bannerbanner
Скифия-Сарматия-Русь
Скифия-Сарматия-Русь

Полная версия

Скифия-Сарматия-Русь

Язык: Русский
Год издания: 2022
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 4

Скилур, царь Скифии (середина II в днэ) Ольвия была под его властью, о чём свидетельствуют того времени, тамошние монеты с его именем – ВАСIЛЕОС СКIЛОYРОY (Скилур – Сколо-ар, как сколо-та\сколот). С полным основанием полагают принадлежность Скилуру, найденное в Неаполе Скифском, царское захоронение в мавзолее (в нём же захоронения знати). Ещё во времена царствования Аргота, из договора Херсонеса с Фарнаком I Понтийским (179 г днэ) известно, что союзником Херсонеса был царь сарматов Гатал, властвовавший на землях к западу от Дона – то есть, если уже не на землях Скифии, то вплотную – началось выдавливание собственно скифов (из Скифии) сарматами\скифами. Свидетельство этому, в том числе, выступление сарматской царицы Амаги, в защиту Херсонеса против скифов, закончившееся поражением последних (начало II вв днэ). На помянутой посвятительной Арготу надписи под меотами наверняка подразумевались сарматы, если всё же меоты, то вынужденные занимать земли Скифии под напором сарматов. Кстати, в этой связи интересно имя мужа помянутой Амаги, царя сарматов Медосака (Меот-сак, он сармат, меот и сак/скиф) – наряду со многим ранее показанным, оно указывает на общность одного народа – племён скифского круга. Скифы во время правления Скилура потеряли свои обширные земли, сарматы оставили им две Малые Скифии, в Крыму и Добрудже. Скилур, его потомки и скифы не оставшиеся или не ушедшие в Малую Скифию на западе, становятся насельниками Крыма, что отмечено появлением в это время нескольких их поселений-крепостей (Неаполь Скифский, Хабеи, Палакий, Напит и др). Бегством (скорее быстрым отходом) объясняется и то, что в поселении/ставке царя Скилура царю Арготу было сооружено святилище, а не гробница\погребение. К слову, имя царя сарматов Гатала, это версия имени царя скифов Аргота [Аргот\Ар-гет – Гет-ар\Гатал, хетар – погонщик (санс.), чит. правитель], как и имя Гатана – осетинского\аланского (аланы – сарматы) дзуара.

Палак, сын Скилура, царь уже только Тавроскифии [Палак\Пала-ка, пала – пастух\царь, палака – праитель (санс.). Пал – легендарный царь скифов (пала-он – поляне) от па-ар – Перуа: Перуа-хан\Перкун – Перк-он – Палак; Перуа-ка – Палак]. Следует иметь ввиду, что он, как и будучи униженным Скилур, царь собственно скифов Тавриды (или в Тавриде), у тавров/скифов были свои земли и свой центр (точнее тавров\киммерийцев – племени скифского круга, см. ранее и ниже) в Крыму (Таврида – Крым и прилегающие земли). Сообщается что этот неудачник дважды посягал на Херсонес, за что дважды был бит – грустно (для него и им ведомых), но настолько ли? Согласно декрету в честь Диофанта, изданного/написанного в Херсонесе, полководец Диофант был приглашён в Херсонес для войны со скифами. Прибыв в город, он выступил против скифов и был атакован ими, во главе с Палаком. Принял битву и обратил скифов в бегство, это не победа одних, а отступление других (наверняка притворное, как в случае с персами). Подчинив окрестных тавров, отправился на Боспор – тавры не были на стороне Палака. Совершив подвиги на Боспоре, вернулся и “взяв с собою граждан цветущего возраста” (т.е. мобилизовав всех способных к войне, которых в Херсонесе было, как представляется, не менее чем в войске скифов), “проник в середину Скифии”, после чего скифы как будто оставили крепости Хабеи и Неаполь. Когда скифы “отложились” (т. е. вышли из состояния ненападения) “и изменили положение дел” (т. е. вернули всё взад), Диофант вновь “со своими воинами и сильнейшими из граждан” выступил против скифов, но из-за непогоды (!) поворотил к побережью и “овладел Керкенитидой и Стенами и присупил к осаде жителей Прекрасного порта”: Прекрасный порт, это принадлежавший скифам, Калос-Лимен (см. ниже) и его не взяли ни в эту, ни в предыдущую кампании. Палак собрал все свои силы, привлёк ревксиналов (по Страбону, это роксоланы царя Тасия), “Диофант сделал разумную диспозицию” “воспоследовала … победа славная и достопамятная на все времена: ибо из пехоты почти никто не спасся, а из всадников ускользнули немногие” – если у скифов и была пехота, что само по себе странно, то её было несравненно меньше, чем конницы, которой, как раз у Диофанта было мало (из-за моря много лошадей не перевезёшь, а херсонесцы к седлу не были приучены) и “ускользнуть” скифам (непревзойдённым наездникам) от пехоты большого труда не составляло. После чего сразу отправились на Хабеи и Неаполь, далее в тексте декрета пропуск, затем “… бежать, а остальных скифов совещаться о …” – но ведь уже была “победа славная и достопамятная на все времена”, после которой сил у скифов не должно было быть. Таким образом, как минимум, никакого разгрома Палака не было, а с учётом правдоподобности подобного рода агиток, всё было не так грустно для скифов и не так победоносно для Херсона, может быть поэтому декрет сей был вырезан на обратной (не лицевой) стороне постамента – да не вчитались бы! В отличии от несколько стеснявшихся херсонесцев, Страбон уверенно сообщил, что на помощь скифам прибыли 50 000 роксоланов, под водительством, неизвестного херсонесцам, царя Тасия. Сколько было скифов он не знал или не сообщил, но мог догадываться, что если сарматы помогали, то тех, кому они помогали должно было быть, как минимум, в соизмеримом колличестве, в противном случае это должно определяться, как заступничество. Так вот, со слов наслышанного Страбона, объединившиеся варвары – скифы и 50 000 помогавших им роксолан, не устояли против 6000 человек, выставленных Диофантом, и были большей частью уничтожены. Это конечно не эпические истории про 300 спартанцев или сражение при Гавгамелах (см. ранее), но тоже захватывает дух.

Ходарз, последний из известных, царь скифов Крыма (начало I в нэ), сын, может быть предыдущего царя, Омпсалака (Ходарз – Ход-ар-ас, ходча – господин, др. рус., Омпсалак – Оим-опас-ар-ка, оим – воин, опасъ – защита, др. рус., ка – убивающий ~ воин, защищающий и убивающий). Считается ставленником боспорского царя, основателя сарматской династии Аспурга – что, не смотря на подноготную имени Ходарза (Ход-аорс), не означает, происхождение скифского царя из сарматов/аорсов (см. Медосак).

Тасий, царь сарматов/роксоланов, исходя из выше показанного, был главным, после Скилура, правителем Скифии (точнее уже некой Сарматии/Роксолании, конец II в днэ). О роксаланах сообщают, что они до того сожительствовали с меотами (см. выше о недружественных отношениях Аргота с меотами*) к востоку от Дона, где засвидетельствовал савроматов/сарматов ещё Геродот. *Ещё среди арийских племён были саирима и мадры/матсьи (мат-ар\мат-ас – меоты) – вместе сарматы (см. ранее). Тасий оказывал зависимому Палаку некоторую (как представляется не решающую) помощь в противостоянии с Херсонесом (скорее с Диафантом, см. ниже).

Умабий, слелующий известный, главный правитель бывшей Скифии, с некоторых пор уже Аорсии – обединения сарматских племён, царь аорсов (середина I в нэ, Умабий – оиМ-ба). С сарматом Умабием римляне вели переговоры, целью которых была защита, находящегося под их проктератом, Херсонеса от скифов и сарматов.

Фарзой, известный после Умабия, правитель Аорсии, царь аорсов и/или роксоланов, “контролировал” Ольвию, где и чеканил свои монеты [Фарзой – см. Сайтафарн/Сай-та-пар-он – сай-пар – пар-сай – Фарзой, или Ариафарн\Арий-пар-он – (он ~ ас\сай, са – он, санс., саи – сущий, сии\се – этот\это, см. ранее) – пар-ас – Фарзой].

Инисмей, преемник и (полагают) сын Фарзоя, также запечатлён на монетах из Ольвии (последняя четверть I в). С высокой долей вероятности был погребён под курганом, на земле современной Винницкой области (Украина). Инисмей – он-смелый/шумный, иныи – он, шум – сила, самъчии – сановник\(у)правитель, что тоже сагъчии (др. рус.).

Сусаг, царь роксоланов, конца I – начала II вв нэ [Сусаг – се-сак, се – это, или си-сак, си – сверх\супер (др. рус.), что тоже шишка\начальник (см. ранее)\шиш-ка – сис-ха – Сусаг, сас\шаш – убивать, шаша – господин, ха – убивающий (санс.)], в его царствование роксоланы были на стороне (заодно) даков царя Децебала в войне против римлян, возглавляемых императором Траяном. Война закончилась для римлян бесславным миром. От Плиния Младшего известно, что Сусаг ещё до этой войны совершал набеги на римскую провинцию Мезию и делился добычей с Децебалом. Далее Траян, совершив обычные для неварворов мероприятия и нарушив мирный договор, вновь выступил против Дакии, и она была захвачена. Какие мероприятия предпринял Траян нетрудно понять из того, что в этот раз он выступил с гораздо меньшими силами и как раз роксоланы не пришли на помощь дакам, но официально стали получать от Рима ежегодные денежные “пожертвования”. Эти откупные свидетельство силы, стоящей за Сусагом, которая явно превышала возможности одних роксоланов.

Распараган, царь роксоланов (первая треть II в, Распараган – Ар-Сапара-хан). Нет прямых указаний на то, что Распараган занимал пост главы Аорсии, но их (прямых указаний) и не требуется: ему были присвоены два почётных имени Римской империи, которая продолжая на постоянной основе откупаться от сарматов, платила (за ненападение) именно ему. Кроме того, Аорсия (чит. Сарматия) была объединением сарматских племён – Распарагана титуловали царём роксоланов и сарматов. Необходимо отметить: Гатал – царь аорсов активно теснил скифов с их земель, а дотеснил Тасий – царь роксоланов, Умабий – царь аорсов, Фарзой и Инисмей – цари аорсов и/или роксоланов, трое последних прямо названы предводителями Аорсии, кем были и (как выясняется) Сусаг и Распараган – цари роксоланов – то есть аорсы и роксоланы были мало различимы или это два названия одного племени (роксоланы, они же росомоны – аорсы-меоны, меоны – меоты, см. ранее и ниже). Совместно с роксоланами/аорсами, а то и в первых рядах, продвигались на запад языги: по некоторым сведениям, они пересекли Дунай/Истр в первой половине I в днэ, Овидий видел это лично во второй половине того же века. Римскими именами Распарагана были Публий и Элий – их носил император Адриан, правивший в 117 – 138 гг. Адриан неосмотрительно прекратил выплаты роксоланам и получил в ответ силовую реакцию, после которой раздухарившись отправился на войну с реакционерами, но на полдороге передумал, повернул в зад (конечно же появились какие-то насущные проблемы) и продолжил прежние выплаты. Сын Распарагана, Перегрин не известен, как царь Сарматии, но очень вероятно, исходя из того, что за ним остались римские имена/титул, он был преемником отца, просто менее агрессивным, вполне возможно, по причине бесперебойности и достаточности римских выплат (Распараган – ар-Сапарга-он – ар-Са(х)Парга-он – Парга-ар-он – Перегрин, Парга – Перуа-га\Перкун, см. ранее).

Равсимод, царь сарматов (сам вероятно роксолан), совместно с Константином (сыном Константина Великого, находившегося в тылу), в 332 г разбили готов в Паннонии. Далее Равсимод с сарматами (зачем-то) напали на Римскую империю и (якобы) потерпели поражение, после чего им было разрешено селиться практически на всех землях империи (в т.ч. на Апеннинах) – то есть сарматы, как минимум, не были разбиты – поверженным такие подарки не делают. Историк Зосим, служивший в администраци Византийской империи и сильно радеющий за её, а более Константина Великого, славу, сильно преувеличил, написав о полном разгроме сарматов и гибели Равсимода (Равсимод – Арава-сама-та, арава – свободный (хет.), что тоже равный\ровня, сама – смелый\шумный, шум – сила, др. рус.).


Вотчина/Отчизна


Тира – Никоний


Во времена, от царствования Идантира, до творчества Геродота (по Геродоту), на западе Скифии, в бассейне рек Истр\Дунай и Тирас\Днестр обитали племена скифского круга, траспии и/или тирагеты, катиары и/или агатирсы. Скифы – кочевники\споры, к тому времени уже были много далее (на запад), только называли их чуть по-другому (см. ниже). Название реки Тирас скифское, племён там обитавших, и имя Идантира не позволяют сомневаться в их единородстве (саки/скифы – туры/тавры – тирагеты/агатирсы – Тирас – Идантирс). Позже в тех местах были известны стуры/скифы, это одно (или все) из вышеперечисленных племён [Тирас – туры – стуры – Истр, катиары\ка-туры, агатирсы\ага-туры, они же стуры\са-туры, ка\ага (от хан) тоже, что са (от сах), см. ранее, выше и ниже]. То есть названия рек Истра и Тираса близкосвязанные, сакрально же это одно именование (Дунай-Истр – Дне-стр\Тирас), что подтверждает и имя скифского царя (Дунай-Тирас – иДан-тирс). Как ранее было показано, названия значимых (значительных) природных объектов (в первую очередь гор и рек), племён и имён их членов (в первую очередь помазанников божьих) непосредственно от бога\богов. Одно его (бога) имя\обозначение явно [Дах-он – Дан\Дон, Дунай и др., дах\дух – бог, дах – защитник от зла (авес., чит. бог), что тоже натха (санс.)\на-тха – он-дах, см. ранее], другое раскрывается из названия, ещё одной значимой скифской, отмеченной Геродотом, реки (между Истром и Тирасом) Тиарант/Тиранос или Сирет (обратно Тирас, в то время как она приток Истра), которое отсылает к Турану, земле\стране туранцев – туров/саков – эти названия от бога Тархана (см. ранее). Кстати, рукав Тираса – Турунчук, а рукава рек – та же река в другом русле – то есть Тирас, это версия именования Турунчук (Туран-сак). Ошибиться не позволяют, в том числе, названия городов в тех (Истр – Тирас) местах, например, Тырговиште, Турка (на р. Стрый), Тыргу-Муреш (все Тарх). К слову (и месту), приток Истра река Муреш (на которой город Тыргу-Муреш), она же Марис (в описываемые времена), по ней сидели агатирсы: с событиями предвоенного конфликта, приведшего к вторжению персов, был связан, царских кровей, скиф Марсагет [Мар-сак-та/Мар(х)ас-гет, мар – амара – бог (санс.), что тоже мархас (хет.), гет – (с)кит\скиф, см. выше Дах-мархас – Тахмирхис\Томирис]. Древний город на Истре, Истрия – Гистрия (др. греч., как Арес – Хорс) – то есть Истр – Г/Хистр – Хас(у)-тур – тур-(х)ас – Тирас, что тоже Тархан (хасу – хан, ас – он, см. ранее), и там же город Галац [Хортс – обратно иСтр(х), в предыдущих изысканиях была показана изначальное двуединоство богов Хорс(т)а\Хор(т)са и Тархана], кстати, Тургу-Марис (Марс от Ареса\Хорса). Другие значимые скифские реки, отмеченные Геродотом, Пората\Пирет\Прут (Перуа-та), Напарнис (Нап-арьяна, Нап – обратное Пан, см. ниже) или Яломица (недалече город Яремче – Арим-та, см. Арим, аримы\киммерийцы – туры) и Ордесс\Арджеш (Ар-дз – дз-ар – дзуар/бог, см. ранее).

На монетах древниего города Тиры/Офиуссы (при Идантире скорее поселение) изображался бык, над которым надпись ТYР/TYРА – тур/бык (древнейшее олицетворение бога, бог – бык). Кстати, ранее это не было отмечено: древнегреческая буква Y обозначала более звук “ю”, нежели “и”, а обозначения звука “у” не было вовсе – то есть TYP(A) – Тур(а), Идантир – Идантур (Антир – он Тур – Тур-он – Туран), агатирсы\тирагеты – агатуры\турагеты и тд. Помимо того, что тур – тельц – идол – бог (др. рус., см. ранее), а туры – обозначение саков/скифов (саки – туры\туранцы), в древнегреческой версии он (тур/бык) тавр, а бог – деос – то есть название города не древнегреческое. Помимо монет с надписью ТYРА, имели место с надписями ТYРАN и ТYРАNON, которые, с учётом выше показанного, следует читать, как Туран\Тархан и Туран-он\Тархан-он (см. Парфений-он – Парфенон, Пант-он – Пантеон, Галац – Галазион, др. греч.). В поддержку, кроме того, что версии названий племён стуров – стурны, траспиев – транипсаи (тир/тур – тиран/туран), есть монеты с надписью под изображением молнии, с сидящим на ней орлом – это символ громовержца, версии имени которого Тар(у) и Тиррен (Тиран-он), а на другой стороне монет изображения мужских голов, определяемых позднейшими исследователями, как бог “Тирас” – Тирсен\Тирас-он – версия имени Тиррена/Тархана (см. ранее).

Кроме того, бог – защитник, город – ограждённое/защищённое местопребывание: защита – трана (санс.), атрауант\трана-та – дом (авес.) – Туран/Тиррен\Туранон – Туран-он – Тура-он\Тира, он же (город) Опиус(са)/Офиусса – опасъ – защита, что тоже городъ (др. рус.), пасти и пестовать – защищать (пас\пасьяти – защищать, тох.\санс., трана – пас, Туран-он – Опиусса), пещера, пазуха – укромное\защищённое местопребывание. Мало того, город без крепости (крепостных стен) всего лишь селение: Тира\Тура – тура – башня (защитное сооружение, др. рус.)\баш-ня – пас-он – Опиусса\Офиусса (башня\бас-он – бас-та-он\бастион).

Можно добавить, на монетах, помимо изображений треножника – тагана (дах-он – таган\таг-он – очаг – Чак/Сах, см. ранее), имели актуальность (и на монетах др. городов) изображения скипетра (Сах-па-тра), который также посох (па-Сах), тирс и держава (тирса-ва), и палицы/булавы, которая также друг (др. рус., Тархан/Тарх-он – друг, держа-ва, тирс). За изображениями богинь (и на монетах др. городов) видят Деметру, Афину и Кибелу – последняя версия главной скифской богини Табити, а две первых её ипостаси (см. ранее). К слову, как уже не единожды было показано в предыдущих изысканиях, в подавляющем числе случаев русские (др. русские) слова-значения, толкуемые из тюркских языков, наследованы последними от скифов, прямые и ближайшие потомки которых росы/русы (см. ранее): деньга – дань-га (д(х)ана – деньги, санс.) – далее тенге (тюрк.), монета – мена-та (см. обмен). На всякий случай, первые монеты, как утверждают, стал чеканить царь Лидии, Ардис II (678-629 гг днэ): в его правление киммерийцы захватили столицу Лидии, Сарды.

Никоний (Никон – он-хан\кан\гон, что тоже в обратной версии), сегодня на его месте поселение со “случайным” названием Роксоланы, располагался напротив (через Днестр) Офиуссы/Тиры, в предместьях которой по сию пору можно отметить поселения Салганы (Сар-кан), Выгон (хан\гон) и Выпасное, которое, как сообщают, бывший посад Турлаки, на котором никого не выпасали, как в Выгоне никого не выгоняли (интересная встреча: посад/пас-та – пас-ас – Опиусса и Выпасное, Турлаки от Туры, а не Тиры). Кстати, в Белгороде-Днестровском (Офиуссе) и в Салганах есть улица Шабская (сапа – обратно паса, см. ниже Ольвия/поли-олпи), а недалеко селение Шаба/Шабо, при этом город ранее назывался, в том числе, Аспрокастро (Сапа-ар – кастро\крепость, аспада – местопребывание, санс.) и Альбо Юлия (Ольвия – Ольбия, см. ниже). Понятно, что это не крепость Сапары, аспра и алба – белый, который от снежно-белой вершины горы бога-громовержца Арпы (альба) – обители бога Сапары, но единое происхождение названий городов (скорее всего повтор\версии одного).

Во всех справках о Никоние самая главная\важная информация – наибольшее количество монет, найденных на месте поселения\города, из Истрии, далее вывод – имела место политическая и экономическая зависимость от Истрии: в Истрии чеканили монеты скифских и сарматских\скифских царей, а в столице Золотой Орды, Сарае наибольшее (если не подавляющее) хождение имели арабские и византийские монеты.


Ольвия – Борисфенит


Принимая во внимание, помимо силы/власти скифов в тех землях, установку Ариантом (в VII в днэ, не маловероятно, что ранее), если не в самой Ольвии, то рядом (в местности Эксампей) медного котла – символа этой силы/власти, а также проживание в ней Анахарсиса (первая половина VI в днэ), можно утверждать, что подвластность этого города скифам имела место с момента его основания, которое полагают в VI в днэ – точнее это время начала сожительства местного люда, издревле сидевшего на этом месте\поселении, с древнегреческими (которые не из Древней Греции) колонистами. Местный люд – изначально это киммерийцы затем родственные им скифы, что подтверждено археологически. Местный люд дал название, в том числе, своей реке Гипанису\Бугу: Буг – Бог; Гипанис – Коб-он [кобь – обратное слову бог – волхование (др. рус.), см. капище, гобино\гоб-он – богатство\бог-та и изобилие\обилие – б(л)аго\бог, благо – сива (санс.), что тоже бог (хет.), хубата – благородный, авес.], Гаю-пан [гаю\гаити – защищать, пан – господин\господь-он, бааник\ба-он (ба – бог,) – ворожей\волхв (др. рус.)] или Ка-пан [го-па, гуп, гопана – защищать, защитник, защита (санс.), ка – он (лув.), кыи – который (др. рус.), как в слове каган\ка-ган, кахан\ка-хан (хан – убивать гхана – убийца (санс.)]. Колонисты (“др. греки”) стали сожителями в Ольвии, а не “сменили скифов”, что, как мантру, повторяют недревние источники. Мало того, может быть не случайно на монетах Ольвии, с именем Орика, изображён орёл, схвативший дельфина, на других монетах орёл и слово\имя АРIХ взаимовписаны, а на примерно того же времени монетах орёл клюющий\терзающий дельфина: (как полагают) дельфин – символ греков/колонистов, орёл – Орик/скиф. Название поселения\города – ОЛВI/ОЛВIО – Олби(я), позже Ольвия, как например древнегреческое название титула правителя базилевс – василевс. Название это связанно со словами-значениями: арбуи – жрец, алпаут – боярин, лепеи – знатный (др. рус.), раба – господин (авес.), что тоже рабаум – царь, арава – свободный\достойный (хет. раба\арава – Олбия\Олвия) и ровня/равный – связанные со словами-значениями рави – бог солнца и прав – защищать (санс.), далее деревня/та-арав-он – защищённое местопребывание, что тоже кров, хлев/(х)ЛеВ (см. Херакл – Еракл, др. рус.) и урва (санс.), халабуда\хАЛБ-та и лабаз, он же лавас (жилище, др. рус. лабаз\лавас – Олбия\Ольвия). Все привлечённые слова-значения от (последующие версии) обозначения\названия Арпа – гора\местопребывание бога-громовержца, которая в стране\местопребывании (руп, санс.) Лувии (Ольвии), в которой пребывали лиды\лидийцы (они же люди), а главным почитаемым богом был Тархун (Тархан, см. ранее), у ариев-скифов это Эльбрус (Арпа – Арпа-Хорс\Эльб-рус – ОЛВI). Ошибиться не позволяют, появившиеся позже на монетах Ольвии надписи ОЛВIО/ЕIРНВА (Н – ита/и др. греч.) и ОЛВIО-ПОЛI: обратное ОЛВIО, слово ПОЛI древнерусское\скифское, имеющее то же значение, что поле (местопребывание), оплот (защитное сооружение), палата и полати (жилище/местопребывание, пола-та), что тоже барак, хибара, балок и балаган – все они от слов-значений ба – бог, (далее) и оберег\оборона/ба-ар-он – защита (др. рус., см. оберег – барак), что тоже па, пала и палана (защищать\защитник, санс.), и оплот (в нематериальном значении). Такое же, защитное толкование имени лувийского бога – защитника ворот, Апалюнаса, последующую версию которого – Аполлона, как Дельфиния и Врача, почитали с особым тщанием в Ольвии [Гойтосир\ход-сир – бог-стрела – теле-бана (тельц\идол – бог, бана – стрела, санс.) – телепан\дельфин -Телепин(у)\та-АЛПА-он – обратно ка-пала\Купало и пала-он\Апол(л)он (та и ка – он, санс. и лув.), Врач – варити – защищать (др. рус.)]. ПОЛI\поле явно в названиях древнерусских поселений, Полтескъ\Полоцк, Ополье (несколько), Треполь\Триполье, Юрьев-Польский (с поляками никоим образом не связанное), Копыль (Ка-поле\Коб-ар – Купала\Аполлон), Каргополь, Оболенск. Кстати, название древнерусских городов Любеча, Любутска и Любомля вполне здесь также к месту (ОЛВI-та – Любеч). Мало того, имели место монеты с ОЛВIО/ВАЕР: вора/вара – огороженное/защищённое место, варна – покров (как защита) и ОБОЛОчка (др. рус./санс.), варити\варовати – защищать (др. рус. см. др. рус. город Овруч\вора-та). К слову: Ольвия ещё и лава\лавка (как строение) – скамья\сак-ма – сакля (жилище\местопребывание, изначально скифское); от слова-значения хлев\местопребывание также древнерусское\скифское лавра – изначально поселение, от которого, через древних греков, Лувр, кстати, вора\вара – Версаль. Показанное безусловно согласовывается со значением защита слова\надписи ПАYС (пас\опасъ – защита, тох.\др. рус. и др., см. выше) на монетах, предшествующих, с надписями ОЛВI/ОЛВIО и их версиями. К слову, ПАYС + ПОЛI – полис, как ПОЛI + ОЛВIО – плевел – защитная ОБОЛочка\ПЛЁнка зерна (см. город Плевен – плев\прав-он, прав – защищать, санс.). Кроме того, полис – город – огороженное\защищённое место – крепость\(к)арпа-аста – твердь\та-вара-та. Та же подноготная, но с силовым уклоном (бог – убийца\защитник, защитить мог только убийца, см. ранее), у названий скифских имён, ЛИПОксай, АРПОксай, СкифАРБ/СкитАРВ (и подоб.), которые в ряду с обозначениями, ловъ – гон (охота\убийство), опала – гнев (гон) и гибель (кобь-ар\ка-боль – опала), врап – сила, далее алпаут – боярин\воин (др. рус.), что тоже аурван\арва-он – воин (санс.\авес.).

В наибольшем количестве известны (найдены) ольвийские монеты с изображением бородатого бога с рогами (аверс) и скифского оружия (секира, лук, колчан-горит), с надписью ОЛВIО на обороте. В главном этой легенды, бородатом и рогатом полагают речного бога Борисфена, именем которого были названы, река (совр. Днепр) и тесно связанное с Ольвией, более того, как полагают, её предтеча, поселение Борисфен или, как (также) полагают, Березань. На монетах “античной греческой колонии” Ольвии запечатлён бог скифской реки Борисфен, согласно самим древним грекам, отец царя тавроскифов Фоанта (Панта) и дед первоскифа Таргитая, и скифское оружие. Рогатый бог и надпись ПАР ОЛВIО на других монетах позволяют толковать имя/наименование Борисфен, как Бориспан\Перуа-сапа-он, что тоже Борисван\Перуа-сива-он [сива\зив – бог (хет.\др. рус.), он же Сафа\Сапа (осет.\алан., см. ранее), спан\сапа-он – святой (авес.) – сива-та)] – более представительное (по понятным причинам), нежели реки Пораты (Перуа-та). Такое толкование поддерживают другие названия, реки – Днепр [Да(х)-он-Перуа] и Бузан (хазар., Боже-он – Бог-он, см. река Буг), поселения “городского типа” Борисфен – Березань [Перуа-сень, сень – защита\укрытие (др. рус.) и далее сени – местопребывание (что тоже асани, санс.), сень-та – занту – селение\город (авес., см. спан также спэнта)] и села на месте Ольвии – Парутино – Перуа-та или тоже, что индоарийская Бхарата (см. ранее). Кроме того, в древнегреческом написании названия реки Борисфен на месте буквы ф стоит буква тита/тета – то есть Бористен: при том, что Истр – аста-ар, Днестр – Дн-аста-ар [аста – местопребывание (санс.), что тоже стая и стан (др. рус.), ар – солнце\бог, см. ар(и) – святой (санс.)\сива-та, сива\зив – бог], Бористен – Борей-стан\Перуа-стан. Первый звук в обозначении\имени бога Перуа\Пирвы, который позже Перкун\Перун, изначально “б” (см. ранее бах – бог или ба, др. рус., ба – па, па-ар – Перуа): согласно убеждениям палайцев, лувийцев и хеттов, боги (в том числе Перуа\Пирва) пришли (как выяснилось, и сами почитавшие их) из-за моря, с севера, а выходцы из Малой Азии – древние греки называли\именовали, находившегося на севере, в Скифии, бога северного (же), БУРного ветра, Бореем [Бореас – “северный” (др. греч.), что тоже “антас” – северный ветер (этрусский\этрус.), антас\анта-ас – анта-ар\нечер – бог, что тоже сива – сива-ар – север, см. ранее]. Борей, кстати, был сыном Астрея (см. Истр\Тирас – этруски\тирсены от Тархана, версия\ипостась которого Сатурн, см. ранее) и обитал\возлежал на горе громовержца, Эльбрусе (Арпа-(Х)орс, см. ранее), что, с учётом рогатости бога и здесь выявленного, склоняет видеть в нём Сапару\Сварога или его версию [Арпа – гора\местопребывание бога-громовержца Сапары\Тархуна, версия которой\которого Олбия (Арпа – Альпы – Ольбия), Бореас\Перуа-ас – ас-Перуа – Сапара\Сапарга – Сварог, см. ранее]. Все эти толкования не исключают друг друга [см. напр. бах – бог, бху – земля\страна (санс., чит. местопребывание) или земь (др. рус.) – са-ма – со(л)нце-месяц или (версия) массан\мас-сан – бог (лув.), маса – месяц\луна, сан – солнце]. В одном из декретов\надписей Ольвии помянуто, проживавшее в тех местах, племя савдаратов (сва-тур-та, тур – рог, сватур – Сварог, см. ранее). Кстати, Орик – рог\бог и лик\бог (см. ранее и выше).

На страницу:
3 из 4