bannerbanner
Антон де Виер – происхождение и семья. Первый полицеймейстер
Антон де Виер – происхождение и семья. Первый полицеймейстер

Полная версия

Антон де Виер – происхождение и семья. Первый полицеймейстер

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 8

Согласно мнению энциклопедий и историков Граф Антон Мануилович Девиер (Дивиер, Девиэр, Девiер, Дивьер, Девьер, Девер, Девилер, Девкор, de Vere, de Viera) родился в Амстердаме 22 февраля 1682 года или в Лиссабоне в 1682 году или Португалии в 1673 году или другом месте в 1662, 1663, 1674, 1683 году, точные дата и место рождения неизвестны.


«1721 год. Июль. 11-го его высочество посетил обер-полицеймейстера, который, от имени царя, встречал его за несколько верст от города. Он же смотрел и за назначением квартир для нашей придворной свиты, поэтому и ему также старались оказать внимание. Родом он итальянец и еще молодой человек лет 30, худой, но красивый собою». (Дневник Берхгольца). То есть дата рождения Девьера около 1690 года.


Умер 24 июня 1745 года, в возрасте 63 лет, по дневнику Ханенка; умер 28 июня 1745 года, по Гельбу; Девиер умер в Петербурге, в 1746 году, в глубокой старости, причем он сам не мог точно определить своих лет.

Антон Дивьер скончался 24 июня 1745 года на 71 году жизни и был похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. Его могила не сохранилась.

То есть годы жизни 1662—1761 (1675—1746 или 1690—1761 годы).


Антон Мануилович Девиер происходит из старинного графского рода; итальянец; португалец из Англии (указание Мартини); выходец из Португалии; сын португальского еврея, переселившегося в Голландию; уроженец Голландии; находился на датской службе.


Рассмотрим все эти версии.

1.Де Виер и евреи

1

Почему Девиера отнесли к евреям не совсем ясно. Еще в 1836 году его еврейское происхождение не было известно, а затем после трудов французского поляка Казимира Валишевского стало общим местом.

«Дивьер (Антон Мануилович di Vier, граф; год рождения неизвестен) – сын португальского еврея, переселившегося в Голландию. Служа юнгой в голландском флоте и находясь в 1697 г. на корабле, которым командовал Петр Великий во время морских маневров, устроенных для него голландскими бургомистрами, Д. своей ловкостью и расторопностью обратил на себя внимание Петра и был взят к нему в пажи. Успев скоро приобрести расположение государя, Д. был сделан царским денщиком». (Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона)

«Дивиер (di Vier), Антон Мануилович, граф, сын португальского еврея, родился в 1682 году, служил юнгой на голландском корабле и, понравившись Петру Великому своей ловкостью, был взят им в Россию». (Энциклопедический словарь Гранат)


Современники не сообщали ни об иудейском вероисповедании, ни иудейском происхождении графа. Хотя противник Меншикова, вице-канцлер, барон Шафиров, являлся иудем, исполнял обряды и не скрывал этого.

«Выше упоминалось о слухах касательно того, что вице-канцлер Шафиров втайне (остается) жидом. В моем мнении подтвердились что, как мне много раз случалось замечать, у меня за столом сын Шафирова не прикасался к свинине, а однажды на мой вопрос, почему он ее не ест, отвечал, что ее не едят ни родители его, ни братья, ни сестры, ибо считают это грехом». (Записки датского посланника).

Так же евреями были помощники Меншикова братья Веселовские. Федор Павлович Веселовский – известный дипломат. Имел братьев Исаака и Якова. Веселовский Исаак Павлович, был секретарем «Экспедиции на иностранных языках». 17.04.1719 в ответ на высылку из Австрии А. П. Веселовского из России были высланы все иезуиты.


А. П. Веселовский


В Португалии еврейского населения тогда практически не было. Открыватели еврейских корней пишут, что отец Антона происходил из рабочей иудейской семьи де Виейра. Но фамилия «де Виейра» дворянская, так что де Виейра могли быть только тайными евреями.

С середины 16 века на Пиренеях при доказательстве дворянского происхождения утверждается обязательное требование чистота крови (limpieza de sangre),ставшая с этого времени важнейшей характеристикой дворянства. Когда речь шла о примеси еврейской или арабской крови, срок давности, не действовал. Впрочем, явно еврейское происхождение при наличии связей не исключало подтверждения дворянства.

За тайными иудеями следила инквизиция, и считается, что когда семья де Виейра почувствовала угрозу разоблачения, она в 1673 году эмигрировала в протестантскую Голландию, где можно было открыто исполнять свои религиозные обряды. Там семья покинула религию отцов.

Зачем тогда нужно было бросать Португалию? Найденный «учеными» глава семьи Мануэл де Виейра или N. De Vieira, назван оружейником, то есть принадлежал к довольно востребованному цеху, но его сын Антонио, родившийся в Голландии в 1682 году, отцовскому ремеслу научиться не успел, так как отец умер слишком рано, и подростку пришлось пойти юнгой на голландский военный флот. Обучить ремеслу его никто из родственников и коллег отца по цеху естественно не мог. А быть моряком на голландском военном флоте – это так похоже на потомственного оружейника. Особенно, учитывая тот факт, что в дальнейшем Девиер занимался всем кроме флота и производства оружия. Понимая это, с 1880 года стали считать, что граф происходил из бедной еврейской семьи торговцев, которая переехала из Португалии в Голландию.

В августе 1697 года в Голландию прибыло российское «Великое посольство», в составе которого находился некий «урядник Пётр Михайлов» – под этим псевдонимом скрывался царь Петр Первый. Служа юнгой на корабле, которым командовал Петр I во время морских маневров, устроенных для него голландскими бургомистрами, очень ловко, «яко обезьяна», лазил по вантам и крепил паруса, своей ловкостью и расторопностью обратил на себя внимание Петра I и был приглашен на работу. Дивиер с радостью согласился, сразу сообщил царю, «что зовут его Антониу Мануэл Виэйра, он из Португалии, иудейского рода, что его отец, оружейный мастер, умер и ему пришлось податься в юнги, чтобы прокормить семью», и был зачислен в штат царской прислуги «пажом». Дивиер, действительно, оказался способным, исполнительным и честным слугой. Не обладая большим умом, он был, однако же, смышлен, вкрадчив, бескорыстен, неутомим и, кроме всего этого, отличался живым, веселым характером. О своей семье он больше не вспоминал. Уже в начале октября 1697 голландский юнга получил российские документы (авторы сказочных романов не знают об отсутствии общегражданских паспортов до 1724) на имя Антона Девиера.

К. Валишевский считает, что Девьер был торговцем. «Рядом с польским евреем Шафировым мы видим забавного плута, португальского еврея Девьера. Петр подобрал Девьера в Голландии, где встретил его в 1697 году на борту торгового судна». (Казимир Валишевский. Петр Великий)


П.П.Шафиров


Вероятно, так и было, и литераторы лично присутствовали при разговоре царя и юнги, только у «Пётра Михайлова» были не пажи, а денщики. В журнале царских денщиков есть фамилии Ягужинского, Меншикова и других – а Девиера нет. Не знал о таком коллеге по службе и Меншиков.

«Денщики были следующие: два брата Афанасий и Алексей Татищевы, Иван Михайлович Орлов, Мурзин, Поспелой, Александр Борисович Бутурлин, Древник, Блеклой, Нелюбохтин, Суворов, Андрей Константинович Нартов, любимый его механик, который учил государя точить. Для дальних посылок непременные курьеры – Шемякин и Чеботаев да для услуг его величества – спальный служитель или камердинер Полубояров. Вот все его приближенные. Для письменных же дел – секретарь Макаров, при нем два писца – Черкасов и Замятин». (А. К. Нартов)

«Личный штат царя состоял из шести денщиков, в числе которых были: Татищев, Орлов, Бутурлин, Суворов; двух курьеров для дальних посылок, камердинера Полубояринова, секретаря Макарова и двух помощников секретаря: Черкасова и Памятина. Нартов тоже входил в этот штат в качестве помощника царя в резьбе из слоновой кости и выпиливанию из дерева, чему Петр нередко посвящал по несколько часов в день». (К. Валишевский. Петр Великий)

Кроме того, если Девиер родился 1690 году, то в 1697 ему было всего семь лет. Если же он родился в 1683 году, то надо учесть, что согласно английским источникам поездка Петра Первого в Англию относится не к 1697 году, а к 1690—91.


Предположение о еврейском происхождении Антона Девиера противоречит его службе при императрице Елизавете Петровне в должности Генерал-Полицеймейстера империи и службе при ее дворе его детей.

2 декабря 1742 года Всероссийская императрица Елизавета Петровна издала Указ «О высылке Жидов из России»:

«Жиды существуют в различных частях России. От этих ненавистников Христа мы не можем ожидать ничего хорошего. В связи с этим обстоятельством, я издаю следующий приказ: все жиды, мужчины и женщины, независимо от их положения и богатства, со всем их имуществом должны немедленно убраться за пределы границы. От этих врагов Христа я не хочу иметь никакой прибыли. Как то уже по неоднократным предков наших указам, по всей нашей Империи жидам жить запрещено. Но ныне нам известно учинилось, что оные жиды ещё в нашей Империи под разными видами жительство своё продолжают, от чего, ни иного какого плода, но токмо, яко от таковых имени Христа Спасителя ненавистников нашим верноподданным крайнего вреда ожидать должно. А понеже наше матернее намерение есть от всех чаемых нашими верноподданными и всей нашей Империи случиться могущих произойти худых последствий крайне охранять и отвращать, того да всемилостивейше повелеваем: из всей нашей Империи, как то великороссийских, так то и малороссийских городов, сёл и деревень, всех мужеска и женска пола жидов, какого бы кто звания и достоинства ни были, с объявлением указа, со всем их имением немедленно выслать заграницу и впредь оных ни под каким видом в нашу Империю ни для чего не впускать, разве кто из них захочет быть христианской вере греческого исповедания; то таковых, крестя, жить им позволить, только из государства уже не выпускать».

В 1743 году Генеральная войсковая канцелярия Малороссии и Лифляндская губернская канцелярия предъявили ходатайство о разрешении временного въезда купцам-жидам, где указывалась выгода для казны от развития торговли, в которой польские жиды преуспевали. Однако Елизавета Петровна наложила на ходатайство резолюцию: «От врагов Христовых не желаю интересной прибыли». Эти слова были написаны ей собственноручно на полях доклада.

О результатах указа писали высшие сановники империи: «Изгнаны они, иуды, из России за великие и злые душегубства, убиения ядом лучших людей, людей русских. Распространение отравных зелий и тяжких смертельных заразительных болезней всяческими хитроковарными способами, за разложения, кои они в государственное дело вносят. …Особливо опасны они, природные ростовщики-кровососы, тайные убийцы и всегдашние заговорщики для Великой России».


Елизавета Петровна в деле очищения России от врагов государства объявляла себя правопреемницей «вселюбезнейшия Матери Нашей Государыни Императрицы Екатерины», которая указом 20 апреля 1727 года изгнала жидов и запретила им въезд в Россию под любым предлогом.

После этого Дивиеру высочайшим указом 17 февраля 1743 будет предоставлен чин Генерал-Лейтенанта, орден Александра Невского и графское достоинство, он будет назначен Генерал-Полицеймейстером. 24 декабря 1743 года ему будет передано поместье в Валуйском уезде Белгородской губернии с 1602 душами крестьян из имений Меньшикова и деревню Ревгульский погост (180 дворов) Кексгольмского уезда. 15 июля 1744 года он будет произведен в Генерал-Аншефы.


Андрей Константинович Нартов приводил мнение Петра I. «О жидах говорил его величество: „Я хочу видеть у себя лучше магометанской и языческой веры, нежели жидов. Они – плуты и обманщики. Я искореняю зло, а не распложаю. Не будет для них в России ни жилища, ни торговли, сколько о том ни стараются и как ближних ко мне ни подкупают“. Сколько ни старались жиды получить позволение быть в России и торговать, однако государь на то не склонился и все просьбы об них уничтожил». (А. К. Нартов)

Граф Дивиер был назначен Петром I ответственным за воспитание его дочерей – принцесс Анны и Елизаветы.


Неблагоприятный отзыв Петра о жидах приведен в «Анекдотах» Штелина, при чем отнесен к 1697 году, когда на слубу к Петру принят Девиер.

«Замысловатый отказ Петра Великаго на прошение жидов, чтоб он позволил им жить в России. Когда Государь Петр I еще в первой раз был в Голландии, учился в Сардаме искусству строить корабли и повсюду наведывался обо всем потребном для приращения торговли, заведения мануфактур и обрабатывания продуктов своея земли; и тогда уже явно было, что одним из главных предметов его стараний было заведение торговли в своем Государстве. Он старался вызывать в Россию искусных художников, фабрикантов, ремесленников и купцов, давая им разныя привеллегии, совершенную свободу и достовляя многия выгоды. Хитрые Амстердамские Жиды надеялись воспользоваться сим случаем. Хотя они знали, что Царь Иван Васильевич выгнал Жидов из Российскаго государства и последовавшие за ним Цари также не позволяли им жить в России; но они думали, что Петр Великий, совсем преобразуя Россию и отменяя столь многие старые обычаи, отменит и узаконение Царя Ивана Васильевича, касающееся до их нации. Итак взяли они прибежище к славному Амстердамскому Бургомистру Фан-Витсену и просили его, чтоб он исходатайствовал им у Его Величества позволение селиться в России, заводить купеческия конторы и производить торговлю; также, как то было позволено и другим иностранцам; при чем не забыли они весьма подробно описать знатныя выгоды какия получили бы Россияне продавая продукты своей земли чрез Жидовских купцов. Сверх сего обязывались они из благодарности за исполнение их просьбы поднести Государю на первой случай в подарок сто тысяч гульденов наличными деньгами.

Бургомистр Витсен склонился на то и обещал Жидам при первом случае предложить Государю их просьбу. Сей почтенный муж, котораго Государь почитал как вернаго советника и почти ни в чем ему не отказывал, сдержал свое слово и при первом случае предоставил императору предложения и просьбу Жидов. Государь сперва слушал его с важностию, а потом, улыбаясь, отвечал ему следующими словами: Господин Витсен, вы знаете Жидов, знаете образ мыслей моего народа; и я также знаю и тех и других. В разсуждении первых, еще не время позволить Жидам селиться и жить в моем Государстве. Скажите им моим именем, что я благодарю их за их предложение; но я стал бы жалеть о них, если б они поселились в России, ибо, хотя и думают о них, что они в торговле весь свет обманывают, однакож я опасаюсь, что они у моих Россиян не много бы выторговали». (Штелин Яков)


Николай Фан-Витсен


Указ Екатерины I был практически составлен Меншиковым, который при этом имел теснейшие связи с иудеями Меером и Любсом.

«1727 год. №5063. Апреля 26. Именный, состоявшийся в Верховном Тайном Совете. О высылани Жидов из России и о наблюдении, дабы они не вывозили с собою золотых и серебряных Российских денег.

Сего Апреля 20, Ея Императорское Величество указала: Жидов, как мужеска, так и женска пола, которые обретаются на Украине и в других Российских городах; тех всех выслать вон из Poccии за рубеж немедленно, и впредь их ни под какими образы в Россию не впускать и того предостерегать во всех местах накрепко, а при отпуске их смотреть накрепко ж, чтоб они из Poccии за рубеж червонных золотых и ни каких Российских серебряных монет и ефимков отнюдь не вывезли, а буде у них червонные и ефимки или какая Российская монета явится и за оные дать им медными деньгами».

От г. Маньяна графу де Морвилю. С. Петербург. 14 июня 1727. «По обнародованному только-что указу, евреи, поселившиеся в России, обязаны немедленно удалиться отсюда с запрещением впредь лицам, принадлежащим к этой нации, здесь селиться; исключение сделано для трех евреев, находящихся в свите герцога Голштиискаго и графа Рабутина». (СИРИО. Т. 74)


Если украинские жиды не платили откупа и аренду казне, то платили деньги покровителям. Такими покровителями могли быть клан Шафирова или клан Меньшикова. Требования о выплатах, скорее всего, росли и достигли того размера, когда жидам-арендаторам стало легче платить в казну. Принятие указа о выселении, и одновременный погром силовых структур, решал две задачи. Во-первых, разгром полиции, останавливал применение указа и устранял попытку организованного сопротивления узурпации власти. Во-вторых, запуганные арендаторы могли внести дополнительные суммы благодетелю. Они были лишь удобной мишенью. Терпеть убытки никто не хотел.

2

Впрочем, нельзя относить указы ко всем представителям иудаизма. В Польше был возможен переход в шляхетское сословие татарского и еврейского населения. Жидами в России именовали иудеев, подданных Речи Посполитой, к остальным этот термин не относился. Они могли быть «жидовствующими», «караимами», «евреями» и в таком виде в их число попадала часть мордвы и староверов. Современник событий проф. Мартинер в 1731 при перечислении течений православных старообрядцев указывает на одно – субботников: «13) Subatniki, befestigen nach Jüdischer Art am Sabbat-Tage, also noch alte Überbteibsel sind von einer Keşerey zu Novogrod. Nichtlange ist ist auch noch eine andere Sekte.

13) Субатники, празднующие по-еврейски Субботу, так что все еще есть старые выжившие из одного Кешерея в Новогроде. Другой секты давно нет». (Nachricht aus Rußland)


субботники Воронежской области


В начале 20 века субботники-«православные жиды» насчитывали 1,5 млн. чел. в черноземной России. Другая секта «Великий Израиль», по исследованиям начала века, насчитывала до 1 миллиона человек в Черноземных губерниях, доходя до Кеми в Карелии. И хотя ее члены, судя по описанию, были иудеями, они сами считали себя истинно православными и говорили, естественно, по-русски. И таких сект в России было 26. (Бонч-Бруевич В. Д.) Еще в 1770 годах русские языческие верования официально именовались «жидовскими».


Сенная площадь


«Дома на Сенной в старину исключительно населялись евреями. Утром, при закупке припасов, они толпами расхаживали на площади. В это время они не приписывались ни к одному из торговых сословий и не были обложены никакими податями. При таком выгодном положении своем в столице евреи богатели в короткое время и стали заниматься ростовщичеством. Когда состоялось положение об евреях, им пришлось приписываться в городские сословия. Большая часть еврейских семейств оставила столицу, следовательно, и Сенную площадь. В счастливые дни пребывания евреев на Сенной на них приходили смотреть столичные жители во время их праздников Кущей. В эти дни сенновские евреи имели обыкновение строить внутри двора временные деревянные шалаши при домах, в которых жили. Снаружи шалаш сходствовал с четырехсторонними башнями и примыкал к дому с нижнего яруса до крыши; одна сторона шалаша сообщалась с внутренними покоями, а три, составленные из стеклянных рам, выходили на двор; шалаш разделялся на столько отделений, сколько дом заключал в себе ярусов, и каждое отделение состояло из одного покоя. Вечером шалаши освещались множеством свечек, евреи с величайшим волнением, шумно располагались на лавках лицом к той стороне стены, которая присоединялась к дому; еврейки обносили мужей разными яствами и вином; евреи, предаваясь торжеству, кричали оглушительно, и под конец веселье переходило в шумную оргию. Тысячи зрителей толпились по дворам, любуясь странными празднествами евреев». (М. И. Пыляев. Старый Петербург)

Переписывание из столичных евреев (которые жили в районе Сенной площади еще до постройки города?) в петербургские мещане или купцы, и обложение налогами, все же нельзя назвать высылкою за границу.


Если из России выселяли польских жидов, то в Польше вообще всех москалей считали жидами. После победы польской армии над русской в войне за Украину были сочинены торжественные гимны.

«В той же Лирики, песнь первая или победа над Шереметевым:

Слава Богу! Москаль жидоголовый

Тяжкими бряцает на ногах оковы.

А что недавно Польше путами грозили,

Самиж себя в неволю тяжку посадили:

Слили кровью своею Чюдновское поле». Издание 1670. (Н. Г. Устрялов. Т. 1)


боярин Шереметьев


«Между Ингерманландскими крестьянами есть особый род, не Русские и не Ингры, которые говорят смешанным языком, держатся особых верований и многих обычаев, имеющих сходство с Иудейскими. Хотя у них и есть евангелические священники, но крестьяне эти, помимо воли священников своих, уходят в разные времена года в кустарник, освящают там по своему деревья, за тем рубят их, варят себе на этих дровах известное количество пива и до тех пор не выбираются из кустарника, пока не выпьют всё; под конец складывают из тех же деревьев костер, сажают на него живого петуха и сожигают его вместе с костром». (Записки Вебера)



У россиян в 18 веке была традиция: «Тогда им показывают Святых с великим почтением, и вошедший кланяется с большим уважением, воздыхая и крестя свою грудь и лицо. Голову преклоняют три раза и произносят каждый раз, ударяя ладонью по самой груди: „Господи, помилуй!“. После сего, с теми, кто в доме здороваются, говоря: „Schalom!“ (Еврейское слово: „Мир вам!“) и затем уже приступают к исполнению своих дел». (Генрих Седерберг)


«Своеобразным историческим источником является народная эпическая поэзия Киевской Руси – былины, «старины». Былины, разумеется, не могут дать ни последовательности исторических событий, ни строгого достоверного описания фактов – поэзия есть поэзия. И, тем не менее, былины вполне историчны. Историзм былин проявляется в отборе воспеваемых событий, в выборе прославляемых или порицаемых исторических деятелей, в народной оценке событий и лиц…

Былинный эпос – устная поэзия, воспевающая сохраняемые в народной памяти героические события или отдельные эпизоды, возведенные в разряд примеров, заслуживающих подражания…

На протяжении целого тысячелетия народ разрабатывал и бережно хранил эпическую поэзию, служившую своего рода «устным учебником родной истории», передаваемым из поколения в поколение. Этнографами XIX в. зафиксированы случаи обязательного исполнения былин в деревнях во время новогодних празднеств, когда не только производились обряды заклинания будущего, но и подводились итоги прошедшего. Пелись былины и на пирах, «сидючи в беседе смиренныя, испиваючи мед, зелена-вина…».

В «Слове о полку Игореве» впервые в русской литературе появилось слово «былина», переводимое специалистами в данном случае как «действительное событие». Когда творчество новых былин прекратилось, когда былины стали по существу только рассказами о прошлом, появилось иное название для них – «старины», но для нас важно отметить, что первое упоминание слова «былина» связано с представлением о только что происшедшем событии.

…Еще Орест Миллер писал: «Не прославляя князя, ставя его совершенно в тень, былины столь же мало прославляют и его дружину, которая должна разуметься в былинах под окружающими его и также совершенно безличными и ничтожными „князьями-боярами“, иной раз даже прямо осмеиваемыми». (Б. А. Рыбаков. Киевская Русь)

Упоминаемый в былинах Садко – он же Садко Сытинич, поставил церковь Бориса и Глеба Новгороде в 1167. Новгородский гусляр и именитый гость Садко носит имя Садока (Цадок, Zadok), первосвященника царя Соломона.

Главный русский богатырь, Илья Муромец, главнокомандующий русских войск так же носит еврейское имя. В печорской былине «Илья Муромец» о его происхождении говорится:

«Во селе было во Кракове.

У Ивана сына Тимофеева

Был сын Илья Муромец».

В былине «Илья Муромец и Калин царь» Илья Муромец кладет здравицу крестному отцу:

«А здравствуёшь ты, крёстный ты мой батюшко,

А й Самсон сын Самойлович!»

Самсон Самойлович (Самуилович), так же не совсем славянское имя русского богатыря.


Помимо них героями русских былин были иудейские цари Саул и Соломон. Страна где правит Соломон, названа «Руськая земля Светорусьскоая», «земля Русьская», «Сьвятая Русь». Соломон говорит в отношении своей страны: «Со сьвятой у мня Руси, сь Ерусалима, славна города».

На страницу:
3 из 8