Полная версия
Тяпкатань, российская комедия (хроника одного города и его народа)
А типерь-што? Стыдо-о-оба-а! Жена – блядь, воровка, ссын единнй – шемадшедшай-а, главной прикашщик – забулдыга, пропойца!! Тьфу, тьфу, тьфу, хгхаррк, кхо!!
– Вассилискиянч! Хххазз… ийя! ийя! Акгррррччрр … скхс!
– Ну ладн’, идитя, иди, Гаврил. Гааври-и-ил! Помни – я тибе добра жилаю – апомнись, говорю, тьфу, тьфу, тьфу, гхарк!! Иди, старччорт, старжоп’ – пеки, пееки-и, пекись сам чоорт пегой! тьфу, тьфу, гхарк! кха!
По пути:
– Гаврюшк? Гаврюшк!! Чтоп больш крышкк!! Слыхал акаффист? Сам то што – слыхал? Крышк!! Задвиньс, тты! – ххрашо, папочек, хыррашш, хорошшо-о! Слушаю, слушш! Заспокойтисс! Ни! Нии, ни, нни, оооаахх!
Ночью, у буфета, на постель Гаврилфёдричу:
– Ггг…аввв-вв…рюш…Гааврр…ввв…
– Кхх…кххх…хкт’? хкто етт? А? кто ит? – Я, Гаврль, Гаврюшшш… иия ет’ шшш… шш… – Зачч! Заччем тт’ – уиди! не мест! тибе не ммеессст здесь, страм! – Всссс’раввв… вссс’раввв… вссс ррравно, Фёдрчч, я уму реш-ш-шусь! Ннни магу-у! П-п-п-прриголубь! лллюб-б-б-б-ян’уу, осподи божи мой! З-з-ззолллоттой мой, Исус Христос!! – Ддурочка, уходи, срам! Идди на́верх, я приддд’, жди. – Фффёдррч, я б-б-б-баюссь! Там Ляксандрвосильинн не дом, б-б-баюсссс… Ниининад туди… бббаюсссь… Хм, хм, ккки-и … хххм… – Ннну, идь в заднию, счас…
– В задню – иддд… Тамм ладн… Там голлии… Хорршшо-оууу… пппозадавлю ияаа, Гаврь… хм-хм, хи-хи – Нну ладн’, слышал, иддди-и!
Из задней:
И всю ночь страстные, чудные звуки, всю ночь раздавалися там. Уста прилипали к устам. Сплетались горячие руки12. Бёдра. Ноги. Рёбра. Жживотты. Ггуббы, Языки, Зуббы – и волосы кос о волосы бороды – бились. Билл…иссссь, ахмхкк-ааааа!
Шестой утра:
– Ттук, ттукк, туук, тук. Оспди-сусе, сыне божж… пппммилл ннаа… – Амми-и-иинь. Войдите. – А, Гаврилфёдрыч, ранняя пташка, желанный гостик! Пожалуйте, пожалуйте, садитесь, садитесь, гостечок, сударик, милёнок! Чайку? С вареньицем? Со черносмородинным! со ви́шневым, со клюквенным зимним, с сухарикоом? А? – Ннникакс нни могг’.., Таисей Яклич, не проходить в грудь, никакого хотения с, увольте с! – Нну вводички с медком? божьим даром? Ключевая! Здоровая, а, хи, хи? – Прикушайте. На гостиних, как невеста на смотриках ха, ха, хис? А? Гаврюшь, выпей водички, водички, можно, святия она, вода-милка!
– Н-и-ееет, Таисяклич, не д’ водички, не до медку – спеклось нутро, нутро пу́сто, осквернено, зззыгажено нутро, нутрь т’, унутренность моияааа! А-а-а, зскррр скррр!
– Погодди, Гаврь, погоди, не скрыпи ртом, не в геене ищщо, туто – рай, а не адова унутрь, успеешь там поскрипеть да постанать, здесь – малина, а не уголь раскалённой, опомнись, сядь, выпей водички, спокойно. Сядь, отвори душу т’ – проветри, распахни, нну, браток-птаха, золотничок, кум-кум, свет-свет, холуб гнедой. Нну? – Аааах, аааах, Таисяклич, ооох, нне ммогуу, трахтер адалел, погань извела, скоро – помру от скуки, д’ от дыму д’ от вотки, вот какс! – Гаврюшь, Гаврюшь, Гаврю-шшинька, подь-подь-подь под окошко, освежись, прохладись – а я скажу. Так, такочки. Ну, Гавриил, раб божий, ты что сдурел, чего хощеши – любовька, штоль, одолела сомого, аль в те впилисе – а от того мука? А? Ась?
– Ах-хо-ха, оххх – и ничего ет’ нет! – всё понапрасну!
– Так, во-о-озможноо-о, тогда – что жь, отчегошь эт тебя трактир омутом стал: не впервой не девушка накануне, ось? – Вотименно што ванпир, и тянет кровь – больш – всё! – Гавриил! а ведь ты – поэт, понимаеш ты эт, или – и никак? – Паает-т? Ет штошь насщёт чивош? – А-а! нну, вот, Пушкина т’ ты читывал, аль Кольцова, сочинителей наших славных – буря д’ мглою д’ небо крооооетт, д’ вихри снежные крутя – то – как зверррь – она завоет, тто – ззаплачет как дитя! Или-и-и: – Эй, тааащися сивка пашнеееей десятино-о-ой, выбелииим железооо – о – сырррую зземллю-ю! А? Вот едак-дак, а? – И-ы-ы-ы! Ет сачинитель т’, писать т’, ет, вроде Пакрамского т’? Нее-ет, Таисиклич, ии не-еет! Оппять не в тахт! Ет што! Кхм … – Так, Гавря-Гаврь, Гавриил-ангел, так-так. Не сочинитель, не поет, ты! Так видь органчики заводишь? Птиц пением заслушиваешси? Гармонию чудную Волександрвасильны обожал? И грамоффон и орган заводишь заводом, словн запой ет’ твой тожж – и упиваешье и услаждаешшьс и нагреваешьс! Значит что? Тожж по-э-тт, но в музыке! Ннии в з-в-у-к-е-ээ! Ппесня тебе сестрица, тебеб – её – соочиняять, да-а! – Д’ ет верно, вот ет … дык штошь? Та-а-асьаяклич! Дддорогой, ввы наш уччитель, отттец! вот штошь песнь т, тесно песне т’ пе-е-есс…кккррржссс-скржжкрр кхга! Кгааа. Топс, топс, топс, – хлопп, бббац, ааатц!!!
После всеношной в 15, 9-го:
– Ттебе ч-то-о? – Блоословитть, отецмитрь!
– Имь отца и сына и свят дха, раз, раз, раз, раз, – Чмок чмок – р-р-разришш … К вам с … с нужд … ииие-е …
– Ты ведь старособорни-и-и-й? – Так точно, отецмитрь, такс… – Так чтошь тебе-е надо? Иди к своему пастырю-ю! – Отецмитрь … – Я – Ди-имит-три-и-й, а не – митрь!!! – Прост..т…т.. отецдмитрь-и-й поозвольт к вамс… ввв свит…той жисти пастырь … аки прароки-с – Дурр-ак! Я – поп, такойж, нну протопоп, так и твой поп – протопоп, нну? – Пасаветства, помочь нужнаа особая-с, тольк выс! —
– Бла-а-жишь! Ну, ладно, ид-ди ряддом – Топ-туп, топс, топс, ттс, топ, туп, топ, туп, топ-тупс, топс, топ…
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
РГАЛИ. Ф. 1222. Оп. 1. Ед. хр. 39–41; Ф. 1222. Оп. 2. Ед. хр. 15.
2
РГАЛИ. Ф. 1222. Оп. 1. Ед. хр. 40. Л. 151–157.
3
РГАЛИ. Ф. 1222. Оп. 1. Ед. хр. 40. Л. 159–218.
4
РГАЛИ. Ф. 1222. Оп. 1. Ед. хр. 41. Л. 1–108.
5
Чурилин Т.В. Тяпкатань. Российская комедия (Хроника одного города и его народа). СИЛМ КП 906.
6
РГАЛИ. Ф. 1222. Оп. 1. Ед. хр. 39. Л. 35–41, 93–102, 118–131, 132–145, 152–163, 224–240, 244–251, 304–317; Ф. 1222. Оп. 1. Ед. хр. 40. Л. 2–57об., 159–218, 317–352; Ф. 1222. Оп. 2. Ед. хр. 15. Л. 76–108.
7
Чурилин Т.В. Тяпкатань. Российская комедия (Хроника одного города и его народа). СИЛМ КП 906. Л. 14–21.
8
РГАЛИ. Ф. 1222. Оп. 2. Ед. хр. 15. Л. 2.
9
РГАЛИ. Ф. 1222. Оп. 1. Ед. хр. 40. Л. 2.
10
Уточнение «ночь – утро», возможно, является хронотопической формулой, фиксирующей векторную направленность сюжетно-композиционной организации от «ночи» («пред’утра») первой главы к «радостному утру» главы, завершающей роман-хронику.
11
РГАЛИ. Ф. 1222. Оп. 1. Ед. хр. 40. Л. 408.
12
Чурилин Т.В. Встречи на моей дороге / Вступ. ст., публ. и комм. Н. Яковлевой // Лица: Биографический альманах. 10. СПб.: Феникс; Дмитрий Буланин, 2004.
13
Чурилин Т. Тяпкатань. Российская комедия (Хроника одного города и его народа). Глава 1-я. Песня / Публ., подг. текста и предисл. О.В. Байбуртской // «Серебряный век» в Крыму: Взгляд из XXI столетия. Материалы Пятых Герцыковских чтений в г. Судаке 11–15 июня 2007 года. Москва—Симферополь—Судак: Дом-музей Марины Цветаевой. Крымский центр гуманитарных исследований, 2009. С. 345–352.
14
Чурилин Т.В. Тяпкатань, российская комедия (Хроника одного города и его народа) / Подг. текста, вступ. ст., примеч. и комм. О.К. Крамарь. Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2013.