bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 4

Если говорить проще, она знала, как поступить правильно, но не поступила так. Но неужели каждый из нас не был в подобной ситуации? Должны ли мы быть навеки наказаны за то, что в какой-то определенный момент поступили неверно? Хорошенько взвесьте все за и против, прежде чем ответить, потому что как бы вы ни относились к проступку конкретно Евы, вы, несомненно, точно так же относитесь и к ошибкам других людей, и особенно к своим собственным.

И если бы мы находились в зале суда, сейчас настал бы тот самый момент, когда я драматично поворачиваюсь к судье и говорю: «Ваша Честь, на этом у меня все. Дело закрыто». Ведь наверняка многим из нас знакомо то состояние, когда ты, такая хрупкая и несведущая, попадаешь в ментальные, эмоциональные и духовные ловушки, которые в конечном итоге меняют твои мысли, а затем и действия.

Если задуматься, все это началось с Евой, когда она исследовала свой новый мир без мужчины, который служил для нее своеобразным гидом. Он рассказал ей правила и обозначил план совместной жизни. Он и представить себе не мог, что некое коварное существо могло так ловко помешать их миссии. В теории он мыслил верно. Женщина не сразу подчинилась странному приказу чужака. Ее вовлекли в разговор, который сначала изменил ее мысли, затем – ее питание и, в конце концов, – ее поступки.

Все, что потребовалось, – это один вопрос. Один вопрос вторгся в ее разум, открыл шлюзы и изменил ее путь: «Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?» (Бытие 3:1). Это все, что потребовалось, чтобы заставить ее подвергнуть сомнению себя, а также силу, цель и потенциал, которые даровал ей Бог.

А свести всю историю о том, что произошло в Эдемском саду, к одному моменту, когда женщина надкусила яблоко, – это слишком просто.

При ближайшем рассмотрении выясняется, что неприятности начались задолго до того, как она сорвала плод. В тот момент, когда истина женщины была поставлена под сомнение и заменена провокационными вопросами, человечество сделало крутой поворот.

Помните ли вы первый раз, когда ваша уверенность была подорвана? Помните ли тот момент, когда впервые перестали чувствовать себя в безопасности? Ощущали себя любимыми? Желанными? Нравящимися? Достаточно хорошими? Красивыми? Невинными? Помните ли, как это заставило вас задаваться вопросами к себе и к остальным? Змей в саду не стремился покуситься на аппетит Евы. Он стремился покуситься на ее веру в Бога. И Божья сила начала исчезать в тот момент, когда она начала сомневаться в Божьем плане относительно своей жизни.

Долгое время я думала, что моя травма началась, когда я забеременела в подростковом возрасте. Теперь я понимаю, что моя беременность наступила как раз в тот момент, когда я съела плод. Семя травмы во мне зародилось как вопрос и поиск ответа на него. Именно этот вопрос привел к моей беременности и ко всем другим проблемам, которые разрушили мой мир. Этот вопрос и многие другие возникающие из него вопросы будут преследовать меня в течение многих лет, прежде чем я, наконец, найду единственный ответ, который имеет значение.

При всей прозрачности вопрос полностью не исчез, но поиск ответа прекратился. Все началось с вопроса: «Действительно ли я нужна здесь?» Понятие «здесь» менялось с годами. Иногда «здесь» было семьей, иногда – школой, иногда – отношениями, и в конечном итоге это воплотилось в моей карьере и моих целях.

Какой вопрос не дает вам покоя? Что за вопрос может вползти, как змей, в самые неожиданные моменты вашей жизни? Этот вопрос – семя, которое, если с ним должным образом не разобраться, пустит корни и прорастет в ваши действия.

Возможно, вы захотите изменить свое мышление и действия. Возможно, вы уже давно хотели их изменить, но все безуспешно. Когда Ева была в саду, вопрос змея в конечном итоге изменил ее действия. Возможно, нам следует тратить меньше времени на то, чтобы сосредоточиться на действиях, и больше времени – на обнаружение корней вопроса, вызвавшего действие.

Если мы сможем добраться до корней, то сможем изменить плоды.

Глава вторая

Знать, как лучше

Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?

Бытие, Глава 3, Стих 1

Мы с моим мужем Туре́ живем в Лос-Анджелесе. Он прожил здесь большую часть своей жизни. Я здесь только шесть лет.

Туре́ как давний житель Лос-Анджелеса обладает обширными знаниями о проселочных дорогах и о возможностях срезать путь, которые он использует, чтобы избежать ужасных пробок на дорогах. Фактически он знает шесть или семь способов пересечь город. С другой стороны, я знаю, как использовать приложение для навигации на моем телефоне.

Не могу точно сказать вам, сколько времени я простояла в пробке, пока Туре́ ждал моего прибытия. Я смотрю вдаль, вижу огромное море красных огней, и у меня сводит живот. Вижу, как стрелка на моем спидометре опускается все ниже, пока я совсем ни останавливаюсь. Находясь в полной растерянности, я немедленно достаю свой телефон и обращаюсь к приложению Waze[4], чтобы узнать, насколько я задержусь на самом деле.

Если опоздание является наследственным, то я уверена, что это передалось мне от моей матери, и, ну что ж, Бог все еще работает над моей проблемой. В девяти случаях из десяти я выхожу из дома так, чтобы только успеть приехать ко времени (но не успеваю припарковаться, не говоря уже о том, чтобы зайти внутрь здания). Благодаря осторожному вождению и Waze я могу почти гарантировать, что приеду ко времени с не очень критичным опозданием.

Учитывая, что мой муж знает город, я взяла за правило сначала позвонить ему, прежде чем слепо подчиняться Waze. Когда я рассказываю ему о том, что планирую использовать Waze, он просит меня сделать снимок экрана маршрута, по которому меня ведет приложение. И обязательно, едва его телефон успеет получить снимок экрана, я слышу раздраженный голос, заявляющий: «Нет, нет, нет! Твой Waze показывает неправильно. Я из этого города. Поворачивай на следующем съезде, поверни налево на Вентуру и направляйся на север по Сепульведе. Когда доберешься до Бербанка, направляйся на восток. Потом возвращайся на 101, и отсюда уже поймешь, куда ехать».

* * *

Вы знаете, что делает Waze, пока мой муж порочит его и так дурную славу? Женский голос в приложении говорит со мной с самым невозмутимым английским акцентом. (Я сделала свой Waze необычным.) Она терпеливо ждет, когда я сделаю один простой поворот. Она не доставляет мне беспокойства, пытаясь дать все указания сразу. Она также, очевидно, понимает, что у меня есть проблемы со сторонами света, поэтому не выдает таких устрашающих слов, как север, юг, восток или запад.

Теперь я стрессую. Waze ждет меня, но мой муж, который хорошо знаком с городом, настаивает, что он знает маршрут получше. Я внутренне взвешиваю варианты. Следует ли мне подчиниться указаниям мужа или сказать ему, что я в стрессе и предпочитаю провести некоторое время с девушкой из приложения Waze? У меня есть всего доля секунды, чтобы принять решение, прежде чем я упущу возможность свернуть сейчас и продолжу толкаться в благословенных пробках Лос-Анджелеса. Давление нарастает, а время идет. Передо мной два конкурирующих маршрута, при этом неспособность принять решение, несомненно, приведет к тому, что я застряну. И опоздаю.

Я хотела бы, чтобы выбор между маршрутом из Waze и маршрутом Туре́ был самой сложной дилеммой в моей жизни. Я часто оказываюсь на перепутье, задаваясь вопросом, какую дорогу выбрать.

У нас есть выбор

Вы когда-нибудь оказывались на перепутье? Выбор дороги в жизни немного сложнее выбора дороги на перекрестке. Слишком часто мы вынуждены идти на риск. И, упаси Бог, если вы когда-либо получали травму, неправильно рассчитав все возможные риски – тогда вам еще сложнее принять окончательное решение. Я думаю, мы все можем согласиться с тем, что было бы в разы легче уволиться с работы, если бы мы знали, что в конечном итоге это увольнение приведет нас к успешной карьере. И показать свою уязвимость было бы несложно, если бы мы были уверены, что это не приведет нас к боли.

Как бы ни было трудно выбирать между двумя маршрутами на перекрестке, это решение меркнет по сравнению с перемещением по многополосному шоссе, которое творится у меня в голове. Рассла-а-абься, вот где настоящее напряжение! По крайней мере, когда я нахожусь в пробке в Лос-Анджелесе, я знаю пункт назначения. У меня есть примерное представление о том, сколько времени мне потребуется, чтобы добраться туда и сколько топлива потребуется на поездку.

Когда я нахожусь на одном из жизненных перекрестков, мне нужно принять решение, практически не имея информации. Ожидается, что я приму решение, которое приведет меня в неизвестную точку неведомым маршрутом. Я понятия не имею, сколько времени, отдыха, надежды, энергии или веры мне понадобится, чтобы это сделать.

В этот момент моя тревожность пристегивает ремни безопасности на заднем сидении и начинает делать ненужные комментарии: «Тебе вообще не стоило начинать эту поездку. Знаешь, если ты провалишься, это докажет ровно то, что все о тебе думали». Я упоминала, что мое прошлое в это время лежит связанное в багажнике, требуя знать, достигли ли мы места полного покоя и уверенности. А мое милое маленькое горчичное зернышко веры шепчет с пассажирского сиденья: «Имей терпение». Где-то вдали мое будущее ждет, пока я найду в себе достаточно сил, чтобы наконец сдвинуть свою жизнь с мертвой точки. Тем временем мое настоящее застыло за рулем, пытаясь определить, смогу ли я вообще что-то сделать в этих условиях.

Никто не застывает в жизни по собственному желанию. В конце концов, мы застываем в жизни, потому что неизвестное пугает. Подсознательно мы считаем, что лучше жить в состоянии постоянной нерешительности, чем принять неправильное решение.

Нерешительность определяется как неспособность быстро принять решение. Двигаться быстро легко, когда у вас нет на плечах ноши, но когда вам тяжело, вы не можете двигаться так же быстро, как обычно. Больше всего нас отягощают мысли, которые создают наши страх, стыд, прошлое и неуверенность. Если бы мы могли заглянуть внутрь человеческого разума, испытывающего нерешительность, мы бы увидели, что, как правило, он страдает не от недостатка видения ситуации, а, скорее, от помрачения, которое возникает при проигрывании слишком многих потенциальных результатов этого видения. В конце концов, разум затуманивается, и человек теряет страсть, изобретательность и точность, необходимые для того, чтобы сделать следующий шаг.

Если вы прочитали эти последние предложения и сказали: «Аминь!», тогда вам точно известно, что такое внутреннее истощение, которое приходит в связи с такими мыслями, эмоциями и вопросами, возникающими при зацикливании.

Оно того стоит? Есть ли у меня все, что нужно для победы? Получится ли у меня это сделать? Стоит ли мне открыться или остаться закрытой? Попробовать еще раз или избежать боли разочарования? Остаться или все же уйти? Раздумывать над какой-либо из вышеупомянутых мыслей или вопросов касательно вашей жизни не так легко, как сравнивать всего два варианта. Бесконечные потенциальные последствия этих вариантов разыгрываются в вашем сознании до тех пор, пока там не останется единственное желание – совсем ничего не делать.

Ум становится ареной, где мысли сражаются до победного. Каждая мысль конкурирует за то, чтобы взять на себя инициативу и управлять нашей жизнью. Мы думаем, что однажды соревнование выявит победителя, но на самом деле эта битва будет длиться без конца до тех пор, пока мы не вмешаемся и не примем окончательное решение.

Вихрь мыслей часто мешает нам признать, что на самом деле они имеют только два источника: они порождены либо нашей верой, либо нашим страхом. Наши страхи делают вид, что защищают нас. Наша вера требует от нас смелости, в наличии которой мы не уверены. Если бы страх не был нам удобен, а вера не стоила бы нам так дорого, нерешительность исчезла бы и появилась бы уверенность.

Что вы делаете, когда страх и вера говорят с вами одновременно? Ответ на этот вопрос для многих прост: ничего. Мы часто находим способ воспринимать перекличку страха и веры как нормальное явление и, следовательно, продолжаем жить в противоречиях и зацикливании. Интересно, что со стороны вы никогда не сможете сказать, что кто-то зацикливается. Большинство из нас могут заниматься своими повседневными делами: работать, готовить, публиковать сообщения, любить, смеяться, общаться, в общем, функционировать так, как будто все в порядке. Мы начинаем завидовать другим людям, которые, кажется, не борются за то, чтобы быть решительными. Конечно, то, что кто-то может принимать трудные решения, не означает, что его жизнь прогрессирует. Истинный прогресс можно точно измерить только по тому, насколько человек стал мудрее, умнее и устойчивее изнутри, а не по тому, что он накопил снаружи.

Я всегда представляла, что, когда люди делают решительный шаг в неизвестность, они как будто совершают прыжок с одной скалы на другую. Как будто смотрю фильм, когда представляю, как их ноги делают широкий шаг, и сердце их полно веры, и дух полон решимости, поскольку они устремлены к цели. Несмотря на то что все это драматично и театрально, я представляла все неправильно.

Настоящий решительный шаг в неизвестность не подразумевает ущелье, которое отделяло бы нас от нашей следующей цели. Но нам действительно нужно перепрыгнуть через гору страхов и незащищенности. Как бы мы ни хотели обладать такой верой, которая позволяет нам без проблем оторваться от земли, что если мы вдруг упадем прямо в центр наших худших страхов? Я не могу передать вам, сколько раз я общалась с людьми, которые хотели переехать, бросить работу, начать бизнес или совершить другие бесчисленные решительные шаги, но слишком боялись, что они не добьются успеха. Они рассмотрели все возможные последствия, основанные на страхе, и предпочли не делать шагов вообще и оставаться на месте. Но остаться на месте было бы легко, если бы не заглушаемый внутренний голос веры, который побуждал их совершить прыжок.

Вот почему мы должны уделять пристальное внимание тому, что происходит в нашей душе. Если мы обнаружили, что не можем предпочесть веру нашему страху, то значит, мы знаем о кризисе и тревоге, которые сопровождают эти моменты застоя. Внутри мы жаждем большего и стремимся к постоянному состоянию удовлетворения во всех сферах нашей жизни. Эти кризис и тревога – это наш дух, который встряхивает наше самодовольство, чтобы мы могли отчаянно нуждаться в том, чтобы выполнить свою миссию.

Знайте свое окружение

Я даю вам разрешение перестать ругать себя за то, что вы не можете двигаться вперед. Вместо этого проанализируйте свои мысли, чтобы помочь себе открыть для себя красоту неизведанного.

Но прежде, чем мы начнем, мне нужно, чтобы вы понимали, что вера в неизвестность – это не результат ответов на все вопросы, которые беспокоят ваш разум. Вера в неизвестность – это вера в то, что прогресс и вопросы, на которые нет ответа, могут сосуществовать. Когда вы не верите, что эти понятия могут сосуществовать, вы в ловушке, но не потому что не хотите расти – вы в ловушке, потому что думаете, что вам нужны все ответы, прежде чем сможете двигаться вперед.

Вместо того чтобы сосредотачиваться на «что, если», моя цель – помочь вам понять, как ваши мысли управляют вашими действиями, чтобы вы могли определить, какие мысли достойны того, чтобы занимать место в вашем разуме.

Чтобы проанализировать наши мысли, мы должны учитывать среду, которая их породила. Мысли – это семена. При правильном обращении эти мысли начинают укореняться и в конечном итоге приносить плоды. Плод – это наши действия, то есть суть нашего существования и то, как мы презентуем себя окружающему миру. Наш характер, уверенность, порядочность, преданность и трудовая этика (или ее отсутствие) – все проистекает из мыслей, которые прорастают просто, как семена.

Процесс развития мысли от семени к плодам – это цикл. Этот цикл одинаков как в подростковом, так и в среднем возрасте. Окружающая среда определяет, приносит ли нам пользу цикл или разрушает. Понятие «окружающая среда» происходит от французского слова environ, что означает «окружение». Любой ботаник скажет вам, что некоторые растения не могут расти в определенных условиях. Вот почему так важно распознавать среду или окружение, которая породила мысль.

Вы знаете свои мысли и, возможно, даже знаете свои действия, но принимали ли вы во внимание ваше окружение и то, как оно повлияло на ваши мысли и действия?

Человечество зародилось как мысль в разуме Бога. Но прежде чем посадить нас, как зерно, Он создал окружающий мир, так как осознавал, что для нашего процветания нам необходимо находиться в среде, где это будет возможно.

Может показаться, что когда змей вовлек Еву в диалог, он просто пытался заставить ее съесть плод. Но его конечной целью было разрушить среду, созданную Богом.

В Бытии 3:1 рассказывается все, что нам нужно знать о том, как змей смог помешать женщине остаться расти как семя в целях, заданных Богом. Новая версия короля Якова[5] гласит: «Змей был коварнее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: “Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?”»

Не знаю, как вы, но когда я пытаюсь определить для себя значение слова «коварный», то сразу представляю себе злодеев из просмотренных детективов/триллеров. Я сейчас говорю о таких злодеях, как персонаж Энтони Хопкинса в фильме «Перелом»[6]. И вот с таким моим пониманием мне кажется, что змей должен был бы замаскировать яблоко под другой плод или, возможно, как-то обмануть женщину, пока та спала. Но он не применил ни одного из ожидаемых приемов. Вместо этого он использовал разум женщины против нее самой, задав ей вопрос, который пошатнул ее мир.

Давайте перечитаем предложение выше.

«Вместо этого он использовал разум женщины против нее, задав ей вопрос, который пошатнул ее мир».

Змей использовал разум женщины против нее. Он задал вопрос, который изменил все, что она знала. Один этот вопрос изменил ее среду существования.

Мы тратим огромное количество времени на разговоры о внешних силах, работающих против нас, но я хочу призвать вас подумать о том, что, возможно, ваш величайший враг сидит у вас в голове.

Вы когда-нибудь задумывались о том, что ваш разум может работать против вас, а не на вас? Если ваши мысли не помогают вам стать мудрее, сострадательнее, целеустремленнее и дисциплинированнее, то какими же они заставляют вас стать? Змею не нужно использовать какие-либо причудливые уловки, как в фильмах, потому что силы одного этого вопроса достаточно для того, чтобы разум Евы начал постепенно удаляться все дальше и дальше от присутствия Бога в ее жизни.

Все мы знаем эту историю. Ева сказала змею, что им разрешено есть плоды с любого древа в саду, кроме одного – того, что посередине. Вообще, их даже нельзя было трогать, иначе они умрут. Но тщательно выстроенный ряд вопросов змея изменил ее сознание, толкая ее от уверенности в словах Бога к неопределенности. Она взяла несколько плодов и съела их. Да еще и мужа угостила.

А Богу свой проступок объяснила так: «Змей обманул меня, и я съела» (Бытие 3:13). В Конкорданции Стронга[7] поясняется, что на самом деле слово «обманутый» в оригинальной рукописи на иврите значится как naw-shaw’, это первобытный корень, означающий «сбивать с пути», то есть «(мысленно) вводить в заблуждение или (морально) соблазнять, обманывать, сильно и полностью обманывать». Легко считать Еву глупой, когда мы рассматриваем ее решение как мгновенное, но Ева сама объясняла нам, что путь от послушания, безопасности и защищенности был пройден не в одночасье – это был долгий процесс. Она раскрывает нам соблазн саботажа.

Саботаж медленный, незаметный и терпеливый. Ему не нужны немедленные результаты. Ему нужен только небольшой уголок вашего сердца, разума или души. Саботаж пробивает в вашей вере дырочку размером с булавку, а затем терпеливо ждет, пока она – вера – полностью исчезнет. То, что Ева отведала запретный плод, было окончательным действием, но действо началось в тот момент, когда змей проделал дыру в тех убеждениях Евы, которые она принимала за истину. Чем больше времени она сосредотачивалась на том, что сказал змей, тем меньше времени она фокусировалась на Божьей истине.

Женщина объяснила змею, что она понимала как истину, но в конце концов она отказалась от этой истины, чтобы проверить ответ, предложенный врагом. Ева даже не думала о запретном плоде, пока змей не задал ей провокационный вопрос: «Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?»

Я предполагаю, что среда, которая породила негативные, отвлекающие мысли, существующие в вашем уме, возникла из-за оставшегося без ответа вопроса, который вторгся в вашу душу.

Бог – хороший?

До того как Ева встретилась со змеем, все, что она знала, был сад, созданный для нее Богом. И Книга Бытия в первой главе утверждает, что условия для жизни в нем были прекрасные. Все, что знала Ева, – это доброта. Ей не приходилось сомневаться в том, был ли Бог хорошим, потому что все в ее мире говорило о Его доброте, пока все в корне ни изменилось. Этот момент, описанный в Книге Бытия 3, очень важен, потому что Ева впервые должна задуматься о том, действительно ли Бог добр. Змей добился того, что она поверила, будто ей и Адаму запрещено есть плод, потому что Бог скрывает от них большее знание.

Что вы делаете, когда некоторые события заставляют вас сомневаться в доброте Бога? Некоторые из нас слишком религиозны, чтобы когда-либо по-настоящему признать это, но бывают моменты, когда мы в этом не так уверены. Конечно, мы не хотим казаться неблагодарными, но, когда хороним любимого человека, сталкиваемся с жестоким обращением, боремся с болезнью или стараемся выбраться из нищеты, крохотная часть нашей души удивляется: «Хорош ли Бог?» Если даже Иисус, распятый на кресте, спросил Бога: «Как ты мог оставить меня?», то и у нас, грешных, бывают моменты, когда мы в жизни сталкиваемся с такой жестокостью, что приходится только гадать, куда делся наш милостивый Бог.

Коварному змею не имело смысла заставлять Еву съесть плод, точно так же как ему не приходилось заставлять вас или меня сделать выбор в пользу того или иного действия. Все, что ему нужно было сделать, чтобы заставить Еву преступить черту, – это изменить ее среду, заставив ее усомниться в доброте Бога. Ева превратилась из женщины, которую Бог сотворил для владения прекрасным миром, в женщину, чьи мысли о Боге, ее мире и своей идентичности в нем в корне изменились, – и все из-за вопроса. Один каверзный вопрос не просто перестроил все ее мысли, а затем, в конечном счете, и ее действия; этот единственный вопрос изменил мышление и действия всех поколений, прародительницей которых она стала.

Никогда ни одно поколение не испытает чувство мира, покоя, безопасности и счастливого блаженства, которыми наслаждалась Ева в Эдемском саду. Мы рождены в мире, где сомневаться в доброте и милости Бога естественно, а для установления и поддержания веры требуется борьба.

* * *Проработаем это

Если вы готовы вникнуть в суть описанных выше проблем вместе со мной (а я надеюсь, что готовы), вам нужно будет заглянуть в самые потаенные уголки своей души. И, независимо от своей религиозности, понять, почему сердцем чувствуете неуверенность при обращении к Богу. Нам нужно исследовать мысли, которые породила окружающая среда, а также ту ситуацию, в которой вы начали задаваться вопросами о том, хороший ли Бог, хороши ли вы сами и хорош ли мир вокруг. Самое простое и самое страшное место, куда отважимся мысленно отправиться, – это ситуация, где мы впервые испытали тревожное разочарование.

Если бы я попросила вас рассказать мне о своих мыслях, связанных с чувством страха, стыда и потери собственной значимости, то вы бы, вероятно, с пугающей легкостью смогли бы их перечислить. Получается, одна из версий этих мыслей яростно и тихо крутится в вашей голове в течение всего дня.

Но мы здесь не для того, чтобы атаковать эти мысли, помните? Я хочу, чтобы мы исследовали среду, которая взлелеяла и вскормила ваши нынешние идеи и мнения. Погрузитесь в себя достаточно глубоко, чтобы найти вопрос, который изначально пошатнул ваше мировоззрение. На какой вопрос пыталась ответить ваша душа? Когда вы впали в ступор? Давайте вместе избавимся от этой среды, которая сделала ваш мир неустойчивым.

Шарлотта Столлингс – женщина, которой я глубоко восхищаюсь, научила меня технике дыхания, которая поможет и вам. Для этого вы должны уединиться в тихом, спокойном месте.

1. Вдохните, как будто вы вдыхаете аромат роз, и выдохните, как будто задуваете свечу.

2. Повторите это трижды.

На страницу:
2 из 4