ненависть, которая продолжается и по сей день.

Наконец, упомяну и о том, что папа Римский Урбан II скончался 29 июля 1099 года, не дождавшись известия о взятии Иерусалима. Поэтому мы перейдём с вами к возникновению ордена Тамплиеров, который начался с того, что паломников нужно было защищать на Святой земле от разгневанных мусульман и от прочих «бандитов с большой дороги». Когда туда отправился в 1104 году граф Гуго Шампанский, то его сопровождал 34-летний рыцарь с таким же именем, Гуго (рождённый в замке Пейн в графстве Труа), который решил остаться в Святой земле. В это время королём Иерусалима до 1118 года был Балдуин I, а после него на трон взошёл Балдуин II де Бур, который тоже участвовал в первом крестовом походе и изображён на карте Король мечей.

Так вот, для того, чтобы защищать паломников, был сформирован духовно-рыцарский орден Бедных рыцарей храма царя Соломона, в который входили:

· Гуго де Пейн – его мы видим изображённым на карте Маг;

· Готфрид де Сен-Омер;

· Андре де Монбар;

· Жоффруа Битоль;

· Нивар де Мондезир;

· Аршамбо де Сен-Эньян;

· Гундомар;

· Годфрон;

· Рораль.

Они дали клятву защищать христиан до последней капли крови, но при этом не принимали на себя монашеского сана, но духовно и физически становились воинствующими монахами. При этом число девять являлось окончанием цикла, квадратом числа 3, и отмечу, что в те времена при счёте на руках большие пальцы не участвовали, поэтому именно девятка начинала «новую» группу пальцев. В астрологии числу 9 соответствует воинственная огненная планета Марс, а в Таро – карта Отшельник, что, в принципе, также символично. Рыцари были настолько бедны, что на двух человек могла приходиться одна лошадь и одна миска, из которой братья ели по очереди – это мы видим в карте Туз пентаклей (монета с изображением двух рыцарей на одном коне) и в карте Двойка пентаклей. Чтобы исправить это положение, указом короля Иерусалимского Балдуина II (напомню, это у нас Король мечей) и патриарха Вармунда в 1120 году в пользу ордена начали поступать налоги с окрестных деревень и ему была передана под защиту часть своего дворца, примыкающего с юга к храму царя Соломона. Поэтому рыцари стали именоваться «храмовниками»[1]. Далее, Гуго де Пейн получил звание Великого магистра, и Вармунд велел ордену поддерживать порядок на дорогах и истреблять разбойников, нападавших на паломников. В течение последующих десяти лет тамплиеры вели нищенское существование и соблюдали устав, основанный на писаниях Святого Августина Блаженного[2]. В 1128 году Гуго де Пейн и его рыцари присутствовали на церковном соборе в Труа, где выступил с речью. После этого папа Римский Гонорий II признал орден и велел аббату из Клерво, Бернарду (его мы увидим на карте Колесо Фортуны)[3], написать устав для нового Ордена.


Аббат Бернард Клервосский


Впоследствии написанный им устав был назван Латинским. Также его перу принадлежит агитационный труд «Похвала новому рыцарству», в которой можно увидеть продолжение уже озвученной мысли о том, что христианин может брать в руки меч, сражаясь с неверным. Что касается устава, то давайте также пройдёмся по основным тезисам:

· форма тамплиеров – белый льняной плащ с алым крестом (символ мученичества) и белым полотняным поясом (символ сердечной чистоты и целомудрия как гаранта сохранности души и здоровья тела). Не должно быть никаких украшений на одежде и оружии, в том числе модные в то время туфли с загнутыми носами. Плащ носили поверх кольчуги, а на голову надевали белую льняную шапочку, сверху – небольшую красную шапку и на неё перед сражениями надевался железный шлем. К слову сказать, тогда и был создан прототип боевого флага «Baucent» («Босеан», означавший чёрную голень лошади с белым чулком над копытом);

· что касается оруженосцев и слуг, то они должны быть одеты в чёрное, а если таковой одежды нет, то в однотонное и не слишком яркое, например, коричневого цвета. Это делалось для того, чтобы репутация рыцарей не страдала от тех, кто не дал обетов;

· все братья делились на две группы: рыцари (для лиц благородного происхождения) и служители (для всех);

· должны соблюдаться указания по богослужениям и соблюдению постов;

· почтительное отношение к старикам и повиновение главам Ордена;

· можно получать письма от родителей, родственников и друзей только с разрешения магистра (и им же быть прочитано по желанию), а все подарки передавать ему или казначею, чтобы те могли распорядиться ими по своему усмотрению;

· молиться и принимать пищу нужно в молчании, разве что использовать язык жестов. Также есть нужно было вдвоём, соблюдая установленные правила по уставу: «Двое и ещё двое должны обычно есть вместе, чтобы один мог смотреть за другим», как мы увидим в карте Двойка пентаклей;

· у каждого брата должна быть отдельная кровать, подушка и одеяло;

· заботиться о больных, давая им всё, что можно до их выздоровления;

· Великий Магистр может дать всё, что угодно и кому угодно;

· каждый Великий Магистр должен при жизни выбрать своего преемника;

· при этом нельзя принимать никакой помощи от женщин, избегать всяческих нежностей (даже с мамой, сестрой, тёткой и другими) и соблюдать целомудрие;

· женщины в Орден не допускались, а женатых рыцарей принимали в братство неохотно, ограничивая их в выборе цветов для одежды (белое не надевать). Ещё после смерти такого рыцаря его имущество переходило к Ордену, а супруга должна была покинуть владения, но ей оказывалась полная финансовая поддержка.

Далее, в 1139 году папа Римский Иннокентий II издал документ (буллу), в котором подчинил Орден только себе и дал ему привилегии – например, освободил от уплаты десятины, разрешил строить свои часовни и иметь кладбища. Подчиняясь только папе Римскому, Орден оказался свободен от всех остальных, что дало ему возможность развиваться и процветать. Вскоре сложилась следующая система: на Святой земле тамплиеры продолжали бороться с неверными, а в Европе создали систему командорств (монастыри и фермы с поселениями), на которых работали люди – эти сюжеты мы видим в картах Четвёрка жезлов и Семёрка пентаклей. То есть, Орден получал земли, которые мог обрабатывать (осушать болота, вырубать леса, вспахивать и засеивать). Между командорствами прокладывались дороги и мосты, которые также охранялись так, что люди могли без опаски ходить по ним.

До 1145 года вышли ещё одни папские буллы, в которых говорилось о том, что освобождаются от грехов те, кто жертвуют в Орден. При этом именно у тамплиеров люди предпочитали хранить свои сбережения, тем более что братья выдавали ссуды под 10% и ввели в оборот «дорожные чеки»: человек мог явиться «в любой офис» Ордена и внести в казну свои сбережения, получив документ с оттиском отпечатка пальца Главного казначея. В пункте назначения он получал свои сбережения, что избавляло его от опасных путешествий с сундуками и ларцами. Благодаря таким нововведениям, Орден вскоре обладал владениями во Франции, Англии и Шотландии, в Испании и Португалии, в Австрии, Германии, Венгрии и в Святой земле. Поэтому тамплиеры тратили массу средств на развитие науки и искусства, вкладывали в математику, строительство и мореплавание – у них были свои порты и верфи, а на кораблях установлены магнитные компасы. При этом во времена голода тамплиеры в одном месте могли прокормить до тысячи человек, поэтому поддерживали людей как могли: мы это увидим на карте Шестёрка пентаклей, говорящей о балансе и справедливости.


Печать тамплиеров с двумя всадниками на одном коне, а на обороте – изображение храма Соломона (ок. 1191 г.). Считается, что на печати изображены Гуго де Пейн и Готфрид де Сен-Омер.


Также важно упомянуть и о структуре Ордена, в который входили:

· Великий Магистр, о котором здесь уже сказано немало, и его мы видим на карте Двойка жезлов;

· маршал, который командовал тамплиерами на поле битвы, занимался поставками снаряжения, осадных машин, лошадей и мулов, оружия и палаток;

· подмаршал управлял мастерами и кузнецами;

· сенешаль был заместителем Магистра, имел печать Ордена;

· командор Иерусалима обеспечивал защиту паломников, идущих к реке Иордан и под его началом находились рыцари-миряне;

· приор или прецептор Иерусалимского королевства, который управлял главной общиной Ордена. Также являлся главным казначеем, распоряжаясь всеми доходами и расходами;

· кастелян (хранитель одежд) работал под руководством казначея и управлял портными, распределял одежду и постельные принадлежности между братьями;

· гонфаноньер командовал оруженосцами, которые не принадлежали Ордену, но служили ему;

· знаменосец нёс знаменитый Босеан, о котором я упоминала выше, и его мы встретим на карте Семёрка жезлов;

· туркопол командовал лёгкой кавалерией (туркополье), состоявшей в основном из уроженцев Сирии и Палестины, воспитанных в христианской вере;

· настоятель молельни отвечал за переносную молельню (круглая палатка в центре лагеря) и украшения алтаря, который тамплиеры брали с собой в походы;

· рыцари и братья-служители Ордена.

Самой большой статьёй расходов были, как и во все времена, конечно же, войны, в которых и тамплиеры и созданный в 1099 году Орден госпитальеров (Иоаннитов) принимали активное участие. Поскольку это были профессиональные воины, то не раз разбивали превосходящие силы армии султана Египта и Сирии, Салах ад-Дина (Саладина), изображённого на карте Король жезлов. Однако в 1179 году Великий Магистр Одо де Сент-Аманд попал в плен после битвы при Мар Айюн – мы его увидим на карте Десятка жезлов, где его увозят в цепях за скачущей лошадью в Алеппо. В том же году он скончался в Дамаске, не допустив своего выкупа или обмена на племянника Саладина, сказав: «У тамплиера есть только пояс и боевой кинжал».

На страницу:
1 из 3