bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 4

и познал существование всех вещей.

Я. Беме


Ещё одно мистическое переживание, захватывающее нас вне зависимости от принадлежности к религиозной традиции, – ощущение абсолютного знания, открывающего нам природу реальности. Это знание может быть двояким: обнажающим суть всего мироздания или же раскрывающим перед нами «святая святых» отдельного явления или существа, прозреваемого нами в такой целостности, что у нас не возникает сомнения в том, что мы разглядели его чистое бытие, незамутнённое нашим восприятием, или, как сказал бы Гегель, «в-себе-бытие». В этот краткий миг мистического постижения мы можем чувствовать, что познали смысл всего существующего, незримый фундамент, на котором зиждется мир.

Важно не что именно мы постигаем в подобном состоянии, поскольку легко убедиться, что постигать мы можем совершенно разное. Значение имеет сам опыт «абсолютного знания», озаряющий сознание. Содержанием такого знания могут быть различные объекты и идеи. Например, христианину может открыться природа Святой Троицы или замысел творения. Вот что пишет об этом опыте христианский мистик, основатель общества квакеров Джордж Фокс: «Я находился в том состоянии, в каком был Адам до своего рождения. Тайна творения была открыта для меня; и мне было дано увидеть, как все вещи получили свое название согласно своей природе и своим свойствам»83.

В опыте «абсолютного знания» к нам может прийти глубинное понимание нашей индивидуальности, предназначения и высшего смысла судьбы. С.Гроф, проводя многочисленные трансперсональные сеансы, наблюдал, как в ходе определённых практик люди достигали предельной ясности в понимании своего жизненного пути84.

Таким образом, мы можем столкнуться с фрагментарным «абсолютным знанием», касающимся частностей бытия, и глобальным «абсолютным знанием», снимающим покров со всего мироздания. Их объединяет одна общая черта – ощущение исчерпывающего проникновения в то, что нам открылось.

Однако, если в момент этого опыта всё кажется кристально ясным, очевидным до ошеломлённости – как можно было не понимать этого прежде! – то на выходе из этого «ясновидящего» состояния, обретённое знание словно рассыпается на осколки или затушёвывается, оставляя лишь смутный след, воспоминание о чём-то невероятно важном, но о чём именно – увы, нашему разуму уже неизвестно. Память об этом переживании продолжает влиять на нас в течение всей жизни, несмотря на то, что мы не можем воспроизвести в сознании его конкретность.

Возможно, причина подобного забвения кроется в двух разных способах функционирования сознания: привычном и изменённом под влиянием мистического опыта. Из этого вытекает различие в способности воспринимать, обрабатывать и воспроизводить информацию. В состоянии трансцендентного опыта мы выходим за границы рассудочного познания и воспринимаем информацию в кардинально ином формате, поэтому пределы того, что мы способны постичь, разрастаются до беспредельности, поражая своей новизной и грандиозностью, но так как наш повседневный разум в этот момент отсутствует, фиксировать и запоминать, подвергая аналитической обработке, некому. Вот почему при возвращении в обыденное сознание так трудно переместить полученное знание из канала мистической интуиции в русло дискурсивного мышления. Св.Тереза Авильская точно подметила эту особенность духовного опыта: «Если наш рассудок при этом воспринимает что-либо, то только таким путём, который для него самого остаётся неизвестным, и из того, что он воспринимает, он ничего не может понять. С своей стороны, я не верю, чтобы он здесь что-либо воспринимал, потому что, как я уже сказала, у него нет сознания о приобретении чего либо»85. Сатпрем, известный ученик и биограф Шри Ауробиндо, описывает это состояние следующим образом: «Можно иметь переживание великой вибрации откровения, когда внезапно рвётся вуаль и перед нами раскрывается вся панорама истины, без слов, и мы даже не знаем, в чём состоит откровение – просто что-то вибрирует, делая мир необъяснимо более широким, более лёгким, более ясным»86

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

2 Кор. 3:6.

2

Вивекананда С. Раджа-йога. // Философия йоги. М. 2003. С. 24

3

Андерхилл Э. Мистицизм. Опыт исследования духовного сознания человека. М. 2016. С. 323

4

Джеймс У. Многоообразие религиозного опыта. СПб. 1993. С. 409-410

5

Маслоу А. Религии, ценности и пик-переживания // По направлению к психологии бытия. М., 2002. С.218

6

Там же.

7

Андерхилл Э. Мистицизм. Опыт исследования духовного сознания человека. М. 2016. С. 14

8

Там же. С. 79

9

Философский энциклопедический словарь. М. 1989. С. 368

10

Состояние духовной покинутости и богооставленности, которое будет рассмотрено подробнее в одной из последующих глав.

11

Андерхилл Э. Мистицизм. Опыт исследования духовного сознания человека. М. 2016. С.87

12

Джеймс У. Многоообразие религиозного опыта. СПб. 1993. С. 68

13

Маслоу А. Религии, ценности и пик-переживания//По направлению к психологии бытия. М. 2002. С. 216

14

Мертон Т. Христианские мистики и учителя дзен. М.2018. С. 140

15

Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. СПб. 1993. С. 325

16

Ильин И. Аксиомы религиозного опыта. М. 1993. С. 47

17

Там же. С. 49

18

Ильин И. Аксиомы религиозного опыта. М. 1993. С. 65

19

Там же. С. 111

20

Мф 11:12

21

Мертон Т. Внутренний опыт. Заметки о созерцании. М. 2011. С. 23

22

Кришнамурти Д.Записные книжки. М. 2016. С. 93

23

Мертон Т. Внутренний опыт.Заметки о созерцании. М. 2011. С. 82-83

24

Судзуки Д. Основы дзэн-буддизма // Дзэн-буддизм. Бишкек, 1993. С. 163

25

Шиммель А. Мир исламского мистицизма. М. 2012. С. 117

26

Тейяр де Шарден П. Божественная среда. М. 1992. С. 91

27

Шиммель А. Мир исламского мистицизма. М. 2012. С. 171

28

Шри Ауробиндо Гхош. Синтез йоги. М. 2010. С. 41

29

Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. СПб. 1993. С. 379

30

Шиммель А. Мир исламского мистицизма. М. 2012. С. 34

31

Там же.

32

Жуковский В. Невыразимое // Чудесный дар Богов: Стихотворения. Баллады.М. 1998.С. 342-343

33

Померанц Г., Миркина З. Работа любви. М., СПб. 2017. С. 65

34

Кришнамурти Д. Записные книжки. М. 2016. С. 24

35

Шолем Г. Основные течения в еврейской мистике. М. 2016. С. 48

36

Вознесенский А. Иверский Свет. Стихи и поэмы. Тбилиси. 1984. С. 20-21

37

Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. СПб. 1993, С. 306

38

Мень А. Истоки религии. М. 2011. С. 95

39

Честертон Г. Святой Фома Аквинский. http://krotov.info/library/24_ch/ches/terton_062.htm

40

Померанц Г., Миркина З. Работа Любви. М., СПб. 2017. С. 65

41

Там же. С. 107

42

Говинда А. Психология раннего буддизма. М. 2007. С. 51-52

43

Судзуки Д. Мистицизм: христианский и буддистский. Киев. 1996. С. 73

44

Судзуки Д. Мистицизм: христианский и буддистский. Киев. 1996. С. 169

45

Там же. С. 172

46

Шолем Г. Основные течения в еврейской мистике. М. 2016. С. 51

47

Там же.

48

Адо П. Духовные упражнения и античная философия. СПб. 2005. С. 226.

49

Гроф С. Космическая игра. М. 2000. С. 34

50

Лалла. Обнаженная песня. Стихи и песни святой из Кашмира. СПб., 2010. С. 6

51

Кабир. Золотые строфы. М. 2004. С. 178-179

52

Латьенс М. Жизнь и смерть Кришнамурти. М. 1993. С. 57

53

Св.Тереза Авильская. Жизнь в молитве. Киев. 2013. С. 46

54

Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. СПб. 1993. С. 324

55

Листы Сада Мории. Зов. Июль 22, 1992.

56

Кена упанишада, 2:3

57

Дао дэ Цзин,14

58

Адо П. Духовные упражнения и античная философия. СПб. 2005, с. 215

59

Парамаханса Йогананда. Автобиография йога. М. 2016. С. 208-209

60

Изабель де Андия. Unio Mystica. Единение с Богом по Дионисию Ареопагиту. М. 2012, С. 161

61

Там же.

62

Экхарт М. Духовные проповеди. М. 1991. С. 25

63

Кузанский Н. О видении Бога. М. 2012. С. 112

64

Блаватская Е. Голос Безмолвия. М. 2014

65

Цит. по: Дао дэ Цзин. Учение о Пути и Благой Силе с параллелями из Библии и Бхагавад Гиты. М. 2013. С. 41

66

Лалла. Обнаженная песня. Стихи и песни святой из Кашмира. СПб., 2010. С. 41

67

Экхарт М. Духовные проповеди и рассуждения. М. 1991. С.26

68

Бхагавад-Гита, 13:28

69

Лк. 17:21

70

2 Кор. 6:16

71

Симеон Нов.Богослов http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/sokrovishhnica-duhovnoj-mudrosti/txt38.html

72

Письма Елены Рерих, 1929-1939 (в 2-х томах). Том II. М. 2015. С. 362, письмо от 11 июня 1937 г.

73

Аум, 426

74

Там же. С. 24

75

Судзуки Д. Основы дзэн-буддизма // Дзэн-буддизм. Бишкек, 1993. С. 33

76

Цит по: Ошо. Человеку даны крылья. Беседы по песням Кабира. М. 2000. С. 90, фрагмент из стихотворения Кабира.

77

Экхарт М. Духовные проповеди и рассуждения. М. 1991. С. 24

78

Лалла. Обнаженная песня. Стихи и песни святой из Кашмира. СПб. 2010. С. 27

79

Цит.по: Хаксли О. Вечная философия. М. 2014. С. 28

80

Шиммель А. Мир исламского мистицизма. М. 2012. С. 74-80

81

Латьенс М. Жизнь и смерть Кришнамурти. М. 1993. С. 60

82

Женщины Абсолюта. М. 2018. С. 83

* Великая Богиня, Шакти – женский аспект Божественного принципа Вселенной

83

Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. СПб. 1993. С. 327

84

Гроф С. Космическая игра. М. 2000. С. 17

85

Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. СПб. 1993. С.328

86

Сатпрем. Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания. Нижний Новгород, 2010. С. 54.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
4 из 4