Полная версия
Введение в гражданскую войну
24 Между сообществом и неприязнью как предельными координатами простирается сфера друзей и недругов. Друг и недруг – понятия этико-политические. И то и другое открывает двери интенсивному водовороту чувств, что лишь доказывает, что аффекты – это предметы искусства, и что игру форм-жизни можно сконструировать7.
примечание α: Среди довольно обширной коллекции средств, которыми Запад вооружается для борьбы со всяким сообществом, есть одно, которое господствует примерно с XII века и при этом не вызывает подозрений: я хочу поговорить о концепте любви. Нужно признать, что посредством ложного выбора, который он смог в итоге насадить повсюду («ты любишь меня или не любишь?»), он достиг весьма пугающей эффективности в деле утаивания, подавления, изничтожения разнообразнейшей палитры чувств, бесконечных оттенков их интенсивности, какие только могут возникнуть при контакте тел. Тем самым он может быть использован, чтобы свести на нет саму возможность сконструировать игру форм жизни. Несомненно, когда сегодня в парах происходит нечто вроде бесконечного шантажа, это этическое убожество – его заслуга.
примечание β: В качестве доказательства сказанного достаточно вспомнить, как на протяжении всего пути «цивилизации» криминализация всех страстей шла рука об руку с освящением любви как единственной и неповторимой страсти, как собственно истинной Страсти.
примечание γ: Естественно, всё это касается лишь самого понятия любви, и не относится к тому, что оно, помимо собственной воли, делает дозволенным. И я говорю не только про ряд известных извращений, но и про эту небольшую частицу высокой энергии «я тебя люблю», которая всегда становится событием.
25 Друг – это тот, с кем меня связывает выбор, согласие, решение, так что с возрастанием его возможностей одновременно возрастают и мои. Недруг, зеркально, это тот, с кем меня связывает выбор, разногласие, так что с возрастанием моих возможностей мне становится необходимо столкнуться с ним, чтобы подорвать его силы. примечание: Когда один сионист упрекнул Ханну Арендт в ходе скандала, последовавшего за выходом её книги «Эйхман в Иерусалиме», что она не любит народ Израиля, она ответила блестящей репликой: «Я не люблю народы. Я люблю лишь моих друзей».
26 При столкновении с недругом на кону никогда не стоит его существование, – лишь его возможности.
Не говоря о том, что исчезнувший враг не сможет признать поражение, он, в конце концов, всегда возвращается, сперва как призрак, потом как неприятель.
27 Любое различие между формами-жизни – этическое. Эти различия оправдывают игру, игры. Игры эти не политичны сами по себе, они становятся таковыми после определённого градуса интенсивности, что одновременно значит: после определённых усилий по их созданию.
примечание: Мы не корим этот мир ни за слишком ярое пристрастие к войне, ни за попытки всеми силами её предотвратить, – только за то, что он свёл её до самых бездарных форм.
28 Я вовсе не планирую доказывать здесь непрерывность гражданской войны посредством более или менее восторженного прославления отдельных восхитительных эпизодов общественной борьбы, или посредством критического анализа наиболее подходящих, отборных примеров классового противостояния. Речь не пойдёт ни об английской, ни о русской, ни о французской революции, ни о Махновщине, ни о Парижской Коммуне, ни о Гракхе Бабёфе, ни о мае 68-го, ни даже о войне в Испании. Историки могут спать спокойно: я не стану отбирать их хлеб. Я пойду более хитрым путём и покажу, каким образом гражданская война продолжается ровно там, где говорят, что её нет, чтобы укротить её на какое-то время. Задача будет в том, чтобы продемонстрировать средства, которыми ведётся непрерывная кампания по деполитизации, корни которой уходят ещё в Средние века, когда, как известно, «всё имело политический характер» (Маркс). Таким образом, изучение этой совокупности будет вестись не по вершинам исторического хребта, а вдоль непрерывной низинной экзистенциальной линии.
примечание: Если Средние века известны расколом этики на две отдельные сферы, мораль и политику, то наступление «Нового времени» отмечено воссоединением этих двух как бы по-прежнему независимых друг от друга абстракций. И в результате такого воссоединения возник наш новый тиран: сфера Общественного.
29 Есть два взаимно враждебных способа называть: один чтобы устранить, другой чтобы принять. Современные Государства, а затем и Империя говорят про «гражданскую войну», но только так, чтобы лучше подчинить себе массы тех, кто всё бы отдал за её устранение. Сам я тоже говорю про «гражданскую войну», и даже как о чём-то изначальном. Но говорю о гражданской войне, чтобы принять её, принять в устремлениях к своим наивысшим формам. То есть в соответствии с моими собственными пристрастиями и вкусами.
30 Я называю коммунизмом действительное движение, которое в каждый момент повсеместно создает гражданскую воину8.
31 То, в чём я вижу истинную цель, не должно проявляться сразу, явственно. Те, кто с этим знаком, почувствуют его всюду, а для тех, кто ничего о нём не знает, его не будет нигде. В сущности, программы только отсрочивают наступление того, за что они ратуют. Кант полагал моральной ту максиму, предание которой публичности не будет противоречить её реализации. Моральность моего замысла в таком случае должна удерживаться в рамках следующей формулы: распространять подлинную этику гражданской войны, подлинное искусство дистанций.
Современное государство, экономический субъект
Европейская история формирования государства это история нейтрализации всех конфессиональных, социальных и иных контрастов внутри Государства.
Карл Шмитт, «Нейтральность и нейтрализация»32 Современное государство определяет себя не как совокупность институтов, разные формы комбинаций которых открывают возможности для любопытного плюрализма. Современное государство, пока оно ещё существует, определяет себя этически как область действия раздвоенной выдумки: что в отношении форм-жизни может одновременно существовать и нейтральность, и центральность[17].
примечание: Хрупкие построения власти можно узнать по вечным попыткам выдать всякие выдумки за очевидное. Начиная с Нового времени одна из этих выдумок, похоже, задаёт тон всем остальным: это нейтральный центр. Разум, Деньги, Правосудие, Наука, Человек, Цивилизация или Культура – всюду одно и то же бредовое стремление: утверждать наличие центра, и чтобы центр этот был непременно этически нейтрален. И потому государство есть историческое условие расцвета всех подобных уловок.
Франсуа Дюбуа. Варфоломеевская ночь
33 Современное государство этимологически выбрало себе индоевропейский корень – “st-”, означающий устойчивость, стабильность, то, что есть. Хитрый манёвр, обманувший многих. Сегодня же, когда Государство только и делает, что пытается выжить, явно видно, что всё наоборот: это гражданская война олицетворяет постоянство – стазис по-гречески, – а современное Государство – не более чем процесс реакции на это постоянство.
примечание α: Вопреки всему, в чём ЛЮДИ пытаются нас уверять, историчность, присущая выдумкам о современности, никогда не будет историчностью некой раз и навсегда достигнутой стабильности или долгожданного преодоления порога, но всегда – исключительно процесса бесконечной мобилизации. В тени торжественных дат официальной историографии и нравоучений линейного прогресса никогда не прервётся постоянная работа по перекомпоновке, исправлению, улучшению, шлифовке, перестановке, а иногда и весьма дорогостоящей перестройке. Именно эта работа и её повторяющиеся неудачи и порождают весь невротический хлам новизны. Современность – не период, в который помещены ЛЮДИ, а задача, императив осовременивания, сплошной поток от кризиса к кризису, с которым может совладать в итоге лишь наша лень и скептицизм.
примечание β: «Такое положение вещей зависит от различия отношения к войне и миру в современном и древнем обществе, которое обычно недооценивается. Соотношение между состоянием мира и состоянием войны в древности и сейчас прямо противоположное. Мир для нас – это нормальное состояние, которое нарушается войной; для древних нормальным было состояние войны, которое прерывалось миром» (Бенвенист, «Словарь индоевропейских социальных терминов»)9.
34 В теории и на практике современное Государство родилось, чтобы положить конец гражданской войне, называемой «религиозной». Соответственно оно и исторически, и по собственному признанию вторично по отношению к гражданской войне.
примечание: «Шесть книг о государстве» Бодена выходят через четыре года после Варфоломеевской ночи; а «Левиафан» Гоббса в 1651 году, то есть через И лет после начала Долгого парламента10. Взаимосвязь современных Государств (от абсолютизма до государств всеобщего благоденствия) выражается в войне, непрерывной и всегда неоконченной, против гражданской войны.
35 Вместе с Реформацией, а потом и с религиозными войнами теряется единство традиционного мира Запада. И современное Государство возникает как воплощение проекта, имеющего целью собрать это единство заново, но на этот раз уже в секулярном виде, и уже не как органическое, но как механическое единство, как машина, как сознательная искусственность.
примечание α: Должно быть, при Реформации главным разрушителем органичности традиционного посредничества была та зияющая брешь, образованная доктриной, проповедующей строгое разделение между верой и деяниями, между царством Божьим и мирским, между внутренним и внешним в человеке. Религиозные войны являют собой, таким образом, абсурдное зрелище мира, который летит в пропасть только чтобы взглянуть на неё одним глазком, гармонии, которая рассыпается под напором сотен категорических и разнородных требований единства. Из-за склок между разными течениями, религии против собственной воли порождают понятие этического плюрализма. Но и здесь гражданская война воспринимается теми, кто сам её ведёт, как нечто, чему вскоре должен прийти конец, а формы-жизни не принимаются, а подлежат преобразованию в соответствии с тем или иным из существующих шаблонов[18]. С тех пор разнообразные восстания Воображаемой партии[19] взялись доказать устарелость представлений Ницше, который в 1882 году написал: «Религиозная война способствовала до сих пор величайшему прогрессу масс, ибо она доказывает, что массы стали почтительно обращаться с понятиями»11.
примечание β: Дойдя до противоположной точки исторической орбиты, современное Государство встречает старого врага: «секты». Но на этот раз в роли растущей политической силы выступает уже не оно.
36 Современное Государство завершает ту смуту, которую принёс в этот мир протестантизм, беря на вооружение его же метод. Разрыв между совестью и деяниями, который ставила в упрёк Реформация, современное Государство использовало, узаконив, чтобы задушить гражданские «религиозные» войны, а с ними и сами религии. примечание: С этих пор, с одной стороны, будет личная совесть, частная, «абсолютно свободная», и с другой стороны – политическое действие, публичное и «абсолютно подчинённое Интересам Государства». И это будут две отдельные, независимые друг от друга сферы. Современное государство само порождает себя из небытия, выкраивая из традиционного этического полотна морально нейтральное пространство политических техник, суверенитета[20]. Его сотворение – результат унылого механистического действия. Чем больше люди отдалялись от этого основополагающего момента, тем больше забывался его смысл. Это то спокойное отчаяние, которое ещё хранит давняя формула: cuius regio, eius religio[21].
37 Новое государство делает религии не действиях ⁄ тельными, потому что занимает их пост у изголовья самой атавистической выдумки метафизики – Единого. Отныне необходимо непрерывно всеми силами возвращать на место мировой порядок, который постоянно сам собой стремится ускользнуть. Полиция и Публичность[22] – не что иное, как фиктивные средства, которые современное Государство бросает на искусственное поддержание фикции Единого. Вся его реальность сводится к этим двум средствам по поддержанию Порядка, но порядка внешнего, теперь только публичного. И всевозможные аргументы в его поддержку также, в конце концов, сводятся к одному: «Где нет меня – там беспорядок». Но где его нет, там не беспорядок, там множество порядков.
38 Современное Государство, делая вид, что покончило с гражданской войной, является скорее продолжением гражданской воины иными средствами12.
примечание α: Нужно ли открывать «Левиафана», чтобы убедиться: «Если большинство согласным голосованием объявило кого-нибудь сувереном, то несогласный с этим постановлением должен по выяснении указанного результата или согласиться с остальными, т. е. признавать все действия, которые будут совершены сувереном, или он по праву может быть истреблён остальными. […] Да и независимо от того, вступил ли он в соглашение со всеми или нет, был он спрошен о своём согласии или нет, он должен или подчиниться их постановлениям, или быть остановлен в прежнем состоянии войны, при котором любой человек, не нарушая справедливости, может убить его»?13 Участь коммунаров, находящихся в заключении участников Прямого действия14
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Термин М. Хайдеггера из работы «Бытие и время» (здесь и далее в постраничных сносках – примеч. ред. пер.).
2
О Блуме подр. см. в тексте «Теория Блума», первой книге наст. собр.
3
Термин Аристотеля из работы «Категории».
4
борьбой за жизнь (англ.).
5
Термин Дж. Агамбена из одноимённой работы из сб. «Средства без цели».
6
Термин Дж. Агамбена из работы «Homo Sacer. Суверенная власть и голая жизнь».
7
В философии Эпикура – непредсказуемое отклонение, носящее фатальный характер.
8
Присутствие (dasein) – термин М. Хайдеггера.
9
Мыслящая субстанция – понятие философии Декарта.
10
Термин М. Хайдеггера из работы «Бытие и время».
11
«Дистанция» здесь и «искусство дистанций» далее по тексту – отсылки к «Притче о дикобразах» в работе А. Шопенгауэра “Parerga und Paralipomena”.
12
Термин М. Фуко из работы «Воля к истине».
13
«война за сецессию» (фр.), т. е. «война за отсечение».
14
Термин К. Маркса из работы «Экономическо-философские рукописи 1844 года».
15
Термин И. Канта из работы «Критика чистого разума».
16
Термин Э. Юнгера из одноимённой работы.
17
Нейтральность, центральность – термины К. Шмитта из работы «Эпоха деполитизаций и нейтрализаций».
18
Двойная игра слов: conversion как «преобразование» и как «обращение в веру»; и patrons как «шаблоны» и как «покровители».
19
О Воображаемой партии подр. см. в тексте «Тезисы о Воображаемой партии» (готовится к изд.).
20
Термин Дж. Агамбена из работы «Homo Sacer. Суверенная власть и голая жизнь».
21
чья страна, того и вера (лат.).
22
Термин М. Хайдеггера из работы «Бытие и время».