Полная версия
Искусство жить долго. Рассуждения о трезвой и умеренной жизни
Верно соблюдая этот мудрый закон природы, умеренность, в течение стольких лет, он предвкушал, с уверенностью – которая, как покажет продолжение, не была ни необоснованной, ни разочарованной – счастливую и процветающую жизнь не менее века. И этот срок, как он был уверен, он мог бы значительно продлить его и дольше, если бы ему посчастливилось начать жизнь с теми преимуществами, которые, как он уверял нас, его учение дарует детям всех, кто ведет умеренный образ жизни, которого он с удовольствием придерживался.
До самого конца своей замечательной жизни он сохранил свое привычное здоровье и бодрость, а также владение, в совершенстве всеми своими способностями. Ни одна рука, кроме его собственной, не может достоверно рассказать нам о развлечениях и удовольствиях той счастливой старости, к которой он призывал всех стремиться. Но мы можем подытожить все это одной короткой строкой, в которой он заверяет нас: «Я никогда не знал, что мир так прекрасен, пока не достиг старости». О том, что его случай не имеет аналогов и параллелей, он и сам не был в неведении. Этой мыслью он не только испытывал простительную гордость, но и извлекал одну из величайших радостей своей старости, когда он размышлял о том, что в то время как многие другие до него писали хвалебные речи о воздержанной жизни и регулярности, никто, в конце столетия жизни, не брал в руки перо, чтобы оставить миру историю о своем личном участии во многих неописуемых благословениях, которыми он наслаждался в течение стольких лет. Ни один человек, восстановив подорванное здоровье, не прожил столько лет, чтобы рассказать миру о том, как он это сделал.
Единственной мыслью, которая занимала его сердце, была благодарность за выздоровление и за бесчисленные благословения его долгой жизни. Он надеялся, что это чувство будет и впредь приносить существенные плоды, ибо он жил и умер в уверенности, что его труды по написанию достоверного отчета о пережитом, принесут пользу тем, кто будет его слушать. Он был убежден, что если он, начавший жизнь в условиях стольких недостатков, смог достичь совершенного здоровья и сохранить его в течение стольких лет, то возможности тех, кто наделен совершенной конституцией и с детства опирается на умеренные правила жизни, должны быть почти неограниченными. Будет трудно найти где-либо зафиксированный случай, когда конституционные недостатки, усугубленные неразумными привычками жизни, угрожали более преждевременной смертью и если Корнаро, с его конституцией – слабой от природы и организмом, явно разрушенным в возрасте сорока лет, смог достичь таких результатов, кто возьмет на себя смелость установить предел возможности долголетия человеческой семьи после того, как несколько поколений верно соблюдали мудрые законы Природы?
Заряженный свидетельствами благодарности и почтения многих, кто извлек пользу из его примера и совета – и осознание этой пользы для других было, как он уверяет нас, одним из самых приятных из его многочисленных благословений – он провел вечер своей жизни в почете у всех и в наслаждении дружбой и уважением самых выдающихся из своих соотечественников. Посвятив свои лучшие годы выполнению того, во что он твердо верил, что это его миссия в этом мире – священная задача, донести до своих сограждан осознание неизбежных последствий невоздержанности – он терпеливо ждал своего конца. Когда смерть пришла, она застала его вооруженным смирением философа и непоколебимо мужественной верой в будущее, готового и радостного расстаться с жизнью. Мирно, как он ожидал и предсказывал, он умер в своем дворце в Падуе, 26 апреля 1566 года, на сто третьем году своей жизни. (Историки не пришли к единому мнению относительно года его рождения, некоторые считают его возраст сто четыре года, другие – девяносто восемь. Приведенные нами даты, однако, подтверждены лучшими авторитетами).
Он был похоронен восьмого числа следующего месяца без всякой пышности, согласно указаниям, оставленным в его завещании. И рядом с ним в свое время была похоронена его верная жена, которая пережила его и дожила почти до того же возраста. Ее конец был столь же счастливым, найдя ее в таком совершенном спокойствии души и легкости тела, что те, кто находился у ее постели, не знали, что ее нежный дух отлетел в мир иной.
Прекрасный дом, построенный Корнаро на улице Мельхиорре Чезаротти в Падуе, и обстановка, в течение стольких лет, величайшего домашнего счастья, а также самого щедрого гостеприимства, все еще существует, и всегда был связан его именем. Он состоит, в основном, из трех зданий: дворец, который является главным и казино – оба приписываются самому Корнаро, в то время как знаменитая лоджия известна как работа его протеже и друга, Фальконетто. Все три здания замыкают двор, на который выходят все здания: дворец с одной стороны к улице, лоджия и казино – с других сторон.
Лучший из сохранившихся портретов этого по праву знаменитого человека каталогизирован под № 83 в знаменитой галерее дворца Питти, во Флоренции. До недавнего времени он считался одной из картин Тициана, но теперь он известен как работа Тинторетто и входит в число шедевров этого знаменитого художника. Размер холста составляет 110 × 82,5 сантиметра, а фотографическая копия использованная в этой работе, признана директором галереи Питти превосходной. Фигура, высотой в две трети натуральной величину. Корнаро изображен сидящим в кресле, одетый в черное, его пальто оторочено мехом. Хотя на картине изображен человек преклонных лет, в нем чувствуется достоинство, осанка и острота взгляда. Это указывают на то, что человек все еще физически энергичный и умственно развитый.
В других частях этой книги представлены некоторые из многочисленных достижений этого замечательного человека, мы будет здесь – с этим мимолетным упоминанием его трактата о сохранении лагун «Трактат об управлении водными ресурсами» Падуя, 1560 г.) и очень кратко отметим труды, благодаря которым он главным образом, стал известным.
В возрасте восьмидесяти трех лет, после более чем сорокалетнего периода совершенного здоровья и спокойствия духа, это время жизни, которое контрастировала с тем, что было в его прежние годы, он написал первое из четырех сочинений, которые составляют его знаменитый трактат «Рассуждения». За ним последовали три других, одно из которых было написано в возрасте восьмидесяти шести лет, третье – в девяносто один год, а последнее – в девяносто пять. Все четыре произведения завершают наиболее поучительную историю жизни – с которой он искренне желал познакомить всех, чтобы они могли последовать его примеру и таким образом насладиться бесчисленными благословениями, которые так переполнили его собственную чашу.
Столетия назад Пифагор, Геродик, Гиппократ, Икк Таренский, Цельс и Гален – как и некоторые другие в каждом веке – вели ожесточенную войну против неестественных привычек жизни и рассказы о достижении необычайного возраста, как в древние времена, так и в настоящее время – не редкость. Однако автобиография Корнаро, который после терпеливых поисков обнаружил в себе целебную и поддерживающую жизнь силу умеренного образа жизни, и это за пределами столетнего рубежа, и который с таким же усердием старался донести до других урок своего собственного опыта, представляет собой пример, не имеющий аналогов во всех анналах истории.
В очень краткой форме – более эффективной, по его мнению, чем если бы он написал более пространно – этот замечательный человек передал потомкам свое убеждение, основанное как на наблюдениях, так и на собственном опыте, о полной никчемности того типа жизни, который слишком часто встречается повсюду. В то же время он изображает вознаграждение, которое можно пожинать каждый миг, но особенно в старости, от жизни, проведенной в согласии с разумом и Природой.
В особенности он подчеркивает большую ценность поздних годов жизни по сравнению с ранними. К тому времени, когда люди приобретают знания, суждения и опыт, необходимые для полноценного гражданства, они не в состоянии, замечает он, из-за физического вырождения, вызванного нерациональными и неестественными методами жизни, реализовать эти качества. Таких мужчин обрывают в расцвете сил в расцвете сил, оставляя в пятьдесят-шестьдесят лет с наполовину завершенным делом своей жизни. И все же, как это было бы прекрасно, если бы они только достигли крайнего возраста – как последователи той жизни, которую вел он, «насколько более прекраснее они сделали бы мир!»
Первое издание книги «Искусство жить долго» (Рассуждения о трезвой и умеренной жизни) на которое в основном опирается слава Луиджи Корнаро, вышло в Падуе в 1558 году и лишь немногие произведения такого маленького размера вызвали более широкое или более горячее обсуждение. На протяжении трехсот лет этот трактат является классическим в его родной стране. Переведенный на латынь, а также на многие современные языки, он был популярным везде, где его изучают. Как ни мала эта книга, она занимает и будет занимать постоянное место в общей сокровищнице литературы. Хотя мы полагаем, что можно усомниться в том, что многие в этой стране, даже среди самых культурных читателей, имели возможность прочитать его.
Для тех, кто лишь в малой степени знаком с его историей, Корнаро – это всего лишь знаменитый человек со слабым здоровьем, который благодаря умеренной жизни дожил до ста лет. Внимательные читатели этой книги, однако, навсегда запомнят его не только как очаровательного автобиографа, но и как человека, который успешно решив одну из самых сложных жизненных проблем, трудился над тем, чтобы поощрять в других те привычки, которые оказались столь полезными в его собственном случае. Его уверенность в том, что, в конце концов, этот мир был бы самым восхитительным местом, если бы люди только жили умеренно – вот суть его послания человечеству. Те кто, сегодня готов объявить его неправым в его утверждении, что человек, потворствуя своим аппетитам, всегда укорачивал свою жизнь и не смог пожинать бесчисленные блага, находящиеся в его распоряжении.
Убежденный, что из этого источника исходит большинство бедствий. которые присущи плоти, Корнаро пишет с уверенностью, что те, кто внимательно слушает его, не преминут прислушаться к его предостережению. Таким образом, они не только обеспечат то совершенное здоровье тела и ума, без которого полное счастье никогда быть не может, но и смогут продлить в благородном стремлении это завидное состояние до крайнего предела своей жизни, предназначенного Природой. Он надеялся, что верное следование его советам превратит во всеобщий гимн радости напряжение отчаянной усталости – столь очевидной во всех зафиксированных мыслях всех веков, в которой люди всех наций и сословий сожалели о ранней потере молодости и бодрости и неумолимых шагах преждевременной старости.
Простое питание была почти исключительно питанием старейших народов Сирии, Египта, Греции и римлян, во время их самых славных дней. И когда человек снова примет к сердцу этот урок о средствах наслаждения непрерывным здоровьем и полной продолжительностью дней своих – благословения, которыми в давние времена пользовались почти все и которыми пользуется только человек и животные, находящиеся под его властью, сейчас не обладают, мир повсюду будет благословлен присутствием тех, кто будет считаться в расцвете сил в возрасте, который сейчас едва ли можно считать достижимым. Тогда не останется никаких сомнений в том, что жизнь стоит того, чтобы жить. И, поскольку человек будет стремиться только к истинной и непреходящей радости, те проблемы, которые на протяжении веков беспокоили его, исчезнут сами собой. Это проблемы, существующие только из-за тяги нездорового человеческого мозга к тем теневым сторонам жизни, долгое время изображаемых как ее субстанция.
Читатель, однако, напрасно потратит свое время, если он не оценит в полной мере жизненную важность того факта. что собственный режим Корнаро, на чем он очень настаивает, не призывает всех к крайнему воздержанию, которое практиковал он сам. Все люди, заявляет он, должны соблюдать умеренный образ жизни, предписанный как высший закон Природы, но, поскольку воздержанность одного человека является излишеством у его соседа, каждый человек должен сам определить подходящее количество и качество пищи, соответствующие его индивидуальному случаю, а затем и жить соответственно.
Его пример – это цель и дух, а не буква его примера, который он призывает человечество соблюдать. Хотя личные пищевые привычки Корнаро не применимы в деталях к каждой индивидуальной конституции и никогда не были, как мы только что сказали, не предназначались ему как таковые, но его общие правила всегда будут верными. Они имели в прошлом и имеют сегодня много последователей и число тех людей, которые верно ступают по пути, указанному им в качестве почтенного писателя, постоянно наслаждаясь, в течение долгой и счастливой жизнью, благословениями, обещанными им – будет расти, будем надеяться, до тех пор, пока не охватит в недалеком будущем подавляющее большинство людей нашей расы. Даже в век богатства и роскоши, как наш, в котором быстро множатся возможности для удовлетворения каждого чувственного желания, мы не должны бояться, что те, кто предпочитает критиковать Корнаро и основные правила его учения, будут продолжать находить желающих их слушать.
Будем надеяться, что со временем все примут к сердцу урок, преподанный человечеству горьким опытом веков – что физическое, моральное, интеллектуальное и социальное состояние, ставшее почти безнадежным повсюду, является лишь неизбежным результатом неповиновения естественному закону Природы и что человек может винить только себя, когда он не может обладать величайшим из земных благ – совершенным здоровьем тела и разума и полнотой лет, в течение которых он может им наслаждаться.
* * *Некоторые, как ты видел, от жестокого удара умирают.От огня, наводнения, голода; от невоздержанности большейВ мясе и напитках, что на Земле принесутБолезни страшные, от которых чудовищная командаПеред тобой предстанет, чтоб ты знал.Какое несчастье невоздержанность ЕвыНавлечет на людей.Если ты будешь хорошо соблюдатьПравило «не слишком много», воздержанием научен.В том, что ты ешь и пьешь, ищешь оттудаДолжного питания, а не чревоугодия.Пока не вернутся годы к тебе;Так живи, пока, как спелый плод, не упадешьНа колени матери своей, или будешь с легкостьюСобирать, не срывая резко, для смерти зрелой.«Потерянный рай»Божественная умеренность, угодная Богу, подруга природы, дочь разума, сестра добродетели, спутница умеренной жизни… любящая мать человеческой жизни, истинное лекарство души и тела, как должны люди хвалить и благодарить тебя за твои учтивые дары!
Ибо ты даешь им средства для того, чтобы сохранить жизнь в здравии, то благословение, выше которого не угодно Богу, чтобы мы имели большее в этом мире – жизнь и существование, столь естественно ценимые, столь охотно охраняемые каждым живым существом!
Луиджи КорнароПЕРВОЕ РАССУЖДЕНИЕ, написанное в возрасте восьмидесяти трех лет
В нем автор подробно описывает метод, с помощью которого он исправил свое немощное состояние, укрепил свою слабую от природы конституцию тела и с тех пор продолжал наслаждаться совершенным здоровьем.
Несомненно, что привычка в человеке со временем становится второй натурой, заставляя его практиковать то, к чему он привык, независимо от того, полезно или вредно это для него. Более того, во многих случаях мы видим – и никто не может поставить это под сомнение, что сила привычки может даже торжествует даже над разумом. Действительно, если человек с хорошей нравственностью часто посещает компанию плохого человека, то очень часто случается так, что он превращается из хорошего в плохого. Однако иногда верно и обратное, а именно то, что хотя хорошие привычки часто легко меняются в худшую сторону, так же так же и дурные привычки сменяются хорошими. Так как злой человек, который когда-то был добрым, все еще может, часто посещая общество хороших людей, вернуться к тем лучшим привычкам, которые у него были в прошлом. Все эти изменения следует приписать исключительно силе привычки, которая действительно очень велика.
Именно в результате этой мощной силы привычки, что в последнее время, действительно, в течение моей собственной жизни и памяти – три дурных обычая постепенно укрепились в нашей Италии. Первый из них – это преклонение и церемонии, второй – ересь, а третий – невоздержанность. Эти три порока, жестокие монстры человеческой жизни, какими они действительно являются, в наше время преобладают настолько повсеместно, что подрывают искренность общественной жизни, религию души и здоровье тела.
Долго размышляя об этом прискорбном состоянии, я решил рассмотреть последний из этих пороков – невоздержанность и, чтобы сделать все возможное для его искоренения, я докажу, что оно является злоупотреблением. Что касается двух других пагубных привычек, я чувствую, что в скором времени какой-нибудь благородный ум возьмет на себя задачу осудить их и удалить их из нашего окружения. Таким образом, я твердо надеюсь, что перед тем, как покинуть этот мир, я увижу, как эти три злоупотребления будут побеждены и, следовательно, буду свидетелем возвращения моей страны к ее мудрым и прекрасным обычаям прошлого.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.