bannerbanner
Невроз отложенной жизни и другие истории…
Невроз отложенной жизни и другие истории…

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 5

По аналогии хочу сказать: если кто-то доверил человеку руль автомобиля – то он как минимум должен позаботиться о том, чтобы человек понимал, ЧТО у него в руках, ЧЕМ он управляет, зачем и как, чем это может быть опасно для него самого и окружающих его людей. Вот только кто об этом должен и может позаботиться, кроме нас самих, – вопрос риторический! Управляя сложной машиной, я должна оставаться Человеком! Но более серьезным, более ответственным, более уважительным, более честным, более внимательным, более мыслящим, чем могу быть в остальное время своей жизни…

А это достаточно трудно…

Чем ты живешь, человек?

Я долго думала, как начать статью о том, что волнует меня в последнее время, о том, чем я живу и как Человек, и как философ, и как психотерапевт… И вот произошло нечто, что и заставило меня наконец-то начать писать. Меня обманули в хлебном магазине. Уже второй раз. Обманули на три рубля. Просто продали булочки по цене 15 рублей за 18 рублей. Конечно, меня обманул не кто-то абстрактный, мне не известный. Продавщица, милая женщина средних лет, симпатичная, с не очень счастливым лицом, от которой я не ждала обмана. Некоторое время назад её напарница – пышная, крепкая лицом и телом – сразу вызвала у меня недоверие, уж больно напомнила продавщиц из моего детства! Она продала мне хлеб на 2 рубля дороже. И когда я спросила её: «Где же хлеб по 13? Разве это не он?» Она, не задумываясь, выпалила: «Хлеб по 13 темнее». Уже чуть позже, изучая прейскурант, я обнаружила, что такого хлеба, кирпичиком, пшеничного, по 15 руб, просто не существует. Но сказать об этом в магазине не смогла. Вот и сегодня на мой вопрос «А разве булочки «Люкс» не по 15 руб, как в прейскуранте?», моя героиня быстро, так же недолго думая, как и её напарница, проговорила: «А прейскурант-то давно уже старый! Мы его никак не перепечатаем!» …Я опять ничего не сказала.

Разумеется, мои размышления не о правах потребителя и ценах на хлеб. Я о другом. Я хорошо понимаю, что меня обманули. И также понимаю, что я теряюсь в ситуации такого явного обмана. Теряюсь от встречи с неприкрытой ложью, откровенной наглостью, отсутствием стыда. Но самое сложное – я никак не могу понять, ЗАЧЕМ ей МОИ три рубля?

Только не говорите, что с каждого по три, вот тебе и сотня в день, и несколько лишних тысяч в месяц. Нет, речь идет не о деньгах! Когда я спрашиваю себя ЗАЧЕМ, то хорошо понимаю, что речь идет о СМЫСЛЕ. В чем СМЫСЛ украсть у меня три рубля? Разве от того, что кто-то украл три рубля, а не три миллиона долларов в банке, он не считается вором? Называет ли себя эта женщина воровкой? Считает ли она такой «мелкий» обман воровством? Что заставляет её обманывать? Меня, других людей, детей, стариков, ветеранов, тех, для кого когда-то был открыт этот магазин? Каково ей класть в карман ЧУЖИЕ деньги? Какие сказки читает она на ночь своим детям? Чему она учит их? Неужели тоже брать чужое? Как её дети и внуки будут жить в одном городе, в одной стране, на одной планете с моими детьми и внуками? Все эти вопросы кружатся в моей голове, не дают покоя, потому что ответа на них я не нахожу. Зато одно я знаю точно – этой женщине деньги нужны, чтобы удовлетворить свои потребности.

Каждую неделю в одном или нескольких репортажах криминальной хроники показывают людей, совершивших преступление. Практически все они говорят одну и ту же фразу: «Потерял работу. Денег нет. Хотел есть. Пошел воровать (грабить, насиловать, убивать…). Другого выхода не было». Но правда ли это? Об этом я и хочу поразмышлять.

С самого рождения каждый из нас испытывает нужду в чем-либо, находящемся вне организма. Сначала это грудь матери, наполненная молоком, и её объятия, дающие ощущение абсолютной безопасности. Еще через некоторое время рука малыша тянется к пестрым и громким игрушкам. Ребенок подрастает, и ему требуется общение со взрослым, потом со сверстниками. Ему нужны тепло и любовь, уважение и признание. Наконец, наступает время, когда подрастающий человек начинает нуждаться в самоуважении и в самоактуализации. Так проявляют себя человеческие потребности.

Психологи давно и пристально изучают потребности, спорят об уровне их влияния на жизнь и поведение человека, строят их разнообразные иерархии. Сегодня наиболее известна так называемая пирамида потребностей А. Маслоу. Она представляет собой 5 – 7 пластов потребностей, начиная с базовых физиологических и заканчивая высшей потребностью в самоактуализации. Маслоу утверждал (и его за это вполне справедливо критиковали), что неудовлетворенные потребности низших слоев не позволяют человеку подниматься вверх по пирамиде. Это означает, что голодный человек не может стремиться к самоактуализации, т.е. максимальному развитию собственных способностей.

Мысль эта по сути своей очень и очень страшна. Нет пищи, воды, воздуха, секса, безопасности, любви и т.п. – и больше тебе в твоей жизни ничего не нужно… Ты становишься рабом своих базовых потребностей, ты должен во что бы то ни стало удовлетворить их. Ради их удовлетворения, человек способен на всё: преступить закон, предать близкого, взять или отобрать чужое, нанести увечья, изнасиловать, даже убить… Примеров, подтверждающих эту мысль, очень и очень много.

Однако все мы знаем огромное количество обратных примеров. Человек отказывается от последнего куска хлеба в пользу голодающего близкого, делится кислородом, обрекая себя на мучительную смерть без воздуха, ценой собственной жизни спасает другого… Что же заставляет одних людей поступать согласно теории Маслоу, а других вопреки? Говорят, что в конце жизни Маслоу, сам задавшись этим вопросом, признал, что в некоторых случаях его теория не работает. В каких же? Как человеку самому спрогнозировать собственное поведение в экстремальной ситуации?

Частью на все эти вопросы отвечает другая психологическая теория – логотерапия Виктора Франкла. Будучи заключенным в фашистском концлагере, Франкл смог убедиться, что никакие лишения и пытки не могут сломить человека, если у него есть СМЫСЛ. Терапия смыслом, созданная этим австрийским психологом, отчетливо показала, что есть и другая сторона человеческой жизни. Человек может отказаться от удовлетворения собственных потребностей, если ему есть РАДИ ЧЕГО отказываться. Например, ради собственной порядочности, честности, ради веры, любви, дружбы… Именно это я называю ЦЕННОСТЯМИ. Ценности – это то, ради чего человек может отказаться от удовлетворения собственных потребностей. Только этот критерий является для меня объективным!

Как вы думаете, если бы я спросила обманувшую меня продавщицу, есть ли честность среди ее ценностей, что бы она ответила? Я почему-то думаю, что «конечно, есть». Вокруг нас огромное количество людей, считающих честность важной для себя ценностью. Они возмущаются, когда обманывают их – в магазине, на рынке, в бухгалтерии, на отдыхе. Но замечают ли они, когда они обманывают других? Всегда ли покупают билеты в транспорте? Не пользуются ли чужими проездными? Говорят ли правду людям, пусть и нелицеприятную? А самому себе? Признаются ли самому себе в самообмане? Так можно ли считать, что человек имеет ценность честности, если в его жизни, в его поведении она не отражена, не присутствует? Я думаю, что нет!

Второй объективный критерий наличия ценности у человека, с моей точки зрения, это присутствие ценности в его жизни и поведении. Если один из супругов рассказывает всем, какой важной, ценной и необходимой является для него семья и другой супруг, а сам поглядывает на сторону, склонен к любовным приключениям и связям на стороне, то на самом деле семья не является для него ценностью, ибо в своем поведении он обесценивает и её, и своего партнера. Если кто-то клянется в верной и вечной дружбе, а сам то и дело «кидает» своего товарища, то дружба не является для него ценностью, как бы часто он об этом ни говорил.

И вот страшный для многих людей вывод. Если вы не способны отказаться ради чего бы то ни было от удовлетворения собственных потребностей, если декларируемые вами ценности не проявляются в вашем поведении, значит, у вас НЕТ ЦЕННОСТЕЙ. Значит, у вас есть только потребности. И в этом смысле вы – РАБ СВОИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ, ибо они руководят вами, они определяют ваше поведение, они предопределяют вашу жизнь!

Как различить потребности и ценности? Во-первых, потребности не насыщаемы. Возьмем, например, потребность в пище. Человек нуждается в пище ежедневно: утром, в обед, вечером. Сколько бы он ни съел, рано или поздно он снова захочет есть. Также он рано или поздно захочет спать, дышать, пить, заниматься сексом, любить, получать признание и даже самоактуализироваться! Лишь на некоторое время удовлетворенная потребность позволяет забыть о себе. Лишь на некоторое время. А потом, снова становясь актуальной, напоминает о себе и требует удовлетворения.

В отличие от потребности ценность не требует насыщения. Она просто существует. Я склонна думать, что ценности, как и смыслы, живут в особом ноэтическом измерении (об этом писал Франкл). Они не находятся во внутреннем мире человека. Они трансцендентны. Именно их трансцендентность позволяет быть им быть опорой для человека, своеобразными «костылями», позволяющими человеку опираться на них тогда, когда у него самого «отказывают ноги». Например, вам ценны отношения с супругом, вы любите его, счастливы с ним. Но если вдруг у вас появляется интерес к другим мужчинам, то вы справляетесь и со своим сексуальным влечением, и можете ограничивать или даже останавливать свое внимание к ним, начинаете осознанно уделять больше внимания дорогому для вас человеку, проводить с ним больше времени. Опираясь на ценность любви, близости, доверия, вы тем самым укрепляете ваши отношения с супругом. Только если они по-настоящему для вас ценны. А если для вас ценна любовь, то встретив новое чувство, вы не станете жить двойной жизнью, не станете обманывать супруга, вы найдете в себе силы разрешить треугольник, разорвать отношения, в которых нет чувств.

Мои размышления о том, какие существуют ценности, на этом жизненном этапе привели меня к пониманию, что есть ценности – процессы, о которых пишут В. Франкл, К. Обуховский, и ценности – нравственные категории, о которых говорят остальные исследователи. К первым относят творческий труд, переживания, отношения. Ко вторым – честность, веру, любовь, верность, дружбу, ответственность…

О потребностях мы говорим: «Я хочу!» Я хочу есть, пить, заниматься сексом, любить, творить… О ценностях так сказать нельзя. О них правильнее сказать: «Я учусь». Я учусь любить, дружить, творить, верить… Учусь честности, ответственности, верности… Это обучение связано с постоянной проверкой – соответствует ли мое поведение заявленной ценности? Нет ли противоречий между тем, что я говорю и что я делаю? Способен ли я ради этого отказаться от удовлетворения собственных потребностей? Только в том случае, если вы отвечаете на эти вопросы положительно, вы можете быть уверены в том, что ценности у вас есть.

Для чего нам нужны ценности? Их наличие позволяет чувствовать себя по-настоящему уверенным в себе. Эту уверенность правильнее назвать СИЛОЙ ДУХА. Именно сила духа позволяет человеку избавиться от зависимости, преодолеть соблазны, выстоять в борьбе за свои ценности и идеи, оставшись порядочным, уважающим себя человеком.

Гуляя по развалинам своего «Я»…

Эта страшная картина наверняка есть в памяти или воображении каждого человека… Разрушенный до основания город. Улицы в пыли и грязи. Останки домов. Ни одного признака жизни – ни воды, ни зелени. И только ветер гуляет в разбитых окнах, порушенных стенах, поднимает мусор, пыль и в надежде гонит их куда-то вдаль…

Так город может выглядеть после войны и ожесточенных боев, после бомбежки или массированного артобстрела, – словом, после его полного разрушения… Подобные кадры мое поколение помнит по военной кинохронике, видит в кошмарных снах постстрессового синдрома, боясь представить их наяву.

Мне повезло. Я не видела этого ужаса в реальности. Думала, что не видела…

Как вы думаете? Какое отношение имеет эта картина к человеку? И имеет ли? Неужели на самом деле имеет?

Сегодня я хочу рассказать о том, что так может выглядеть внутренний мир человека. Человека с порушенными границами, разрушенным собственным Я, растоптанным и выжженным внутренним психологическим пространством.

«Что ты напялила на себя? – кричит взбешенная мать дочери – младшей школьнице. – Посмотри на себя, корова! Переодевайся быстро! А то вообще из дома не выйдешь!..»

«Чтобы к моему приходу с работы ни одной игрушки на ковре не было! А иначе все они полетят в окно!» – угрожает отец своему четырехлетнему сыну, распинывая по комнате маленькие машинки, кубики, разноцветные кусочки конструктора лего…

«Я тебе покажу длинные волосы!!! Будешь сейчас бритым налысо!!!» – надрывается отец, наматывая на одну руку отросшие волосы сына – подростка, а другой – доставая машинку для стрижки волос…

Что объединяет все эти и подобные ситуации? Только ли крики и гнев родителей, слезы и горе детей? Общим во всех похожих случаях является процесс разрушения психологического пространства личности ребенка. Уничтожая интересы ребенка, заменяя его личные потребности своими собственными, родители мерно, изо дня в день, разрушают Эго своих детей. Это действо может быть шумным и грозным, как описано выше, может быть тихим и малозаметным, может быть замаскировано под заботу и родительскую любовь.

Девочку – школьницу бабушка не пускает после обеда в школу. Нельзя ходить на кружки и на спортивные секции, нельзя гулять с подружками, нельзя кататься на лыжах по парку – так бабушка заботится о внучке, бережет от подстерегающих ее опасностей. «А что можно?» – спрашивает девочка. «Садись со мной на диванчик! Сейчас телевизор смотреть будем. 125 серию «Богатые тоже плачут». Бабушка достает мешок семечек и ставит его перед плачущей вместе с богатыми внучкой. «Хочешь на лыжах покататься? Вон иди по огороду покатайся! На улице-то опасно. Можешь лыжи потерять, сломать! Не дай Бог – лыжи могут отобрать!»

«Коленька! Вставай! Тебе пора в детский садик!… В школу!… На работу!…» – такими словами на протяжении уже двадцати с лишним лет любящая бабушка будит своего внука. А внук не хочет вставать! Прячется под одеяло, закрывает лицо подушкой, то притворяется спящим мертвым сном, то огрызается и кричит на старушку. Он еще не успевает умыться, а бабушка уже стучится в ванную комнату, возвещая, что завтрак на столе, что мальчику нужно покушать, что ему нужно одеться потеплее, т.к. на улице сегодня прохладно и т.д. т.п. Этот мальчик, сегодня уже великовозрастный, никогда не хотел возвращаться домой – ни после детского сада, ни после уроков, ни после работы. Ведь дома его ждала бабушка, контролирующая его жизнь, удовлетворяющая как волшебница, любую его потребность, даже ту, о которой он не успевал подумать. Правда, делала это бабушка всегда так, как хотела именно она.

Мягкое разрушение. Но от этого оно не перестает быть РАЗРУШЕНИЕМ. Такой способ выстраивания отношений через разрушение психологического пространства партнера относится к одному из типов СОЗАВИСИМОГО поведения.

Елена Емельянова подробно описывает четыре типа созависимости в своей книге «Кризис в созависимых отношениях». Все эти типы отношений объединяет одно – в них нет места реальному живому человеку: ни супругу, ни ребенку. Реальный человек, с его достоинствами и недостатками, отвергается. Вместо этого выращивается иллюзия о партнере, заполненная чужими представлениями о нем, порою совершенно не соответствующими реальности. Так строятся супружеские отношения. Что же касается детско-родительских, то для них обычным явлением становится разрушение Я собственного ребенка.

«Он моя собственность. Я могу с ним делать всё, что захочу. Я лучше знаю, кем и каким ему быть. Я его властелин. Он мой раб. Он должен делать то, что я ему велю, приказываю, заставляю. Ибо только я знаю, как надо и что ему надо делать».

Что греха таить? Такие мысли присущи многим родителям независимо от их возраста. Я слышала подобные фразы и от пожилых людей, и от своих ровесников, и от сверстников собственных детей. За этими страшными словами – разрушенные личности, покалеченные судьбы, растоптанные способности и таланты собственных детей. Уничтожая словами и действиями, физическими наказаниями и словесными оскорблениями внутренний мир ребенка, такой родитель пытается заполнить его Эго либо своими потребностями («Как это – ты этого не хочешь???!!! Я же хочу! Значит и ты должен хотеть!!!»), либо собственными представлениями о своем идеальном Я («Ты должен достичь то, что у меня не вышло! Ты не имеешь права не достичь этого! Ты не имеешь права не хотеть этого! Потому что ты МОЙ! А значит должен делать то, что я велю!»)

Ах, как же больно! Как больно, когда топчут твое психологическое пространство! Как больно… Вот раздавили твои творческие способности: «На сцене выступают только дураки и проститутки! Не лезь на сцену, я сказала!» «Какой еще школьный спектакль??? Быстро иди в магазин, картошки купи!» «Заткнись, кому говорю! Нечего глотку драть! Поёшь??? Да ты орешь, как поросенок резаный! Певица фигова!» «Танцевать хочешь? Да у тебя руки как грабли!» «Это что у тебя? Стишки??? Вот мы с отцом посмеялись!»

Вот валяется твоя первая любовь, раздавленная постоянными подозрениями и непрекращающимся стыдом. «Да у тебя таких саш будет еще миллион!» «Куда пошла? Опять к своему Сашке побежала? Чтобы я его здесь больше не видела!»

А вот лежат присыпанные грязью твои первые эротические чувства… «Как ты можешь это читать?! Это же одна грязь сплошная!» «Ах ты, скотина! Я видела, как ты с ним у подъезда целовалась! Проститутка! Убью, если в подоле принесешь!»

И вперемешку со всем этим растоптаны твоя общественная активность («Не назначайте ее Председателем Совета дружины, нечего ей! Пусть домом лучше занимается!»), твое представление о себе, как о симпатичной девчонке («Какая разница, что на тебе надето?! Кто на тебя смотрит?!»), твой вкус и стиль («Да ты всегда какую-то ерунду покупаешь! Ни одной приличной вещи еще ни разу не выбрала!»), твои интересы и склонности («Зачем тебе это нужно? Какой университет? Иди-ка лучше в пединститут! Он и к дому поближе, и учиться там полегче!»)

Вот они – руины твоего Я. Пустой, разрушенный город, в котором не осталось ни одной живой души. А точнее – в нем не осталась твоей собственной живой души…

Если в этом городе никто не поселится, человек умрет. Человек не может жить без Эго, главная функция которого – обеспечивать наше функционирование в социуме. Но кто сможет жить в таком городе? Можно, конечно, как в потемкинских деревнях, закрыть порушенные фасады цветастыми картинками с изображением сытой и счастливой жизни. Так обычно и происходит в жизни. Наверняка, вы встречали людей, презентующих себя глубокими и интеллектуальными, наполненными интересами и талантами. Но это первое впечатление. Даже при ближайшем рассмотрении оказывается, что на самом деле за душой эти люди ничего не имеют. Их основные жизненные дела – обеспечивать удовлетворение своих потребностей. Для этого обычно им требуются партнеры. В таких случаях очень скоро у партнеров возникает ощущение, что ими много пользуются и мало чего дают. В отношениях не хватает ни тепла, ни признания, ни любви, ни поддержки. Да и что можно получить от такого поломанного ЭГО?! Как может нищий оделить другого человека деньгами, успехом, любовью к жизни?!

Возникающие жизненные проблемы легко, как сильный восточный ветер, срывают с порушенных стен цветастые плакаты. Вот тогда и обнажается вся внутренняя пустота человеческой личности. Бездонная, как глубокий колодец.

Чтобы не видеть разрухи, можно надеть специальные очки, искажающие действительность. Такими «волшебными очками» для человека становятся его зависимости, прежде всего, химические. Выпил спиртного, выкурил травки, ввел себе дозу наркотика – и мир сразу изменяет цвет, объем, фактуру. То, что казалось, серым и страшным, становится ярким и радостным. Исчезает страх жить, с которым невозможно справиться. Трусость превращается в смелость и браваду. Привычная депрессия и тоска преображаются в ничем не обоснованные счастье и блаженство – ненастоящие, фальшивые, извращенные. Чтобы удержать такие «очки» на глазах, снова и снова требуется новая доза химического вещества. И вот уже это вещество становится хозяином личности, а она его рабом. Отныне «хозяин» определяет, как жить человеку, чем ему заниматься, что для него в жизни главное, а что – мелкое и второстепенное. Этим мелким и малоценным становятся, прежде всего, самые близкие, самые дорогие люди. Ломаются судьбы детей и родителей, жен и мужей, друзей и близких. Человек погибает, так и не поняв, для чего пришел на этот свет, какую миссию должен был выполнить.

Можно применить хитрость! Взять и переселить жителей разрушенного города в другой – целый! В том другом городе в домах может быть сухо и тепло, вкусно пахнет борщом и пирогами, по вечерам в окнах загорается свет, а матери читают своим детишкам на ночь добрые сказки. Вот только есть одна незадача! Жить новым жильцам в этом городе НЕГДЕ! Куда же им поселиться? Во-первых, можно потеснить старых жильцов. Помните, как в «Собачьем сердце» у Булгакова? Количество комнат не должно превышать количество жильцов. «Ничего страшного! – подумают многие. – Потеснятся, переживут». Да, действительно, многие переживают такой дискомфорт. Научаются реагировать на него по-разному: терпят, свыкаются, примиряются, или сопротивляются, борются, воюют. И озлобляются внутри себя на всё – жизнь, людей, судьбу, Бога. И растущая день ото дня злобища постепенно делает из них таких же разрушителей чужих городов, какие пришли, поселились в их родном городе и вытеснили жильцов из их «жилья» – из их собственного психологического пространства.

Во-вторых, и этот приём тоже очень распространен, можно просто разными способами освободить для себя этот пока еще чужой, но не разрушенный город. «Выгнать жителей города! Пусть идут куда глаза глядят!» И это самый гуманный выход! Как правило, жителей начинают уничтожать. Уничтожать… Вслушайтесь, всмотритесь в это слово! Осознайте до конца его смысл! Планомерно, ежечасно убивают чужие потребности, заменяя их своими. Топчут чужие желания. Обесценивают чужие интересы и способности, помещая на их место свои глянцевые, лишенные жизни картинки – нарисованный вкусный ужин и свет в окне, склонившуюся на бумажном плакате над колыбелью мать и обнимающего её любящего мужа. И эти картинки могут висеть долго! До первого сильного восточного ветра. А потом… Ветер срывает их, мнет, гоняет по улицам, уносит вдаль. И этот Город тоже становится разрушенным, мертвым, пустым… До прихода новых захватчиков.

Печальный и смешной порядок. Кто-то порушил меня. Я, чтобы выжить, должна найти место жительства своему Я. Я ищу Другого, желательно пустого, чтобы поселиться в его психологическом пространстве, заполнить его собой, дав место своим желаниям, интересам, потребностям. При этом я могу стать либо внешними границами этого Другого, «пожирая» его, заполнив им собственную пустоту, либо позволить ему «съесть» меня, наполнив собой его внутренний мир, обеспечив себе при этом внешнюю безопасность, а точнее иллюзию безопасности. Так строят отношения зависимые супруги или партнеры. Тот, чье пространство заполнено Другим, сначала терпит, принимая такой порядок вещей за настоящую любовь, подлинную заботу, искренне считая, что так и должно быть. Когда иссякают силы так жить, – пытается вырваться из этого патологического слияния. Прекрасно, если получается. А если нет – человек начинает болеть, впадает в депрессию, может даже погибнуть. Страшно…

Трезвому человеку страшно видеть, как изо дня в день талантливые люди снова и снова пытаются заполнить свою внутреннюю пустоту спиртным или наркотиками, эмоциональными или сексуальными зависимостями, ненужной ложной заботой о других и чужой жизнью, вместо того чтобы начать жить своей собственной. Но самое страшное для меня состоит в том, что таких порушенных Я рядом с нами слишком много! Слишком! Труднее отыскать человека с простроенными границами, человека с по-настоящему богатым внутренним миром, человека, рефлексирующего и осознающего, человека, понимающего собственные потребности, интересы, цели, смыслы.

– Что же делать? – опять и опять спрашивают меня мои клиенты, когда я рассказываю им эти ужасные, но правдивые истории. – Как вернуть жителей в свой город? Как жить в таком разрушенном городе? Что вообще делать с этой бедой?

– Есть только один выход! – отвечаю я. – Свой город, читай свою личность, надо восстанавливать!

Что вы знаете о том, как после Великой отечественной войны советский народ восстанавливал разрушенные, а порою просто стертые с лица земли города и деревни? На восстановление народного хозяйства было брошено огромное количество человеческих сил, энергии, ресурсов. Люди разбирали завалы, убирали строительный мусор, что-то строили заново, по фотографиям восстанавливали дома, архитектурные памятники, святыни. Конечно, такое восстановление требует колоссальных сил. Но это стоит того!

На страницу:
4 из 5