Полная версия
Железногорск. Это моя земля. #киберпутеводитель
Железногорск
Это моя земля. #киберпутеводитель
Продюсер Андрей Сулейков
Продюсер Анастасия Подорожная
Продюсер Елена Наймушина
Дизайнер обложки Наталья Рыбальченко
Редактор Наталья Ананьева
Иллюстратор Дарья Вирозуб
© Наталья Рыбальченко, дизайн обложки, 2022
© Дарья Вирозуб, иллюстрации, 2022
ISBN 978-5-0055-8208-9
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Предисловие Отца Романа Нещерета
Есть вещи, без которых невозможно представить достойную и успешную жизнь человечества сегодня и завтра. И это не материальные блага. Прежде всего, это честь, достоинство, уважение к великой истории всего человечества, к той малой родине, где ты родился и вырос. Все это нашло отражение в конкурсных рассказах и легендах. Авторам непрофессионалам удалось затронуть самые потаенные уголки души читателей, разбудить духовное начало, привлечь внимание к Сибири с её удивительной природой и богатым историко-культурным наследием.
Сибирь широка, трудна и таинственна. Ещё более трудными и таинственными выглядят сибирские закрытые города. И когда приоткрывается завеса тайны, город манит, сюда хочется приехать, здесь хочется жить.
В городе чисто и комфортно, легко дышится. Я каждый день вижу здесь людей сердечных и откликающихся. И с полной уверенностью могу сказать, что для всех, кто остался неравнодушным к работам участников, да и для самих участников, теперь в названии конкурса все буквы стали заглавными – Железногорск. Это Моя Земля.
.
Настоятель Собора Михаила Архангела в г. Железногорске Красноярского краяОтец Роман НещеретПредисловие Сергея Старостина
Путь обретения собственной культуры у каждого человека свой. В меня родная культура входила посредством общения с близкими и родными мне людьми, с моими деревенскими учителями. Мне довелось соприкоснуться с народной культурой – как с тем цветком, что благоухает сильно перед тем, как завянуть и высохнуть.
Мы – дети культурного разрыва. Агрессивное давление разных идеологий и тенденций в сфере культуры столь велико, что почти не осталось нетронутых традиций. Впрочем, в России, на самом деле, до сих пор существуют заповедные места, где живёт и пульсирует настоящая народная мудрость.
Железногорск – одно из таких мест – несмотря на то, что городу менее ста лет, и он даже по обычным человеческим меркам совсем молод.
Счастье наших предков состояло в том, что они рождались, жили и умирали в лоне своей традиции, в определенной среде с ограниченной информационной атакой на уши и головы и умы.
Своя наследная культура выполняла роль защиты от разнообразных вирусных осад. И всегда к подобной чужой агрессии относились настороженно и внимательно, дабы не растерять, не утратить веками сохраняемый уклад жизни на своей земле.
Железногорск – воплощение определённой, яркой локальной традиции, здесь особые локации и особые люди. Удалось ли авторам сборника «Железногорск. Это моя земля» показать эти особенности, уловить суть и глубину культуры? Мне думается – да. А вам?
.
Российский фолк-музыкант, мультиинструменталист,фольклорист и этнографСергей СтаростинПредисловие Алексея Буртасенкова
Когда меня пригласили написать пейзажи Железногорска, я сразу согласился: так интересно посмотреть на архитектуру и людей, которые живут в ЗАТО. И знаете, это огромный проект, грандиозный. И я счастливый человек, потому что могу участвовать в таком проекте и говорить с людьми через свои картины.
Картина от фотографии отличается тем, что рисунок показывает всю сущность города, а не только отдельную часть. Художник кистью призван смягчать нравы, согревать души, сглаживать углы, концентрировать внимание зрителя на главном. Но изобразительное искусство – не единственное творчество на Земле. Есть авторы, которые творят словом, – не кистью.
Авторы городских легенд – как и художники – показывают сущность города, его атмосферу. Ритм жизни и точки притяжения, в которые хочется возвращаться. Тех, кто любит Железногорск и хочет, чтобы горожане гордились своей землей, а путешественники – стремились её посетить. А быть может, и поселились, чтобы через несколько лет сказать своим детям и внукам: Железногорск – это моя земля.
.
Художник, академик Российской Академии художеств Алексей БуртасенковПредисловие Тимура Ведерникова
Железногорск – это первый город ЗАТО, в котором я вообще побывал в своей жизни. Это было задолго до проекта «Десять песен атомных городов». Я приезжал туда на бардовский фестиваль. И уже тогда я был поражен тем, какая атмосфера царит в этом замечательном городе. Такое ощущение, что ты попал в какой-то хороший Советский Союз! Безопасно, дети бегают, огромное количество детей, очень много разных кружков и секций. Ну прямо вот здорово! И поэтому, когда я приехал в Железногорск во второй раз, я только укрепился в любви к этому замечательному городу.
Железногорск – это закрытый атомный город, информации о нем мало. Авторы конкурса городских легенд «Железногорск. Это моя земля» приоткрывают его тайны. Сборник показывает, насколько разнообразны творческие таланты горожан.
Читая городские легенды в сборнике, память возвращает меня в город, и я чувствую тепло улыбок железногорских друзей и жар их креатива.
Я восхищён, насколько точно переданы в произведениях смыслы и образы Железногорска, как искренне авторы смогли передать читателю истории и чувства.
Хочу снова приехать в Железногорск и вам рекомендую!
.
Музыкант, актер, продюсер, композиторТимур ВедерниковБабушкины сказки
Автор: Травкин Артём
Артёму 11 лет, он учится в 96-й гимназии им. В. П. Астафьева г. Железногорска. Помимо учёбы занимается на Станции юных техников, где изучает программирование. Артём добрый, талантливый и очень рассудительный мальчик. У него на многое есть собственное мнение, он всегда открыт чему-то новому и с удовольствием может пофилософствовать. Артём очень любит родных и свой город.
Когда бабушка предложила мне принять участие в литературном конкурсе «Железногорск. Это моя земля», я подумал, что она шутит. Ведь бабушка – журналист и писатель, а я всего лишь пятиклассник. Но потом я подумал, почему бы не попробовать? Ведь я родился в этом городе, люблю его и не хочу никуда уезжать.
Поэтому я стал думать, что же для меня Железногорск? И почему этот город так нравится мне и моей семье? Эти вопросы я стал задавать своим родным.
Бабушка рассказала, что несколько лет назад, еще до моего рождения, она хотела переехать в Красноярск. Она была уверена, что на большой земле ей откроется много возможностей. А потом бабушка встретила моего деда, который тогда еще был жителем Красноярска. Они поженились, и неожиданно для бабушки ее муж захотел жить в Железногорске. И так как город он совсем не знал, бабушке пришлось выступить в роли экскурсовода.
– И стала я открывать малую родину по-новому, – вспоминала бабушка. – К примеру, звонил дед и спрашивал, куда за тобой подъехать. Говорю, мол, подъезжай к «Саянам». А дед в ответ: «А где это?»
Я тоже спросил бабушку, что такое «Саяны»? Ведь такого названия в нашем городе я нигде не встречал.
На что бабушка только тяжело вздохнула:
– Да, «Саян» больше нет. Нет и кафетерия «Лакомка», где были самые вкусные в городе эклеры со сливочным кремом. Нет больше «Мелодии», где продавались маленькие мягкие музыкальные пластинки… А большие – виниловые – с записями, к примеру, группы «ABBA» давали только одну в руки! И то, если ты смог эти руки дотянуть до прилавка, и тебя не затоптали другие меломаны.
И единственное в городе «Кафе-мороженое» на Андреева тоже давно кануло в Лету, остались только детские воспоминания: болтая ногами, удобно устроившись на высоком стуле, обитом красным кожзаменителем, я уплетаю вкусное мороженое, которое приятно тает в металлической розетке на высокой пластмассовой ножке, и жду, когда мама принесет еще один стакан лимонада, и пузырьки от него попадут прямо в нос…»
А потом бабушка рассказала, как она с одноклассниками каталась на грузовых лифтах в первых 12-этажках и пряталась на балконах верхних этажей от разгневанных жителей.
Рассказала, какими когда-то были магазины «Саяны», «Тайга» и «Север», какое огромное болото находилось на месте, где построили «Сибирский городок», и почему местные жители называют «Сувенирами» автобусную остановку на Курчатова, где сейчас находится магазин «Хороший».
Бабушка вспомнила, что, когда была школьницей, любила ходить в кинотеатр «Космос» смотреть индийские фильмы и каждое лето ездила в пионерский лагерь «Горный».
– Однажды мы с подружками на площади Победы осознали, что обязаны жизнью ветеранам Великой Отечественной войны, – продолжала говорить бабушка, – и целовали лица солдат из камня.
Я слушал бабушкины рассказы, и мне казалось, что она рассказывает про какой-то другой город. К сожалению, многого из того, о чем она говорила, больше нет. Но разве Железногорск остался только в ее воспоминаниях?
Ведь теперь уже я – ее внук – люблю гулять по площади Победы вместе с друзьями, а 9 Мая приходить сюда с семьей на парад с портретами прапрадедов-фронтовиков. Я люблю смотреть фильмы в «Космосе», и пусть он давно уже не кинотеатр, а кинокомплекс.
Мне нравится, что я учусь в той же школе (гимназия №96), где когда-то училась моя бабушка. Мне нравится, что в Железногорске много леса и красивых цветов. Что здесь не так много машин и людей, как, например, в Красноярске.
Я горжусь тем, что многие здания и дома в нашем городе проектировала моя прабабушка, которая 45 лет отработала в проектном институте ВНИПИЭТ, и тем, что мой прадедушка 43 года отработал на Горно-химическом комбинате.
А недавно я узнал, что моя прапрабабушка оказывается была артисткой местного театра и выступала на сцене Дворца культуры.
И это не легенда! Это жизнь!
Справка об объекте
Город Железногорск, адрес: Красноярский край, ЗАТО Железногорск
Город имеет особый статус, который он получил в связи с секретными градообразующими предприятиями оборонной (атомной и космической) промышленности. Посещение территории осуществляется по специальным разрешениям (пропускам). Кроме города, в состав ЗАТО входят пять населённых пунктов – пгт. Подгорный и посёлки Тартат, Новый Путь, Додоново и деревня Шивера.
Старинные часы
Автор: Анастасия Видана
Анастасия преподавала иностранные языки, являлась директором бюро переводов, работала в качестве переводчика. Сейчас счастливая жена и мама. Поэт и писатель, автор сборника стихов «Земная», детской книги «Сказки старого Шарманщика» и фэнтези-романа «Пророчество».
На главной площади одного небольшого городка стояла башня с часами. Башне было уже много-много лет, она помнила этот город ещё крошечным посёлком, и часы на ней были старинные: массивные, с витиеватыми коваными стрелками, чуть пожелтевшим циферблатом и крупными, потёртыми от времени цифрами.
Часы взирали на простирающийся внизу город с высоты своей башни и прожитых лет. Часовщик, собравший их, был настоящим мастером своего дела. Мерно двигались стрелки, отсчитывая время: тик-так, тик-так, тик-так. Старинные часы никуда не спешили, ни за чем не гнались, но и не отставали, шли в ногу со временем. Часы твёрдо знали – всё случается в своё время, не раньше и не позже, а потому и суетиться не стоит.
Единственным, что удивляло старинные часы, было поведение людей. Ах, каким же странным оно бывало подчас! За долгие годы службы часы повидали всякое и, уж конечно, могли кое о чём судить.
Стояло раннее утро. Солнце недавно взошло, осветив городскую площадь и башню с часами. Тик-так, двинулись стрелки, отмечая рассвет. Тик-так.
Полный круг совершила минутная стрелка, и в тот самый миг, когда она застыла на двенадцати, распахнул свои двери Университет, находящийся тут же, на площади. Он тоже был старым, немного консервативным и жил, в точности соизмеряясь с часами на башне.
Весело галдя, площадь заполнили студенты. Их разноцветный поток вливался в распахнутые двери университета, подобно реке. Поток иссяк, и на площади воцарилась тишина.
Минутная стрелка завершала ещё один круг, когда на площади появилась девушка. Её кокетливый беретик сбился набок, не завязанный пояс плаща волочился по земле. Девушка бежала, звонко цокая каблучками, и придерживая локтем папку с торчащими во все стороны бумагами. Добежав до башни, она на мгновение остановилась и, подняв голову, посмотрела на часы. «Ах, боже мой! – услыхали они. – Боже мой, я опаздываю! Ну почему, почему время идёт так быстро?!» – и она побежала дальше, на ходу пытаясь завязать пояс.
Часам это показалось очень странным. Разве время – бежит? Стрелки тикают мерно и точно, и минуты никогда не становятся короче или длиннее. Девушка спешит в Университет, но утверждает, что это часы бегут… Что за странные создания эти люди!
Наступил вечер. Зажглись фонари, осветив городскую площадь мягким жёлтым светом. Нескольким парочек, взявшись за руки, прошли к театру. Пробежала стайка мальчишек. Часы мерно тикали и наблюдали.
Вот возле башни остановился молодой человек. Он был хорошо одет, а в руках держал букетик цветов. «Не иначе, ждёт девушку», – решили часы. – Любопытно будет на неё посмотреть».
Минутная стрелка прошла половину круга. Молодой человек с букетом начал проявлять признаки нетерпения. Он расхаживал взад и вперёд, что-то бормоча себе под нос, оглядывался по сторонам и то и дело поглядывал на часы. Девушка не появлялась.
Холодало. Молодой человек поднял воротник и спрятал за него озябший нос. Покачался с носка на пятку. Прошёлся туда-сюда. Затем поднял голову и вновь посмотрел на часы. «Как же долго тянется время! – пробормотал он, однако старинные часы прекрасно расслышали. Как?! Не далее как утром их обвиняли в излишней торопливости, теперь же приписывают вовсе не свойственную им медлительность! Часы покачали бы головой, если б сумели, но подобное движение могло сбить мерный ход стрелок, а этого нельзя было допускать. «Тик-так, – возмущённо сказали они. – Тик-так!»
В этот момент зацокали каблучки, и из-за угла показалась утренняя девушка: берет набекрень, пояс волочится по земле. Она шла торопливо и явно спешила. Молодой человек шагнул к ней навстречу.
– Наконец-то ты пришла! – воскликнул он. – Без тебя время тянулось так медленно!
Девушка улыбнулась и взяла у него букет:
– Ах, я вечно опаздываю, – сказала она виновато. – Мне всегда кажется, что времени впереди ещё так много, а потом оно вдруг пускается вскачь – и вот я уже бегу с ним наперегонки. Но оно всегда побеждает!»
Молодой человек рассмеялся: «Как интересно – гонки со временем! Ты очень необычная девушка!»
«Очень глупая девушка, – сердито подумали часы. – Время ни с кем не соревнуется и никого не обгоняет. Что за вздор?!»
Но парочка уже скрылась в кинотеатре, и часам некому было показать своё возмущение.
Время шло. Каждый день ровно в одно и тоже время на городской площади появлялись старик со старушкой. Часам нравилось наблюдать за ними. Они никогда не опаздывали и никуда не спешили – прогуливались, взявшись за руки, а после садились на одну из скамеек, ведя неспешную беседу и подкармливая голубей. Эти двое являли собой прелестное зрелище!
«Как я люблю эти старинные часы! – не раз говорила старушка. – Они такие точные, такие надёжные – и они даже старше нас с тобой. Странно думать, что когда нас не станет, они все так же будут глядеть на эту площадь с высоты своей башни…»
«Тик-так, – соглашались с нею часы. – Тик-так.»
«Эти часы сделал мой прадед, – отвечал ей старик. – И они никогда не подводили, исправно отсчитывая каждое мгновение нашей жизни. Но какой же короткой кажется она мне теперь! Мне не хватило всех этих лет, чтобы любить тебя!»
«Мы прожили долгую хорошую жизнь, – шептала старушка, опуская голову ему на плечо. – И я рада каждой минуте, отпущенной нам!»
Старик вздыхал.
«Ты знаешь, – сказал он однажды, – Я бы попросил часы остановиться, если бы это было в их власти! Они верно служили нам всю жизнь, но теперь их стрелки неумолимо приближают нас к концу… Если бы только они могли остановиться!»
Конечно же, старинные часы услыхали его слова. Старик со старушкой были его давними друзьями: часы помнили их ещё детьми. К тому же часовщик доводился старику прадедом, а значит, они были почти что родственниками. «Нужно как-то помочь этой паре, – подумали часы. – Они всегда так уважительно относились ко времени и друг к другу!» И часы попытались замедлить свой ход. Недоумённо вздрогнули витиеватые кованые стрелки. Заскрипели удивлённые шестерёнки. Задрожал пожелтевший циферблат. Первой остановилась секундная стрелка – она была самой тонкой, самой хрупкой. Следом за нею, дёрнувшись, замерла и минутная. Механизм заскрипел, жалуясь и ворча, а затем всё стихло. Старинные часы остановились.
«Посмотри-ка, – удивлённо сказал старик, подняв голову вверх. – Наши часы стоят… Чудеса!»
Однако на следующий день старики не появились на площади. Старинные часы не сумели помочь, остановив свой бег, – время-то продолжало идти…
Сломанные часы первой обнаружила девушка, вечно опаздывающая в Университет. Она вышла из дома на удивление рано и, перебежав площадь, привычно остановилась у башни, подняв голову. Старинные часы безмолвствовали. «Ах, мне будет их так не хватать!» – подумала девушка.
Позже пришли рабочие. Они сняли часы и заглянули внутрь. Часовой механизм был странно погнут и искорёжен – старинные часы невозможно было восстановить. Круглую дыру в башне превратили в витражное окно – разумеется, оно не показывало, который час, но было очень красиво и привлекало взгляды – к тому же за долгие годы люди привыкли поднимать голову вверх, переходя через площадь.
Жизнь шла своим чередом, а время текло, не торопясь и не замедляясь – тик-так, тик-так, тик-так. Время знало – всему свой черёд, а значит и суетиться не стоит. И лишь над любовью двоих стариков, с тех пор ни разу не появлявшихся на площади, оно более не было властно…
Справка об объекте
Башня с часами, адрес: Россия, Красноярский край, Железногорск, ул. 22-го Партсъезда, д.21
Башня с часами является визитной карточкой Железногорска.
Здание построено в стиле советского неоклассицизма архитекторами Рутковским А. А. и Казаковцевым Е. А. На первый взгляд кажется, что циферблат часов украшен знаками зодиака, но это не так. Архитекторы вполне сознательно ушли от изображения зодиакальных созвездий – древних символов астрологии. В молодом социалистическом городе их просто не могло быть. Так что украшением часов стали фигурки-символы сибирской природы: белка, медведь, заяц, снежинка и т. д. Главные часы Железногорска продолжают отсчитывать свое время, а на циферблате осталось напоминание о начале их хода, когда на месте города царила нетронутая сибирская тайга.
Конец охоты
Автор: Ерёмина Наталья
Ерёмина Наталья по образованию инженер. Любит писать на темы жизни и смерти, философствовать на темы морали. Пробует себя в детективах и сказках, смакует некровожадные триллеры и горячо обожает внезапные концовки и полные перевороты сюжета. Любовь к писательству началась с любви к книгам. Как без этого вообще?
– Бабушка, а расскажи ту сказку, про оленя, помнишь?
Людмила Степановна оторвала взгляд от полки с книгами и, не взяв ни одну, села рядом с Ванечкой.
– Про оленя, говоришь?
– Да!
Неугомонный мальчишка радостно подпрыгнул на кровати. Казалось, энергии в нем хватит еще на несколько дней вперед, но глаза уже предательски слипались.
– А почему ты вдруг вспомнил о ней? Давненько мы к ней не возвращались.
– А ты, бабуль, начни, я тебе потом скажу.
Ваня хитро наклонил голову на бок, забравшись под одеяло.
– Ну, хорошо. Давным-давно, много поколений назад недалеко от Железногорска на гору поднялся величавый олень…
Могучий олень поднялся на гору и оглядел свои владения. Его рога словно ветви многолетнего дерева раскинулись в стороны. Его шерсть, густая и теплая, словно окутана легким одеялом из утреннего тумана. Перед ним сновали мелкие животные, резвясь у его ног, а в рогах свила уютное гнездышко пеночка.
Олень не один век жил в этом лесу, оберегая его от напастей, защищая лесных жителей. Дел у оленя множество, каждый день проходит в тревожном покое. Олень шепчется с ветром о тайнах лета, цепляет рогами луну, плетет ковер из ночной тишины. Заметает следы неумехи лисицы, бегущей от охотника, зажигает огонь внутри зеленых листьев, пробуждая осень. Уводит заблудших людей из леса. Следит за чистотой и предупредительно бросает шишкой, если ты не унес с собой все принесенное. Остается в памяти запахом свежей смолы и предрассветным дождем.
Олень – душа этого леса.
Редко предстает олень взору людскому. Лишь те, кто жил на окраине поселка Подгорный и чтил негласные законы, видели его мельком. На рассвете он поднимался на гору, за что люди и прозвали ее Олень-гора. Люди уважали лес, и олень не вмешивался в людские дела.
…
Однажды в поселок приехал один муж, прославившийся в охотничьем ремесле. Был он так горд и так азартен, что не услышал предупреждения местных жителей и вышел на охоту на рассвете. Сквозь туман пробирался в лес со своими верными псами, пока не вышел в утренней тишине к рукотворному озеру, укрытому одеялом из тумана.
Только-только начинающее подниматься из-за деревьев солнце коснулось лучами тумана. Тот рассеялся, и перед охотником открылась Олень-гора. Счастью охотника не было предела: на горе он увидел статного оленя, олениху и маленьких оленят, только-только научившихся ходить, смело шагающих за папой. Охотник воспользовался пеленой счастья на глазах новоиспеченного отца и подобрался к горе ближе. На всю округу прогремели выстрелы. Птицы испуганно вспорхнули в небо, а дух леса с ужасом смотрел на свою семью.
Охотник принес свою добычу в поселок. Но никто не стал есть оленье мясо. Как ни уговаривали жители охотника вернуться в лес и замаливать свою ошибку, но он наотрез отказался делать это.
Лес стал увядать. Больше не слышно было заливистого пения птиц, перепутались все тропы, и звезды больше не пробивались сквозь туман, расходящийся с Олень-горы.
Охотник не смог уехать из этого поселка и остался жить на самой дальней окраине. Сколько ни уговаривали его жители попросить прощения, он наотрез отказывался. Так он вырастил своего сына, внука, правнука…
А на конце поселка, что примыкал к лесу стоял светлый дом. Бабка-знахарка, что первая почуяла неладное, когда услышала выстрелы, и наказавшая всем не есть мясо, принесенное охотником, жила в том доме. Все девочки по женской линии ее рода лучше других слушали лес и учили всех его законам. Узнав о содеянном, они решили нарушить негласную договоренность и подняться на Олень-гору, чтобы самим попросить прощения за охотника. Только отказался их слушать олень.
Каждый день они ходили на Олень-гору, из поколения в поколение, но не выходил к ним олень. Тогда поставили они на горе собранные из камней статуи оленихи и оленят, да покрасили их белой краской, словно окутали в туманную дымку. Чувствовала сердцем правнучка знахарки, что оттаивать начало сердце Оленя, но непоколебим был его дух. Ждал он, когда к нему придет сам охотник.
– Бабушка, а ты веришь в эту сказку? – Ваня потер глазки.
– Почему ты спрашиваешь? Конечно, верю.
– Знаешь, мы сегодня с мамой ездили к той самой Олень-горе!
– Да ты что?! И ты видел Оленя?
– Нет, – Ваня насупился. – Мы с мамой собирали маленькую фигурку олененка из камешков. Когда мама отошла, чтобы принести еще немного камешков, я увидел среди кустов странного человека.
– Ты заговорил с ним?
– Нет, вы же учили меня не разговаривать с чужими. Я собирал олененка, а он подошел ко мне. Он был очень странный: длинные волосы, ветки торчали из них, а из карманов штанов, я видел, выпрыгнула белка!
– Он что-то сказал тебе?
– Он сказал, что давно не приходил, но знает, что мама все время сюда ходит. А еще, что он обязательно будет ждать меня, когда я захочу с ним поговорить. И что он покажет мне как растут деревья и загораются звезды. Бабушка, можно мы съездим с тобой туда? Я хочу вас познакомить!