Полная версия
Психология вторичного образа
В психологии различают мышление аналитическое (имеющее осознаваемые этапы) и интуитивное (минимально осознанное, характеризующееся быстротой и отсутствием этапов). При этом интуиция и интеллект действуют не порознь, а почти всегда кооперативно [12, с. 41]. Интуитивный инсайт может быть рассмотрен как специфический путь решения задачи [428]. Интуиция – это знание, возникающее без осознания путей и условий его получения. В силу этого человек получает знания как результат «непосредственного усмотрения». Интеллектуальная интуиция – вид интуиции, для которой характерно внезапное, недискурсивное усмотрение истины, т.е. «такое целостное восприятие предмета, в котором происходит внезапное погружение предмета в сознание вплоть до неслиянного единениия с ним» [310а, с. 50].
Арнхейм подчеркивает, что механизм интуиции недостаточно понятен, поскольку о ней судят в основном по ее достижениям, в то время как актуальный режим работы интуиции по непосредственному постижению вещи отграничен от рассудочной деятельности сознания. Поэтому интуиция сравнивается с «даром из ниоткуда», рассматривается как сверхъестественная способность, «наитие свыше» [12, с. 25]. Описать способы подобного «внутреннего постижения», «целостного схватывания» невозможно, по крайней мере, без наличия большого опыта практической деятельности в соответствующей области [299, c. 112]. Роль интуитивного мышления для профессиональных достижений подтверждена экспертными оценками. Так, юристы считают, что интуиции принадлежит 41% достижений в их области, геологи – 38%, филологи – 31%, математики – 27% [264, с.161]. Интуиция принимает участие в каждом акте познания. Ее можно определить, например, как особое свойство восприятия, заключающееся в способности непосредственно ощутить эффект взаимодействия в «гештальт-ситуации» [12]. В плане сквозного характера образной проблематики в описании психического связь интуиции с целостностью психического отражения чрезвычайно показательна и важна19.
Обобщая различные определения интуиции (Платон, Декарт, Кант, Гегель, Бергсон, словарные дефиниции), Р.М. Грановская подчеркивает в них нечто общее: 1) момент непосредственности интуитивного познания, достигаемого без предшествующего рассуждения; 2) уверенность в правильности результата («безоговорная очевидность»), как бы никакими умозаключениями не оправданная; 3) роль предварительного накопления знаний (длительная подготовка ума, предшествующие знания и опыт) [105, с. 60]. Понятие интуиции соотносится ею также с отсутствием причин, приводящих к результату, и посредствующих понятий (интроспекция не обнаруживает таковых).
В последующих главах мы будем возвращаться к отдельным граням проблемы взаимоотношения образной сферы личности и интуивного постижения мира.
Наконец, еще одна важная грань взаимосвязи образной сферы и мышления – особенности «первобытного» мышления. Эта грань важна для нас тем, что архаические пласты психики выступают одним из главных информационных источников образной сферы (что важно для анализа трансляционной функции образов). Суть же «первобытного» мышления, как известно, заключается в том, что оно не выстраивает причинно-следственные связи. Леви-Брюль говорил о пралогическом мышлении, которое не является ни антилогичным, ни алогичным, в котором причины явлений носят мистический характер (современному человеку поэтому так трудно понять подобный тип мышления). Образная сфера человека представляет для этого богатый материал:
различные видения, образы мифологического и архетипического содержания. Об этом речь пойдет ниже.
Образная сфера и воля. Значение представлений о цели в понимании волевых процессов в общей психологии хорошо известно. Известно и то, что при использовании человеком образов для преднастройки к предстоящей деятельности происходит его мобилизация, формируется готовность к нужным действиям и поведению. В этом процессе тесно переплетены произвольные и непроизвольные механизмы [161]. На использовании образов основан известный феномен «ментальной тренировки», например, в спорте. Подчеркивается, что произвольные движения предваряются их образами. О роли представлений в управлении действиями говорили Т. Гоббс, Г. Спенсер, У. Джемс, Н. Ланге, И. Сеченов, С. Беритов, Н. Бернштейн и др.
Е.П. Ильин напоминает, что еще Лукреций полагал, что «источниками воли являются не только желания, вытекающие из потребностей, но и удовлетворяющие их внешние объекты, представленные в душе в виде образов. В отдельных случаях образы предметов, позволяющих удовлетворить потребности, могут вызываться не прямым воздействием самого объекта, а порождаться желанием, которое было связано с этим объектом ранее. Желания и чувственные образы вещей ведут к формированию образов или «призраков движения», которые затем переходят в реальные действия. Окончательный же выбор того или другого поведенческого акта определяется разумом, основная функция которого состоит в сопоставлении и отборе представлений. По существу, Лукреций поставил вопрос о роли представлений в мотивации» [161, с. 62].
О роли образной сферы человека в целеполагании и мотивации мы будем подробно говорить во второй части книги. Здесь же отметим, что отношения образной сферы личности и воли раскрывается путем изучения взаимосвязи психического отражения (активного и реактивного) и психического регулирования (произвольного и непроизвольного). Этот момент описан [67; 98], раскрыт в работах В.А. Ганзена, а также иллюстрируется всей совокупностью материала, излагаемого в книге. В частности, можно обратить внимание читателя на тему «созидающей силы воображения».
Образная сфера и ее мозговой субстрат. Мы уже касались ряда аспектов физиологических механизмов образных явлений. Вернемся к некоторым аспектам данной проблемы. Один из них связан с идеей совместной работы структур и механизмов головного мозга при порождении вторичных образов [6; 7]. Это подтверждает когнитивная психология. Нет оснований сводить механизм порождения и переживания образов лишь к в правому полушарию. Идею о специализации правого полушария мозга относительно вторичных образов необходимо оценивать с точки зрения единого механизма межполушарного взаимодействия20: оба полушария мозга вносят вклад в формирование образов, однако выполнение разных заданий обеспечивается различными структурами мозга. Особую роль в механизме формирования вторичных образов играет область задней части левого полушария мозга, теменные доли, нижневисочная или височно-теменная, а также левой нижней затылочной области. Однако первичная зрительная область коры не участвует в функционировании и переживании образов.
Дж. Ричардсон говорит о трех группах данных, помогающих объяснить мозговые механизмы образов [433].
1. Данные, полученные на здоровых людях при предъявлении стимулов в левую и правую половины зрительного поля. Так, распознавание стимула в правом «полуполе», лучше при вербальном материале, и наоборот, распознавание стимула, предъявленного в левое «полуполе» лучше на невербальном материале. Так как «полуполе» имеет преимущественный доступ к противоположному полушарию мозга, эти результаты используются как подтверждение различной роли полушарий в обработке информации.
2. Запись активности мозга во время выполнения испытуемыми специфических задач (магнитоэнцефалография, компьютерная томография, ядерно-магнитный резонанс, позитронно-эмиссионная томография). Дополнительные данные получены с помощью регистрации мозгового кровотока21.
3. Исследования людей, имеющих мозговые повреждения: а) после травмы головы (открытые и «закрытые»); б) связанные с неврологическими заболеваниями, опухолями мозга, повреждениями сосудов мозга; в) как следствия хирургического вмешательства22.
По ходу изложения материала мы будем возвращаться к физиологическим механизмам образных явлений. Сейчас же отметим, что данные о механизмах образной сферы человека в своей совокупности не позволяют объяснить все аспекты связи «образа-картинки» с «матрицами закодированной информации», лежащей в ее основе.
1.2. ШТРИХИ К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОЙ СФЕРЫ ЧЕЛОВЕКА
Формирование и развитие вторичных образов представляют собой фундаментальный круг вопросов. Как и зачем возникло множество классов вторичных образов? Каковы тенденции развития образной сферы человека как динамического целого? Какова роль окружающей среды в трансляции через образ информации? Какова специфика классов вторичных образов на различных стадиях онто-и культурогенеза? Важной проблемой является воссоздание особенностей представлений о мире наших предков. Например, какие сны видели первобытные люди? Насколько справедливо, например, предположение об их «эйдетикоподобной образности»? Вопросы возникают и в связи с изучением инволюционно-регрессивных закономерностей в образной сфере человека.
Психическое отражение следует рассматривать не в отдельных его проявлениях и не статично, а как многомерную, многоуровневую развивающуюся систему (это убедительно показал Б.Ф. Ломов). Центральная для психологии категория психического отражения учитывает два момента. 1. Психика включена во всеобщую взаимосвязь процессов и явлений материального мира. 2. Источником психического является окружающий человека мир, обстоятельства жизнедеятельности. «Ощущения, восприятия, представления выступают как образы, в которых отражаются окружающий человека мир и он сам. Задача психологии состоит в том, чтобы раскрыть закономерности порождения, развития, функционирования и преобразования субъективного образа действительности, включенной в круг объективных связей и отношений человека» [30, с. 46].
Появление представленческого уровня психического отражения‐регулирования, как известно (например, по А.Н. Леонтьеву), связано с разрывом непосредственного чувственного контакта потребности с предметом ее удовлетворения в процессе усложнения человеческой деятельности. Это привело к появлению необходимости и, соответственно, способности воссоздания в образах предмета потребности, способа его достижения и в итоге к развитию сложных форм идеального существования предметного мира в душе человека. Иными словами, образная сфера человека развивалась в процессе общественно-исторической практики, потребовавшей отвлечения от непосредственного отражения реальности и создавшей необходимость действовать в усложняющейся предметной среде с неполной информацией. Принято считать, что воображение возникло на заре человечества и было связано с созданием орудий труда и предметов обихода, поскольку воображение разграничивает одни свойства образа от других и переносит их на другой образ [299, c. 309–310].
Поскольку ступенями в развитии психического отражения считаются действенная, образная и символическая репрезентации мира, различные классы вторичных образов появлялись также не одновременно23. Возникновение, например, репродуктивных и антиципирующих образов связывается, соответственно, cо стадиями дооперационального мышления и конкретных операций [199]. Одна из основных вех развития образной сферы человека – возникновение образного мышления. В частности, две стадии визуального мышления: наглядно-действенная и наглядно-образная – соответствуют исторической преемственности становления зрительных структур (наскальные изображения, иероглифы) и имеют выраженную специфику.
Вторичные образы – естественный язык психики, связанный с допонятийным уровнем отражения; они способны проникать в те области психики, куда нет доступа рациональному познанию. Онтоге нез подтверждает, что высокая развитость образных форм мышления у человека имеет глубокую филогенетическую основу: аналоги воображения есть и у животных [365]. Образы являются генетически более ранней, чем вербально-понятийный уровень, формой психического отражения-регулирования. О глубокой генетической данности вторичных образов свидетельствуют также образные переживания под психофармакологическим влиянием, а также то, что «картиночное мышление» связывается с принципом удовольствия, который предшествует «принципу реальности» (К. Левин). Отражение мира именно на уровне представлений поэтому появляется у детей в очень раннем возрасте [60].
Важно учитывать, что в ходе развития – от аутичного уровня в детском, а также в первобытном мышлении – отражение предмета потребности на уровне образа определяется и ограничивается социальными представлениями. Это помогает избежать замещения удовлетворения потребности грезами, а также риска реализации человеком некоторых своих фантазий. Пиаже предполагал, что в довербальный период у детей возникают образы типа псевдогаллюцинаций, которые удовлетворяют или трансформируют желания (близкие соображения высказывал и Фрейд). Исследователи отмечают такие параллели в «паттернах сознания» первобытных народов, детей и психотиков, как использование «магических конструктов» 24.
Есть основание допустить, что развитие образной сферы человека в онтогенезе идет от перцепции к послеобразам и эйдетическим образам, далее к разнообразию образов памяти и фантазии. Пиаже показал, что до одного года собственно воображение у ребенка отсутствует (в противовес мнению К. Бюллера, В. Штерна, считавших способность к воображению первичной). В конце «сенсомоторного периода» ребенок становится менее зависимым от среды, поскольку у него появляются образы, обеспечивающие различные формы «отсроченного реагирования». В 7 лет доминируют статико-репродуктивные образы (в сопоставлении с образами трансформационно-антиципаторными) (Пиаже).
Часто говорят и о более богатом, чем у взрослых, воображении детей. Согласно Выготскому, ребенок имеет меньшую развитость воображения, но и меньше контролирует его, что и создает иллюзию большего богатства фантазии. Фантазия ребенка беднее по содержанию (образы слабо дифференцированны), по оперированию и др. Большое значение в развитии воображения имеет игра: воображение необходимо для нее; сама же игровая деятельность развивает фантазию [60].
Представляется актуальным поставить важный теоретический вопрос о механизмах совместного функционирования в психике конкретного человека вторичных образов с различной генетической предысторией. Различные их классы как продукты субъект-объектных, субъект-субъектных и аутосубъектных взаимодействий осуществляют отражение и регуляцию на различных уровнях и в различных измерениях. Эта мысль полезна для анализа трансляционной функции образной сферы личности.
Что касается формирования конкретного образа-представления, то, в соответствии с научными данными, оно осуществляется как последовательный процесс интеграции компонентов образа. Выделены фазы становления образа в зависимости от различных факторов (характера деятельности, возраста и др.). Общая закономерность в формировании вторичных образов – движение через ряд стадий, от первичного нерасчлененного целого через детализацию к дифференцированной целостности. С.Н. Сурков при изучении формирования представлений о движениях показал последовательную смену фаз первичного нерасчлененного, далее расчлененного, и итогового детализированного образа [199]. Закономерность движения образа от общей формы предмета через отражение контуров деталей к целостному образу-представлению. подтверждается и на примере (воссоздание образа предмета на основе знаковой о нем информации (воссоздающее воображение). Г. Кирилова (по [365]) выделяет, например, следующие уровни его развития: а) образы смутные, неадекватные; б) образы более полные, но отсутствует их комбинация в соответствие с логикой предмета; в) образы дифференцированы и относительно содержательны; г) образы творческого воображения.
Вторичный образ на любой стадии развития является динамической подвижной структурой. «Стоит сделать попытку фиксировать какой-нибудь образ, чтобы убедиться в том, как он каждый раз на наших глазах изменяется, сдвигается, в какой-то мере трансформируется: то одни его стороны выступают на передний план, то другие; выступающие в один момент отступают, стушевываются, сходят на нет в следующий» [280, т. 1, c. 347].
Для изучения проблемы развития образной сферы человека теоретически значимы общие закономерности психического процесса25. Анализируя и обобщая их, Б.Ф. Ломов подчеркивал следующее важные для нас моменты [30, с. 48–49]: 1) прохождение ряда стадий, дающих все более адекватный образ реальности; 2) реализация как единство прошлого, настоящего и будущего; 3) обладание свойствами неадитивности, гетерогенности и недизъюнктивности (результат отражения мультипликативен); 4) детерминация психического процесса носит множественный характер и меняется в ходе отражения; 5) результат отражения становится предпосылкой его дальнейшего протекания; 6) каждый отдельно выделяемый психический процесс – момент движения психики в целом.
Закономерности создания вторичного образа, особенности его формирования и изменения соответствуют данным общим закономерностям. В частности, формирование вторичных образов определяются свойствами отображаемого объекта, условиями порождения образа, прежде всего спецификой деятельности с ее задачами и характеристиками самого человека. На разных фазах формирования образов мы имеем различное соотношение чувственного и понятийного. Так, высокая способность мысленного манипулирования во многом обязана вербальным структурам на завершающих фазах формирования образа. Е.Н. Сурков показал, что удельный вес понятийности (внешней и внутренней вербальности) увеличивается по мере развития образа-представления, программирующего и регулирующего сложнокоординируемые действия [199]. Значимо влияние сложности объекта26 и условий манипулирования им на уровне образов, которые могут определить возврат на более низкую фазу развития представлений (см. например, исследования П.А. Сорокун [89]).
Реальность на уровне образной сферы реконструируется, системы представлений иерархичны и непрерывно перестраиваются по уровням обобщенности-целостности и конкретности-дифференцированности. В формирование вторичных образов поэтому может быть вовлечена любая информация. Это активный процесс, в котором образ конструируется из прошлого опыта субъекта при использовании текущей информации.
Развитию подлежат показатели всех классов вторичных образов. Можно развивать, например, образность сновидений и их запоминаемость, контролируемость образов измененных состояний сознания.
Развитие образной сферы человека необходимо, поскольку способность к визуализации без тренировки после 6–9 лет инволюционирует. Практическая деятельность, усиливая взаимодействия между образами, помогает синтезировать элементарные изолированные образы в адекватные задаче сложные образы [278], способствуя тем самым развитию образной сферы. Например, воображение хорошо развивается в процессе обучения, особенно при активном участии внутренней речи, совершенствуется в деятельности: у ребенка – в игровой и изобразительной, у взрослого человека – в интеллектуальной и трудовой. К развитию и изменению образной сферы личности мы будем неоднократно возвращаться в разных контекстах.
1.3. ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ ВТОРИЧНОГО ОБРАЗА
Будем исходить из того, что многообразие классов вторичных образов определяется развитием полифункциональности психического образа в фило-, культуро-онтогенезе. Целостное психическое отражение-регулирование представляет собой функционирование всей образной сферы человека с различной ролью конкретных образов в зависимости от ситуаций жизнедеятельности человека. Иными словами, образная сфера в своей процессуальной развертке реализуется (по форме и содержанию) в виде конкретных вторичных образов различных классов, которые в комбинации друг с другом осуществляют систему функций в данный момент (включая пребывание образов в латентной форме). В этой связи отметим, что образная сфера человека выступает в формах активности (конструирование образа) и реактивности (грезы). Введем здесь ряд уточнений.
К основным функциям психики относятся: информационная, регулятивная и коммуникативная [197]. Существуют многочисленные функции вторичных образов, соотносимые с указанными функциями. Целостное структурно-функциональное описание психики человека [65] акцентирует ее полифункциональность, в частности, выделение двух взаимосвязанных и взаимообусловленных макрофункций:
психического отражения и регулирования, реализующими основную функцию – интеграции (дифференциации) человека с внешней и внутренней средой в режимах активного и реактивного функционирования. Активность и реактивность взаимосвязаны на всех уровнях. Так, познавательная активность реактивна в смысле того, что возникает в ответ на события, препятствующие достижению цели. Важен акцент в доминировании. Принцип реактивности на уровне ощущений является верховным; на более высоких уровнях он подчиняется принципу активности [285]. Для анализа частных функций вторичных образов можно применить так называемые функции-отношения [65]: а) целенаправленная деятельность; б) самоафферентация в) самоидентификация-самоконтроль.
Преимущественные функциональные характеристики классов вторичных образов по параметрам отражения (продуктивное – репродуктивное) и регулирования (произвольное – непроизвольное) можно выделить через функции макросостояний сознания. Основная функция «сновидного сознания» – репродуктивное отражение. «Сознание в состоянии бодрствования» прямо участвует в произвольном регулировании (поведения и деятельности). Функцию измененных состояний сознания можно характеризовать как продуктивное отражение (возможных, но не открытых пока наукой информационных источников, известных по культурологическим данным из истории различных духовно-религиозных, философских традиций). Сферы неосознаваемого психического участвуют в непроизвольном регулировании.
Суммируем данные о проявлениях полифункциональности образной сферы.
1. Вторичные образы – это приобретение, хранение и репродуцирование информации. Нет необходимости комментировать очевидные вещи – значимость опоры человека на опыт, в том числе фиксируемый в образной форме. Укажем только на то, что в случае излишней конкретности образов они могут мешать обобщению информации. Роль образов в фиксации опыта зависит от личностных показателей (например, от осознания себя творцом обстоятельств или пассивным свидетелем), от особенностей самих образов (ригидность образов, например, коррелирует с консерватизмом личности). Частными проявлениями рассматриваемой функции выступают следующие моменты.
• Вторичные образы выполняют функцию межмодального посредника в процессе фиксации опыта, например, переводят осязательное восприятие на визуальный язык [6; 422].
• Вторичные образы являются носителями знаково-символической репрезентации. Это один из основополагающих моментов для обоснования феноменологически-герменевтического подхода к внутреннему миру личности, для понимания «персонификации» образной сферы человека. В данной функции образы могут выступать также опорой для различных умственных операций, в частности, вычислений «в уме».
• Эмоционально-экспрессивная функция: образы на основе сохранения аффективного опыта (в том числе неососознаваемого), организуют эмоциональные реакции. Например, это относится к переживаниям снов и фантазий. Образы позволяют «реализовать» многое мысленно (при невозможности сделать это физически).
2. Прогнозирующая (антиципирующая) функция вторичных образов проявляется в том, что образы выступают в виде «упреждающей программы поведения», дают представление результата деятельности и поведения. Антиципация на уровне представлений включена в планирование потенциальных действий. Образы фиксируют опыт для будущего использования и обеспечивают целесообразную отсрочку непосредственных реакций на основе предвидения. Эта функция проявляет себя в широком диапазоне в зависимости от определяющего вектора «мотив-цель». Яркой иллюстрацией являются варианты «тренирующего эффекта» образов, хорошо известного, например, в спортивной и авиационной психологии. «Ментальная практика» (mental practice) – проигрывание «в уме» воображаемых сцен, – эффективна для подготовки, преднастройки к любой деятельности. Так, в деятельности спортсмена это «мысленная тренировка» формирует, совершенствует сенсомоторные навыки, ускоряет их восстановление и др. [199].
3. Функционирование вторичных образов в роли эталонов структурирует хаос стимулов и обеспечивает селекцию нужной инфор мации [197; 199]. Образы, функционирующие в роли «призмы» или «фильтрующего эталона», могут, однако, как помогать, так и мешать контакту с реальностью в зависимости от адекватности их защитной функции по структурированию и хранению опыта субъекта. Функция селекции связывает текущее восприятие с прошлым и будущим. Она имеет выраженный аспект научения и адаптации. Образы в функции эталонов работают на всех уровнях: от простых актов восприятия до социальной перцепции27 и даже до отражения духовно-религиозных смыслов. Образы-эталоны характеризуются различной степенью обобщенности. При этом образы целостных признаков объектов несводимы к сумме образов частных признаков28. Функция образов в роли эталонов включает контроль и самоконтроль, а также коррекцию текущих действий, процесса решения задач и поведения в целом29.