Полная версия
Люди и измы. К истории авангарда
186
Маски. 1913. № 6. С. 109 (раздел «Хроника»).
187
Бунин И. А. Старуха // Бунин И. А. Повести и рассказы. Киев, 1986. С. 297.
188
Характерно в этой связи воспоминание Р. Дуганова о реакции Н. И. Харджиева на приглашение пойти в театр: «<…> Харджиев в комическом ужасе замахал руками: „Что вы! Ведь там живые люди!“» (Харджиев Н. И. Указ. соч. Т. 1. С. 16).
189
Опубл.: Стиль мастера: Сб. статей / Отв. ред. Е. Д. Федотова. М., 2009. С. 322–341.
190
Вентури Л. От Мане до Лотрека. М.: Изд-во иностр. лит., 1958. С. 53.
191
Цит. по изд.: Гентфюрер-Триер А. Кубизм / Под ред. У. Гросеник. Taschen/Арт-Родник, 2005. С. 80.
192
Зедльмайр Х. Утрата середины / Пер. с нем. С. С. Ванеяна. М.: Прогресс-традиция; Издательский дом «Территория будущего», 2008. С. 304–305.
193
Там же. С. 609.
194
Эфрос А. М. Мастера разных эпох. М.: Сов. художник, 1979. С. 168.
195
Валентин Серов в воспоминаниях, дневниках и переписке современников / Ред.-сост., авторы вступ. ст. и коммент. И. С. Зильберштейн и В. А. Самков: В 2 т. Т. 1. Л., 1971. С. 407.
196
Грабарь И. Э. Валентин Александрович Серов: Жизнь и творчество. М.: Изд. И. Н. Кнебель, 1914. С. 202.
197
Валентин Серов в воспоминаниях… Т. 1. С. 399.
198
Там же.
199
Там же. С. 405.
200
Там же. С. 409.
201
Там же. С. 410.
202
Эфрос А. М. Указ. соч. С. 168.
203
Милашевский В. Вчера, позавчера… Воспоминания художника. М.: Книга, 1989. С. 93–94.
204
Там же. С. 93.
205
Эфрос А. М. Указ. соч. С. 250.
206
Эфрос А. М. Профили. М.: Федерация, 1930. С. 26.
207
Маковский С. К. Силуэты русских художников. М.: Республика, 1999. С. 26–27.
208
Валентин Серов в воспоминаниях… Т. 1. С. 103.
209
Лившиц Б. Полутораглазый стрелец: Стихотворения, переводы, воспоминания. Л.: Сов. писатель, 1989. С. 318.
210
Цит. по изд.: Поль Сезанн и русский авангард начала ХX века: Каталог выставки. СПб.: Славия, 1998. С. 153.
211
Цит. по изд.: Наталия Гончарова. Годы в России: Каталог выставки. СПб.: Palace Editions, 2002. С. 292.
212
РГАЛИ. Ф. 2951. Оп. 1. Ед. хр. 29. (Подборка вырезок из газет.)
213
Цит. по изд.: Наталия Гончарова. Годы в России. С. 297.
214
РГАЛИ. Ф. 2951. Оп. 1. Ед. хр. 29. (Подборка вырезок из газет.)
215
Эфрос А. М. Мастера разных эпох. М.: Сов. художник, 1979. С. 250.
216
Цит. по изд.: Наталия Гончарова. Годы в России. С. 296.
217
Цит. по изд.: Малевич о себе. Т. 2. С. 527.
218
Цит. по изд.: Наталия Гончарова. Годы в России. С. 293.
219
Ларионов М. Лучизм. М., 1913.
220
Цит. по изд.: Амазонки авангарда: Каталог выставки. Нью-Йорк: Фонд Соломона Р. Гуггенхайма, 2000. С. 310–311.
221
Olga Rozanova / Ольга Розанова. 1886–1918: [Каталог выставки]. М.: Helsinki, 1992. C. 97.
222
Хлебников В. Творения. М.: Сов. писатель, 1986. С. 602.
223
Цит. по изд.: Малевич о себе… Т. 1. С. 77.
224
См. об этом: Поспелов Г. Г. «Бубновый валет». Примитив и городской фольклор в московской живописи 1910‐х годов. М.: Сов. художник, 1990. С. 30–31.
225
Сарабьянов Д. В. Многообразие, скрепленное индивидуальностью // Михаил Ларионов. Наталия Гончарова. Шедевры из парижского наследия. Живопись: Каталог выставки. М.: ГТГ; RA, 1999. С. 76.
226
Цит. по изд.: Наталия Гончарова. Годы в России. С. 291.
227
Например: Х. Грис. «Женщина с мандолиной». 1916. Художественный музей, Базель.
228
«Испанка в сером» (датировано около 1917) воспроизведена в каталоге выставки: Гончарова и Ларионов. 1961. Лидс, Бристоль, Лондон, № 120; «Осенний ужин» (датировано 1920–1925, воспроизведена в изд.: Chamot M. Goncharova. Stage designes and Paintings. 1979. С. 95. (В настоящее время картина находится в ГТГ: «Осенний вечер (Испания)». Между 1922 и 1928. Коммент. 2019).
229
ОР ГТГ. Ф. 180. Ед. хр. 625 (17 августа 1934).
230
Там же. Ед. хр. 642 (24 сентября 1935).
231
ОР ГТГ. Ф. 180. Ед. хр. 658 (15 сентября 1937).
232
Там же. Ед. хр. 664 (16 ноября 1937).
233
Там же. Ед. хр. 774 (1926).