Полная версия
Путеводитель к тайнам библейских текстов Ветхого Завета. Книга 4
Предопределенная Создателем смерть Голиафа (рано или поздно, с нами или без нас) принесет нам в избытке великие богатства – духовные знания о Боге…
«И сказал Давид Саулу: пусть никто не падает духом из-за него; раб твой пойдет и сразится с этим Филистимлянином.
И сказал Саул Давиду: не можешь ты идти против этого Филистимлянина, чтобы сразиться с ним, ибо ты еще юноша, а он воин от юности своей.
И сказал Давид Саулу: раб твой пас овец у отца своего, и когда, бывало, приходил лев или медведь и уносил овцу из стада, то я гнался за ним и нападал на него и отнимал из пасти его; а если он бросался на меня, то я брал его за космы и поражал его и умерщвлял его; и льва и медведя убивал раб твой, и с этим Филистимлянином необрезанным будет то же, что с ними, потому что так поносит воинство Бога живаго. [Не пойти ли мне и поразить его, чтобы снять поношение с Израиля? Ибо кто этот необрезанный?]
И сказал Давид: Господь, Который избавлял меня от льва и медведя, избавит меня и от руки этого Филистимлянина. И сказал Саул Давиду: иди, и да будет Господь с тобою.
И одел Саул Давида в свои одежды, и возложил на голову его медный шлем, и надел на него броню.
И опоясался Давид мечом его сверх одежды и начал ходить, ибо не привык к такому вооружению; потом сказал Давид Саулу: я не могу ходить в этом, я не привык. И снял Давид все это с себя.
И взял посох свой в руку свою, и выбрал себе пять гладких камней из ручья, и положил их в пастушескую сумку, которая была с ним; и с сумкою и с пращею в руке своей выступил против Филистимлянина.
Выступил и Филистимлянин, идя и приближаясь к Давиду, и оруженосец шел впереди его.
И взглянул Филистимлянин и, увидев Давида, с презрением посмотрел на него, ибо он был молод, белокур и красив лицем.
И сказал Филистимлянин Давиду: что ты идешь на меня с палкою [и с камнями]? разве я собака? [И сказал Давид: нет, но хуже собаки.] И проклял Филистимлянин Давида своими богами.
И сказал Филистимлянин Давиду: подойди ко мне, и я отдам тело твое птицам небесным и зверям полевым.
А Давид отвечал Филистимлянину: ты идешь против меня с мечом и копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа, Бога воинств Израильских, которые ты поносил; ныне предаст тебя Господь в руку мою, и я убью тебя, и сниму с тебя голову твою, и отдам [труп твой и] трупы войска Филистимского птицам небесным и зверям земным, и узнает вся земля, что есть Бог в Израиле; и узнает весь этот сонм, что не мечом и копьем спасает Господь, ибо это война Господа, и Он предаст вас в руки наши.
Когда Филистимлянин поднялся и стал подходить и приближаться навстречу Давиду, Давид поспешно побежал к строю навстречу Филистимлянину.
И опустил Давид руку свою в сумку и взял оттуда камень, и бросил из пращи и поразил Филистимлянина в лоб, так что камень вонзился в лоб его, и он упал лицем на землю.
Так одолел Давид Филистимлянина пращею и камнем, и поразил Филистимлянина и убил его; меча же не было в руках Давида.
Тогда Давид подбежал и, наступив на Филистимлянина, взял меч его и вынул его из ножен, ударил его и отсек им голову его; Филистимляне, увидев, что силач их умер, побежали.
И поднялись мужи Израильские и Иудейские, и воскликнули и гнали Филистимлян до входа в долину и до ворот Аккарона. И падали поражаемые Филистимляне по дороге Шааримской до Гефа и до Аккарона.
И возвратились сыны Израилевы из погони за Филистимлянами и разграбили стан их.
И взял Давид голову Филистимлянина и отнес ее в Иерусалим, а оружие его положил в шатре своем…»
Первая книга царств 17:32—54– И сказал Давид Саулу: раб твой пас овец у отца своего, и когда, бывало, приходил лев или медведь и уносил овцу из стада, то я гнался за ним и нападал на него и отнимал из пасти его; а если он бросался на меня, то я брал его за космы и поражал его и умерщвлял его; и льва и медведя убивал раб твой, и с этим Филистимлянином необрезанным будет то же… —
До поединка с Голиафом Давид проходит в нас определенный путь познания верой: он овладевает методами внутреннего смирения (пасет овец) с тем, чтобы быть готовым к встрече с духовными тайнами (лев как тайное учение или метод познания духовных тайн). Давид не дает лишить наш внутренний мир истины смирения (одной овцы), но теряет (убивает) тайное учение, и не принимает его как необходимую пищу…
Вспомним, «блажен тот лев, которого съест человек, и лев станет человеком»…
Также он поступает и с медведем – методом постижения внешней мудрости духовных тайн (читатель, разумеется, помнит, что волосы является символом внешней мудрости)…
– И одел Саул Давида в свои одежды, и возложил на голову его медный шлем, и надел на него броню.
И опоясался Давид мечом его сверх одежды и начал ходить, ибо не привык к такому вооружению; потом сказал Давид Саулу: я не могу ходить в этом, я не привык. И снял Давид все это с себя.
И взял посох свой в руку свою, и выбрал себе пять гладких камней из ручья… —
В борьбе с воинствующими в нас бытовыми представлениями о Боге – Истине невозможно одержать победу, пользуясь такими же знаниями.
Иное дело – чистая надежда на познание тайн духовного смысла законов Бога (пять камней из ручья)…
– И опустил Давид руку свою в сумку и взял оттуда камень, и бросил из пращи и поразил Филистимлянина в лоб, так что камень вонзился в лоб его, и он упал лицем на землю.
Так одолел Давид Филистимлянина пращею и камнем, и поразил Филистимлянина и убил его; меча же не было в руках Давида.
Тогда Давид подбежал и, наступив на Филистимлянина, взял меч его и вынул его из ножен, ударил его и отсек им голову его —
Духовный смысл закона позволяет нам поразить Голиафа, но следует еще и отрубить ему голову, а сделать это можно только мечом – словом…
И что же является головой Голиафа?
Оставим для самостоятельной доработки мудрому читателю.
– И поднялись мужи Израильские и Иудейские, и воскликнули и гнали Филистимлян до входа в долину и до ворот Аккарона —
«Аккарон – Аккарон или Экрон (в русской Библии иногда Аскалон (искоренение)) (Нав.13:3, Нав.15:11, Суд.1:18, 1Цар.6:16) – Филистимская область и город, первоначально принадлежал колену Иудову, а затем Данову…»
Библейская энциклопедияИ объединенные для борьбы с Филистимлянами наши духовные начала, идущие в познании Истины путем разума (Израильтяне) и путем веры (Иудеи), искореняют (уничтожают) в нас эти представления…
«Сыновья Давида, родившиеся у него в Хевроне, были: первенец Амнон, от Ахиноамы Изреелитянки; второй – Далуия, от Авигеи Кармилитянки; третий – Авессалом, сын Маахи, дочери Фалмая, царя Гессурского; четвертый – Адония, сын Аггифы; пятый – Сафатия, от Авиталы; шестой – Ифреам, от Аглаи, жены его, – шесть родившихся у него в Хевроне; царствовал же он там семь лет и шесть месяцев; а тридцать три года царствовал в Иерусалиме.
А сии родились у него в Иерусалиме: Шима, Шовав, Нафан и Соломон, четверо от Вирсавии, дочери Аммииловой; Ивхар, Елишама, Елифелет, Ногаг, Нефег, Иафиа, Елишама, Елиада и Елифелет – девятеро.
Вот все сыновья Давида, кроме сыновей от наложниц. Сестра их Фамарь…»
Первая книга Паралипоменон,или хроники 3:1—9Итак, мы отмечаем два периода царствования Давида: первый – в Хевроне (семь лет и шесть месяцев): и второй – в Иерусалиме (тридцать три года)…
Итого, сорок лет -4х10, до завершения цикла познания во Вселенной.
Как уже догадался мудрый читатель, в этом (два периода царствования) заключена определенная мудрость.
Сие означает, что в нашем духовном пространстве Давид как правящее духовное начало закономерно (7) пребывает изначально в месте соединения духовных и плотских истин (Хеврон – «место союза, соединения, связи») в состоянии разделения (6), и лишь, преодолев разделение (6), переходит править в город Истины Иерусалим.
Это обязательный этап эволюции духа, ибо всегда «сначала душевное, а потом духовное…»»
Посему и рожает Давид в Хевроне 6 сыновей, первые шесть сыновей, что свидетельствует о разделении методов познания в нашем духовном начале и рождении плотских истин в период царствования в Хевроне…
Разумеется, на этапе возобладает чувственно-плотский метод познания внешнего мира.
И лишь последний сын Ифреам (с древнееврейского «избыток народа», что означает избыток чувственного познания мира), рожденный от жены Аглаи, предваряет переход на следующую ступень – Иерусалим – город Истины, хотя еще и несовершенной, подверженной пленению Египетскими, Ассирийскими и Вавилонскими царями.
Имена сыновей и хевронских жен Давида несут в себе определенный смысл.
Мы умышленно оставим их имена без истолкования для самостоятельной работы мудрому читателю.
Ссылки на имена приведены ниже.
«Амнон (постоянный, верный) – имя двух лиц:
а) (I Пар. III, 1) – перворожденный сын Давида, родившийся в Хевроне от Ахиноамы израильтянки. Он совершил тяжкий грех, обесчестив сестру свою (по отцу) Фамарь (II Цар. XIII). Давид очень разгневался на сына за прелюбодеяние, хотя и не наказал его, но брат Амнона, Авессалом, решился отмстить ему за бесчестие.
Скрывая свой замысел в течение двух лет, он, наконец, выполнил оный в своем дворце, во время домашнего праздника (стрижки овец), на который вместе с прочими членами царского семейства был приглашен и Амнон…»
Библейская энциклопедия арх. Никифора«Ахиноама (Ахиноам; Ахиноамь; др.-евр.«брат благодати»; лат. Ahinoam) – имя двух женщин ветхозаветного повествования: единственной жены царя Саула и второй жены царя Давида. Некоторые исследователи предполагают, что они могут быть одним человеком.
Жена Саула
Ахиноама – дочь Ахимааца (Ахимаас, «брат гнева») и жена царя Саула (1Цар. 14:50)»
Википедия«Далуия – (похожий на отца, или подобный ему) (2Цар.3:3) второй сын Давида от Авигеи Кармелитянки, родившийся в Хевроне…»
Библейская энциклопедия арх. Никифора«Авигея Кармилитянка (Авигея ивр. – радость отца; евр. Абигаил) – ветхозаветный персонаж; одна из жён царя Давида, родившая от него сына Далуию. Давид встретил эту женщину в городе Кармиле, до него она была женой Навала (1Цар. 25:40; 27:3).
В Книге Царств Авигея описывается как умная и красивая лицом жена жестокого и злого нравом Навала, замечательная своею великодушною, благородною помощью, оказанною Давиду и его людям на горе Кармил (1Цар. 25:3). Т
аким образом, она отвратила от своего мужа мщение, которое готовился нанести ему Давид, за его грубый отказ в помощи (1Цар. 25:1—35).
Когда Авигея рассказала своему мужу, Навалу, об угрожавшей ему опасности, то от ужаса «замерло в нем сердце его, и стал он как камень» (1Цар. 25:37) и чрез 10 дней после того умер. Вскоре Авигея сделалась женою Давида и родила ему сына Далуию (2Цар. 3:3, 1Пар. 3:1)».
ВикипедияАвессало́м (ивр., Авшало́м – «отец мира, покоя»; ) – третий сын Давида от Маахи, дочери Фалмая (Талмая), царя Гессура (2Цар. 3:3). За бесчестие сестры Фамари (Тамар) убил единокровного брата Амнона; позже восстал против отца, был разбит, во время бегства запутался длинными волосами в ветвях дерева и был убит».
Википедия«Мааха (евр. притеснение, угнетение). Одна из жен Давида, мать Авессалома (2Цар. 3:3)
Библейская энциклопедия Брокгауза«Адония – (ивр. «мой Господь Яхве»)
1) четвертый сын Давида, которого он родил от Аггифы (2 Цар. 3:4). По смерти Амнона и Авессалома он очень хотел получить царство, хотя оно и было обещано Соломону, его младшему брату. Привлекши на свою сторону Иоава, Авенира и др. он начал открытый бунт и допустил избрать себя царем еще при жизни Давида. Узнав об этом Давид, сейчас же повелел помазать Соломона на царство.
После этого друзья Адонии оставили его, и он бежал к жертвеннику, чтобы спастись. (Срав. Исх. 21: 14). Соломон оставил его без наказания, сделав ему внушение. Когда же он немного спустя, попросил руки Ависаги, то был наказан смертью (3Цар. 1:2)».
Википедия«Аггифа
[Еврейское Хаггит, «рожденная в праздник»]
Жена Давида, мать Адонии (2Цар 3:4; 3Цар 1:5)».
Библейская энциклопедия Брокгауза«САФАТИЯ —
(Бог судия) – имя нескольких лиц: 2Цар 3:4, 1Пар 3:3 – один из сынов Давида, мать его называлась Авитала. 1Пар 12:5 – Харифиянин, присоединившийся к Давиду в Секелаге. 1Пар 27:16 – сын Маахи, князь колена Симеонова во время Давида».
Библейская энциклопедия Никифора«Значение имени Авиталь
Еврейское имя – «мой отец (Ав) – роса» (подразумевается – «Всевышний, посылающий пропитание»). В соответствии с каббалистической традицией, это имя и означает – «говорит» о том, что пропитание посылается Всевышним тайно, как роса, которая выпадает незримо для людей и «поит» растения.
В Танахе Авиталь – одна из жён царя Давида».
«Ифреам – (Иефераам) (евр. Йитреам, возм., избыток народа), шестой сын Давида, рожденный Эглой (Аглаей) в Хевроне (2Цар 3:5; 1Пар 3:3)»
Библейская энциклопедия Брокгауза«Агла́я (др.-греч. „красота, блеск“, перен. „ликование, радость“) – женское имя. Происходит от имени младшей из трёх харит в древнегреческой мифологии».
Википедия«Э́гла (др.-греч. „сияние“) – в древнегреческой мифологии – нимфа, дочь Панопея».
Википедия2 этап – 33 года царствования Давида в Иерусалиме:
33 года мы можем также разложить двумя способами: 33=3х11 и 33=30+3
Что же мы имеем в результате в арифмологическом аспекте?
В любом случае, вера, надежда и любовь (3) в Иерусалиме все еще остаются несовершенными (11), но уже позволяют познавать или тайну разделения (5х6=30), или тайную и мудрую любовь к Богу (2х3х5=30)…
Первые четыре (4) сына Давида, рожденные в Иерусалиме (в том числе, и Соломон), свидетельствуют о начале внешнего (4) познания духовных истин с надеждой на их последующее истолкование (9 очередных сыновей Давида без материнской принадлежности)…
«ШИМА —
(слух, молва): 1Пар 3:5 – из сынов Давида, родившихся в Иерусалиме от Вирсавии. В 2Цар 5:14 и в 1Пар 14:4 читается: Самус. 1Пар 6:30 – сын Узы, из сынов Мерари, из поставленных Давидом начальниками над певцами в храме».
Библейская энциклопедия Никифора«Вирса́вия (Бат Шева, ивр. „дочь клятвы“) – дочь Елиама, вдова Урии Хеттеянина, жена царя Давида и мать царя Соломона».
Википедия«Шовав (Совав) («возвращение», «замена» или «отступник», «отпадший»):
1) сын Халева и Азувы, внук Есрома (1Пар. 2:18);
2) сын Давида, родившийся в Иерусалиме (2Цар. 5:14)».
Библейская энциклопедия Брокгауза«Имя Нафан – происходит от еврейского «Бог дал».
Пророк Нафан – библейский пророк, живший во времена царей Давида и Соломона, один из авторов книг Царств. Он возвестил Божий суд Давиду после того, как царь совершил прелюбодеяние с Вирсавией и подстроил убийство Урии Хеттеянина. Ранее Нафан сообщил царю Божье откровение: строительство храма, планировавшееся Давидом и поначалу одобренное Нафаном, не будет осуществлено, но Господь вместо этого укрепит дом (род) Давида и благословит его. Когда Адония захотел стать царем, Нафан вмешался и встал на сторону Соломона, воспитателем которого он был. Нафан содействовал тому, чтобы Давид повелел помазать Соломона на царство. Через Нафана и другого пророка, Гада, Господь передал Давиду повеление о том, как организовать служение левитских певцов и музыкантов.
«Нафан Нафан (евр. Натан, «Он (т. е. Бог) дал»): один из рожденных в Иерусалиме сыновей Давида (2Цар 5:14; 1Пар 3:5; 14:4). Возм., он был отцом двух чиновников Соломона (3Цар 4:5); его род упоминается и в Зах 12:12, а сам он – в Лк 3:31 как предок Иисуса Христа…
Библейская энциклопедия Брокгауза«Вирса́вия (Бат Шева, ивр. «дочь клятвы») – дочь Елиама, вдова Урии Хеттеянина, жена царя Давида и мать царя Соломона.
Согласно Библии, Вирсавия была женщиной редкой красоты. Царь Давид, прогуливаясь на крыше своего дворца, увидел внизу купающуюся Вирсавию. Её муж, Урия Хеттеянин, находился в то время вдали от дома, на службе в армии Давида. Вирсавия не пыталась соблазнить царя, о чём свидетельствует библейский текст. Но Давид соблазнился красотой Вирсавии и приказал, чтобы её доставили во дворец. В результате их отношений она забеременела. Позже Давид написал командиру армии Урии письмо, в котором приказал поставить Урию там, где будет «самое сильное сражение, и отступите от него, чтоб он был поражен и умер» (2Цар. 11:15). Действительно, так и произошло, и Давид впоследствии женился на Вирсавии. Их первый ребёнок прожил всего несколько дней. Давид позже раскаивался в содеянном. 50-й псалом написан Давидом, когда он каялся в том, что убил благочестивого мужа Урию Хеттеянина и овладел его женою Вирсавиею.
Имела высокое положение самой возлюбленной из жён Давида. Давид короновал Соломона, сына Вирсавии на царство».
Википедия«Аммиил – Амми’ил (родственный Богу) – а) (Чис.13:13) – сын (потомок) Гемаллия, представитель колена Данова среди разведчиков земли; б) (2Цар.17:27) – отец (предок) Махира (см. Махир, б) (во 2Цар.9:4,5 назван Аммиэл); в) (1Пар)».
Библейский словарь Вихлянцева«И заколол Адония овец и волов и тельцов у камня Зохелет, что у источника Рогель, и пригласил всех братьев своих, сыновей царя, со всеми Иудеянами, служившими у царя.
Пророка же Нафана и Ванею, и тех сильных, и Соломона, брата своего, не пригласил.
Тогда Нафан сказал Вирсавии, матери Соломона, говоря: слышала ли ты, что Адония, сын Аггифин, сделался царем, а господин наш Давид не знает о том?
Теперь, вот, я советую тебе: спасай жизнь твою и жизнь сына твоего Соломона.
Иди и войди к царю Давиду и скажи ему: не клялся ли ты, господин мой царь, рабе твоей, говоря: Почему же воцарился Адония?»
Третья книга царств 1:9—13– И заколол Адония овец и волов и тельцов у камня Зохелет —
Зохелет древнеевр. «змей»…
Камень Зохелет – плотское, ложное познание истин, выдаваемых за духовные…
Адония (Иегова – мой Господь) – четвертый сын Давида от Аггифы («праздничная», «торжествующая»), рожденный вне стен Иерусалима, в городе Хевроне («связь», «соединение», «место союза»)…
О чем говорит нам поступок « старшего брата» Соломона?
О том, что в какой-то момент наше духовное начало, порождающее плотские истины в мире этом (4, четвертый сын, рожденный в Хевроне) и приносящее жертвы Богу в виде плотских методов познания (овцы и волы) захочет воспрепятствовать воцарению в нашем духовном пространстве Соломона, мудрости внешнего познания…
«И отвечал царь Давид и сказал: позовите ко мне Вирсавию. И вошла она и стала пред царем.
И клялся царь и сказал: жив Господь, избавлявший душу мою от всякой беды!
Как я клялся тебе Господом Богом Израилевым, говоря, что Соломон, сын твой, будет царствовать после меня и он сядет на престоле моем вместо меня, так я и сделаю это сегодня.
И наклонилась Вирсавия лицем до земли, и поклонилась царю, и сказала: да живет господин мой царь Давид во веки!
И сказал царь Давид: позовите ко мне священника Садока и пророка Нафана и Ванею, сына Иодаева. И вошли они к царю.
И сказал им царь: возьмите с собою слуг господина вашего и посадите Соломона, сына моего, на мула моего, и сведите его к Гиону, и да помажет его там Садок священник и Нафан пророк в царя над Израилем, и затрубите трубою и возгласите: да живет царь Соломон!
Потом проводите его назад, и он придет и сядет на престоле моем; он будет царствовать вместо меня; ему завещал я быть вождем Израиля и Иуды».
Третья книга царств 1:28—35– И сказал царь Давид: позовите ко мне священника Садока и пророка Нафана и Ванею
Садок («справедливый», «праведный»)
Ванея («Бог строит», «Бог созидает»)
Когда к нашему духовному началу в лице Давида приходит на помощь первосвященник Садок (ведающий или знающий правду) и пророк Ванея (пророчащий нам правильность дальнейшего духовного домостроительства), то это помогает нам привести нам на трон Соломона как очередной этап на пути движения к Богу.
– И сказал им царь: возьмите с собою слуг господина вашего и посадите Соломона, сына моего, на мула моего, и сведите его к Гиону, и да помажет его там Садок священник и Нафан пророк в царя над Израилем, и затрубите трубою и возгласите: да живет царь Соломон! —
«Мул (лат. mūlus) – результат скрещивания осла и кобылы. Термин «мул» первоначально применялся к отпрыску любых двух животных разных видов – к тому, что в настоящее время называется «гибридом».
ВикипедияИтак, мул – гибрид осла с лошадью, то есть, метод познания смешанный, еще не чисто аллегорический…
Но, тем не менее, этот метод позволяет Соломону взойти на трон в нашем духовном пространстве.
«И пошли Садок священник и Нафан пророк и Ванея, сын Иодая, и Хелефеи и Фелефеи, и посадили Соломона на мула царя Давида, и повели его к Гиону.
И взял Садок священник рог с елеем из скинии и помазал Соломона. И затрубили трубою, и весь народ восклицал: да живет царь Соломон!
И весь народ провожал Соломона, и играл народ на свирелях, и весьма радовался, так что земля расседалась от криков его…»
Третья книга царств 1:38—40– И взял Садок священник рог с елеем из скинии и помазал Соломона. И затрубили трубою, и весь народ восклицал: да живет царь Соломон! —
И умственные принципы (рог) правящего в нас священника Садока отдают должное Соломону в виде масла- любви (любовь, напомним читателю, невозможна без знаний о предмете любви) и воздвигают его на трон нашего разума; и чувства- народ также принимают его…
«И Соломон уже сел на царском престоле.
И слуги царя приходили поздравить господина нашего царя Давида, говоря: Бог твой да прославит имя Соломона более твоего имени и да возвеличит престол его более твоего престола. И поклонился царь на ложе своем, и сказал царь так:
Тогда испугались и встали все приглашенные, которые были у Адонии, и пошли каждый своею дорогою.
Адония же, боясь Соломона, встал и пошел и ухватился за роги жертвенника.
И донесли Соломону, говоря: вот, Адония боится царя Соломона, и вот, он держится за роги жертвенника, говоря: пусть поклянется мне теперь царь Соломон, что он не умертвит раба своего мечом.
И сказал Соломон: если он будет человеком честным, то ни один волос его не упадет на землю; если же найдется в нем лукавство, то умрет.
И послал царь Соломон, и привели его от жертвенника. И он пришел и поклонился царю Соломону; и сказал ему Соломон: иди в дом свой».
Третья книга царств 1:46—53– Адония же, боясь Соломона, встал и пошел и ухватился за роги жертвенника —
Но плотские истины в лице Адонии желают царствовать и не хотят умирать в нас, потому пытаются вернуть нас к умственным принципам – умозаключениям принесения в жертву Богу внешних методов познания для обретения спасения…
– И сказал Соломон: если он будет человеком честным, то ни один волос его не упадет на землю; если же найдется в нем лукавство, то умрет-
Однако наше духовное начало, возглавляемое Соломоном, справедливо полагает, что ложь плотских истин обречена на гибель, а духовные истины пребудут вечно…
«Времени царствования Давида над Израилем было сорок лет: в Хевроне царствовал он семь лет и тридцать три года царствовал в Иерусалиме.