Полная версия
Пётр Великий в жизни. Том первый
Анекдоты и предания о Петре Великом, первом императоре земли русской и о его любви к государству. В трёх частях. Москва, 1900. Составитель Евстигнеев
По Рождеству Христову 1671 года, Августа в 11 день, в нощь, в нюже благочестивый Государь, Царь и Великий Князь Алексей Михайлович совокупися с Великою Государынею, Царицею и Великою Княгинею, Наталиею Кириловною, и в утробе ея Величества, Великой Государыни, зачался оный Государь Великий, Император Пётр, и тогда явися звезда пресветлая близ Марса и ту новоявившуюся звезду оный блюститель [Полоцкий] познал, и сначала ея явления добре усмотрел, и действие ея при море с прочими звёздами описал и заченьшемуся в утробе нарёк имя: Пётр.
На утрие, 12 Августа, оный Полоцкий пришед пред Великаго Государя, Царя и Великаго Князя Алексея Михайловича, и поздравил его Царское Величество с сыном, Великим Государем, Царевичем Петром Алексеевичем, который прошедшею ночью зачался в утробе супруги его, Благочестивой и Великой Государыни, Царицы и Великой Княгини Наталии Кириловны, и говорил, что той родится имать Мая 30 числа, 1672 года, и «имать быти на престоле твоём и в те его лета подобные ему в монархах не будет; и всех бывших в России славою и делами превзойдёт; и вящшими похвалами имать быти ублажён; и славу к славе стяжати имать; и победоносец чудный имать быти; падут мнозии от лица его; соседы враждующие смирит; и толикие светлыя победы содеет, елико никто от предков ваших, Благосчестивых Государей, мог содеять; и страх его будет на многих; и страны дальния, яко близ сущия посетит; но свои ему много в благополучиях помешательства учинят; многие мятежи и нестроения прекратит; многия здания на море и на суше в [те] лета будут созданы; истребит злых; возлюбит трудолюбивых; насадит благочестие, идеже не бысть и покой тамо примет; и ина многая преславная содеет, яко неложное звёздное предвозвещание являет в нём вся рекомая, яко в зерцале видел, и Вашему Царскому Величеству написах и во уверение истины подписася».
И тогда же подал [написанное] Царскому Величеству.
И тогда Великий Государь, Царь и Великий Князь Алексей Михайлович, приняв писание, прочте, и паки повеле в слух пред всеми чести и повеле придти к себе Великой Государыне, Царице и Великой Княгине Наталии Кириловне. Егда же прииде Великая Государыня, Царица и Великая Княгиня Наталия Кириловна, великий же Государь встав от места своего и с светлым лицем целовав Великую Государыню, Царицу Наталию Кириловну, и представил пред лице ея Величества онаго Полоцкаго, которой говорил поздравление такое-ж, как и его царскому Величеству и наконец дополнил: «При рождении имети будешь тридневную скорбь и томление, токмо ваше Величество и рождённый Государь Царевич здравы и Богом хранимы пребудете».
Записки новгородского дворянина Петра Никифоровича Крекшина. Санкт-Петербург, 1841. С. 8–9
Лишь только Полоцкий вышел из царских чертогов, как заметил, что за ним следовали четыре человека из придворных служителей, которые провожали до дому; когда же Полоцкий спросил их: что за причина тому, что они следят, те отвечали, что по повелению Царскаго Величества они определены к нему в виде почести для услуг; но, разумеется, это было нечто вроде караула до того времени, пока видимо не убедился Государь в действительной беременности Царицы. Наступил ноябрь и царь Алексей Михайлович приказал позвать Полоцкого во дворец; здесь он долго и подробно расспрашивал об астрономии и Полоцкий объяснил государю, что в течении звезд и других небесных светил по Божьему произволу можно читать, как прошедшее, так и будущее. Государь был очень доволен ответами учёнаго мужа и оставил его у себя откушать. С этого время Полоцкий более не находился под караулом.
Анекдоты и предания о Петре Великом, первом императоре земли русской и о его любви к государству. В трёх частях. Москва, 1900. Составитель Евстигнеев. С. 84
По Рождестве Христове 1672 года, Мая 28 дня, оный Полоцкий паки пришёл в дом к его Царскому Величеству, и тогда Великая Государыня, Царица и Великая Княгиня Наталия Кирилловна, уже рождения ради скорбию была одержима, и оной Полоцкой до покоя, где Государь, Царь и Великий Князь Алексий Михайлович изволил пребывать, быв допущен, обрёл Великаго Государя печальнаго, и, выслав прочих вон, увещевал надеждою на Бога о здравии и в молитвах не ослабевать, и объявил: «что ещё двои сутки имать быти в таковой скорби». И обще с Великим Государем пребывали в молении и слезах. И, наконец, толико изнеможе Великая Государыня, что отчаялись жития и святых таин приобщена.
Записки новгородского дворянина Петра Никифоровича Крекшина. Санкт-Петербург, 1841. С. 10
При начале родильных скорбей, Симеон Полоцкий пришёл во дворец и сказал, что царица будет мучиться трое суток. Он остался в покоях с царём Алексеем Михайловичем. Они плакали вместе и молились. Царица изнемогала так, что на третий день сочли нужным приобщить её Св. Таин; но Симеон Полоцкий ободрил всех, сказав, что она родит благополучно через пять часов. Когда наступил пятый час, он пал на колена, и начал молиться о том, чтоб царица помучилась ещё час. Царь с гневом рек: «что вредно просишь». «Если в первом получасе родится царевич, отвечал он, то веку его будет 50 лет, а если во втором, то доживет до 70». И в эту же минуту, увы, принесено царю известие, что царица разрешилась от бремени, и Бог дал ему сына.
Полевой М.П. Рождение и детство Петра Великаго до четырехлетняго возраста. Русский архив. 1872. Стлб. 2045–2061
Позднее, уже во времена его царствования, ходили слухи, что на самом деле Наталья родила дочь, которую секретно подменили на мальчика из немецкой слободки в Москве. Другие считали отцом Петра то ли швейцарского наёмника Франца Лефорта, то ли Патриарха Никона, то ли ещё бог знает кого, полагая, что человек, который разрушил русские традиции, не может быть сыном благочестивого Царя Алексея.
Хьюз Л. Петр Первый. У истоков великой империи. – М.: Омега. 2008. – (Серия «Йельский университет. Опыт объективного исследования»). С. 243
И о таковом Божием даровании Великий Государь, Царь и Великий Князь Алексей Михайлович возрадовался радостию неизречённою, как о новорождённом Государе Царевиче, так и о здравии Великой Государыни Царицы и Великой Княгини Наталии Кириловны. Полоцкаго пожаловали бархатом, и собольими мехами, и многою золотою казною. Из сингклита же своего царскаго переменил многих чинами; осуждённых на смерть и назначенных в сылки и содержащихся за царские долги освободить повелел…
Записки новгородского дворянина Петра Никифоровича Крекшина. С. 10
Тогда же в соборе совершалось торжественное молебствие о здравии царицы. Иеродакон, возглашавший ектению, задремал; вдруг он слышит, что кто-то его будит: «иди молиться о царе, царице и новорождённом царевиче Петре Алексеевиче», между тем как повестки ещё не было, и царевич не явился ещё на свет. На вопрос после молебна, почему он возгласил неслыханное имя, он сослался на другаго сослужившаго иеродиакона, а тот отвечал, что не говорил ему ни слова.
Полевой М.П. Рождение и детство Петра Великаго до четырехлетняго возраста. Русский архив. 1872. Стлб. 2045–2061
…И наречён именем по наречению Полоцкаго: Пётр, в тезоименитство верховнаго Апостола Петра, июня 29 дня. Сим именем наречён Великий Государь не по одному Полоцкаго наименованию, но и посему. Егда Великий Государь, Царь и Великий Князь Алексей Михайлович сочетался законным браком с Великою Государынею, Царицею и Великою Княгинею Наталиею Кириловною, и по том браке нача приходити в дом Великаго Государя некий блаженный, его же имени никто весть, той часто в дом Царскаго Величества вход имел, и, целовав руку Великой Государыни, Царицы и Великой Княгини Наталии Кирилловны, исхождаше. По Рождестве Христове 1672, Сентября 1 дня, т. е. в новый год, оный блаженный пришед в дом Царскаго Величества, и вошед в покой к Великой Государыне, Царице и Великой Княгини Наталии Кириловне. Видев же Великая Государыня идущаго блаженнаго, простре десницу, да целует ю. Оный блаженный, отринув руку Великой Государыни, рек: «Хощу целовать Великаго Царя в утробе твоей». Великая же Государыня возбрани и повеле объявить приход и глагол блаженнаго Великому Государю, Царю и Великому Князю Алексию Михайловичу. Великий Государь слышав, вскоре прииде. Тогда Великая Государыня блаженному глаголе: «Се Великий Государь! целуй того руку». Блаженный говорил: «Более того Царь во утробе твоей; того хощу целовать!». Великий Государь повеле Великой Государыне дозволить блаженному целовать утробу. И егда же целова, тогда Великий Государь вопросил: «Кто в утробе Царицы?». Блаженный же рек: «Пахом! будет владеть великим костылём, да и бояться его все будут!». Великий Государь вопросив: «Чем меня более будет?». Блаженный рек: «Пятьдесят три сажени высота; многим шире будет тебя», и иная многа изрече, изыде.
В сих словесах, по блаженному речению, Великаго Государя Императора 53 сажени – высота жития лет его; широта – распространения Государства; Пахомий, т. е. толстый, плечистый, крепкий, истинно рекши; а владеть будет великим костылём – скипетром императорским.
Записки новгородского дворянина Петра Никифоровича Крекшина. С. 10–11
Что сказали звезды?
Кроме предсказания Полоцкого, мы представляем здесь письмо, присланное профессором Гревеусом (письмо Иоганна Гревиуса из Утрехта от 9 апреля 1673 года является ответом голландскому посланнику в Москве Николаю Гейнзиусу. – Е.Г.) к г. Генсиусу в Москву на латинском языке: <…> Это письмо в русском переводе следует читать [так]: «Те особенности в течении светил, примеченныя и относимые тобою ко времени рождения в Москве Русского Царевича Петра примечены и нашими астрономами и любителями упражняться астрономией; кроме того заметили и относят к замечательным случаям то, что в тот самый день французский король перешёл с войском Рейн, а турецкий султан Днестр; при чём король овладел четырьмя провинциями соединённых Нидерланд, а Турецкий Султан Подолией и Каменцем, из чего астрономы заключили, что по положению светил и по произшествиям в то же время в других местах случившихся заключают, что Царевич, будет воинственным, славным и страшным для врагов. С своей стороны я не уважаю этих предсказаний и отношу более к случаю, в чём конечно и ты со мною согласен. Да дарует Бог, чтоб Царевич Пётр был в своё время добрым пастырем народа, который бы грубые скифские северные нравы укротил спасительными законами…»
Анекдоты и предания о Петре Великом, первом императоре земли русской и о его любви к государству. В трёх частях. Москва, 1900. Составитель Евстигнеев. С. 85
Что гороскопы новорожденного младенца были деланы, это весьма сходно с обычаями того века и всеобщею тогда верою в астрологию; что гороскопы эти предсказывали будущее величие Петра, весьма согласно с обычаями придворных астрологов…
Щебальский П. Правление царевны Софьи. М., 1856. С. 5
Тема предсказания судьбы Петра I была в свое время весьма популярна. Так, собирая сведения для «Истории Петра», А.С. Пушкин также интересовался таинственными событиями, связанными с его рождением.
Плужников В., Симонов Р. Астрология в осмыслении отечественной истории. Урания. – 1994. – N4. С. 9
Астроном Лексель, член Петербургской Академии наук, исследовал, было ли во время рождения Петра или за 9 месяцев до оного какое-нибудь небесное необыкновенное явление. «Пресветлой звезды близ Марса [правда] не оказалось, но прочее планет течение было весьма благополучным предзнаменованием».
Пушкин А.С. История Петра. Подготовительные тексты. ПСС в 10 т. Изд. «Наука». М. 1965. Т. IX
(Приведу подлинные натальные, так астрологи называют персональный гороскоп, построенный на момент рождения человека, карты в день, когда в записи разрядной книги событий жизни царя Алексея обозначена «радость Его Государская», то есть, когда он, справив свадьбу, отправился с молодой женой в опочивальню позаботиться о рождении наследника, и в день, когда этот наследник появился на свет. Эти карты и были составлены астрономом Лекселем. – Е.Г.): «В 1671 г. 28 августа стояние планет по правилам астрономическим было весма благополучное. Солнце обреталось в знаке Девы, тремя планетами, Юпитером, Марсом и Меркурием окружённое, так что Меркурий находился и в собственном своём доме и в возвышении. Луна течение имела в знаке Скорпиона, сопровождаема будучи Венерою. Что же наипаче касается до Солнца, то такое соединение оного с планетами весьма благополучным почитается, особливо тогда, когда планеты, как здесь Юпитер и Марс, прежде Солнца восходят. А хотя соединение Марса с Солнцем собственно за благополучное предзнаменование не принимается, но как при сём случае Марс стоял в середине между Юпитером и Солнцем, то посредством Марса сила Юпитерова сообщалась Солнцу и в сём стоянии сила перехода планет, Юпитера, Марса и Меркурия в Солнце, собранная почиталась, что самое было предзнаменование великого и благополучного государствования. Ещё раз и благополучным почитается аспект шестиугольный, коим Венера и Луна стоят против Юпитера, Марса и Солнца, потому что оный значит славу, мудрость и могущество, особливо – когда Луна есть в приращении. Також и треугольный аспект Венеры и Луны с Сатурном есть в числе благополучных знаков, коим противустояние Сатурна с Солнцем, Юпитером и Марсом, за злосчастное почитаемое, много обессилилось и тому злосчастное сие Сатурново содействие облегчается возвратным его течением, потому что возврат показывается, что воздействие тщетное или бессильное.
Стояние планет дня 29 и 30 мая 1672 года по мнениям астрологов, частию доброе, частию худое знаменование имеется. Рассматривая наперёд домы, в коих планеты тогда находились, найдём, что Венера и Меркурий были в собственных своих домах, что есть доброе предзнаменование. Также Юпитер, находящийся в доме Меркуриевом, и Марс в доме Юпитеровом, значат благополучие. Напротив того, Солнце в доме Меркуриевом, Луна в доме Марсовом, тако и Сатурн в Марсовом доме меньше благополучия предвещает. Равным образом и аспекты планет частию благополучными, а частию несколько противными являются: в том числе благополучные считаются треугольный аспект Сатурна с Луной, шестиугольный Венеры с Сатурном, квадратный Солнца с Юпитером, шестиугольный Юпитера с Меркурием, квадратный Юпитера с Луной, треугольный Марса с Меркурием. Несколько противными имеются у астрологов квадратный Сатурна с Меркурием, противостояние Марса и Юпитера, квадратный Марса с Луной, противостояние Венеры с Луной. Однако о сём точно рассуждать, не зная самого часа рождения, не можно, потребно к тому наипаче знать стояние планет в рассуждении гороскопа, т. е. средины небесные, из чего предсказание о будущих приключениях человеческих чинить должны».
Цит. по: Бронштэн В.А. (Институт астрономии РАН). Астрологические материалы о Петре Первом в архиве Г.Ф. Миллера. В кн.: Букинистическая торговля и история книги. Межведомственный сборник научных трудов. Вып. 4. М. Мир книги, 1995. С. 78–79
А.И. Лексель основное внимание уделил положительным чертам астрологической карты, указав всё же, что в ней «многие знаменования по правилам астрологов не только посредственны, но и зловещи»… То, что на Западе были знакомы с отрицательными чертами гороскопов Петра, косвенно подтверждает психологическая характеристика, данная ему молодым Фридрихом II в письме к Вольтеру: «Он не обладал ни малейшим признаком человечности и доблести: крайне невежественный, он действовал под влиянием ничем не сдерживаемых порывов. Жестокий во время мира, слабый на войне, Пётр был обязан в жизни счастью, а не уму». Это сказано через 12–13 лет после смерти Петра I, которого Фридрих II реально мог наблюдать лишь в детстве. Откуда столь детальная характеристика отрицательных качеств Петра I? Ведь тот же Фридрих совсем иначе описывает политическую картину его деятельности: «Он был истинный законодатель и основатель своей монархии; он создал солдат и министров; воздвиг на море силу, достойную удивления, и поставил народ свой на виду всей Европы, заставив её признать свои редкостные таланты». В то же время психологическая характеристика, данная Фридрихом II, довольно точно согласуется с отрицательными чертами современного гороскопа Петра I, составленного по его подлинной натальной карте. Это совпадение говорит о том, что Фридрих II мог располагать одним из гороскопов Петра I, составленных за границей.
Плужников В. Симонов Р. Астрология в осмыслении отечественной истории. Урания. С. 9–10
Даже те факты его происхождения, в которые большинство людей верили, консервативно настроенные критики истолковывали дурно. Они утверждали, что Пётр, будучи ребёнком от второй жены, рождён во грехе, как плод смешения крови царей, «рабов» (Нарышкиных по материнской линии) и попов (московский Патриарх Филарет был его прадедушкой) и обречён принести России несчастье. Впрочем, всё это было в будущем, когда подданные, разочарованные непопулярными методами правлением Петра, пытались найти объяснения его «чужеродному» и часто даже причудливому поведению. А пока, в 1672 году, рождение Царевича было радостным событием.
Хьюз Л. Петр Первый. У истоков великой империи. С. 123
При рождении Царевича подданные изъявляют радость свою, поднося Царю подарки, которые он, однако же, опять возвращает; но если ему что-нибудь полюбится, то он платит настоящую цену.
Коллинс Самуэль. С. 17
Начались родинные угощения и пиры у царя и царицы отдельно, большею частию без зову и без мест. В день крестин и имянин новорождённаго царевича, 29 июня, дан торжественный обед в Грановитой палате. Стол, кроме яств, был загромождён всякаго рода сахарами, пряниками и овощами. Большая коврижка изображала герб Московскаго государства. Два сахарные орла весили каждый по полтора пуда, лебедь – два пуда, утя – полтора, попугай – полпуда. Был сделан также и город сахарный, кремль с людьми, конными и пешими, и другой город четвероугольный с пушками. Праздники долго следовали одни за другими.
Полевой М.П. Рождение и детство Петра Великаго до четырехлетняго возраста. Русский архив. 1872. Стлб. 2045–2061
Здесь обычай называть детей по имени святого того дня, когда родился ребёнок, либо дня накануне или следующего после рождения, какое больше нравится. Крещение происходит позже: крестным отцом будет монах из соседнего монастыря; кто раз был крестным отцом одного из детей царя, будет им и у других его детей. Царю не позволено входить в комнату жены, ибо там «нечисто» до тех пор, пока митрополит её снова не освятит. Ни один мужчина не должен находиться при родах…
Витсен Николаас. Путешествие в Московию. СПб. Symposium. 1996. С. 157
Царевич был окрещён июня 29, в субботу, на праздник верховных апостолов Петра и Павла, в Чудовом монастыре, от патриарха Иоакима. Восприемниками были брат его царевич Феодор Алексеевич и тётка его, царевна Ирина Михайловна.
Пушкин А.С. История Петра. Подготовительные тексты. ПСС в 10 т. Т. IX. С 24
В своё время я уже говорил о династической хилости мужского потомства патриарха Филарета. Первая жена царя Алексея не осилила этого недостатка фамилии. Зато Наталья Кирилловна оказала ему энергичный отпор. Пётр уродился в мать и особенно походил на одного из её братьев, Фёдора.
Ключевский В.О. Сочинения в девяти томах. М.: «Мысль», 1989. Т. IV. С. 27
Малое дитя, немалые хлопоты
Одно из первых распоряжений в отношении новорождённаго касалось дела благочестиваго и душеполезнаго. С дитяти снимали меру, долготу и широту, и в эту меру, на кипарисной или липовой деке писали икону тезоименитаго его Ангела. На третий день по рождении Петра, 1 июня, царь Алексей Михайлович именным указом повелел писать меру сына искуснейшему в то время иконописцу Симону Ушакову. На кипарисной деке, длиною одиннадцати, а шириною трёх вершков, Ушаков назнаменил образ Живоначальныя Троицы и апостола Петра и успел написать только одне ризы иконных изображений, до лиц, потом заскорбел, сделался болен. Лица дописывал не менее искусный иконописец Фёдор Козлов… Но само собою разумеется, что многое из забот о новорождённом предшествовало ещё самым родинам. Выбор мамы, например, решался, конечно, гораздо прежде. Наготове были и все распоряжения по выбору кормилицы – «жены доброй и чистой и млеком сладостной и здоровой». В мамы Петру назначена была сначала княгиня Ульяна Ивановна Голицына, а потом боярыня Матрёна Романовна Левонтьева; кормилицей была Ненила Ерофеева, из какого чина, неизвестно. Неизвестно также, из какого чина, была приёмная или приимальная бабка, повитуха, воспринявшая из недр матери свято-славнаго ребёнка. Известно только ея имя, Авдотья.
Забелин И. Домашний быт русских царей в XVI и XVII ст. Часть II. С. 195
180 (1672) года июня в 29 день, по указу великаго государя, иконописец Фёдор Козлов писал тезоименитой образ Святаго Апостола Петра своим золотом и серебром и красками, и всего пошло товару на шестнадцать алтын на четыре деньги, и тех денег не выдано. А в записной верховой книге 180 году написано: по имянному великаго государя царя и великаго князя Алексея Михайловича всеа великия и малыя и белыя России самодержца указу, писал образ великаго государя царевича и великаго князя Петра Алексеевича, долготу и широту, в тезоименитство Апостолов Петра и Павла, на кипарисной цке, Оружейныя Палаты иконописец Фёдор Козлов, вышиною цка одиннадцать вершков, шириною трёх вершков. А в росписи его Фёдоровой написано: тот образ писал он своим золотом и серебром и красками, и всего пошло того золота и серебра и красок на 16 алтын на четыре деньги. Деньги даны июля в 5-й день. (Столбец 180 г. № 292-й).
Из столпцов дворцовых приказов.
Сборник выписок из архивных бумаг о Петре Великом. Т. I. М. 1872. С. 1
180 (1672) года июля в 20 день, по приказу боярина и оружейничаго Богдана Матвеевича Хитрово да стольника Ивана Степановича Телепнёва, Оружейныя Палаты иконописцу Егору Зиновьеву за кипарисную доску, длиною в три четверти аршина, шириною в четверть аршина, по цене рубль шестнадцать алтын четыре деньги; а на той кипарисной цке писал иконописец Фёдор Козлов ангел великаго государя царевича и великаго князя Петра Алексеевича всеа великия и малыя и белыя России, Святаго Верховнаго Апостола Петра, и тот образ взят к нему великому государю в хоромы (Ст. 180 г. № 277).
Из столпцов дворцовых приказов.
Сборник выписок из архивных бумаг о Петре Великом. Т. I. М. 1872. С. 1
Мальчик родился здоровым и крупным – 48 сантиметров (вершок в России первоначально, с XVI века, равен был длине двух верхних суставов указательного пальца, позже эта мера стала более точной и составила 4,45 см., выходит, что одиннадцать вершков новорождённого Петра равнялись 48,95 сантиметра – Е.Г.), как определили в царских покоях вскоре после родов с помощью мерной иконы его покровителя Апостола Петра (если бы рост младенца был 82 сантиметра, как ошибочно зафиксировали некоторые историки, то он вполне мог бы стать частью своей же коллекции «великанов», да и его мать вряд ли бы такое пережила). Здоровый мальчик был залогом будущего царской династии…
Хьюз Л. Пётр Первый. У истоков великой империи. С. 124
Царю государю и великому князю Алексею Михайловичу всеа в. и м. и б. р. самодержцу бьёт челом холоп твой Оружейныя Палаты сторож Сенька Семёнов: работал я холоп твой тебе в. г. в Оружейной Палате у твоих в. г. верховых и приказных дел по вся дни с товарыщем своим с Елуфимом Фёдоровым, и тот сторож Елуфим взят к тебе в. г. в комнатные сторожи, а я холоп твой и ныне работаю в Оружейной Палате безпрестанно, перед своею братьею из лично; моя, государь, братья стоят через неделю, а я холоп твой по вся дни; а для всемирныя радости рождения в. г. ц-вича и в. к. Петра Алексеевича в. в. и м. и б. р. дано твоего государева жалованья ему Елуфиму денег шесть рублёв да сукно, а мне холопу твоему ничего не дано. Милосердый г. ц. и в. к. Алексей Михайловнч в. в. и м. и б. р. самодержец, пожалуй меня холопа своего за мою работишку, что занял я холоп твой из Оружейныя Палаты на строеньишко на избёнку денег десять рублев: вели, государь, для моей работишки зачесть, как тебе великому государю о мне Бог известит. Царь государь, смилуйся, пожалуй.
На обороте столбца написано: государь пожаловал для всемирныя радости – не велел на нём тех денег имать (Ст. 181 г. № 248).
Из столпцов дворцовых приказов.
Сборник выписок из архивных бумаг о Петре Великом. Т. I. М. 1872. С. 2
(1672 г). Октября 17-го: великия государыни царицы и в-кия к-ни Наталии Кириловны в хоромы скроена телогрея в дарогах червчетых кармазиновых, пугвицы втышныя шолковыя. Телогрею приняла боярыня Матрёна Блохина, а сказала: великая государыня царица пожаловала де кормилице г-ря ц-ча и в. к. Петра Алексеевича.