
Полная версия
Мерцание света жизни: опыт смены мировосприятия
Несколько дней спустя весьма недружелюбные соседи поставили на нашей самодельной спортивной площадке свой забор. Поделившись с другом этой новостью, в ответ я услышал: «Давай сломаем этот забор, они сами напросились!». В этот момент я осознал, что это и есть возможность узнать о себе больше, и произнес: «А давай!». Несмотря на последовавшие за нашим заборным хулиганством, побои и угрозы, я не выдал своего друга, не согласился с их требованиями заплатить крупную сумму за сломанный забор, а также увидел в глазах одного из тех, кто меня бил, сомнение и замешательство. Ответ на волнующий меня вопрос был получен.
Мой первый опыт влюбленности показал незрелость моих чувств, неспособность бескорыстно любить, ставя интересы любимого выше своих, мое неумение заботиться о другом человеке. Пришло понимание, что разбудить эти чувства и приобрести необходимые навыки я смогу, лишь погрузив себя в те условия, в которых эти качества наиболее востребованы. Работа санитаром в больнице скорой помощи не только помогала проявлять любовь и сострадание, но и тренировала мое внимание, умение быстро включаться в выполнение своих обязанностей даже глубокой ночью, справляться с нестандартным поведением пациентов, заботиться о незнакомых мне людях. Завершая одно из дежурств, мне удалось освободить свое сознание от всего лишнего, ощутив себя здесь и сейчас, остановив ход времени, пусть всего на какое-то мгновение, но я смог почувствовать единство с миром.
Поездки на речку, к водопадам, походы в горы, благодаря моим друзьям, позволили мне ощутить естественную красоту природы, расширили понимание своих физических возможностей, научили преодолевать тяготы путешествий, проникаясь радостным духом приключений. Поднимаясь в гору, я старался всячески превозмогать усталость организма, периодически испытывая желание повернуть обратно, но когда я достигал перевала или вершины, меня переполняло чувство восторга от вида долины, разноцветных озер или почти бескрайнего нагорья, которое воспринималось домом, поскольку в такие минуты душа была открыта для красоты мира и не затуманена мыслями.
В детстве, рассказывая стихотворение на новогоднем утреннике, или отвечая у доски перед одноклассниками, где-то внутри меня сидел страх публичных выступлений, напоминая о себе сильным волнением и неуверенностью. Стремление преодолеть этот страх, в какой-то степени определило мой выбор педагогического ремесла. Кто, как не преподаватель, призван постоянно ловить на себе взгляды студенческой аудитории. Со временем мне стало доставлять удовольствие не только чтение лекций и проведение семинаров, но и выявление способностей и интересов студентов, воодушевляющих их на ответы, решения задач, написание эссе, подготовку научных работ.
Плоды моего профессионального любопытства отражались в журнальных статьях, сборниках конференций, монографиях, а также были мной использованы при подготовке заявки на получение министерского гранта. К нескрываемому удивлению руководства филиала университета, в котором я работал, заявка получила поддержку. Меня пригласили в кабинет директора филиала, в котором его заместитель по науке, не сдерживая эмоции, сказал: «Я же всех предупреждал, что составлять заявку нужно так, чтобы она была только принята к участию в конкурсе, но не победила! Что мы теперь будем делать?!». Директор повернулся ко мне и спросил: «Вы знаете, что делать?». Я уверенно ответил: «Да», став руководителем проекта.
Работа по проекту не только расширила мои творческие устремления, позволив заниматься интересующими меня исследованиями, но и научила организовывать деятельность коллектива, предоставила возможность неоднократно выступать перед большим числом слушателей. Чувство профессиональной реализации повышало энтузиазм и уверенность в своих силах, появилась жажда нового жизненного опыта, которая воплотилась в самостоятельной поездке за границу, не взирая на мой языковой барьер.
Устраиваясь на работу, я приобретал навыки адаптации к новым условиям, обязанностям и людям, постепенно понимая свою роль, личные и профессиональные интересы в их коллективе. Когда мои творческие устремления переставали находить отклик в выполняемой работе, а рутинные обязанности начинали отнимать слишком много времени и сил, то мне предстояло принять не простое решение об увольнении с этого рабочего места. Иногда для принятия такого решения мне требовался небольшой внешний толчок в виде совета друга или другого авторитетного для меня человека. В один из таких поворотных моментов, получив от старшего брата пропуск на пресс-конференцию китайского мастера, я понял, что именно этот авторитетный человек решит мою проблему с увольнением. Так и получилось, меньше чем через год после этой пресс-конференции я уволился со своего первого места работы.
Во многих непростых жизненных ситуациях меня выручало внутреннее чутье, помогающее принять мне верное решение. Прислушавшись к внутреннему голосу, я пошел на третье свидание с девушкой, на котором почувствовал, что готов связать свою жизнь с ней. Через полтора года мы поженились, а спустя еще пару лет появился ребенок, раскрасив мою жизнь невероятно яркими красками, наполнив её новыми испытаниями и незабываемыми светлыми моментами.
В самые тяжелые дни своей жизни, переживая смерть мамы, родных и дорогих мне людей, сквозь внутреннюю боль и опустошенность я чувствовал душевное тепло, которое исходило от близких, а порой и совсем не знакомых мне людей, не только после трагического события, но и перед ним, как будто подготавливая меня заранее. Ощущая внутри глубинную связь, объединяющую людей и события, постепенно стало приходить понимание скрытого за привычными вещами волшебства жизни, выхватывая из памяти, чью-то мысль «есть только два способа прожить жизнь: думать, что чудес не существует, или верить, что кругом одни чудеса». Будучи подростком, я выбрал первый способ, а сейчас отдаю предпочтение второму. Мне не столь важно, чем заниматься в жизни, главное, чтобы моя душа светилась, пробуждая сияние в других.
5. Сияние
Наблюдая эти две столь разные картины своей жизни, я осознал, что нахожусь только на пути к принятию более светлого и глубокого мира, наполненного смыслом, до недавнего времени скрытых, моих устремлений, источников вдохновения и новых возможностей. Пока во мне стали сверкать лишь мгновения иного мировосприятия, открыв не простую дорогу к сиянию этого миропонимания.
Продолжая утром и вечером «слушать себя в тишине», постепенно я стал проникаться каким-то умиротворяющим спокойствием, получая удовольствие от принятия себя и своей жизни. Пришло понимание, что для ощущения внутреннего счастья достаточно убрать из головы все лишние мысли, отвлекающие от восприятия себя здесь и сейчас, в единении со своим дыханием, окружающим пространством, наслаждаясь каждым моментом своего скромного бытия.
Помню, что в детстве достаточно было выбежать во двор, остановиться и почувствовать всем своим существом общий настрой этого небольшого мира, состоящего из солнечных лучей, качающейся в порывах ветра листвы деревьев, тени от облаков на стене дома и асфальте, всевозможных запахов, чтобы понять, чем лучше всего будет сегодня заняться. Сейчас, выходя на улицу, я заметил, что фокус внимания вместо привычного для меня «туннельного», который выхватывал отдельные лица и предметы, пропуская их через фильтр моего настроения, стал другим. Возникло ощущение какой-то густоты и цельности окружающего пространства, создающего определенный контекст для всего, что в нем присутствует, наполняя меня своим особым настроем.
Появилось желание делать то, что считаю нужным, без оглядки на чье-то мнение, без ожидания одобрения, совершать действие за действием в потоке своего устремления, постепенно избавляясь от внутреннего сторонника «правильности чужой точки зрения». Занимаясь каким-либо делом, всегда можно попасть в ловушку корысти, принимая на веру, что ты обязательно должен получить что-то взамен, иначе твое занятие будет обесценено. Но ведь ощущение счастья именно в бескорыстном деянии, это как свет, который наполняет собой все вокруг, доставляя радость не только окружающим, но и своему источнику. Главное, не мешать собственному свету, не окутывать его тучами корысти, а открыться этому сиянию, испытав истинное удовольствие, став свободным от борьбы с самим собой.
Каждый день я стараюсь ценить те крупицы нового поведения, отношения к себе и окружающим людям, которые становятся доступны благодаря более позитивному восприятию своей жизни. Все отчетливее я теперь могу отличить действительно хорошее от плохого, и мне не жаль, что у меня ушло столько времени, чтобы это начать понимать. Один из способов помнить, кто ты есть на самом деле, это не забывать, на кого ты равняешься. С самого детства я восхищался силой добра и могуществом богатырей, а в более зрелом возрасте проникся историями о нелегком жизненном пути искателей истины, праведников и мудрецов, надеясь когда-нибудь встретиться хотя бы с одним из учителей жизни. Я и представить не мог, что с момента появления на свет, я был окружен этими учителями.
Спокойное улыбающееся лицо мамы, которая нежными и уверенными движениями берет меня на руки, прижимая к себе. Казалось, она может не спать сутками, ухаживая за мной и моими братьями, когда мы болели. Где бы я не находился, каким повзрослевшим себя не считал, всегда незримо ощущал ее заботу, переживания, стремление, во что бы то ни стало, оградить меня от всех бед и несчастий. В самых разных жизненных ситуациях свет ее любви согревал, успокаивал своим сердечным теплом.
С ранних лет я чувствовал заботливое внимание тети, невысокой слегка сгорбившейся пожилой женщины с короткими, зачесанными назад седыми волосами. Весь ее образ и неспешная шаркающая походка, олицетворяли какое-то несуетливое и спокойное понимание жизни. Как будто она была за границами куда-то мчащегося внешнего мира, наделенная особым умиротворенным характером, она становилась незаметной, давая свободу нашим играм и шалостям. При этом если возникала опасность, или проявлялась у нас какая-то естественная потребность в чем-то, то она тут же оказывалась рядом.
Будучи ребенком, я ощущал, что от отца исходит мощная энергия, дающая ему возможность решать какие-то серьезные взрослые задачи, редко позволяющие общаться со мной и братьями. Удивляли его настойчивость, какая-то уникальная самобытность, убежденность в своей правоте, конкретность в отстаивании своей позиции, даже вопреки принятым общественным нормам поведения. Внутреннее чувство справедливости, желание называть все своими именами часто приводило отца к конфликтным ситуациям и жизненным проблемам. Много испытав, отец в итоге обрел свое миропонимание, засияв спокойным принятием жизни.
Прабабушка осветила мою подростковую жизнь, переехав к нам после травмы бедра. Пережив три войны, обладая вековым жизненным опытом, она поражала ясностью мысли, спокойным принятием своей старости с ограниченной подвижностью и слабым зрением. Несмотря на то, что несколько лет ее жизненное пространство составляли диван, стол и сделанный отцом рукомойник, создавалось впечатление, что она счастлива и ни в чем больше не нуждается. На все мое озорство она реагировала с неизменным юмором и пониманием, искренне интересуясь моей жизнью, отвечая на вопросы и помогая справиться с моими подростковыми трудностями.
Наибольшим душевным сиянием обладал мой дедушка, освещая жизнь не только родных и близких людей, но и даря внимание, доброту и понимание всем, кто имел счастье с ним познакомиться. С нетерпением я и мои братья ждали встречи с дедушкой, чтобы погулять по улицам, городскому парку или роще, предвкушая невероятное приключение, возможное только благодаря его историям и нашему воображению. Удивляло не только его естественное проявление душевного тепла, открытости, постоянная готовность помочь другим людям, но и какая-то неспособность разозлиться. Верно, что «истина это то, на что смотришь с любовью». Освещая жизнь любовью, дедушка становился проводником этой истины для нас.
Жить в страхе глупо, ведь сияние повсюду: в нас самих, в глазах жены, в улыбке сына, в поддержке друга, в доброте незнакомого человека, в чудесах природы. Главное не прятать от себя это сияние, а впустить в свою жизнь и стать тем, кто светится бескорыстной любовью, даря ее всему окружающему миру, раскрывая это волшебство тусклым и мерцающим звездам.