Полная версия
Генезис. Небо и Земля. Том 1. История
Генезис
Небо и Земля. Том 1. История
Максим Филипповский
Рецензенты:
Заведующий кафедрой философии, руководитель отделения философии и теологии факультета истории, социологии и международных отношений ГОУ ВПО «Кубанский государственный университет», доктор философских наук, профессор П. Е. Бойко;
Профессор кафедры физики ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина», доктор геолого-минералогических наук, профессор по кафедре физики Б. Л. Александров.
Иллюстратор Анастасия Крючкова
© Максим Филипповский, 2022
© Анастасия Крючкова, иллюстрации, 2022
ISBN 978-5-0056-2059-0 (т. 1)
ISBN 978-5-0056-2060-6
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Автор
Филипповский Максим Леонидович Кандидат экономических наук, адвокат Председатель Межотраслевой коллегии адвокатов Краснодарского края, председатель правления Межрегионального Общественного Фонда Инновационной Экономики
Посвящается моим родителям, детям и учителям.
Предисловие
Шёл 2018 год от Рождества Христова. Давно задуманная книга о единстве нашего бытия всё никак не выливалась на бумагу. Юридическая рутина заполнила всё время. Осенью в очередной раз полез в гигабайты десятков тысяч книг посмотреть, что можно почитать. Попались несколько справочников по наукам и естествознанию. И тут идея вдруг обрела форму систематизации, но пока без главной конструкции текста.
Изначально представляемая задача была в вычленении основного закономерного материала. Было подготовлено содержание и стали проверяться все доступные источники. Постепенно накапливались первые обработанные сведения. Параллельно продолжались вялотекущие исследования экономики, целеполагание для которых требовало влиятельного участия.
Для обобщения научной картины мира составлена форма таблицы для сбора и систематизации информации. Александр познакомил меня с Надеждой, которая любезно согласилась содействовать, несмотря на то что маленькая София оставляла ей мало свободного времени. В течение нескольких дней поступили первые результаты, которые заставили пересмотреть подход к изложению и начать с астрономического материала.
Решено полностью отказаться от математических абстракций в тексте, тем более в специальных справочниках и учебниках всё давно есть. Принято записывать полные имена наших Ученых и фиксировать научное познание в хронологическом порядке с указанием ссылок на первоисточник в языке оригинала с переводами. (Сразу оговорюсь, данные положения строго и в полной мере пока не реализованы.) В сети были взяты разные хронологии и началась работа. К тому времени Надежда полностью посвятила себя детям.
В начале следующего года уже было несколько сотен естественнонаучных произведений. Перечитывая исторические работы я стал находить неочевидные для себя теории, которые были достойны, чтобы быть упомянутыми. Но их обработка шла медленно.
Зимой я полностью переключился на политэкономию и переработал ряд материалов по своим основным научным интересам. Весна подарила название нашему экономическому трактату, и, не затягивая с редактурой, в начале апреля сдал книгу в издательство. К 1 мая 2019 года вышел наш с Димой «Экономикон», с изданием которого помог мой друг Евгений. В июне начал публиковать заметки в сети, а юридическая работа практически не оставляла времени для творчества. Хотя и краткие общения с древними всё ещё происходили, но стала очевидна серьезная сложность в представлении текста, тем более глубина проработки существенно расширяла основную идею.
Летом в разбор попала религиозная литература, где происхождение и устройство мира в теологических абстракциях утрачивало свой рациональный смысл, а религиозная традиция и претензии на абсолют, разделившие идейных сторонников, затормозили собственный прогресс: подход всего множества религий к универсуму был закрыт. В тот момент были записаны пару поэтических образов по истории и существу одной общественной проблемы. В Дзене вывел формулу «Заповеди» и стал выкладывать старые записки по экономике и социологии, и вместе с ними текущие сетевые комментарии. Параллельно шел разбор естественнонаучного материала. К зиме число естествоиспытателей, с которыми довелось познакомиться, перевалило за тысячу.
Новый 2020 год показал, что улучшений в стране не предвидится. Вновь пришлось взяться за политэкономию, а также опубликовать некоторые заметки по религиям. В феврале вышел «Апологетикон», а в марте «Экономический апокалипсис».
Потом случился коронакризис. Мы всей семьей перебрались к моим родителям Леониду Семеновичу и Галине Федоровне, чтобы Анна с Машей и Вовой хоть как-то могли больше времени проводить на воздухе. Туда же приехал мой брат Андрей со своей супругой Александрой и детьми Даниилом и Ульяной. Пожалуй это было лучшее время за многие годы, когда вся наша семья смогла собраться вместе, и, несмотря ни на что, очень рад что сложившиеся обстоятельства позволили нам быть рядом в этот непростой период.
В апреле был написан «Манифест», который позже опубликован в сети вместе с «Экономическим апокалипсисом». К этому моменту назрела политическая повестка, в течение двух недель был сделан предварительный анализ политической конъюнктуры, результатом которого стала работа «Капиталистическая власть».
Внезапный случай значительно сократил адвокатскую работу и мой вынужденный «отпуск» у родителей затягивался. Я вновь открыл для себя естественную науку, которая начала на бумаге обретать форму и содержание. Был переконфигурирован материал. Общее число наших ученых перевалило за четыре тысячи. В некоторых моментах затруднение вызывал поиск первоисточников и точные цитаты, где требовалось. Благо Всемирная сеть не оставила без ответа практически все запросы. Одновременная работа с десятками и сотнями цитируемых материалов давала все новые и новые имена и события.
В сентябре были выявлены сразу ещё несколько важных фактов, подтвердивших ту первую идею о единстве научной связи, собственно, во имя которой началась эта работа.
К середине ноября были обработаны еще несколько сотен исследований в основном по квантовой физике, математике, отечественной геологии и экологии. Был заполнен ряд серьезных смысловых пробелов текущего текста, хотя и появились новые вызовы. В принципе систематизация стала приносить плоды, но стала очевидной необходимость дальнейшей более последовательной проработки. В конце осени принято решение опубликовать хотя бы часть работы, поскольку значительный объем материала уже обработан, а желаемый результат сдвигался в призрачную даль.
Декабрьский поток юридической работы не позволил завершить текущую обработку, и показал, что каждый вскрытый нарыв человеческих проблем источает гной коррупции и смрад должностных злоупотреблений в этой бессмысленной и беспощадной борьбе государства с народом и каждого из них – самих с собой. И пришло отчетливое убеждение, что точечное лечение подобных проблем явно не спасает при системном нарушении во всём общественном организме. В преддверии 2021 года вышло обобщение политэкономической части других наших исследований в форме воззвания к гражданам страны с программными тезисами экономической реформы.
Новогодние выходные дали возможность быть больше с семьей и в то же время продолжить текущую работу с основным материалом для этой книги. Весной и летом начал вычитывать обработанный материал, вносить корректировки, готовить указатели и приложения. Но теперь нужно было пересмотреть религиозный смысл. Найдены высказывания Ученых, в которых они, воздав науке свои почести, торжественно подтвердили свою веру в высшую необъяснимую силу. Взял священные писания на карандаш: всё вроде само собой как бы сбалансировано и полно, но пребывает в раздельности, и не достает какой-то общей концепции, на которой мог быть построен мост непреложной истины между знанием и верой. Не могу утверждать, удалось ли мне хоть на йоту приблизиться к отысканию этой общей концепции, но, как видится, заданный вектор имеет определенную перспективу, и ряд весьма дискуссионных предположений в итоге был высказан. Хотя и не итог вовсе, так как расследование продолжается.
Данная работа отражает междисциплинарный взгляд на мир науки и помогает осваивать и познавать историю естествознания, в связи с чем рекомендуется широкому кругу читателей.
В завершении вступления, в духе Данте Алигьери, хочу, как ничтожнейший среди подлинно философствующих, поприветствовать всех и каждого, кто увидит это писание, именем Того, кто есть источник истины и свет.
Максим Филипповский1 декабря 2021 года⠀
⠀
Конфликт между наукой и религией
является опасным врагом.
Генри Норрис РасселВведение
В начале сотворил Бог небо и землю.
Бытие 1.1.Научная парадигма стоит на разделении наук на отрасли, подотрасли и узкие специализации. Процесс объединения естественных наук развивается в рамках концепции современного естествознания.
Данный естественнонаучный историко-философский трактат – попытка обобщить сведения о том, как всё произошло1 на Небе и Земле. Мы исходили прежде всего из нормирующего содержания тех научных теорий и открытий, которые были сделаны нашими видными учеными, кто оставил свой след в истории науки. Астрономия2 и геология3 стали базовыми предметами данного разбора. Озаглавливая основные разделы нашей работы, мы прибегли к конструированию терминов, содержание которых происходит из древних языков. Уже известные нам значения: «астро» – звезда, «гео» – земля, «номос» – обычай, закон, в соединении с дополнительным корнем4 «икон», означающим образ, воплощение, подобие, преобразовались в воплощенные законы о звездах и земле5.
Основной задачей работы явился поименный обзор открывателей и их открытий разных аспектов науки в развитии естественнонаучной парадигмы о происхождении Вселенной, планеты и жизни на ней в исторической тенденции с последующим формированием двух гипотез о творении и творце. Придерживаясь канонов естествознания, мы исследуем хронику и содержание теорий и открытий, структуру их значений, находя ответы на вопросы не только что произошло, но и как именно. Некоторые события были описаны с определенными подробностями комментаторов и биографов, которые ваш автор посчитал необходимым сохранить. В работе не используются математические выражения, хотя именно без математической точности большинство имеющихся научных обобщений не появилось бы, ведь именно математический формализм обличил натурофилософию в предметную область, сочетая элементы материи, энергии и среды их содержащей в строгие математические построения и присущие им описания. По тексту практически отсутствуют наглядные иллюстрации, что является очевидным, но устранимым недостатком, и будет исправлено в последующем издании.
В методологическую основу работы легли межпредметная эклектика и духовная схоластика с учетом лингвистических и логических правил. Был конкретизирован объектный состав приращения научного знания и прослежена логика преобразования научной и прикладной доктрины.
Исследованы более десяти тысяч реферальных значений, биографических очерков, первоисточников, в том числе и на языке оригиналов, обзорных работ, обобщающей научно-методической и справочной литературы, энциклопедических источников, ресурсов сети Интернет, включая Свободную Энциклопедию, сетевые издания, библиотеки, цифровые архивы, в общей сложности более двухсот тысяч страниц текста. Список литературы содержит более двух тысяч источников.
В ходе исследования использовались поисковые и прикладные программы, переводчики и другие ресурсы Яндекс, Google, Abbyy, Adobe, Microsoft и иных, благодаря которым, сравнивая, обрабатывая и улучшая переводы недоступных на русском языке работ, были замечены интересные закономерности, которые пока остаются за скобками в силу методологических ограничений. Ввиду многоаспектности работы отдельные определения приведены в отличном от академического изложения стиле.
Данная работа не претендует на абсолютную полноту и точность изложения, но со временем эти недоработки будут исправлены. Пока что обозначен лишь общий контур предмета умозрительной Вселенной. Не будем забывать, что еще несколько сотен лет назад люди полагали, что Солнце и небо со звездами вращались вокруг Земли, а думать и говорить другое было весьма опасным занятием, чреватым последствиями. Мы увидели, как просвещенный ум страдал за свои убеждения и даже был вынужден от них отказываться. Была замечена конкуренция открывателей в погоне за славой первенства их открытия. Но ведь были и те, кто скромно сплетал продиктованную свыше мысль. В любом случае признателен всем тем названным и неназванным ученым и комментаторам, кто помог вкладом в данный научный материал.
По ходу обработки приведенных сведений выяснилось, что отрицание эфира вызвало противоречия в исследовании данного объекта. Случилось разделение, где одни свято верят в ничтожность эфира, а другие пытаются его доказывать. Нулевой эфир перестал быть частью «правильного» направления науки и переведен в разряд альтернативных знаний. В целях устранения данного противоречия в примечании к гипотезе предложена концепция эфира, как присущего свойства бытия, в которой самосогласованным образом эвристически сочетаются различные области знаний, в том числе триединого начала материи, энергии и информации.
В завершении нашей книги мы приведем высказывания сведущих о Создателе с позиции абстрактного теоцентризма и сделаем небольшие теологические предположения, гармонизированные с действующей естественнонаучной картиной мира.
Концепция работы состоит в единстве необходимой информации для осмысления бытия.
Новизну данного исследования реализует эвристический метод систематизации и приращения научного знания по следующим аспектам:
1. Представлен интегральный способ познания разумного содержания Вселенной, человечества и добытого знания на основе христианского логоцентризма. Проведен обзор научных представлений и методов познания по предметам астрономии, геологии и отдельных аспектов теологии.
2. Систематизировано приращение научного знания и предложен хронологический и энциклопедический способ фиксации научной и методической информации. Унифицированы минимально необходимые общенаучные сведения о естественнонаучном развитии и строении мира. Кодифицированы и проанализированы важные вехи научной эволюции. Установлены исторические и текущие естественнонаучные парадигмы. Определена последовательность обновления научной доктрины.
3. Выявлены противоречия естественнонаучной теории и уточнены основания упорядочения соответствующих знаний. Определен фактический смысл научной картины мира. Систематизированы критические компоненты физического описания мира.
4. Сформулированы условия бесконечного циклического существования Вселенной. Материализовано понятие «эфир» как эквивалентное материи и энергии физическое свойство. Уточнено триединое движение бытия в форме материи, энергии и информации.
5. Уточнен перевод первого стиха Евангелия от Иоанна на русский язык. Установлено наличие мифологического мышления в научном мире и выявлен способ разрешения данного противоречия. Предложены новые аргументы нормативной и нормирующей истинности общеисторического процесса. Уточнена функция участия человека в создании и накоплении информации. Определена субъектность Творца с учетом антропного принципа. Выявлен фундаментальный смысл общечеловеческого единства. Расшифрован информационный смысл происхождения Вселенной и места человека.
6. Интегрирован научный и религиозный смысл Вселенной. Конкретизированы троичные сущности различных религий и верований. Комбинированы основы тройственности с учетом мужского и женского начала. Сбалансированы представления о Боге в соответствии с антропным принципом. Определено понятие Бога как Человечества для сокращения мифологического суждения. Сформулировано человекоцентричное теологическое миропонимание.
7. Синтезированы идентичные сведения священных писаний и преданий христианства, иудаизма, ислама, буддизма, индуизма, зороастризма, а также иной эсхатологической литературы. В позитивистском ключе обращены сказания пророков о грядущих свершениях. Сформулированы единые основы вероучения с обращением к каждому человеку. Интерпретировано библейское писание с учетом базовых принципов бытия. Обоснована историчность Иисуса Христа и уточнена его роль в мировой истории как исполнителя жертвенных пророчеств.
8. Предложен базис межрелигиозного согласия на основании христианского логоцентризма. Утверждена роль Иисуса Христа как пророка для каждого человека. Выявлены основания социальной организации и обновления общества. Модифицирован христианский религиозный символизм. Предложено начало теологического осмысления Вселенной. Рационализированы научные, прикладные и религиозные знания.
При подготовке данного издания к публикации объем книги 50 авторских листов не вместился в один том, в связи с чем книга разделена на два тома, чтобы сохранить оптимальный формат для удобства читателя. Первый том, названный «История», включил исторические обзоры и примечания, а во второй том, именованный «Событие», вошли гипотезы, религиозный трактат, заключение, примечания, справочная литература и библиографический список, указатели и приложения.
В добрый путь.
Небо
Астрономикон
Астрономия, астрометрия, астрофизика, космография, космология, космохимия, космофизика, квантовая физика, физика, химия, оптика, радиология, хронология, математика, геометрия, астрология, религия.
§1. Рождение Вселенной является предметом космогонии6, которая нередко связывается с мифологической иррациональной областью. Ранние философские школы выделяли те или иные вещества или фигуры как основополагающие для представления о Вселенной.
§2. В конце VII – начале VI века до нашей эры Фалес Милетский, глядя на окружающий мир и приходящие к нему натурофилософские знания, сделал вывод о рождении всего из воды и обратном превращении в воду, а также заложил теоретические основы «гилозоизма» – философского учения о всеобщей одушевленности материи. Его видение распространилось далеко в космос и он, используя египетский календарь, стал одним из первых исторических открывателей рациональных свойств материи и времени, математически рассчитывая по каким закономерностям планеты и звезды двигаются, а также заложил основы геоцентрической системы мира. [1,2]
§3. Первыми рационализаторами знаний о Вселенной считаются пифагорейцы, которые предложили пироцентрическую модель Вселенной, в которой звёзды, Солнце, Луна и шесть планет обращаются вокруг Центрального Огня (Гестии), а Солнце и Луна, по этой теории, светили отражённым светом Гестии. [3] Пифагор считал, что Земля имеет форму шара, и полагал что все небесные движения (и не только) подчинены единым гармоничным правилам. Согласно Аристотелю эта система мира была описана Филолаем Кротонским (в V веке до нашей эры), который первым предположил возможность движения Земли, утверждая, что смена дня и ночи вызвана движением планеты вокруг воображаемого центра Космоса. В своей книге «О природе», где излагалось учение Пифагора о Вселенной, Филолай привел взгляды Экфанта из Сиракуз: «… Земля движется, но не поступательно, а вращаясь вокруг своей оси, подобно колесу, с запада на восток». [4,5] В системе мира Филолая участвует вымышленное небесное тело, придуманное другим пифагорейцем, Гикетом Сиракузским (первая половина IV века до нашей эры) – так называемая Антиземля, которая располагается на ближайшей к Центральному огню орбите. Антиземля не наблюдается с Земли; отсюда следует, что Антиземля и Земля движутся, сохраняя относительно друг друга неизменное положение. [6] Кроме того, из гипотезы7 Филолая следовало, что Земля всегда обращена к центру Вселенной одной стороной (подобно Луне по отношению к Земле), иначе наблюдатель был бы способен наблюдать Центральный огонь с любой точки Земли. Получалось, что вся обитаемая Ойкумена8 находится на обратной от Центрального огня стороне Земли и освещается его светом, отражённым от Солнца. Филолай считал, что Солнце стекловидно или состоит из материала, отражающего свет другого объекта как зеркало.
§4. Китайский учёный Ши Шэнь в IV веке до нашей эры составил схематичные карты неба. Поскольку созвездия и астеризмы9 рисовались «на глаз», а информация о блеске звезды (все звезды на карте обозначены на картах одинаковыми кружкам) отсутствует, возможна только примерная идентификация астеризмов. [7] Его каталог содержит 809 звёзд. Он высказывал предположения о связи солнечных затмений с Луной.
§5. Гераклид Понтийский (2-я половина IV века до нашей эры) предполагал вращение Земли вокруг оси. Можно также представить, что Гераклид считал Венеру и Меркурий обращающимися вокруг Солнца, которое, в свою очередь, обращается вокруг Земли. Существует и другая реконструкция системы мира Гераклида: и Солнце, и Венера, и Земля вращаются по окружностям вокруг единого центра, причём период одного оборота Земли равен году. [8] В таком случае теория Гераклида являлась органическим развитием системы мира Филолая и непосредственным предшественником гелиоцентрической системы мира Аристарха, в то время как большинство древнегреческих учёных были сторонниками геоцентрической системы мира, а некоторые считали Землю шарообразной и даже вращающейся вокруг оси, отчего и происходит смена дня и ночи.
§6. Эпикур (около 300 года до нашей эры) из Самоса основал в Афинах общину, которая на основе гедонистического принципа развила атомистическую систему, в известной мере представляющую собой, однако, лишь ухудшенную материалистическую систему Демокрита. Как Демокрит, так и Эпикур считали, что основой каждой вещи является атом, который «сам по себе по особым и вечным законам не подвержен никакому действию времени, неуничтожаем, недоступен чувствам, а потому не обладает ни одним известным свойством материи, проявляемым в телах; он постоянно в движении, постоянно побуждаем скрытой возможностью, которая высвобождается из недр и удерживает его в механических группах. Эпикур положил в основу своих выводов бесконечность Вселенной и непрерывность материи, он принял существование пустоты и движения атомов, обладающих некоторыми общими свойствами материи, такими, как величина, форма и весомость. Спорным пунктом теории Эпикура является так называемая теория отклонения (clinamen), введенная для объяснения первоначала движения атомов. Согласно Эпикуру, их движение тесно связано с двумя внутренними причинами: весомостью и отклонением, по последнее – понятие совершенно абстрактное. Эпикуром была развита атомистическая концепция пространства Демокрита. Он исходил из дискретного характера пространства и времени. Рассматривая равномерное движение, Эпикур считал, что в процессе перемещения атомы проходят один «атом» пространства за один «атом» времени. Учение Эпикура не сохранилось. В I веке до нашей эры римский поэт Лукреций Кар написал знаменитую дидактическую поэму «О природе вещей», полностью сохранившуюся, в которой в поэтической форме изложено учение Эпикура. [9] Приписав атомам необходимость падения, то есть движения, и введя к тому же принцип спонтанных отклонений, Эпикур создал предпосылки для идеи возникновения беспорядочного движения атомов. Лукреций не только подробно описал эту гипотезу, но, следуя соображениям Демокрита и Эпикура, связал это движение невидимых атомов с беспорядочным видимым движением взвешенных в воздухе пылинок.
§7. Евдокс Книдский (IV век до нашей эры) в Кизике построил обсерваторию, в которой впервые в Элладе велись систематические наблюдения за небом. Школа Евдокса выпустила первый в Греции звёздный каталог. [10] Упомянутые Гиппархом два астрономических труда Евдокса: «Явления» и «Зеркало» не сохранились. [11] Он изложил теорию гомоцентрических сфер – кинематическую схему движения планет, объясняющую попятное движение планет (с несколькими наложенными круговыми движениями) всего по четырём сферам, в центре которых находилась Земля.
§8. Платон (около 360 года до нашей эры) предположил, что время родилось вместе с Космосом. В его представлении Демиург10 выступил в роли творца, который из смеси идей и материи создает мировую душу и распространяет по всему пространству. Мировая душа в своем исходном состоянии делится на стихии – огонь, воздух, землю. Соответственно гармоническим математическим отношениям Бог придал Космосу наиболее совершенную форму – форму сферы. В центре Космоса по представлению Платона, расположена Земля. Орбиты планет и звезд подчиняются гармоническим математическим соотношениям, а в их движении имеются закономерности. Сам Космос не вечен, так как всё, что ощущается, есть вещь, а вещи старятся и умирают. [12]