bannerbanner
Путь и выбор историка. К 80-летию профессора В. В. Шелохаева
Путь и выбор историка. К 80-летию профессора В. В. Шелохаева

Полная версия

Путь и выбор историка. К 80-летию профессора В. В. Шелохаева

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 7

Работающие в неформальных рядах исследователей ИОМ специалисты не проходят мимо важных юбилейных событий отечественной истории. К столетию начала всемирного бедствия, открывшего ХХ столетие, был подготовлен 4-томник «Первая мировая война в оценке современников: власть и российское общество. 1914–1918». Членом его редколлегии и руководителем 3-го тома «Либеральный взгляд на войну: через катастрофу к возрождению» выступил В.В. Шелохаев. Издание было удостоено специального диплома в конкурсе, организованном Федеральным архивным агентством. Валентин Валентинович стал лауреатом всероссийской историко-литературной премии «Александр Невский» как один из руководителей 3-томника «Революция 1917 г. глазами современников» «За вклад в дело сохранения исторического наследия России и памяти о ее героях, высокую духовную и гражданскую позицию». Высокую оценку научной общественности получили и такие фундаментальные энциклопедии, как «Россия в Первой мировой войне. 1914–1918» в трех томах и «Россия в 1917 году», в создании которых наш юбиляр принимал непосредственное участие в качестве члена редколлегии.

Широкомасштабная творческая и научно-организаторская деятельность долгие годы сочеталась у профессора В.В. Шелохаева с вузовской педагогической работой в Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ), Московском государственном областном университете (МГОУ). «Уверен, – заявляет он, – что сочетание научной и преподавательской работы приносит обоюдную пользу, ибо стимулирует исследовательский процесс, повышает требовательность к содержанию и форме подачи материала в лекционных курсах»[40].

Социально-политические и идеологические реалии 1990-х гг. породили некую межеумочную обстановку в плане вузовского и школьного исторического образования, когда старые (советские) учебники вышли из употребления, а новые еще не появились. Откликаясь на эту ситуацию, издательство «ТЕРРА» (руководитель С.А. Кондратов) предложило нам срочно подготовить серию из восьми экспериментальных учебных пособий по всему циклу истории России для средних школ. Валентин Валентинович не только вошел (наряду с О.В. Волобуевым и В.В. Журавлевым) в состав главного редакционного совета серии, но и возглавил авторские коллективы двух из них: «История России. 1682–1861»[41]; «История России. 1861–1917»[42].

По моим личным наблюдениям, эта «черная» – по цвету обложек – серия учебных пособий, вышедшая в свет четверть века назад значительным по тем временам тиражом (40–50 тыс. экз.), по сей день востребована как в школах, так и в вузах, в том числе студентами-историками.

Не «кануло в Лету» и такое фундаментальное издание с участием нашего юбиляра, как «Политическая история: Россия – СССР – Российская Федерация» в двух томах[43], а также «Политические партии России: история и современность»[44]. Издание было рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным специальностям и направлениям.

Особая сфера кипучей деятельности юбиляра связана с подготовкой научных кадров высшей квалификации. Будучи нацеленным на «удвоение творчества» собственного, юбиляр не жалеет времени и сил на раскрытие творческого потенциала следующих за нами поколений историков.

Менее чем за два десятилетия под началом Валентина Валентиновича была подготовлена когорта докторов исторических наук, а также кандидатов наук. Это позволяет говорить об укреплении позиций и расширении исследовательского диапазона школы профессора В.В. Шелохаева, представителей которой объединяет стремление к углубленному познанию внутреннего многообразия процессов модернизации России на переломе столетий и эпох.

Главным направлением исследовательских усилий его учеников – докторов наук является анализ социально-политической составляющей российского исторического процесса конца ХIХ – первых десятилетий ХХ в. В центре их внимания такие проблемы, как отечественная историография российского либерализма начала ХХ в.[45]; законотворческая деятельность российских либералов в Государственной думе (1906–1917 гг.)[46]; внешнеполитическая доктрина конституционно-демократической партии[47]; консервативные концепции переустройства России в контексте исторического процесса[48]; эмигрантские концепции и проекты переустройства России 20–30-х гг. ХХ в.[49]; Государственный совет Российской империи: состав, полномочия, структура, механизм функционирования[50]; Совет объединенного дворянства в период Первой мировой войны[51]; экономические и социокультурные аспекты положения российского дворянства в контексте модернизации России в начале ХХ в.[52]; проекты реформ в России в русле государственной политики второй половины ХVIII – первой четверти ХIХ в.: замысел и механизмы реализации[53]; столыпинские реформы в оценке российского общественного мнения 1906–1911 гг.[54]; механизмы взаимодействия законодательной и исполнительной власти в России эпохи «думской монархии»[55].

На защиту докторской диссертации Кириллом Андреевичем Соловьевым, которая состоялась в РГГУ 31 мая 2012 г., его научный консультант откликнулся специальной записью в своем дневнике (подробнее о котором скажем ниже): «Кирилл стал 14-м моим доктором исторических наук. У него должно быть блестящее научное будущее, ибо он талантлив от природы и настоящий трудоголик. Я за него очень рад»[56].

С тех пор прошло почти 10 лет, и этот прогноз оправдался сполна. Сегодня мы видим в лице К.А. Соловьева одного из ведущих сотрудников ИРИ РАН, выпускающих одну книгу за другой, достойно и перспективно представляя молодое поколение исследователей российской истории. Значимое место в отечественной историографии заняли – каждый «на своем посту» – и другие поименованные докторанты нашего юбиляра.

Органичным дополнением к масштабной деятельности Валентина Валентиновича в сфере подготовки научных кадров стала его плодотворная работа в составе Экспертного совета по отечественной истории Высшей аттестационной комиссии РФ (1994–1999).

В 2014 г., через 27 лет плодотворной жизнедеятельности вне академической науки, Валентин Валентинович вернулся в alma mater – Институт Российской истории РАН в качестве главного научного сотрудника и заведующего Сектором истории капитализма, который пополнился его учениками докторами исторических наук В.А. Деминым и К.А. Соловьевым, кандидатами наук А.Ю. Морозовой и Н.Б. Хайловой.

Возвращение нашего юбиляра в «родную гавань» ознаменовалось также выходом в свет уже под грифом ИРИ РАН двух фундаментальных трудов, подводящих важный итог многолетним исследованиям проблемы дореволюционного российского либерализма.

Первый из них содержит анализ всего политического пути, проделанного Конституционно-демократической партией России от ее становления в начале ХХ в. и до фактического распада в условиях существования в эмиграции в середине 1920-х гг. Всесторонне доказанным представляется и итоговое суждение автора: «На качественно новом витке своей эволюции в начале ХХ века либеральные теоретики и политики играли важную роль в развитии отечественной общественной мысли и общественно-политического движения, а их творение – кадетская партия занимала одно из ключевых мест в системе российской многопартийности. Новое поколение российских либералов, создавшее и осуществлявшее руководство конституционно-демократической партией, внесло свой посильный вклад в становление политической культуры российского конституционализма и парламентаризма»[57].

Свое видение целой суммы слабо разработанных, а также дискуссионных аспектов истории отечественного дореволюционного либерализма Валентин Валентинович изложил в обобщающем труде «Либерализм в России в начале ХХ века»[58], в котором впервые в историографии данное течение общественной мысли и социально-политической практики проанализировал «комплексно, как единую целостную проблему». Рассматривая русский либерализм означенной эпохи как многослойное (в социальном отношении) и сложно-составное (в идеологическом и политическом смыслах) историческое явление, он подверг тщательному анализу общие и специфические черты доктрин и программ различных течений в либеральном движении, созвучия и диссонансы либеральных тактик, драматизм поиска массовой социальной опоры. Всесторонней оценке подвергнуты основные составляющие либеральных моделей преобразования страны, а также своеобразие либерального законотворчества.

Дореволюционный русский либерализм на переломе веков и эпох с его идеями гуманизма, гражданского общества и правового государства, прав личности, включая право на достойное существование, в итоге предстает перед нами как антипод известных современных течений, лишь жонглирующих понятиями либерализма и демократии и спекулирующих ими.

Авторитет юбиляра как лидера в изучении данного направления, помноженный на организаторский талант его ученика доктора исторических наук, профессора и заведующего кафедрой Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева Дмитрия Владимировича Аронова вызвали к жизни такое яркое научное явление, как «Муромцевские чтения» – цикл ежегодно проходящих в Орле Всероссийских (а в последнее время и международных) конференций. К настоящему времени (к лету 2021 г.) их состоялось уже двенадцать и готовится очередная. И каждый том, посвященный материалам того или иного форума, открывается написанным Валентином Валентиновичем предисловием – концептуальным видением предложенной проблемы и напутствием в плане организации дискуссии. «Сегодня уже можно с полной уверенностью утверждать, – писал он в своем обращении к участникам форума еще семь лет назад, – что орловские “Муромцевские чтения” “укоренились” в современную отечественную историографию российского либерализма и в определенной степени стали определять новизну ее проблематики. Характерно также и то, что организаторы этого крупного научного мероприятия с каждым разом продолжали(ют) усложнять их повестку, выдвигая на обсуждение все новые и новые проблемы…»[59] Благодаря этому мероприятию сложилось достаточно устойчивое неформальное научное сообщество постоянных участников данного форума, нацеленное на всестороннее изучение феномена российского либерализма на широкой междисциплинарной основе.

Свою научную и научно-организаторскую деятельность Валентин Валентинович осуществляет, что называется, «с открытым забралом», не таясь и не ведя (что иногда имеет место в ученой, как и в любой другой, среде) никаких «подковерных» игр. Непогрешимое свидетельство этого – последовательная публикация (!) дневниковых записей, которые он ведет с давних пор (с декабря 1974 г.)[60].

Мне лично не известны подобного рода аналоги в нашем корпоративном сообществе. Это еще раз – и очень ярко – характеризует личность и характер юбиляра. А исследователям, настоящим и будущим, дает уникальную возможность использовать дневники в качестве важного исторического и историографического источника на тему «о времени и о себе», исходящего от автора, весьма и весьма искушенного в том, о чем он пишет.

Приведу лишь одну запись, дающую ключ к пониманию масштабов исследовательской деятельности, осуществляемой творческим коллективом руководимого юбиляром Института общественной мысли: «Во вторник (28 ноября 2017 г. – В.Ж.) был на совместном заседании президиума РАН и президиума Российского [исторического] общества, на котором заслушивался вопрос “Столетие Великой российской революции 1917 г.: научные итоги”. Вел заседание новый президент РАН А.М. Сергеев… В фойе РФФИ организовали выставку книг, посвященных революции 1917 г. Порадовался, что фактически треть книг была подготовлена и издана в рамках ИОМ и издательства РОССПЭН». Характерно, однако, что от предложения каким-то образом обнародовать этот факт Валентин Валентинович отказался, «ибо посчитал некорректным хвалить себя»[61].

Дневниковые записи свидетельствуют, что Валентин Валентинович всегда помнил, для решения какой главной задачи изначально создавался на заре нового столетия и тысячелетия Институт общественной мысли, а именно для подготовки не имеющего аналогов в отечественной и мировой историографии фундаментального издания, посвященного «сквозной» истории отечественной общественной мысли. Почти два десятилетия подготовительных этапов, о которых шла речь выше, потребовалось для того, чтобы в 2017 г. непосредственно приступить к решению этой задачи. На совещании авторского коллектива (И.Н. Данилевский, А.Б. Каменский, В.В. Журавлев, Л.А. Опёнкин, К.А. Соловьев, В.В. Шелохаев) были сверены дорожные карты в плане воплощения в жизнь сообща выработанной концепции будущего издания. Обязанности руководителя проекта были возложены на автора настоящей статьи. Итоги совещания стали для Валентина Валентиновича неким «моментом истины». 21 марта 2017 г. в его дневнике появилась такая запись: «Ночью мысленно прокручивал вчерашнюю встречу в ИРИ по журавлевскому проекту. Думаю, что его реализация станет последней акцией Института общественной мысли, который в свое время инициировал и реализовал целый ряд фундаментальных проектов. Настало время обобщить их результаты и в сфере изучения общественной мысли в России с древнейших времен и до 30-х гг. ХХ века»[62].

15 января 2018 г. он возвращается к волнующей его проблеме: «Звонил В.В. Журавлев, просил напомнить [К.А.] Соловьеву о необходимости подготовки отчета по гранту. Судя по информации, все участники гранта свои обязательства выполнили. Если нам удастся написать 4-томник по истории отечественной общественной мысли, можно будет считать, что ИОМ свое предназначение выполнил сполна»[63].

В октябре 2020 г. в разгар «вселенского сидения» по случаю коронавируса долгожданный проект увидел свет[64].

К настоящему времени проект получил уже не одну серьезную рецензию в ведущих научных журналах, удостоен диплома ХV открытого конкурса изданий «Просвещение через книгу» как «Лучшая историческая книга».

Ошибся наш юбиляр лишь в одном: в своей уверенности, что отныне предназначение Института общественной мысли реализовано «сполна». ИОМ продолжает с успехом выполнять свои новые идеи и координирующие их реализацию функции. Продолжается многотомная серия документов и материалов дореволюционных политических партий. Идет напряженная работа над подготовкой таких фундаментальных проектов, как 3-томник «Политические партии России начала ХХ века» (руководитель В.В. Шелохаев), энциклопедия «Отечественная геральдика» (руководитель О.Н. Наумов).

Было бы неправильным, говоря о юбиляре как об ученом, педагоге и организаторе науки, не коснуться личных, человеческих качеств, на которых основывается его творческая индивидуальность. Двадцать лет назад мне показалось важным выделить одно из таких качеств, а именно Бескорыстие личности, воплощающееся в бескорыстии творческого кредо, служения науке.

«Российская действительность второй половины только что ушедшего в историю столетия, – писал я тогда, – с ее, как сегодня кажется, весьма скромными прозрениями и огромными просчетами и провалами дает нам всем достаточно веские основания не только для пессимизма, но и для глубоко прочувствованного выдвижения на первый план следующего, на беглый взгляд банального вердикта: бескорыстна, а в силу этого конструктивна лишь цель, сопряженная со служением истине. Сформулировать данное умозаключение в качестве кредо ученого-историка достаточно просто. Сложнее, драматичнее, плодотворнее – это кредо выстрадать, трансформировав его в путеводную нить исследовательского поиска»[65].

Целиком подтверждая сегодня эту характеристику двадцатилетней давности, хочу присоединить к ней еще одну – Доброту, которая проявляет себя не только в алгоритме повседневного поведения и в отношении к родным и близким, сыну и внукам, коллегам, но поднимается до уровня философского видения окружающего нас мира. Видения активного, действенного, воплощающегося в реальные Поступки.

Именно о такого рода бесценном человеческом качестве Доброты с большой буквы писал Уильям Сомерсет Моэм, завершая уже упоминавшуюся книгу-исповедь «Подводя итоги»: «В нашем равнодушном мире с его неизбежным злом, которое подстерегает нас от колыбели до могилы, она может служить пусть не вызовом и не ответом, но утверждением нашей независимости… В отличие от красоты она может быть совершенной, не будучи скучной, и она выше любви, потому что прелесть ее не вянет от времени. Но доброта выражается в правильных поступках, а кто в этом путаном мире может сказать, что такое правильный поступок?.. Для себя я не знаю лучшего ответа, чем тот, который дает брат Луис де Леон… Красота жизни, говорит он, заключается всего-навсего в том, чтобы каждый поступал сообразно со своей природой и со своим делом»[66].

Природа щедро наделила Валентина Валентиновича Шелохаева талантом, глубиной видения действительности – прошлой и настоящей, способностью, целиком посвящая себя творчеству, заражать окружающих азартом постижения новых тайн истории и азартом в постановке и достижении практических результатов на тернистом пути познания.

В этом и заключается тот секрет энергической творческой Доброты, какой он щедро одаривает своих коллег-историков и обществоведов, а также капризную, своенравную и часто неблагодарную, но единственную и неповторимую музу Клио.

Что же касается алгоритма творческого пути нашего юбиляра, то он – от десятилетия к десятилетию – реализовывал себя по восходящей. На каждом следующем этапе этого пути задумывались и неизменно реализовывались новые дерзновенные, амбициозные цели и задачи, свершения более сложные, чем предыдущие, но органично вытекающие из уже накопленного опыта.

Пожелаем же нашему юбиляру еще долгого жизненного и творческого пути на раз и навсегда избранном им славном поприще.

О.В. Волобуев. В.В. Шелохаев – коллега, соавтор, собеседник. И просто друг…

С середины 1970-х гг. меня связывала с Валентином Валентиновичем не только взаимная симпатия, переросшая в длительную дружбу, но и совпадающие профессиональные интересы. Мы оба занимались изучением истории Первой российской революции и оказывались соавторами ряда работ. Аспекты были разные: у Шелохаева в фокусе научных интересов находилась деятельность партии кадетов, у меня – историографическое осмысление и освещение этой революции в публицистике разных политических партий, прежде всего социал-демократов. И, разумеется, мы не могли замкнуться в рамках Первой революции, которую В.И. Ленин характеризовал как генеральную репетицию Октября 1917 г. Сегодня можно критиковать наши статьи середины 1970-х – середины 1980-х гг., в том числе написанные в соавторстве[67], но нельзя все сводить к идеологическому диктату большевистско-советской власти. Без обращения к ленинской трактовке революции/революций в России нельзя было тогда (и нельзя сейчас) уловить скрытые за пеленой партийных идеологий движущие пружины революционных поворотов и неожиданностей. Да и Ленин не стоял на месте: он двигался вместе с революцией, он эволюционировал, менялся, сохраняя марксистский стержень своей картины мира и ее социалистической перспективы.

Переосмысление нами драматических страниц истории ХХ в. уходит в 1980-е гг. Оно во многом связано с так называемыми конференциями по истории непролетарских политических партий, которые проходили в древнем граде Твери, обретшим тогда в результате идеологических извращений новое название – город Калинин. Их итогом был выход первого серьезного (и не свободного еще от догматики в исканиях авторов) обобщающего труда, посвященного многопартийности в Российской империи[68]. Состав редколлегии был представлен инициаторами и организаторами разработки истории социалистических партий как комплексной проблемы Л.М. Спириным, К.В. Гусевым, В.В. Коминым, В.И. Миллером, С.В. Тютюкиным и В.В. Шелохаевым. Подготовка издания сопровождалась обсуждениями всех представляемых текстов. И это была образцовая школа не только четкой организации работы авторского коллектива, но также становления и развития самодеятельного начала в индивидуальном творческом поиске каждого участника неформального коллоквиума.

Тогда коллективно готовилась также публикация проблемных докладов и статей[69]. Это были первые (и еще робкие) «перестроечные» шаги в переосмыслении догматических конструктов советской историографии. В самый разгар перестроечных взвихрений и завихрений в журнале «Коммунист» вышла наша коллективная программная статья с высвечиванием желательных путевых направлений в развитии историко-партийной науки. Прежде всего в ней предлагалось расширить предметные историографические рамки с уходом от одностороннего сведения науки исключительно к истории большевизма[70]. Главное же в наших размышлениях я уже ранее отмечал в сборнике, посвященном памяти С.В. Кулешова: «Статья, бесспорно, по тому времени было смелой в критике историко-партийной мифологии и в заявлениях типа оправдания оппортунистических ересей как “нормальных альтернативных пакетов” взглядов по тем или иным проблемам»[71]. Не обошел упоминания о работе над этой статьей и В.В. Шелохаев, не преминувший отметить, что среди нашей троицы «шли жаркие дискуссии»[72].

В условиях возрастающего тогда общественного интереса к российскому либерализму Валентин Валентинович считал необходимым выступить с научной популяризацией истории партии кадетов. Так появились наши совместные статьи о кадетах в журналах «Вестник высшей школы» и «Студенческий меридиан»[73]. Эти просветительские публикации были призваны раскрыть глаза на «партию народной свободы» с ее действительным стремлением к народной свободе и ее опасениями, насколько народ действительно готов ко всем свободам. Хотя Валентин Валентинович обращал внимание и на то, что кадеты немало сделали для повышения политического сознания масс.

Изменявшаяся историографическая ситуация требовала анализа сложившегося переплетения новых подходов и прежних догматов. Застрельщиком подобных инициатив выступал обычно Валентин Валентинович. Он рано понял, что успешно двигать вперед науку в условиях второй половины ХХ в. нужно, сочетая индивидуальный порыв с коллективным трудом единомышленников или хотя бы неформально сплоченных коллег. Почти ежегодно по случаю дня рождения у Валентина Валентиновича собирались друзья и единомышленники-коллеги. И это тоже была одна из форм поддержания научных отношений.

В разговорах с Валентин Валентиновичем, переосмысливая взгляды историков и политиков на революционное движение в России, мы не раз возвращались к утвердившимся в историографии теоретическим и политическим стереотипам. Окончательное «прощание с прошлым» (так назывались воспоминания Шелохаева) в жизни страны, в нашей жизни и наших размышлениях пришлось на конец 1990-х гг. В «Прощании с прошлым» есть замечание о таком парадоксе: чем больше изучаешь историю, тем больше она оказывается непостижимой[74]. Это схвачено верно, но верно и то, что переход к новой парадигме – это доктринальная ломка, при которой остро ощущается нечто скрытое в непостижимости истории. Потерян «золотой ключик», отживший доктринально-инструментальный подход, открывавший входы (в том числе и ложные) в «тайны истории»[75].

Новые доктрины требуют нового понятийного ряда, своего методологического и терминологического словаря. Это понимал Лев Гумилев, многие книги которого включают такие терминологические словари. Расширение понятийного аппарата современной историографии в связи с построением моделей исторических процессов также стимулирует подготовку и издание словарей[76]. Отсутствие системы в терминологии отражает отсутствие доказательного обоснования модели исторического процесса.

Не случайно Валентин Валентинович начинал новый этап своей научной деятельности с организации коллективной работы над энциклопедией, посвященной политическим партиям России. Он являлся автором идеи, организатором проектной деятельности и руководителем подготовительной работы. Это был новаторский замысел во многих отношениях. И как разработанный без государственной поддержки в смысле социального заказа научный проект. И как смелый (и казавшийся в начале рисковым) шаг и пример создания большого по числу участников временного коллектива ученых, согласившихся выйти за рамки привычного в советское время существования в государственно-обязанных научных сообществах. И, наконец, как научного труда, открывающего обществу появление нового специализированного издательства «РОССПЭН».

Образование независимых научных и издательских обществ, организаций и коллективов было для Валентин Валентиновича одной из насущных задач и того бурлящего времени, и во все времена вообще. Его инициативами в этом направлении двигала уверенность, что именно свободные от административной опеки коллективы более эффективны в использовании творческого потенциала ученых. Еще в 1991 г. группой историков, организованной В.В. Шелохаевым, было создано успешно функционирующее до сих пор издательство «Российская политическая энциклопедия». Уже два его первые проекта поражают своим масштабным замыслом. Это и очень своевременно вышедшая в 1996 г. энциклопедия «Политические партии России. Конец XIХ – первая треть ХХ века» и получившее признание и известность многотомное издание «Политические партии России. Конец XIХ – первая треть ХХ века. Документальное наследие». Об этом замысле, в успешность которого я не сразу поверил, можно сказать – «два кейса в одной упаковке».

На страницу:
3 из 7