Полная версия
Драматургия в трех томах. Том третий. Комедии
III. Ну, низенький такой… не слишком высокий. Такой, в сереньком костюмчике ходил…
I. Что-то не помню.
IV. Ничего?
II. Ничего.
III. Брюнет. Чубчик.
I. Брюнет?.. Брюнет-брюнет-брюнет… Нет, брюнета не помню. А может быть, вы путаете? Может, он блондин?
IV. Она еще разговаривает!
II. Я всегда разговариваю, когда держу иголку во рту.
I. Может быть.
III. Как вы сказали, его фамилия?.. Гитлер?
I. Ну, да… да… Гитлер… С усиками еще такой!
IV. Нехорошо. Опасно. Когда держите иголку во рту, лучше не разговаривать. Молчите.
II. Не могу. Когда я шью, мне всегда хочется разговаривать.
I. Ах, с у-усиками?.. Ну, как же, как же! Помню! Конечно, я помню! Это что-то во время войны… Да?
III. Ну да!.. Во время войны!!
IV. Тогда не держите иголку во рту.
II. Ничего.
I. Ну, конечно! Мы же с ним воевали?!! С чубчиком этим.
III. Совершенно верно. Я это как раз и хотел вам напомнить.
IV. Ничего?
II. Ничего.
I. Гитлер!.. Ну, конечно!! И напоминать не нужно было. Зачем?.. Зачем, я вас спрашиваю, вы напоминаете мне о войне?.. Надоело!.. Радио включил – про войну, журнальчик открыл – про войну. В кино пошел – опя-я-ять про войну!.. Зачем? Я же и так все прекрасно помню. У меня же у самого сын погиб во время войны!
IV (вежливо поправляет). Дочь!
III. Сын.
IV. Дочь!
III. Сын!
IV. Дочь!
III. Сын!
IV. До-оо-очь.
III (смущенно улыбаясь). Ну, ладно-ладно… Сын- дочь… С этими детьми вечная путаница! Никогда не разберешься, кто живой, кто мертвый. И вообще, это уже не имеет значения. Все умрем!
IV. Я, например, уже давно умерла.
III. А я еще жив. Но это тоже не имеет принципиального значения. Так что же вы говорите – Гитлер?
II. Я говорю: раньше говорили, что Гитлер умер, а он – знаете что? Он в Аргентине живет!..
I. Вранье.
II. Здра-авствуйте!
III. А вот и мы!.. А вот и мы!.. (Все в ужасе смотрят на третьего. III страшно смущается, словно сказал что-то невпопад. И находит выход…)
III. А вот и мы… тоже живем… Не в Аргентине, правда, но все-таки!
IV (обидчиво). Ты за всех не говори. Я, например, в Аргентине живу.
I. Вранье.
IV. Здра-а-авствуйте!
I. А вот и… А вот и… не «здравствуйте»! И не в Аргентине! Мы в Советском Союзе живем, понятно?!.
IV. Я, например, уже давно умерла.
III. Бросьте!.. Все мы в Антарктиде живем, а ни в каком не в Советском не Союзе.
I. Кто это «мы»?
III. Вы.
II. Мы – это вы! А вы – это мы!?.
I. Ну, уж нет!.. Мы с Гитлером не воевали. Мы во время войны знаете где были?
IV. Где?
I. В чулане. Бывало, залезешь в угол, когда бомбежка, и начинаешь дрожать. Дррр… Дрррр… Дррррр… Дррр… Так боялись, так боялись…
IV. Чего?
I. Что урюк скоро кончится!
IV. Урюк?
I. Урюк. У нас в чулане много урюка было. Если бы не он – нам бы крышка.
Пауза.
IV (тихо, задумчиво). А интересно, в Антарктиде урюк есть?..
I. Наверное. А что?..
IV. Гитлер его, небось, ест сейчас.
I. Как мы. В Аргентине.
III. Как вы! В Антарктиде.
IV (вскрикивая). Все, кто хотят жить, должны есть урюк!
I. Без урюка нельзя на свете прожить!
III. Пока мы живы, и Гитлер живет. Мы умрем – и Гитлер умер.
I. Да здравствует урюк – корень жизни!
IV. Да здравствует жизнь! Хотя я, например, уже да-авно умерла.
Музыкальная пауза. Танец.
II. А вот клопы – это наше бедствие. Я слышала, что клопы живут на свете в среднем по 300 лет.
I. Кушайте яблоки.
III. А человек всего 60.
IV. У меня никогда не хватает терпения съесть яблоко. Всегда недоедаю.
I. Значит, клопы в пять раз превосходят человека? Какая несправедливость!
II. Ну, это смотря какой сорт. Ранет, антоновка, китайка, бельфлер, бергамотный!
III. Ах, почему я не родился клопом, я бы жил в пять раз больше, чем сейчас!
IV. Ой, для меня все равно какой сорт! Какое яблоко не ем, всегда недоедаю и бросаю.
I. Вранье. Клопы не могут так долго жить.
II. Кушайте яблоки. Кушайте яблоки.
III. Почему вы так думаете? Сейчас наука шагнула далеко вперед. Ей все по плечу. Создан специальный институт, в котором научно установлено, что клопы живут 300 лет.
IV. Спасибо. (Берет с подноса яблоко, откусывает и бросает.)
I. А сколько лет, как он создан?
III. 6 лет.
I. Не понимаю, как можно было узнать, что клопы живут 300 лет, если институт работает всего шесть лет!
IV (берет с подноса второе яблоко, откусывает и бросает). Во всем мире люди недоедают и бросают, бросают и недоедают…
Музыкальная пауза.
III. А вы случайно не знаете, сколько Гагарин получил за свой полет?
I. А сколько – никто не знает. За такие деньги и я бы полетел!
IV. Вы слышали – скоро будет реформа?
I, II, III. Какая реформа? Какая реформа? Какая реформа?
IV. Деньги отменят!
II. Чтоб ты полетел и не вернулся!
II, III. Деньги отменят? Деньги отменят?
I. Вранье. Деньги никогда не отменят.
IV. Что значит «вранье»? Я собственными ушами слышала. Мне одна моя приятельница рассказывала. Большая.
II. Какой ужас! Вот стоит вам немного послушать свою большую приятельницу, как сразу вы начинаете говорить страшные вещи. Будем жить на доллары. Без копейки.
I. Без копейки?
IV. Без ничего.
I. Да вы путаете. Просто путаете. Пока человек будет – до тех пор и деньги будут.
III. Почему вы так думаете?
I. Потому что известно: лучшее качество денег – это их количество.
II. Бабки, бабки, бабки… И это вторая молодость.
IV. А я вам говорю: скоро будет реформа.
II. Будет, но не та.
III. Как не та?
I. А вот так, не та. Деньги никто не отменяет. Они остаются. Их только переименовывают.
IV. Как переименовывают?
I. А вот так. Деньги будут называться не рублями, не долларами, не гинеями, не тугриками, а – идеалами.
IV. Идеалами?
II. И-де-алами.
III. Как это?
I. А вот так. Пришли, скажем, вы в магазин и спрашиваете. Ну, спрашивайте.
III. Сколько стоит эта вещица?
I. А продавец отвечает: «Недорого. Всего семь идеалов!»
III. А я что делаю?
I. Вы? Очень просто. Вы идете к кассе, вынимаете кошелек и платите.
III. А потом?
I. А потом дома вас ругает жена. Вот так.
II. Зачем ты это купил? У нас до получки осталось так мало идеалов! На что мы будем жить?
I. Вечно ты паникуешь! Сколько раз мы оставались без идеалов!.. Казалось, были в безвыходном положении – и никогда ничего страшного не происходило. Уверяю тебя, без идеалов можно прожить! Мне, например, кажется, что жить без идеалов, жить бедно – это даже лучше, чем жить по-другому. Как-то спокойнее себя чувствуешь! Никто тебя не тронет, не ограбит, не ударит…
II. Перестань! Не юродствуй. Вот Вася… Э… Василь Васильевич…
I. Что Василь Васильевич?
II. Идеальный человек… Не то, что ты! Он умеет спокойно жить и притом быть богатым! У него тысячи идеалов!.. Он швыряет ими направо и налево. Идеалы – не пахнут!! Господи, ну, почему я вышла за тебя, а не за Васю… эээ… не за Василь Васильевича!.. Была бы идеальная жена!..
I. Ну, успокойся, пожалуйста, успокойся… Я человек маленький, в масштабе один к десяти тысячам, идеалов у меня меньше… Но зато их легче потратить на всякие безделушки. Признайся, тебе ведь нравится, когда я трачу свои идеалы на безделушки?..
II. Да. У кого много денег, тому все бесплатно.
I. Ну, вот и отлично. Вот мы и помирились.
II. Бабок нет – и молодость прошла!
Пауза.
III. Ерунда.
I. Что «ерунда»?
III. А то, что «реформа», о которой вы говорите, что она будет, – уже была!
I. Почему вы так думаете?
III. Потому, что я, например, уже давно живу на идеалы, как на деньги. И вы, между прочим, тоже.
I. Кто это вы?
III. Мы.
I. Вы – это мы, а мы – это вы?
III. Нет, мы – это вы, а вы это мы.
I. Хорошо. А остальные как же живут?
III. Какие «остальные»?
I. Ну, эти… они…
III. Кто это «они»?
I. Ну, не мы и не вы, конечно. (Высшая степень презрения.) Те, кто без денег, но с идеалами!
III. Ах, они?.. А разве они живут? И потом: какое нам дело до остальных?
I. Правильно. Мы – это вы, а вы – это мы… Люди маленькие, в масштабе один к десяти тысячам…
II. Десять тысяч – это, конечно, деньги.
IV. Да. Да. Но десять тысяч – это, конечно, еще не идеал!
I. Теперь вы понимаете?
III (весело). Это я понимаю. Одного я только не понимаю. Одного!
IV. Чего?
I. Как можно узнать, что клопы живут 300 лет, если институт всего работает… 6 лет!
Музыкальная пауза.
III. А вы слышали про этого…
II. Про кого?
III. Ну, про этого, который… Ну, как его?
I. Про кого, про кого?..
III. Ну, про того. Он пенальти полякам не забил. И арестован.
II. За что?
III. Он еще какую-то девку, говорит, на какой-то даче изнасиловал.
IV. За что?
II. Я б его расстреляла. За то.
I. А я бы повесил. За это.
III. За что? За пенальти или за «изнасиловал»?
IV. Сейчас вся страна гудит. Мнения разделились. Дискуссия о смертной казни…
III. Не нужна. Расстреливать надо. Но лучше гуманно, как в Америке. Инъекцию в ногу – и привет!
I. У него нога золотая. В ногу – нельзя.
III. В какую ногу? Я б ему эту ногу сначала оторвал, а потом голову отрубил. Он пенальти смазал!
II. Голову рубить нехорошо. Не в Средневековье живем.
IV. В Средневековье лучше было. Там за изнасилование в рыцари посвящали.
I. Почему нехорошо? Ты ж курице голову рубишь, а иной человек хуже курицы.
II. Да он петух. Молодой петух.
III. Ага. Цыпленок тоже хочет жить!
IV. Ты еще яйцо сырое пожалей.
III. И пожалею. Как подумаешь, что на сковородке живое неродивше-еся существо, слезы так и текут.
IV. Это от лука. Яичница с луком – твое любимое блюдо.
I. Нет, я люблю яйцо в кипяток – тогда вареное вкуснее!
II. Этак и до людоедства скоро дойдем.
I. Уже дошли. В Германии двое договорились: один другого съест. И съел. Друг детства.
II. Это что? В Сибири шестерых детей сожгли и нашли в канализационном люке.
IV. А в джунглях африканских солдату уши отрезали и прислали командиру части.
III. Подумаешь! Я когда в школе учился, училке по химии ртуть в сумочку налил.
IV. За что?
III. Она мне трояк в четверти вывела.
IV. Но не пару же!
III. За пару я б ей азотную кислоту в личико плеснул. А так я ее пожалел, а она чуть не околела!
IV. Добрые мы стали. Никого добрее нас в мире нет.
III. Дурак ты!.. Тебе язык надо вырвать. Хочешь училке отомстить – подойди сзади и дай бутылкой по голове в подъезде. Зачем химию примешивать!
I. А что в газетах пишут?.. Гуманизма стало выше крыши. Добро должно быть с кулаками, а кулаки у нас железные.
IV. Только не надо о политике. Просто предлагается министра экономики – четвертовать, министра финансов – утопить, а министра здравоохранения просто катком переехать и в асфальт закатать.
I. А может, просто с работы всех их снять и на пенсию отправить?.. Это им потяжелее будет!
III. И все же… футболиста великого жаль. Он хоть пенальти не забил, а арестован зря: не он девку, а девка его.
II. Что?
III. Да ни за что!.. За это самое место. Я б ее повесил.
I. А я б ее расстрелял.
Музыкальная пауза.
IV. Будь осторожен. Не выступай.
III. Будь спокойна. Мои брюки останутся чистыми.
IV. Будь осторожен. Не выступай против.
III. Будь спокойна. Пусть все думают, что я без штанов.
II (закончив шитье, встает). Ну, вот и конец. Закончена работа. Хотите примерить?
IV. Примерить?.. Чехол для дивана?
II. А почему бы и нет?.. Уверена, вам очень пойдет.
Набрасывает чехол на всех четверых. Копошатся. Весь дальнейший
разговор из-под чехла.
IV. Чехол для дивана?
II. Какой чехол?.. Это платье.
IV. Какое платье? Это чехол!
I. Где-то в чем-то?
III. Да… Как-то… и в чем-то и где-то!
IV. Разве вы шили не чехол для дивана?
II. Нет.
IV. Уверяю вас, вы шили чехол для дивана.
II. Нет.
IV. Вы просто путаете. Вы шили чехол для дивана.
II. Нет.
IV. Хорошо. Если это не чехол для дивана, я примерю, хорошо?
III. А по-моему 20-й век с его фантасмагориями страха и рационализмом уже сейчас не в силах противостоять автомату, который заменит человека в будущем. Где выход? Где выход? (Старается выбраться из-под чехла.)
I. Выхода нет. Недавно я вступил в кооператив – так там на весь дом один вход и ни одного выхода!
III. Да… да… где-то вы правы. Разве у нас умеют строить? Все как-то и в конце концов никак. Где-то почему-то.
IV. Вы путаете!.. Да вы просто путаете!.. Только что вы говорили, что это не чехол для дивана, а платье. Платье! Вам идет.
I. Вы тоже правы. В чем-то, где-то. Как-то и я почему-то вступил в какие-то разногласия с кем-то, но, поверьте, это тоже… не выход!
II. Ну, конечно! Чехлы для диванов сейчас очень модны! Среди буфетов и шкафов.
IV. И главное, как просто!.. Как удобно!.. Сначала, значит, шьют чехол для дивана, потом меряют, носят его, как платье, а после того, как мода сойдет, используют его как чехол для дивана!
I, II, III, IV (хором). У настоящих хозяев в доме ничего не пропадает!
Музыкальная пауза, во время которой все четверо, находясь под чехлом, шевелятся, перекатываются. Словно это не чехол для дивана, а чехол для людей. Гигантский чехол. Наконец выползли из-под него и как ни в чем не бывало продолжают разговаривать.
III. А что сегодня по телевизору? Может, «Голубой огонек»?
I. Нет. Сегодня не суббота.
III. Жаль. Если бы сегодня была бы суббота, было бы хорошо.
I. Да. Если бы и завтра была суббота, то было бы тоже неплохо.
III. Да. Если бы сегодня, и завтра, и послезавтра была бы суббота, то было бы совсем хорошо.
I. Да!.. Если бы сегодня, и завтра, и послезавтра, и послепослезавтра была бы суббота, то было бы то, чего не было и никогда.
III. Да. И если б послепослепослепослепослепослепослезавтра была бы суббота, то было бы… Да ничего бы не было, потому что все уже было.
I. Если бы каждый день была бы суббота, то вся наша жизнь была бы одна суббота!
III. О как бы мы жили тогда!
I. Сегодня мы бы смотрели «Голубой огонек».
III. И завтра мы бы смотрели «Голубой огонек».
I. И послезавтра мы бы смотрели «Голубой огонек».
III. И послепослезавтра мы бы смотрели «Голубой огонек».
I. И послепослепослепослепослепослепослепослепослепослезавтра мы бы смотрели «Голубой огонек»!
III (вдохновенно). Ниночка… лучше Валечки. А Валечка лучше Светы.
I. Хемингуэй лучше Ремарка. А Ремарк лучше всех.
IV. А вы были на «Ла Скала»? Как поют, как поют!.. И так громко!
II. А вы были в «Современнике»?
IV. Нет, а что?
II. Как, и вы не смотрели «Голый король»?
III. Нет, а что?
II. Ну как же!.. Это же изумительная комедия!..
IV. Да, я слышала!..
II. Слышали! Это надо видеть!.. Там, знаете, что… там он… вот вы пойдете и увидите… там он… это совершенно потрясающе сделано… там он… ну, король, мужчина в общем… там он… И как это пропустили?.. там он голый по сцене пробегает!..
III. Как «голый»?
II. А вот так. Голый.
IV. Без ничего?
II. Абсолютно. Выскакивает – раз-раз и за кулисы!..
III. И все видно?..
II. Все. А вы как думали?..
IV. Не может быть.
I. Что значит «не может быть»? Мы собственными глазами видели!.. Вы пойдете, и вы увидите.
IV. А может, он все же в таких… ну в… трусиках… специальных… и вы просто не заметили?
II (очень обидевшись). Я не заметила?.. Слава богу, меня одна большая приятельница «предупредила»… Я не заметила! Да я целый вечер сидела, как проклятая, и ждала, ждала, ждала, когда же он без ничего пробежит! Революция в театре! Новое искусство!
IV. Да, надо пойти, надо пойти.
I. Обязательно. Без искусства сейчас нельзя. Без нового.
IV. Да, да. Без искусства сейчас совершенно невозможно. Без голого.
I. Конечно… Искусство сейчас необходимо во всех областях жизни. Какую бы отрасль мы ни взяли, всюду требуется вмешательство художественного мироощущения…
IV. Вы правы!.. Ведь ничего так не облагораживает, не воспитывает и не возвышает, как искусство…
I. Но нам нужно не всякое искусство…
IV. Безусловно. Нам нужно только такое искусство, которое было бы не таким, как то искусство, которое не является искусством…
I. Искусство – это праздник.
IV. Искусство – это красота…
I. Возьмем, к примеру, меня.
IV. Я ведь утром иду на работу, а вечером иду в театр… Или в баню!
I. На работе я устал, и теперь хочу отдохнуть, отвлечься, поразвлечься… Я голый и все вокруг голые!
IV. А вы заставляете меня думать, решать для себя какие-то вопросы, мыслить, чувствовать, переживать…
I. Вот!.. Ведь как раньше хорошо-то было! Спокойно. Я, например, никогда ни о чем не думал!
IV. За нас начальство думало. И жили мы в свое удовольствие. Одетые.
I. А что теперь? Прихожу я в театр…
IV. И что же мне показывают?.. Голого короля?..
I. Хватит!
II. Довольно!
III. Мы протестуем!
IV. Мы требуем!
I. Просим!
II. Умоляем!
III. Жалуемся!
IV. И мечтаем!
I. Да, мечтаем!.. Что придет наше время, когда суббота будет каждый день, а каждый день будет суббота.
II. И по телевизору чтоб показывали «Голубой огонек»!
III. И не только по телевизору! В театре «Современник» чтоб тоже каждый день показывали один «Голубой огонек»!
IV. И не только в театре «Современник». Хочется, чтоб и во всех других театрах каждый день показывали «Голубой огонек».
I. И не только в театрах. Хочется, чтоб и во всех кинотеатрах был «Голубой огонек».
II. И не только в кинотеатрах. Хочется, чтоб во всех стихах, рассказах, повестях и романах был «Голубой огонек»!
III. И во всех консерваториях – чтоб был один «Голубой огонек»!
IV. И чтоб в каждом доме, в каждой квартире и в каждом окне был и горел свой «Голубой огонек»!
I. И чтоб в каждой аптеке, в каждом автобусе…
III. …В каждом трамвае и в каждой кастрюле…
IV. В каждой бочке и в каждой затычке…
I. В каждом одуванчике и в каждом яйце…
II. Был сплошной…
III. «Голубой»…
IV. «Огонек»…
I. И на каждой тропинке…
II. И на каждом пригорке…
III. На всех морях, реках и океанах…
IV. Под землей, на земле и на небе…
I. Во всех уголках космического пространства… в длине, ширине, высоте и объеме…
II. Слева, справа, сзади и спереди…
III. Внизу, наверху, сбоку и из-за угла…
IV. Там, сям, везде и всюду…
I. …Показывали один! Сплошной! «Голубой! Ого-не-е-ек»!
I, II, III, IV (хором). И ничего боль-ше!
Все поворачиваются спиной к зрителю.
Пауза.
II (полуобернувшись). Но, главное…
IV (очень спокойно)… Главное – в том, чтобы «Голубой огонек» был в сердце, ушах и в носу, в горле и позвоночнике, в пятках и в копчике, в мозгу и в кишках каждого человека.
III. Вот о чем мы мечтаем…
Все садятся за стол.
I, II, III, IV (хором). Сидя целый вечер, как проклятые.
Все садятся за стол.
I (встает). Ну, нам пора!..
II (встает следом за I). Посидели и хватит.