![Бойся, я с тобой 2. Страшная книга о роковых и неотразимых. И это все о них](/covers_330/67385105.jpg)
Полная версия
Бойся, я с тобой 2. Страшная книга о роковых и неотразимых. И это все о них
Я это к тому, чтобы объяснить, почему я не могу не охотиться и не играть. Я не воспринимаю нормальных человеческих чувств и отношений. Для меня это ни о чем. Без охоты и игры я оказываюсь вот в такой пустоте и скуке, как в детстве в дисциплинарном изоляторе, когда я вынужден был оставаться наедине с собой, а это органическое ощущение пустоты. Вот что такое провальная витальность…»
Хищник не ощущает эмоционального возбуждения от тех вещей, которые радуют большинство из нас: от прослушивания приятной музыки, велопоездки по пахнущему хвоей лесу, поцелуя любимого, улыбки ребенка, ровного стежка или мастерски выточенной детали. Социопату это как мертвому припарки. Ему нужно что-то «бодрящее», «адреналинчик»: сделать вираж на самолете под мостом или селфи на краю бездны, нырнуть в расщелину меж ледников, украсть чужую невесту, «развести лоха». Вот почему у него постоянно «свербит в одном месте».
В промежутках между всплесками возбуждения социопат испытывает скуку, раздражение, опустошенность – как алкоголик в тяжелом похмелье.
Многие исследователи считают, что социопаты манипулируют абсолютно сознательно. Этот человек говорит вам «люблю», осознавая, что врет – в отличие от нарцисса, который в моменты идеализации может считать, что действительно влюблен, пусть поверхностно и мимолетно. Но по мне, так нет принципиальной разницы, сознательно вами манипулируют или полусознательно, и не стоит на этом основании считать нарциссов «лучше» социопатов.
Сознательная манипулятивность не означает, что хищник обдумывает атаку, «сидя на кухне и прописывая все по пунктам», как мы это называем с читателями. Да, бывает, что социопат разрабатывает операцию от и до. Как это происходит, мы читаем в романе Агаты Кристи «Час ноль»[12]:
«Одинокая фигура склонилась над письменным столом. В полной тишине было слышно лишь, как поскрипывает перо, оставляя на бумаге строчку за строчкой.
Никто не мог прочесть написанного. А если бы кто-нибудь и смог сделать это, он не поверил бы своим глазам. Ибо на бумаге возникал ясный, продуманный до мелочей план убийства.
Случается порой, что мысль вдруг начинает существовать как бы отдельно от нас; и тогда человеку ничего не остается, как покорно склониться перед этим чуждым нечто, которое отныне руководит всеми его действиями. Тело становится подобным послушному автомату.
Именно в этом состоянии и пребывает некто, кого мы видим за письменным столом. Одна мысль, холодная, безжалостная, довлеет сейчас над всем – уничтожение другого человеческого существа. Для достижения этой цели и разрабатывается на бумаге подробный план. Любая случайность, любая возможность принимаются во внимание. План этот, как все хорошие планы, не категоричен. В определенные моменты он предусматривает альтернативные действия. Более того, план разумен настолько, что оставляет какое-то место и для непредсказуемого. Но основные линии продуманы до тонкости и тщательно выверены. Время, место, метод, жертва!..
Но вот голова поднята, работа окончена. Исписанные листы собраны и внимательно перечитаны. Да, дело представлялось кристально ясным.
На серьезное лицо легла тень улыбки. В этой улыбке было что-то странное, ненормальное. Последовал глубокий вдох.
Да, все предусмотрено: реакция каждого действующего лица предугадана и принята во внимание, доброе и злое в каждом из них использовано и приведено в соответствие со зловещим замыслом.
Не хватало лишь одной детали… И вот, сопровождаемая той же улыбкой, на бумаге появилась дата – …сентября. Затем со смешком листы разорваны на клочки, клочки эти перенесены через комнаты к камину и брошены в самое сердце подрагивающего пламени. Теперь весь этот фантастический план существовал только в мозгу, его создавшем».
Но гораздо чаще хищник манипулирует на автопилоте, поскольку такое поведение для него естественно, с раннего детства стало единственно возможным. Как это происходит, Лев Толстой поясняет на примере князя Василия Курагина, который использует людей «по инстинкту»:
«Князь Василий не обдумывал своих планов, он еще менее думал сделать людям зло для того, чтобы приобрести выгоду. У него постоянно, смотря по обстоятельствам, по сближениям с людьми, составлялись различные планы и соображения, в которых он сам не отдавал себе хорошенько отчета, но которые составляли весь интерес его жизни. Не один и не два таких плана и соображения бывало у него в ходу, а десятки, из которых одни только начинали представляться ему, другие достигались, третьи уничтожались.
Он не говорил себе, например: “Вот этот человек теперь в силе, я должен приобрести его доверие и дружбу и через него устроить себе выдачу единовременного пособия”. Или он не говорил себе: “Вот Пьер богат, я должен заманить его жениться на дочери и занять нужные мне сорок тысяч”. Но человек в силе встречался ему, и в ту же секунду инстинкт подсказывал князю, что этот человек может быть полезен, и князь Василий сближался с ним и при первой возможности, без приготовления, по инстинкту, льстил, делался фамильярен, говорил о том, о чем нужно было.
Ежели бы князь Василий обдумывал вперед свои планы, он не мог бы иметь такой естественности в обращении и такой простоты и фамильярности в сношениях с людьми. Что-то влекло его постоянно к людям сильнее и богаче, и он одарен был редким искусством ловить именно ту минуту, когда надо и можно было пользоваться людьми».
…Социопату необходимо постоянно поддерживать у самого себя уверенность в собственном всемогуществе.
«Социопаты жаждут власти, – пишет М. Томас. – Власть – единственное, что мне было на самом деле нужно всю жизнь: физическая власть, власть обожания и восхищения, власть разрушительная, власть посредством знания или невидимого влияния. Мне нравятся люди, нравятся настолько, что мне хочется их трогать, мять или ломать по моему усмотрению. Я делаю это даже не для того, чтобы непременно получить результат, но просто чтобы проявить власть. Завоевание, удержание и использование власти – вот что движет социопатами».
Психологическая защита социопата – так называемый всемогущий контроль. Если у хищника не получается утвердить свою власть, у него возникает чувство тревоги, опасности (ведь если не «сделал» он, то «сделают» его!), он ярится. В этот момент он чувствует себя тотально беззащитным, управляемым непредсказуемыми и жестокими внешними силами, а это для него непереносимо. В нем словно оживает бессильный, униженный, отверженный ребенок, полностью подвластный своим мучителям. Это нестерпимо и страшно, поэтому социопат спешит восстановить «равновесие» с помощью насилия.
«Любой, чьи образы собственного Я отражают нереалистические представления о превосходстве; тот, кто избегает очевидного факта, что он всего лишь человек, будет пытаться восстановить самоуважение посредством проявления силы», – пишет американский психоаналитик Нэнси Мак-Вильямс в книге «Психоаналитическая диагностика»[13].
Многие исследователи отмечают обольстительность хищников и их гипнотическое влияние на нас.
«Они способны выдернуть вас из повседневной жизни в свою альтернативную реальность, наполненную весельем и приключениями. Не прилагая к этому никаких усилий, они действуют как отличные гипнотизеры», – пишет Бернстайн.
Вспоминая Толстого, мы видим, что гипнотическому обаянию социопата Анатоля, «увлекающего в свою альтернативную реальность», не может противиться ни Пьер Безухов (хотя пообещал князю Андрею, что прекратит кутить с Курагиным), ни Наташа Ростова, ни княжна Марья, ни мадемуазель Бурьен.
«Несмотря на дурную репутацию, мы, социопаты, отличаемся неотразимым, хотя и поверхностным обаянием, – пишет М. Томас. – Если бы нам довелось встретиться, я бы вам понравилась. Я совершенно в этом уверена, так как знакома с достаточным количеством людей, подпадающих под мои чары. Моя улыбка – словно у звезды телешоу: я улыбаюсь, демонстрируя сияющие зубы, и притягиваю внимание. Я та девушка, которую вы с радостью привели бы на свадьбу своей бывшей жены. Жена вашего босса была бы в восторге от столь милого создания. Ваши родители были бы очень рады, увидев в своем доме такую умную и успешную девушку, как я».
С гениальной точностью магию социопатически-нарциссического обаяния описывает Фицджеральд в романе «Великий Гэтсби»[14]:
«Он улыбнулся мне ласково, – нет, гораздо больше, чем ласково. Такую улыбку, полную неиссякаемой ободряющей силы, удается встретить четыре, ну – пять раз в жизни. Какое-то мгновение она, кажется, вбирает в себя всю полноту внешнего мира, потом, словно повинуясь неотвратимому выбору, сосредоточивается на вас. И вы чувствуете, что вас понимают ровно настолько, насколько вам угодно быть понятым, верят в вас в той мере, в какой вы в себя верите сами, и безусловно видят вас именно таким, каким вы больше всего хотели бы казаться».
Однако не зря обаяние социопатов называют поверхностным и лживым. Оно не проистекает естественно из глубин души, как у здорового человека. Оно чрезмерно, слишком уж идеально, поскольку хищники используют его как оружие. Но обладая опытом и находясь в контакте с интуицией, вы можете почувствовать наигрыш, фальшь. Вот и герой Фицджеральда разоблачает искусственность магического очарования Гэтсби:
«Но тут улыбка исчезла – и передо мною был просто расфранченный хлыщ, отличающийся почти смехотворным пристрастием к изысканным оборотам речи».
Вспомните, как быстро «включает» обольстительную улыбку бандит Фокс, попав в «Астории» в засаду и решивший телом официантки проторить себе путь на волю. Он одновременно сладко улыбается девушке, тревожно косит глазами по сторонам и непреклонно движется к цели – большому окну.
Разумеется, хищники обольстительны не сутки напролет. Обаять, «загипнотизировать» – лишь средство достижения цели. Достиг – маску можно временно убрать в карман. Остап Бендер резко перестает быть неотразимым, когда мадам Грицацуева становится ему не нужна.
Впрочем, не все социопаты такие уж очаровашки.
«Многие пациенты с антисоциальным расстройством личности, особенно принадлежащие к преступному сообществу, не обнаруживают поверхностного обаяния», – пишет Отто Кернберг.
Пример: манеры социопата Кота Базилио отталкивающи, но он не может или не хочет их подкорректировать, даже когда этого требуют интересы разбойничьего ремесла.
…Еще одно излюбленное оружие социопатов – ложь. И многие из нас принимают их россказни за чистую монету, особенно поначалу, пока мы не обожглись на этих людях. Но это не значит, что мы такие доверчивые и наивные «фраеры ушастые». Во-первых, для нормального человека естественно доверять. Во-вторых, уж больно убедительно психопаты врут, даже вещдоки иной раз предъявляют. И никаких заминок, рдений щек, почесываний носа – хищник врет, как дышит, словно актер, полностью вжившийся в образ. И тут, как и в театре, есть «народные» и «заслуженные» артисты лжи, а есть топорненькие, у которых ус то и дело отклеивается.
«Гэтсби сунул руку в карман, и мне на ладонь упало что-то металлическое на шелковой ленточке.
– Вот это – от Черногории.
К моему удивлению, орден выглядел как настоящий. По краю было выгравировано: “Orderi di Danilo, Montenegro, Nicolas Rex”.
– Посмотрите оборотную сторону.
“Майору Джею Гэтсби, – прочитал я. – За Выдающуюся Доблесть”.
– А вот еще одна вещь, которую я всегда ношу при себе. На память об оксфордских днях. Снято во дворе Тринити-колледжа. Тот, что слева от меня, теперь граф Донкастер».
(Тем, кто подзабыл сюжет, напомню, что никакая Черногория не награждала Гэтсби, его оксфордом стала «школа» криминального авторитета, а первый шанс увидеть вживую людей вроде графа Донкастера он получил, лишь когда стал устраивать гламурные вечеринки.)
Но даже если в данный момент хищник не врет напрямую, он так или иначе искажает действительность, преувеличивая, приуменьшая, умалчивая о существенных фактах, намеренно выпячивая выгодные ему детали и отводя софиты от компрометирующих. Так, Анатоль Курагин «недоговаривает», что женат.
«Ярик был патологическим лжецом – он врал мне о своих родителях, о своем прошлом, но более того, он врал, когда, казалось бы, никакой причины врать не было. Было ощущение, что само по себе вранье доставляет ему огромное удовольствие. Он нагромождал многоярусные конструкции лжи, и всегда было удивительно, как он помнит все детали своего вранья – подловить его было невозможно. Я общалась с ним спустя 15 лет и поразилась тому, что он до сих пор помнит, что именно он мне врал», – пишет читательница.
Многие мистификаторы замешаны из социопатического теста. Трудно представить, что должно быть в голове у человека, посвятившего жизнь одному большому обману. О таком деятеле рассказывает Роберт Грин в книге «48 законов власти»[15]:
«Первое десятилетие XVII века. В Лондоне заговорили о таинственном незнакомце Джордже Салманазаре. Он прибыл из края, который для англичан был сказочной страной – острова Формоза (Тайвань). Оксфордский университет пригласил его преподавать островной язык, несколькими годами позже он перевел Библию на язык островитян, потом написал книгу по истории и географии Формозы – она стала бестселлером.
Английское высшее общество носилось с молодым человеком как с любимой игрушкой, и везде, куда его приглашали, он развлекал собравшихся рассказами о своей родине и ее странных экзотических обычаях.
После смерти Салманазара, когда было вскрыто его завещание, все узнали правду: он был всего лишь французом с богатым воображением».
По воспоминаниям современников, Салманазар не просто рассказывал о Формозе – он буквально превратился в жителя им самим выдуманного острова. Он ел сырое мясо, сдобренное невероятным количеством специй, потому что так принято на Формозе, спал сидя на стуле с горящей рядом с ним лампой – таков, опять же, был тамошний обычай.
В завещании Салманазар назвал свою книгу о Формозе «открытой насмешкой над читающей публикой», обнажив свои мотивы – поглумиться над легковерным «стадом баранов». Обратите внимание, кого он назначил «лохами» – образованных людей из высших слоев общества, которым, похоже, завидовал. На них он и излил свою ненависть.
Ну и конечно, этот фарс дал Салманазару главный бонус – «наслажденье скользить по краю». То есть искомый каждым психопатом «адреналинчик».
…Социопату абсолютно нельзя верить, пусть даже он клянется на Библии, ест землю и с честными глазами подписывает пакты о ненападении. Но взяв, что ему нужно (золотое ситечко, стул из коллекции Гамбса, банку варенья, блюдо тефтелек), он без малейшего сожаления и раздумий нарушает свои обещания, стремительно и без всяких предупреждений меняет правила игры. Верность данному слову? Ответственность? Нет, не слышали.
«Нужно быть уж очень доверчивыми дурнями, чтобы связывать себе руки определенными правилами игры, в то время как сам партнер в любую минуту готов наплевать на всякие правила, когда они для него невыгодны», – без всякого стеснения писал Гитлер.
Обратим внимание: психопат приписывает другим такое же пренебрежение правилами и обязательствами, как у себя самого. Ему словно и в голову не приходит, что люди могут быть верны слову, честны, надежны. Кроме того, ему психопатически выгодно считать их такими, чтобы находить оправдание собственному хищничеству.
…Психопат бездумно вовлекает других в опасные ситуации, если ему это выгодно, если это его развлекает или просто «так получилось». Вот иллюстрация из советского сериала «Следствие ведут знатоки. Полуденный вор».
Дизайнер Раиса случайно знакомится с «о боже каким мужчиной» Глебом. Интересен внешне, сходу берется разрулить ее проблемы, а вскоре на ночь глядя звонит в ее дверь с чемоданчиком в руках. Знакомы всего неделю? Раиса поражена, но, скорее, приятно: ну да, события развиваются несколько стремительно, но, видимо, так и бывает, когда в жизнь приходит Тот Самый…
Прозрение Раисы похоже на жесткую посадку. Глеб невольно вовлекает ее в ситуацию, угрожающую жизни. Нет, он не желает ей зла. Но он совершенно хладнокровно использует ее как «расходный материал» в своих криминальных целях. Потому что дерзкий вор-одиночка Царапов – социопат. Он специфически умен и находчив. Его драйв – высокорисковые кражи. Он наслаждается блеском своего криминального ума, «красотой игры» и острыми ощущениями – поймают – не поймают. А вот как его авантюры повлияют на жизнь других, его совершенно не интересует.
…Интересную классификацию социопатов (он называет их антисоциальными вампирами) предлагает Альберт Бернстайн, деля их на Безрассудных, Продавцов подержанных автомобилей (целенаправленные обманщики) и Тиранов. Безрассудные рыщут в поиске новых эмоций, слепо следуя своим сиюминутным желаниям, Продавцы подержанных автомобилей чувствуют возбуждение от обмана, а тираны – от гнева.
Думается, к Безрассудным и можно отнести всевозможных «инфантилов» – вроде не агрессивных, но абсолютно безответственных, ненадежных и не останавливающихся почти ни перед чем, дабы удовлетворить внезапную чесотку в левой пятке – очередное импульсивное желание. «Беспокойные дураки» Анатоли Курагины, Хлестаковы «без царя в голове» и с «легкостью в мыслях необыкновенной»… Безобидные на первый взгляд, но разрушительные в перспективе.
«Они представляют собой самый социально приемлемый тип антисоциальных вампиров, – пишет Бернстайн. – Во всяком случае они не пытаются сознательно причинить вам вред или использовать вас в своих интересах».
Вот с этим я не согласна. «Порывистые» Пер Гюнт, Анатоль, Хлестаков – безобиднее ли, чем сознательный обманщик Паратов? Какая разница, если итог для жертвы один? Роберт Хаэр рассказывает о школьном учителе, импульсивно сбежавшем с 17-летней ученицей и очистившем счет своей жены. Не думаю, что пережить подобное легче, чем сознательный обман Продавца подержанных автомобилей.
Безрассудные не задумываются о последствиях своих поступков для себя и окружающих. «Заверните это немедленно, а дальше хоть потоп», – вот их девиз. Преследуя Наташу Ростову, Курагин не думает, что его поведение не только аморально, но и преступно, поскольку он уже женат и идет на сознательное двоеженство. Не думает он и о том, что будет делать, когда закончатся занятые на побег деньги. Никакого беспокойства у него нет и по поводу того, что его могут сурово наказать.
«Безрассудные редко испытывают беспокойство по каким бы то ни было поводам. У них есть о чем думать, кроме конечных сроков, обязанностей, или о том, какие чувства вы испытываете, когда они не сдерживают своих обещаний. Безрассудные постоянно теряют работу, тратят деньги, которых у них нет, разбивают сердца людей, которые их любят», – пишет Бернстайн.
Как и все деструктивные люди, Безрассудные – эксплуататоры. Может, он не изобьет вас до полусмерти за неправильно расставленные тапки, как параноид, но обслуживать Безрассудного вы тоже будете по полной.
«Кроме партнеров по развлечениям, Безрассудным нужны также те, кто будет о них заботиться, – пишет Бернстайн. – Убирать после них. Возвращать их к нормальной жизни. Они предложат вам за это целый мир. Но на самом деле не вознаградят вас ничем. Нет более верного способа дать таким людям питаться вашей энергией, чем поверить в то, что ваша любовь и сострадание заставят их измениться. Люди, зависящие от таких вампиров, никогда не получают от них благодарности, а их попытки помочь только делают этих вампиров еще хуже».
…Типаж Продавцы подержанных автомобилей – это сознательные обманщики, интриганы, комбинаторы: «талантливые» альфонсы и брачные аферисты, самозваные профессора и пилоты, мошенники и мистификаторы…
«Они лгут потому, что им это нравится, – разъясняет Бернстайн. – И дело не столько в том, что они лгут ради самой лжи, а скорее, в том, что они так сильно хотят получить желаемое, что готовы солгать, лишь бы получить это. У вас есть то, что им нужно, и они с радостью лгут, мошенничают или идут на воровство, чтобы получить желаемое».
Но и ложь ради лжи очень будоражит таких людей. Ведь как прикольно «развести лоха»! А еще прикольнее – обмануть умного и осторожного человека! Местами быть в полушаге от провала, рисковать быть разоблаченным, но все же вырулить к своей цели! Такой адреналин!
В романе «Ночная тьма» (Endless Night) Агата Кристи показывает нам таких опасных психопатов, способных удерживать маску социальной нормальности[16], пока не достигнут своей цели. К жертве при этом они могут отнестись вполне «бережно» – по меркам социопата, конечно. И утилизовать ее очень «экологично» – так, чтобы она не испытала душевных страданий и вообще не поняла, что с ней произошло и кто это организовал. «Ты не бойся, мы тебя небольно зарежем», – сказал Горбатый Володе Шарапову в фильме «Место встречи изменить нельзя».
В «Ночной тьме» вы можете проследить, как работает социопат-убийца, преследующий конкретную цель. Следом за Обольщением идет Соковыжималка[17], в ходе которой он получает все, что планировал, после чего жертва утилизуется.
…В основу сюжета фильма «Тюремный романс» (1993) положена реальная история убийцы-беспредельщика Сергея «Червонца» Мадуева и старшего следователя по особо важным делам Натальи Воронцовой. У Мадуева была цель – бежать из тюрьмы, и чтобы Воронцова добыла ему оружие, он опутал ее паутиной продуманной лжи. Без труда поняв, что перед ним – эмпатичная женщина, верящая в добро и любовь, стал виртуозно давить на жалость. Очень жаль, что авторы фильма подали нам эту историю под густым розовым соусом, но не рассказали, чем она закончилась. А реальная Воронцова отсидела семь лет. Если интересно, посмотрите в Сети интервью с ней спустя два года после роковых событий. По-моему, женщина так и не поняла, что с ней сделал Мадуев, продолжает верить ему:
«Он на себе поставил крест… Говорил: я никому не нужен. Мне казалось, что он искренне это говорит… Человека надо спасать любыми путями… Мне хотелось его спасти от нелепой гибели… Я хотела видеть в нем доброе начало… Ему постоянно причиняли боль… Я видела, как он страдает… Я не помню, как все это произошло… Я бы приложила максимум усилий, если бы нас свела судьба, чтобы он не пошел по той стезе… Я бы ждала его 15 лет… Я была уверена, что он стрелять не будет, как мне и обещал… Я хочу, чтобы в людях побеждали добро и любовь…»
«Вход в лабиринт» (1989) – фильм по роману братьев Вайнеров «Лекарство против страха». Главное средоточие зла в нем – профессор Панафидин, посредственный ученый, зато ловкий интриган. Чередой беспринципных шагов он занимает свое место под солнцем: женится на «нужной» женщине, дочери своего научного руководителя, и становится во главе химического института.
Мечта Панафидина – изобрести революционный препарат, а главное – прославиться и обогатиться на нем. Но изобрести не выходит. И тогда он организовывает «многоходовочку», в ходе которой похищает формулу вещества у своего талантливого коллеги Лыжина. Ворует Панафидин руками своей любовницы, которую расчетливо влюбил в себя и внедрил к Лыжину лаборанткой. В итоге милиция задает ей неприятные вопросы, а Панафидин, человек безупречной репутации и уже мировое светило, раздает интервью телеканалам. Цель достигнута, лаборантка безжалостно отбрасывается как отработанная порода.
Такие продуманные лгуны особенно опасны тем, что могут пугающе точно имитировать душевность, почти не отличимую от натуральной.
«При этом они не испытывают никаких чувств, кроме желания завладеть тем, что принадлежит вам, – пишет Бернстайн. – Они умеют изворачиваться так же грациозно, как фигуристы на льду, и так же ядовиты, как змеи. Если вы думаете, что худшее, что они могут сделать – это уговорить вас заплатить кучу денег за старую развалюху, то вам угрожает серьезная опасность».
Немного о тактиках сознательных лжецов.
– Разведка
«Это самые очаровательные люди, которых вы можете встретить в своей жизни. С самого начала общения с вами они кажутся такими заинтересованными в вас самих, ваших детях, хобби и во всем остальном, что вы начинаете обсуждать с ними все это. Они начинают применять свою стратегию с того, что сближаются с вами. Они внимательно наблюдают за вами, задают вам вопросы о том, кто вы, что вам нравится и что вы думаете по тому или иному поводу – а затем притворяются, что у них такие же убеждения. Если вы не будете внимательны, их расспросы могут вам показаться обычной болтовней», – предупреждает Бернстайн.
– «Аванс»
«Они используют нашу склонность к ответной вежливости: вампир дает вам что-то и прежде, чем вы это осознаете, вы уже подставляете ему свою шею – просто из вежливости», – информирует Бернстайн.
– «Мгновенный взор, напор»
«Свои лучшие сделки они проворачивают очень быстро: пока вы поймете, что купили что-то, чернила на контракте уже высохли, а сам контракт спрятан в надежном месте», – говорит Бернстайн.
…Тираны – тип социопатов, не отличающийся очаровательностью. Это вечно сердитые, с полпинка закипающие люди, которых мы «доводим» и «провоцируем». Часто физически агрессивные, как минимум постоянно орущие, чертыхающиеся, пинающие табуретки и котов.