Полная версия
Олимп. Боги или люди?
В лагерь олимпийцев пришел и титан Океан в сопровождении дочери Стикс и её мужа титана Палланта, сына Криоса, а также их детей – Ники, олицетворявшей победу, Зела, являвшего собой божество соперничества, Крата – власти и Бии – мощи. С их приходом у олимпийцев появился шанс на реальную победу.
В глубокой долине между двумя горами, где обосновались противники, началась великая битва. Она могла длиться бесконечно, поскольку все участвующие в ней были бессмертными, поэтому требовался ощутимый перевес сил. И тогда Зевс решил переманить на свою сторону циклопов, обиженных Кроносом.
Зная, что они великие мастера и кузнецы, он вывел их из Тартара на Землю, чтобы они сковали ему перуны, то есть молнии, и громы. Но и это не помогло одержать победу над титанами.
Тогда Зевс решился на другой шаг и забрал из Тартара сторуких и пятидесятиглавых, которые закидали приблизившихся к Олимпу уранидов скалами, оторванными от гор.
Наконец титаны были повержены и низвергнуты в Тартар навечно. Там их, скованных, сторожили у ворот гекатонхейры, чтобы никто из них никогда не смог выйти на свободу.
В отличие от подземного царства мертвых, где властвовали Аид и Персефона, которое было совершенно понятной формой загробного существования, то есть миром за пределами человеческой жизни, Тартар являл собой бездну без дня, нечто нематериальное.
Заточив побежденных титанов в Тартар, олимпийцы лишили их связи с Геей, их матерью-Землей. Она не могла смириться с этим и объявила войну внуку, породив от Тартара неслыханных чудовищ: полуженщину-полузмею Ехидну и стоглавого зверя Тифона. Это был могущественный и чудовищный великан, которого Зевс, хоть и с большим трудом, но все же победил, поразив своим перуном. От него запылал не только Тифон, но и его мать – Гея-Земля. Пылающего стоглавого великана громовержец сбросил в Тартар, где он и родился.
Однако тот не сгорел и в дальнейшем родил от своей сестры Ехидны, на которой женился, детей, вошедших в историю древнегреческих мифов как чудовища, принесшие немало бед олимпийским богам и людям. Самые известные среди них – двуглавый пёс Орф, охранявший волшебных быков Гериона, и трехглавый пёс Цербер, ставший безжалостным сторожем царства мертвых Аида; Лернейская Гидра и Немейский лев, в свое время поверженные Гераклом; Химера, огнедышащее чудовище с головой и шеей льва, туловищем козы и хвостом в виде змеи; Сфинкс, чудовище с человеческой головой, лапами и телом льва, крыльями орла и хвостом быка; а также орел Эфон, который был приручен Зевсом и клевал в угоду своему хозяину печень прикованного Прометея.
Победив титанов, сыновья Крона поделили между собой власть над миром. Зевс, как и его отец ранее, получил власть над небом. Посейдон стал владыкой моря, а самому старшему из братьев Аиду досталось подземное царство мёртвых. Землю решили оставить во всеобщее владение.
Зевс был назван старшим из богов и повелителем всего человеческого мира.
Глава 4. Младшее поколение доолимпийских богов
У старших доолимпийских богов появились многочисленные дети, которые символизировали мир, каким его непосредственно воспринимали люди. Поскольку религия эллинов была политеистической, они почитали множество богов различных рангов, которые были похожи на людей. По своему облику древнегреческие боги являлись довольно-таки сложными фигурами. Среди них не было однозначно добрых или злых, мстительных или всепрощающих, грозных или милостивых, агрессивных или миролюбивых, любящих или ненавидящих… Человек, исходя из того, что богов было много, имел возможность выбрать из них тех, к кому он мог в конкретной ситуации обратиться за помощью, поддержкой и защитой.
Боги были разные: почитаемые больше других, почитаемые в отдельных областях Древней Греции и во всей стране, почитаемые в определенных местах или те, которые имели ограниченную сферу влияния.
Интересен тот факт, что древнегреческие боги не были всезнающими и всесильными.
В мифах можно прочитать много историй, в которых их героям, олицетворявшим людей, удавалось перехитрить или победить отдельных из них. Богам, как и людям, приходилось подчиняться как высшим силам Судьбы, так и неотвратимой Необходимости.
Древнегреческие боги вели себя и жили, хоть и на Олимпе, как обычные люди: они женились и выходили замуж, имели детей, изменяли и мстили друг другу, ревновали, ссорились, совершали ошибки и плохие поступки, были безответственными родителями и непокорными детьми, часто вмешивались в человеческие дела. Однако всё перечисленное не мешало их почитаю со стороны людей.
В представлении эллинов поколения богов сменялись исключительно в войнах и приближенных к ним конфликтах. Не только победивших, но и побежденных богов люди продолжали чтить и поклоняться их культам, пусть и с меньшей торжественностью.
Персонифицируя различные явления природы и человеческой жизни в образах богов, древние греки таким образом не только объясняли их, но и сложнейшие понятия, связанные с образованием Вселенной, появлением человека на земле и существованием таких явлений, как Жизнь и Смерть. Смена поколений богов отражала, по их представлениям, определенную степень развития и совершенствования мира.
Как мы уже знаем, эллины полагали, что боги не были изначальны, а порождены Хаосом, неведомым им изначальным состоянием, которое можно определить как «до всего». Первые боги появились из Хаоса, вторые – от союза Хаоса с другими богами, которые были их собственным порождением. От детей Хаоса родились многие боги, связанные с происхождением и развитием космических тел, включая солнце, и звёздных систем. Второе поколение богов представлено в мифах в основном титанами и титанидами, детьми Геи и Урана. Затем в древнегреческой мифологии появляются боги младшего поколения, к которым относятся Астерия, Атлас, Гелиос, Ихтиония, Кратос, Лето, Менетий, Прометей, Селена, Электра, Эос, Эпиметей.
В период наибольшего расцвета Греции почитали двенадцать богов -олимпийцев во главе с Зевсом, обладавших максимальной властью и влиянием, состав которых менялся от местности и времени. Конечно, эллины предполагали, что их на Олимпе значительно больше, но другие боги, по их мнению, обязаны были подчиняться членам олимпийского Совета. Все они были потомками «главных» богов, вступали в браки между собой и с божествами значительно ниже их рангом.
Характерные черты, которыми древние греки наделили своих богов, со временем превратились в устойчивые сравнения людей с ними: красоту девушки сравнивали с Афродитой, воинственность и жестокость военачальника – с Аресом, несдержанного, но мудрого правителя – с Зевсом, мастера своего дела – с Гефестом и т. д. В жизнь не только греков, но и других народов вошли и стали популярными такие устойчивые слова и словосочетания, как «царство Аида», «Прометеев огонь», «нить судьбы», Тартар, титан, олимпиец, под которым подразумевается весьма влиятельный и очень уверенный в себе человек и др.
Младшее поколение богов, появившееся в религии древних греков в доолимпийский период, тоже оставило свой след в их сознании и верованиях, и ниже мы рассмотрим, какой именно.
4.1. Гелиос
Солнечное божество с золотыми волосами и с короной из ослепительных лучей.
Его называют всевидящий бог Солнца или Светозарный бог.
По классической версии сын титана Гипериона и Тейи, старшей дочери Урана и Геи.
Брат Селены, богини Луны, и Эос, богини Зари.
Гелиос
Жена – океанида Персеида, дочь титана Океана.
Дети: Цирцея – чародейка и колдунья, Ээт – царь Колхиды, Пасифая – супруга царя Миноса, воспылавшая страстью к быку, и Перс, царь Тавриды, от Персеиды; четыре дочери и трагически известный Фаэтон от океаниды Климены, сестры его жены, которого, спасая вселенную от гибели, убил своей стрелой – молнией Зевс; семь сыновей от Роды, дочери Посейдона, на которой, по некоторым источникам, до Персы или после нее был женат Гелиос. Именем Роды был назван остров Родос – личное владение Гелиоса.
Свиту Гелиоса составляли дни, месяцы, годы, века вместе с орами.
Жил в роскошном золотом дворце на самом дальнем востоке. Чтобы совершать свой ежедневный путь по небосводу, каждое утро выезжал из него на золотой колеснице с четверкой крылатых коней.
Животные Гелиоса – петух и белые кони. Атрибуты – золотая колесница и четверо
крылатых коней.
Краткая характеристика:
– До V века до н. э. личные качества людей, несущих другим свет и тепло, неразрывно связывали с Гелиосом.
– Отличался честностью и прямолинейностью, храбростью и самоотверженностью.
– Неизменно следовал призванию – освещать землю.
– Был трудолюбивым, ответственным, исполнительным, великодушным, решительным, уверенным в себе, всегда веселым и радостным, держал данное слово.
– Отличался страстной натурой, но при этом был эмоционально холоден.
– Любил людей и Землю. Ратовал за их безопасность.
– Обладал лидерскими качествами.
– Умел ставить цели и достигать их, любил ясность и форму.
– Иногда проявлял слабость. Его уязвимым местом был сын Фаэтон, которому он ни в чем не мог отказать.
Мифологические данные:
После свержения титанов, когда олимпийские боги поделили вселенную, Гелиос оказался ни с чем, так как в это время отсутствовал. Он возмутился подобной несправедливостью, и сам извлек остров Родос из морских глубин, став его властителем.
Согласно древним мифам, Гелиос каждое утро выходил на востоке из обтекающей весь мир реки Океан, затем в полдень достигал небесной вершины, после чего направлялся к тому месту на западе, где находился его второй великолепный дворец и начиналось царство вечного мрака, носившее название «Солнечные ворота».
Там его ожидала золотая ладья, выкованная для него Гефестом. Ночью на ней он проплывал полукруг по реке Океану и к утру прибывал к своему золотому дворцу на востоке, откуда вновь начинал свой дневной путь.
Стоило Гелиосу показаться на востоке, как в тот же миг Эос и Оры, приняв образ дев, распахивали ему ворота неба и впрягали крылатых коней, изрыгающих пламя, в его колесницу.
По литературному источнику, принадлежащему Овидию, Гелиос не просто обитал в изумительном по красоте золотом дворце, а сидел на престоле из драгоценных камней в окружении четырех времен года.
Он поднимался с криком петуха, которого считал священной птицей, и в сопровождении своей сестры Эос, богини утренней зари, садился в огненную колесницу, в которую были впряжены Свет, Блеск, Гром и Молния, четыре белоснежных огнедышащих коня. Перед тем, как пересесть в ладью, Гелиос распрягал их на Островах Блаженных и отпускал пастись.
Гвидо в своей знаменитой картине изобразил Светозарного бога в сопровождении Ор и дней на колеснице, перед которой богиня Утренней зари рассыпала на всем пути цветы.
Гелиос способствовал росту растений, полезных людям и стадам, своими благотворными солнечными лучами, дарящими им тепло. Однако под их влиянием также росли зловредные травы и зрели ядовитые плоды, которые умели отыскивать дочь Гелиоса Цирцея и «всезнающая» внучка Медея и варить из них губительные магические напитки.
В античной мифологии бог Солнца не только освещал всю вселенную, но и мог видеть всё, что происходило в ней, поскольку был как бы всевидящим оком самого Зевса. Поэтому к нему обращались, когда желали что-либо узнать. Так, Гефест узнал от него, что Арес является любовником его жены Афродиты; по совету Гекаты он утешил горевавшую по дочери Деметру, сказав, что Персефону похитил Аид и сделал её своей женой.
Он также известил Артемиду о том, что царь Ойней не включил ее в число богов…
Гелиоса любили все: и боги, и люди, и животные, и растения. Не чтили его лишь в царстве мёртвых, и он старался избегать этих мрачных мест Аида. Гомер писал о том, что Гелиос был владельцем семи стад по пятьдесят овец и семи стад по пятьдесят быков, которые не плодились и никогда не умирали. Их пасли и охраняли на острове современной Сицилии его дочери Фаэтиса и Лампетия.
Светоносный бог каждое утро поднимался в небо и каждый вечер опускался в Океан, любуясь своими вечно юными животными. Они были символом лунного года древних греков, который состоял из пятидесяти семидневных недель.
Никто не допускался на остров, но, несмотря на это, Одиссей высадился на нём. Он и его спутники убили несколько быков бога Солнца. Лампетия тотчас известила об этом отца, и тот обратился к Зевсу с требованием покарать их. Зевс вынужден был разбить корабль приставших к берегу острова молнией, так как Гелиос пригрозил ему, что скроется навсегда в темном царстве Аида. Выжить удалось только Одиссею.
Путь, по которому Светоносный бог следовал на своей колеснице в течение года, древние греки назвали не просто солнечным, а зодиакальным и разделили его на двенадцать частей, то есть по числу месяцев в году и числу находящихся на этом пути созвездий.
Всевидящего бога Солнца стали отождествлять с Аполлоном со времени Еврипида.
На одной из сохранившихся статуй Гелиоса он изображен в виде одетого юноши, в одной руке которого шар, в другой – рог изобилия, а возле него – головы его коней.
Колосс Родосский
Самая знаменитая статуя Гелиоса – Колосс Родосский, изготовленная из сплава меди с железом и имевшая высоту тридцать пять метров. Между ног Колосса, стоявшего у входа в Родосский порт, проходили даже самые большие парусные суда. Сооружение статуи, которую уничтожило землетрясение, длилось двенадцать лет. Она была причислена к семи чудесам света.
Культ Гелиоса был очень распространён среди древних греков.
Эмоции, чувства и качества:
Культ Гелиоса способствовал формированию у людей многих положительных чувств, эмоций и качеств: душевного тепла, честности, храбрости, самоотверженности, умения ставить цели и достигать их, любви к ясности и форме, ответственности, настойчивости, верности призванию, трудолюбия, исполнительности, великодушия, решительности, уверенности в себе, веселости, прямолинейности, страстности, прямолинейности, любви к земле и людям, следование призванию, страстности натуры, лидерских качеств.
4.2. Астерия
Божество. В переводе «звёздная». Дочь титана Коя и титаниды Фебы.
Жена Перса, олицетворявшего разрушения, сына Крия и Еврибии. По одной из версий родила от него Гекату, богиню лунного света, преисподней, магии и колдовства.
Относительно Астерии в древнегреческих мифах существует много разных толкований. По одному из них, изумительной красоты девушку заметил Зевс и попытался соблазнить.
Астерия
Однако она отвергла его настойчивые ухаживания и попыталась скрыться. Но Громовержец, объятый страстью, кинулся за ней в погоню, приняв облик орла. Пытаясь спастись от его преследований, Астерия превратилась в перепелку и, видя, что Зевс достигает её, сложив крылья, упала в море.
В другом источнике находятся сведения о том, что Зевс превратил девушку в перепёлку, когда она категорично отвергла все его попытки соблазнить её, а затем, взбешенный упорством Астерии, бросил птицу в море, где и образовался плавучий остров Ортигия, название которого в переводе обозначает «перепёлка».
По третьей версии, увидев пристальное внимание к себе Зевса, красавица Астерия, чтобы избежать соблазнения с его стороны, превратилась в камень и долго пролежала под водой, чтобы Громовержец не нашел её. Со временем из него образовался остров, получивший название Ортигии и позже переименованный в Делос.
По Мусею, древнегреческому поэту и герою, почитавшемуся афинянами, Зевс все-таки овладел прекрасной Астерией, и она именно от него родила Гекату, которую эллины отождествляли с Селеной – богиней луны. Позже она приобрела признаки божества смерти, ведьм, некромантии и ядовитых растений. За Перса ее выдал замуж сам верховный бог.
4.3. Атлант
Атлас – в переводе «терпеть», а по другим источникам Атлант – «поддерживать, нести», Латинский аналог имени имеет значения «твёрдый», «стойкий» и «суровый».
По Гесиоду, сын титана Иапета и Климены, дочери Океана и Тефиды.
Огромный и могучий великан, мифы о котором очень противоречивы.
Атлант участвовал в десятилетней войне с титанами на стороне олимпийских богов. Когда Зевс сбросил побежденных титанов в Тартар, он положил небесный свод на голову и плечи Атланта.
Атлант (Атлас)
Отец семи сестёр-плеяд: Алкионы – возлюбленной Посейдона, родившей ему дочь и двух сыновей; Келено – возлюбленной Посейдона, родившей ему двух сыновей; Майи, родившей Гермеса от Зевса; Меропы – единственной из плеяд, которая вышла замуж за смертного – коринфского царя Сизифа, посмертно приговоренного богами катить на гору, расположенную в Тартаре, кусок огромной скалы; Стеропы – возлюбленной Ареса, родившей ему сына, ставшего царём города Писа в Элиде; Тайгеты – возлюбленной Зевса, родившей ему сына, построившего Спарту и ставшего её царём; и Электры – возлюбленной Зевса, которая родила ему детей: Дардана – основателя Троянского царства, Иасиона – возлюбленного Деметры, с которым она разделила ложе на трижды вспаханном поле и за что Зевс поразил его своим перуном. Согласно некоторым авторам, дочерью Электры и Зевса была Гармония – богиня согласия, олицетворявшая счастливый брак.
В том, что он держал небосвод, древние греки усматривали его роль в качестве небесной оси. Поэтому не удивительно, что все изменения карты звёздного неба они объясняли движениями Атланта вокруг своей оси. Эллины считали, что по небесному своду со звёздами, которые становились видны только ночью, с востока на запад ежедневно мчался на своей золотой колеснице Гелиос.
В «Метаморфозах» Овидия Персей после того, как одержал победу над Медузой Горгоной, попал во владение Атланта, которое располагалось на крайнем западе земли. Здесь росла золотая яблоня с золотыми плодами, которые доверила ему Гера.
Поскольку пифия предсказала великану, что наступит время, когда сын Зевса уворует яблоки, Атлант построил вокруг сада богов высокую стену.
По приказу Геры он поставил сторожить волшебные яблоки могучего дракона Ладона. Чтобы избежать искушения, он не допускал в свои владения чужеземцев.
Персей попросил у Атланта гостеприимства, желая отдохнуть и не думая о воровстве яблок. Однако Атлант не забыл о пророчестве пифии, а потому, угрожая незваному гостю, потребовал покинуть его владения. Персей разозлился на хозяина, но, понимая, что тот значительно сильнее его, решился на хитрость, связанную с головой убитой Медузы Горгоны. Он достал из сумы голову чудища и показал Атланту. Как только тот посмотрел в глаза Медузы, тотчас окаменел, его волосы и борода превратились в леса, а верхняя часть туловища – в горный хребет Атласских гор, вершиной которых стала его голова. На ней и успокоилось небо с бездной своих созвездий.
В другом мифе повествуется о Геракле. Ему было поручено совершить свой одиннадцатый подвиг, принеся Еврисфею золотые яблоки Гесперид, которые росли в роще у Атланта. Их стражем был дракон Ладон, которого к яблоне приставила Гера.
Не зная, где находятся эти яблоки, Геракл отправился на их поиски, по пути освободив Прометея, прикованного к горе, убил стрелой орла, клевавшего его печень, и унял гнев Зевса. В качестве благодарности за освобождение, Прометей, брат Атланта, рассказал Гераклу, где находится сад Гесперид и как украсть золотые яблоки.
Выполняя указания Прометея, Геракл, когда достигнул Атласских гор, предложил Атланту отдохнуть и подержать какое-то время вместо него небосвод. За это он попросил достать ему из сада Гесперид три яблока. Атлант выполнил просьбу Геракла, но, вернувшись, не захотел вновь становиться «держателем неба». Такой поворот событий Прометей тоже предусмотрел, и по его совету Геракл попросил Атланта сменить его на короткое время, пока он сделает себе подушку под голову.
Атлант, не предвидя подвоха, положил на землю яблоки и подставил плечи под небосвод вместо Геракла. А тот, рассмеявшись, забрал яблоки и, не оглянувшись на обманутого Атланта, ушёл.
Есть также более позднее толкование мифа, в котором история, связанная с передачей Атлантом неба Гераклу, являет собой аллегорию, в соответствии с которой великан передал сыну верховного бога Олимпа не физический груз в виде небосвода, а знания по астрономии и таинствам богослужения.
Что касается самой неподъёмной ноши Атланта, то она, по мнению древних греков, являет собой божественную мудрость, которая не дает ему расправить плечи своей тяжестью. Затем учение о небесной сфере Геракл передал людям, в частности эллинам, и за это заслужил у них славу и почёт. По Гераклиту, Геракл был мудрым человеком, который первым постиг науку о звёздах, благодаря чему предсказывал бури, перемену ветров, восход и закат звёзд. Отсюда появилось утверждение, что он несёт космос в самом себе.
В диалоге Платона «Критий» содержится еще один миф об Атланте. На основе этого сочинения появилось представление об Атлантиде, острове, который был населён атлантами и после сильного землетрясения затонул.
Когда якобы боги разделили между собой землю, Афине досталась Греция, а Посейдону – огромный остров. У него и Клейто, осиротевшей смертной девушки, которую он взял в жены, родилось пять пар близнецов мужского пола. Он поровну разделил между ними доставшийся ему остров. Так как Атлант был самым старшим среди них, его именем назвали и сам остров, и море, в котором он находился, и людей, населявших его.
Поскольку все они жили на высоком холме, Посейдон огородил его пятью кругами, которые состояли из земляных валов и водных рвов. Потом владыка водных стихий создал источники из холодной и тёплой воды и поспособствовал тому, чтобы на острове выросла богатая растительность. Клейто, мать Атланта и его братьев, была первой царицей Атлантиды. Затем управление островом перешло в руки Атланта.
4.4. Лето
Лето
Старшая дочь титанов Коя и Фебы. Возлюбленная Зевса. По Пиндару, верховный олимпийский бог овладел ею, обернувшись в перепела.
Воспринималась древними греками как богиня-мать, прославленная в детях, богиня плодородия, а также кормилица, воспитательница.
Считается у древних греков символом материнства, материнской любви и почитания детьми.
В имени Лето в греческом правописании эллины находили корень, который указывал на ночь и тьму, из-за чего её считали еще и богиней тайны, мрака и неизвестности. И это воспринималось как должное, ибо её мать Фебу считали луной, а сестру Астерию – звездой.
Краткая характеристика:
– Психологические черты – благостная, милая, кроткая, добрая, ласковая, щедрая, светлая, любящая и преданная детям.
– Не обладая многогранностью и цельностью характера, видела свою жизнь лишь в своих бессмертных детях.
– Они одним своим существованием возвеличивали её саму.
– Самоотверженная в защите сына и дочери.
– Являлась воплощением материнской любви, образцом титанической стойкости в исполнении материнского долга.
Мифологические данные:
Единственная признанная мать истинных олимпийцев, рожденных от Зевса.
В древнегреческой мифологии существует классическая версия, согласно которой беременная от него Лето не могла родить детей, так как Гера, разгневанная на Зевса за его прелюбодеяние, запретила земной тверди приютить возлюбленную мужа и выделить ей место для родов. Лето пришлось долго скитаться по Эгеиде в поисках такого места. Она искала пристанища на Крите, в Афинах, во Фракии, на побережье Малой Азии и во многих других местах, но везде ей отказывали.
Боги не выдержали её мученических скитаний и перенесли Лето на плавучий остров Делос. Гера не могла запретить этому острову приютить любовницу мужа, так как он не был земной твердью, но долго не позволяла богине родов Илифии, своей дочери, помочь Лето, зная о том, что без её помощи не мог появиться на свет ни один ребёнок.
Девять дней и ночей мучилась Лето от изматывающих схваток в окружении Фемиды, Реи, Амфитриты, Дионы и других, пока богини, сочувствующие ей, не уговорили Илифию прийти на помощь, преподнеся ей через Ириду, богиню радуги и вестницу богов, ожерелье. Согласилась она – и вскоре родились двое близнецов – Артемида и Аполлон, принятые позже в пантеон олимпийских богов. После их рождения остров Делос стал неподвижным.