Полная версия
Самопознание
Человек, и вообще организм, есть организованная материальная форма. Неорганизованной материи нет, но вся материя представляет собой материальные формы разных уровней организации, формы жизни. Человек есть одна из материальных форм, некоторый организационный уровень материи. Это очень общее определение, но оно именно помогает понять общность человека и других форм материи, позволяет рассматривать человека с единой, всеобщей точки зрения на материальные формы, дает возможность перейти от эмпирического исследования человека к теоретическому пониманию его. Именно, сделать человека предметом науки, предметом теории – значит встать на точку зрения всеобщности, значит рассматривать человека с единой, всеобщей точки зрения, значит поставить человека в общий ряд. Человека же, наоборот, прежде противопоставляли природе, делали, в бездумном мнении, необычным. Необычное, особенное не может быть понято и быть предметом науки, но только обычное, общее. Наука исследует в явлениях общее, закон. Когда человек становится предметом науки, тогда знание поднимается на новую высоту и становится единым. И обратное верно: когда знание становится единым, тогда человек становится предметом науки.
Особенное явление, оставаясь во мнении особенным, не может быть понято. Понять особенное – значит отождествить его с другим особенным, поставить в общий ряд, рассматривать как общее. Человек, в немыслящем мнении, есть нечто особенное и необычное, человек есть существо надприродное. В наивном мнении человек есть существо свободное – такое существо, которое не подпадает даже под законы природы, о котором не может быть науки. И действительно, о таком человеке, каким он предстает во мнении толпы, науки быть не может: наука занимается не чудесными и необычными явлениями, но делает своим предметом общее в явлениях, закономерное, необходимое, однородное. Удивительно это, но теоретической науки о человеке, о жизни еще не было. Чтобы создать теоретическую науку о таком конкретном предмете, как человек, нужна, конечно, способность к абстрагированию и обобщению, нужно иметь желание и способность мыслить. Благополучным индивидам способность мышления, однако, не дается – это от Бога, от судьбы. Благополучные индивиды уже имеют свое.
Человек есть эволюционирующий вид
Человек отличается от других животных наличием техники. Приспособление человека к изменяющимся условиям среды происходит не путем изменения его тела и видообразования, но путем изменения средства приспособления, орудия. Человек, по его особенному способу приспособления к среде, представляет собой в биосфере новый уровень единого животного рода. Человек в мире организмов представляет собой организм нового уровня. На протяжении своей истории человек не изменялся телом. И вместе с тем человек изменялся, эволюционировал. Человек не эволюционировал телесно, путем изменения тела, но развивался технически. Приспособление человека к изменяющимся условиям жизни представляет собой приспособление его орудий. Орудие есть средство приспособления человека к изменяющимся условиям жизни. Эволюция человека есть эволюция техники. Человеческая эволюция есть техническая эволюция. Об эволюции человека как технической эволюции никто раньше не говорил, потому что не было понимания того, что техническая эволюция есть частная форма эволюции материи, потому что и человека не рассматривали достаточно обобщенно, абстрактно, как эволюционирующую материальную форму. Прежде не было понимания ни сущности техники, ни сущности человека – и человек, и техника могут быть поняты только вместе.
Человек не изменяется телесно на протяжении всей своей истории. Человек есть такой животный вид, в котором эволюция организмов приняла форму технической эволюции. Человек есть эволюционирующий вид. Поскольку человек представляет всю биосферу в ее эволюционном восхождении, постольку человек есть эволюционирующий животный род. Эволюция человека есть техническая эволюция. Техника есть промежуточная среда между телом человека и природной средой. По своей сущности, по своей идее техника есть новое, второе тело человека в стадии становления. Техника опосредствует взаимодействие человека с внешней природной среды. Техника в пределе своего развития должна разделить человеческое индивидуальное тело и внешнюю среду. Полное разделение тела и среды станет необходимостью в новой среде обитания человека, в космосе. Но подготавливаться это разделение должно в родной среде человека, на Земле. Это будущее разделение будет вместе с тем и тождественным соединением тела человека и космической среды, чуждой в настоящее время человеку. Человек соединится тождественно с космической средой посредством нового, технического тела. Как уже было сказано, в настоящее время, а точнее, в 20-м веке, наметилась тенденция выхода человека в космос. Этот факт, а также понимание сущности техники позволяют понять человека более конкретно, позволяют понять сущность человека в ее особенности. Человек есть будущий космический организм в стадии становления. История человека есть техническая эволюция. История человека есть история становления новой, космической формы жизни. Человек есть форма земной жизни, устремленная за пределы Земли, в космос. Становление человека должно когда-то закончиться. Окончанием истории будет завершение становления человека космическим организмом. Завершение становления будет окончанием социальности человека и истории. Человек соединится с Вечным своим Отцом.
История человека есть техническая эволюция. История человека есть познание. Отсюда с необходимостью следует новое отождествление: познание есть техническая эволюция. О сущности познания обыватель не задумывается, для него познание есть познание. В лучшем случае оно есть «постижение мира». Поскольку познание есть дело человека, форма его жизни, то и понятно значение познания в жизни становится только вместе с пониманием сущности самого человека. Поскольку человек есть животный вид в стадии становления его космическим организмом, то и познание предстает в новом свете. Когда становление закончится, то человека как познающего существа больше не будет, но будет космический организм. Не будет и познания, поскольку познание есть форма жизни человека как эволюционирующего животного вида. Познание закончится вместе с окончанием эволюции человека и окончанием истории. Окончание эволюции будет окончанием истории и окончанием познания. Человек станет совершенным и, как все совершенные животные виды, не будет нуждаться в познании.
Раньше было сказано о сущности техники, что она опосредствует отношение индивидуального тела и внешней среды. Производственная деятельность как опосредствование человеческой жизни происходит на всем протяжении истории с использованием технических средств. Производство немыслимо без орудий, без техники. Производственная деятельность человека есть отождествление его со средой именно посредством орудий. Но и познание есть опосредствование. Теоретическую деятельность познания можно только условно разделять с практической производственной деятельностью человека. Познание есть перерыв в практике: познание из практики исходит и в нее возвращается. В своей целостности процесс познания есть единство теоретической и практической деятельности. Практическая деятельность есть причина и воплощение теоретической деятельности. Техника как продукт деятельности человека есть материализация его мысли, познания. Мысль опосредствует действие, познание опосредствует жизнь человека. Познание есть материальное развитие. Познание потому и существует, что человек несовершенен и эволюционирует к своему совершенству, к становлению совершенным космическим существом. Познание есть несовершенная жизнь, форма, в которой происходит материальная эволюция. Познание есть эволюционирующая жизнь. Процесс познания в его целостности есть процесс становления человека космическим организмом, процесс человеческой эволюции. Познание закончится тогда, когда закончится становление. Для обывателя, не подозревающего о материальной эволюции человека, познание есть чтение «книги природы», познание есть «бесконечное постижение бесконечного мира». Даже и мысли прежде не было о том, что познание есть материальное развитие, стремящееся к своему завершению, что познание есть эволюция. Если человек эволюционирует, то познание предстает в другом свете. Кроме того, видно для внимательного ума, что познание воплощается в практике, что конечное осуществление его – в технике, в новых технических средствах. Плоды познания не имеют никакой ценности и смысла, если не находят применения в практике. Познание заключается не в объяснении мира, но в развитии человека, а объяснение, понимание есть только промежуточная ступень познания. Практика есть действительность знания, осуществление идеи вечной жизни. Знание воплощается в новой практике. Знание претворяется в новые материальные формы, в новую форму жизни. Понимание человека как эволюционирующего животного вида открывает путь к пониманию не только познания, но и сознания.
Эволюция человека есть частная форма эволюции материи. Ни далекие от божественного дела познания любители мудрости, ни трудолюбивые исследователи и испытатели природы – никто до настоящего времени не сказал ничего о закономерностях эволюции материи. Известная теория эволюции организмов есть первая попытка объяснения происхождения многообразия видов организмов, попытка понимания движущих сил эволюции организмов. Однако и в настоящее время многое остается непонятным и необъясненным, и в настоящее время биология далека от понимания и завершения. Биолог пытается понять сущность явлений, не выходя, однако, в своем поиске за пределы своего узкого предмета науки об организмах. Но мир – этот единый божественный мир – значительно шире, чем мир организмов, очерченный биологией. Чем шире предмет мыслителя, тем больше он видит, тем глубже постигает сущность явлений. Если понято организационное единство материи, то специалисту частной науки нужно смело выходить за пределы своего узкого предмета и обретать более широкую определенность. Биоэволюция есть частная форма эволюции материи. В материи на всех уровнях есть общие закономерности, но нужно научиться понимать тождественную сущность явлений разных уровней. Вне биологии есть такие явления, понимание которых может помочь решению проблем биологии.
Прежняя гносеология о сущности познания ничего определенного сказать не могла. Это и не удивительно, поскольку не было науки о человеке. Если неизвестно, что такое человек, то и познание как форма жизни человека не может быть понято. Новое понимание человека, излагаемое здесь, заключается в том, что человек есть животный вид в стадии становления, эволюционирующий вид. Когда эволюция закончится, закончится и познание. Прежде думали, что сознание и познание есть признак совершенства такого животного вида, как человек, но познание есть признак несовершенства. Человек есть высший животный вид в биосфере, но это не значит, что он есть и самый совершенный вид. Совершенный вид есть такой вид, развитие которого завершено, становление которого закончено. Совершенный вид есть завершенный вид. Человек не есть совершенное существо, поскольку становление его не закончено. Предыдущие виды животных совершенны, поскольку они не эволюционируют. Если особь устойчиво существует в среде, в своей экологической нише, то она находится в состоянии соответствия со своей средой обитания. Соответствие вида со своей средой обитания, устойчивость существования, неизменный образ жизни есть признаки совершенства вида. У совершенного вида нет причин эволюционировать. Человеческий образ жизни изменяется на протяжении всей истории, и это говорит о незавершенности человека, о его становлении.
Человеческое познание нужно было как-то понять. Познание свойственно только человеку, другие животные не познают. Познание есть особенность человека. Но особенностью человека является и изменение его образа жизни, эволюция. Если понято, что человек есть эволюционирующий вид, то и познание становится понятным. Познание, в этом свете, есть состояние и форма жизни эволюционирующего существа. Познание есть эволюция, развитие. Эволюционирует в историческом процессе познания образ жизни человека, отношение индивида и среды. Познание есть развитие отношения, приспособление, адаптация. Можно сказать, что познание есть не столько исследование того, что есть, сколько развитие, создание нового. Познание есть творческий процесс. Познание в обществе принимает форму технического развития. Техническое развитие есть плод познания. Познание как исторический процесс есть процесс материальной эволюции.
Человек есть эволюционирующий вид, а познание есть путь развития и становления человека совершенным космическим организмом. Новое, открывшееся понимание человека было и новым пониманием процесса познания. Познание открывалось в новом свете. Сущность человека прежде была для научного, рационального ума тайной, и только в религиозном христианском учении открывалась эта тайна. Но научный ум пренебрежительно относится к религиозному воззрению. Человек есть познающий вид животного рода. История человека есть история познания. Когда эволюция и история человека закончатся, то закончится и познание. Познание есть процесс развития и становления человека совершенным существом. Человек станет совершенным и завершенным существом, и познание закончится. Больше нечего будет познавать, и не нужно будет познавать. Прежнее представление о познании как о «чтении книги природы» совсем не соответствует действительности. По этому представлению познание есть «постижение» того, что есть, и нужно только прочитать книгу природы. Также прежде представлялось, что поскольку мир бесконечен, то и процесс его «постижения», процесс познания будет бесконечным. Но познание может быть понято только как конечный процесс. Познание как процесс эволюции есть создание небывалых прежде форм жизни, сотворение новых земли и неба. Изменение представления о познании, что познание должно завершиться, с необходимостью означает и изменение представления о предмете познания. Прежде мнили, что человеку присуще познание, потому что он есть совершенное существо. Но познание есть признак и проявление несовершенства. Познание закончится тогда, когда человек станет совершенным существом. Значит человек не «бесконечный мир» познает, но познает и совершенствует свое отношение жизни.
Познание воплощается в материальных формах, в новой общественной практике. Но познание как развитие практики имеет идеальную сторону. Этот идеальный момент познания есть индивидуальный умственный процесс, мышление. Мыслит не коллектив, не сообщество, но индивид. Идеальная сторона познания, мышление происходит в индивиде. Познание как индивидуальный процесс есть мышление. Можно сказать поэтому, что познание есть индивидуальный процесс. Познают отдельные индивиды, а общество пользуется плодами их труда. Идеи, рожденные индивидами, воплощаясь в новой практике, придают новую форму общественной материи.
Человек отличается от других животных не только тем, что он является познающим существом, но и тем, что он обладает сознанием. Говорить о познании – значит говорить и о сознании, поскольку познавать может только существо, обладающее сознанием. Быть познающим – значит быть сознающим существом. Иметь сознание – значит познавать. Сознание есть состояние познающего индивида. Понять процесс познания во всей полноте его идеального момента – значит понять природу сознания. Понять причину познания – значит понять, как в темноте бессознания вспыхивает свет сознания и человек обретает себя предметом для себя. Восторженным писателям это событие кажется величественным, но это трагичный момент, поскольку человек обретает себя в своем знании изгнанным из вечности, из дома своего Вечного Отца. Сознание, как и познание, есть состояние несовершенства. Путь становления человека совершенным существом есть познание. Человек, закончивший свой путь развития, не будет себя знать, но станет бессознательным и немыслящим существом. Человек вернется в дом Вечного своего Отца, утратит себя в вечности.
Космический процесс
Почему индивид приходит к размышлениям о мире в целом? Путь к единому знанию был найден. Было понято организационное единство материи. Определены общие понятия, категории для всех уровней организации материи – среда и элемент. Элементы всех уровней должны взаимодействовать одинаково. Должны быть общие законы организации. Если понято в абстрактной форме взаимодействие элементов социального уровня, то можно понять взаимодействие элементов других уровней. Общие формы организации для всех уровней – элементы и среды. Среда есть множество элементов. Общество, например, как среда, есть организованное множество индивидов. Элементы – это доатомные частицы, атомы, молекулы, организмы. Среды – планеты, звезды, ядра галактик. Шаровидная среда имеет сложную организацию: она может состоять из элементов разных уровней, составляющих сферы. Сфера есть уровень, оболочка среды, подсреда. Земная биосфера как верхний уровень земной среды есть сложная среда, состоящая из организмов разных уровней. Человеческое сообщество представляет собой верхний уровень биосферы. Организация среды во времени и пространстве есть процесс эволюции. Элементы, составляющие среду, дифференцируются, возникают новые виды и уровни элементов. Усложняется строение, организация среды. Биосфера развивалась именно таким путем. Если законы организации для всех материальных уровней едины, но отличаются только степенью конкретности или абстрактности, то, рассматривая организацию известной среды в абстрактной форме, можно понять организацию сред, менее доступных наблюдению. Должно быть подобие организационных процессов, протекающих, например, на Земле и в других средах – в звездах и ядрах галактик. Должно быть подобие организационных процессов и в сообществах элементов. Рассматривая организацию человеческого сообщества, можно определить всеобщую закономерность организации сообществ всех уровней. Общий материальный процесс, подлежащий познанию, есть процесс космической эволюции. Космическую эволюцию – возникновение и развитие галактик, звезд и планет – нужно рассматривать как пространственно-временной процесс организации материи. Рассматривать космический процесс – значит рассматривать мир в целом.
Мир человека, общество есть самый ближний и доступный для познания мир. Познавая себя, организацию социальной жизни, человек может познать весь мир. Если материя организационно едина, то в организации человеческого мира, в том числе биосферы, можно усмотреть общие закономерности развития. Рассматривая движущие силы общественного развития, можно понять общие законы материальной эволюции и, в частности, эволюцию организмов. Но что это значит – рассматривать человеческую эволюцию? Чтобы понять причину исторического развития человека, нужно понять, что движет индивидом, активным элементом социального мира. Прежде никто серьезно не занимался анализом индивидуальной человеческой жизни, полагая, по-видимому, этот предмет не заслуживающим детального исследования. Но, скорее, судя по науке, называемой «психологией», даже и не знали прежде, как подступиться к исследованию индивида. Психология, если трезво ее оценивать, есть несостоявшаяся еще наука, но, как говорится, если Бог даст, то она состоится. И называться она будет не наукой о психике, но наукой о жизни индивида, о человеке, ведь психические явления невозможно рассматривать вне связи их с жизнью. Науки о психике прежде не было, поскольку неизвестно было, что такое душа, сознание. Прежняя психология есть эмпирическое собрание сведений, но теоретического понимания в ней нет. Возникновение науки о человеке, о жизни есть и возникновение действительного понимания психики, сознания и познания, субъективности. Все материальные состояния индивида сопровождаются соответствующими психическими состояниями – ощущениями, чувствами, мыслями, переживаниями. Но психика извне, в чувственном восприятии, в явлении, объективно не может быть наблюдаема – это такой предмет, который существует только в форме для себя, субъективно. Как можно познать другого индивида, если переживания его для внешнего наблюдателя скрыты, если их нет для внешнего мира? Люди часто даже не догадываются, что за внешним благополучием жизни индивида может скрываться душевная трагедия. Поэтому познание жизни индивида и сопровождающих ее движений души, переживаний может быть только самопознанием.
В школьные годы, когда он узнал о гипотезе происхождения Солнечной системы, испытывал чувство неприятия такого воззрения. В основе всех современных предположений о возникновении и развитии Солнечной системы находится космогоническая гипотеза, появившаяся в 18 веке. Это грубое воззрение, но о нем нужно говорить, потому что оно до настоящего времени находится в основе представлений о развитии космоса. Суть этого механистического воззрения в том, что рассеянное в пространстве вещество под действием гравитации собирается в сгущения и принимает форму космических тел. Во время своего рождения эта гипотеза казалась привлекательной: ведь в то время даже жизнедеятельность организмов пытались понять на основе законов механики. Чем вызывает неприятие космогоническая гипотеза? Ему, когда он ознакомился с этим гипотетическим воззрением, казалось более естественным предположение, что планеты образовались в результате отделения от Солнца части вещества. Форма спиральных галактик также наводит на мысль о том, что вещество движется в направлении от галактического центра к периферии, а не наоборот, как предполагают астрономы. Суть космогонической гипотезы в том, что космические тела, планеты и звезды, образовались в результате гравитационного взаимодействия из космического мусора. Что такое газопылевые туманности, из которых якобы возникали звезды и планеты, если не космический мусор? Как-то это грубо, механистично, примитивно. Интуиция, разум противится такому воззрению на материю и описанию ее в категориях грубой механистической практики. Материальный процесс организации есть, по современным представлениям, биологическая и социальная эволюция и, с другой стороны – «взрывы» и «конденсация» распыленного вещества. Как будто это не одна и та же материя. Это несоответствие вымысла астрономов и опытных фактов из других сфер познания и вызывает, наверное, неприятие космогонической и космологической гипотез. Теоретическая картина эволюции материи должна предусматривать возникновение жизни и познания. Но невозможно понять существование жизни и сознания, если за объяснительную основу принимать материю в виде пыли и гравитационную «конденсацию». Пока космологи будут мыслить такими категориями грубой практики как «взрыв», «аккреция» и «конденсация» они не поймут сущее.
Как можно разумно подойти к познанию космической эволюции? Как понять этот процесс? Понять некоторое новое явление – значит отождествить его с рядом других, известных и понятных уже явлений. Никогда не понять явление, не рассматривая его в ряду других. Нужно искать в природе подобные и уже понятные явления, чтобы понять посредством их еще не познанное явление. Понять – перевести явление из разряда необычного и особенного в разряд обычного и общего, определить родовую природу. Если предположено, что космические тела возникали в результате гравитационного сгущения, то нужно посмотреть, есть ли в природе процессы организации, происходящие подобным образом. Каждое космическое тело есть среда, множество элементов. Известные на Земле среды есть множества, образованные организмами. Организмы образуют разного уровня сообщества, к которым относятся и человеческие общества. В целом все организмы, включая и человека, образуют на поверхности планеты слой организованного вещества, называемый биосферой. Из биологии известно, что сообщества организмов возникают путем умножения особей, составляющих сообщество. Что такое размножение организмов? На примере одноклеточных организмов видно, что это процесс организации окружающего вещества в тело особи, разделение ее и умножение тем самым. Окружающее вещество организуется в процессе питания в тела особей. Особи умножаются, и таким путем образуется множество особей, среда. Нет ни одного примера, ни одного подтверждающего факта, что среды возникают путем объединения разрозненных прежде элементов, но, наоборот, все среды возникают путем умножения элементов, путем организации вещества предшествующих уровней и расширения множества. Отсюда необходимо следует, что не гравитационная «конденсация» есть причина возникновения и существования космических тел. Чтобы объяснить существование космического порядка, существование организмов и человеческого познания космологи кладут в основу своих построений бессмысленный «взрыв» и столь же бессмысленную гравитационную «конденсацию» распыленного вещества.
Возникший организм распространяется по всей земной поверхности, образуя среду в форме сферы. В сферической среде одноклеточных организмов, в первоначальной, еще не дифференцированной на множество видов биосфере, происходит процесс организации. В этой среде возникают многоклеточные организмы, которые являются новым уровнем организации, новой средой в форме слоя биосферы. Возникший организм распространяется по всей земной поверхности и образует сферический уровень, слой, оболочку в биосфере. Теснота на предыдущем уровне и необходимость продолжения процесса организации является причиной возникновения элементов нового уровня, причиной образования в биосфере нового слоя, уровня, сферы. Вся в целом биосфера представляет собой сложную сферическую среду, состоящую из уровней и подуровней. Первоначально однородная сферическая среда каких-то простейших элементом дробится на сферические среды и подсреды, представленные разными типами организмов. Человек, социальная среда есть высший уровень биосферы. Будущее человека как материальной формы – жизнь в космическом пространстве. Множество элементов этой формы в будущем образуют новую среду. Возможно, среда этих существ будет в форме сферической оболочки вокруг Солнца. В лице человека как материальной формы организованная материя переходит из породившей ее земной среды в окружающее космическое пространство. Это есть новое явление, неизвестное прежней науке. Поскольку этот переход материи из материнской среды в окружающее пространство не может быть особенным явлением, то его нужно учитывать при понимании космической эволюции. На примере процесса земной эволюции человека видно, что возникшая новая форма жизни отделяется от породившей ее среды и образует в пространстве новую среду.