Полная версия
Прочный корпус. Записки подводника
Подхожу к старпому:
– Тащ капитан второго ранга, срочно нужно в тыл, проверить обеспечение химимуществом, и мне нужен в качестве сопровождающего мичман.
Старпом дал добро, а мы двинули домой на лечебный сон. По дороге взяли бутылочку сухого в качестве снотворного. Пришли, быстро приняли лекарство и завалились спать. И тут снится мне сон, что получаю красочную телеграмму с текстом такого содержания: «Поздравляем Днём рождения сына и дочери = целуем = папа мама». Проснувшись от странного сновидения, делюсь впечатлениями от пережитого, а мичман весело так говорит:
– Так это сон в руку!
Вернулись в экипаж. Я было начал слоняться по казарме, но, вспомнив сон, в конце концов не выдержал и рванул в город:
– Я на главпочтамт!
На почте женщина, покопавшись в ящичке, протянула сложенную вчетверо телеграмму. Я обомлел на месте. Текст один в один, как во сне – двойня! Разница лишь в том, что во сне была цветная открытка с текстом, а здесь обычный почтовый бланк.
От совпадения такого я даже выругался смачно, за что удостоился осуждающего взгляда. Мне же показалось, что это продолжение дневного виденья. Возвращаюсь, подхожу к мичману:
– Сон мой сегодняшний помнишь? Держи, читай!
Тут настала очередь обомлеть Виктору.
– В самом деле, вещий сон! Обалдеть! Такое срочно полагается обмыть!
Телеграмму ту я сохранил, она и ныне хранится как напоминание о замечательном событии однажды утром, в плавказарме, во флотском прошлом. Сейчас двойняшкам тем уже по сорок пять – сын и дочь.
Вот так, в стеснённых условиях, дуплетом из «Макарыча» сотворилась новая жизнь сразу двух людей!
Контейнер
Люблю путешествовать! Иногда приезжаю в Севастополь – город воинской славы. Как приятно на скромной даче, в тени виноградной лозы с товарищем вспомнить небылицы – обыденные случаи из боевого прошлого.
Слава КГДУ (командир группы дистанционного управления, на атомоходе управляет ядерным реактором) получил лейтенантские погоны в само́й Голландии6.
Предписание – служить в Западной Лице, но контейнерной станции там нет, поэтому отправил контейнер со скарбом из Севастополя в Мурманск, указав воинскую часть, куда сообщить о прибытии личного имущества.
И радостный такой уехал к месту назначения. Служба в удовольствие – то, что надо для настоящего мужчины. Первый в 3-й дивизии подводных лодок сдал на допуск к самостоятельному управлению первичной должностью. Из морей не вылезает. Уже участвовал в эпическом походе, в котором и супостата уничтожили, и норвежского рыбака до кучи, скажем так, почти утопили.
Полгода служит лейтенант, вдруг его в дивизию вызывают:
– Что вы себе позволяете! Нас контейнерная завалила письмами, угрожают ВМФ разорить.
– А я и забыл совсем, – вспомнил Слава, – отправил барахло: железную кровать с металлическими пружинами, обшарпанный стол и четыре стула, один – без ножки. Зачем отправил? Ума не приложу.
– Значит так, поезжайте в Мурманск, заберите уже свой контейнер, там за хранение надо будет заплатить за полгода, сумма немалая накапала.
Пришёл в экипаж, поделился возникшей, как сейчас говорят, «логистической проблемой» со старшими товарищами:
– Что делать?
Проинструктировали и дали шила три литра, сопроводив доводом:
– Денег не плати – у тебя жидкая валюта.
Приехал в Мурманск на Нижнее Ростинское шоссе, на контейнерную, а там очередь. Генералы, полковники и подполковники своё барахлишко получают. Провёл разведку боем, нашёл работягу в фуфайке, налил полстакана шила, познакомился с профессионалом Петей:
– Петя, братишка, объясни мне, что к чему, как побыстрее контейнер свой получить? Тут очередь как в Мавзолей, а мне Родине служить, завтра выход в море на передовые рубежи. Времени вааще нету.
– Решим, – Пётр внимательно посмотрел документы, – пойду искать твой контейнер, а ты иди в управу в 204-й кабинет, от них виза нужна, что всё оплачено, – шмыгнул сопаткой, – потом ещё полстаканчика нальёшь.
Метнулся Слава по означенному адресу к барышням, удивился, конечно, таких больших размеров аппетитных попок никогда не видел.
Одна из обладательниц узкой специализации и широких возможностей провозглашает:
– Вам надо заплатить в трёхкратном размере за хранение.
С геройски важным видом предъявил документ за подписью помощника командира и печатью воинской части (старшие товарищи выдали железобетонную справку), где чёрным по белому написано: «Лейтенант Слава получить контейнер не имел физиологической и чудотворной возможности, был в секретном автономном подводном плавании».
Барышни симпатичных округлых форм и высших образований лишь посмеялись:
– Да вы хоть в космос летайте, за хранение контейнера необходимо заплатить.
Договорились за литр шила, что отдадутся бесплатно и контейнер до кучи выдадут. Любезные отправили на проходную выписать пропуск на машину, без которого контейнер не получить.
Бежит Слава рысью на проходную, а про себя думает: «Да услышат меня неопытные лейтенанты, никогда не отправляйте контейнер к месту службы, пока не дослужитесь до адмиралов».
На проходной за стакан жидкой валюты получает заветный пропуск – и дальше, на склад, с мыслями: «Боже, прости грешного. И зачем мне была нужна эта железная кровать?»
Находит на складе Петю, который никогда на работе не пьянеет, потому как человек ответственный. Пётр показал контейнер, а тот без замка и пломбы. Открывают и…
Слава кричит от счастья:
– О, провиденье! Меня творец услышал!
Контейнер оказался пустой! Слава понял: «Настал мой час, за вывернутого наизнанку папку девочкам несдобровать».
Неспешно радостный перекурил и, торжествуя, медленно двинулся в 204-й кабинет, ладно за подводников, а вот за космонавтов – точно ответят!
Добрые красавицы, румяные, как в русских народных сказках, долго оправдывались. Слава молча выслушал, потом выдал:
– Видите ли, в чём тут дело, уважаемые дамы, имущество контейнера, нажитое непосильным трудом, застраховано на пять тысяч советских рублей.
В то время – это ж целое состояние!
Румянец с лиц русских красавиц исчез. Догадались – теперь их удел решать проблему.
Достали из сейфа пять бутылок коньяка «Пять звёздочек»:
– Распишитесь, что контейнер получили, иначе нам до конца жизни не рассчитаться.
Слава пощадил русских красавиц и их очаровательные мягкие игрушки, расписался, где попросили, и убыл в Западную Лицу. Вернул старшим товарищам оставшееся шило, всё по-честному, и четыре бутылки коньяка – одну себе оставил. Не зря в Мурманск съездил!
Самое весёлое, что история с контейнером имела продолжение.
Через месяц Славу опять вызывают в штаб.
– Лейтенант, ты достал вконец и на конце! Когда контейнер заберёшь? Они пишут и пишут. Решай проблему!
Посоветовался со старшими товарищами, и те решили на контейнерную отправить письмо за подписью помощника командира и печатью воинской части такого содержания: «Уважаемая контейнерная станция г. Мурманска! У лейтенанта Славы нет физической возможности забрать контейнер. Он героически погиб, выполняя секретное государственное задание. Вечная память Герою!»
С той поры писем с контейнерной станции не поступало, даже об искреннем соболезновании. А Слава и сейчас живее всех живых в тенёчке под своим крымским виноградником.
Край летающих собак
Гремиха, как известно, «край летающих собак». Кто и когда негласно этот ярлык наклеил, никто не знает. Но, в принципе, определение точное. Рассказывали старожилы, что в начале славных дел натягивали канаты между домами, чтобы не уносило ветром при перемещении, а жёны моряков вязали «намордники». Глаза защищали мотоциклетными или горнолыжными очками от ожогов холодом и колючего снега в «чёрные метели».
Но вернёмся к нашим собакам! В новом посёлке Островном, что располагался близ причалов подводных кораблей, не припомню не то что летающих, а просто собак – может, прятались где, не знаю. А вот в старом посёлке Гремихе, куда приходил теплоход на плавпричал, встречались. Предполагаю, что зимой в подвалах обитали, а вот летом тепло и ветра не такие злые, дворянки появлялись, инстинкт размножения мощно их гнал на улицу.
Сижу как-то на «губе». За что и почему – это другая интересная история. Мирно беседую с сокамерниками возле ворот, на солнышке. Летнее солнце скупое и редко балует теплом и хорошей погодой. А тут – просто подарок судьбы. «Губа», по легенде, – мрачное место, где в гражданскую интервенты гноили пленных большевиков. Низкие потолки таких же приземистых домиков заставляли ощущать себя как в конуре. Едва можно подняться в полный рост, к тому же тут ещё и крысиный заповедник.
Начальник «губы», весёлый старлей из «пиджаков», историк по образованию, хороший знаток древних сказаний, замечательный рассказчик, заканчивал очередную лекцию:
– После Октябрьской революции и начала Интервенции в Йоканьге (в 1918—1920 годах) истинные сатрапы, бациллы демократии с человеческим лицом, англичане и французы построили бараки и землянки, таким образом, создали Йоканьгскую каторжную тюрьму, которая особо выделялась среди других тяжёлыми условиями содержания. Карцером была яма в гранитной скале под открытым небом. «Госпиталем» назывался ледяной морг, куда относили заболевших, чтобы они быстрее «отдали Богу душу и ушли в мир иной». Всего в Йоканьгской каторге содержалось более тысячи человек.
Мы вместе перекурили, помолчали, и начальник гауптвахты продолжил:
– Вы сидите на «губе», как у тёщи за пазухой, или у Творца на блинах, а каторжанам, жертвам интервенции, невыносимо тяжело пришлось. В ноябре 1927 года по проекту архитектора Давыдова на месте бараков каторжной тюрьмы воздвигнут памятник «Жертвам интервенции». Из огромных валунов сложили подобие тюрьмы с решетчатыми окнами. Установили мраморный обелиск с высеченными словами скорби и памяти на русском, английском, французском и немецком языках: «Жертвам интервенции вечная память. 1918—1920 год». По периметру памятника захоронения. Жуть, двести черепов погибших узников каторжной тюрьмы – концлагеря смерти.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Посёлок Тихоокеанский в Приморье, бухта Павловского, залив Стрелок.
2
Подводная лодка.
3
Город Полярный.
4
Лодка проекта 667Б
5
Пистолет Макарова
6
Название Севастопольского Высшего Военно-Морского Инженерного училища (СВВМИУ), располагавшегося на восточном склоне балки Голландия.