Полная версия
Скифия-Сарматия-Русь
Спаргапиф/Спаргапит (см. скиты/скифы), царь Скифии (предположительно конец VII – начало VI вв днэ), весьма вероятно царица массагетов (закавказских саков) Томирис и её сын Спаргапис, победившие (около 530 г днэ) персидского царя Кира II, были его родственниками или даже заграничной семьёй, оставленными на правлении на завоёванных землях по возвращении в Скифию [Спаргапит – Сапарга-пати, Спаргапис – Сапарга-пас, Сапарга – Сапара/Тархан, Сапара – сапа-ар – сапа-ас\шубаш – военачальник (др. рус.), пати/па-та – защищать, покровительствовать, управлять (санс.), что тоже пас/опасъ (тохарский/др. рус.), вместе (пати, пас) пасти/пастух. Как ранее показано, имя Томирис, которое также Тахмирих (др. иран.) – Дах-мархас (мархас – бог, хет., что тоже масана\маса-он, лув.) – Дах-маса-та/Тагимасад – скифский бог власти, см. ранее].
Лик, царь Скифии, сын и преемник Спаргапита, (начало VI в днэ), его имя выше раскрыто (см. Лигдамид).
Гнур, царь Скифии, сын и преемник Лика (начало VI в днэ), полагают его другое имя Давкет [Гнур/Гон-ар, гон/хан – убивать, (др. рус./санс.), Давкет/Див-кат, кат/гад – изначально убийца (др. рус.), кхад – убивать (санс.), которые от обозначения ход/бог, см. ранее, как Дав(кет) – давить/сильничать от Дий\див\дьяус/].
Савлий, царь Скифии (середина VI в днэ), правнук Спаргапита [Савлий/Сива-ар (см. арьяна -аланы, сива – бог, хет., от зив\див) – Сварог, см. предыдущие изыскания], он же (как полагают) Кадуит (Ход-та или Кад-та, см. Давкет). Прославился убийством своего брата, известного всей мировой научной общественности того времени, мудреца (на всякий случай – скифа) Анахарс(ис)а (он-Хорс), якобы за то, что “перенял чужие обычаи” (Геродот). Также известный мудрец (скиф), предшественник Анахарсиса, Токсарис/Тохарис (Дах(х)Хорс) избежал подобной участи или о том не сообщили, потому как был не царских кровей. Как сообщил Геродот, Анахарсис был убит в Гилее – области в низовьях Днепра, недалеко от древней Ольвии, в которой была обнаружена, современная рассматриваемым событиям, надпись, сделанная “Анаперром сыном Анахирса, сколотом” (Анаперр – он-Перуа-ар, как Анахирс – он-Хорс).
Иданфирс/Идантир, сын Савлия, царь Скифии (“царь великого скифского царства”, Геродот), правивший во второй половине VI в днэ, упрощённая версия его имени – Антир [то есть Идантир – Да(х)-он-тур, да(х)-он – тиуна – бог (хет.), тиун – правитель, тунии – лучший (др. рус.), да (от дах) – давать и править (санс.), Ан-тур – тур-он – Туран – (он – от хан) – бог Тархан, см. ранее]. Кстати, версия Антир бузусловно указывает на имя Идантир (не Иданфирс). Идантир первый известный царь, при котором Скифия была подвержена серьёзному, мирового масштаба, иноземному вторжению, под его руководством это вторжение было успешно отбито. Вторжение организовал и возглавил персидский царь Дарий I, который Великий, и этот эпитет он заслужил более многих Великих, под его властью было множество стран и народов – это была империя, армии которой не было равных (см. ранее). Дарий до того уже попробовал на крепость азиатских скифов – саков, имя царя, принимавших на своих землях супостата, и перипетии того противостояния достоверно не известны. Известно лишь то, что, согласно победной надписи Дария, саки понесли урон, был пленён некий Скунха (Сак-он-ка) и “Страна стала моей”, а в переписке персидского царя Антиоха III и правителя Греко-Бактрии Евтидея, последний объясняет целесообразность нахождения его на столь высоком посту необходимостью противостоять сакам, которых не смог покорить Дарий I. В этой связи можно добавить, что и европейские скифы, от которых он спасся бегством, числились у Дария, как покорённые. В первых изысканиях (НГС) была показана несостоятельность версии Геродота хода вторжения на землях Скифии, в том числе столь глубокое проникновение вторгшихся. По более правдоподобной версии, более осведомлённого, нежели Геродот о вторжении персов, Ктесия, столкновения Дария со скифами происходили где-то между реками Истром\Дунаем и Тирасом\Днестром. Геродот, описывая географию Скифии, начинал её от Истра – то есть персы зашли в скифские земли, но до столкновения с аборигенами продвинулись недалече – но ведь там (в местах столкновения) была “сплошная безводная равнина” (Страбон), а скифы, как будто бы, должны были подольше измотать врага – то есть дать им, как минимум, пройти всю “Пустыню гетов” (Страбон). Скифы рассчитали допустимую глубину (расстояние) проникновения персов, исходя из, как можно большей, удалённости от места наиболее вероятного их (персов) спасения (переправы через Истр/Дунай) и достаточно безопасной близости к скифским центрам, которые располагались на восток от Тираса/Днестра.
Скопас(ис) – скифский царь, по Геродоту, командовал главной ударной (наиболее активной) силой скифов, противостоящей Дарию I, частью которой были са(в)роматы\сарматы, (далее дословно) это войско принадлежало первой из трёх частей скифского царства. По Ктесию непосредственным руководителем изгнания и разгрома, не успевшей убраться, части войска Дария был скифский царь Скифарб\Скитарб: Скопас – Сак-пас, Скифарб – Скиф-арб/арпа, пас/опасъ – защита (тох./др. рус), пас – власть (лувийский/хеттский), арб\арпа – рабаум – царь (лув./хет.), арбуи – жрец (др. рус.), раба – господин (авес.), алпаут (арпа-та) – господин/боярин (др. рус.). Скитарб версия имени Арпоксай (Сак-та-арб – Арпо-ксай, сак – обратно ксай).
Таксакис (Дах-сак) – был царём третьей части скифского царства, в войне с персами он (со своими воинами) входил в состав основных сил под командованием Идантирса, куда также входили отряды несобственно скифов (будины, гелоны и др. племена скифского круга).
Ариапиф\Ариапит, преемник Идантирса на посту царя скифов (полагают во второй четверти V в днэ). Ариапит не был сыном Идантирса, не только потому, что информация от Геродота этого не содержит: был найден перстень сына Ариапита, Скила, на котором, помимо его имени, имя некоего Аргота – как обоснованно полагают, деда владельца сакрального атрибута/украшения (дед – дух – защитник/оберег). Откуда взялся Ариапит нетрудно выявить: Ариапит\Арпа-та – та-арпа (та – это\он) – он-арпа – Скиф-арпа – Скифарб\Скопасис, или Ариапит\Ар-пати – Арий-упат (арий – сак, упат – правитель, что тоже алпаут, др. рус. – буквально Ариапит) – Скиф-алпаут\Скифарб. Идантир – Антир и Скопас – Скифарб – Ариапит не наличие более, чем одно имени – это интерпретация и передача одного имени. Ариапит был убит царём агатирсов Спаргапитом (имя которого – см. Спаргапиф).
Скил – царь Скифии, сын Ариапита и “матери-истрянки” (Геродот, т. е. она из Истрии), самый засвидетельствованный и оскандаленный скифский царь (~ вторая треть V в днэ). В непосредственной близости от древнего города Тиры/Офиуссы, в древнем же Никоние (он-хан, совр. Роксоланы, роксоланы – сарматы) найдены монеты с надписями СК, СКY и СКYЛ, датируемые 475-450 гг днэ. Надпись Скил расположена на аверсе монет, над изображением хищной птицы, за которой видят сову: имя Скил\Сак-ар означает не только сак, но и сокол, изображение которого на монетах с чуть увеличенной головой – например, на некоторых монетах из Тиры быки более лани, а кони с ослиными головами (относительно тулова, голова осла больше, нежели голова лошади). Если это всё же сова, она же сипуха, сыч и пугач – филин (др. рус.), тогда это Дий (дах\дух – бог) в образе птицы древнерусской (чит. скифской) мифологии: Дий\див – зив\сива (бог, хет.) – сова – Сафа/Сапа (бог\дзуар, осетин\аланов – сарматов, см. ранее) – сипуха, сива – бог – бог-та – пугач, как сива/зив – звук (см. ранее), который пугающий (пугач/филин), ночю невидимая, с верхушки дерева (места бога) издавала эта птица. То есть изображение на артефактах совы вовсе не является (как утверждают) признаком почитания богини Афины (сова её символ). Связь Афины с совой, как видится, раскрывается из другого обозначения птицы/совы – лунь: сокол/хор представлялся посланником солнца/хора, сова – луны (луна – лунь), обе птицы хищники – убийцы/воины, как скифские воинствующие, бог Хорст и богиня Аргимпаса, версия которой Афина (см. ранее). Скила ославил Геродот, обнародовав информацию (рассказ\повесть или легенду\миф) о падении нрава – измене скифским обычаям, за которую (де) он был лишён царских полномочий. Полагают, что измена Скилом дедовским обычаям от его матери истрянки (уроженки Истра), это определение не подразумевает однозначно нескифское происхождение родительницы (см. выше).
Октамасад – сын Ариапита, его мать одрисского происхождения (см. ниже), брат и преемник Скила, казнённого (братом-преемником), как полагают, около 447 г днэ. Прегрешения Скила, если таковые имели место, были увидены “скифскими главарями”, которые передали увиденное (или свою интерпретацию увиденного) “всему войску” – всему честному народу, который поверив не помазаннику божьему, но “главарям” без доказательств, скинул законного царя. Новым царём провозгласили Октамасада. То есть, это был по сути насильственный передел/захват власти, вернее некоторой части власти, так как по смерти Ариапита, по сообщению Геродота же, власть над Скифией перешла к Скилу “вместе с” Опией, женой Ариапита, матерью их сына Орика. Скил бежал к царю одрисов Ситалку, но был выдан в обмен на скрывавшегося у скифов брата Ситалка. Ранее была вскрыта подноготная имени Октамасада: Тагимасад – Дах-маса-та – (дах\бог, что тоже ход\худо, см. ранее) – Ход-маса-та – Октамасад. Здесь можно предложить приземлённое толкование: Дах\Таг – дуг – сила, дукс – господин\господь-он, что тоже (обратное) ходча, хоть – воля (чит. сила), кат и кудерьма – палач (кхад – убийца, санс.), маса – муж, мочь\можение – сила, далее вельможа и мастер (др. рус.).
Эминак. В Ольвии были найдены, как считают, времён правления царя Скила, серебрянные монеты с именем некоего Эминака, по неизвестности, определённого\зачисленного в наместники скифского царя (полагают Скила) в Ольвии. При том, что нет монет царя Октамасада, а у царей, Скила и Орика они были медными – царский наместник мог позволить себе серебрянную монету? Кстати, на этих монетах, на реверсе солярный знак, а на аверсе, как уверяют, “коленопреклонённый Геракл, в львиной шкуре, натягивающий лук” – характерный скифский мотив, это родоначальник скифских царей Тархан/Геракл, приземлённая версия которого родоначальник скифов Таргитай. Датировки монет Эминака неуверенные, их разброс 470 – 425 гг днэ, поверхностно же можно определить, что монеты Эминака примерно одного возраста с монетами Скила – скромные, стиль и расположение надписи\имени на аверсе сходные, монеты Орика с более изощрёнными изображениями, надпись\имя на реверсе вписана в крест “спиц колеса” или контуры орла\сокола. Недоразумение с монетами подсказывает обратиться к поминаемому Геродотом, опекуну\управляющему царя Ариапита (предполагают в Ольвии), Тимну. Попытки признать Тимна нескифом, по той причине, что имя у него карийское, стоит признать безосновательными, ибо, как ранее показанно, карийцы, каковым был и сам Геродот, изначально туры\тавры (Тимн – Дам-он, см. Дугдамме\Дах-Дам-ма, Геродот – Хорт-то). Столь подробный пересказ истории скандала со Скилом Геродотом, не знающим последующего за Октамасадом царя скифов, свидетельствует о том, что сведения были получены историком не ранее 447 г днэ (свержение Скила, воцарения Октамасада) – то есть опекун\управляющий Ариапита (по истечению стольких лет) не мог что-либо сообщить интересующимся. В тоже время, Геродот “узнал от Тимна, опекуна/управляющего Ариапита” то, что узнали от Геродота (в т.ч. через 2500 лет) его читатели – то есть историк мог узнать сведения от Тимна опосредованно, через время, и из повествования (пересказа Геродота) не следует, что сведения (от Тимна) содержали перепетии перехода власти от Скила к Октамасаду. Однако, правление Ариапита условно датируют 480 – 460 гг днэ, Октамасад стал царём в 447 г днэ (позже этого события Геродот ничего не сообщил\не знал), мало того, как установлено, после путешествия\сбора информации он поселился в Афинах около 446 г днэ – то есть после смерти Ариапита прошло 13 лет и Геродот вполне мог встретиться с его соратником. Название титула/должности Тимна (по Геродоту) эпитроп толкуют, как “опекун”, “управитель” и подобное, но: эпитроп – пати-арпа, пати – упат\ипат – правитель\воевода (др. рус.), арпа – алпаут – боярин – то есть изначально это обозначение должности, следующей за царской, со временем перенесённое на более низкий уровень, как рабаум – царь (лув.\хет.) опустилось до алпаут – боярин, хасу/каши/ксай – царь (хет.\санс.\скиф.) до (просто) хозяин, что тоже в случае с тиуна – бог (хет.), далее тунии – лучший и тиун – управляющий (др. рус.). И наконец, Тимн – та-оим-он – оим-он-та – оим-он-ка – Эминак (оим – воин, та/этот – кыи, др. рус., ка – ха\ага) или (буквально\просто) мъногыи – сильный (др. рус.). Соответствие имён Тимн – Эминак не менее возможное чем Скопас – Скифарб.
Орик – как сообщил Геродот, сын царя Ариапита и скифянки Опии, брат Скила и Октамасада. В Ольвии были обнаружены монеты-оболы, датируемые 430 годами днэ, с надписью АРIХ, что даёт основания полагать царствование Орика. В ряду исторических скифских царей Орик отсутствует по той простой причине, что сведения о событиях в Скифии в 430-е годы уже не были доступны Геродоту. Большой интерес представляют изображения на монетах-оболах (обло – круглый, др. рус.) Орика. На аверсе изображение, как утверждают, головы Медузы Горгоны – только вот лицо не греческое и скорее не женское, а главное вместо волос не змеи, но солярные символы (протуберанцы). На реверсе орёл, схвативший дельфина и имя Орика: орёл изображён в полёте (распластан), в виде креста – символа солнца (орёл – орлик – Ор(л)ик, см. со(л)нце, крест – кречет/сокол – хор – обратно Орик). Кстати, на, того же происхождения, монетах орёл изображался (и) на колосе, как “сова” на монетах из Тиры, мало того, этот ольвийский орёл на колосе больше гусь, нежели тирский сокол – сова.
Из известного можно сделать логический вывод. Как выше помянуто, агатирсы\скифы обитали на западе Скифии и были заинтересованы в возврате приоритета (условно) Истрии – Тиры\Никония, который перешёл после Идантира к Ольвии – Борисфену по воле Ариапита (Скопаса/Скифарба) и согласно объективной реальности того времени (Ольвия была много более хлебным местом, в прямом и переносном смысле). Ариапит был сыном и преемником Аргота (см. перстень Скила) – царя той части Скифии, на земле и под контролем которой была Ольвия. Ранние\древнейшие монеты Ольвии и других городов\поселений на скифских землях (Скифии, Боспора и окрест, см. ниже) изготовлялись путём отливки – такой технологии изготовления монет не было более нигде, как не изготовлялись в других местах монеты-стрелки (в форме наконечников стрел), переходные монеты-стрелорыбы и монеты/дельфины (в форме дельфина, см. ранее лучник\стрелок Гойтосир – Телепин – Аполлон/Дельфиний, от стрелы к дельфину), что является одним из подтверждений скифского (недревнегреческого) начала городов Северного причерноморья. Возраст монет определяют по аналогам или по древности культурного слоя, в котором монеты были найдены – аналогов нет, а по культурному слою можно определить только время, когда они имели хождение, а не когда были выпущены\изготовлены (древнейшие примитивные монеты-дельфины, а то и монеты-стрелки находили вместе с качественно изготовленными монетами-оболами). Однозначно можно утверждать, что сначала скифы в качестве денег использовали наконечники стрел, затем изготовляли и пускали в оборот последовательно: наконечники-монеты (полуфабрикат наконечника), монеты-стрелки, монеты-стрелорыбы, монеты-дельфины и монеты-оболы (круглые, современной формы, но литые). Монеты-дельфины Ольвии с надписью АРIХО – монеты Аргота (Арихо-та), а не Орика, правившего много позже и выпускавшего, соответствующие тому времени, монеты-оболы с надписью АРIХ. Не исключено, что последующие за “дельфинами” Аргота, ольвийские круглые монеты с надписью ПАYС – монеты Ариапита (Скопас\Сак-пас – пас\ПАYС), ровно также, как на других монетах тех времён, наряду с ТYР/TYРА, имели место надписи\слова (с тем же значением) ТY, ОЛВI – ОЛ, СК – СКYЛ. Вслед за монетами с ПАYС начали выпускать с надписью ОЛВI\ОЛВIО (Ольвия): имя СкифАРБ по-другому СкитАРВ (см. ниже), как и название города Ольвия – Олбия, где позже появились монеты с надписью ОЛВIО/ЕIРНВА – Скифарб/Скитарв?
Царь агатирсов Спаргапит убил Ариапита ради перехода власти к Скилу, связанному по матери с Истрией. Скил, прийдя к власти, попытался вернуть былое верховенство – не случайно его монеты отливались в Никоние. Причины и движущая сила незаконного прихода к власти Октамасада, связанного по матери с Одрисским царством, имевшим виды на Истрию и пытавшимся увеличить своё влияние на Скифию, вполне понятны (обычную жажду власти можно и не упоминать). После гибели Ариапита власть перешла к старшему сыну Скилу и Опии – супруге-скифянке, матери Орика, который, как истинный скиф, должен был стать царём скифов, но был к тому времени малолетним. Гарантом перехода власти, по достижении совешеннолетия, к Орику был военачальник\царь Эминак (см. Идантир – царь Скифии, Скопас/Скифарб – царь части Скифии), он же был фактическим правителем Скифии до воцарения Орика.
Саммак. На месте древнего поселения/города Нимфей, на Боспоре были обнаружены монеты с надписью САМ и САММА, датируемые 409 – 405 гг днэ, там же были открыты скифские курганные захоронения (оружие, гривны, сопровождение конскими захоронениями), начало которым было положено в VI в днэ, когда не существовало Боспорское царство, что даёт все основания для признаия их монетами скифского царя Самма(ка) [Самма – Сам-оим, сам – шум – сила, оим – воин, самчия – (у)правитнль\руководитель (др. рус.), заима – победоносный (авес.)]. Это позволяет толковать, как всем кажется, нескифское название древнего поселения: Нимфей – Нимтей – он-меот – обратно Тамань (что в соответствии с их взаиморасположением – напротив, через Киммерийский/Керченский пролив, см. ранее).
Атей – царь Скифии (358 – 339 гг днэ). О том, что Атей был царём всей Скифии свидетельсвует то, что, с одной стороы, он успешно воевал с фракийцами (трибаллами и македонцами) и ему принадлежал город Истрия, с другой, времени его правления соответствуют монеты, Ольвии, с надписью\именем АДЕI, ТЕО и АТН (Т – тета) и Тиры с ДI [Да(х)/Дий, да – править (санс.), дахи/даи – скифы]. Как утверждает Орозий, всё же потерпел поражение от Филиппа II (македонского), но без потери земель и суверенитета, скифы “были побеждены коварством Филиппа”. В ходе этой битвы было захвачено двадцать тысяч детей и жён скифского народа, уведено великое множество скота, …” – ни слова о битве и боевой добыче, Истрия осталась у скифов, хотя её захват (скифами же) был причиной нападения Филиппа – то есть довольствовлись грабежом. Мало того, на обратном пути македонцы были атакованы трибаллами, которые не имели шансов супротив скифов, Филипп был тяжело ранен, а воины его “обратившись в бегство, побросали награбленное” – то есть награбленное, которое, в описываемых колличествах, доставшись трибалам, дало бы им такое подспорье, что Александр наверняка не стал бы Великим. Кстати, из того же источника следует, что Филипп с сыном Александром и до того ходили в Скифию пограбить (для разбоя, у Орозия) – потому как победные итоги не обнародованы, положительных для себя результатов не достигли.
Когда Александр Македонский был на пути к эпитету/титулу Великий, его полководец (наместник/префект) Зопирион “собрав тридцать тысяч войск, дерзнул пойти войной на скифов и, разбитый наголову, был полностью уничтожен со всеми своими войсками” (Орозий). Необходимо отметить, с тридцатитысячным войском Александр начал поход против персов, а Зопирион с таким же войском “дерзнул” пойти против скифов. К слову, ранее было показано немакедонское и недревнегреческое происхождение имён Зопириона (Сапара-она) и Александра – последнее носил царь Вилусы/Трои, наиболее вероятно лувиец\этруск, Алаксанду и ни у кого не возникает соблазн признать в нём македонца или эллина (Алаксанду\Ар-хасу-он-та – Арий-ксай-он-тур – Александр, см. Дий-он-тур\Идантир, тур – турс\этруск). При том, что Зопирион дерзнул в 331 г днэ, а правление Атея длилось, как полагают, до 339 г днэ, скифы ликвидировали вторжение под руководством преемника последнего. Начало правления следующего известного царя Скифии, Агара относят к 328 г днэ – если это датировние верно и не он побил Зопириона, это мог сделать кто-то из тех, чьи имена на монетах Ольвии и Керкинитиды тех времён: АРIС, МОСХ (оиМ-сак), СК (Сак) или НРОN (Арий-он, см. арьяна, Ариант).
Агар, царь Скифии, известен из сообщений о его участии в событиях на Боспоре (309 – 310 гг днэ), к которым (сообщениям), как представляется, следует добавить, тех же времён, монеты из Ольвии с надписями АГО, АГА и ХIАР. Имя царя, как представляется, изначально от бога Хора, со временем приобрело более приземлённые значения: ахура – господин, начальник (авес.) и гридь\гринь – воин (др. рус. хор\гор-он – гринь). Агар вооружённо отстаивал интересы законного царя Боспора, Сатира II от посягательств на трон брата Евмела, на стороне которого были сарматы, во главе с их царём Ариафарном – первым известным царём сарматов (Ариафарн – Арий-Перуа-он\Перун, если уже не Арий-барин\боярин). С обеих сторон основные силы были представлены племенами скифского круга, это было первое известное, большого масштаба противостояние/война собственно скифов и сарматов (см. ниже). Как имеющий под рукой основные силы, царь сарматов Ариафарн командовал войском, желающих отобрать трон/стол. У отстаивающей закон стороны, военное руководство, совместно с Сатиром II, осуществлял “командир наёмников” Мениск – при том, что скифы были подавляющей частью войска и ни о каких наёмниках не сообщается. Мало того, после погибели боспорского царя, армией “временно командовал командир наёмников Мениск”: слово-значение “временно” употреблять не стоило, оно лишнее и подталкивает к заключению – это полководец (наверняка царевич) скифов, что подсказывает и его имя (Мениск\оиМ-он-сак – оиМ-он-ка\Эминак – Тимн, см. выше, кстати, воин – оим и оиминь – оим-он). Пришедшиеся кстати, имена Тимна и Эминака (или Тимна/Эминака), с учётом показанного о их носителях выше, склоняют обратить внимание на ольвийские монеты тех времён, с обозначениями МОNI, МЕ и NI (Мениск). К годам царствования Агара относят военную поддержку скифами одрисов в войнах против Лисимаха, соратника Александра Македонского, правителя Фракии. Одрисы замирились с Лисимахом за спиной скифов, в результате последние были выдворены из Фракии – то есть Скифия, в те времена, от Фракии до Боспора.
Сайтаферн\Сайтафарн. Согласно “Декрета Протогена”, начала III в днэ, один из граждан Ольвии, Протоген, когда в казне не было денег, трижды откупал город от скифов\сайев, предводимых царём (сайем) Сайтафарном: при том, что казна не всегда была пуста, а небедных граждан было много, это была систематическая дань – то есть они (граждане Ольвии) были подданными царя скифов Сайтафарна [Сай-та-варн, варн – варь-он, варь – сторожение, варнак – сильный, лихой (др. рус.), Сай-та-парн, табарна – царь (хет./лув.) – та-барна – он-Перун или он-барин\боярин]. Времени царствования Сайтаферна соответствуют, как представляется, его монеты из Ольвии с надписью\именем САТYРI [Сай-тур – Сай-тавр-он\Сайтаферн] и Керкинитиды с ICTIEI.
Канит. Этого царя, правившего в первой трети – середине III в днэ, считают правителем Малой Скифии (земли на юго-запад от Истрии, позже Добруджа), но известно это название и определение (земли/страны) от Страбона (I в днэ), писавшего после (~ через 100 лет) того, как под родственным натиском сарматов скифы сосредоточились в Малой Скифии, что произошло много позже царствования Канита (см. ниже). Исходя из того, что скифы, при царе Агаре, были вытеснены только из Фракии (313 г днэ), ко времени Канита эти земли уже давно были частью Скифии. Имя царя, известное из надписи в Одессе/Варне и немалого числа его монет, явное (Канит – Кан-та – кан-ас\князь, кан-га – ка-ган). Легенды монет Канита, найденных в Добрудже, не отличаются от таковых, тирских, ольвийских и керкинидских, в том числе с орлом, сидящим на молнии (см. ниже).
После Канита еще несколько скифских царей отметились своими монетами в Добрудже, с невыясненной очерёдностью, сменяя друг друга, на протяжении около полутора веков. Имя одного из них Акроса/Акросака (Хор-сак) можно различить на ольвийских монетах с АК, КРI. Ещё один царь Тануса/Танусак более явно засвидетельствован монетами, тех же времён, из Ольвии – ЕДN, ЕДNI и IАДN, это же имя, как полагают/восстанавливают, носил предшественник/отец царя Аргота (см. далее).
Аргот, царь Скифии (начало – середина II в днэ, Арий-гот, гот – обратная версия обозначения дах – бог, от которой названия хеттов, гетов, кутов – скитов\скифов, см. ранее), что проистекает из посвятительной надписи в святилище, сооружённом его преемниками (не факт, что потомками), полагают царём Скилуром, в Неаполе Скифском. Кроме того, известны монеты тех времён из Ольвии с АР и АРI и Керкинитиды с НРАК. Из посвятительной надписи, следует, что Аргот противостоял фракийцам и меотам (которые на востоке от Боспора) – то есть Аргот властвовал над землями от Истра/Дуная и далее, на восток до Меотиды (где меоты) – всей Скифией. Мало того, из той же надписи Аргот был сыном (как восстановлено) Ид[антемида] (см. выше Идантирс и Дугдамме/Лигдамид): в Ольвии (тех же времён) имели хождение монеты с надписью ЕДN – ещё один ранее неизвестный возможно царь Скифии, если это не Тануса/Танусак. Из боспорской надписи известно, что супругой Аргота была царица Боспорского царства Комасария: как представляется, брак был заключён после смерти её мужа, боспорского царя Перисада III, для защиты трона от посягательств до повзросления наследника (см. ниже).