bannerbanner
Обретение святых – 2021
Обретение святых – 2021

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 5

П. Памятник Александру III. В 1895 г. вокруг собора был устроен сквер, обнесенный оградой с чугунной решеткой. Четверо ворот по сторонам света были названы в честь четырех российских императоров – Николая I, Александра II, Александра III и Николая II. На решетках ворот помещались гербы вятских городов, над ними – герб Вятки, инициалы императора и корона. В 1896 г. в северной части сквера был установлен памятник императору Александру III – бюст из темной бронзы на высоком мраморном постаменте. План сквера составил известный садовод Регель. Рисунок ворот и пьедестала памятника выполнил губернский архитектор Чарушин. Бюст императора был отлит по модели художника Баха.

Р. Разрушение храма. 22 марта 1932 г. президиум Вятского горсовета признал необходимым Александровский собор закрыть и перестроить его под Дворец физкультуры. Нижегородский крайисполком ответил отказом. Но местные варвары не оставляли своих планов. 19 февраля 1935 г. Горсовет направил в комитет по охране памятников при Президиуме ВЦИК докладную записку, в которой предлагалось исключить из списка памятников, охраняемых государством, шесть городских храмов и снести их, в их числе Александровский собор. Комитет отклонил просьбу. Следующее ходатайство о сносе собора последовало в 1936 г., уже от Кировского облисполкома – и опять отказ. Тогда во ВЦИК была направлена жалоба на комитет, в которой утверждалось, что собор не представляет никакой архитектурной ценности и мешает возведению памятника С. М. Кирову, запланированному на его месте. Это была наглая, но продуманная ложь. Письмо подписали председатель Облисполкома П. К. Легконравов и его секретарь Пижин. В июне 1937 г. собор взорвали. Тридцать лет площадь собора пустовала, и только в 1963—64 гг. на его месте построили типовое здание областной филармонии.

С. Стихи о храме. Автором одного из стихотворений о Соборе стал Вятский чиновник и поэт Михаил Степанович Мусерский («Вятчанин»):

Была пора – на Вятке отдаленнойНарод царелюбивый ликовал:Он ждал царя Руси – и царь БлагословенныйЛюбви его любовью отвечал.Увенчан славою двенадцатого годаНа русском троне ангел мира был;И дав Европе мир, жизнь русского народа,Его нужды увидеть он спешил.И был на Вятке царь Благословенный,Народ его с восторгом принимал,И в память этих дней, любовью оживленный.Построить храм тогда же завещал.Прошли года. По мысли величавой,Достойной памяти великого царя,Воздвигнут Божий храм, и купол пятиглавыйВозносится над сенью алтаря.Прошли года: угас Благословенный,Немного тех, кто видел здесь его,Но памятник любви народа неизменнойПотомству передаст завет отцов священный:Молиться и любить Монарха своего.

Т. Тезоименитство (День Ангела) Александра Невского – 12 сентября.

У. Улица Александра Невского – В г. Кирове есть улица Александра Невского, которая огибает территорию бывшего Александро-Невского Филейского монастыря.

Ф. Фотографии собора. Храм был визитной карточкой города и всегда притягивал внимание фотографов – сохранилось немало его снимков. Выглядел он, на фоне двух-трехэтажной городской застройки и приземистых вятских церквушек, огромным.

Х. Храм святого благоверного великого князя Александра Невского. На всю постройку было употреблено 4553500 штук кирпича, 208 1/2 кубич. саж. бутового камня, 26457 пуд. опочного камня, извести 12336 четвертей, песку 16386 четвертей, железа разного 5997 пуд., листового 1126 1/4 пуд.; лесу 5- и 4-саженного 7189 дерев, жердей 870 штук.

Ц. Центр. Имя святого в Вятке носит детский центр («Детско-юношеский центр гражданского, патриотического и духовно— нравственного воспитания имени святого благоверного князя Александра Невского»).

Ч. Чарушин Дмитрий – вятский художник, ученик Витберга сделал посмертный портрет Александра Лаврентьевича. Сам автор проекта не дожил до освящения собора – 12 января 1855 г. Александр Витберг скончался. Дмитрий Чарушин, поступивший в 1851 г. в столичную Академию художеств, почти неотступно в течение нескольких лет находился при угасающем мастере. В 1854 году в доме Витберга случился пожар, и Чарушин, рискуя жизнью, вынес из огня на руках разбитого параличом учителя. Вятский купец, член комитета Александровского собора П. И. Репин за свой счет похоронил архитектора в Петербурге на Волковом кладбище среди вятчан.

Ш. Шиллегорский Азарий Тимофеевич протоиерей – инициатор постройки Александро-Невского собора. Был профессором словесности Вятской духовной семинарии, протоиереем Богоявленского и Кафедрального соборов. Похоронен на кладбище Успенского Трифонова монастыря.

Э. Эклектика – стиль постройки Собора (смесь элементов архитектуры византийской, готической и древнерусской). Место для храма было выбрано очень удачно: он стоял на высоком месте, посреди огромной площади, занимавшей четыре городских квартала, и был виден отовсюду не только из города, но и из далеких его окрестностей. Круглый в плане собор имел 50 метров в высоту и столько же в диаметре. Со временем на главном куполе, выкрашенном лазуревой краской, разместили золоченые звезды, как и планировал Витберг. По его же мысли четыре боковых купола следовало позолотить, но на это не нашлось средств.

Ю. Юбилей: 800-летие А. Невского. 13 мая 2021 г. исполнилось 800 лет со дня рождения одного из самых знаменитых русских правителей – полководца Александра Невского. В Кирове памятной дате было посвящено несколько мероприятий.

Я. Ярослав II (Феодор) Всеволодович (8 февраля 1191 г. – 30 сентября 1246 г.) – сын Всеволода Большое Гнездо и чешской королевны Марии Шварновны, отец Александра Невского.

Данная работа реализуется в нашем образовательном учреждении в рамках дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы «Топонимика и экскурсоведение: школа юного экскурсовода» для детей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях, реализуемой в сетевой форме и предоставляет широкие возможности для творчества обучающихся. Ведь обязательными элементами содержания и организации образовательной деятельности в условиях сетевой организации образовательной деятельности являются:

– углубленное изучение предметной области, наличие метапредметных программ, ориентированных на специфические универсальные умения, формирующие социальный опыт;

– реализация внеурочной деятельности (модель поддержки профиля) в организациях сети;

– управление проектной и исследовательскими видами деятельности как инструментальной основы дальнейшей профилизации учащихся;

– организация тьюторского сопровождения индивидуальных учебных планов учащихся;

– сформированность информационно-образовательной и методической сетевой среды, поддерживающей программу;

– наличие диагностической и оценочной деятельности, поддерживающих профильные направления реализации сетевой программы [9].

Познание многообразия мира истории и культуры через игру, творчество, самодеятельность ребят, ориентация на их возрастные особенности и «включение» всех органов чувств в процесс познания, раскрытие творческого потенциала и активизация поисковой и исследовательской деятельности учащихся – это основные принципы работы детского объединения.


Список источников:

1. Алабин П. В. Александро-Невский собор в Вятке. Вятские губернские ведомости, 1864, №40.

2. Александро-Невский собор в г. Вятке. Вятские епархиальные ведомости, 1901, №23.

3. Бакин В. Александро-Невский собор – обетный храм земли Вятской// «Вятский епархиальный вестник», 2009. №9.

4. Васильев Г. Н. «Повесть о житии Александра Невского». Занятие по краеведческому курсу «Литература и музыка древнего Пскова» // Духовно-нравственное воспитание. 2010, №4, С. 81—86.

5. Долгов В. В. Феномен Александра Невского. Русь XIII века между Западом и Востоком. М., 2020.

6. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. М., 2014.

7. Мегилл А. Историческая эпистемология. М., 2007.

8. Москалец Е. С., Пешнина Л. В. А. Л. Витберг в Вятке. Киров, 1975.

9. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 августа 2015 г. N АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (Методические рекомендации поорганизации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ). URL: https://noustolichnkit.mskobr.ru/files/pis_mo_minobrnauki_rossii_ot_28_08_2015.pdf (дата доступа 10.04.2021).

10. Тинский А. Г. Вятская мозаика. Киров. 1994.

И. Г. Завойчинская. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ И МЕТОДОВ

НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Современное миропознание характеризуется стремлением изучения личности, её индивидуальных особенностей и возможностей профессиональной деятельности в той или иной области. Особый интерес проявляется к известным, а иногда и незаслуженно забытым выдающимся личностям прошлых веков. В последние годы также увеличилось количество желающих изучить собственные биографии и составить родословное древо семьи, а в период пандемии возросло стремление к самопознанию и самореализации.

Рассмотрим основные источники информации, используемые исследователями и те методы, которые они должны применять.

К учреждениям, располагающим необходимыми данными, относятся архивы, библиотеки, музеи.

Архивы и сохраняемые ими архивные документы – это важнейшая часть культурного наследия человечества. Хранящиеся в них документы отражают материальную и духовную жизнь общества, имеют бесценное историческое, научное, социальное, политическое, экономическое и культурное значение.

Слово «архив» происходит от латинского слова «archivum» – присутственное место, где заседали органы власти, создавались важные государственные акты. Его аналог в греческом языке – «archeion» (1).

В русском языке название «архив» появилось при Петре I, но понятие о хранении актов известно с момента их создания. 28 февраля 1720 г. был опубликован подписанный Петром Великим «Генеральный регламент или Устав» – первый в России общегосударственный правовой акт, определявший основы организации централизованной системы архивного дела в стране. Генеральный регламент предписывал центральным государственным учреждениям передавать документы в архивы, устанавливал обязательный учет государственных бумаг и вводил государственную должность архивариуса. Реформы Петра 1 положили начало государственной архивной службе России (2).

1 июня 1918 г. Совет народных комиссаров принял декрет «О реорганизации и централизации архивного дела в РСФСР». В соответствии с этим законодательным актом документальные материалы всех учреждений дореволюционной России и всех учреждений, образовавшихся после Октябрьской революции, были объявлены собственностью государства и включены в состав Единого государственного Архивного фонда (ЕГАФ) (3).

В документах фиксируются многие объективные данные, помогающие установить ряд характеристик, причинные связи, выявить некоторые зависимости. Их главное отличие от других источников информации состоит в том, что такие материалы содержат в себе только объективную информацию, отражают реальное положение дел и рассмотренные в них факты действительно имели место быть (4).

Важная функция архивных документов – служить идентификатором личности: от регистрации и присвоения имени при рождении индивида до фиксации родственных связей и наследования его прижизненных прав и имущества, и в известной степени отображать повседневную жизнь частного человека (5).

Все архивные материалы строго классифицированы и имеют условные сокращения для записи: Ф. – фонд архива. Оп. – опись в фонде архива. Д. – дело в описи архива. Л. – лист в архивном деле.

Основными видами архивных документов являются.

– Исповедная роспись (ведомость). С 1716 г. по указу Петра Первого «О хождении на исповедь» все прихожане обязаны были являться в церковь на исповедь и причастие, о чем должна была быть сделана запись в исповедной ведомости. Это поимённые списки всех жителей, относящихся к приходу данной церкви с указанием возраста и вероисповедания. Они были разделены на социальные группы и писались последовательно: духовные, военные, дворяне (статские, дворовые), городские, крестьяне (у каждой группы указывались домовладельцы и их семьи) (6).

– Документы консистории. Консистория (от лат. consistorium – место собрания; совет) – учреждение при архиерее по управлению епархией. В 1658 г. была учреждена Вятская епархия и духовный приказ для управления ею во главе с епископом Вятским и Великопермским (с 1779 г. – Вятским и Слободским). В 1744 г. духовный приказ переименован в духовную консисторию – коллегиальный орган управления и суда в епархии. Упразднена на основании Декрета СНК РСФСР от 23 января 1918 г. «Об отделении церкви от государства». В состав документов Консистории в дореволюционной России входили бракоразводные дела. Метрические книги церквей Вятской епархии. Вятский епархиальный Совет. Клировые ведомости. Метрические книги по уездам Вятской губернии. Метрические книги Вятской губернии. Обыскные книги. Исповедные росписи. Общий реестр делам архива Вятской Духовной Консистории. Эмеритальная касса. Общий реестр делам секретным, хранящимся в архиве Вятской Духовной Консистории и другие документы, относящиеся к экономической и культурной жизни Вятской губернии и Вятской епархии (7).

– Клировые ведомости – это церковный документ. Впервые были введены 20 января 1769 г. под названием «Именной список всех лиц духовного звания православного исповедания». Форма заполнения клировой ведомости менялась несколько раз. Окончательно она была утверждена в 1829 г. В 1876 г. добавлены графы о недвижимом имении священнослужителя, его родителей и жены. По эти документам можно проследить жизнь священнических семей и их родственников на протяжении многих лет. Каждый год сведения переписываются и обновляются.

Клировые ведомости состоят из трех разделов: о церкви, о причте (то есть о служителях данной церкви) и о прихожанах, приписанных к данной церкви. (8)

В первую часть клировых ведомостей входят сведения о том: когда и кем построена церковь, каменная или деревянная и какая при ней колокольня; сколько престолов и в честь каких святых они освящены, достаточно ли церковной утвари, сколько по штату (год утверждение штата) положено членов причта, количество церковной земли и какой именно; имеются ли на эту землю письменные документы и где они хранятся (Уст. Д. Конс., ст. ст. 135 и 136). Имеется ли церковное помещение для причта; сколько причт получает жалованья от казны, процентов по банковым билетам и дохода от прихожан; располагает ли причт разными оброчными, или арендными статьями от церковных домов, лавок, мельниц, озер и т. п.; есть ли церковно-приходская школа или богадельня; какие процентные бумаги принадлежат церкви и под каким номером они значатся в установленной форме, послужные списки причта.

Во второй части клировых ведомостей обстоятельно пишутся, по установленной форме, послужные списки причта (то есть всех священнослужителей данной церкви). Лета здесь должны обозначаться на основании метрических свидетельств (Уст. Служб.; ст. 806). В послужные списки вносятся все Высочайшие награды, а также благословение св. Синода и выдаваемые им награды: камилавки, наперсные кресты и производство в протоиереи, равно как скуфьи, набедренники, благодарности епархиального начальства и других учреждений и начальствующих лиц. Высочайшее благоволение вносится в послужные списки в тех только случаях, когда удостоившиеся внимания лица поименованы в повелении. Если же эти благоволения объявляются не на имя каждого, а в числе прочих или в составе целого присутственного места, то они в послужные списки не вносятся (там же, ст. 811).

В формулярные списки лиц, служащих по духовному ведомству, вносится также получение ими знака Красного Креста (опр. Св. Син. 30 янв. – 11 февр. 1880 г. №250). (Исполнение же разных частных поручений начальства, тесно связанных со служебною деятельностью лица, обыкновенно не заносится в формуляр, если на то не последовало особого распоряжения начальства). В список вносятся, в виде кратких отметок, судебные приговоры по обвинениям в преступлениях и проступках лиц служащих, за исключением а) приговоров оправдательных; б) приговоров по делам, прекращенным за примирением сторон; в) приговоров, коим определены внушение, замечание, выговоры (без внесения в формуляр), денежные взыскание, вычеты из жалованья или арест не свыше 3-х недель. Взыскание, определяемые без суда, а только по распоряжению начальства, также не вносятся в послужные списки. (Уст. Служб. ст. 813). На ходатайство епархиального начальства пред Св. Синодом о несчитании, в виде наград и понесенного взыскания к получению наград и отличий по службе, дает право лишь отлично усердная служба оштрафованного. В многокомплектных причтах порядок показания членов причта в ведомости принят следующий: пишутся сначала протоиереи, потом священники, по старшинству; за ними диаконы и псаломщики с их семействами.

Служащие же в кафедральном соборе записываются (по ук. Св. Син. 31 март. 1829 г.) в том порядке, в каком они означены в штате. В послужные списки должны быть вносимы все дети членов причта, хотя бы они жили отдельно от семьи (опред. Св. Син. 20 сент. – 6 окт. 1878 г.), в каком бы сане или чине ни состояли и за кем бы дочери в замужестве ни были (опред. Св. Синода 14 ноября 1876 г.). Показание же в ведомостях круглых сирот не обязательно, если по этому предмету не сделано особого распоряжения со стороны епархиального начальства (то же определение). После штатных и сверхштатных членов причта с их семействами пишутся: просфорная и вдовы священно-церковнослужителей с указанием, кто были их мужья, где и сколько времени состояли на службе, получает ли вдова пенсию, сколько и откуда.

В третьей части клировых ведомостей пишется о прихожанах. Сообщаются сведения о сословии их, есть ли между ними старообрядцы и какого толка; в каком расстоянии деревни отстоят от церкви, и нет ли препятствий в сообщении с нею и в какое время года.

К клировым ведомостям присоединяется ведомость о церковном старосте и о состоящих при церквах казенных и учебных заведениях.

Клировые ведомости подписываются по листам всем причтом и представляются под конец года благочинному, который, дополнив их своим свидетельством об исправности и поведении лиц, записанных в них, и, удостоверив их своею подписью, представляет их епархиальному преосвященному в первой половине января следующего года. За верность рекомендаций отвечает благочинный, а за верность прочих показаний, вместе с благочинным, и причт.

При аттестации священнослужителей, благочинные обязаны делать в клировых ведомостях за каждый год отметки об образе жизни и поведении проживающих в их благочиннических округах семинарских воспитанников.

Согласно постановлению бывшего в июле 1885 г. Собора русских епископов в Казани, благочинные обязаны отмечать в клировых ведомостях о состоянии в подведомых им приходах противораскольнических библиотек, с указанием на книги, приобретенные в течение последнего года.

Обычно велось два экземпляра клировых ведомостей, один из которых оставался в приходе, а второй подавался в консисторию.

– Медицинские списки Российской империи. В них указывалась должность, звание, специализация, сроки учебы на медицинском курсе. Составлялись списки ветеринаров, фармацевтов, лекарей, аптек (9).

– Метрические книги. Метрическая книга (устар.) – реестр, книга для официальной записи актов гражданского состояния (рождений, браков и смертей) в России в период с нач. XVIII в. (православные метрические книги – не ранее 1722 г.) по 1918 г. Метрические книги – это те же записи ЗАГСов, когда загсов еще не было, а все регистрации подобного рода делались в храмах, в зависимости от конфессии (10).

Книги делились на 3 части: о родившихся, бракосочетавшихся, умерших. Разводы были редкостью и оформлялись через духовную консисторию.

Часть 1. Записи о родившихся содержат дату рождения и дату крещения (они часто отличаются), имена, место службы или сословие родителей, имена, сословия или место работы крестных, место проживания родителей (населенный пункт). Крестными часто бывали родственники, о них также указывалась вся информация: имя, сословие, место службы, работы.

Часть 2. Записи о бракосочетавшихся содержат фамилии, имена и отчества жениха и невесты, их сословие, место жительства и работы, национальность и вероисповедание, первый ли это брак у каждого, фамилии, имена и отчества свидетелей и сведения о них.

Часть 3. Записи об умерших содержат информацию о дате смерти и дате отпевания, причине смерти, возрасте умершего, иногда – о месте захоронения, если умер ребенок, то данные о его родителях.

Часть 4. Записи о крещениях – это записи о тех, кто крестился из другой веры (например, из католичества перешел в православие). Здесь по каждому такому человеку также указываются: фамилия, имя и отчество до крещения и после, сословие и место жительства, возраст, из какой веры крестился, кто был крестными.

6. Обывательские книги (11). Это документ административного и сословного учета городского населения XVIII – нач. XX вв. Под городскими обывателями согласно «Грамоте на права и выходы городов Российской империи» от 25 апреля 1785 г. понимались все те, кто постоянно там проживал и имел в городе недвижимую собственность. Каждый городской обыватель записывался в алфавитном порядке в городскую обывательскую книгу. В ней указывались: фамилия, имя, отчество, звание, чин, сословие; семейное положение, имя, отчество жены; дети – пол, имена; место жительства, служба, промысел.

Книга состояла из шести частей. В первую часть вносились данные о «настоящих городовых обывателях» – тех, кто владел недвижимостью в черте города независимо от их сословного положения. Во вторую – купцы трех гильдий; запись в гильдии была позволена всем, объявившим капитал, независимо от происхождения или прежнего занятия. В третью – все записавшиеся в цехи (цеховые ремесленники) – мастера, подмастерья, ученики различных ремесел. В четвертую – иногородние жители и иностранные гости, приписавшиеся к городам для мещанских занятий и работ по разным промыслам.

В пятую – именитые граждане, распределявшиеся на семь разрядов:

а) служившие по выборам в городских должностях, получившие звание степенных и вновь занявшие определенные должности;

б) ученые, имевшие академические и университетские аттестаты;

в) художники, архитекторы, живописцы, скульпторы, композиторы, имеющие академические свидетельства;

г) капиталисты, объявившие капитал от 50 и более тысяч, банкиры, объявившие капитал от 100 до 200 тысяч;

д) оптовые торговцы;

е) кораблехозяева.

В шестую часть – посадские (старожилы) города, занимающиеся промыслами, рукоделиями и не принадлежащие ни к одному из предшествующих разрядов.

С 1846 г., согласно новому положению об общественном управлении, лица, входящие в состав городского общества, разделялись на пять разрядов:

а) потомственные дворяне, владеющие в столицах недвижимой собственностью;

б) личные дворяне, почетные граждане и разночинцы (ученые, художники, артисты и другие лица, не имевшие ни личного дворянства, ни почетного гражданства, но имеющие с ними равные права), владеющие такой собственностью;

в) купцы всех трех гильдий;

г) столичные мещане (не записанные в цехи);

д) столичные ремесленники или мещане, записанные в цехи на неограниченное время.

К городскому обществу были причислены иногородние лица, занимающиеся в столице торговлей, промыслами, ремеслами.

7. Переписи населения. Писцовые, переписные или дозорные книги составляли в XVI—XVII вв. Они содержат посемейные списки мужского налогооблагаемого населения, с указанием возраста. Дозорные книги предназначались для переписи налогооблагаемого населения. В то время налог взимался с домовладения. Поэтому в список включались домовладельцы, их дети, но только мужского пола. В редких случаях писали вдову (12).

Писцовые, переписные или дозорные книги содержат сведения обо всех жителях Российской империи XVI—XVII вв. на основании переписи населения, которая проводились раз в 15—25 лет. В 1710 г. был проведен последний дозор. В эту дозорную книгу вошли не только мужчины, но и женщины. Для каждого человека указаны имя, отчество и возраст. В некоторых случаях указано место переселения и причина выбытия человека. Большое количество дозорных книг оцифрованы и находятся на тематических сайтах. Например, про Кировскую область и соседние с ней регионы (Вологодскую губернию, Пермский край и другие) можно найти материалы на сайте «Родная Вятка».

На страницу:
4 из 5