bannerbanner
Путь и выбор историка. К 80-летию профессора В. В. Шелохаева
Путь и выбор историка. К 80-летию профессора В. В. Шелохаева

Полная версия

Путь и выбор историка. К 80-летию профессора В. В. Шелохаева

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
6 из 7

То, что было сделано в направлении возрождения интереса к изучению российского либерализма, политической истории России небольшой группой историков во главе с Валентином Валентиновичем, действительно можно назвать научным подвигом. В его основе лежали рутинный профессиональный архивный поиск и труд ученых, объединенных общей идеей, творчеством, равно как содействие и поддержка его новым начальством, директором РНИСиНП М.К. Горшковым, лично В.В. Журавлевым. Обладая заметным среди отечественных историков новейшего времени широким творческим диапазоном, организаторскими способностями, он высоко ценил замыслы В.В. Шелохаева, верил в его проекты, в возможность повлиять на умонастроения в обществе[116].

В.В. Шелохаев был окружен в то время людьми, вдохновленными надеждой на принципиальные перемены в социально-политическом и культурном ландшафте новой России, отстаивавших новые ценности – широкие права личности, законодательное обеспечение гражданских свобод, свободу творчества. Его замыслы, как и содержание новых проектов, отвечали запросам дня, а тема общественно-политического плюрализма была у всех на устах. Сегодняшнему историку трудно даже представить, что были времена, когда понятие «непролетарские партии» замалчивалось и лишь временами опасливо проскальзывало в тезисах и докладах региональных научных конференций. Двухтомник о непролетарских партиях, подготовленный к печати под редакцией самого академика И.И. Минца, был сокращен цензурой до одного тома, тираж уменьшен вдвое[117]. Не удивительно, что еще до роспуска КПСС в ноябре 1991 г. у Валентина Валентиновича возникло желание воспользоваться моментом и публично покончить с замалчиванием концепции многопартийности в политической истории России начала XX в. Отвечая запросам времени, он выступал в разных аудиториях, рассказывая о непролетарских партиях[118]. Увлеченные поставленной руководителем задачей покончить с более чем 70-летним замалчиванием многопартийности в советской историографии, Центр политической и экономической истории РНИСиНП был сконцентрирован на концепции многопартийности, подготовке новых книг статьей, документов и материалов политических партий. В него входили тогда Д.Б. Павлов, Н.И. Канищева, В.В. Кривенький, Н.Д. Постников, Л.Г. Анохова, С.А. Степанов, Н.Н. Тарасова, А.Ю. Морозова, О.Н. Лежнева. Благодаря публикациям новых книг многопартийность входила в ткань российской науки. В 1993–1995 гг. последовали одна за другой работы «Политическая история России в партиях и лицах», «История политических партий в России», «Политические партии современной России», «Программы политических партий в России, конец XIX – первая треть ХХ в.» (в этой книге сравнивались более 50 партийных программ). Первые выпуски сборников документов либеральных партий (протоколы, материалы съездов и др.) заложили основу проекта издания многотомников «Политические партии. Конец XIX – первая треть ХХ века. (Документальное наследие)». Сотрудничество с учеными США, Голландии, Израиля позволило включить в него источники из зарубежных архивов. Подвижничество, целеустремленность Валентина Валентиновича, его талант организатора ускорили этот историографический прорыв в российской науке.

Финалом стало издание первой в РОССПЭН энциклопедии «Политические партии в России. Конец XIX – первая треть ХХ в.». Подготовленная в РНИСиНП центром под руководством В.В. Шелохаева и не имевшая аналогов среди изданий по истории общественной мысли, она объединила более 100 авторов, написавших о более чем сотне партий, 25 партийных союзах, многочисленных партийных организациях. Собранная информация о ранее неизвестных в большинстве своем партий и протопартийных течениях в корне меняла представление об интеллектуальной и общественно-политической жизни России в начале ХХ в. Вместе с тем наличие множества общероссийских, национальных и региональных политических партий отражало болезненное и тревожное состояние общественного организма, наличие невостребованной социальной энергии, порождавшей конфликты и соперничество в центре и на окраинах. Многопартийность влияла на стихийность протестов. В ходе обсуждения энциклопедии на круглых столах оценивался огромный труд коллектива, создавшего ее, подчеркивалась необходимость объективного анализа социального опыта дореволюционной России[119]. Обнаружившиеся возможности пересмотра устоявшихся мнений побудили к поискам нового, что привело к изданию других тематических энциклопедий, серий сборников документов, материалов, воспоминаний[120].

Общественно-политические перемены в России в ее взаимоотношениях с другими странами порождали новые рефлексии среди мыслящих людей науки и в обществе, пробуждался интерес к статьям и книге В.В. Шелохаева «Либеральная модель переустройства России» (1996). Автор предлагал продолжить обсуждать вопрос о моделях реформирования России либералами в начале ХХ в. Для него эта проблема оставалась предметом для размышлений и в последующие годы… Рассуждая снова о либеральном «моделировании» в России, он останавливал внимание на связанных между собой аспектах – «переплавке» либеральных теорий в программных положениях либералов и на отношение их к революциям, массовому движению. И либералы, и социал-демократы имели возможность выступать от имени народа, и те, и другие обращались к правительству и убеждали его «не приучать массы решать вопросы силой». В 1996 г. в издательстве «РОССПЭН» наконец вышла книга В.В. Шелохаева и С.В. Тютюкина о марксистах в русских революциях[121]. Книга содержала инновационные подходы, в том числе сравнение либеральной политической программы кадетов с социалистическими и социал-демократическими идеологическими доктринами, очертила масштабы деятельности носителей революционных идей в массовом движении, сопоставляя ее с влиянием либералов кадетов. Она подчеркивала неоднородность социализма и либерализма, а завершалась критическим разбором последнего с идейных позиций РСДРП. Авторы настаивали на несправедливости предвзятого отношения к меньшевикам, предостерегали от недооценки их мнений и аргументации, анализировали их связи с представителями левого крыла либерального движения. Развитие событий в стране в 1917 г. определялось многими факторами, Россия пошла по короткому – ультрарадикальному – пути, так и не дав российским партиям сложиться в стройную систему, что привело страну в дальнейшем к монопартийности и ликвидации всех партий.

Профессиональное чутье подсказывало Валентину Валентиновичу, чтобы получить ответ на вопрос, как это случилось, нужно попытаться обратиться к истории либерального движения, анализируя с учетом изменений в программах и тактике либералов модификацию вариантов реформирования страны и возможности дальнейшего «проращивания» либерализма на национальной почве. Это было актуальным для постсоветской России, как и обращение к теме «либералы и массы». В 1996 г. она обрела некоторую законченность в связи с включением в нее материалов о Первой мировой войне в статьях В.В. Шелохаева «Вопросы истории». Статьи открыли в науке потребность фундаментального освещения русского либерализма в годы этой войны, о его путях к власти[122]. Изданный 1997 г. под общей редакцией В.В. Шелохаева энциклопедический биографический словарь «Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть ХХ века», включавший информацию о 400 ученых-эмигрантов (ответственный редактор Н.И. Канищева), давал возможность ответить на вопрос, как и когда были «разведены» в России ветви отечественной общественной мысли и политического действия.

Следующей задачей В.В. Шелохаева было увидеть в прошлой России «условия болезненно протекающего для страны явления как мировоззренческий и общественно-политический плюрализм» на фоне разнообразного наследия отечественной общественной мысли за века ее динамичного развития, что отметил В.В. Журавлев[123]. Он подчеркнул и роль Валентина Валентиновича при реализации нового замысла – систематизации на энциклопедическом уровне ее основных периодов, связывая их с проблемами, стоявшими перед политикам на рубеже XIX–ХХ вв. Представляется, что здесь был поворот к глобальным проблемам политической истории России.

Около десяти лет прошло с тех пор, как политики и политологи новой России давали щедрые обещания, что неприятная часть истории закончилась и мир отныне будут объединять общие ценности и принципы верховенства права. Обещанного чуда не случилось. Идея «либерального порядка» в России затерялась в условиях соперничества великих держав. Так бывало в истории неоднократно и вело в итоге не процветанию идеалов демократии, а к росту авторитаризма. В условиях нарастания мировых финансовых кризисов, раскачивавших государственные системы, базовые правила жизни переписывались и ценности демократизма забывались, оказывалось, что то был «свет обманувший надежды»[124].

Год 1998-й запомнился одним из самых тяжелых экономических кризисов в истории России. На фоне стремительного обнищания организация круглого стола «Власть и реформы» в журнале «Российская история» было более чем актуальным. Выступая на этом мероприятии, В.В. Шелохаев обратился к истории реформ, назвав их «ахиллесовой пятой» в конфликтогенности российской власти и общества, напомнил о либеральных вариантах возможного преображения страны в прошлом. С сожалением говорил он о том, что либерализм «как целое неустойчив», может «размываться» и, несмотря на идущую модернизацию в стране, привести в итоге к «тупиковой конфронтации между властью и обществом», чреватой повторяемостью ошибок, революциями, «пока общество не возьмет в свои руки инициативу соответствующих его интересам преобразований»[125].

После рейдерского захвата помещения РНИСиНП благодаря предусмотрительности и организованности В.В. Шелохаева сплоченной группе его сотрудников удалось сохраниться почти в том же составе. В 2000 г. возникла совершенно новая (без штата) модель научно-исследовательской структуры – ИОМ[126], что позволило продолжить издание исторических книг уже под его грифом. По договоренности В.В. Шелохаева с директором РГАСПИ К.М. Андерсоном, он с коллегами с 2002 г. начал работать в Центре по разработке и реализации программ документальной публикации федеральных государственных архивов.

Новое в концепциях политической история России начала ХХ в. заинтересовало философов, политологов, социологов, экономистов, юристов. Ширились контакты с ними и В.В. Шелохаева. Ученые сходились в желании привить обществу «синдром политического ненасилия», подталкивая власти и правительство к демократическим переменам. Предметом обсуждений оставалось восприятие либерализма как защиты прав личности и гражданского общества; Валентин Валентинович много выступал в те годы на конференциях и с публичными лекциями, рассказывая о либеральных моделях преобразования России, сопоставляя события Первой русской революции в начале ХХ в. с событиями 1987–1993 гг. и останавливаясь на вопросах адаптации либерализма. Резонанс в ученом и преподавательском мире получали его, а также В.В. Журавлева, О.В. Волобуева, В.В. Зверева, А.Д. Степанского и других историков выступления в 2000–2001 гг. на коллоквиумах Института мировой экономики и политики РАН, семинарах Фонда развития политического центризма. На эти же темы В.В. Шелохаев выступал на VII и IХ международных симпозиумах, написал статью «Куда идет Россия?», не предполагая, что это может стать гражданским подвигом.

В 2001 г. В.В. Шелохаеву предложили возглавить Ученый совет Фонда наследия П.А. Столыпина. Цикл организованных фондом научных встреч завершился масштабным научным форумом в конференц-зале храма Христа Спасителя в Москве, изданием 15 томов документов и материалов, программ реформ Столыпина, его биохроники и энциклопедии «Петр Аркадьевич Столыпин», в составлении которой Валентин Валентинович также принял деятельное участие. В соавторстве с президентом фонда он издал тогда книгу «П.А. Столыпин. Интеллект и воля».

За 24-томное издание «Документальное наследие» (середина 1990-х – 2002 г.), получившее положительные отзывы (археографы сравнивали его с продолжавшейся уже более 100 лет публикацией «Писем и бумаг Петра Великого»), В.В. Шелохаев и сотрудники его центра стали лауреатами Государственной премии РФ в области науки и техники. Поздравляя Валентина Валентиновича, советник президента РАН академик В.Л. Янин (тоже лауреат государственных и других премий) обронил: «Вы избалованы успехами!» Но это было не так. Валентин Валентинович, конечно, был рад за себя и товарищей, но по его признанию, успех он ощутил только после того, как «новые концепции политической жизни России начала ХХ в. стали входить в учебники».

С 2002 г. сотрудники бывшего центра РНИСиНП переключились на подготовку к изданию новых источников по истории российских партий. К 2010 г. при участии В.В. Шелохаева как ответственного редактора, члена редколлегий было издано более 50 томов материалов и документов, отразивших сущность и многообразие общественно-политической истории России, фундаментальное единство либерального социально-политического движения.

В списке трудов В.В. Шелохаева за 20 лет не один десяток статей, опубликованных в нашей стране и за рубежом (Болгария, Чехословакия, Германия, США), книги, изданные под его редакцией, об интеллектуальной составляющей российского либерализма, его важнейших принципах, без которых невозможна истинная демократия. Следует сказать и о другой серии, состоящей из восьми тематических энциклопедий об общественной мысли России XVIII–XX вв., вышедших под редакцией В.В. Шелохаева в 2005–2011 гг. в издательстве «РОССПЭН».

В 2008 г. в Орле усилиями учеников В.В. Шелохаева – заведующего кафедрой Орловского ГУ Д.В. Аронова и доцента В.В. Востриковой – возник уникальный центр исследования либерализма. Были впервые проведены «Муромцевские чтения», впоследствии ставшие ежегодными. На протяжении 13 лет в них принял участие «цвет» исследователей русского либерализма, сегодня они приобрели статус международных. Название сборника статей по материалам пятых чтений «Время выбрало нас: путь интеллектуалов в политику» красноречиво говорит об их идее и направленности.

Творческая энергия ученого породила в те же годы новый проект – создание «Библиотеки отечественной общественной мысли с древнейших времен до начала ХХ в.» с целью представить миру интеллектуальный вклад представителей общественной мысли в национальную духовную культуру России. «Вся жизнь сосредоточена на работе над “Библиотекой”»[127], – записал Шелохаев в дневнике летом 2008 г. В итоге были подготовлены и изданы 119 томов, в октябре 2010 г. проведена международная конференция «Общественная мысль России: истоки, эволюция, основные направления». Подержанная Отделением историко-филологических наук РАН она заинтересовала ученых Германии, Франции, Израиля, США, Великобритании. Основная мысль доклада В.В. Шелохаева на этом форуме состояла в доказательстве того, что общественная мысль России является составной частью мировой интеллектуальной системы.

Последовательно выступая за демократическое гражданское общество новой России, доказывая в докладах и лекциях, что без гуманитарного знания России не стать развитой страной, современной и благополучной, В.В. Шелохаев, сопоставляя события и процессы начала века ХХ и века XXI, размышлял об особенностях нового либерализма, о поставленном им тогда «русском вопросе» в имперском и постимперском измерениях, о революции и человеке, о человеке в революции, о растраченной во имя высоких целей энергии революционеров.

Вместе с коллегами-единомышленниками Валентин Валентинович разрабатывает очередной проект издания «Реформы в России с древнейших времен до конца ХХ в.», в заявке пишет, что проект исходит из места и роли России в мировом сообществе, посвящен процессам, регулирующим функции государства в условиях модернизации страны и ее трансформации, истокам возникновения социальных застоев, попыткам достижения стабильности; в дневнике же отмечает: «Историческая задача власти состоит в том, чтобы создать для общества максимум возможностей для его саморазвития»[128].

После долгого пути реализации череды замыслов и проектов, публикаций источников и капитальных трудов ученый осознавал необходимость нового осмысления истории страны, пересмотра парадигм и концепций, десятилетиями бытующих в российской историографии. Условия академического Института российской истории РАН – «центра обобщения научных знаний»[129] – подходили для этого как нельзя лучше. Именно тут возникала возможность спокойно сосредоточиться на истории общественно-политической мысли России, диалектике ее исторического процесса с подчас странными изломами, изменениями прежнего вектора развития с древнейших времен «до прихода Горбачева»[130].

Период третий – продолжение следует…

Разговор с директором Института российской истории Ю.А. Петровым открыл возможность включиться в написание новой многотомной истории России. Это стало определяющим для Валентина Валентиновича. Он принял приглашение вернуться в «пенаты» главным научным сотрудником и стать руководителем Центра истории России XIX – начала ХХ в. Достойного преемника давно ждал после двадцатилетнего заведования центром его тогдашний руководитель А.П. Корелин.

В апрельский день 2012 г. В.В. Шелохаев возвратился в Институт российской истории, уже многократно проявив себя организатором науки, родоначальником и вдохновителем идей, умеющим вкладываться в их реализацию, создавать команды и воплощать в жизнь самые смелые замыслы. Поднявшись по исхоженный когда-то лестнице знакомого здания на улице Дмитрия Ульянова, где все эти годы находился институт, сопровождаемый А.П. Корелиным, Валентин вошел в нашу на третьем этаже комнату 34 и занял председательское место. С присущей ему подкупающей искренностью выразил радость от встречи с друзьями и коллегами и, окинув из-под очков с большими диоптриями родные стены с портретами навсегда ушедших коллег, улыбнулся. Вспоминал поименно дорогие имена, всматриваясь в их лица и называя труды, без которых уже невозможно представить нашу историческую науку. Заговорил о том, как дружно в этой комнате в советское время отмечались праздники, защиты диссертаций, юбилеи… И вдруг посерьезнел, приступив к организационным делам. В конце первого заседания с коллективом центра внес предложение о преобразовании комнаты в научный зал заседаний. Вдоль стен вскоре появились полки с книгами из домашних библиотек с медными дощечками на них завещателей, новые портреты ученых.

Ядро центра было тем же, но также он пополнился новыми кадрами – учениками его коллег – Н.В. Черникова, А.С. Грузинов, М.К. Шацилло. Постепенно число сотрудников увеличилось, появились ученики В.В. Шелохаева – К.А. Соловьев, Н.Б. Хайлова, А.Ю. Морозова, В.А. Демин, видящие в Шелохаеве лидера исторической науки.

Настало время будничной работы… По сложившимся правилам на заседания в центре собирались по вторникам, обсуждали рукописи новых глав своих монографий, тексты книг и диссертаций, разделы многотомной истории России. Вплоть до пандемии 2020 г. центр вел едва ли не самую активную работу в институте по поддержанию традиций межколлегиальной коммуникации; за год проходило 25–30 заседаний с докладами сотрудников, шел «сбор» идей, мнений, интерпретаций.

С основания в 1936 г. Института истории АН СССР В.В. Шелохаев стал пятым заведующим в подразделении, объединявшем изучающих историю России XIX–ХХ вв. Темы исследований отвечали запросам времени, многие совпадали с интересами самого Валентина Валентиновича – политическая история страны, либерализм, общественно-политическое движение, история общественной мысли, политические партии, власть и общество, портреты представителей разных социальных слоев… С возвращением В.В. Шелохаева в институт, в рабочие планы центра вошла история государственной власти, ее представительных учреждений. Либерализм начала ХХ в. в его, В.В. Шелохаева, позитивной оценке и понимании изучался как идеология, необходимая для утверждения демократических свобод; он близко к сердцу принимал искажения в трактовке этого концепта, тем более что времена переменились настолько, что слова «либерал», «либеральный» порой стали превращаться в бранные, почти как в советской историографии. Оставалось лишь мужественно следовать предназначению профессионального историка, рассчитывать на силу научного убеждения, воплощая в жизнь задачи изучения либеральной модели преобразования страны.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Шелохаев В.В. Прощание с прошлым. М.: РОССПЭН, 1998. 303 с.

2

Там же. С. 6.

3

Шелохаев В.В. Мой путь в науку и в науке // Историки России о времени и о себе. Вып. 2. Приложение к журналу «Исторический архив». М., 1998. С. 59–60.

4

Шелохаев В.В. Мой путь в науку и в науке. С. 65.

5

Шелохаев В.В. Кадеты – главная партия либеральной буржуазии в борьбе с революцией 1905–1907 гг. М.: Наука, 1983. 327 с.

6

Шелохаев В.В. Партия октябристов в период первой российской революции / отв. ред. С.В. Тютюкин; АН СССР, Ин-т истории СССР. М.: Наука, 1987. 157, [1] с.

7

Шелохаев В.В. Мой путь в науку и в науке. С. 69.

8

Шелохаев В.В. Самостояние. М.: РОССПЭН, 2010. 272 с.: ил.

9

Там же. С. 5.

10

Шелохаев В.В. Самостояние. С. 164–165.

11

Журавлев В.В. Бескорыстие историка // Призвание историка. Проблемы духовной и политической истории России / Сборник статей. К 60-летию профессора, доктора исторических наук В.В. Шелохаева. М.: РОССПЭН; РНИСиНП, 2001. С. 366.

12

Опёнкин Л.А. Предисловие. Вехи становления предмета изучения общественной мысли // Общественная мысль России с древнейших времен до середины ХХ в.: В 4 т. М.: Политическая энциклопедия. Т. 1. С. 21–22.

13

Конференции РСДРП 1912 года. Документы и материалы / сост., авт. коммент.: Ю.Н. Амиантов, К.Г. Ляшенко, З.И. Перегудова, Л.А. Роговая, И.С. Розенталь, З.Н. Тихонова, Г.А. Юдинкова. М.: РОССПЭН, 2008. 1119 с.

14

Бунд: Документы и материалы, 1894–1921 / сост., авт. коммент. Ю.Н. Амиантов, К.Г. Ляшенко, И.С. Розенталь, З.И. Перегудова, З.Н. Тихонова. М.: РОССПЭН, 2010. 1359 с.

15

Меньшевики в эмиграции. Протоколы Заграничной Делегации РСДРП. 1922–1951 гг.: В 2 ч. Ч. 1. М.: РОССПЭН, 2010. 836 с.; Меньшевики в эмиграции. Протоколы Заграничной Делегации РСДРП. 1922–1951 гг.: В 2 ч. Ч. 2. М.: РОССПЭН, 2010. 526 с.

16

Модели общественного переустройства России. ХХ век / отв. ред. В.В. Шелохаев. М.: РОССПЭН, 2004. 608 с.

17

Специально об этом см.: Журавлев В.В. Нет ничего сильнее мысли. Из опыта подготовки энциклопедических изданий, посвященных общественной мысли России // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2008. № 1(50). С. 44–57.

18

Общественная мысль России ХVIII – начала ХХ века: Энциклопедия / отв. ред. В.В. Журавлев. М.: РОССПЭН, 2005. 640 с.: ил.; Общественная мысль Русского зарубежья: Энциклопедия / отв. ред. В.В. Журавлев; отв. секр. А.В. Репников. М.: РОССПЭН, 2009. 704 с.: ил.; Революционная мысль в России: Энциклопедия / рук. проекта и отв. ред. В.В. Журавлев. М.: РОССПЭН, 2013. 613 с.: ил.

19

Российский либерализм середины ХVIII – начала ХХ века: Энциклопедия / отв. ред. В.В. Шелохаев. М.: РОССПЭН, 2010. 1087 с.: ил.; Русский консерватизм середины ХVIII – начала ХХ века: Энциклопедия / отв. ред. В.В. Шелохаев. М.: РОССПЭН, 2010. 639 с.: ил.

20

Шелохаев В.В. Общественная мысль России как историографическая и теоретико-методологическая проблема // Общественная мысль России: истоки, эволюция, основные направления. Материалы международной научной конференции. Москва, 28–29 октября 2010 г. / [отв. ред. В.В. Шелохаев]. М.: РОССПЭН, 2011. С. 22–49.

21

Там же. С. 45–46.

22

Собственность на землю в России: история и современность / под общ. ред. Д.Ф. Аяцкова. М.: РОССПЭН, 2002. 592 с.

23

Административно-территориальное устройство России: история и современность / под общ. ред. А.В. Пыжикова. М.: ОЛМА – Пресс, 2003 (ПФ «Красный пролетарий»). 317, [1] с.

На страницу:
6 из 7