Полная версия
По следам слухов о музыкальном проекте «А. НЕМЕЦЪ». Том 1. Книга 12—2 «Юбилейная коллекция песен А. НЕМЦА» – План В
Несколько в другом плане работает авторский дуэт Александр Немец – Владимир Воронежский. Их отличает разнообразие тем и современное электронное звучание. Одна из их песен – «Колонна», посвящённая афганской тематике, уже звучала по Всесоюзному радио.
Своеобразным сюрпризом для вас станет звуковое письмо из Ленинграда. Лидер популярного ансамбля «Форум» Владимир Сайко высказывает свои соображения о творчестве воронежских поп-групп.
Кстати, в конце апреля в зале ВГУ на улице Хользунова планируется большой поп-концерт, в котором выступят группы, знакомые вам по недавно закончившемуся радиотурниру – «Эксперимент», «Поп-Система», Игорь Кущ и группа «Школа», «Песочные часы» и другие. В заключение программы для вас прозвучит одна из последних композиций группы «Эксперимент».
Ждём вас у радиоприёмников 10 апреля в 18:15.
В том же 1990 году, Воронежским областным телевидением был снят телеклип – исполнение песни «Колонна» Александром Немцем, с использованием фонограммы, записывавшейся в московском ДК МЭЛЗ для второго альбома музыкального проекта «А. НЕМЕЦЪ». Ролик вошёл в музыкальную телепередачу, в которой демонстрировались видеосюжеты с песнями и других воронежских музыкантов, в том числе и популярной тогда группы «Орхидея».
А некоторое время спустя, ещё один телеклип с «Колонной» и её исполнителем А. Немцем был снят и на Челябинском ТВ.
Там же, на Урале, в 1998 году, в областной газете «Челябинский рабочий» появилась большая статья «„Черта“ Александра Немца: „Мне достался ключ от не моей квартиры“», где встречается упоминание и о песне «Колонна»:
Статья
«ЧЕРТА» АЛЕКСАНДРА НЕМЦА:
«МНЕ ДОСТАЛСЯ КЛЮЧ ОТ НЕ МОЕЙ КВАРТИРЫ»
(отрывок)
В августе 88-го Немец приезжает в Воронеж, имея за спиной песни, которых вполне хватило бы на добротный альбом, и песню, которой бы оказались сыты по горло иные титулованные композиторы.
Помнится, Юрий Лоза, отработав гастроли в Челябинске, готовясь к новым свершениям, теоретизировал: «Я человек свободный в плане творчества. Мне можно больше ничего не делать. Сидеть вот здесь и с утра до вечера пить коньяк. Написан „Плот“. Хватит по уши».
Для Немца «Плотом» стала «Колонна», вышибавшая и продолжающая вышибать слезу не только у тех, кто прошел Афганистан и чеченскую бойню…
(автор статьи – журналист А. Бата)
Интересная статья («Виват, „Виктория“!», автор – Наталья Плотникова, г. Омск) была опубликована на сайте «Автомат и гитара» (avtomat2000.com/viktorija-pskov) в 2004 году, посвящённая главному в стране телевизионному фестивалю солдатской песни. Вот небольшой отрывок из неё:
Статья
«ВИВАТ, „ВИКТОРИЯ“!»
(отрывок)
Явил себя миру в другом амплуа и участник группы «Голубые молнии» Сергей Тимофеев.
К сожалению, так и осталось неустановленным авторство родившейся в Афгане песни «Наливник», сольно исполненной Сергеем.
«Санёк! Я помню этот бой. Тебя, как мы горели…».
В самый драматический момент за спиной исполнителя – взрыв, обжигающая глаза вспышка света, многократно усилившая восприятие смысла. Зал дрогнул… и замер, храня напряжение до последнего аккорда.
Сознаюсь, забегая вперёд, что место Сергея в конкурсе оказалось заслуженно высоким. А я… «загорелась» идеей найти автора. Кто знает, вдруг и эта публикация поможет…
Виват, «Виктория»! Я люблю тебя!
(автор статьи – Н. Плотникова)
В 2005 году было опубликовано скандальное литературное исследование Мишеля Прокофьева «Александр НЕМЕЦЪ – спецпроект, или реальный человек?», в котором впервые рассказывалось о, так называемом, «останкинском следе». Вот небольшая выдержка этого фрагмента, где затрагивается и тема легендарного хита «Колонна»:
Литературное исследование
АЛЕКСАНДР НЕМЕЦЪ —
СПЕЦПРОЕКТ ИЛИ РЕАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК?
(отрывок)
В 1990 году появился следующий альбом. «Зона выживания». Московский. Купить его можно было в любом киоске звукозаписи.
Песня «Колонна» тут же, неизвестно каким образом, оказывается в эфире Всесоюзного радио. А один из редакторов ЦТ помнит, как в Останкино проводилась съёмка передачи с участием авторов «Колонны». Было жёсткое указание руководства быстро подготовить и немедленно выставить сюжет с песней в эфир. Всё выполнялось чётко: съёмка проведена, в ближайшей передаче экстренно освобождается место, и вдруг поступает новая команда – не транслировать сюжет с «Колонной» и её авторами. Сюжет немедленно уничтожается. Но след, как мы теперь и сами убеждаемся, всё равно оставлен…
В публикации «Военный шансон», размещённой на сайте «Классика русского шансона» 19.02.2006 года, автор (Maximych) делится с читателями своим списком исполнителей и запомнившихся ему песен военного шансона последнего времени, включая песню «Колонна»:
Статья
ВОЕННЫЙ ШАНСОН
Ехал в метро и задумался: а в самом деле,
записи каких песен военного шансона последнего времени
запомнились мне?
Стал записывать, и получился такой список
(авторов песен не указываю):
Ансамбль «СЛОБОДА»:
Служили два товарища в однем и тем полке…
Александр РОЗЕНБАУМ: На войне, как на войне
(«…не все пули – дуры»).
Александр РОЗЕНБАУМ: Проводы
(«…Этот день случился много лет назад…»).
А. РОЗЕНБАУМ: Монолог пилота «Чёрного тюльпана».
Леонид СЕРГЕЕВ: Колоколенка
(«…Я винтовку выронил да упал за камушек…).
Александр МАРШАЛ: Рота уходит на небо…
(Памяти 6-й роты Псковской дивизии ВДВ).
Александр МАРШАЛ: Кавказский пленник
(«…Почему у судьбы не бывает осечки?..).
Александр МАРШАЛ: Сука
(о снайперихе: «…Губы накрасила кровью ребят…»).
Сергей ТРОФИМОВ: Аты-баты
(«Друзья мои – начальники, а мне не повезло…»).
Сергей ЛЮБАВИН: Грустная
(«У вокзала, да у Казанского паренёк безногий сидел…»).
Сергей ЛЮБАВИН: Волчонок
(«…За счастливую долю он, как в детстве, поднялся один…»).
«ГОЛУБЫЕ БЕРЕТЫ»: Ордена не продаются
(«…Ордена, как у нас, на базаре не встретишь, не купишь»).
Арина КРАМЕР: Спецназ
(«Поставлю я иконку в изголовье тишины…»).
Андрей КЛИМНЮК: Кукушка
(«…Серая кукушка за рекой…»).
Юрий БАРАБАШ (ПЕТЛЮРА): Платье белое
(«…Наш караул идёт тропой, и каждый – к своему посту»).
Виктор ПЕТЛЮРА: Дембеля
(«Уезжают в родные края дембеля, дембеля, дембеля…»).
Виктор ПЕТЛЮРА: Солдат
(«…Домой пришёл в солдатском цинковом гробу…»).
ЧИЖ & Cо: Фантом
(«…Это вы, вьетнамцы, врёте зря…»).
Гарик КРИЧЕВСКИЙ: Горячая точка
(«На войне, как на войне – пыльная дорога…»).
Вячеслав БОБКОВ: Экипаж (Памяти подлодки «Курск»).
Анатолий ДНЕПРОВ: Спецназ
(«…Поднимем бокал за того пацана…»).
Александр НЕМЕЦ: Наливники
(Загоревшийся бензовоз должен сам съехать в пропасть).
Борис ДАВИДЯН: Йоська
(«…Расступись, народ! Это Йоська в армию идёт…»).
Вика ЦЫГАНОВА: Молодой солдат
(«…Ну, а майор-штабная крыса-с его груди медаль сорвал…»).
Олег ШИРЯЕВ: Прощайте, мужики!
(«…Его «вертушка» разлетелась на куски…»).
Группа «ЛЕСОПОВАЛ»: Был пацан – и нет пацана…
Группа «ЛЮБЭ»: Самоволочка
(«…А на прощанье, чернобровочка…»).
Группа «ЛЮБЭ»: Давай за…
(«…Давай за жизнь, давай помянем тех…»).
Виктор КОРОЛЁВ: Мама, мама, помолись за меня…
Дмитрий ПОЛТОРАЦКИЙ: Голоса военных дорог
(«…Но шофёрского братства железный закон…»).
Дмитрий ПОЛТОРАЦКИЙ: Полковник спецназа
(«…был лучшим бойцом в команде с названием «Вымпел»).
Роман РОМАНОВСКИЙ: Не смей умирать!..
(«…Кричу на товарища я»).
Валерий ВОРОНОВ: Блокпост в акациях
(«…И краскою на блок-посту, чтоб было видно за версту…»).
Игорь СЛУЦКИЙ: За победу!
(«За девятое число выпьем всем смертям назло…»).
А ведь я ещё не слушал записи Алексея Краева, Валерия Горбачёва, Владимира Кочергина, Стаса Назимова, Виктора Фёдорова, Дмитрия Михальцева, Сергея Жилина, Татьяны Андреевой, Анатолия Коржа, Александра Викторова, Игоря Глушакова…».
В пятой книге нашего исследования («По следам слухов о музыкальном проекте «А. НЕМЕЦЪ». Том 1. Книга 5 «Сборник №1 МП «А. НЕМЕЦЪ» – для русского зарубежья», т01-к05-хит02) была размещена полная версия статьи «Классические тайны русского шансона или «Откуда масть катит, зёма?»», опубликованной в 2007 году. И вновь хотелось бы обратиться к этой статье и привести небольшой отрывок из неё, относящийся непосредственно к песне «Колонна»:
Статья
КЛАССИЧЕСКИЕ ТАЙНЫ РУССКОГО ШАНСОНА
или «ОТКУДА МАСТЬ КАТИТ, ЗЁМА?»
(отрывок)
Второй альбом записывается в Москве в 1990 году.
И тут же песня из него, «Колонна», опять же каким-то странным образом, совершенно беспрепятственно попадает в Останкино, звучит в передачах центральных радиостанций и получает в народе статус одной из лучших песен на Афганскую тему.
Сам В. Воронежский утверждает, что хорошая песня в Москве, в отличие от провинции, без особого труда находит путь к слушателю: «Там проще встретить понимание, получить верную оценку, нежели, допустим, в Воронеже. Здесь у музыкальных журналистов меньше решительности и более нерациональна, застойна система знакомств и профессиональных связей. Но с „Колонной“ нигде не было проблем».
Что касается песни «Колонна», то её действительно можно назвать замечательной песней. Мне тоже приходилось видеть, как люди, слушая её, буквально замирают, меняются в лице и, случается, плачут; как бывалые мужики во время застолья, слушая её, поднимаются с мест, считая, что за такую песню надо пить только стоя; как молодые ребята и девчонки, дружной многочисленной толпой, решительно двигаясь в неизвестном направлении, врубив на всю громкость свой старенький кассетник, все вместе, отчаянно, на весь свой ночной райцентровский городок выкрикивают вместе с мужественным героем А. НЕМЦА его знаменитое трагически-апофеозное обращение к погибшему другу: «Санёк!!!».
Ничего не скажешь – «Колонна» действительно производит сильное впечатление. Кстати, ещё к одному удовольствию воронежцев, хочу отметить, что инструментальную обработку и этой песни делал тоже наш воронежский музыкант – С. Войлочников…
(МБ «Легендарные концерты» & В. Михайлов-2007)
Следующий отрывок взят из публикации Музыкального бюро «Легендарные концерты», размещённой на сайте «Перевалъ» в 2008 году:
Статья
«ВЕРЬ В СЕБЯ!»
(отрывок)
Из воспоминаний В. Новикова, формального администратора музыкального проекта «А. НЕМЕЦЪ» в 1990 году.
«Вот что рассказывал мне о создании первых двух альбомов сам Влад Воронежский: «Саню временно поселили в Курбатово, под Воронежем. Пришлось ему ездить в город дизелем. Ну и я там у него бывал, прорабатывали вокальную подачу песен и с новыми мелодиями разбирались, которые он делал на наиболее предпочтительные мои тексты. Там же, кстати, потом и «Колонну» отрабатывали, а иногда прямо на пустой платформе, когда дизеля ждали…».
Многие ценители военной песни считают «Колонну» одной из самых сильных песен Афганской тематики. Вот, например, как отзывается о песнях, прозвучавших на фестивале солдатской песни «Виктория-2004», автор публикации «DVD с концертом солдатской песни „Виктория“», взятой на сайте m-music.ru в 2008 году:
Статья
DVD С КОНЦЕРТОМ СОЛДАТСКОЙ ПЕСНИ «ВИКТОРИЯ»
Когда-то давным-давно увлёкся военной музыкой. В нашем городе достать её было весьма проблематично и любимые песни приходилось выкачивать из Интернета. Конечно же, хотелось большего, хотелось увидеть любимых исполнителей вживую, посетить концерт, но об этом приходилось только мечтать.
И вот однажды, в день моего рождения, лучший друг принёс свёрток, по форме напоминающий DVD-бокс. Распечатываю коробку и вижу диск «Концерт солдатской песни «Виктория».
– Где достал?!?
– Места надо знать…
В тот же день сели смотреть. Первое на что обратил внимание, это на состав исполнителей. Здесь и полюбившийся Валерий Петряев и курсанты РВВДКУ «Воздушная академия» и, конечно же, «Голубые Молнии».
Приятным сюрпризом стало присутствие группы «Синева», песни которой найти достаточно проблематично. Живое исполнение гораздо сильнее студийной записи. Каждая строчка «Шестой роты» вонзается в сердце, как пуля, выпущенная из снайперской винтовки. Невольно ощущаешь себя на той злосчастной высоте 776 и чувствуешь ту страшную и тупую безысходность от осознания того, что завтра уже не будет…
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.