Полная версия
Олимп. Боги или люди?
Олимп. Боги или люди?
Лариса Печенежская
© Лариса Печенежская, 2023
ISBN 978-5-0056-4111-3
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
От автора
Когда речь заходит о древнегреческом божественном пантеоне, в нашей памяти сразу же возникают боги Олимпа. Однако далеко не все знают, что они, согласно древнегреческой мифологии, были внуками первого поколения божественных сущностей, к которым относят Мать-Землю и Отца-Небо, и детьми Титанов.
Именно олимпийские боги не только приблизились к людям более всего, но и стали очень похожими на них. Они, если исходить из содержания мифов, также ревновали и страдали, влюблялись и разочаровывались, бывали нередко мстительными и всепрощающими, добрыми и завистливыми, милосердными и жестокими, предавались бесшабашным увеселениям и порочным страстям, плели интриги и совершали нелепые, совсем не божественные ошибки… Словом, испытывали сильные чувства, были подвержены различным эмоциям, обладали теми же слабостями и пороками, что и обычные смертные.
Постоянно ли древнегреческие боги жили на Олимпе? Согласно некоторым мифам, одно время они жили рядом с людьми, ходили с ними по одной земле, дышали одним воздухом. Ничто человеческое не было им чуждо: они употребляли человеческую пищу и пили вино, пускались в любовные похождения с земными женщинами и мужчинами, приходили на помощь разным людям…. Это уже позже, разместившись на горе Олимп, они заменили вино на амброзию.
Да и внешне олимпийцы очень походили на представителей рода людского: были среди них как красавцы и красавицы, так и те, у которых проявлялись явно выраженные физические недостатки.
И, конечно же, они не стояли в стороне от повседневной жизни эллинов и постоянно вмешивались в неё: вершили правосудие, наказывали за нарушение человеческих норм и правил, отправляли в Тартар и давали задания, граничащие с человеческими возможностями, требовали от жителей Древней Греции жертвоприношений, строили всякие козни… А ещё олимпийцы улучшали землю, защищали её и покровительствовали ей. И единственное, что их отличало от рода людского – сверхъестественные способности.
Поэтому, читая мифы Эллады, невольно начинаешь задумываться, что жители олимпийского пантеона своими качествами характера, эмоциями, поведением и поступками больше напоминают людей, обретших углублённые, прикладные и сакральные знания в более развитой цивилизации, которые и позволили им стать в глазах древних греков чрезвычайно могущественными. Воспринимая олимпийцев всесильными, они наделили их бессмертием и возвели в ранг богов, что и нашло отражение в мифологии этого исторического периода Греции.
Однако своей книге я отошла от классики и традиционного подхода в изучении этого исторического феномена и сосредоточила внимание на человеческих характеристиках, чувствах и эмоциях, присущих жителям Олимпа.
А вот являются ли они богами, вы, мои читатели, сделаете вывод, когда закроете её последнюю страницу. Приятного чтения!
Лариса Печенежская.
Глава 1. Мифология как особая форма человеческого сознания
Чтобы понять древнегреческую мифологию, необходимо в первую очередь разобраться, что такое мифология вообще. Миф – это в переводе «предание», «сказание», а второй корень слова
Мифологию можно отнести к особой форме человеческого сознания, способу сохранения традиций в изменяющихся реалиях окружающего мира. Она представляет собой основной метод общинно родового мышления, с помощью которого древние греки воспринимали материю и формы.
Будет ошибкой приравнивать мифологию к фольклору, поскольку они во многом отличаются друг от друга.
Мифы – это прежде всего совокупность представлений об окружающем мире, которую, в частности эллины, принимали за действительность, не подвергаемую сомнениям.
Это источники, являющиеся с точки зрения истории первой литературной формой коллективного народного творчества, в котором отразилась законченная картина мира. Однако в ней ещё не различаются и не обособляются друг от друга религиозные, практические, научные и художественные элементы познания.
Фольклор же не есть чем-то правдивым и жизнеподобным, поскольку он всего лишь художественно-эстетически отображает мир. По сути, он является совокупностью обычаев, обрядов, песен и других явлений быта.
В мифах прослеживается главная задача – определить образцы, нормы повседневности для любого важного действия, совершаемого человеком, которые дадут ему возможность обрести смысл в жизни.
Человеческое сознание в них проявляется в материальном мире через божественное. Когда появились мифологические образы, определить пока не удалось, однако понятно, что их создание неразрывно связано с формированием сознания и происхождением языка.
На определенных стадиях развития мифологические представления прослеживаются практически у всех народов планеты.
Мифологический образец мира составляет содержание того или иного мифологического наследия, которое является упрощённым отображением комплекса представлений людей об окружающем мире в наглядных, чувственно-конкретных образах.
Описание происхождения мира в мифологии исходит из противоборства хаоса и космоса, борьбы между ними, преобразования и упорядочивания первого в космос, а также поддержания установленного порядка и защиты вселенной от остатков сил, представляющих собой хаос.
В отдельных мифах прослеживается проникновение знаний, полученных в результате изучения космического пространства, в различные области жизнедеятельности людей.
В них описывается, как выделилась суша из первичного океана, как небо – мужское первосущество отделилось от земли -женского первосущества, объясняется первоначальное появление в космосе небесных светил, а на земле – растений, животных и людей, изначально слепленных из земли и глины, а потому подлежащих совершенствованию.
Другие описывают борьбу разных поколений богов между собой, богов с чудовищами и великанами, которые являются воплощенными силами хаоса.
Третьи повествуют, как изготавливаются огонь, орудия охоты и труда, вводятся в жизнь обряды и обычаи и др.
Итак, кто были первыми героями мифов?
Боги, имевшие способность порождать не только космические биообъекты, но и магические.
Творцы – ремесленники, которые изготавливали их.
Персонажи – герои, которые находили или добывали в далеких краях или иных мирах объекты движимого и недвижимого имущества.
В ранних мифах, составляющих основную категорию, описывается, как формировался космос, поэтому их основные события, своего рода кирпичики мироздания, соответствуют этому времени. Эти мифы называют мифами творения.
Наряду с ними, много мифов, в которых описывается конец мира, который впоследствии обновляется или возрождается.
Дошли до нас и мифы, относящиеся к календарным, в которых сезонное обновление природы представлено как смерть – воскресение.
В более поздних, так называемых героических мифах герои вступают в борьбу с драконами, великанами и чудовищами, олицетворяющими силы хаоса, и побеждают их.
Из перечисленных выше мифов со временем развились более сложные мифологические концепции.
Восприятие материи и формы в мифах определено мифологическим типом мышления, который был присущ как для отдельных уровней сознания, так и для массового мышления, именуемого первобытным.
Каковы его особенности?
– Неумение выделить человека из природы.
– Отсутствие концентрации на проблеме, которую пытались решить.
– Неотделимость логической, эмоциональной и моторной сфер, из-за чего следовало очеловечивание природы, представление всеобщего как конкретно-чувственного, неумение различить вещь и слово, предмет и знак, символ и модель, а ещё всеобщая персонификация.
– Заметное сближение начала и сущности, пространства и времени, качества и количества, единичного и множественного.
– Мифическое восприятие материи и формы символично, пользуется косвенными «обходными» средствами, а потому громоздко.
Мифы делятся на уровни, в которых их персонажи составляют различные группы. В первую очередь – это божества, являющиеся персонажами высшей мифологии и религиозного культа.
Демоны и духи, в том числе растительные и злые, являются персонажами низшей мифологии, которые не только активно участвуют в повседневной жизни людей, но и принимают их облики. Во многих мифологиях они даже играют большую роль, чем божества периода первотворения мира.
Также существует деление мифов на космогонические, связанные с творением мира, и антропогонические, повествующие о том, как был сотворен человек.
В первых предпринята попытка объяснить, каким образом из хаоса, представлявшего собой пустоту, произошёл космос, почему изначально отсутствовал порядок во вселенной, как взаимодействовали между собой изначальные стихии. Словом, в этих мифах люди пытались объяснить не только происхождение материального мира, но и жизни на Земле.
Распространенным сюжетом в космогонических мифах является описание, как из мирового яйца, универсального символа происхождения жизни, рождается мир. Такие мифы созданы многими народами, живущими на разных материках Земли.
Есть мифы, в которых животные выступают в роли творца мира. Если обратиться к русскому и белорусскому фольклору, в нём один из создателей, приняв облик утки, достает со дна водоёма горсть земли, из которой создаётся земная твердь. Подобные описания можно найти и во многих других народных преданиях.
В других мифологиях, египетской, зороастрийской, индуистской, абхазской, финской и т.п., мир создали боги. Среди них и древнегреческая, в которой Гея, мать-земля, появившаяся после Хаоса, не кто иной, как прародительница мира, поскольку произвела Урана – небо, а потом их детьми стали другие боги, чудовища, циклопы, титаны, эринии, гиганты и др.
Атропогонические мифы повествуют о том, как был сотворен человек и первая человеческая пара, которые стали мифическими первопредками народа как такового.
Космогонические и антропогонические мифы связаны между собой, так как в них одни и те же боги являются создателями как мира, так и человека. Среди них есть и такие, которые повествуют о возникновении вселенной из человека. Самыми распространенными материалами, из которых боги лепили человека, были земля и глина, реже-дерево.
Однако встречаются и более редкие материалы: орех – у перуанских индейцев, кости животных и птиц – у отдельных северных племён американских индейцев. Есть также сюжет о том, как первый человек родился из яйца. Словом, в разных мифах материалы разные.
Как в большинстве мифов различных народов, в древнегреческом Прометей, один из титанов, создаёт людей из глины.
В большей части антропогонических мифов сотворение женщины следует после сотворения мужчины, причём, не обязательно из глины или земли.
Из них выделяются в отдельную группу тотемические мифы, которые объясняют происхождение не просто человека или людей, а целого племени, связанного с конкретным животным или птицей.
Что касается народов Африки, в их мифах первые люди появились весьма своеобразно: вышли из скалы, разверзшейся земли или дерева…
Глава 2. Особенности древнегреческой мифологии
Греческая мифология дошла до нас благодаря табличкам эгейской культуры, в записях которых содержатся сведения о немногочисленных богах, именуемых иносказательно. Между упадком крито-микенской цивилизации и возникновением античной греческой цивилизации появляется так называемая мифология «тёмных веков».
В своих произведениях писатели той эпохи используют сюжеты древнегреческих мифов. Несколько позднее греческая драматургия также обыгрывает и развивает многие мифологические сюжеты, опираясь на «Метаморфозы» Овидия, «Теогонию» Гесиода, «Илиаду» и «Одиссею» Гомера.
В мифологии, дошедшей до нас, просматривается органическая связь с греческой народностью, о возникновении которой можно говорить со ссылкой на начало II тыс. до н. э., когда на территории Эллады впервые появились ахейские племена и когда был построен в 1850 году до н. э. город Афины, которому дали имя олимпийской богини справедливой войны.
Религиозные представления и религиозный быт эллинов были органической частью их исторической жизни. Уже тогда существовала иерархия генеалогии богов, самая известная из которых – Олимп, ставший системой «двенадцатибожия», в которую вошли шесть богов – Зевс, Посейдон, Аид, Аполлон, Гефест и Арес и шесть богинь – Гера, Деметра, Артемида, Афина, Афродита и Гестия, которая позже уступила свое место в Совете Гермесу.
Так как у древних греков не существовало определённого систематизированного изложения положений какой-либо религии, их разнообразие религиозных представлений выражалось в таком же количестве религиозных культов, то есть в каждой местности почитались свои боги и герои. Например, Зевс – в Олимпии и Додоне, Гера в Аргосе и на Самосе, Афина – в Афинах и Линдосе, Аполлон – в Дельфах и на Делосе… Святыни тоже имели свои названия по местности, где они чтились эллинами: например, дельфийский или додонский оракулы, делосская святыня.
Античный мир не знал ни «внутренней церкви», ни церкви как государства в государстве, поскольку понятия «церковь» и «государство» поглощали или обуславливали друг друга. Определенное божество могло считаться основным божеством конкретного города-государства, которое, как в Афинах, иногда признавало и некоторые другие культы. Они могли быть как общегосударственными, так и домашними или семейными культами.
Так как преобладал государственный принцип, хотя не везде одновременно и равномерно, всякого гражданина обязывали почитать не только своих семейных божеств, но и богов своей гражданской общины, участвуя в традиционных обрядах и праздниках, проводимых на государственном уровне или государственного деления.
Другими словами, как гражданам, так и не гражданам предоставлялась возможность удовлетворять свои религиозные потребности, исходя из своих верований и желания. Поскольку у древних греков внутреннее религиозное сознание было наивным, почитали они своих богов больше внешне.
Древняя философия трояко толковала аллегорию мифов: психологически (этически), историко – политически и с опорой на природные факторы.
Что касается возникновения религии, основным в ней она считала индивидуальный момент. Постепенно философы пришли к выводу, что смысл мифов следует искать исключительно в них самих, а не где-то извне.
Списки богов и их генеалогия у разных античных авторов отличаются друг от друга. Ниже будет приведен вариант, на который ссылаются чаще всего.
Первое поколение богов:
Сначала существовал Хаос, от которого родились:
• Нюкта – Ночь.
• Эреб – Мрак.
• Гея – Земля.
• Тартар – Бездна под землей.
• Уран – Небо.
Второе поколение богов:
– Дети Нюкты и Эреба:
Эфир – Воздух и Гемера -День.
Братья-близнецы Гипнос – Сон и Танатос – Смерть;
Керы – Несчастья.
Мом – Злословие и Глупость.
Немезида – Возмездие.
Эрида – Раздор.
Эринии – Мщение.
Ата и Апата – Обман.
Лисса – Бешенство, Безумие.
2. Дети Геи и Понта – бога внутреннего моря, рожденного Землёй от Эфира или, по Гесиоду, рожденного ею без отца:
Нерей – спокойное море.
Тавмант – морские чудеса.
Форкий – страж моря.
Эврибия – морская сила.
Кето – владычица морских чудовищ.
Дети Урана и Геи:
Титаны: Гиперион, Иапет, Кей, Криос, Кронос, Океан.
Титаниды: Мнемосина, Рея, Тейя, Тефида, Феба, Фемида.
Гекатонхейры, сторукие пятидесятиголовые великаны, и гиганты.
3. Младшее поколение:
Астерия, Атлас, Гелиос, Ихтиония, Кратос, Лето, Менетий, Прометей, Селена, Электра, Эос, Эпиметей.
Глава 3. Первое и второе поколения богов
Повествования о доолимпийских богах относятся к космогонической мифологии. Они содержат представления эллинов о том, как всё произошло из Хаоса. Этот период заканчивался в мифах убийством Крона и разделением мира между богами.
Если говорить о персонификации изначального состояния мира до возникновения упорядоченной Вселенной, впервые она описана в «Теогонии» Гесиода.
Первое поколение богов древних греков являлось прародителями всего живого на Земле, поэтому олицетворяло как вселенские, так и природные силы.
Итак, Тьма породила Хаос.
Хаос
Это был начальный сакральный период, который предшествовал историческому времени, лишенному святости.
В переводе с греческого хаос – «пустота, пропасть, бездна.
Гесиод интерпретирует Хаос как двигающуюся бесформенную массу, от которой произошли как космос, так и боги. Эрик Фёгелин видит хаос как нечто, созданное из ничего.
Термин «chaos» был принят теми, кто исследовал религию, как отсылку к первоначальному состоянию до сотворения мира. Поэтому в их работах можно встретить и отдельные упоминания первоначальных вод или тьмы, от которой начинается новый порядок, и первоначальное состояние материи как смеси противоположностей, например, земли и неба, которые были, по мнению древних греков, разделены божеством-создателем в акте сотворения.
Словом, древние воспринимали хаос как изначальное состояние космоса до того, как появился мир в своём привычном проявлении.
Что же древние греки написали об этом в своих мифах?
Сначала не было ничего, кроме Хаоса, который был безмолвной пустотой, не имевшей ни конца, ни края.
Стихии хаоса созрели до степени Яйца и образования из него реального мира.
Фанет
Из подогретого внутренней жизнью лопнувшего Яйца появилось загадочное существо – демиург, носящее много разных имен, но преимущественно – Фанет, первичная световая форма сущего. Андрогин с золотыми крыльями, благодаря которым летал в пустоте. Он стал «Перворожденным» с именем, которое означает «являться». Его никто не видел глазами, кроме священной Ночи. Фанет, по мнению эллинов, был первым царем богов, который не только создал золотой род людей, но и назначил им места обитания. Он наделил властью Солнце и сделал его стражем неба.
В бесформенном первобытном пространстве находились также материя, мрачная пустота, именуемая Тартаром, и Эрот – порождающая сила.
Под влиянием Эрота Тартар пришел в движение и родились Эреб – мрак, первобытный туман и Нюкта – ночь.
Эреб
Нюкта
Эрот соединил их между собой – и родились Гемера – День и светлый Эфир – Горный Воздух.
Ночь была благой богиней, родившей Свет.
По орфикам, не Хаос, а Нюкта была первоисточником бытия, с которой начинается родословная богов.
Существует еще одна версия, согласно которой детьми Нюкты также были Стикс – первобытный ужас и мрак, из которых возникли первые живые существа, Немесида – богиня мести, Апата – богиня обмана, Онир – бог вещих и лживых сновидений, Озид – бог бедствия, и Мом – бог насмешек.
Нюкта жила в Тартаре, в великой бездне, находившейся настолько глубоко в земле, что брошенный в нее тяжелый камень летел бы туда девять суток.
Именно там за высокой медной стеной, окруженной трехрядным непроглядным мраком, согласно мифологическим мсточникам, было начало всех концов мира.
Именно там встречались Нюкта и Гемера, сменяли друг друга и по очереди обходили землю, на которой благодаря этому день сменялся ночью, а ночь – днём.
От Геспера, олицетворявшего вечернюю звезду, Нюкта родила четырёх дочерей – гесперид: Гесперу -«вечернюю», Эглу – «сияние», Эрифию – «красную» и Аретусу – нимфу- охотницу, которые жили, за Океаном недалеко от Горгон, самой страшной из которых была Медуза, там, где проходила граница вечного мрака и куда не доплывали мореплаватели. Они отличались прекрасным пением. На острове была благодатная земля, на которой росли дары богам и золотая яблоня с золотыми яблоками Геры.
По другой версии геспериды – дочери Атланта, могучего титана, держащего на плечах небесный свод, поэтому их уже называют атлантидами, и их не четыре, а семь.
Также детьми Ночи были страшные Керы, богини судьбы, дающие людям смерть на полях сражений.
Все они являли собой силы, которые скрывали в себе не только тайны жизни и смерти, но и вызывали дисгармонию в бытии мира, которая не была деструктивной, поскольку без неё немыслимы ни мир в целом, ни его конечная гармония.
Тартар и Эрот родили близнецов: Танатоса – бога смерти и Гипноса – бога сна
Танатос
Гипнос
Олицетворяющий смерть обладал железным сердцем, за что его ненавидели боги. Единственный из них, который не любил даров. Танатос часто изображался красивым молодым юношей с крыльями, погашенным факелом в руке и мечом, с помощью которого высвобождал душу из тела, срезая прядь волос. Культ Танатоса существовал в Спарте.
Его брат близнец Гипнос, божество сна и вестник Зевса, был спокойным, тихим и благосклонным к людям.
По Гомеру, Гера, намереваясь организовать преследование Геракла, уговорила Гипноса ввести Зевса в крепкий сон, чтобы он не помешал ей расправиться с его незаконнорожденным сыном. Узнав об этом, Громовержец пришел в неистовство и хотел наказать Гипноса, но его спасла мать Нюкта. Она была одной из немногих, против которой он не решился пойти.
Чтобы ахейцы смогли победить с бою троянцев, Гера вновь уговорила Гипноса усыпить на время Зевса. В награду она пообещала ему в жены Пасифею, младшую из харит.
В «Метаморфозах» Овидия описывается пещера на краю света, откуда вытекал родник забвения, где на прекрасном ложе среди вечных сумерек обитал Гипнос. На ларце Кипсела, посвященном Гере Олимпийской, изображены два мальчика – черный Танатос и белый Гипнос. Дома Танатоса и Гипноса, в сторону которых никогда не смотрел бог солнца Гелиос, находились рядом с домом Нюкты.
Помимо близнецов, Тартар и Эрос родили Гераса – бога старости, противоположностью которого была Геба, богиня вечной юности; Мороса – бога рока и насильственной смерти, родственниками которого были Танатос, олицетворявший мирную смерть, и Керы, представлявшие собой физическую смерть; Харона, перевозившего души умерших через реку Стикс в царство Аида; Эриний – богинь мести и ненависти и Эриду – богиню раздора и хаоса, подкинувшую богиням Гере, Афине и Афродите «яблоко раздора» на свадебном пиру богини Фетиды и смертного Пелея.
В эллинскую эпоху прорицалище Нюкты располагалось в Мегарах, хотя она давала пророчества и в Дельфах. После того, как Хаос и Эрот сотворили мир, родились и бессмертные боги. Материя, находившаяся в Хаосе, сложилась в Землю, которая стала матерью всего живого, первой богиней, получившей имя Гея.
Гея
Она, поднявшись, породила первого бога Урана – куполообразное всеохватывающее Небо, которое раскинулось сводом над нею, а, опустившись, – третье божество Понт – внутреннее море, распростершееся под нею.
Понт
Но вернемся к Гее, которая, находясь во сне, родила от Хаоса небосвод, названный могучим Ураном.
Уран
Так появилось Небо, которое приняло в свои нежные бело-голубые объятия мать – Гею, проливаясь на неё оплодотворяющим теплым дождем, благодаря которому на ней раскинулись, красуясь своей сочной изумрудной зеленью, луга, украсили свои ветви и кроны зеленой листвой деревья, появились водные просторы океанов, морей и рек.
Ночью же Уран-небо радовал Гею бескрайним темным шатром небес, усеянным, словно алмазами, мерцающими звёздами. Под их серебристый свет она засыпала до наступления нового дня.
Уран осознал, что может править миром, и стал его властителем, женившись на щедрой Гее.
И вновь во вселенной стал действовать Эрос, распространяя на Гею и Урана влечение и соединяя их мужское и женское начала. И Гея сочеталась с распростертым над нею Ураном, породив детей, которые олицетворяли вулканические, водные и небесные силы природы.