bannerbanner
Пётр Великий в жизни. Том первый
Пётр Великий в жизни. Том первый

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
8 из 13

Рейтенфельс Яков. С. 295–296


Бояре и знать, сильно раздосадованные тем, что Государь их, обошед столько знаменитых девиц, вступил в брак с такою, по внушению Артемона, озлобились на него, но никак не могли его подбить, даже оказывали повиновение и угождали ему, как человеку сильному по любви Государевой к нему.

Повествование о московских происшествиях по кончине царя Алексия Михайловича, посланное из Москвы к Архиепископу Коринфскому Франциску Мартелли, Флорентийцу, Нунцию Апостольскому при Иоанне III, Короле Польском, найденное, переписанное с подлинника и изданное Себастьяном Чьямпи. // Журнал министерства народного просвещения. № 5. 1835. С. 72


Царевнам, между тем, особенно той, которая так выдавалась вперёд, царевне Софье Алексеевне, надобно было преклониться пред молодою царицею, войти в дочерние отношения к молодой женщине, матери только по имени, у которой все права матери без смягчающего эти права материнского чувства. И это, как нарочно, в то время, когда проникли во дворец новые обычаи и взгляды, когда двери в терема царевен растворились и заключенницы увидали свет божий, когда более сильным из них представилась возможность пройти дальше за порог, расправить силы, поглядеть, почитать и послушать прежде невиданное, нечитанное и неслыханное, набраться новых мыслей, познакомиться с новыми чувствами.

Соловьев С.М. История России с древнейших времён. М.: «Мысль». 1988. Т. XIII. С. 269


Можно ли было ожидать, что семнадцатилетняя царица будет достойною матерью столь многочисленнаго семейства! Нельзя было не предвидеть, что со вступлением Наталии Кирилловны во дворец, изменятся многие обычаи и самый образ жизни царя…. Выступят на дворскую сцену новыя лица, которыя застранят собою старых вельмож и обязательно посеют в груди их ненависть, вражду, злобу. Матвеев мог всё это предвидеть, но своекорыстие и алчность к почестям, заглушили в нем любовь к Отечеству и к Царю.

Берх В.Н. Царствование царя Феодора Алексеевича и история первого стрелецкого бунта. Часть 1. СПб, 1834. С. 16


Государевы невесты и прежде нередко избирались из бедных и простых дворянских родов, а потому и возвышение их родства часто выпадало на долю самым незначительным людям. Отец первой жены царя Алексея царицы Марьи Ильиничны Милославской, Илья Данилович, происходил из незнатнаго и беднаго дворянскаго рода и прежде служил кравчим у посольскаго дьяка Ивана Грамотина. Дочь его, будущая царица, хаживала в лес по грибы и продавала их на рынке. О царице Евдокии Лукьяновне Стрешневой, супруге [царя] Михаила, ея же постельницы говаривали: «не дорога де она государыня; знали оне её, коли она хаживала в жолтиках (простых чёботах); ныне де её государынею Бог возвеличил!». О царице же Наталье Кириловне Шакловитый, позже предлагавший её принять, т. е. погубить, говорил царевне Софье: «известно тебе, государыня, каков ея род и какова в Смоленске была: в лаптях ходила!».

Забелин И. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII ст. Сочинение Ивана Забелина. М.: Синодальная типография, 1915. Том II. С. 217

Царский свадебный чин

На Верху произошёл переполох. Зависть, ревность, а теперь уже и страх, обуяли противную сторону. 22-го Апреля найдены были два подмётных письма в роде тех, из-за каких погибли первая невеста царя Михаила Феодоровича и первая невеста самого царя Алексея Михайловича. Одно письмо поднял сторож пред грановитою палатою в сенях, а другое усмотрено прилепленное у дверей шатёрной палаты, где ходят на постельное крыльцо. В письмах возводилось подозрение на Матвеева в колдовстве и употреблении каких-то кореньев для привороту царя к дочери его приятеля. Началось строгое следствие с жестокими пытками на дыбе, встрясками, жжением на огне несчастнаго, который, по стечению обстоятельств, мог показаться виноватым. По этой причине, вероятно, задержалось и бракосочетание, которое совершилось уже через 9 месяцев после начатаго следствия, Января 22-го 1671 года.

Полевой М.П. Рождение и детство Петра Великаго до четырехлетняго возраста. Русский архив. 1872. Стлб. 2045–2061


179 (1671) Генваря, в 22 день, по воле всесильнаго и всемогущаго Бога, изволил благочестивый великий Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержец сочетатца законным браком с Государынею благочестивою Царицею и Великою Княгинею Натальею Кириловною. И радость Его Государская была в неделю Генваря в 22 день.

Из «Разрядной записки о лицах бывших на свадьбе Царя и Великаго Князя Алексея Михайловича в 1671 году». Памятники древней письменности. LV. СПб. 1885. С. 231


А бывают свадебные чиновные люди таковы: с царскую сторону первой чин, отец, мать, сидячие, которые бывают за царского отца и мать; 2-й чин поезжаня, протопоп с крестом, тысецкой, и тот тысецкой в поезду болшим человеком; потом царь; восемь человек бояр, и тех поезжан чин таков: бывают с царём и с царицею у венчания в церкве, и за столами сидят выше всех людей; дружка, поддружье, чин их таков: на свадбу созывают гостей, и в свадбе от тысецкого и от царя говорят речи, и розсылаются з дарами; свахи, дружковы жёны, чин их таков: царицу укручивают и оберегают, и платье надевают и снимают; свечник: как царицу укручивают перед венчанием, и он в то время держит свечю; коровайники, которые носят к церкве и от церкви хлеб на носилках, а бывают те носилки обиты бархатом золотным и покрыты пеленою шитою да собольми; конюшей, с своим чином; третей чин сидячие бояре и боярыни, по 12 человек мужского полу и женского, которые сидят гостьми за столами, с царским отцом и с матерью вместе, а в церковь с царём не ходят; четвёртой чин дворецкой, с своим чином, у поставца у ествы и у питья. С царицыну сторону первой чин: отец и мать родные; другой чин сидячие бояре и боярыни; 3-й чин дружка, свахи, дружкины жены; свечник, коровайники, против токого ж обычая.

Да на свадбе ж кому носити еству и питье, столником, пред царя и царицу и во все столы перед чиновных людей, кому где велено быти по росписи: и те б были потомуж без спору.

Котошихин Г.К. О России, в царствование Алексея Михайловича. Современное сочинение Григория Котошихина. Издание археографической комиссии. СПб., 1859. С. 6


Венчался великий Государь с Государынею Царицею в соборной Апостольской церкви Успенские Пресвятые Богородицы, и шёл к венчанию со Государынею Царицею ис хором Государыни Царицы переходами к Ризоположению в седьмом часу дни, и от венчанья великий Государь и со Государынею Царицею шёл тем же путём.

А на великой Государыне была кика и платья большого разряду.

А путь слал Аврам Никитичь Лопухин. А в чинах у него великаго Государя был в отцово

место: Боярин князь Никита Ивановичь Одоевский.

В материно место: Жена его, боярыня княгиня Авдотья Фёдоровна.

Тысецкой: Грузинской Царевичь Николай Давыдовичь.

Дружки за Государеву сторону: Боярин князь Яков Никитичь Одоевской. Стольник князь Яков княжь Васильев сын Хилков.

Дружки с Государынину сторону: Стольник князь Василий княжь Иванов сын Хилков. Стольник Иев Демидов сын Голохвастов.

Свахи за Государеву сторону: Боярина князя Якова Никитича Одоевскова жена, боярыня Анна Михайловна. Стольника князь Яковлева жена Хилкова, княгиня Анна Ларионовна.

Дружки за Государынину сторону: Стольника князь Васильева жена Хилкова, княгиня Ирина Григорьевна. Стольника Иевлева жена Голохвастова, Матрена Алексеевна.

С кикою: стольника Иванова жена Голохвастова, Авдотья Алексеевна. <…>

Из «Разрядной записки о лицах бывших на свадьбе Царя и Великаго Князя Алексея Михайловича в 1671 году». Памятники древней письменности. LV. СПб. 1885. С. 233


А как приспеет день женидбе царской, и в навечерии того дня бывает у царя стол, на бояр и на бояронь, и на отца и мать невестиных; и сидят царь с невестою своею за столом, а бояре и боярыни за розными особыми столами. И пред ествою царской духовник, протопоп, царя и царевну благословляет крестом и велит им меж себя учинить целование; и потом бояре и боярыни царя и царевну поздравляют обручався… И наутрее того дни, в которой быть женитбе, бывает царь в первой соборной церкве и молебствует; и по молебствовани патриарх благословляет царя крестом и кропит водою святою, и царь прикладывается к образом и святых к мощем, а потом благословляетца у патриарха о женидбе своей, и патриарх его благословляет словом… А царь в то время устраиваетца во всё своё царское одеяние, так же как и при короновании; а новую царевну прикажет нарядити во всё царственное ж одеяние, опричь короны, а положат на неё венец девичей; и в то ж время и бояре, и все свадебные чины, и столники, и стряпчие, и дворяне Московские, и дьяки, и полковники, и головы, и гости, устроятся в золотое одеяние. А как то всё устроится, и о том известят царю, и мало время минувшее укажет царь царевнину отцу и матере, и всему чину ея половины, итти с нею в тое полату и ожидати своего пришествия; и как царевна, со отцем своим и с матерью и з свадебным чином, в полату войдут, и в то время царевну посадят на её устроеное место, а сами ожидают царского пришествия у своих мест, где устроено им сидеть. И как о том царю ведомо объявится, что они со всем чином в полату пришли и устроилися, и царь скажет духовнику своему протопопу, что ему итти час, и духовник начнет говорить молитву, а царь и чин свадебной молятся образам; и по молитве духовник свадебной чин и царя благословляет крестом, и дружки и свадебной чин благословляются у отца и у матери, которые устроены за царского отца и мать, ехать по новобрачную невесту; и потом царь благословляется же, и отец и мать дают благословение словом: «благослови Бог!» и потом пойдут протопоп, и чин, и царь; а перед ними идут коравайники, несут хлеб. А как приходят к той полате где устроено, и протопоп учнёт свадебной чин и царя благословляти крестом, и входит наперед в полату протопоп, и чин, и царь; а царевна в то время и её чин стоят. А вшед протопоп, и чин, и царь, молятся образом, и потом дружки и поддружья у отца и у матери невестины благословляются новобрачному и дщери их садитися на место; и они их благословляют словом же. А как царь и царевна сядут на место на одной подушке, и потом сядут и бояре и весь свадебной чин по своим местом за столы, и учнут пред царя и пред царевну, и пред свадебной чин, носити есть столники и ставити ествы по одному блюду на стол, а не все вдруг; и в том столе, где сидят бояре и боярыни, ставитца одной ествы блюд по пяти, потому что иные сидят от первых людей один от другого вдали; а как еству испоставят, и в то время встав духовник начнёт пред ествою говорити молитву: «Отче наш», а соверша молитву, садятся по местом; и потом дружки и поддружья учнут благословлятися у отца ж и у матери новобрачной косу чесати, а протопоп и свадебной чин начнут ести и пити, не для того чтоб досыта наестся, но для чину такого, а пред царя есть ставят и розрезывают и отдают с стола, а он не ест; и в то ж время как у новобрачной косу росчешут, дружки благословляются у отца и у матери новобрачную крутити и они потомуж благословляют словом; а как начнут косу чесати и укручивати, и в то время царя и царевну закроют покровом и держат покров свещники, а косу розчесывают свахи и укручивают; да в то ж время пред царём стоит на столе, на болшом блюде, хлеб да сыр, и тот хлеб и сыр начнут резать и класть на торелки, да сверх того хлеба и сыра на те ж торелки кладут дары, ширинки от новобрачной, по росписи, и подносят наперёд священнику да отцу и матерее невестиным да тысецкому, потом царю и поезжаням и сидячим бояром и бояроням, и дружки ж себе и свахам и конюшему и дворецкому и чином их, по росписям же; а укрутя новобрачную покроют покровом тем же, которым были закрыты, а на том покрове вышит крест, а венец девичей бывает снят и отдан в сохранение; так же и к царскому отцу и матерее… И после того окручения, из за третьие ествы протпоп встав из за стола учнёт говорити по обеде молитву, и потом дружки у отца и у матери учнут благословлятися царю с царевною и с поездом итти к венчанью, и они их благословляют; и потом отец и мать царя и новобрачную благословляют образами окладными, обложены золотом с каменьем, и с жемчюгом, и потом отец и мать дочь свою взяв за руку отдают царю в руки и прощаются… а ис полаты царь к церкве идёт с царевною вместе, и ведет её за правую руку; и в то время учнут во все колокола звонити, и во вcеx церквах Бога молити о здоровье его царском и о царевнине и о сочетании законного браку… И потом протопоп поучает их, как им жити: жене у мужа быти в послушестве и друг на друга не гневатися, разве некия ради вины мужу поучити ея слехка жезлом, занеже муж жене яко глава на церкве, и жили бы в чистоте и в богобоязни… А соверша протопоп поучение, царицу возмёт за руку и вдаёт ю мужеви, и велит им меж себя учинити целование, и по целовании царицу покроют; и потом протопоп и свадебной чин царя и царицу поздравляют венчався… А как царь идёт ис церкви в хоромы, и в то время бывает звон во все колокола…

Котошихин Г.К. О России, в царствование Алексея Михайловича. С. 6–8


(Следующий документ составлен в виде диалога):

К. А они на свадьбах танцуют?

Ф. О, да, но только это скорее похоже на прыжки и подскоки, чем на танцы, поскольку русские не ездят во Францию обучаться танцам по французской моде, а охотнее сохраняют деньги у себя в стране и танцуют, как умеют…

Шлейссингер Г. А. Полное описание России… С.111


Хотя русские и в брачной своей жизни и вне брака весьма нецеломудренны, они, тем не менее, очень суеверны. Совершая известный акт, они снимают крест, носимый ими на шее, и удаляют или завешивают на время иконы. Человек, имевший такого рода сношение со своею законною супругою, не может в этот и на следующий день войти в церковь иначе, как умывшись хорошенько и надев новое нижнее платье. Люди очень совестливые даже не входят тогда в храм, а остаются стоять в притворе. Священник, имевший дело со своею женою, должен умыться над пупом и ниже его прежде, чем посмеет войти в церковь, да и то не имеет права входить в алтарь. Женщины считаются менее чистыми, чем мущины; поэтому, во время литургии оне обыкновенно не входят в церковь, а стоят перед дверьми ея…

Койэт Б. Москва при смерти тишайшего государя. (Выдержки из записок иностранца-современника). // Русская старина, 1893. – Т. 80. – № 12. – С. 537


А как начнёт царь с царицею опочивать, и в то время конюшей ездит около той полаты на коне, вымя мечь наголо, и блиско к тому месту никто не приходит; и ездит конюшей во всю ночь до света. И испустя час боевой, отец и мать, и тысецкой, посылают к царю и царице спрашивати о здоровье. И как дружка, приходя, спрашивает о здоровье, и в то время царь отвещает что в добром здоровье, будет доброе меж ими совершилось; а ежели не совершилось, и царь приказывает приходить в другой ряд, или и в третьие; и дружка потомуж приходит и спрашивает. И будет доброе меж ими учинилось, скажет царь, что в добром здоровье, и велит к себе быти всему свадебному чину и отцем и матерем, а протопоп не бывает; а когда доброго ничего не учинится, тогда все бояре и свадебной чин розъедутца в печали, не быв у царя… А как царица пойдёт в мылню, и с нею мать и иныя ближния жёны и сваха, и осматривают её сорочки; а осмотря сорочки, покажут царской матере и иным сродственным жёнам немногим, для того, что её девство в целости совершилось, и те сорочки, царскую и царицыну, и простыни, собрав вместе, сохранят в тайное место, доколе веселие минется; и потом из мылни выходит в свои полаты…

Котошихин Г.К. О России, в царствование Алексея Михайловича. С. 9

Всё смешалось в доме Романовых

Совершение обряда, обеды, пиры за ним следовавшие, отличались обычною торжественностию и великолепием. Придворныя отношения изменились немедленно. Взрослым дочерям царя Алексея Михайловича, царевнам, тяжело было принять и чествовать матерью мачиху, которая притом была всех их моложе и красивее. Старшим сестрам царским ещё более было это не по сердцу. Молодая жена не только разделила с ними со всеми любовь пожилаго мужа, но овладела им совершенно, так что он не мог насмотреться на неё, не отлучался от нея ни на минуту, брал её с собою даже на охоту. Милославские, родственники покойной царицы, должны были уступить место Нарышкнным, к которым принадлежала новая царица. Может быть, они дали неосторожно чувствовать своё преимущество. Явились приверженцы той и другой стороны, с своими надеждами, средствами, целями. Не обошлось дело без сплетней, клевет, выдумок, тайных шушуканий во внутренних покоях, с глазу на глаз, между присными людьми; – а снаружи всё обстояло благополучно.

Дела по приказам шли заведённым порядком. Матвеев был душою управления, и к счастию, ничто, ни внутри, ни вне, не нарушало общественнаго спокойствия. Молодые веселились в соседних селах: Измайлове, Коломенском, Воробьёве, особенно в селе Преображенском, любимом пребывании царя Алексея Михайловича, на берегу тихой, светлой Яузы, среди долин и рощей, откуда ездил он часто в Сокольники, тешиться в ближайшем сосновом лесу соколиною охотою. Обычныя богомолья отправлялися своим чередом.

Полевой М.П. Рождение и детство Петра Великаго до четырехлетняго возраста. Русский архив. 1872. Стлб. 2045–2061


А по всей его царской радости, жалует царь по царице своей отца её, а своего тестя, и род их: с ниские степени возведёт на высокую, и кто чем не достатен сподобляет своею царскою казною, а иных розсылает для покормления по воеводствам в городы, и на Москве в Приказы, и даёт поместья и вотчины; и они теми поместьями и вотчинами, и воеводствами, и приказным сиденьем побогатеют.

Котошихин Г.К. О России, в царствование Алексея Михайловича. С. 9


Артамон [Матвеев], первый Министр, есть доверенный страж Царской Супруги, облечённый Царём в это звание по особенному к нему расположению.

Сказание Адольфа Лизека о посольстве от императора римского Леопольда к великому Царю московскому Алексею Михайловичу, в 1675 году. С. 374

Рождение Петра Великого

Общее удовольствие распространилось вскоре известием: молодая царица беременна. Кого Бог даст ей? О если бы сына наследника, желали всех более Нарышкины и их покровитель, руководивший всеми делами государственными, Матвеев: новорождённым сыном закрепилось бы и утвердилось настоящее положение не только новаго семейства, но и всех дел его собственных; он, верно, сделался бы наследником, потому что старших братьев, Феодора и Ивана, больных и слабых, никто не считал долговечными. И общее желание исполнилось: 30 мая 1672 года, на память преподобнаго Исаакия Далматского, в четверг, в отдачу часов ночных (по знаменательному выражению в одной современной записи) то есть перед рассветом, родился в Кремлёвском дворце сын, наш великий Пётр. Рождение его в народном сознании не обошлось без сведений легендарных.

Полевой М.П. Рождение и детство Петра Великаго до четырехлетняго возраста. Русский архив. 1872. Стлб. 2045–2061


О рождении Петра сохранилась розрядная записка. Там сказано, что Петр родился 30 мая в четверток за полтретья часа до дня. Почтенный историк Н. Полевой вообразил, что это значит утром. Но часы дня в старину считались с солнечнаго восхождения; полтретья часа составляют 2 с половиной часа; а как солнце в Москве 30 мая всходит в 3 ч. 18 мин., то Пётр родился не утром, а ночью, минут чрез 50 по полуночи.

Устрялов Н. История царствования Петра Великаго. Т.I. Примечания. С.-Петербург, 1859. С. 259


Пётр родился тридцатаго или «против» тридцатаго Мая 1672 года, в четверток, на память Исаакия Далматскаго, в отдачу часов ночных, т. е. на исходе ночи или, по другим известиям, в шестом часу ночи, также за полтретья часа до дня, что по теперешнему счёту будет означать час по полуночи.

Забелин И. Домашний быт русских царей в XVI и XVII ст. Часть II. С. 190


Молодой царице к тому времени исполнилось двадцать лет, царю Алексею Михйловичу приближался сорок третий год…

Аллец П.О. Сокращенное описание жизни Петра Великого, императора всея России / Пер. В. Вороблевского. – Спб.: Тип. Кадетского корпуса, 1771. С. 4


Родился же сей Великий Император не в царствующем граде Москве, но в селе Измайлове.

Записки новгородского дворянина Петра Никифоровича Крекшина. Санкт-Петербург, 1841. С. 10


По традиции, дети московских Царей появлялись на свет в Кремле, где, скорее всего, родился и Пётр, но сохранились легенды, что Царица Наталья, вторая жена Царя Алексея, родила своего первенца либо в подмосковном дворце в Коломенском, позднее окрещённом поэтом «русским Вифлеемом», либо в селе с пророческим названием Преображенское.

Хьюз Л. Петр Первый. У истоков великой империи. – М.: Омега. 2008. – (Серия «Йельский университет. Опыт объективного исследования»)


Пётр родился в Москве, в Кремле, 30 мая 1672 г.

Ключевский В.О. Сочинения в девяти томах. М.: «Мысль», 1989. Т. IV


Как приспеет время родитися царевичю, и тогда царица бывает в мылне, а с нею бабка и иные немногие жёны; а как родится, и в то время царю учинится ведомо, и посылают по духовника, чтоб дал родилнице и младенцу и бабке и иным при том будучим жёнам молитву, и нарёк тому новорожденному младенцу имя; и как духовник даст молитву, и потом в мылню входит царь смотрети новорождённаго, а, не дав молитвы, в мылню не входят и не выходят никто. А даётца новорожденному младенцу имя, от того времяни как родитца, счотчи вперёд в восмой день, которого святаго день и ему то ж имя и будет. И пошлёт царь к патриарху с ведомостью, что подаровал ему Бог царевича, и патриарх скоро идёт в церковь, а потом и царь, и молебствуют; а по иным по всем церквам и в монастыри пошлют молебствовать же, и роздают милостиню ж нищим и убогим людем; а потом ходит царь по монастырем, и кормит чернецов и даёт милостиню ж, так же и в тюрмы и в богаделни посылают милостиню болшую, да из тюрем же виноватых свобождают, кроме самых великих дел. Да того ж дни, как родится царевичь, бывает у царя на патриарха, и на властей, и на бояр родилной стол, а потом на попов и на дьяконов; а стрелцов и иных чинов людей жалует царь, велит поить на погребе питьём. А в городы, к митрополитом и к архиепископом и к епископом и к воеводам, и по монастырем, посылают столников и стряпчих и жилцов с царскими грамотами, чтоб они Бога молили за государские здоровья и за новорождённаго царевича; а как те люди, приехав в городы, чин свой исполнят и грамоты отдадут, и после моления у властей и у воевод и в монастырех обедают, а по обеде власти благословляют их образами и дарят, и воеводы дарят же чем прилучитца, и тех даров от властей и от монастырей и от воевод бывает им немало; а как приедут они к Москве, и их спрашивают, кто чем дарил, и будет кто подарил скудно, а место или человек богатые, и о том царь бывает гневен, понеже будто тот человек не рад рождению того царевича. И после того бывают у царя крестины, в которой день ни прилучится, смотря по младенцову здоровью; а крестит того младенца патриарх; а воспреемник бывает первого Троицы Сергеева монастыря келарь старец, а кума царевна сестра, или свойственная царю и царице. И после крещения бывает на патриарха, и на властей, и на бояр, и на иные чины, стол; а после обеда благословляют власти царевича образами, и потом власти и бояре и иные чины подносят царевичю дары, и царь у патриарха и у болших властей и у бояр образы и дары принимает сам, а у иных менших властей и у менших чинов людей образы и дары велит принимать ближним людем; а царевича в то время не бывает; и, пив заздравные чаши розъедутца по домом; так же и попом и дьяконом столы, и стрелцом и всяких чинов людем питьё бывает против того ж, как в рождении. А даётся стрелцом, и салдатом, и иным чином, питьё не по мере: толко когда прилучатся такие дни, или празники, и им середи царского двора испоставят вина ведер по 100 и по 200 в кадях, да пива и мёду против того в шестеро и в семеро; и кто хочет пить и окроме стрелцов, и ему пить волно; а с двора к себе никому домовь носити не дадут.

Котошихин Г.К. О России, в царствование Алексея Михайловича. С. 13–14


Во дни Благочестивого и Великого Государя, Царя и Великого князя Алексея Михайловича, в счастливое царствование Его, был муж исполненный разумом просвещения, Симеон Полоцкий, знавший звёздное течение, который написал книги: «Обед и Вечеря духовная», и был учителем благочестивого Государя Феодора Алексеевича, бывало он целыми ночами звёздное течение наблюдал, и многое, как о России, так и о других государствах предвещал.

Записки новгородского дворянина Петра Никифоровича Крекшина. Санкт-Петербург, 1841. С. 8


Бракосочетание царя Алексея Михайловича совершилось 28 августа (ошибка, женитьба царя происходила 22 января по старому ст. – Е.Г.) [1671] с царицею Натальей Кириловной, и в ту же самую ночь наблюдатели за течением звёзд заметили, что недалеко от планеты Марс появилась новая звезда; эту звезду наблюдатели признали за хорошее предзнаменование, описали её благотворное влияние на землю и узнали, что царица должна была родить сына Петра.

На страницу:
8 из 13