Полная версия
Юность Богов. Книга первая: Огненная Чаша
– На Явь намерен я слетать и там всё повидать, – сказал Владыка Ра собравшимся друзьям, и чудною улыбкою своей Он напряженье разрядил.
– Ты просто посмотреть иль всё же воплощаться там намерен? – спросила Ур супруга. Она-то знала хорошо, насколько Ра стремителен был на подъём, Он дух свой разделял на части, чтоб там и тут успеть и воплотиться сразу на нескольких Мирах.
– Там видно будет, – Ра так ответил ей.
«Будет воплощаться», – Ур сразу поняла и Ра сказала:
– Тебе нельзя на Яви появляться, от духа твоего вся Явь сгорит. И потом ты сам же знаешь, что, на Яви воплотившись, планеты Карму на себя возьмёшь и будешь обречен на ней ты воплощаться многие эоны лет. Неужто на это ты пойдёшь?
– Если Вечность перед нами, то что для нас эоны лет? – сказал с улыбкою Владыка Ра. – Понадобится если, то часть духа своего отправлю я на Явь.
– Но ты тогда ослабнешь! – едва ли не вскричала Ур. – Ты будешь как обычный человек!
– Но это будет лишь вначале, потом энергии я соберу и стану равным в мощи Яви Властелину.
– Но этого же мало! – Ур сказала. – В него потоком ярым вливается мощь Тьмы.
– А может, прежде с Сатанэлем повстречаться? – Лада предложила. – Попытку сделать с ним поговорить и попытаться вразумить.
– Он не поймёт! – с великой болью ей Ра ответил. – В сознание его я заглянул – там нет светлой мысли ни одной, оно всё погрузилось в Мрак и Хаосом накрыто. Сатанэль в безумье впал: он одержим страшнейшей Силой – похоже, сам Карагот в его сознание засел.
Всех эта новость потрясла, и тяжкая повисла тишина, в которой мысли напряжённые звенели.
– Я с ним беседовал уже – безумен он! Не понимает Сатанэль, кто истинный его теперь хозяин, он манией величия живёт и к власти рвётся над Вселенною самой – мысль такую Карагот ему внушил. Мне много там ещё неясно, на месте надо разобраться. Тут многие хотели Сатанэля видеть на Совете, теперь понятно, почему его здесь нет: Радж-планета для Сатанэля стала недоступна из-за его энергий низких. Он здесь сгорит в энергиях высоких Краса-ты, а Явь он опускает в низшие слои. В телах духовных мы Явь дотла спалим. Выход тут намечается один – частью духа в тела плоть входить и так уже на Яви жить. В Огонь всё обратить нам ничего не стоит, но жизнь там надо сохранить, уж больно много вложено в неё труда. И Лада исхода огненного нам не простит, – здесь Владыка Ра на Ладу с улыбкой ободряющей взглянул. Трудами Лады Ра дорожил и сам её людей любил, на них особую надежду возлагал, что мощь их духа возрастёт, впрямую встретившись со Злом. Владыка сам сражения любил, копьём Он духа своего опасности встречал и Истины Мечом Зло поражал.
– А с Сатанэлем что же делать нам? – Лада вопрос свой задала. На одной планете с Сатанэлем находясь и с ним встречаясь много раз, она с тревогой за аурой его следила и всё больше в ней чёрных пятен находила, пока Властитель Яви совсем не почернел и обличие дракона не надел. Первой поняла она, что Яви Властелин орудием стал Тёмных сил, но долго сама поверить в это не могла: ведь Сатанэль был лучшим другом Ра!
Владыка Ра на Деву ласково взглянул и горько усмехнулся:
– Сатанэль так далеко зашёл, что Явь без боя не отдаст: страх, ненависть и горечь непонятных мне обид вулканом чёрным в нём кипят. На стороне его космическое право – Наместник он и Яви Властелин, как сам себя зовёт. Карагота взяв в союзники себе, Сатанэль того не понимает, что Карагот сам быть Хозяином всего желает. Одно пока неясно мне, где прячется наш Враг, его никак не отыщу, он ловко ускользает от меня, не помогают даже Зеркала. Я чую, что на Яви он, но где? Вот это не пойму. Так что есть резон на Яви мне случиться, коль Сатанэль Наместник мой.
– И ты пойдёшь на Явь? – спросила мужа Ур по окончании Совета.
– Пойду, ведь никого послать туда я не могу, – Владыка просто отвечал. – Тут и моя вина, мне помнится, была ты против, чтобы Сатанэля Наместником на Яви назначать. И ты была права. Как мог я ошибиться в нём?! – лицо Владыки Ра боль исказила. – До этого же шёл он безупречно… предательство такое кто бы предвидеть мог?
– А раньше предательства такие были? – спросила Ур.
– Такого не было доселе, чтоб Тьме себя предать, – Владыка отвечал. – Всего же до конца я не могу понять, придётся ещё разочек Сатанэля лично повстречать и все его обиды уяснить.
– Какие и на что обиды быть могут у него? – Ур возмутилась. – Он всем тебе обязан – из дракона жалкого его в Творца Миров ты вывел! Даже мне внимания такого ты столь не уделял, его всё выделял.
– Видел слабость духа я его и потому поддерживал я Сатанэля, – грустно Ра сказал. – Да что теперь об этом говорить. Надо всё равно решать, как с Явью быть и с Сатанэлем заодно.
– Не проще всё ж Огнём всю Тьму на Яви сжечь. – Ур предложила. – Зачем тебе туда идти? Пора бы пожалеть себя. Что Явь? Лишь жалкая песчинка в пространстве бытия.
– Но Явь нельзя уничтожать! – Лада едва ли не вскричала, и слёзы заблестели на глазах её. – Ведь мы же столько сил потратили на зарождение её! Не всё там плохо – там люди есть, которые своё сознанье посвятили Краса-те. И каково им будет всё начинать сначала?
– Вот потому я и хочу на Явь пойти, – Ра на Ладу внимательно взглянул. – Не имеем права мы Явь Тьме зловещей отдавать, ведь враг тогда отпразднует победу. И без того Наместник наш на Яви Тьму Свету предпочёл. Когда-то Сатанэлю помочь я обещался в трудный час, похоже, этот час настал.
– Тогда с тобою и я пойду! – Ур решительно сказала.
– И я там снова воплощение приму, коль вы идёте! – глаза прекрасной Лады решимостью зажглись. – Вместе человечество создали, вместе и спасать должны!
Лицо Владыки просветлело:
– Я никогда не сомневался в вас! Теперь признаюсь вам, что с Яви глаз я не спускал и терпеливо ждал, что Сатанэль мне честно обьяснится. С этой целью совсем недавно на Совет его я Высший приглашал, хотя уже тогда аура его была черна, но про Карагота он малодушно промолчал. Я мысли тайные его на ауре прочёл, признаться тогда был изумлён, но подумал, что чем-то Сатанэль на Яви просто разъярён, что нечто у него не так идёт, но не стал ему я сыпать соль на рану расспросами своими. Что ж, будем вместе Явь спасать.
Доброславия
Огненная Чаша
Книга I
Глава 1
Доброславия
Где-то в самом центре Яви в отрогах Холмогорья, в Долине Голубой, раскинулась привольно Волшебная страна. В ней жили доброславы, что славили Добро.
Они свою страну любили: холмы, деревья и ручьи – и так срослись со всем, что населяло их страну, росло, цвело и крепло тут, что даже не хотели знать, что делается рядом и вокруг – за Синими Горами, ушедшим в небеса. Им было хорошо! Здесь Небо вечно Солнышком сияло, здесь радость по миру летала, тут счастьем полнилась страна и расцветала Краса-та. Вольготно, весело, в согласии великом доброславы жили под крылом Богини Лады, тревог не зная и забот. Они Мир принимали таким, каким он был: красивым, молодым, энергией кипящим жизни, и все желания он доброславов исполнял. Здесь чистой мыслью всё творили: себе дома, что как деревья были иль похожи были на грибы, а то и на шары – сами по себе они росли и даже по холмам туда-сюда бродили, пока хозяева их спали, а то по воле их шагали. Деревья, травы и кусты и даже сами высокие холмы едва ль не ежечасно меняли свой окрас, и только чёрного не знали цвета: он цветом был болезни и печали. В отличие от нас доброславы цвет видели не так, как мы: цвет мысль им выражал, и он звучал симфонией единой, сливаясь в белый цвет, вобравшим все цвета и звуки, огнём горящим, чему у нас названья нет.
Основой волшебства здесь Камень был – чудесный Дар созвездья Орион, болидом ярким на исходе ночи на Явь он прилетел. Владыка Ра как раз на Яви был, чтоб встретить этот Дар высокий. Камень тот Он в руки взял – жар светлый Камень излучал и звёздною мелодией звучал. От Камня Владыка три осколка отколол, из которых сделал три Кольца, которые в истории всей нашей сыграют свою роль, но это будет впереди, пока же этот сказ лишь только начинается у нас.
Сам Камень же на холм высокий Ра установил, что посреди Долины рос, и надпись высек мыслью острой он.
Добру свои сердца отдайте,
Добро вы славьте в мыслях и делах:
Добро есть Мир,
Добро есть Краса-та –
И будьте верными ему всегда.
Вокруг Камня доброславы водили хороводы и пели песни, в которых славили Владыку Ра, и Ур, и Ладу. Камень тот Горюч-Бел Камнем кто называл, а кто и Адамантом величал – имён ему премного было. Камень по ночам светился нежным светом и часто песни пел, и видеть все могли, как Луч Звезды Далёкой в Камень тот входил и после благоуханием чудесным Камень исходил, и вся Долина надышаться не могла тем дивным ароматом. Иногда вдруг в Камне Голос прорезался – могучий, сильный, звонкий; он изрекал Пророчество, что поначалу непонятным было, и лишь спустя лета ему разгадка находилась, а то и вовсе разгадать пророчества те не могли. Вот, например: «Кто был Второй, восстание поднимет под Горой». Кто был Второй? Восстание какое и под какой Горой? А то он изрекал, что Дева юная весь Мир спасёт. И снова Старцы (собственно там старости не знали и сами уходили в мир Нави или Прави, когда на Яви жить дальше уставали) по звёздам и воде гадали, а то и Камень вопрошали: какая Дева? От чего спасёт, когда и почему? Старцы в Свиток заносили Пророчества такие, надеясь, что со временем и эти тайны раскроются для них. Однажды среди ночи Камень вдруг вскричал: «Измена! Дозор держите крепче!». Внимания на это никто не обратил. Пророчества такие от Камня приходили и во времена иные, что позже наступили, а в начальные года светлые от Камня Изреченья исходили.
Но пока оставим Камень мы в покое, достаточно знать то, что в благословенные те времена от Камня истекала Благодать, что день каждый счастьем наполняла.
Всё в Доброславии волшебным было, с неба начиная, которое обычно светом зелёно-голубым светило и по воле доброславов разноцветные в нём плыли облака, на которые весёлый ветер ставил паруса, в лодьи их превращая; а то, опять же по воле доброславов, семицветьем Радуга вставала, и духи-невидимки на струнах тех цветов играли музыку далёких звёзд, которая струилась цветными лентами из Света, повсюду радости искринки рассыпая.
Ручьи, ключи и речки в тени лесной звенели, скрываясь в ивняке густом, а то ныряли в ельники и кедрачи; сегодня тут журчали, а завтра петли вили там, и доброславы бегали за ними, прося вернуться, не шалить – и, в самом деле, каково? – в вечерней тихой зорьке ключ звенел у самого крыльца, а за ночь срывался вдруг в бега и куролесил по лугам. То просто в речку превращался, а то наверх на холм взбирался, чтобы оттуда водопадом заструиться, а то с каменьями он брался вдруг играть и хохотать, бросая их и так, и сяк, а наигравшись, снова у крыльца журчал. Озёра-озерушки степенством отличались и бегать никуда не собирались, а меж кустов лежали и ветру позволяли себя ласкать, и пенную волну взбивать, а также под одеялом из туманов порой любили тихонько славно подремать. А речкам же проказничать была охота, когда, бывало, задержаться приходилось у кого-нибудь в гостях и возвращаться ночью – и раз – буль-буль-бултых! – вместо тропки по горло в речке ты стоишь. Но даже если ненароком ты воды хлебнул, то из воды сухим ты выходил – вот откуда поговорка родилась: выйти из воды сухим – то водяные баловали и речками играли.
И холмы шутить любили, туда-сюда бродили, меняли цвет и высоту свою, а то и место, на котором пребывали. На холмах дома стояли! Случалось доброславам где-то припоздниться: в тех же хороводах песни распевать, иль звёзды в небе посчитать, вернуться к домику на холм, а там нет ни холма, ни дома: дом с холмом ушёл гулять, и по окрестностям потом хоть днём ищи его с огнём. Нагулявшись, холмы на место возвращались, а то на новом месте оставались, и тогда их приходилось силой мысли обратно возвращать иль к месту новому опять же привыкать.
Да, в те времена материя сознанию охотно подчинялась: какая мысль в неё вонзалась, такою становилась и она. Сознание движеньем жило: дух проявить себя желал в любой частичке бытия, будь камень то простой, или цветок, иль даже человек. Сознанье духа перемен просило, как маленький ребёнок Мир жадно изучало: куда попал, какие Мир ему одежды дал? И боль, и сладость от Материи вериг2 легко переносил – ведь в Краса-те она являлась и нежно облекала его одеждами и воли слушалась его. Материя тогда ласкалась к духу и такой была, какою дух видеть пожелал её: покорной, нежной, нестроптивой.
И надо бы ещё тут про дома сказать, в которых жили доброславы, да места нет и время поджимает – терпение читателя сгорает: что будет дальше, какие действия пойдут? А мне тут вздумалось расписывать красоты Яви и доброславов вместе с ними, когда сюжет стоит и даже стынет. Но история сия начало в эпохе той имеет, где на будущие времена узлы кармические завязались, и мелочь каждая значение имеет, да и потом дух мой, в эпохе изначальной оказавшись, когда Любовью всё дышало и сверкало Краса-той, не хочет с той эпохой расставаться и Краса-ту её желает донести и вместе с вами восхититься Миром тем, в котором Боги запросто бродили и Краса-ту творили, и каждый мог общаться с Ними, как если б с Матерью-Отцом. Да и к тому же доброславы детьми их были, а Суры, о которых также речь пойдёт, внуками им приходились и тоже бы хотели свой след оставить в летописи этой о временах Первоначальных тех: ведь они тогда же жили и Богов одних любили, хотя порой другими их называли именами, но суть же оставалась всё одна. Суры власти над собой ничьей не признавали, кроме только них самих: с жаждою свободы Ра и Ур их сотворили, как будто бы предвидя участь тяжкую для них. Им предстояло Воинами Правды быть – дух в них ярый полыхал и над челом Мечом вставал.
Да, про дома ещё, что мыслью создавались, добавить надо: дома живые были, а не торчали пнями. Сперва они не понимали, что и почему, зачем они рождение второе получили, а когда разобрались, то очень возгордились – ведь считай, что Боги внутри них жили!
Тогда они любовью страстной к ним воспылали, за хозяевами по пятам шатались, их вопросами старались донимать: куда пошла, хозяйка? зачем и почему? Меня с собой возьмёшь? А то и в хоровод влезали и песни петь пытались – вот такие те были времена! Жизнь тогда во всём бурлила и от людей сознания просила, чтобы разумной стать.
Однажды дедушка Добрея сильно рассерчал: на лавку он прилёг, чтоб малость подремать, а Дому захотелось погулять. Дед свалился на пол и сильно бок ушиб. Тогда клюкой корявою он Дому пригрозил, что в землю колышек воткнёт и тройным узлом к нему привяжет Дом. После такой угрозы страшной Дом малость присмирел, и только с разрешения хозяев гулять отваживался он. Когда Домам-гулёнам дали имена, то они охотно на имена те откликались: им очень любо было, что имя есть у них – совсем как у людей. Ещё чуть-чуть добавлю, что вспомнить удалось. Дома у многих были ещё и из цветов, которые на стены и на крыши листьев не жалели и круглый год цвели снаружи и внутри.
Некоторые доброславы в дуплах деревьев жили. Для этого деревья не ленились раздаться вширь и в глубину, чтоб только бы людей в себя пустить.Им нравилось за ними наблюдать и что-то нужное перенимать, а то и сами любили детям сказки нашептать, а то и песни распевать, и даже танцевать, или тудасюда шататься по стране. Со временем, конечно, Дома немножко огрузнели, достатком обросли, хозяев мудрость обрели и всё реже отваживались без воли их гулять, а то ведь и на узел на тройной те к колышку могли их привязать.
И про деревья ещё тут следовало бы сказать. В эпоху ту гигантским было всё на Яви: сами люди и деревья, и кусты, и прочая вся живность. Многие деревья едва ль не выше гор вздымали мощные стволы, красуяся собой. И облака на сучьях их гнездились – пытались малость подремать, но ветер – ревнивец жаркий и слепой – любил тут сам располагаться и с кронами ласкаться, и те же облачка он прогонял. В самой Долине гигантские деревья лишь изредка встречались: запрещено им было тут расти. И потому они лишь в гости приходили, чтоб посмотреть, как доброславы тут живут, а сами же близ гор росли и закрывали их вершинами своими. Иногда гигантские деревья уставали жить, их души покидали мощные стволы, и доброславы деревья те в жилище превращали: ствол мысленно пилили, к себе в Долину те обрезки той же силой мысли приносили и опять же мыслью дома себе творили и мебель всякую для них: мыслеобраз нужный создавали, потом его на месте уплотняли, и получался чудный дом иль вещь иная. А если что не нравилось вдруг в нём, то мысль опять на помощь приходила и изменения вносила.
Боги доброславам силу мысли дали, и потому страна их постоянно вдруг менялась – о чём мечталось, то и получалось – об этом всё не рассказать. Хорошо лишь было то, что сознание людей купалось в Краса-те и Краса-ту творило. Лада же сознанье доброславов направляла и образами Краса-ты обогащала, им оставалось в явь их только превращать. Главным же для Лады было из Мира Прави образы светлейшей Краса-ты свести и ими психосферу Яви напитать, чтобы доброславы те образы могли оттуда взять и на Яви в бытие их претворять. Понятия Добра, Любви, Труда и всего того, чем строится и держится вся жизнь, Богиня молодая в психосфере Яви утверждала, и Истиной и Краса-той они сияли над страной. Доброславы энергией их жили и силой этою творили. Так доброславы ум и сердце развивали, небу душу раскрывали, звёзды миловали и Солнце обожали – словом, жили не тужили.
Весь Мир любовной негою дышал и Краса-тою расцветал – будь это солнечный восход с разливом нежным красок иль скромненький цветок, что прятался за камнем. Доброславы Явь свою любили и неустанно жили, и в Навь для отдыха не торопились.
А вот деревья (за исключением садовых, которых доброславы к колышку привязывали) жили сами по себе, вольготненько бродили по всей Долине и, говорят, куда-то уходили за окоёмы голубые на многие года и вести дивные оттуда приносили, от которых веяло безкрайними просторами, ветрами просолёнными и тайнами сплошными, которые получше хотелось бы узнать. Деревья детей особенно любили, случалось, ветвями их ловили, листочками ласкали и хвоёй щёчки щекотали, а то в дупло их помещали, где чем-то вкусным угощали, обычно соком сладким, ароматным. Потому-то некоторые доброславы в дуплах больших селились – просторных, светлых, в которых запах дивный столь витал, что пищу он любую замещал. Да, во времена той юности далёкой, как таковой еды не знали: лучами Солнышка питались, пили воду из серебряных ключей, иль сок деревья им давали, и потому тогда ещё летали на крыльях мыслей светлых над облаками и на Миры иные в летающих Лодьях. Или в телах астральных посещали Тонкие Миры волшебной Краса-ты и с предками встречались, вопросы разные решали вплоть до того, когда те предки обратно будут возвращаться и кем же будут воплощаться и даже у кого.
Ещё добавить не мешало, что те же травы и кусты, деревья и плоды какие складывали мощные хоры! Звенело всё в мелодиях тончайших – от зова первого луча до серебра росы, от первого запева птицы и до заката Солнца, – жило всё мелодией своей и в ритм сливалось воединый. А по ночам, когда стихало всё, симфония звучала Звёзд из сфер далёких, и умолкала Явь, внимая звукам высшим хрустальным лившимся дождём из глубины Небес, куда стремились духи из уснувших тел – в Мир Огненной Красы, на родину свою.
Да, волшебства в те времена хватало. Отчасти тому причинами Камень был и Серебряная Чаша Светлого Огня, что в своих руках держали крепко деревянные фигуры трёх Богов – Ра, Ур и Лады. Из Созвездья Орион в ту Чашу Луч входил и чудеса творил по всей Долине Голубой и даже дальше, как говорили старики (хотя, быть может, снова повторюсь, во времена те старости не знали – больных, горбатых, немощных, хромых, каких-нибудь косых. Доброславы вечно были молодыми, и только лишь с годами в глазах у них светилась мудрость лет глубоких. И не было у них толстенных животов, морщин, обвисших щёк и губ дрожащих. Доброславы той поры обличье юных дев и юношей носили). Они любили и славили Любовь, и Огнь светлейший тот с годами в них только возгорался, и сам их дух сиял, сквозь поры пробиваясь кожи.
Попав в материю, что Краса-тою соблазнила форм и цвета, дух – Странник Звёздных Троп, напрасно бился в прельстительных сетях, чтоб прежнюю свободу получить. Уж говорилось выше, что двигались тогда холмы, и речки петли вили и даже вверх текли, если им вдруг этого хотелось: и почему бы им на те холмы не течь? Желания тогда обычно исполнялись, и если Дух воды желал летать, то в воздух тучей поднимался, звёзды щедро он поил серебряной водой и на Явь дождями проливался. Уж коли в тихих речках водяной дух бушевал, то что тут говорить про остальных! Здесь даже камни-валуны катались по Долине: одни искали тень, другие – Солнце, чтобы погреть свои бока, а третьи просто познавали Мир, а некоторые даже по воздуху летали – хотелось вот, как птицам вольным, им порхать – так и летали от той горы до этой да ещё в полёте пели. «Мы валуны – не горюны, мы рождены, чтобы летать и нам до неба как камешком подать!» – вот такие стихотворцы были! Да если б только бы они, а то, тут птицам подражая, все летать пытались, и Ветер над неумёхами азартно хохотал. Деревья даже ветви распускали парусами, взлететь пытались, а Ветер в том им помогал – дул, щёки напрягая, но ветви только обломал. Да что деревья – достаточно с них было, что шастали они по всей Долине вдоль и поперек её. Грибы, что дружными семейками на всех лужайках жили, бывало, расшалясь, от белочки спасаясь юркой, ломились кто куда, вопя и вереща и попадая на иголки прехитрого ежа.
Сказки часть лишь правды донесли о том, что всё живое было, мыслило, любило, тогда всепониманье было и мыслью промышляло всё – от человека до былинки, и даже камень мысли излучал, и все могли друг друга понимать, а значит, и общаться. Да, были времена – куда уж веселей! Тогда всё радостью дышало и песни ею звонкие слагало.
Глава 2
Продолжение рассказа о Доброславии
Те времена, которые застали мы и о которых речь пойдёт, мало отличались от незапамятных времён. В Доброславии всё как будто бы застыло, всё было так, как миллионы лет назад. Конечно, жизнь на месте не стояла, она текла и развивалась, и вместе с ней росли, умнели и взрослели доброславы, Суры и племена иные, чьи души восходили в Краса-те и радостно к Добру стремились. Богов они не помнили уже, одни легенды о временах остались тех, когда те Боги запросто среди людей ходили и их всему учили: письму, ремёслам, семейной жизни и многому чему ещё, что жизнью мы зовём. Но память о Богах конечно же жила: легенды, песни, мифы и скульптуры даже в их воздвигались честь. В Доброславии всё так же деревянная скульптура трёх Богов стояла, всё так же в Чаше Огнь серебряный горел. Над Богами кедры возвышались, их ветвями защищали от врагов, которых пока что не видали, но, говорят, они летали о трёх и даже больше головах – Драконами их звали, за тридевять земель Драконы проживали. Суры не раз встречали их, когда летали в своих лодьях над Дальними Горами, но доброславы там не бывали. Им Горы некий страх внушали, а в Долине Голубой всё было мирно, тихо и покойно. Долина им была мила. Здесь вечно Солнышко сияло, и пели Небеса, и Радость на крыльях Счастья тут летала и не давала сумраку на души пасть и омрачить чело – было всем здесь хорошо!
И потому по-прежнему здесь жили столько, сколько кто хотел, о пресловутой смерти ровным счётом не знали ничего, и образ старушки страшной с какой-то там косой лишь смех бы вызвал даже у детей. Когда дух уставал от здешних многосуетных забот, то просто в Навь он уходил, а то и в Правь – в Мир Огненной Красы, а отдохнув и сил набравшись, на Явь дух снова приходил, чтоб в новых испытаниях себя развить и силы добрые трудами укрепить. Так называемая смерть, которую эоны лет спустя невежды в культ страшный возвели, всего лишь означала меру делам и мыслям всем на Яви, да и понятия такого не было тогда. Из Мира в Мир все запросто ходили, как если бы к себе домой. И когда на Яви жили, то также по Мирам иным бродили – обычно было это всё во сне. А иногда по собственной нужде, когда о чём-то предков хотелось расспросить; да и души те, что жили в тонком теле, на Явь нередко приходили, чтобы дать совет иль просто пообщаться, а то рожденье будущее себе определить, так что заранее все знали, кто и когда у них появится на Яви, и потому-то вместо слёз по уходящим радостно грустили, мечтая о скорой встрече новой. И если б кто-то вздумал им сказать, что здесь живут один лишь только раз, то дружно на смех подняли бы его: они ведь знали только Жизнь.